Ю ракша поле куликово сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Любой художник мечтает после себя оставить серьезное полотно, отражающее тяжелые моменты родины. Эту картину Юрий Ракши посвятил Куликовской битве, а именно о том, как народ объединяется и идет на войну.

В основе данной картины мы видим людей, в число которых включены и старики, и женщины, и даже дети. Они стоят у стен белокаменного города и отправляют своих родных и любимых людей на опасный и кровопролитный поход. Все они понимают, что такие битвы заканчиваются кровопролитием и потерей бойцов, но для защиты своих земель человек сделает все что угодно.

На переднем плане перед нами предстает молодая белокурая женщина. Лицо княгини печальное и грустное. Ведь она тоже провожает своего любимого мужа на серьезную битву, веря в благоприятный исход. Рядом с ней стоит такой же грустный мальчик и девочка, которая тихо сидит на земле. Весь ее вид говорит что в душе у нее очень смешанные чувства, это и радость о рождении будущего ребенка, и горечь утраты любимого человека.

Чуть подальше мы видим московские белокаменные ворота из которых идут, гордо подняв голову, будущие защитники своей родины. На их лицах серьезность и тоска, но весь внешний вид из кольчуги, с пикой и со щитом придают образу уверенности. Эти стены и ворота при первом взгляде, кажется, что они будто возвышаются и уходят в небо, касаясь воздушных облаков.

Очень тяжело воспринимается толпа плачущих женщин, которые на такую войну отправляют и отцов, и мужей, и братьев. Ведь исход войны неизвестен, может дети станут сиротами. Довольно печально изображена девушка в ярко красном сарафане, которая сидя на траве и взявшись за голову сильно и громко рыдает.

После изучения этой картины в душе остается не приятный осадок о том насколько тяжела русская доля. Независимо от нависшей угрозы эта картина нам говорит одно, что перед лицом серьезной опасности весь народ в составе и бедных, и богатых объединится против такого серьезного врага.

Вариант 2

Стоя перед холстом, зритель понимает, что главными героями здесь являются простые люди, которые очень печальны провожая своих родных и близких на поле битвы. Однако они верят в то, что враг будет побежден в этом тяжелом бою и победа обязательно будет на стороне их родного войска. А это очень важно не терять надежду самому и передать ее другому.

Автор полотна очень точно передал выражение и характер людей, которые не по своей воле оказались в такой не простой жизненной ситуации. Это полотно выполнено в очень ярких красках, которые очень хорошо передают волнение героев. Каждый герой, изображенный на этом холсте, по-своему чувствует этот волнующий момент, который запечатлел автор.

Перед глазами зрителя стоит молодая беременная женщина, обнимая сына, они отправили своего мужа и отца на эту войну. Ребенок еще не совсем понимает, какие могут быть последствия этой войны, но ему уже тяжело дается это расставание. За ними зритель видит женщин, одна из которых держа на руках ребенка, прижимает его к себе. По левую руку от девушки стоит на коленях, возможно, чья-то жена или сестра и молиться, что бы все уходящие на войну вернулись живыми в родной дом.

Видно, что все герои на полотне одеты в национальные русские одежды. Автор дает возможность рассмотреть все мелочи, которые украшаю эти наряды и насладиться ими.

Это большое горе собрало всех от мала до велика в одну команду. Они будут вместе молиться, переживать и ждать возвращения своих родных и близких, которые просто обязаны разбить врага и вернуться живыми домой. Они знают, что многие из ушедших погибнут на поле боя и не вернуться домой, и тогда придется оплакивать навернувшихся воинов.

Автор очень четко смог подобрать как цветовые, так и световые ракурсы при помощи которых зритель может сам прочувствовать все происходящее на себе. Он может представить себя на месте каждого из героев и почувствовать все их проблемы и беды, в которые они попали. Зритель может сделать свой вывод, как бы он поступил в такой ситуации. Каждый смотрящий на это полотно хочет, чтобы все провожающие в этот не простой путь воинов дождался их живыми, и что бы больше никогда не было войны.

Сочинения


Проводы ополчения описание картины

Среди убитых горем женщин, мы видим женщину в положении, которая обнимает своего первенца. Она одета в красивые одежды и видно, что она из богатого сословия. Рядом с ней упала на землю вторая женщина, она, в отличие от остальных, без платка. Видимо, он слетел с ее головы, когда она выбегала дабы провести мужчин. Рядом с этой женщиной изображена девочка, которая собирает цветы. Наверное, она хочет подарить их своему отцу, как талисман. Чуть дальше стоят женщины постарше, они уже не плачут, свои слезы они выплакали, ведь, скорее всего, уже не впервые провожают на войну своих мужчин. Эти женщины лишь безмолвно благословляют в путь воинов и молятся, чтобы все они вернулись обратно. Всех их: и богатых, и бедны, простолюдинов и женщин знатного рода, объединило горе, в лице войны.

Художник на своем полотне передал нам всю глубину переживаний того периода, когда мужчинам приходилось идти на Куликово поле, чтобы защитить землю от монголо-татар. Автор позволил нам мысленно вернуться в прошлое, в то время, когда нелегко пришлось нашим предкам, ведь им приходилось жертвовать собой, чтобы мы жили в независимой стране.

А какую оценку поставите вы?

Сочинение-описание картины Ракши Проводы ополчения

Юрий Ракша очень своеобразный и талантливый живописец. Прожил он не долго: всего 43 года, но за время активного периода творчества создал более 200 полотен. Поскольку он работал, как художник, в кинематографе, то и манера его письма очень конкретна, но в тоже время в ней много фантазии.

Идея картины возникла не случайно. Дело в том, что к 600-летию знаменитой битвы русских с ордынцами было принято решение создать полнометражный кинофильм, и Ракша, как художник должен был принять участие в его создании. Конечно, такая перспектива вдохновила его, он начал работать над будущими образами героев и историческим фоном картины и в итоге решился на написание этого полотна.

Из истории все знают, что во времена нашествия кочевников под руководством хана Батыя на Русь, все русские земли были разграблены, дружины князей разбиты, и Русь стала платить дань Золотой Орде. При этом, не смотря на выплату дани, татарские ханы продолжали делать набеги на русские земли, сжигая города и уводили в полон их жителей. Это мешало стабильному экономическому развитию и улучшению уровня жизни населения. Такое положение дел не могло долго продолжаться. Надо было освободиться от ордынского ига.

Руководство борьбой с татаро-монгольским игом возложили на себя московские князья. Сплотив вокруг Москвы некоторое количества княжеств, они поняли, что уже способны противостоять Орде и в 1382 году московский князь Дмитрий решил дать татарам генеральное сражение и двинул свои дружины на Дон.

Они выходят строем из крепостных ворот. Они молчаливы, суровы и полны решимости. Небо на полотне весёлое, голубое. Это придает больше драматизма происходящему событию.

Ратников провожают женщины, дети и старик. Старик слепой. Он опирается на посох и благословляет уходящих на битву мужчин. Провожающие понимают, что не все вернутся из похода. Кому-то придётся полечь на поле брани и их всех объединяет чувство неизбежности происходящего, но эмоции у них разные.

Мальчик стоит понурившись. Ему, наверно, самому хотелось пойти в поход, но он ещё мал для ратных дел. Девочка собирает букетик луговых цветов, чтобы подарить его уходящим воинам. Схватившись за голову, на земле сидит женщина – наверно муж или сын уходят в поход. Старуха смотрит на воинов печально, и наверно думает: сколько их поляжет в сражении.

В центре стоит знатная женщина. Она спокойна и верит в победу русского войска. Она беременна. Рука её лежит на животе, откуда скоро должен появиться новый человек. И он продолжит русский род, чтобы не случилось с уходящим воинством.

Триптих Поле Куликово


Триптих Поле Куликово

Картина была написана в 1980 году, в год смерти художника. Стала картиной, которая, наряду с рядом других произведений, прославила его имя и великолепное мастерство в веках.

История и персонажи

Главные герои:


  1. На первом плане изображён групповой портрет женщин и детей.
  2. Центральной является фигура беременной жены Дмитрия, Евдокии.
  3. Мальчик и девочка рядом с ней — дети князя. Мальчик грустен, рука матери покоится на его плече, а девочка смотрит на воинов с интересом, словно ищет среди них знакомые лица.
  4. Остальные женщины, облаченные в тёмные одежды, плачут, крестятся и крестят проходящих мимо солдат.

Ополченцы, составляющие средний план картины, проходят мимо толпы провожающих стройной колонной. В ней — и всадники, и пехотинцы в железных остроконечных шлемах и кольчугах со знамёнами и копьями в руках. Задний план — белокаменные московские стены, мимо которых протекает широкая река.

Пример сочинения по картине “Проводы ополчения”


Художник Юрий Ракша родился и жил в Уфе, закончил художественное отделение ВГИКа, работал художником во многих фильмах. Он был очень известен, однако при жизни не провел ни одной своей выставки, все они состоялись только после его смерти. Одна из известнейших его картин – триптих “Поле Куликово”. Сочинение по картине “Проводы ополчения”, которая является центральной частью триптиха, задают писать в восьмом классе, когда школьники уже могут осознать значимость и важность сюжета.

Юрий Ракша был очень талантлив, умел писать в разных жанрах, сочетать их, и в этом случае результатом работы были отличные картины. Тема войны смешивалась с исторической. Именно это сочетание занимало в творчестве Юрия Ракши особое место.

Общий план картины


Война – это сложное время для народа, когда умирают невинные люди. В триптихе художник показывает боль и трагедию народа, который прощается с родными, провожая их на войну. Люди объединяются ради защиты границ родины от врагов, желающих разделаться с русским народом и завоевать Русь. Но мы видим, что воины настроены решительно, значит, этого не случится. Перед тем как писать сочинение по картине “Проводы ополчения”, рассмотрите, что показано на разных планах. На переднем стоят люди, провожающие родных. Они огорчены, ведь их близкие идут сражаться, но во взглядах таится надежда и вера, что недруги будут повержены. Художнику отлично удалось показать выражение лиц героев картины, их состояние. И так сразу становится ясен и общий настрой, и характеры народные, и сила духа русского народа. Примечательно, что картина не мрачная, а наполнена светом. Художник использует яркие краски, детали хорошо прорисованы. Окружающую обстановку мы видим глазами героев картины и понимаем, что эта яркость обусловлена их психологическим состоянием.


Описание картины “Проводы ополчения”

На первом плане женщина, ждущая ребенка, дети не понимающие происходящего, старики, уже не раз побывавшие в таких ситуациях и потерявшие своих близких. Юрий Ракша передает атмосферу того времени. Мы можем рассмотреть одежду, быт героев, украшения и другие мелочи. Тех людей сплотило общее горе. Сообща они будут ждать, молиться о своих воинах, надеяться на победу. Конечно, разгромить вражеские полчища будет непросто, люди сгинут, и тогда горе станет общим, все живые будут скорбеть по погибшим. Все это написано на лицах людей на картине.

Особое внимание хочется обратить на беременную женщину, дорого одетую. Судя по ее внешности, сразу понимаешь, что это княгиня. На самом деле, она супруга Дмитрия Донского. На картине женщина обнимает сына левой рукой, а правая лежит на животе, как бы гладя своего еще не рожденного ребенка. В глазах ее надежда, что любимый муж, отец ее детей вернется из сложного боя. А а ведь он – предводитель этого ополчения. Мальчик, которого она обняла, стоит, опустив голову. Он, наверное, понимает, что его отец может и не вернуться из боя. И тогда мальчик останется за старшего и будет оберегать мать и младшего ребенка. Плечом к плечу стоят и знатные люди, и простые крестьяне.

Плечом к плечу

Прямо на земле сидит молодая крестьянка. На ее лице скорбь и отчаяние. Она боится лишиться мужа, ведь он является единственным кормильцем и главой семьи. Возле нее девочка с букетом. На лице ее задумчивость, потому что она еще не понимает ужасов войны. Рядом с женой Донского стоит еще одна женщина, уже не молодая. На лице ее нет слез, только тревога. Возможно, она уже не раз провожала в бой своих близких. Девушка, которая стоит рядом, смотрит вдаль со скорбью.


Второй план

Готовясь к сочинению по картине “Проводы ополчения”, обратите внимание на войско. На втором плане мужчины изображены не так четко, как будто в дымке. Огромное войско идет от ворот Кремля. Лица воинов почти неразличимы, они уже стали одним целым. Горе и страдания объединили людей. Остались женщины с детьми и старики, а мужчины могут и не вернуться. Но сделать ничего нельзя, ведь они защищают своих близких и родину от врагов.

Любимой темой художника Юрия Ракши была история. Картины “Проводы ополчения”, “Благословение на битву” и “Предстояние” составляют триптих. Они считаются лучшими из его работ.

Это один из примеров сочинения по картине “Проводы ополчения”.

Краткая биография Юрия Ракши

Юрий Мефодиевич Ракша родился в 1937 году у простых уфимских рабочих. После раскулачивания семья перебралась в Башкирскую АССР, где и жила до 1950 года.

Отец художника в 1939 году был призван, и до окончания Второй мировой находился на фронте, поэтому мальчик всё детство провёл без него. Помимо учёбы в школе, он с 10 лет занимался в художественном кружке, а летом подрабатывал пастухом, помогая семье в трудное время.

Примерный план сочинения:
1. Дмитрий Донской как центральный персонаж
2. Контраст между нарядами князя и воевод
3. Сила и мощь русского народа
4. Изображение природы как художественная деталь
5. Величие и несокрушимость Руси

Исторически важный момент Куликовской битвы

В отличие от воевод, высокий и молодой Дмитрий одет просто. На нем – светлая рубаха. Серый кафтан подпоясан коричневым поясом. Это облачение простого ратника. Автор подчеркивает, что князь – защитник, который выступает за правое дело. Он обдумывает каждый шаг. От его решений зависит судьба целого народа. Перед главным героем – юноша на коленях. В его руках – меч для великого воина. А за спиной стоит монах с иконой в руках.

Мы видим каждую черточку лица героев, их мимику и жесты. Мужчина в красном плаще уже рвется в бой, и князю приходится сдерживать его. Рядом – седеющий воин в потрепанных доспехах, который часто бывал в боях. Он пристально, без тени страха наблюдает за врагом. А вдалеке полноватый мужчина смотрит на происходящее с беззаботной улыбкой. За спиной Дмитрия воин осматривает окрестности. Никто не опускает глаз, не отворачивается.

Вокруг главного героя собрались вооруженные полки со всех городов и сел. Желтые, красные, серые ряды растворяются в тумане на заднем плане. Их так много, что вместо людей мы видим густую чащу копий и щитов. Конные и пешие войска образовали стройные и несокрушимые ряды. В них чувствуются сила и мощь русского народа.

В иконописи красный цвет символизирует жизнь и жертвенность. Справа мы видим красного коня, который волнуется и пытается встать на дыбы. Служитель едва удерживает животное. Художник подчеркивает, что даже природа поддерживает людей в стремлении к победе. Поодаль, посреди желтого пшеничного поля, можно увидеть смирно стоящую лань. Возможно, она олицетворяет жен, матерей и детей. Они остались в тягостном ожидании в тылу.

Художник изобразил тот переломный и величественный момент, когда все распри внутри страны забываются. И каждый житель готов отдать жизнь за православную веру и Родину. В дневнике Ракша признается, что хотел бы защищать князя со спины 600 лет назад. И готов погибнуть за него.

Вариант 2. Пример подробного сочинения для старших классов

Юрий Ракша – талантливый художник и 20 века, автор масштабных исторических полотен, портретов, жанровых сцен. Он оставил богатое творческое наследие не только в виде живописных работ, но и трудился в мире киноискусства. Ракша был художником-постановщиком на съёмках многих известных фильмов. Он с интересом изучал историю нашей страны и гордился героическим прошлым своей Родины.

Сюжет полотен триптиха повествует о русских людях накануне очень значимой для будущего страны битвы на Куликовом поле в 1380 году. Сражение русского войска с татарским окончилось разгромом последнего. В сюжете мы не видим самой биты. Он показывает события в развитии. Первое полотно повествует о благословении князя Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем. Второе – о готовности мужественных русских воинов к битве и осознании её важности. Третье – о проводах родных людей на кровавую битву.

Автор картины изобразил русских воинов спокойными перед лицом смерти. Они знают, за что готовы погибнуть. Эти непростые времена объединили богатых и бедных. Все осознают свой долг перед Родиной. Войско представлено величественным. Ярко блестят доспехи. Стеной стоят острые копья. Развевается над полем алый стяг с золотым ликом Спасителя. Мужественные лица мужчин говорят о том, что все готовы пожертвовать собой во благо Руси. Автор показал высокое состояние духа воинов.

В каждой части триптиха важную роль играет пейзаж. Мы видим на заднем плане бесконечные дали родной земли. Они богаты лесами, реками, лугами. Необходимо сохранить это богатство, отстоять его от чужих вторжений. Полотна объединяет горизонт. Он подчёркивает духовную сопричастность всего русского народа это великой битве.

Особенности цветовой гаммы полотна в том, что в ней преобладают оттенки красного. Они словно кричат о том, что скоро прольётся море крови. Особенно много красного цвета на центральной картине. Даже головки клевера в траве похожи на капли крови, которая через несколько минут щедро оросит Куликово поле. Художник выбрал единый колорит для всех трёх частей, подчеркнув неразрывность происходящих в разных местах событий.

Автор хотел показать зрителю, какими чертами характера обладает русский народ перед лицом грозного испытания. Мастер особенно подчеркнул мужество и стойкость воинов. Он стремился к тому, чтобы мы почувствовали гордость за героическое прошлое нашего народа.

Мне понравилось картина Юрия Ракши тем, что позволила перенестись в воображении в далёкие времена и почувствовать дух противостояния грозному врагу. Художник прекрасно передал настроение людей, их переживание за судьбу Родины.

В истории Руси особым был период противодействия татарской орде. Фактически на протяжении длительного времени страна пребывала в рабстве. Помимо этого и собственные князья зачастую действовали только в собственных интересах, устраивали междоусобицы, но не думали освобождаться от общего захватчика.

Тем не менее был князь, который сумел оказать огромное воздействие на дальнейшую историю страны. Этим князем был Дмитрий Донской, который оказал отпор орде на Куликовом поле. Именно об этом историческом событии и рассказывает в собственном триптихе художник Ракша.

Картина, по сути, состоит из трех отдельных частей. Каждая часть объединяется общей мыслью и включена в общую канву. При этом саму битву Ракша оставляет как бы за рамками своего повествования, он говорит только о событиях которые предшествовали битве, но тоже имели существенное значение.

Сначала мы видим как Дмитрий Донской получает благословение от Сергия Радонежского. На этой части также изображаются молодой Андрей Рублев и Пересвет, который в дальнейшем окажется одним из основных действующих лиц.

На другой части изображаются проводы, на переднем фоне женщины и дети, которые с тоской смотрят на своих сынов, идущих на битву. Чуть поодаль идет вереница воинов, а за ними располагаются стены белокаменного кремля, который и следует отстоять. Эта часть полна тоски, но также и стоического мужества, с которым воины отправляются для того чтобы выполнить свое дело.

В центральной части триптиха изображение войска под предводительством князя, которому подносят меч. Он вглядывается в даль, остальные воину тоже смотрят туда. Позади стоит огромное войско.

Конечно, картина описывает не только исторические события и конкретных личностей, но также рассказывает и о Руси как таковой. Речь идет о зарождении великой страны о том как появилась настоящая Руси, освобожденная от иноземных захватчиков, преданная православию. Также художник подчеркивает подвиг множества великих людей (святые, воины и просто преданные стране люди), которые позволили сделать такую великую страну, которая развивалась на протяжении веков.

Описание картины Ракши Поле Куликово

Куликовская битва произошла в 1830 году и вошла в русскую историю, как одно из самых значительных ее событий. Во главе русских войск стоял Дмитрий Донской, который вел сражение с татарами под предводительством Мамая. Битва закончилась сокрушительным разгромом татарского войска и стала поворотной точкой в борьбе против монголо-татарского ига.

Драматичность момента подчеркивается красотой солнечного дня, когда голубое небо и яркое солнце резко контрастируют с омраченными скорбью лицами. Ничто не может радовать этих людей, ведь в любую минуту с самыми близкими и родными может произойти беда.

Благодаря произведению Ю.Ракши зритель может погрузиться во времена давних сражений и жестокого противостояния русского народа против монголо-татарского ига. Художнику очень точно удается передать настроение того времени, отразить настоящие эмоции и чувства людей.

Описание настроения картины Ракша - Поле куликово

Популярные сегодня темы

Для того чтобы передать мощь стихии довольно действенным приемом выглядит сравнение ничтожности человека перед мощью этой стихии и Айвазовский пользуется таким способом в картине Буря на Северном море

На картине изображен один из дней уходящей золотой осени. Тихо и почти безветренно. Светит яркое солнце, но оно уже не такое теплое, как летом. В центре картины – большая, просторная и ухоженная веранда с белым столом

При первом взгляде на картину можно увидеть террасу, насквозь промоченную только что прошедшим ливнем. Скамья, пол и все предметы, находящиеся на террасе отражаются в водной глади, как в зеркале.

Это ироничное название картины, как я понимаю. Не спорю, что мальчик, который играет на балалайке, может хорошо музицировать… Но всё-таки виртуоза представляешь на сцене во фраке. Пусть он юн и хрупок, но все мэтры восхищаются им, устраивают овацию

Оригинальное фото картины


На данной уникальной странице предлагаем вам прочитать и бесплатно скачать несколько примеров и образцов готовых сочинений по картине художника Ракши Поле куликово. 5 класс
Данное сочинение-рассуждение и изложение по картине покажет школьнику, как лучше написать итоговое сочинение в школе на уроке. Здесь идет полный разбор картины по плану, а также можно прочитать краткое и полное описание и репортаж по картине знаменитого художника. Большое или краткое сочинение на уроке вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы и готовые изложения по данной картине. Вступление, описание, вывод и заключение в вашем сочинении можно списать из этих примеров, но лучше все таки придумать самостоятельно.

Открытый банк заданий. Русский язык. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. Школа России. 21 век. ГДЗ и Решебник для помощи ученикам и учителям.


Образец и пример краткого сочинения № 1 по картине Ракши Поле куликово. 5 класс . Описание картины с планом

Юрий Ракша — известный советский живописец. За свою жизнь он написал более десяти картин. Некоторые из них хранятся в таких престижных заведениях как Третьяковская художественная галерея. Юрий Ракша также смог сделать вклад в кино. Он был художником постановщиком и подбирал натуру для съемок фильмов.

Благодаря высокому мастерству художника нашему взору открываются сцены, которые полны таких разных, но в то же самое время неразрывных между собой эмоций, как горе, чувство единства, вера в высокое.

Эта тема занимала в творчестве художника особое место. Вот что он писал об этом: «Почему же Куликово поле осталось в веках? Да потому, что здесь утверждалась идея и вера а русскую государственность. Русь поверила в себя. Русь стала Русью. Для себя суть события я увидел именно в высокой духовности народного характера. Не хотелось героев сверхчеловеков, не хотелось иконоподобных, пустоглазых, ничего не выражающих ликов. Если бы битва происходило сегодня, я увидел бы на поле своих друзей, знакомых и незнакомых людей, тех, кто сегодня рядом со мной, — моих современников.

Не хотелось и самого боя, рукопашной, бряцанья оружием, — это скорее удел кинематографа. Я пришел к трехчастной форме картины — триптиху, что даст возможность показать событие многопланово и в развитии. Я вижу своих героев в основные высокодуховные моменты — благословения на битву, проводов ополчения и в момент собирания духа перед битвой — предстояния.

Великое русское войско ранним утром покидает город Москву. Уходят на битву все, кто может держать оружие. На переднем плане мы видим тех, кто остаётся. Это женщины, старики и дети. Они вышли проводить ополчение. Ракша хотел показать единое стремление русских постоять за родную землю. Поднялся весь народ: и опытные воины, и ремесленники, и крестьяне, и торговцы – все, кто мог держать оружие. на переднем плане изображены женщины, старики, дети?
Показав их на переднем плане автор хотел передать их эмоциональное состояние перед судьбоносным сражением. Они любят, верят и поддерживают тех, кто шёл на битву.
Русские воины шли защищать, а не разорять. И в этом их превосходство духовное. В первые минуты знакомства с картиной возникает ощущение тревоги за ратников, сочувствия тем, кто вышел провожать близких… Появляется чувство гордости за свой народ.

Прежде всего наше внимание привлекает молодая женщина в богатых одеждах – видно, боярская или княжеская дочь. Она застыла в величественной позе, в глазах тоска. Одной рукой она обнимает сынишку, пытаясь удержать его от плача. Другая её рука там, где бьётся сердце ещё не рождённого ребёнка.
Молодая женщина, опустившаяся на траву без сил, вызывает жалость. В её облике столько страдания! В отчаянии она прижала руки к голове) .
На картине изображена мать-старуха. Она много повидала на своём веку. У неё выплаканы глаза, отсутствующий взгляд, глубокие скорбные морщины у рта. Многих своих сыновей провожала она на битву. Знает: не все вернутся обратно.

На картине изображена ещё одна женщина-мать. За спиной боярыни изображена мать с ребёнком на руках. Она крепко прижала сына, словно пытается спасти его от невидимого врага). Седой старик в отчаянии от того, что уже не может держать меч, он поднял свой посох, как бы угрожая врагу. Он молится за сынов своих. Раньше он защищал, а теперь его защищают.
Совершенно отличается от других образ женщины, которая молится. Кажется, она молится за всех, а не за конкретного человека.

Читайте также: