Сочинение о фоме аквинском

Обновлено: 02.07.2024

Фома Аквинский – итальянский философ Среднего Века, последователь философии Аристотеля. Ниже можно кратко прочесть его биографию.

Рождение и юность

Фома Аквинский родился в богатой семье в 1225 или 1226 году, в замке Аквино, принадлежавшим его роду – он был расположен неподалёку от Неаполя. Родители позаботились о том, чтобы мальчик получил полноценное образование – сначала он ходил в Бенедиктианский монастырь, в котором выучил латинский язык. После этого он поступил в Университет Неаполя.

Возвращение в Рим

Работая над своей теологией, Фома вступает в конфронтацию с консерваторами, отстаивавшими традиционные церковные устои. Всю свою жизнь мыслитель посвятил тому, чтобы обосновать христиано-католическую веру и защитить её право на существование.

Ключевые тезисы

Фоме Аквинскому удалось объединить учение Аристотеля и догматы католической церкви, а также вписать институт церкви в государственное устройство. По его мнению, всё человечество должно стремиться к вечному блаженству после смерти, но одного только государства для этого недостаточно. Заботиться о высшей цели должны даже не власть имущие, а наместники Христа – в особенности, Папа Римский.

Божественные законы, прописанные в Священном Писании, он ставил над интересами светского общества, существовавшего само по себе. Помимо естественных и положительных законов, прописанных Аристотелем, Фома Аквинский предложил человеческие законы (определяющие поступки членов светского общества) и божественные.

В своих работах он также пытался доказать существование Бога, чётко обозначив то, во что человек верит, а что человек знает наверняка.
Философ верил, что отрасль права должна исходить из морали и нравственной сущности человека. Только совесть определяет поступки человека, являясь в нём Божественным началом. Справедливость же предоставляет каждому человеку возможность брать то, что ему полагается, без ограничений и запретов.

Смерть и память

Фома Аквинский умер в 1274 году от подхваченной болезни, в Фоссануове. Через 60 лет, в 1323 году, он был возведён в святые. Его труды официально признаны Церковью как сильно повлиявшие и даже определившие философию европейского католицизма – в 1879 году его философия была названа официальной интерпретацией религии.

Фома Аквинский (Фома Аквинат, Томас Аквинат) – величайший философ и религиозный ученый, святой католической церкви и ее авторитетный деятель, учитель церковного права, основатель фомизма, член доминиканского ордена.

Родился в 1225 году в замке Рокказекка (коммуна Италии). Отец граф Ландольф Аквинский, мать Теодора наследница знатного неаполитанского рода. С 5 до 9 лет Фома пребывал в бенедиктинской обители. С 1239 по 1243 обучался в Неапольской университете, где познакомился с католическим монашеским орденом святого Доминика и возжелал присоединиться к ним. Старшие братья (Фома был 7 сыном графа) противясь этому, заключили его в крепости.

Спустя два года неволи, Фома вступил в орден доминиканцев и поступил в Парижский университет. Был студентом Кельнского университета с 1248 по 1250, а в 1252 вернулся в Париж к ордену, где стал преподавателем богословия (теологии) в университете. Пишет несколько философских трудов, чем заслуживает уважение папы Римского, из-за чего 10 лет с 1259 преподает богословие в Риме и Ананьи, совмещая это с написанием учений. Далее работает советником. Затем возвратился в Париж и организовывает сопротивление во имя Аритотеля, но после вновь уезжает в Италию для создания школы доминиканцев. В 1274 умер по дороге в Лион.

Аквинский является уникальным тружеником, выдавшим в свет множество трактатов, книг, сочинений и стихов. Все издания на философскую и божественную тематику.

Вариант 2

Фома Аквинский был одним из знаменитых теологов эпохи Средневековья, который в своих трудах приводил анализы работ древнегреческих философов в соответствии с реалиями своего времени.

Фома родился в Италии приблизительно в 1225 г. в семье местного феодала. Он был 7-м сыном и получить солидное наследство у него не получилось бы. Он отправился в религиозный орден доминиканцев и принял постриг. Затем в Кельне он стал учеником одного из известных в ту эпоху теологов-схоластов Альберта Великого. Так, Фома познакомился с великими трудами древних греков. Наибольшее впечатление на него произвели идеи Аристотеля. Именно в тот момент у Ф.Аквинского зародилась мысль ознакомить с работами тех философов западноевропейское общество.

Учитывая реалии той эпохи, основной идеей философии Ф.Аквинского была мудрость познания Бога, которая могла проявляться только в неопределенных божественных откровениях. Аквинский также указывал, что основой изучения философии должно стать бытие, которое делится на два вида: материальное (реальные вещи) и идеальное (субстанции и сущности, идеи). Эти идеи, по сути, являются средневековой адаптацией идей Аристотеля о бытии и материи.

Отличительной чертой философии Аквинского, отделяющей его мысли от трудов древнегреческих философов, было наделение Бога центральным местом в его идеологии. Так, он полагал, что Бог находится над всем бытием и материей и не соединяется ни с чем. Бог образует уникальный высший вид формы, которую ничто и никто не может повторить. Бог единственный является чистой формой, совершенством, все остальное только производное от него и является несовершенством. Так, Бог включал в себя также абсолютную истину, которой он сам и был. Эти идеи были, в основном, обусловлены наличием главенствующей роли религии в жизни средневекового общества и сознании людей той эпохи. Главной целью своей философии Ф.Аквинский считал доказывание того, что Бог существует на самом деле, поскольку Бог есть истина, а без истины существовать нельзя, значит, Бог существует. Идеи Ф.Аквинского в определенной мере продлевают жизнь и работы святого Августина.

В 1272 г. Ф.Аквинский отправился обратно в Италию, где собирался открыть школу для монахов, доминиканцев. Но в 1274 г. он скоропостижно умер от болезни.

Фома Аквинский

Интересные ответы

Бельгия – королевство, находящееся в Северо-Западном регионе Европы. На севере имеет границы с Нидерландами, на западе - с Люксембургом и Францией, на востоке - с Германией.

Как конкретно появился человек на земле никому неизвестно, но существуют различные версии и рассуждения происхождения человека на нашей земле.

Паукообразные — группа класса членистоногих подтипа хелицеровых. Представителями являются пауки, скорпионы, клещи. Паукообразные очень распространены на нашей планете, они обитают повсюду.

Россия славится учеными, работающими в области химии, но есть русские химики, которых знает весь мир, среди таких имен А.М.Бутлеров - основоположник теории о химическом строении органических веществ.

Древняя египетская религия – это система убеждений и ритуалов, которые были неотъемлемой частью жизни древних египтян. Их верования и обряды основывались на поклонении богам и богиням

ФОМА АКВИНСКИЙ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

Система Фомы Аквинского базируется на идее принципиального согласия двух истин – основанных на Откровении и выводимых человеческим разумом. Теология исходит из истин, данных в Откровении, и использует философские средства для их раскрытия; философия движется от рационального осмысления данного в чувственном опыте к обоснованию сверхчувственного, напр. бытия Бога, Его единства и т.д. (In Boethium De Trinitate, II 3).

Человек отличается от животного мира способностью познавать и совершать в силу этого свободный осознанный выбор, лежащий в основе подлинно человеческих – этических – действий. Во взаимоотношении интеллекта и воли преимущество принадлежит интеллекту (положение, вызвавшее полемику томистов и скотистов), поскольку именно он представляет для воли то или иное сущее как благое; однако при совершении действия в конкретных обстоятельствах и при помощи определенных средств на первый план выходит волевое усилие (De malo, 6). Для совершения благих действий наряду с собственными усилиями человека требуется также божественная благодать, не устраняющая своеобразия человеческой природы, но совершенствующая ее. Божественное управление миром и предвидение всех (в т.ч. случайных) событий не исключают свободы выбора: Бог допускает самостоятельные действия вторичных причин, в т.ч. и влекущие за собой негативные нравственные последствия, поскольку Бог в состоянии обращать ко благу зло, сотворенное самостоятельными агентами.

Будучи первопричиной всех вещей, Бог вместе с тем является конечной целью их устремлений; конечной целью человеческих действий является достижение блаженства, состоящее в созерцании Бога (невозможного, согласно Фоме, в пределах настоящей жизни), все остальные цели оцениваются в зависимости от их направленности на конечную цель, уклонение от которой представляет собой зло (De malo, 1). Вместе с тем Фома отдавал должное деятельности, направленной на достижение земных форм блаженства.

Учение Фомы Аквинского оказало большое влияние на католическую теологию и философию, чему способствовала канонизация Фомы в 1323 и признание его наиболее авторитетным католическим теологом в энциклике Aeterni patris папы Льва XIII (1879). См. Томизм, Неотомизм.

2. Пармское издание в 25 т., 1852–1873, переизд. в Нью-Йорке, 1948–50;

3. Opera Omnia Vives, в 34 т. Париж, 1871–82;

5. издание Р.Буса Thomae Aquinatis Opera omnia, ut sunt in indice thomistico, Stuttg. – Bad Cannstatt, 1980;

6. в рус. пер.: Дискуссионные вопросы об истине (вопрос 1, гл. 4–9), О единстве интеллекта против аверроистов. – В кн.: Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М., 1998;

8. О смешении элементов. – Там же, ч. 2. М., 1999;

10. О сущем и сущности. – В кн.: Историко-философский ежегодник – 88. М., 1988;

11. О правлении государей. – В кн.: Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе 6 – 17вв. Л., 1990;

12. О началах природы. – В кн.: Время, истина, субстанция. М., 1991;

1. Бронзов А. Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности. СПб., 1884;

2. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966, 2-е изд. М., 1975;

3. Дзикевич Е.А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. М., 1986;

4. Грецкий С.В. Проблемы антропологии в философских системах Ибн Сины и Фомы Аквинского. Душанбе, 1990;

5. Честертон Г. Святой Фома Аквинский. – В кн.: Он же. Вечный человек. М., 1991;

7. Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994;

8. Жильсон Э. Философ и теология. М., 1995;

10. Коплстон Ф.Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. Долгопрудный, 1999;

11. Gilson Ε. Saint Thomas dʼAquin. Ρ., 1925;

12. Idem. Moral Values and Moral Life. St. Louis – L., 1931;

13. Grabmann M. Thomas von Aquin. Münch., 1949;

14. Sertillanger A.D. Der heilige Thomas von Aquin. Köln – Olten, 1954;

15. Aquinas: A collection of Critical Essays. L. – Melbourne, 1970;

16. Thomas von Aquin. Interpretation und Rezeption: Studien und Texte, hrsg. von W.P.Eckert. Mainz, 1974;

17. Aquinas and Problems of his Time, ed. by G.Verbeke. Leuven – The Hague, 1976;

18. Weisheipl J. Friar Thomas Aquinas. His Life, Thought, and Works. Wash., 1983;

Четыре мнемонических правила, пять доказательств того, что Бог есть, задачи теологии, превосходство устной речи над письменной, причины, по которым деятельность доминиканцев имеет смысл, и другие важные открытия, а также факты биографии Сицилийского Быка


Святой Фома Аквинский. Фреска Фра Бартоломео. Около 1510–1511 годов © Museo di San Marco dell'Angelico, Florence, Italy / Bridgeman Images

1. О происхождении и невыгодном родстве

Фома Аквинский (или Аквинат; 1225–1274) был сыном графа Ландольфо д’Аквино и племянником графа Томмазо д’Ачерра, великого юстициария Сицилийского королевства (то есть первого из королевских советников, ведающего судом и финансами), а также троюродным братом Фридриха II Штауфена. Родство с императором, который, стремясь подчинить своему влиянию всю Италию, постоянно боролся с римскими папами, не могло не сослужить дурную службу молодому богослову — несмотря на открытый и даже демонстративный конфликт Аквината с семьей и на то, что он вступил в верный папству орден доминиканцев. В 1277 году часть тезисов Фомы была осуждена епископом Парижа и церковью — видимо, в основном по политическим причинам. Впоследствии эти тезисы стали общепринятыми.

2. О школьном прозвище

3. О мнемонических приемах

Ранние биографы Фомы Аквинского утверждают, что он обладал изумительной памятью. Еще в школьные годы он запоминал все, что говорил учитель, а позже, в Кельне, развивал свою память под руководством того же Альберта Великого. Собрание изречений отцов церкви о четырех Евангелиях, подготовленное им для папы Урбана, было составлено из того, что он запомнил, просматривая, но не переписывая рукописи в различных монастырях. Его память, по мнению современников, обладала такой силой и цепкостью, что в ней сохранялось все, что ему доводилось прочитать.

— И наконец, последнее правило — регулярно размышлять о том, что нужно запомнить.

4. О взаимоотношении теологии и философии

Философия, используя свои рациональные методы познания, способна изучать свойства окружающего мира. Догматы веры, доказанные с помощью рационализированных философских доводов (например, догмат о бытии Бога), становятся более понятными человеку и тем самым укрепляют его в вере. И в этом смысле научно-философское знание является серьезной опорой в обосновании христианского вероучения и опровержении критики веры.

Но многие догматы (например, идея о тварности мира, концепции первородного греха, воплощения Христа, воскресения из мертвых, неизбежности Страшного суда и т. п.) не поддаются рациональному обоснованию, поскольку в них отражены сверхъестественные, чудесные качества Бога. Человеческий разум не способен постичь божественный замысел в полном объеме, поэтому истинное, высшее знание науке неподвластно. Бог — это удел сверхразумного познания и, следовательно, предмет теологии.


Святой Фома Аквинский. Фреска Фра Бартоломео. 1512 год © Museo di San Marco dell'Angelico

5. Об Аристотеле

Благодаря этому Фома Аквинский получил возможность христианизировать античную философию, в первую очередь — труды Аристотеля: стремясь к синтезу веры и знания, он дополнил вероучительные догматы и религиозно-философские умозрения христианства социально-теоретической и научной рефлексией, опирающейся на логику и метафизику Аристотеля.

6. О разговорном жанре

7. Доказательства бытия Божия

Второе доказательство немного напоминает первое и также опирается на Аристотеля, в этот раз — на его учение о четырех причинах. По Аристотелю, у всего сущего должна быть действующая (или порождающая) причина, то, с чего начинается существование вещи. Поскольку ничто не может произвести самое себя, должна быть некая первопричина, начало всех начал. Это и есть Бог.

8. Об общественном строе

9. Об индульгенциях

10. О доминиканской миссии и проповедничестве

Фома Аквинский — итальянский философ, последователь Аристотеля. Он был преподавателем, служителем доминиканского ордена, и влиятельным религиозным деятелем своего времени. Суть учения мыслителя — объединение христианства и философских взглядов Аристотеля. Философия Фомы Аквинского утверждает главенство Бога и его участие во всех земных процессах.

Биографические факты

фото 814

Примерные годы жизни Фомы Аквинского: с 1225 по 1274. Он родился в замке Рокказекка, расположенном неподалеку от Неаполя. Отец Фомы был феодальным бароном, и прочил сыну титул аббата бенедиктинской обители. Но будущий философ предпочел заниматься наукой. Фома сбежал из дома и присоединился к монашескому ордену. Во время поездки ордена в Париж братья похитили Фому и заточили в крепость. Через 2 года юноше удалось сбежать и уже официально дать обет, стать членом ордена и учеником Альберта Великого. Он учился в Парижском и Кельнском университете, стал преподавателем теологии и начал писать первые философские труды.

Позднее Фому призвали в Рим, где он преподавал богословие и служил советником по богословским вопросам при Папе Римском. Проведя в Риме 10 лет, философ вернулся в Париж, чтобы принять участие в популяризации учения Аристотеля в соответствии с греческими текстами. До этого, официальным считался перевод, сделанный с арабского языка. Фома считал, что восточное толкование искажало суть учения. Философ резко критиковал перевод, и добивался полного запрета на его распространение. Вскоре, он был снова призван в Италию, где до самой смерти преподавал и писал трактаты.

Основы философского учения

Представление о ступенях истины Фома сформировал на основе учения Аристотеля. Древнегреческий философ полагал, что их 4:

  • опыт;
  • искусство;
  • знание;
  • мудрость.

Фома поставил мудрость выше других ступеней. Мудрость основана на откровениях Бога и является единственным способом Божественного познания.

Согласно Фоме, есть 3 вида мудрости:

  • благодати;
  • богословская – позволяет верить в Бога и Божественное Единство;
  • метафизическая – постигает сущность бытия, используя разумные выводы.

С помощью разума, человек может осознать существование Бога. Но для нее остаются недоступны вопросы появления Бога, воскрешения, Триединства.

Виды бытия

Жизнь человека или любого другого существа подтверждает факт его бытия. Возможность жить важнее истинной сути, поскольку такую возможность предоставляет только Бог. Всякая субстанция зависит от божественного желания, а мир — это совокупность всех субстанций.

Существование может быть 2 видов:

Истинное бытие — Бог. Все остальные существа зависят от него и подчиняются иерархии. Чем сложнее природа существа, тем выше его положение и тем больше свободы действия.

Сочетание формы и материи

Материя — субстрат, не имеющий формы. Появление формы создает предмет, наделяет его физическими качествами. Единство материи и формы являет собой сущность. Духовные существа имеют сложную сущность. У них нет физических тел, они существуют без участия материи. Человек создан из формы и материи, но он также имеет сущность, которой его наделил Бог.

Поскольку материя однообразна, все созданные из нее существа могли бы быть одинаковой формы и стать неразличимыми. Но, по желанию Бога, форма не определяет существо. Индивидуализация предмета формируется его личностными качествами.

Представления о душе

Единение души и тела создает индивидуальность человека. У души божественная природа. Она создана Богом, чтобы даровать человеку возможность достичь блаженства, присоединившись к своему Создателю после завершения земной жизни. Душа — бессмертная самостоятельная субстанция. Она неосязаема и недоступна человеческому взгляду. Душа становится полноценной только в момент единения с телом. Человек без души существовать не может, она — его жизненная сила. Все остальные живые существа души не имеют.

фото 815

Человек — промежуточное звено между ангелами и животными. Он единственный из всех телесных существ обладает волей и стремлением к познанию. После телесной жизни он должен будет отвечать перед Создателем за все свои поступки. Приблизиться к ангелам человек не может — у них никогда не было телесной формы, по своей сути они безупречны и не могут совершать поступков, противоречащих божественным замыслам.

Человек волен выбирать между благом и грехом. Чем выше его интеллект, тем активнее он стремится к благу. Такой человек подавляет животные стремления, очерняющие его душу. С каждым поступком он приближается к Богу. Внутренние стремления отражены во внешности. Чем привлекательнее индивид, тем ближе он к божественной сути.

Виды познания

В концепции Фомы Аквинского было 2 вида интеллекта:

  • пассивный — нужен для накопления чувственных образов, в процессе мышления участия не принимает;
  • активный — отделен от чувственного восприятия, формирует понятия.

Чтобы познать истину, нужно обладать высокой духовностью. Человек должен неустанно развивать свою душу, наделять ее новым опытом.

Есть 3 вида познания:

  1. разум — наделяет человека способностью формировать рассуждения, сравнивать их и делать выводы;
  2. интеллект — позволяет познавать мир, формируя образы и изучая их;
  3. ум — совокупность всех духовных компонентов человека.

Познание — основное призвание разумного человека. Оно возвышает его над другими живыми существами, облагораживает и приближает к Богу.

Этика

Фома считал, что Бог является абсолютным благом. Стремящийся к благу человек руководствуется заповедями и не допускает зла в свою душу. Но Бог не принуждает человека руководствоваться только добрыми намерениями. Он наделяет людей свободой воли: возможностью выбирать между добром и злом.

Человек, познавший свою суть, стремится к благу. Верит в Бога и главенство его замысла. Такой индивид преисполнен надежды и любви. Его стремления всегда благоразумны. Он миролюбив, смиренен, но в то же время храбр.

Политические взгляды

Фома разделял мнение Аристотеля о политическом устройстве. Общество нуждается в управлении. Правитель должен сохранять мир и в своих решениях руководствоваться стремлением к общему благу.

Монархия — оптимальная форма правления. Единоличный правитель представляет божественную волю, он учитывает интересы отдельных групп подданных и соблюдает их права. Монарх должен подчиняться церковной власти, поскольку служители церкви — слуги Бога и провозглашают Его волю.

Тирания, как форма власти, недопустима. Она противоречит высшему замыслу, способствует возникновению идолопоклонничества. Народ имеет право свергнуть такое правительство, и просить Церковь выбрать нового монарха.

Доказательства бытия Бога

Отвечая на вопрос о существовании Бога, Фома приводит 5 доказательств Его непосредственного влияния на окружающий мир.

Движение

Все природные процессы — результат движения. Плоды не созреют, пока на дереве не появятся цветы. Каждое движение подчиняется предыдущему, и не может начаться, пока оно не закончится. Первым движением было появление Бога.

Производящая причина

Каждое действие происходит в результате предыдущего. Человек не может знать, какой была первоначальная причина действия. Допустимо предположить, что ей стал Бог.

фото 816

Необходимость

Некоторые вещи существуют временно, разрушаются и появляются вновь. Но части вещей необходимо существовать постоянно. Они создают возможность для появления и жизни других существ.

Степени бытия

Все вещи и всех живых существ можно разделить на несколько ступеней, в соответствии с их стремлениями и уровнем развития. Значит, должно существовать нечто совершенное, занимающее верхнюю ступень иерархии.

Всякое действие имеет цель. Это возможно только в том случае, если индивида направляет кто-то свыше. Из этого следует, что высший разум существует.

Читайте также: