Язык художественной литературы сочинение в жанре письма
Обновлено: 30.06.2024
Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше — не худо ещё в юные годы — о своём детстве, например .
В практике преподавания русского языка и литературы в средней школе накоплен опыт написания различных видов сочинений. В последние годы жанры творческих работ стали обновляться и появились сочинения в жанре эссе, эпистолярного жанра, сочинение-анализ эпизода, сочинение- анализ стихотворения и многое другое .
Хочу обратить внимание на жанр, который в практике преподавания используется редко, — сочинение в жанре дневниковых записей. Дневник -это такая форма повествования от 1-го лица в виде повседневных или периодических записей о событиях текущей жизни. Дневниковая запись, как правило, делается после событий, которые произошли, реже - перед событиями, которые произойдут. Этот жанр широко использовался писателями и поэтами: они вели личные дневники и использовали этот прием в своих художественных произведениях. Однако и современные школьники (особенно девочки) ведут дневники, записывают в них те или иные текущие события своей жизни.
Сочинения в жанре дневниковых записей могут быть разных видов:
• дневник, написанный от лица очевидца событий (возможно, придуманного учеником);
• дневник, ведущийся от лица литературного героя;
• дневниковые записи от лица ученика, который постепенно осваивает какое-либо произведение или изучает творчество писателя.
Сочинения в жанре писем тоже имеют несколько видов:
• письмо от лица ученика своему родственнику, подруге, другу и т. д.;
• письмо от лица литературного героя.
Дневник и письмо от лица литературного героя совпадают в том, что это сочинения-стилизации. Здесь важны два момента:
ученик должен хорошо знать текст: сюжет, причинно-следственные связи в произведении, понимать поступки героя, уметь их мотивировать;
от ученика требуется хорошее понимание психологии героя: ему необходимо вжиться в характер персонажа, понять его образ мыслей и суметь их передать, т. е. нужно овладеть стилем чужой речи.
Пишущий должен жить, думать, действовать в соответствии с логикой жизни героя в художественном произведении, логикой развития сюжета и композиции. В этом жанре сочинений и проявляется способность к перенесению, сформированная в детской игре. Важно только, чтобы нетрадиционность жанра не увлекла сочинителя настолько, что ради формы он будет готов поступиться содержанием
Н.Н. Носов Дневник Коли Синицына / Н. Н. Носов; худож. В. А. Дугин. - М.: Мир искателя, 2001. - 158 с.: ил. -
Весёлая и поучительная история про отличника Колю, решившего завести дневник, чтобы записывать в него умные мысли и интересные события, которые произойдут с ним летом. Сначала ничего интересного не случалось, но потом ребята из Колиного класса решили организовать свою пасеку и разводить пчёл. Для этого надо было выехать на дачу, за город.
И здесь начинаются приключения.
А. Навальда 35 кило надежды: роман /А. Гавальда; пер. с фр. Н. О. Хотинская; худож. А. Сучкова. - М.: Аст; Астрель, 2010. - 127 с.: ил.
Дневник 13-летнего мальчика. Поэтичная притча о семье, о любви и преданности. О том, что мечты могут и должны сбываться. Решая "детские" проблемы, герой ищет и находит выход, да так, что взрослым впору у него поучиться.
С. Лубенец Дневник первой любви: повесть / С. Лубенец. - М.: Эксмо, 2009. - 155 с.
- (Роман для девочек).
У девятиклассницы Кати Максимовой нет закадычной подружки, с которой можно поговорить по душам. Зато есть дневник. Только ему Катя доверяет свои тайны, даже самую главную - о том, что она влюблена.
Ещё одна книжка автора: Лубенец, С. Любовь online: повесть / С. Лубенец. - М.: Эксмо, 2011. - 155 с.- (Дневник первой любви).
Анализ дневниковых записей стал основой для заполнения таблицы
Указать число, год, иногда время суток.
Запись ведется от 1 лица на основе личных впечатлений
Монологичность, отрывочность мыслей, краткость записей, наличие односоставных и восклицательных предложений
Далее я обратила внимание обучающихся на то, что дневниковая запись является текстом: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания и т.д. Запись в дневнике может иметь свободную форму:
исповедь-самооценка своей деятельности;
анализ событий дня и собственного поведения;
размышление над увиденным и услышанным.
2. Особенности письма как эпистолярного жанра
3. Работа со словарём
4. В. И. Даль С. И. Ожегов
5. История возникновения письменности
6. История возникновения письменности
7. История возникновения письменности
8. Адресат и адресант Паронимы – разные по смыслу, но близкие по звучанию слова. Сходство паронимов может привести к ошибкам в
9. Памятка по правильному оформлению конверта
1.
2.
3.
4.
5.
Фамилия, имя,
отчество адресата
(в Дат.п.).
.
Дом, квартира.
Улица, переулок.
Город, посёлок.
Область, район.
Кому: Ярославцевой
Ольге Петровне
Куда: д. 21, кв. 45,
ул. Зорге,
г. Зерноград,
Ростовской
области.
10. Типы писем
В культурно оформленном письме выделяют основные части:
•Дата – пишется в правом верхнем углу первой страницы;
•Обращение – располагается посередине листа, диктуется
этическими нормами. Каковы ваши взаимоотношения с
адресатом, таково и обращение;
•Вступление - начинается разнообразно: с какой-нибудь
любезности, пожелания или извинения;
•Основной текст – изложение о предметах, интересующих
адресата;
•Заключение – изъявление чувства преданности, почтения,
формула вежливости и собственноручная подпись;
•Постскриптум (лат. – после написанного). При законченном
уже письме бывает, иногда вспоминается то, что в него не
вошло, а упомянуть непременно следует. Тогда в конце
письма, обыкновенно под подписью, ставится знак P/S или
N/B и за ним приписывается забытое.
Основные правила написания письма:
1.Мысли должны быть хорошо продуманы и логически выстроены,
тщательно подобраны слова и фразы;
2.Важно дать верный тон своему письму, т. е. уметь сообразоваться
с возрастом; с уважением, с душевным состоянием лиц, к которым
мы пишем. Писать нужно просто, задушевно.
3.Почерк должен быть разборчивым, аккуратным, исключающим
неправильное прочтение слова.
4.Невежливо отправлять письма с грамматическими ошибками.
5.Ни в коем случае нельзя писать письма карандашом – худшего
проявления невоспитанности вряд ли можно придумать.
План письма
1. Дата.
2. Приветствие, обращение.
3. Изложение того, что хочешь написать.
4. Заключение.
5. Подпись.
14. Письмо № 1 Письмо М.А.Шолохова земляку Георгию Астахову
Дорогой станичник!
Что же ты молчишь? Когда твой отпуск?
Когда приедете с Наташей в Вёшенскую?
Мы все ждём и будем искренне рады
вашему приезду.
И рыба ловится, и птицы много в степи и
на озёрах. А тут ещё арбузы и дыни
поспеют. Не житьё, а сплошная
масленица.
Срочно напиши, когда вас ждать, чтобы
я был дома и, как водится, встречал у
ворот. Мария Петровна кланяется, а я
крепко жму руку. Ждём письма.
М.Шолохов. 17.08.35. г. Вёшенская.
15. Письмо № 2
Уважаемый Вадим Егорович!
Транспорт прибыл 21.01.96. Просим
подтвердить дату отправки и наличие
сопроводительных документов.
С уважением Барабин Е.Л.
16. Структура письма
Основные
части письма
Содержание
Речевые клише
1.Место и дата
написания
2.Приветствие
Зачин
3.Обращение
Здравствуйте!Добрый
день! Шлю тебе
привет! Приветствую
тебя!
Дорогой (милый,
родной, любимый
мой)..
Имя и все его формы
(Маша, Наташенька…)
Друг, мамочка,
коллега…
Концовка
1.Итоговые фразы:
-просьба писать;
-предположение, что
переписка будет
регулярной;
-благодарности;
-приветы и
прощание;
-уверения в
уважении, дружбе,
любви
2.Подпись
3.PS
C глубоким
(искренним)
уважением…
Уважающий Вас…
Ваш…
Всегда Ваш…
Любящий тебя…
До свидания!
До скорого свидания!
Всего хорошего!
Письмо № 3
Село Блины-Съедены
Дорогой Соседушка.
Максим. (забыл как по батюшке, извените великодушно!)
Извените и простите меня старого старикашку и нелепую
душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить
своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел
как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству
со мной мелким человечком, а я все еще не знаю Вас, а Вы
меня стрекозу жалкую не знаете. Я бы сам к Вам поехал, да
конфузлив очень и смелости не хватает. Извените меня
негодника за беспокойство,
Остаюсь уважающий Вас Войска Донского отставной урядник
из дворян, ваш сосед
Василий Семи-Булатов
21. Проверь себя!
Село Блины-Съедены.
Дорогой соседушка!
Максим. (забыл, как по батюшке, извините великодушно!).
Извините и простите меня, старого старикашку и нелепую
душу человеческую, за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить
своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год
прошел, как Вы изволили поселиться в нашей части света
по соседству со мной, мелким человечком, а я все еще не
знаю Вас, а Вы меня, стрекозу жалкую, не знаете. Я бы сам
к Вам поехал, да конфузлив очень и смелости не хватает.
Извините меня, негодника, за беспокойство.
Остаюсь уважающий Вас Войска Донского отставной
урядник из дворян, ваш сосед Василий Семи-Булатов.
22. Памятка по написанию письма
1. Текст письма состоит из:
А) двух частей;
Б) трёх частей;
В) четырёх частей.
2. Адресант – это:
А) отправитель;
Б) получатель;
В) посредник.
3. Подписывая конверт, после
ФИО мы указываем:
А) город;
Б) улицу;
В) дом, квартиру.
4. Деловое письмо мы отправляем:
А) другу;
Б) бабушке;
В) в организацию.
25. Домашнее задание НАПИСАТЬ ОДНО ПИСЬМО НА ВЫБОР
Письмо Президенту.
Письмо другу. Яркое событие моей жизни.
Моему учителю.
Письмо моей семье.
Хочу рассказать тебе о своём родном
крае.
Письмо ветерану.
Слайд 2: Особенности письма как эпистолярного жанра
Слайд 3: Работа со словарём
Слайд 4: В. И. Даль С. И. Ожегов
Слайд 5: История возникновения письменности
Слайд 6: История возникновения письменности
Слайд 7: История возникновения письменности
Слайд 8: Адресат и адресант Паронимы – разные по смыслу, но близкие по звучанию слова. Сходство паронимов может привести к ошибкам в речи
Слайд 9: Памятка по правильному оформлению конверта
Кому : Ярославцевой Ольге Петровне Куда : д. 21, кв. 45, ул. Зорге, г. Зерноград, Ростовской области. . Фамилия, имя, отчество адресата (в Дат.п.). Дом, квартира. Улица, переулок. Город, посёлок. Область, район.
Слайд 10: Типы писем
Деловые (официальные) Частные (неофициальные)
Слайд 11
В культурно оформленном письме выделяют основные части: Дата – пишется в правом верхнем углу первой страницы; Обращение – располагается посередине листа, диктуется этическими нормами. Каковы ваши взаимоотношения с адресатом, таково и обращение; Вступление - начинается разнообразно: с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения; Основной текст – изложение о предметах, интересующих адресата; Заключение – изъявление чувства преданности, почтения, формула вежливости и собственноручная подпись; Постскриптум (лат. – после написанного). При законченном уже письме бывает, иногда вспоминается то, что в него не вошло, а упомянуть непременно следует. Тогда в конце письма, обыкновенно под подписью, ставится знак P/ S или N / B и за ним приписывается забытое.
Слайд 12
Основные правила написания письма: 1.Мысли должны быть хорошо продуманы и логически выстроены, тщательно подобраны слова и фразы; 2.Важно дать верный тон своему письму, т. е. уметь сообразоваться с возрастом; с уважением, с душевным состоянием лиц, к которым мы пишем. Писать нужно просто, задушевно. 3.Почерк должен быть разборчивым, аккуратным, исключающим неправильное прочтение слова. 4.Невежливо отправлять письма с грамматическими ошибками. 5.Ни в коем случае нельзя писать письма карандашом – худшего проявления невоспитанности вряд ли можно придумать.
Слайд 13
План письма 1. Дата. 2. Приветствие, обращение. 3. Изложение того, что хочешь написать. 4. Заключение. 5. Подпись.
Слайд 14: Письмо № 1 Письмо М.А.Шолохова земляку Георгию Астахову
Дорогой станичник! Что же ты молчишь? Когда твой отпуск? Когда приедете с Наташей в Вёшенскую? Мы все ждём и будем искренне рады вашему приезду. И рыба ловится, и птицы много в степи и на озёрах. А тут ещё арбузы и дыни поспеют. Не житьё, а сплошная масленица. Срочно напиши, когда вас ждать, чтобы я был дома и, как водится, встречал у ворот. Мария Петровна кланяется, а я крепко жму руку. Ждём письма. М.Шолохов. 17.08.35. г. Вёшенская.
Памятка по правильному оформлению конверта Кому: Ярославцевой Ольге Петровне Куда: д. 21, кв. 45, ул. Зорге, г. Зерноград, Ростовской области.
Письмо № 1 Письмо М.А.Шолохова земляку Георгию Астахову Дорогой станичник! Что же ты молчишь? Когда твой отпуск? Когда приедете с Наташей в Вёшенскую? Мы все ждём и будем искренне рады вашему приезду. И рыба ловится, и птицы много в степи и на озёрах. А тут ещё арбузы и дыни поспеют. Не житьё, а сплошная масленица. Срочно напиши, когда вас ждать, чтобы я был дома и, как водится, встречал у ворот. Мария Петровна кланяется, а я крепко жму руку. Ждём письма. М.Шолохов. 17.08.35. г. Вёшенская.
Письмо № 2 Уважаемый Вадим Егорович! Транспорт прибыл 21.01.96. Просим подтвердить дату отправки и наличие сопроводительных документов. С уважением Барабин Е.Л.
Проверь себя! Село Блины-Съедены. Дорогой соседушка! Максим. (забыл, как по батюшке, извините великодушно!). Извините и простите меня, старого старикашку и нелепую душу человеческую, за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел, как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству со мной, мелким человечком, а я все еще не знаю Вас, а Вы меня, стрекозу жалкую, не знаете. Я бы сам к Вам поехал, да конфузлив очень и смелости не хватает. Извините меня, негодника, за беспокойство. Остаюсь уважающий Вас Войска Донского отставной урядник из дворян, ваш сосед Василий Семи-Булатов.
Домашнее задание НАПИСАТЬ ОДНО ПИСЬМО НА ВЫБОР Письмо Президенту. Письмо другу. Яркое событие моей жизни. Моему учителю. Письмо моей семье. Хочу рассказать тебе о своём родном крае. Письмо ветерану.
Письмо существовало как особый литературный жанр уже в античные времена и достигло своего расцвета в XVIII веке.
Эпистолярная форма — композиционная форма художественных произведений, построенных в виде переписки двух или нескольких лиц. Это редкое явление в литературе, и в последнее время эпистола почти вышла из употребления. К эпистолярной форме относятся послания, письма, через которые человек может выразить себя.
С умением писать личные письма учащиеся знакомятся в 5 классе.
Чтобы правильно решить вопрос о содержании и последовательности обучения написанию сочинений в жанре письма, необходимо знать, как подготовлены учащиеся средних классов и с какими трудностями они могут столкнуться. Если не усвоена специфика более простого вида письма (личного), нельзя переходить к более сложному виду.
Письмо – это разговор с отсутствующим. В письме мысли и чувства одного лица выражаются явно, а другого – предполагаются. Письма нужны для того, чтобы передать какую-либо информацию, люди сообщают друг другу о самых разных вещах: о своём здоровье и настроении, о погоде и происходящих событиях. Они обращаются друг к другу с просьбами или пожеланиями, задают вопросы и отвечают на них, выражают радость и сочувствие, делятся своими мыслями по каким-либо поводам.
Для эпистолярного жанра характерны наличие обращений, вводных слов, риторических вопросов, местоимений, кратких и понятных фраз, а также этот жанр отличают особая индивидуальная манера пишущего и эмоциональность.
План письма.
2. Приветствие, обращение.
3. Изложение того, о чём хочешь сообщить. Вопросы о том, что хочешь узнать.
Используемая литература:
1. Кошелева А.Ф., Царёва Н.Н. Система обучения сочинениям разных жанров. Методические рекомендации. УИПК ПРО, 2006, с. – 62.
Особенности обучения учащихся изложению и сочинению в начальных классах
. Этапы . Изучение литературы по написанию сочинений и изложений разных видов (методической, научной). . Разработка и проведение уроков по написанию сочинений и изложений. . Обобщение материала. Структура 1. Психолого-педагогические основы обучения сочинению и изложению в начальной школе .1 Характеристика жанров сочинений и изложений Сочинения как устные (то есть .
3. Лихтенштейн Е. С. и др. Теория и практика редактирования. – М., 1964.
[2] Лихтенштейн Е. С. и др. Теория и практика редактирования. – М., 1964, с. 12.
| | следующая лекция ==> |
| |
Примеры похожих учебных работ
Обучение сочинениям разных жанров
. литературного кружка. Прежде всего была составлена программа: “Обучение сочинениям различных жанров”, рассчитанная на учебный год. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа “Обучение сочинениям разных жанров” рассчитана на 102 часа. Она содержит и серьезные .
. исследовательские умения; вырабатывать умение собирать материал для сочинения; подбирать эпиграф, цитаты; развивать интерес к русскому языку, творческие способности. Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для .
Прием автокомментария в очерке Гоголя «Четыре письма к разным лицам по поводу .
План-конспект русского языка в 6 классе : «Обучение сочинению-рассуждению с .
Пишем сочинения в разных жанрах Маршрутный лист Классификация жанров Заметка Репортаж .
. интервью. И вам спасибо. Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа! Похожие сочинения на тему: . это и есть метамодернизм. Написать интервью на любую тему. 7 класс. Вчера в редакцию .
Совершенствование речевых умений младших школьников при работе над разными жанрами .
Читайте также: