Язык слова и язык музыки сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни и романсы, оперы и симфонии. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает ее смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров. Поэтому не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по-особому мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются.

Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки.

Талантливая музыка часто становится новым открытием известного стихотворения, которое продолжает жить своей собственной жизнью так же, как и его музыкальный двойник.

Стихи Пушкина… Кто не восхищался ими? Совершенно особое ощущение вызывает их красота, их певучесть, присущая им поэтичность, одухотворенность. Соприкосновение с ними оставляет ощущение чего-то прекрасного, гармоничного. Сколько раз поэзия Пушкина привлекала и продолжает привлекать композиторов! Сколько сочинений возникло в вязи с ней! Известно около 70 романсов и песен, написанных на тексты поэта при его жизни. А сколько из них сочинено потом? К этому надо добавить произведения других жанров…

Многие крупные композиторы, вдохновленные бессмертными стихами Пушкина, сами создали бессмертные произведения. Среди этих композиторов почетное место принадлежит Глинке.

поэтическое противопоставление двух образов: спокойной ночной природы и взволнованного признания под звуки любовной серенады.

Склонитесь ко мне главою нежной

Этот восточно-пылкий призыв любви быстро сменялся столько же восточным, тихим томлением неги. Совсем иной характер.

Таланты двух корифеев русской культуры Пушкина и Глинки объединены в этом романсе. Возникло произведение, где слово и музыка слились неразрывно настолько, что почти невозможно произнести пушкинские строки и не представить сразу же мысленно музыку Глинки.

Сначала это воспоминание о встрече. Гибкая, пластичная, задушевная мелодия, поддержанная легким аккомпанементом, словно рисует перед нами прекрасный и нежный женский образ.

Композитор следит за каждой мыслью поэта, рисует каждую строку отдельной картиной, не нарушая между тем цельности формы и ее простой пластичности.

буквально передавая в музыке поэтический смысл стихов, минорными и диссонансными гармониями выражают настроение души, темное, печальное, безотрадное.

И вот снова возникает знакомый, милый образ. Это уже не воспоминание, это - встреча! Мелодия, которую мы слышали в начале романса, теперь становится радостно взволнованной, и, кажется, что только так и можно выразить в музыке настроение заключительного четверостишия:

И сердце бьется в упоенье,

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Романсы на стихи Пушкина были написаны в разные годы, и Глинка не объединял их в специальном альбоме. Однако и они по существу составляют высоко художественный цикл, в котором каждый романс стал совершеннейшим музыкальным выражением пушкинской лирики.

Итак, Глинку привлекла русская сказка. Древняя киевская Русь, храбрые витязи, злые и добрые волшебники, чудесные приключения героев воодушевляли фантазию композитора.

Остановимся подробнее на образах героев оперы.

Храбрым витязем представлен Руслан. Освобождая Людмилу из заточения, он проявляет себя героем: смело идет навстречу опасностям, вступает в поединок с злым Черномором. Но в этом героическом образе Глинка раскрывает и другие черты. Это можно увидеть хотя бы на примере его арии из 3-й картины II действия. Руслан в глубоком раздумье на поле боя. Пустынная равнина навевает на него мрачные мысли. Может быть, и ему суждено сложить свою голову в бою с Черномором?… Но Руслан недолго предается мрачным мыслям.

Основная часть арии полна энергии, боевого порыва, решительности:

Другой важный эпизод этой части арии связан с мыслью о Людмиле. Руслан уверен в своей победе над Черномором, в том, что вновь обретет счастье со своей любимой. Музыка здесь полна нежного чувства.

Ария Руслана насыщена разнообразными переживаниями. Глинкой создан живой и богатый человеческий образ. Средствами музыки здесь нарисован выразительный портрет.

Во стольном городе во Киеве,

У великого князя у Владимира

А и было пирование-почестен пир…

Придавая в своей опере первостепенное значение элементам былинно-героического эпоса, Глинка развивает и обогащает образ легендарного певца-сказителя Баяна, которому и Пушкин посвящает в своей поэме стихи:

Но вдруг раздался глас приятный

И звонкий гуслей беглый звук;

Все смолкли, слушают Баяна:

И славит сладостный певец

Людмилу-прелесть и Руслана,

И Лелем свитый им венец.

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой!

Пирующие смолкают; неспешно льется под звуки гуслей речь Баяна:

Про славу Русския земли

Бряцайте, струны золотые, -

Как наши деды удалые

На Царьград войною шли.

Образ Баяна объединяется с собирательным образом народа, богатырский облик которого особенно ярко характеризует заключительная здравница.

Заключает оперу монументальный и вместе с тем стремительно подвижный, ликующий финал. М.Горький справедливо отметил, что ощущение своей исторической устойчивости, законной гордости за себя вдохновило народ на создание былинно-героического эпоса. Оно же было и остается источником неиссякаемого оптимизма всего народного искусства. Глинка с подъемом и воодушевлением передал это неизменное ощущение великого народа в ликующей музыке финала, идея которого выражена заключительными словами оперы:

Да процветает в силе и красе

Наш край родимый в вечны времена!

Музыка всегда оказывала благотворное влияние на человека. Она успокоит и утешит в сложные времена, она развеселит, когда на душе легко, она сблизит людей в танце и совместном пении. Каждый человек находит в мелодии то, что ищет в данную минуту, и его настроение улучшается. Чтобы доказать это утверждение, обратимся к литературе.

Таким образом, музыкальное искусство является источником сил для человека. Оно утешает и поддерживает его, развлекает и ободряет в трудные часы. Мелодия открывает личности тайные богатства ее души, среди которых любовь, отзывчивость, благородство. Она же может вдохновить нас на поиски своего места в мире и на борьбу за лучшее будущее.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №2

Музыка всегда была для человека подспорьем, необходимым для движения вперед. Искусство звуков мотивировало его на борьбу с судьбой и ободряло в самые мрачные времена. Оно же заставляет задуматься о высоких темах и чувствах, помогает вырваться из круговорота суеты и обыденности. Чтобы подтвердить сказанное, приведу литературные примеры.

Таким образом, музыка влияет на человека положительно. Она поднимает его настроение, разгоняет сгустившиеся тучи проблем. Она же вдохновляет его на проявление лучших качеств характера. Ее неземная красота помогает душе воспарить ввысь и очиститься от скверны тоски, гнева, отчаяния. У каждого есть свои любимые песни, способные на чудо.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №3

Музыка – это один из самых трогательных и душевных видов искусства. Она живет в каждом из нас и способна творить чудеса. Прослушивание музыки помогает сосредоточиться, настроиться на определенный лад. Она влияет на наше восприятие мира и на отношение к окружающим.

В наше время существует огромное количество разнообразных музыкальных жанров. Каждый человек отдает предпочтение определенному жанру. Конечно, классическая музыка никогда не выйдет из моды, это искусство, прошедшее испытание временем. Любая музыка способна влиять на человека. Кто-то не может сосредоточиться, и только определенная композиция помогает настроиться на нужный лад. Бывает так, что прослушивание музыки снимает стресс и даже помогает выбраться из тяжелого психологического состояния. Для кого-то звуки музыки – это дверь в счастливое и радостное прошлое, портал в приятные воспоминания и трогательные моменты.

В заключении стоит сказать, что музыка – это великое искусство, способное влиять на души и сердца людей. Музыка играет большую роль в жизни каждого человека, она способна подарить утешение или же вознаградить вдохновением.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №4

В дни войны и в мирные дни человек ищет для себя нечто такое, что поможет ему забыться или, наоборот, придаст сил жить и бороться дальше. Такими врачевательными свойствами обладает один из видов искусства, а именно… музыка.

И в заключение хочу сказать, что чудесная сила музыки благотворно влияет на человека. Только слушать надо настоящую музыку, которая может исцелить от любых недугов сердце и мысли человека.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №5

Как музыка влияет на человека? На этот вопрос каждый дает ответ по разному. Я считаю, что она влияет как положительно так и отрицательно, ведь хорошей музыки сейчас не так много, но есть исключения.

Положительное влияние оказывает в большей степени классическая музыка. Человек, слушая композиции в таком жанре, погружается в себя, в свои мысли. Каждый из нас слушает песни, ориентируясь на свой музыкальный вкус. Кому-то нравится рок, кому-то рэп, кому-то тот же Чайковский или Бетховен. Если вдруг человек проснулся в плохом настроении и включил свою любимую песню, то на душе становится тепло и приятно, и быстро поднимается настроение; хочется начинать новые дела, радоваться новому дню, и просто быть счастливым человеком.

Также можно привести в аргумент известного во всем мире исполнителя MiyaGi. Этот человек творит чудеса. Он залечивает души людей своими песнями. В них очень огромный и глубокий смысл, хотя многие говорят обратное. Я считаю, что этот исполнитель добился того, чего хотел и радует нас своими композициями.

Таким образом, действительно музыка сильно влияет на подсознание человека. Она заставляет задуматься о смысле жизни и помогать людям лечить их души.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №6

Как музыка влияет на людей? Любой вид искусства имеет свои сильные и слабые стороны. Так, книга передаёт какое угодно явление жизни, раскрывает с помощью слов характер героев или создаёт картины природы. Полотна художников то же самое передают своими средствами. С помощью красок чётко возникают пейзажи, люди, окружающая их обстановка. Но я считаю, что именно музыка занимает видное место в системе искусств. Своё мнение хочу подтвердить несколькими примерами.

Вот теперь я отвечу на вопрос: как же музыка влияет на людей? Музыка, не говоря ни слова, не пользуясь красками, способна лишь одним сочетанием звуков вызвать у людей любые переживания, создать настроение, любой образ, она зовёт к раздумьям, восхищает слушателей тем, что из набора звуков рождается прекрасное звучание. Музыка развивает людей, ведь слушатель домысливает недостающее, дорисовывает в своём воображении слышимое.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №7

Как музыка влияет на душевное состояние человека? Этим вопросом задаются многие писатели и публицисты. Не стал исключением и Л.Н.Толстой.

Таким образом, Л.Н.Толстой ставит проблему влияния музыки на состояние души человека. Автор пытается донести до нас мысль о том, что музыка играет большую роль в жизни человека, она отражает наши переживания и сомнения, счастье, влюбленность, скорбь, боль потери — все, что мы только можем чувствовать.

Disclaimer No. 1. В прошлый раз я несколько переусердствовал с набросом, результатом чего стал настолько эпический срач в комментах, что я боюсь туда заглядывать, за что прошу прощенья у всех, кому не ответил. Исправляюсь и привожу одну хорошую и годную статью, которая, вообще-то, писалась для другого ресурса, но там меня больше нет.

Долгое время мне хватало размытого представления о том, что понимание музыки, наверное, есть результат моего воспитания в русле европейской культуры. Однако в какой-то момент я захотел исследовать этот вопрос подробнее и я обратился к научным исследованиям по этому вопросу.

Каково же было мое удивление, когда я обнаружил, что в настоящее время в научном мире происходит настоящая революция, в эпицентре которой находится музыка! Вопрос о роли музыки в эволюции человека и взаимоотношения речи и музыки — одна из самых горячих тем в современной антропологии; между тем, споры эволюционистов, похоже, полностью проходят мимо как профессионалов (музыковедов, исполнителей, композиторов), так и обычных любителей музыки. В данной статье я постараюсь дать обзор тем смелым идеям, которые перевернули представление ученого сообщества о музыке и её функциях в человеческом обществе.

К сожалению, собственно книга Митена в электронном виде недоступна. Есть обрезанная версия в гуглокнигах и множество разнообразных рецензий и обзоров.

Язык и речь

Однако речь — не единственная подобная форма; известно множество и других носителей — например, азбука Морзе, язык глухонемых, язык тамтамов и пр. По-видимому, речь — самый древний из известных носителей языка. Но древнейший ли?

Вопрос о времени возникновения речи — один из самых сложных; геологическая летопись не содержит (и не может содержать) прямых свидетельств о наличии либо отсутствии речи у каких-либо ископаемых предков человека.

Проблема в том, что собственно человек современного типа — Homo Sapiens — появился намного раньше, около 200 тысяч лет назад. По-видимому, все предпосылки для развития речи у сапиенсов были. Если говорить о собственно способности произносить и различать звуки, то полностью развитым голосовым аппаратом обладали уже Homo heidelbergensis (общие предки сапиенсов и неандертальцев, жили примерно 400-600 тысяч лет назад). Более того, считается, что даже Homo ergaster (вероятно, общий предок всех Homo heidelbergensis, неандертальцев и сапиенсов) уже обладал способностью к членораздельной речи — а он жил около двух миллионов лет назад! Таким образом, оценка нижней границы периода возникновения речи у человека простирается на миллионы лет, и никаких надёжных данных здесь нет.

Социум

Тем интереснее подход к вопросу возникновения речи Робина Данбара, который отказывается от попыток определить момент возникновения речи напрямую и рассматривает речь как социальную функцию. Человекообразные обезьяны (и, очевидно, общие предки сегодняшних человекообразных обезьян и человека), в отличие от всех прочих социальных животных, поддерживают социальные связи с полным пониманием того, что другие члены социума — тоже личности, со своим видением мира. Каждый индивид в социуме создает и поддерживает собственную социальную сеть.

(Подробнее о принципиальных отличиях человеческого социума, тесте Энн-Салли и политических манёврах шимпанзе можно прочесть в моей более старой статье.)

Средством поддержания социальной сети у приматов выступает т.н. груминг — ритуальное перебирание и вычёсывание шерсти у других членов стаи. Груминг позволяет выяснить отношение одного индивида к другому, создавать союзы и альянсы.

Что же позволяет человекообразным обезьянам и человеку поддерживать такого рода социальные связи? Приматы и человек выделяются среди других животных значительно большими объёмами мозга — а, конкретнее, размерами неокортекса, новой коры головного мозга. Размер головного мозга человека в 9 раз больше, чем у других млекопитающих сопоставимых размеров.

Наблюдается очевидная прямая зависимость между размерами группы и неокортекса. Между тем, никаких иных явных зависимостей между относительными размерами неокортекса и другими параметрами (массой тела, занимаемой территорией, рационом питания и пр.) обнаружить не удаётся. Поэтому гипотеза о том, что неокортекс нужен приматам и человеку в первую очередь для поддержания социальных связей (чем больше связей приходится одновременно поддерживать, тем более развит неокортекс) выглядит если не вполне доказанной, то, по крайней мере, отлично согласующейся с наблюдаемой действительностью.

Интересно, что, если аппроксимировать этот график, то предположительный размер группы для человека — около 150 индивидов (число Данбара), что согласуется с наблюдаемыми данными о размерах общин примитивных племён. При этом максимальный размер группы для шимпанзе — 50 особей — примерно втрое меньше. Любопытно, что, по наблюдениям Данбара, устойчивый размер разговаривающей группы — 4 человека (большие группы начинают распадаться на несколько независимых разговоров), т.е. посредством речи человек может поддерживать контакт со втрое большим числом собеседников, чем шимпанзе посредством груминга. Возможно, что эти две цифры совпали случайно, но лично мне, вслед за Данбаром, так не кажется.

Саванна

Наши далёкие предки, по всей видимости, вели образ жизни, подобный образу жизни современных человекообразных обезьян — находились, большей частью, на деревьях и питались фруктами, возможно насекомыми или даже мелкими млекопитающими. Однако около 10 миллионов лет назад произошел ряд климатических и экологических изменений, которые в итоге вытеснили предков человека из лесов на равнину.

Большой мозг требует больших энергетических затрат — более питательной и легкоусвояемой пищи. Такой пищей для шимпанзе и других человекообразных обезьян служат фрукты, причем спелые фрукты. Снижение доступности фруктов (как вследствие климатических изменений, так и вследствие конкуренции с другими видами, в частности, макаками, которые способны питаться незрелыми фруктами) заставило большую группу приматов искать другие источники энергии. Человекообразные обезьяны перемещаются к краю лесной зоны и проводят всё больше времени на земле, передвигаясь от одной группы деревьев к другой по равнине. Вероятно, именно это стало причиной развития прямохождения и разделило предков человека, которые начали проводить на равнине значительно больше времени, чем в лесу, и предков нынешних человекообразных обезьян (согласно молекулярно-биологическим данным, отделение горилл от будущей ветви Homo произошло примерно 7 миллионов лет назад, шимпанзе — около 5,4), которые до сих пор предпочитают окраины лесов.

Саванна — не самое безопасное место для обезьян, которые не обладают ни достаточной скоростью для того, чтобы убежать от хищника; ни достаточными размерами для того, чтобы не бояться хищников; ни достаточным вооружением для того, чтобы самим стать хищниками. Предки человека избрали другой способ борьбы с опасностями саванны: действия организованной группой. Хищники редко связываются с большими группами животных. Такая группа сама по себе представляет опасность для обитателей саванны, что открывает для группы новые источники пищи — животного происхождения. Большинство исследователей склоняется к мнению, что далёкие предки человека вряд ли могли организованно охотиться на крупных животных и, скорее, были падальщиками — шумная толпа вполне может отогнать даже не слишком голодного льва от его добычи. Более энергетически выгодная пища позволяет ещё больше увеличить размер мозга — а, следовательно, размер группы. Возникает положительная обратная связь, естественный отбор благоволит особям с большим мозгом, способных жить в больших группах.

Но на этом эволюционном пути возникает ещё одно ограничение, временное. Чем больше размер группы, тем большее количество связей поддерживает каждый индивид и тем большее время он вынужден на это тратить. Шимпанзе и так занимаются грумингом 20% своего времени. Сколько же времени должны были тратить на него предки человека?

Используя данные об объёме мозга и выявленную зависимость между размерами неокортекса и социальной группы, Данбар смог построить вот такой график:


На этом графике по оси y отложено время (в процентах), которое должны были уделять грумингу ископаемые предки человека исходя из размеров их мозга. Видно, что австралопитеки ещё вполне укладываются в критические 20%, Homo habilis — несколько превышает эту черту; но уже живший 1.5 миллиона лет Homo erectus забирается значительно выше, к отметке 30%. Очень маловероятно, что предки человека могли уделять грумингу столько времени — особенно в условиях опасностей саванны, которая требует постоянного внимания.

Следовательно, вывод номер один: Homo erectus (а возможно, даже и Homo habilis) уже обладали иными способами социальной коммуникации помимо физического груминга. И вывод номер два: отсутствие на этом графике резких скачков свидетельствует о том, что никакого внезапного изобретения речи (единой сложной мутации) не было.

Звук и музыка

Сформулируем требования к новому способу социальной коммуникации, которые должны были развить предки человека взамен груминга:

— должен позволять идентифицировать личность;
— должен передавать данные о её социальном статусе, эмоциональном состоянии и, хорошо бы, намерениях;
— должен позволять обмен информацией с несколькими другими индивидами одновременно (за счёт чего и должно сократиться требуемое для поддержания связей время);
— желательно оставлять свободными руки и позволять общаться в тёмное время суток.

Каким же образом наши древние предки могли прийти к вокальному общению? На самом деле, все необходимые предпосылки для этого у них уже были.

В такой какофонии звуков выделять отдельные информационные потоки, разумеется, очень сложно. Поэтому, с одной стороны, бессистемные вокализы должны были со временем структурироваться (по ритму и по высоте звуков); с другой стороны, члены группы должны были со временем выработать умение анализировать очень сложные звуковые потоки.

Структуризация бессистемных мелодий в ходе общения также подтверждена экспериментально.

Иными словами, Митен переместил представления о взаимоотношения речи и музыки с ног на голову (или с головы на ноги, тут уж как посмотреть): вовсе не музыка подражает интонациям речи — речь подражает интонациям музыки! (Ну, точнее, древнего музыкального протоязыка.) И развитие речи началось вовсе не с придумывания слов и составления из них грамматик — а наоборот, целостная музыкальная фраза со временем начала дробиться на части, каждая из которых получала собственное значение.

Музыкальные универсалии

(Большой и очень подробный отчет о формах музыкального творчества огромного количества народностей приведён Жорданией в Who asked first question? — и в результате этого ислледования Жордания делает однозначный вывод о том, что многоголосое пение предшествовало одноголосому и современная западная цивилизация, по сути, в значительной степени утратила навыки многоголосого пения.)

Возможно, что появление вопросительной интонации и было тем шагом, который позволил использовать звуковое общение вместо груминга; наши древние предки начали деятельно интересоваться, что происходит у других членов стаи. Ребёнок в возрасте ~9 месяцев уже понимает вопросительную интонацию и сам способен её воспроизвести — до того, как скажет первое слово и уж, тем более, освоит какие-то синтаксические конструкции, что говорит о том, что вопросительная интонация, вероятно, более древний феномен, чем речь; кроме того, как мы помним, примерно в том же возрасте дети демонстрируют выдающийся музыкальный слух.

Любопытно, что Жордания не исследует другую языковую универсалию — отрицательную интонацию (животные также неспособны к построению отрицательных предложений, а дети осваивают отрицательную интонацию примерно в том же возрасте, что и вопросительную). Полагаю, её появление можно также отследить до наших далёких предков. Вопросы же происхождения других отмеченных универсалий (октавы, неравномерные шкалы, консонансы и диссонансы, простейшие музыкальные формы) — насколько мне известно, никем пока не исследовались.

И что же такое музыка?

Если принять гипотезы Данбара и Митена, то можно определить смысл музыки примерно так: музыка — это большой эмоционально-социальный ребус, составленный из элементов первого мертвого языка в человеческой истории; так же, как проза — это такого же рода ребус, но написанный на разговорном языке. Видимо, поэтому человек нормально воспринимает жанры искусства, в которых герои не говорят, а поют, в том числе на незнакомом языке (опера, мюзикл), или даже вовсе не произносят не слова (балет, вокализы) — поскольку в нашей генетической памяти остались следы нескольких миллионов лет эволюции наших предков, в течение которых музыка была основным и единственным способом общения.

Эмоциональная сфера является важной для полноценного развития школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны управлять собственными эмоциями, чувствовать эмоциональное состояние другого. Творчество и искусство может стать тем самым проводником, который поможет в становлении личности растущего человека.

Язык слов и язык музыки…

На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой.

Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Речь человека – универсальный язык нашего общения между собой. Но не всё можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке.

Музыка, не упоминая ни о чем, может рассказать все. Происходит общение чувств – разговор сердец.

Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на нас. Не случайно песню называют вечным спутником человека.

Приходится сознавать, что зачастую ребята, не понимая истинно прекрасного, что дает нам музыка, увлекаются бессмысленными песнями, весьма далекими от хорошего вкуса, забывают об отечественных традициях вокала и возможностях голосового аппарата петь, а не кричать или шептать, песнями, превращающимися в хаос звуков, режущих слух, разрушающих нервную систему. Пользы от такой музыки никакой – один вред.

Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять?

Как показать школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает чище и благороднее?

Эти проблемы стоят перед преподавателем музыки и заложены в данной программе.

По всей целевой направленности программа нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства.


  • Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • Развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

  • Освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоение знаний о искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

  • Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • Воспитание устойчивого интереса к музыке; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой; эмоционально-ценностного отношения к музыке.

Руководит кружком педагог дополнительного образования Викулова Лолита Викторовна.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу в каждом классе начального звена: это дети 1-4 классов, и старшего звена – дети 5-9 классов.

Всего в году 34 занятия, 272 часа. Состав участников в кружке - не более 12 человек.

Развивающая цель:

Стремиться к самостоятельному творчеству, к саморазвитию.


  1. Дать верное направление музыкально-эстетическим запросам детей.

  2. Непосредственно общаться с музыкальным искусством, постигая закономерности его развития.

Индивидуально-личностное развитие детей, их интересов, мотивов через развитие творческих способностей и освоение практических способов деятельности.

Читайте также: