Я воинственно берегу свою нежность к простому человеку мини сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Какую роль играет нежность в отношениях между людьми? Именно этот вопрос поднимает в своем тексте русская писательница Н. А. Тэффи.

Позиция автора ясна: нежность позволяет человеку заботиться о любимом, охранять и опекать его. Нежность тесно связана с любовью, которую может испытывать любой человек, в любом возрасте.

Я полностью разделяю позицию автора. Действительно, нежность является проявлением любви. Это желание безвозмездно заботиться о человеке, дарить ему тепло и уделять внимание самым незначительным вещам.

Подтверждение вышесказанному можно найти на страницах художественной литературы. Так, в произведении А. И. Куприна “Гранатовый браслет” нежность предстает читателю в непривычном свете. Желтков без памяти любит Веру, но понимая, что его любовь безответна, Желтков все равно стремится сделать своей любимой приятное. Он дарит ей подарки, сыплет бесчисленными комплементами в письмах, рассказывает о своих глупых подвигах, которые он совершает ради нее. Эта милая навязчивость является проявлением тех сильных чувств, которые Желтков испытывает к Вере. Эту нелепую заботу Куприн представляет читателю как нежность, которая побуждает Желткова ухаживать за Верой. Таким образом, нежность Желткова по отношению к Вере заставила ее задуматься о своей жизни, помогла почувствовать себя любимой.

В произведении Н. В. Гоголя “Старосветские помещики” нежности отведена особая роль. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна – пожилые супруги, которые даже в преклонном возрасте продолжают любить друг друга. Они не ссорятся, вместе занимаются хозяйством, коротают дни. Словом, их любовь проявляется в той чистой нежности, которую они дарят друг другу каждый день. Эта обоюдная забота друг о друге превратила их в единое целое, части которого не могут жить отдельно. Именно поэтому, как только Пульхерия Ивановна умирает, Афанасий Иванович теряет вкус к жизни и вскоре также отходит в мир иной. Именно нежность до конца жизни соединяла этих людей, побуждая их дарить друг другу радость и любовь к жизни.

Таким образом, нежность играет важную роли в любви. Без нее чувства превращаются в борьбу, которую нельзя назвать подлинной любовью. Нежность дарит людям все те возвышенные чувства, которые испытывает любящий человек.

  • Подготовка к сочинению ЕГЭ
  • Тексты ЕГЭ

Примеры сочинений / Примеры сочинений ЕГЭ

Мысли вслух №3. Нежность

Мысли вслух №3. Нежность


Если спросить, какое самое прекрасное чувство на свете, то большинство, не задумываясь и не вдаваясь в подробности, ответит – любовь. Так ли это на самом деле? Любовь может быть жестокой. Любовь может быть безответной. Любовь может быть платонической. Любовь может быть страстной. Любовь может быть собственнической. Любовь может быть, в конце концов, по расчету… Словом, любовь всегда и для всех представляет что-то индивидуальное и что-то свое, не похожее на все остальное. И далеко не всегда это чувство прекрасно. Очень часто оно приносит боль, прожигающее все нутро, и горькое разочарование. Многие, так и не справившись с нахлынувшими эмоциями, сходят сума, совершают преступления, заканчивают свою жизнь самоубийством… Именно поэтому самым прекрасным чувством для меня всегда являлась и является нежность. И я сейчас говорю с абсолютной уверенностью в истинности моего мнения. Только нежность способна подарить нам крылья, окутать нас теплом и светом, коснуться даже отдаленных и глубоко запрятанных частичек души. Нежность невозможно подделать, ее невозможно сыграть, ее нереально продать. Ее можно лишь чувствовать и ощущать всеми клеточками своей сущности.

И совсем другое дело, когда тебе хотят подарить (и, что не маловажно – действительно дарят) спокойствие и умиротворенность. Тогда нет места ни сомнениям, ни тревогам, ни грусти, ни унынию. Совершенно ничему нет места. Ты просто выдыхаешь и ощущаешь, как все вокруг замирает и исчезает. Остается лишь сильное и яркое чувство – самое лучшее чувство в мире – нежность. Оно переполняет тебя, и ты готов петь, танцевать, дарить окружающему миру радость и улыбки. Но вместо этого всего – просто наслаждаешься моментом. Мигом, когда все вокруг прекрасно и чудесно.

Берегите в себе нежность. Цените тех, кто привносит в нашу жизнь, далеко не всегда простую и безоблачную, мгновения, ради которых стоит жить.

Пускай каждый испытает то чувство, которое для меня дороже всех люблю-куплю в мире. Ведь оно поистине бесценно.

Мама и ребёнок

Через годы отношения между ними также нежны. Взрослый сын заботливо подхватывает сумку с продуктами, не позволяя матери поднимать тяжёлое. Помогает перейти улицу или поддерживает во время гололёда. А мама всегда готовит замечательные пирожки, когда сын приезжает в гости.

Мы живем в эпоху, когда энергия борьбы терпит фиаско – все меньше и меньше результата приходит от этой энергии. Энергия борьбы сейчас будет замещена энергией любви. А самая ощутимая энергия любви – это нежность.

На самом деле, мы с вами живем в пространстве, в котором есть нежность, она живет в нас. И мы вступили с вами в эпоху, когда эта нежность может стать силой, преобразующей всю нашу жизнь.

На днях мы с мужем гуляли по лесу и в очередной раз увидели то, что все вы видели неоднократно: как тоненький зеленый росточек разбивает твердую скорлупу асфальта. Всем известно, насколько нежен этот росточек. Но за счет чего происходит разбиение этой плотной структуры, как вы думаете?

Я вам скажу. Прежде чем травинка коснется асфальта, от нее излучается аура. То, что излучаем и мы с вами. И это можно сфотографировать на снимках Кирлиан, когда растение фотографируют в специальном электромагнитном поле. Вокруг травинки есть аура. И в этой ауре и заложены любовь, стремление жить и абсолютная непоколебимая уверенность, что она пробьется к солнцу. Т.е. это особый вид электромагнитного поля.

Я просто хочу сейчас вам показать, что сила нежности – это абсолютно физическая сила. Нежность – это состояние души. Оно может быть вообще не выражено, только во взгляде как-то просвечивать, в каких-то почти не ощутимых прикосновениях. Но это состояние нашей ауры, как и у этой травинки, которая просто излучает любовь к жизни и этим отодвигает, разрушает твердую структуру асфальта.

Почему же в нашем мире, в нашем обществе нежность под запретом? Она не поощряется, бережное отношение друг к другу не поощряется.

Здесь есть два важных момента.

Первый момент – выживание. Для физического выживания нежность неполезна. То есть была неполезна. Для физического выживания нужна была крепость, жесткость, способность выносить тяжелые физические условия – холод, голод, побои, удары, стресс, напряжение…

Тонкая, чувствительная душа физически не могла выжить в прошлые эпохи. И поэтому тонкие души рождались только в определенном слое. В том слое, где по самому укладу жизни было предрасположено время для того, чтобы быть наедине с собой, любоваться природой, изучать литературу, музыку, языки…

Второй момент – люди боятся выражать нежность, потому что считается, что это опасно. Что если ты будешь нежным, то тебя используют, и тебе будет больно. Почему мы так думаем?

В основе того, что мы так думаем, лежит страх быть недостойной нежности, исходящей к нам. Вдумайтесь в эту фразу. Потому что очень страшно признать, что кто-то лучше тебя. Что кто-то способен чувствовать тонко и способен тебе что-то отдать, а ты можешь не дать ему взамен столько, сколько надо, и тогда он тебя бросит, т.е. сделает тебе больно.

Поэтому люди часто обесценивают чувства партнера, чувства ребенка, чувства матери… Т.е. низводят их на уровень манипуляции. В том духе, что ребенок беспокоится о маме, потому что хочет, чтобы она ему купила что-то новенькое, или муж проявляет какую-то любезность, потому что хочет прикрыть какие-то свои темные делишки… Т.е. приписывается людям мотивация, которая сводит на нет положительные проявления сердечности в поведении.

И это все происходит именно потому, что мы не верим, что мы достойны нежности сами.

А это абсолютно практическое действие. Почему я на всех курсах призываю мазать кремом ручки, ножки, оглаживать тело, улыбаться себе в зеркало, расчесывать с нежностью свои волосы, любить свое тело как отдельную женщину. Потому что так вы заполняете пустоту, в которой есть сомнение – достойны ли вы нежности, достойны ли вы любви?

Почему во многих живет ощущение — я не достоин счастья? Потому что на данный момент я – человек с такими поведенческими привычками, с такими проявлениями пристрастий (кто-то к алкоголю, кто-то к перееданию, кто-то еще к чему-то), не могу принять нежность, потому что сам к себе никакой нежности не испытываю. Невозможно к этому существу испытать нежность. Это жестко звучит, но очень распространенная позиция, увы.



Однако наше тело всегда заслуживает нежности! Потому что как бы вы его ни раскормили, ни истощили, как бы вы его ни мучили вредными привычками, оно как может заботится о вас. Оно вам помогает жить, ходить, дышать, смотреть, испытывать, ощущать. Оно служит вам как преданная лошадка. И только поэтому вы можете испытывать к нему нежность. Именно с нежности к телу начинается нежность к себе.

Я бы очень хотела, чтобы в результате нашей с вами сегодняшней беседы вы бы задумались о том, что только в вашей власти разрешить себе принять нежность к себе от себя. И самое замечательное заключается в том, что если вы выбираете активировать свою божественную часть, испытать нежность, то рядом с вами по закону притяжения окажутся люди, которые тоже способны на это.

Нежность в любви

Если задуматься о трепетном проявлении чувств, то в первую очередь возникают мысли об отношениях между мужчиной и женщиной. Особенно это касается начальной стадии. Но существуют пары, которым удалось сохранить свежесть чувств на всю жизнь.

Нежность – это проявление особенного внимания. Влюблённые умеют слышать и понимать друг друга лучше, чем всех остальных. Мужчина мгновенно подаёт руку, чтобы помочь своей спутнице спуститься по лестнице. Но делает это не потому, что хорошо воспитан. Этот поступок у него связан с внутренним устремлением к своей возлюбленной.

Двое могут находиться рядом и ничем не выдавать себя. Но в мимолётное якобы случайное прикосновение будет вложено столько нежности, словно они стояли, обнимая друг друга.

Данный урок уместно проводить в 10 классе профильного уровня, т.к. изучение литературы на профильном уровне , сохраняя фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы , позволяет глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы .

ВложениеРазмер
konspekt_evolyutsiya_obraza_malenkogo_cheloveka_v_russkoy_literature.docx 129.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока- комбинированный;
Вид урока - практикум

Данный урок уместно проводить в 10 классе профильного уровня, т.к. изучение литературы на профильном уровне , сохраняя фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы , позволяет глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы .

На протяжении урока учащиеся структурируют отобранный материал в форме таблицы, графы которой будут заполнены окончательно в ходе урока.

метапредметные: самостоятельная организация работы с различными источниками информации: ее отбор, оценка, систематизация , анализ, подбор аргументов для подтверждения собственной позиции, структурирование материала формулирование обобщенных выводов по ключевым вопросам урока;

Виды учебной деятельности:

репродуктивная: осмысление сюжетов произведений, изображенных в них событий и характеров;

продуктивная творческая: характеристика героев, основного конфликта произведений, выбранных для анализа, выявление характерных авторских приемов в изображении жизни и человека; устный развернутый монологический ответ на проблемный вопрос по тексту произведения с цитированием;

поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;

Оборудование: раздаточный материал, текст рассказа Т.Толстой, проектор, экран, компьютер.

1. Организационный момент

2. Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока(слайд)

Иногда даже самый маленький человек способен отбрасывать большую тень

? Как вы понимаете это высказывание Конфуция?

? Какое литературное понятие мы можем в нем найти?

Давайте проверим, насколько вы правы, обратимся к Литературному энциклопедическому словарю(слайд).

?Героев каких произведений русской литературы вы можете отнести к этому типу?(слайд)

Работа с маршрутными листами и дидактическим материалом-отрывками из произведений. Работа по рядам, заполнение таблицы( Пушкин, Гоголь, Достоевский)

(Акакий Акакиевич Башмачников)

(Семён Захарович Мармеладов)

внутреннего мира героя

Отношение окружающих, социальный статус

Мечта (представление о счастье)

Финал судьбы героя в произведении

Какие чувства вызывает у читателя?

Итак, 19 век, открывший читателю этого героя, изображает его как слабого, безобидного, часто вызывающего жалость человека.

Знакомство с писателем(слайд)

В центре его - две женские судьбы, не эпизоды из жизни, а именно судьбы. И Толстая умудряется рассказать о них на 4 страницах своего произведения.

Расскажите о них( событийный план)

  • Соня ровесница века (“в 41году ей должно было исполниться 40”),
  • в 1930-е годы работает хранительницей в музее, знакомится с Адой и ее приятелями, которые долгие годы будут “перебрасывать” ее из семьи в семью, где нужна помощь,
  • в 33 году возникает ее эпистолярный роман с выдуманным Адой Николаем,
  • в 41 году остается в блокадном Ленинграде, отдав Николаю-Аде баночку томатного сока, гибнет, может, от голода, может, от бомбежки.

А вот судьба Ады:

  • видимо, чуть моложе Сони,
  • в 33 году она “в своей лучшей форме” – теннис, байдарки, поклонники, тут-то и придуман “адский планчик”,
  • в 41 она тоже в блокадном Ленинграде, сын эвакуирован с детским садом,
  • баночка томатного сока спасает ей жизнь,
  • в 90-е годы Ада Адольфовна – парализованная старуха под девяносто.

Какие чувства у окружающих вызывает Ада? Ада была в своей лучшей форме,
хотя уже и не девочка, -- фигурка прелестная, лицо смуглое с темно-розовым
румянцем, в теннис она первая, на байдарке первая, все ей смотрели в рот.
Аде было даже неудобно, что у нее столько поклонников, а у Сони -- ни
одного.

Соня? Заполняем последнюю колонку таблицы вместе

Ясно одно -- Соня была дура. Это ее качество никто никогда не
оспаривал, да теперь уж и некому……А как она сама одевалась? Безобразно, друзья
мои, безобразно! Что-то синее, полосатое, до такой степени к ней не идущее!
Ну вообразите себе: голова как у лошади Пржевальского (подметил Лев
Адольфович), под челюстью огромный висячий бант блузки торчит из твердых
створок костюма, и рукава всегда слишком длинные. Грудь впалая, ноги такие
толстые -- будто от другого человеческого комплекта, и косолапые ступни.
Обувь набок снашивала. Ну, грудь, ноги -- это не одежда. Тоже одежда,
милая моя, это тоже считается как одежда! При таких данных надо особенно
соображать, что можно носить, чего нельзя. Брошка у нее была -- эмалевый
голубок. Носила его на лацкане жакета, не расставалась. И когда
переодевалась в другое платье -- тоже обязательно прицепляла этого голубка.
Соня хорошо готовила.

В чём суть розыгрыша, устроенного Адиной компанией( кстати, как он был назван Львом Адольфовичем)?

Обратим внимание на детали, которые сопровождают наших героинь( камея, голубок, томатный сок).

Литература защищает, оберегает того, у кого все отнимается в жизни. Так сказке милее всех Иванушка-дурачок. А наша Соня – четырежды будет сказано в тексте – “дура”.

В чем же проявляется ее “идиотизм”? Медленно перестраивается, может зазеваться, наивна до непредсказуемости, сентиментальные стихи не вовремя, безобразно одевается. А внутренние качества? “Любила детей”, “романтическое существо”, “должна же у нее быть совесть”, “любящее сердце”. И это “идиотизм”? Нет, скорее, расхождение между внутренними качествами и реакцией на них окружающих: мечтательность и романтичность Сони позволяют смеяться над ней, незащищенность дает возможность обманывать, бескорыстие позволяет эгоистически “использовать” ее как няньку, например.

Соня всего лишь кажется “дурой”, потому что она неадекватна в своем социальном поведении, не приспособлена к жизни, непрактична.

Почему же тогда этот рассказ не об Аде? Ведь в названии рассказа –имя нелепой Сони?

Тостая, играя с читателем, не случайно выбирает ТАКИЕ имена( слайд).+ с какими героинями русской литературы это имя ассоциируется и почему?

Почему Толстая дает своей героине такое имя? В чем мудрость Сони?

Как вы понимаете эти слова писателя?

5. Можно ли сказать, что есть преемственность между героиней Толстой и “маленьким человеком” русской литературы?

Интересно, что сама Толстая заявляла, что “маленький человек – это человек нормальный”.

Вот несколько афористичных высказываний на эту тему:

«Не страшно без оружия - зубастой барракуде,

Большой и без оружия - большой, нам в утешенье,-

А маленькие люди - без оружия не люди:

Какое из них вам ближе?

Напишите мини-сочинение, опираясь на одно из высказываний.

Русская проза конца XX века, под ред. Колядич Т.М. – М.: “Академия”, 2005

Вайль П. и Генис А. Городок в табакерке: Проза Толстой. – “Звезда”, 1990, №8

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Образ "маленького человека" в русской литературе ХIХ века

Тема не новая, но её знание необходимо и учащимся, и поступающим в вузы.


Урок-исследование по литературе в 7 классе "Образ "маленького человека" в русской литературе

Цель данной работы: презентация опыта по применению технологии проектно-исследовательской деятельности на уроке литературы.


Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Медный всадник" в 8 классе

Конспект интегрированного урока по произведению А.С.Пушкина "Медный всадник".



Как отключить всплывающую рекламу в Chrome раз и навсегда. Большинство пользователей жутко р.

МАССОВЫЕ АРЕСТЫ В США НАЧИНАЮТСЯ, ЭЛИТА ГОТОВИТСЯ К АРМАГЕДДОНУ В недавнем видео альт.

О чём молчат руины и шепчут пирамиды - 1 Жан-Кристоф Мивилль «Руины на.

-Музыка

-Резюме

-Ссылки

-Приложения

-Фотоальбом

фотообои 19:12 17.06.2015 Фотографий: 138 Цветы. 19:09 17.06.2015 Фотографий: 6 Красиво. 21:49 26.10.2008 Фотографий: 20

-Стена

-Рубрики

  • интересно. (17722)
  • История (4873)
  • красивые картины и фото. (4688)
  • Невероятное. (2780)
  • Умные мысли (2193)
  • О жизни. (2083)
  • Поэзия. (2035)
  • Мистика, эзотерика. (2033)
  • философия (1552)
  • музыка, песни (1542)
  • Наука, новые технологии. (1225)
  • Предсказания, гороскопы, пророчества. (876)
  • О любви. (748)
  • Религия (716)
  • Юмор. (713)
  • Притчи (657)
  • О женщинах (391)
  • О мужчинах (221)
  • Личное. (160)
  • личная информация (115)
  • Сказки (115)
  • Праздники, поздравления. (51)
  • Замечательные люди. (31)
  • Ссылки. (10)
  • война (5)

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика


немножко о нежности
..Я воинственно берегу свою нежность. писал В. Шукшин..А стоит ли ее беречь..прятать. Подарка лучше не найти, чем Ваша искренняя нежность..Почему зачастую мы боимся открытых проявлений душевного тепла,прячемся за показной холодностью и оправдываем себя тем,что нежность проявить значит проявить слабость?Чем больше открываешь и даришь себя другому..тем становишься богаче..ведь только отдавая себя близким людям человек жив и значит живет не зря.
Прочла недавно строчку"Они неоднократно пытались заниматься любовью, но всегда почему-то получался секс"..не помню автора..По-моему здорово сказано..подмена понятий любовь..нежность..жертвенность на секс..и воздвижение гаммы физических удовольствий на наивысший пъедестал..делает жизнь беднее,желания примитивными..чувства нисходят на нет.Будем нежными и добрыми с близкими людьми,а?Не бойтесь стать открытыми ..Ведь отдавать намного приятнее нежели получать ..(с)


Вложение: 3477132.jpg

  • Запись понравилась
  • 0 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 0Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки









    Так не делайте ж запасов из любви и доброты!
    И про чёрный день грядущий не копите милосердье.
    Пропадёт не за понюшку ваше горькое усердье.
    Лягут ранние морщины от напрасной суеты.

    Дикий_котёнок_В! Лучше позже , чем никогда!:))Ко мне только сейчас приходит понимание, возможно просто душа постепенно оживает!

    Дикий_котёнок_В! Время самый лучший врач. А также думала. что процесс необратим. Медленно, но что-то сдвинулось во мне .

    А кто-то слышит: "Плачь - не плачь,
    Летят, летят года.
    А время - старый мудрый врач,
    Забудется беда".
    Часы идут и мы идем,
    И в этом - наша суть.
    И каждый с временем вдвоем
    Проходит весь свой путь.

    Дикий_котёнок_В! Но когда кажется. что время вылечило, то это не совсем так, просто умерла часть души . И после каждой трагедии живая часть все меньше и меньше. По-этому страшно опять полюбить, чтоб не убить живую душу.Как ни странно это звучит.

    Mila111111, ну вот, ты то даришь надежду, то отнимаешь её сторицей :( А может она возрождается с каждой новой любовью, и тем пачве, чем больше умирала с предыдущей?

    Mila111111, и вообще, разве может душа быть живой, если не любит? "Ты был не прав, ты всё спалил за час, и через час большой огоноь угас, но в этот час, стало всем теплей". Консервы они не живые. А мы всё больше становимся похожи на консервы.

    Дикий_котёнок_В! Может быть душа воскреснет, если я полюблю. Но, к сожалению, любовь не приходит. И душа действительно мертва. Я это ощущаю. Любовь не приходит по нашему желани. Это явление не зависит от нас. Это чудо, которое приходит , как награда за мучения и страдания. Ее надо заслужить..

    Mila111111, а я вот не уверен, что не приходит. может быть приходит. Вопрос только в том - чего ты на самом джеле желаешь? Любви ли? очень много зхависит от нас, мы даже представить себе не можем - те же болезни и та же любовь. Вот только очень часто мы провозглашаем, что хотим любви, а на самом деле думаем совсем о другом. и постоянно натыкаемся на это.

    Дикий_котёнок_В! Все хотят только любви! некоторые по своей убогости и недалекости хотят денег, яхт, путешествий.
    Но когда все это будет , окажется , что оно не стоит выеденного яйца, так как самое главное в жизни любовь! И если ее в сердце нет, ты мертв!

    Технологии: кейс-технология, диалоговая технология.

    Планируемые результаты:

    Виды учебной деятельности:

    Оборудование: раздаточный материал, кейсы, тексты произведений Г.Яхиной, Т.Толстой, проектор, экран, компьютер

    Ход урока

    Притча.

    - Зарабатываю себе на пропитание.

    Жизнь для себя… по себе….
    Каждый выбирает для себя
    женщину, религию, дорогу.
    Дьяволу служить или пророку -
    каждый выбирает для себя.

    Каждый выбирает по себе
    слово для любви и для молитвы.
    Шпагу для дуэли, меч для битвы
    каждый выбирает по себе.
    Каждый выбирает по себе.
    Щит и латы, посох и заплаты,
    меру окончательной расплаты
    каждый выбирает по себе.

    Каждый выбирает для себя.
    Выбираю тоже - как умею.
    Ни к кому претензий не имею.
    Каждый выбирает для себя.

    Работа с кейсами.

    Отступление учителя:

    Тема “маленького человека” — это “сквозная тема” русской литературы.

    Все они – представители петербургского дна, до которых нет дела влиятельным господам. Достоевский первым описал противоречия в душе маленького человека.

    “Позвольте молодой человек: можете ли вы. сказать утвердительно, что я не свинья? “Мармеладовский вопль - “ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти” - выражает последнюю степень отчаяния обесчеловеченного человека.

    Не хватало чувства собственного достоинства1

    Эта тема всегда занимала значительное место в русской литературе, претерпевала значительные изменения в творчестве писателей.

    20 век в России принес окончательное формирование тоталитаризма. В период наиболее жестоких репрессий, в то время, когда человек был окончательно обезличен и превращен в винтик огромной государственной машины, писатели яростно откликнулись, встав на защиту личности.

    ”Новые писатели вступают в защиту правды и совести, они формировали человека нового. Поэтому нельзя закрывать последнюю страницу в огромной книге посвященной ему - “маленькому человеку!”

    Баллада о маленьком человеке Рождественский (М.Магомаев)

    На Земле безжалостно маленькой
    жил да был человек маленький.
    У него была служба маленькая.
    И маленький очень портфель.
    Получал он зарплату маленькую…
    И однажды — прекрасным утром —
    постучалась к нему в окошко
    небольшая, казалось, война…
    Автомат ему выдали маленький.
    Сапоги ему выдали маленькие.
    Каску выдали маленькую
    и маленькую — по размерам — шинель.
    …А когда он упал — некрасиво, неправильно,
    в атакующем крике вывернув рот,
    то на всей земле не хватило мрамора,
    чтобы вырубить парня в полный рост!

    Стихотворение повествует о судьбе, казалось бы, маленького человека. Жил да был маленький, невзрачный, серенький человечек. У него всё было маленькое: маленькая должность в маленькой конторе, маленькая зарплата, маленький портфель и маленькая квартирка, даже, наверное, и не квартирка, а комната в рабочем общежитии или в коммуналке. И был бы этот человек до конца жизни очень маленьким и незаметным, если бы в дверь его дома не постучалась война…

    Маленькому человеку в армии всё дали такое, какое он привык иметь в довоенной жизни: всё привычное, родное, маленькое… Автомат у него был маленький, и шинель у него была маленькая, и фляга с водой – маленькая, маленькие кирзовые сапоги… И задача перед ним ставилась как будто бы маленькая: отстоять участок фронта величиной два метра на два… Но, вот когда он выполнил свой священный долг перед Родиной и народом… когда его убили и он упал в грязь, искривив рот ужасной гримасой боли и смерти… тогда не нашлось в целом мире столько мрамора, чтобы поставить ему монумент на могилу такой величины, какой он заслужил…

    Мокрая курица расправляет крылья – Зулейха открывает глаза

    Действие романа о коллективизации начинается зимой 1930 года в глухой татарской деревне. Крестьянку Зулейху вместе с сотнями других переселенцев отправляют в вагоне-теплушке по извечному каторжному маршруту в Сибирь. Дремучие крестьяне и ленинградские интеллигенты, деклассированный элемент и уголовники, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, татары, немцы, чуваши — все встретятся на берегах Ангары. И будут пытаться выжить, наладить свою новую жизнь.

    Первая глава - о жизни Зулейхи в доме мужа - самая сильная в романе.

    О чём эта книга? О женщине, которая обретает себя!

    Анализ эпизодов:

    «Переселенцы широким длинным ручьем текут по рельсам. …А через пути, наискосок, стремительно шагает одинокая фигура в остроконечном шлеме, с серой папкой в руке.

    – Стой! – негромко произносит человек с папкой.

    Зулейха узнает его: красноордынец Игнатов – убийца Муртазы.

    – Слушай меня внимательно! – говорит наконец. – Я – ваш комендант…

    Она не знает, что такое комендант. Он сказал: ваш? Значит, надолго вместе?

    «Вольф Карлович жил в яйце.

    «Игнатов прерывисто выдыхает, надвигает фуражку на лицо.

    «Зулейха побредет, не замечая времени и дороги, на Круглой поляне заметит идущего навстречу человека, седого, хромого, с палкой. Они с Игнатовым увидят друг друга и остановятся…

    Притча

    Жила однажды в мире птица. Не простая – волшебная. Персы и узбеки называли ее Симург, казахи – Самурык, татары – Семруг. Однажды все птицы земли слетелись на общий туй, чтобы вместе веселиться и радоваться жизни. Но праздника не получилось:стали ругаться друг с другом… От этой великой ссоры поднялся в мире такой шум и гам, что с деревьев послетали все листья, а звери, испугавшись, попрятались в норы.

    Стая, огромная и черная, как туча, взмыла в небо и направилась к самой высокой в мире горе на поиски сиятельного Семруга.

    Птицы летели день и ночь, без перерывов на сон и еду, выбиваясь из последних сил, и наконец достигли подножия вожделенной горы, взойти на ту вершину можно было лишь путем страданий.

    Сначала горная тропа привела их в Долину Исканий, где погибли те, чье стремление достичь цели было недостаточно велико.

    Затем пересекли Долину Любви, где остались лежать бездыханными страдавшие от неразделенной любви. В Долине Познания полегли те, чей ум не был пытлив, а сердце не открыто новому. В коварной Долине Безразличия пал тот, кто не смог уравнять в своём сердце горе и радость, любовь и ненависть, друзей и врагов, живых и мёртвых. В Долине Единения каждый ощутил себя – всеми и все – каждым. Все вкусили сладость единения.

    В Долине Смятений смешались день и ночь, быль и небыль. Многие пали здесь, сраженные отчаянием. В живых осталось тридцать самых стойких. В Долине Отрешения ждала их лишь бескрайняя водная гладь, а над нею – вечное безмолвие. Далее начиналась Страна Вечности, куда нет входа живым.

    В этот миг они постигли суть: они все – и есть Семруг. И каждая по отдельности, и все вместе.

    Один день. Начало романа.

    Зулейха открывает глаза. Темно, как в погребе. Сонно вздыхают за тонкой занавеской гуси. Месячный жеребенок шлепает губами, ища материнское вымя. За окошком у изголовья – глухой стон январской метели. Но из щелей не дует – спасибо Муртазе, законопатил окна до холодов. Муртаза – хороший хозяин. И хороший муж. Он раскатисто и сочно всхрапывает на мужской половине. Спи крепче, перед рассветом – самый глубокий сон.

    Пора. Аллах Всемогущий, дай исполнить задуманное – пусть никто не проснется.

    Концовка романа. Наконец опускает руки. С силой, намертво затягивает узел платка на шее. Поворачивается спиной к Ангаре и уходит с утеса.

    Зулейха побредет, не замечая времени и дороги, стараясь не дышать, чтобы не множить боль. На Круглой поляне заметит идущего навстречу человека, седого, хромого, с палкой. Они с Игнатовым увидят друг друга и остановятся – он на одном краю поляны, она на другом.

    Он вдруг поймет, как постарел: потерявшие зоркость глаза не смогут различить ни морщин на лице Зулейхи, ни седины в ее волосах. А она почувствует, что заполнившая мир боль не ушла, но дала ей вдохнуть.

    Скручивается, скукоживается, сворачивается змеей, утыкается в себя, хватается за воротник рубашки – треск!

    В лицо – ветер, крики чаек, шум леса; под ногами – земля, трава, камни, корни.

    Сон:

    Мир течет перед ее взором, струится. Не формы и линии – лишь цвета: плывут, утекают. Вдруг посреди потока – четкий образ, высокий и темный. Гордая посадка головы, широкие мужские плечи, руки длинные, чуть не до колен, платье бьется по ветру. И ты здесь, старая ведьма.

    Зулейха хочет оттолкнуть Упыриху, замахивается – но вместо этого почему-то падает ей на грудь, обнимает могучее тело, пахнущее не то древесной корой, не то свежей землей. Утыкается лицом во что-то теплое, плотное, мускулистое, живое, чувствует сильные руки – на спине, на затылке, вокруг себя, везде. Слезы подступают к горлу, веревкой свивают глотку – Зулейха плачет, уткнувшись в грудь свекрови, долго и сладко. Слезы льются так щедро и стремительно, что кажется – не из глаз, а откуда-то со дна сердца, подгоняемые его частым и упругим биением. Минуты, а может, часы спустя, выплакав все не выплаканное за годы, она успокаивается, приходит в себя. Еще спешит дыхание, еще вздымается судорожно грудь, но уже разливается по телу долгожданное усталое облегчение.

    – Скажи, мама… – она не разжимает глаз, не разнимает рук, словно боится отпустить, – так и шепчет не то в костлявое плечо свекрови, не то в морщины у основания шеи. – Все хотела спросить: зачем ты по молодости ходила в урман?

    – Давно это было, девчонкой была глупой… Смерти искала – спасения от любви несчастной, – широкая и твердая грудь старухи поднимается и опускается в долгом могучем вздохе. – Пришла в урман, а нет ее там, смерти.

    Зулейха удивленно отстраняется, чтобы заглянуть свекрови в глаза. Лицо старухи – темно-коричневое, в крупных извилистых морщинах. Да и не лицо то вовсе – древесная кора. В объятиях Зулейхи – старая корявая лиственница. Ствол дерева – бугрист и необъятен, в серебряных потеках смолы; корни – узлами; длинные раскидистые ветви смотрят ввысь, пронзают небесную синь; на них легким изумрудным сиянием дрожат первые проблески весенней листвы

    Лиственница.

    Темы:
    - смысл жизни;
    - нравственные ценности;
    - связь человека со своими корнями – прошлым, предками.

    Человек силён своими корнями, связью с родом, прошлым своей семьи и страны в целом. Неразрывна связь человека с родиной. Автор сравнивает человека с лиственницей — частью огромной природы. Ведь и человек - её составная часть.

    Рассказ аллегоричен. Лиственница отождествляется с человеком. Она так же, как он, имеет долгую, непростую жизнь. Но осень и зима всегда сменяются весной¸ появляется надежда на лучшее. на душевное обновление.

    Анализ рассказа.

    В центре его - две женские судьбы, не эпизоды из жизни, а именно судьбы. И Толстая умудряется рассказать о них на 4 страницах своего произведения.

    Расскажите о них (событийный план)

    • Соня ровесница века (“в 41 году ей должно было исполниться 40”),
    • в 1930-е годы работает хранительницей в музее, знакомится с Адой и ее приятелями, которые долгие годы будут “перебрасывать” ее из семьи в семью, где нужна помощь,
    • в 33 году возникает ее эпистолярный роман с выдуманным Адой Николаем,
    • в 41 году остается в блокадном Ленинграде, отдав Николаю-Аде баночку томатного сока, гибнет, может, от голода, может, от бомбежки.

    А вот судьба Ады:

    • видимо, чуть моложе Сони,
    • в 33 году она “в своей лучшей форме” – теннис, байдарки, поклонники, тут-то и придуман “адский планчик”,
    • в 41 она тоже в блокадном Ленинграде, сын эвакуирован с детским садом,
    • баночка томатного сока спасает ей жизнь,
    • в 90-е годы Ада Адольфовна – парализованная старуха под девяносто.

    Литература защищает, оберегает того, у кого все отнимается в жизни. Так сказке милее всех Иванушка-дурачок. А наша Соня – четырежды будет сказано в тексте – “дура”.

    В чем же проявляется ее “идиотизм”? Медленно перестраивается, может зазеваться, наивна до непредсказуемости, сентиментальные стихи не вовремя, безобразно одевается. А внутренние качества? “Любила детей”, “романтическое существо”, “должна же у нее быть совесть”, “любящее сердце”. И это “идиотизм”? Нет, скорее, расхождение между внутренними качествами и реакцией на них окружающих: мечтательность и романтичность Сони позволяют смеяться над ней, незащищенность дает возможность обманывать, бескорыстие позволяет эгоистически “использовать” ее как няньку, например.

    Соня всего лишь кажется “дурой”, потому что она неадекватна в своем социальном поведении, не приспособлена к жизни, непрактична.

    Реминисценции.

    Вы прочитали название - автор уже затеял игру. Какие ассоциации возникают, когда читаем название?

    Оксюморон.

    Антитеза.

    Ясно одно - Соня была дура… Сонины лошадиные черты. ледяной верхней губой. кристалл Сониной глупости

    Чуткий инструмент, Сонина душа.

    Соня шила. А как она сама одевалась? Безобразно, друзья мои, безобразно! Что-то синее, полосатое, до такой степени к ней не идущее! Ну вообразите себе: голова как у лошади Пржевальского (подметил Лев Адольфович), под челюстью огромный висячий бант блузки торчит из твердых створок костюма, и рукава всегда слишком длинные. Грудь впалая, ноги такие толстые - будто от другого человеческого комплекта, и косолапые ступни. Обувь набок снашивала. Брошка у нее была – эмалевый голубок Соня хорошо готовила. Она любила детей она была романтична и по-своему возвышенна.

    Сестра Льва Адольфовича, Ада женщина острая, худая, по-змеиному элегантная. Ада была в своей лучшей форме, хотя уже и не девочка, - фигурка прелестная, лицо смуглое с темно-розовым румянцем, в теннис она первая, на байдарке первая, все ей смотрели в рот. Аде было даже неудобно, что у нее столько поклонников, а у Сони – ни одного.

    Счастьем этим она была обязана всецело этой змее Аде Адольфовне поскольку идея была Адина, Лев называл его "адским планчиком"

    Она уже сама стала немного Николаем.

    И две женщины на двух концах Ленинграда, одна со злобой, другая с любовью, строчили друг другу письма о том, кого никогда не существовало.

    Чеховский хронотоп. Что вы можете сказать о времени, его течении в рассказе?

    Своеобразие поэтики Толстой в мастерстве художественной детали. Найдите детали, определяющие время действия (блокаду, прежде всего); детали портрета, определяющие образы двух героинь (камея, голубок, томатный сок).

    Какие пронзительные детали описания блокадной жизни Ленинграда вы нашли?

    - Что было самым чудесным в жизни Сони? (Ее эпистолярный роман с Николаем)

    - Кому обязана своим счастьем Соня? (Аде)

    Была ли Соня счастлива?

    Почему же рассказ не об Аде?

    Никас Сафронов. Картины.

    “Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее…” В.М.Шукшин

    "Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других".

    Министр российского образования А.Фурсенко

    Напишите мини-сочинение, опираясь на одно из высказываний.

    Что вы думаете. Рефлексия.

    Мысли вслух №3. Нежность

    Если спросить, какое самое прекрасное чувство на свете, то большинство, не задумываясь и не вдаваясь в подробности, ответит – любовь. Так ли это на самом деле? Любовь может быть жестокой. Любовь может быть безответной. Любовь может быть платонической. Любовь может быть страстной. Любовь может быть собственнической. Любовь может быть, в конце концов, по расчету… Словом, любовь всегда и для всех представляет что-то индивидуальное и что-то свое, не похожее на все остальное. И далеко не всегда это чувство прекрасно. Очень часто оно приносит боль, прожигающее все нутро, и горькое разочарование. Многие, так и не справившись с нахлынувшими эмоциями, сходят сума, совершают преступления, заканчивают свою жизнь самоубийством…

    Именно поэтому самым прекрасным чувством для меня всегда являлась и является нежность. И я сейчас говорю с абсолютной уверенностью в истинности моего мнения. Только нежность способна подарить нам крылья, окутать нас теплом и светом, коснуться даже отдаленных и глубоко запрятанных частичек души. Нежность невозможно подделать, ее невозможно сыграть, ее нереально продать. Ее можно лишь чувствовать и ощущать всеми клеточками своей сущности.

    И совсем другое дело, когда тебе хотят подарить (и, что не маловажно – действительно дарят) спокойствие и умиротворенность. Тогда нет места ни сомнениям, ни тревогам, ни грусти, ни унынию. Совершенно ничему нет места. Ты просто выдыхаешь и ощущаешь, как все вокруг замирает и исчезает. Остается лишь сильное и яркое чувство – самое лучшее чувство в мире – нежность. Оно переполняет тебя, и ты готов петь, танцевать, дарить окружающему миру радость и улыбки. Но вместо этого всего – просто наслаждаешься моментом. Мигом, когда все вокруг прекрасно и чудесно.

    Берегите в себе нежность. Цените тех, кто привносит в нашу жизнь, далеко не всегда простую и безоблачную, мгновения, ради которых стоит жить.

    Пускай каждый испытает то чувство, которое для меня дороже всех люблю-куплю в мире. Ведь оно поистине бесценно.

    Читайте также: