Язык художественной литературы сочинение в жанре письма

Обновлено: 30.06.2024

Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ве­дите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше — не худо ещё в юные годы — о своём детстве, например .

В практике преподавания русского языка и литературы в средней школе накоплен опыт написания различных видов сочинений. В последние годы жанры творческих работ стали обновляться и появились сочинения в жанре эссе, эпистолярного жанра, сочинение-анализ эпизода, сочинение- анализ стихотворения и многое другое .

Хочу обратить внимание на жанр, который в практике преподавания используется редко, — сочинение в жанре дневниковых записей. Дневник -это такая форма повествования от 1-го лица в виде повседневных или периодических записей о событиях текущей жизни. Дневниковая запись, как правило, делается после событий, которые произошли, реже - перед событиями, которые произойдут. Этот жанр широко использовался писателями и поэтами: они вели личные дневники и использовали этот прием в своих художественных произведениях. Однако и современные школьники (особенно девочки) ведут дневники, записывают в них те или иные текущие события своей жизни.

Сочинения в жанре дневниковых записей могут быть разных видов:

• дневник, написанный от лица очевидца событий (возможно, придуманного учеником);

• дневник, ведущийся от лица литературного героя;

• дневниковые записи от лица ученика, который постепенно осваивает какое-либо произведение или изучает творчество писателя.

Сочинения в жанре писем тоже имеют несколько видов:

• письмо от лица ученика своему родственнику, подруге, другу и т. д.;

• письмо от лица литературного героя.

Дневник и письмо от лица литературного героя совпадают в том, что это сочинения-стилизации. Здесь важны два момента:

ученик должен хорошо знать текст: сюжет, причинно-следственные связи в произведении, понимать поступки героя, уметь их мотивировать;

от ученика требуется хорошее понимание психологии героя: ему необходимо вжиться в характер персонажа, понять его образ мыслей и суметь их передать, т. е. нужно овладеть стилем чужой речи.

Пишущий должен жить, думать, действовать в соответствии с логикой жизни героя в художественном произведении, логикой развития сюжета и композиции. В этом жанре сочинений и проявляется способность к перенесению, сформированная в детской игре. Важно только, чтобы нетрадиционность жанра не увлекла сочинителя настолько, что ради формы он будет готов поступиться содержанием

Н.Н. Носов Дневник Коли Синицына / Н. Н. Носов; худож. В. А. Дугин. - М.: Мир ис­кателя, 2001. - 158 с.: ил. -

Весёлая и поучительная история про отличника Колю, решившего завести дневник, чтобы записывать в него умные мысли и интересные события, ко­торые произойдут с ним летом. Сначала ничего интересного не случалось, но потом ре­бята из Колиного класса решили организовать свою пасеку и разводить пчёл. Для этого надо было выехать на дачу, за город.

И здесь начинаются приключения.

А. Навальда 35 кило надежды: роман /А. Гавальда; пер. с фр. Н. О. Хотинская; худож. А. Сучкова. - М.: Аст; Астрель, 2010. - 127 с.: ил.

Дневник 13-летнего мальчика. Поэтичная притча о семье, о любви и пре­данности. О том, что мечты могут и должны сбываться. Решая "детские" проблемы, герой ищет и находит выход, да так, что взрослым впору у него поучиться.

С. Лубенец Дневник первой любви: повесть / С. Лубенец. - М.: Эксмо, 2009. - 155 с.

- (Роман для девочек).

У девятиклассницы Кати Максимовой нет закадычной подружки, с которой можно поговорить по душам. Зато есть дневник. Только ему Катя доверяет свои тайны, даже самую главную - о том, что она влюблена.

Ещё одна книжка автора: Лубенец, С. Любовь online: повесть / С. Лубе­нец. - М.: Эксмо, 2011. - 155 с.- (Дневник первой любви).

Анализ дневниковых записей стал основой для заполнения таблицы

Указать число, год, иногда время суток.

Запись ведется от 1 лица на основе личных впечатлений

Монологичность, отрывочность мыслей, краткость записей, наличие односоставных и восклицательных предложений

Далее я обратила внимание обучающихся на то, что дневниковая запись является текстом: повествование с элементами рассуждения, рассуждение с элементами описания и т.д. Запись в дневнике может иметь свободную форму:

исповедь-самооценка своей деятельности;

анализ событий дня и собственного поведения;

размышление над увиденным и услышанным.

2. Особенности письма как эпистолярного жанра

3. Работа со словарём

4. В. И. Даль С. И. Ожегов

5. История возникновения письменности

6. История возникновения письменности

7. История возникновения письменности

8. Адресат и адресант Паронимы – разные по смыслу, но близкие по звучанию слова. Сходство паронимов может привести к ошибкам в

9. Памятка по правильному оформлению конверта

1.
2.
3.
4.
5.
Фамилия, имя,
отчество адресата
(в Дат.п.).
.
Дом, квартира.
Улица, переулок.
Город, посёлок.
Область, район.
Кому: Ярославцевой
Ольге Петровне
Куда: д. 21, кв. 45,
ул. Зорге,
г. Зерноград,
Ростовской
области.

10. Типы писем

В культурно оформленном письме выделяют основные части:
•Дата – пишется в правом верхнем углу первой страницы;
•Обращение – располагается посередине листа, диктуется
этическими нормами. Каковы ваши взаимоотношения с
адресатом, таково и обращение;
•Вступление - начинается разнообразно: с какой-нибудь
любезности, пожелания или извинения;
•Основной текст – изложение о предметах, интересующих
адресата;
•Заключение – изъявление чувства преданности, почтения,
формула вежливости и собственноручная подпись;
•Постскриптум (лат. – после написанного). При законченном
уже письме бывает, иногда вспоминается то, что в него не
вошло, а упомянуть непременно следует. Тогда в конце
письма, обыкновенно под подписью, ставится знак P/S или
N/B и за ним приписывается забытое.

Основные правила написания письма:
1.Мысли должны быть хорошо продуманы и логически выстроены,
тщательно подобраны слова и фразы;
2.Важно дать верный тон своему письму, т. е. уметь сообразоваться
с возрастом; с уважением, с душевным состоянием лиц, к которым
мы пишем. Писать нужно просто, задушевно.
3.Почерк должен быть разборчивым, аккуратным, исключающим
неправильное прочтение слова.
4.Невежливо отправлять письма с грамматическими ошибками.
5.Ни в коем случае нельзя писать письма карандашом – худшего
проявления невоспитанности вряд ли можно придумать.

План письма
1. Дата.
2. Приветствие, обращение.
3. Изложение того, что хочешь написать.
4. Заключение.
5. Подпись.

14. Письмо № 1 Письмо М.А.Шолохова земляку Георгию Астахову

Дорогой станичник!
Что же ты молчишь? Когда твой отпуск?
Когда приедете с Наташей в Вёшенскую?
Мы все ждём и будем искренне рады
вашему приезду.
И рыба ловится, и птицы много в степи и
на озёрах. А тут ещё арбузы и дыни
поспеют. Не житьё, а сплошная
масленица.
Срочно напиши, когда вас ждать, чтобы
я был дома и, как водится, встречал у
ворот. Мария Петровна кланяется, а я
крепко жму руку. Ждём письма.
М.Шолохов. 17.08.35. г. Вёшенская.

15. Письмо № 2

Уважаемый Вадим Егорович!
Транспорт прибыл 21.01.96. Просим
подтвердить дату отправки и наличие
сопроводительных документов.
С уважением Барабин Е.Л.

16. Структура письма

Основные
части письма
Содержание
Речевые клише
1.Место и дата
написания
2.Приветствие
Зачин
3.Обращение
Здравствуйте!Добрый
день! Шлю тебе
привет! Приветствую
тебя!
Дорогой (милый,
родной, любимый
мой)..
Имя и все его формы
(Маша, Наташенька…)
Друг, мамочка,
коллега…

Концовка
1.Итоговые фразы:
-просьба писать;
-предположение, что
переписка будет
регулярной;
-благодарности;
-приветы и
прощание;
-уверения в
уважении, дружбе,
любви
2.Подпись
3.PS
C глубоким
(искренним)
уважением…
Уважающий Вас…
Ваш…
Всегда Ваш…
Любящий тебя…
До свидания!
До скорого свидания!
Всего хорошего!

Письмо № 3
Село Блины-Съедены
Дорогой Соседушка.
Максим. (забыл как по батюшке, извените великодушно!)
Извените и простите меня старого старикашку и нелепую
душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить
своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел
как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству
со мной мелким человечком, а я все еще не знаю Вас, а Вы
меня стрекозу жалкую не знаете. Я бы сам к Вам поехал, да
конфузлив очень и смелости не хватает. Извените меня
негодника за беспокойство,
Остаюсь уважающий Вас Войска Донского отставной урядник
из дворян, ваш сосед
Василий Семи-Булатов

21. Проверь себя!

Село Блины-Съедены.
Дорогой соседушка!
Максим. (забыл, как по батюшке, извините великодушно!).
Извините и простите меня, старого старикашку и нелепую
душу человеческую, за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить
своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год
прошел, как Вы изволили поселиться в нашей части света
по соседству со мной, мелким человечком, а я все еще не
знаю Вас, а Вы меня, стрекозу жалкую, не знаете. Я бы сам
к Вам поехал, да конфузлив очень и смелости не хватает.
Извините меня, негодника, за беспокойство.
Остаюсь уважающий Вас Войска Донского отставной
урядник из дворян, ваш сосед Василий Семи-Булатов.

22. Памятка по написанию письма

1. Текст письма состоит из:
А) двух частей;
Б) трёх частей;
В) четырёх частей.
2. Адресант – это:
А) отправитель;
Б) получатель;
В) посредник.
3. Подписывая конверт, после
ФИО мы указываем:
А) город;
Б) улицу;
В) дом, квартиру.
4. Деловое письмо мы отправляем:
А) другу;
Б) бабушке;
В) в организацию.

25. Домашнее задание НАПИСАТЬ ОДНО ПИСЬМО НА ВЫБОР

Письмо Президенту.
Письмо другу. Яркое событие моей жизни.
Моему учителю.
Письмо моей семье.
Хочу рассказать тебе о своём родном
крае.
Письмо ветерану.

Слайд 2: Особенности письма как эпистолярного жанра

Особенности письма как эпистолярного жанра

Слайд 3: Работа со словарём

Работа со словарём

Слайд 4: В. И. Даль С. И. Ожегов

В. И. Даль С. И. Ожегов

Слайд 5: История возникновения письменности

История возникновения письменности

Слайд 6: История возникновения письменности

Слайд 7: История возникновения письменности

История возникновения письменности

Слайд 8: Адресат и адресант Паронимы – разные по смыслу, но близкие по звучанию слова. Сходство паронимов может привести к ошибкам в речи

Адресат и адресант Паронимы – разные по смыслу, но близкие по звучанию слова. Сходство паронимов может привести к ошибкам в речи.

Слайд 9: Памятка по правильному оформлению конверта

Кому : Ярославцевой Ольге Петровне Куда : д. 21, кв. 45, ул. Зорге, г. Зерноград, Ростовской области. . Фамилия, имя, отчество адресата (в Дат.п.). Дом, квартира. Улица, переулок. Город, посёлок. Область, район.

Слайд 10: Типы писем

Деловые (официальные) Частные (неофициальные)

Типы писем

Слайд 11

В культурно оформленном письме выделяют основные части: Дата – пишется в правом верхнем углу первой страницы; Обращение – располагается посередине листа, диктуется этическими нормами. Каковы ваши взаимоотношения с адресатом, таково и обращение; Вступление - начинается разнообразно: с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения; Основной текст – изложение о предметах, интересующих адресата; Заключение – изъявление чувства преданности, почтения, формула вежливости и собственноручная подпись; Постскриптум (лат. – после написанного). При законченном уже письме бывает, иногда вспоминается то, что в него не вошло, а упомянуть непременно следует. Тогда в конце письма, обыкновенно под подписью, ставится знак P/ S или N / B и за ним приписывается забытое.

Слайд 12

Основные правила написания письма: 1.Мысли должны быть хорошо продуманы и логически выстроены, тщательно подобраны слова и фразы; 2.Важно дать верный тон своему письму, т. е. уметь сообразоваться с возрастом; с уважением, с душевным состоянием лиц, к которым мы пишем. Писать нужно просто, задушевно. 3.Почерк должен быть разборчивым, аккуратным, исключающим неправильное прочтение слова. 4.Невежливо отправлять письма с грамматическими ошибками. 5.Ни в коем случае нельзя писать письма карандашом – худшего проявления невоспитанности вряд ли можно придумать.

Слайд 13

План письма 1. Дата. 2. Приветствие, обращение. 3. Изложение того, что хочешь написать. 4. Заключение. 5. Подпись.

Слайд 14: Письмо № 1 Письмо М.А.Шолохова земляку Георгию Астахову

Дорогой станичник! Что же ты молчишь? Когда твой отпуск? Когда приедете с Наташей в Вёшенскую? Мы все ждём и будем искренне рады вашему приезду. И рыба ловится, и птицы много в степи и на озёрах. А тут ещё арбузы и дыни поспеют. Не житьё, а сплошная масленица. Срочно напиши, когда вас ждать, чтобы я был дома и, как водится, встречал у ворот. Мария Петровна кланяется, а я крепко жму руку. Ждём письма. М.Шолохов. 17.08.35. г. Вёшенская.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Памятка по правильному оформлению конверта Кому: Ярославцевой Ольге Петровне Куда: д. 21, кв. 45, ул. Зорге, г. Зерноград, Ростовской области.

Письмо № 1 Письмо М.А.Шолохова земляку Георгию Астахову Дорогой станичник! Что же ты молчишь? Когда твой отпуск? Когда приедете с Наташей в Вёшенскую? Мы все ждём и будем искренне рады вашему приезду. И рыба ловится, и птицы много в степи и на озёрах. А тут ещё арбузы и дыни поспеют. Не житьё, а сплошная масленица. Срочно напиши, когда вас ждать, чтобы я был дома и, как водится, встречал у ворот. Мария Петровна кланяется, а я крепко жму руку. Ждём письма. М.Шолохов. 17.08.35. г. Вёшенская.

Письмо № 2 Уважаемый Вадим Егорович! Транспорт прибыл 21.01.96. Просим подтвердить дату отправки и наличие сопроводительных документов. С уважением Барабин Е.Л.

Проверь себя! Село Блины-Съедены. Дорогой соседушка! Максим. (забыл, как по батюшке, извините великодушно!). Извините и простите меня, старого старикашку и нелепую душу человеческую, за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом. Вот уж целый год прошел, как Вы изволили поселиться в нашей части света по соседству со мной, мелким человечком, а я все еще не знаю Вас, а Вы меня, стрекозу жалкую, не знаете. Я бы сам к Вам поехал, да конфузлив очень и смелости не хватает. Извините меня, негодника, за беспокойство. Остаюсь уважающий Вас Войска Донского отставной урядник из дворян, ваш сосед Василий Семи-Булатов.

Домашнее задание НАПИСАТЬ ОДНО ПИСЬМО НА ВЫБОР Письмо Президенту. Письмо другу. Яркое событие моей жизни. Моему учителю. Письмо моей семье. Хочу рассказать тебе о своём родном крае. Письмо ветерану.

Письмо существовало как особый литературный жанр уже в античные времена и достигло своего расцвета в XVIII веке.

Эпистолярная форма — композиционная форма художественных произведений, построенных в виде переписки двух или нескольких лиц. Это редкое явление в литературе, и в последнее время эпистола почти вышла из употребления. К эпистолярной форме относятся послания, письма, через которые человек может выразить себя.

С умением писать личные письма учащиеся знакомятся в 5 классе.

Чтобы правильно решить вопрос о содержании и последовательности обучения написанию сочинений в жанре письма, необходимо знать, как подготовлены учащиеся средних классов и с какими трудностями они могут столкнуться. Если не усвоена специфика более простого вида письма (личного), нельзя переходить к более сложному виду.

Письмо – это разговор с отсутствующим. В письме мысли и чувства одного лица выражаются явно, а другого – предполагаются. Письма нужны для того, чтобы передать какую-либо информацию, люди сообщают друг другу о самых разных вещах: о своём здоровье и настроении, о погоде и происходящих событиях. Они обращаются друг к другу с просьбами или пожеланиями, задают вопросы и отвечают на них, выражают радость и сочувствие, делятся своими мыслями по каким-либо поводам.

Для эпистолярного жанра характерны наличие обращений, вводных слов, риторических вопросов, местоимений, кратких и понятных фраз, а также этот жанр отличают особая индивидуальная манера пишущего и эмоциональность.

План письма.

2. Приветствие, обращение.

3. Изложение того, о чём хочешь сообщить. Вопросы о том, что хочешь узнать.

Используемая литература:

1. Кошелева А.Ф., Царёва Н.Н. Система обучения сочинениям разных жанров. Методические рекомендации. УИПК ПРО, 2006, с. – 62.

Особенности обучения учащихся изложению и сочинению в начальных классах

. Этапы . Изучение литературы по написанию сочинений и изложений разных видов (методической, научной). . Разработка и проведение уроков по написанию сочинений и изложений. . Обобщение материала. Структура 1. Психолого-педагогические основы обучения сочинению и изложению в начальной школе .1 Характеристика жанров сочинений и изложений Сочинения как устные (то есть .

3. Лихтенштейн Е. С. и др. Теория и практика редактирования. – М., 1964.

[2] Лихтенштейн Е. С. и др. Теория и практика редактирования. – М., 1964, с. 12.

| следующая лекция ==>
|

Примеры похожих учебных работ

Обучение сочинениям разных жанров

. литературного кружка. Прежде всего была составлена программа: “Обучение сочинениям различных жанров”, рассчитанная на учебный год. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа “Обучение сочинениям разных жанров” рассчитана на 102 часа. Она содержит и серьезные .

. исследовательские умения; вырабатывать умение собирать материал для сочинения; подбирать эпиграф, цитаты; развивать интерес к русскому языку, творческие способности. Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для .

Прием автокомментария в очерке Гоголя «Четыре письма к разным лицам по поводу .

План-конспект русского языка в 6 классе : «Обучение сочинению-рассуждению с .

Пишем сочинения в разных жанрах Маршрутный лист Классификация жанров Заметка Репортаж .

. интервью. И вам спасибо. Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа! Похожие сочинения на тему: . это и есть метамодернизм. Написать интервью на любую тему. 7 класс. Вчера в редакцию .

Совершенствование речевых умений младших школьников при работе над разными жанрами .

Читайте также: