Я на балу в 19 веке сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Чудесный бал вырисовывается красотой дворянского общества, изысканными манерами, обходительностью между людьми, равными по сословию. Восемнадцатилетняя Варенька прелестна, величественна, имеет царский вид. Ее милое, сияющее лицо приводит в восторг Ивана Васильевича. Он испытывает самые нежные чувства, сравнивает себя с существом, не знающим зла и способным на одно добро. Любовь к Вареньке распространяется на всех окружающих. Их танец, да и сам отец, вызывают у Ивана Васильевича умиление. Дочь гордится отцом, радуется ему.

Наказание беглого татарина произошло утром в первый день Великого поста. Не даром в произведении упоминается, что бал был в прощеное воскресение. Масленичная неделя готовит к началу духовного и физического очищения. Страдания татарина сравниваются с Голгофой.

В мыслях Ивана Васильевича переплетается прекрасная музыка бала и визгливый писк, воздушные па с грубыми шагами солдат. Полковник с милой улыбкой предстает пред ним другой стороной. При встрече с ним Иван Васильевич испытывает стыд. Полковник сделал вид, что не знает его. Так делают двуличные люди, которые хотят скрыть под маской добродушия свою жестокость. Отец любит дочь и не хочет, чтобы она знала о его бесчеловечности. За культурными разговорами скрывается жестокий, безжалостный, грубый человек.

На сердце Ивана Васильевича тоска от увиденного. Он не понимает происходящего. Общественные условия, которым просто подчинялся генерал, признавались всеми необходимым. Горечь и разочарование главного героя указывают на горечь всей царской России.

Главный герой живет христианскими ценностями, несмотря на его богатство и происхождение. Иван Васильевич меняет всё в своей жизни, отказывается поступать на военную службу, как хотел прежде, делать карьеру. Действия генерала, казалось бы, происходят под влиянием среды. Но личная совесть делает человека нравственным. Каждый человек живет по своим убеждениям, у него есть выбор, как поступить.

Вариант 2 (сочинение)

Это одно из последних произведений автора. В данном рассказе описывается драматическое событие – наказание. Событие описывается глазами приличного, благородного и честного человека-очевидца. Герой искренне полюбил девушку. Но после того, как он увидел истинное лицо отца девушки, он не смог этого простить. Его чувства понемногу начали угасать, а мечта разрушилась.

Иван Васильевич искренний и благородный. Он предпочитает жить в гармонии со всем миром и с самим собой. В людях он также предпочитает видеть только хорошие качества и достоинства. Иван Васильевич молод и счастлив, мечтает стать военным. Герой видит танцующего полковника на балу. Полковник довольно галантен и обходителен с людьми, с его лица не спадает приятная улыбка. Но вскоре, Иван Васильевич становится свидетелем страшной ситуации. Истинное лицо и двуличие отца возлюбленной сильно потрясли героя. Его настигла ненависть по отношению к человеку, бьющего по лицу молодого солдата и ругающего его за то, что тот не сделал преступнику еще больнее. Спина бедного татарина была окровавлена, но полковнику этого было мало.

Нравственно чистый и совестливый Иван Васильевич не смог понять и оправдать такую жестокость и жажду крови полковника. Главному герою стыдно за поступок этого человека. Любящий и нежный отец своей дочери, который мило танцует с ней, на следующий день предстает уже в образе жестокого, злого полковника. Иван Васильевич исключительно порядочный и честный человек, каким он предпочел оставаться до конца. Он не стал карьеристом. И это подкупает. В рассказе поднята нравственная проблема.

Искренняя любовь полковника к своей дочери не вызывает сомнения. Но это не отменяет того, что он одновременно очень бессердечный, твердый и жестокий военный, в котором так сильно разочаровался Иван Васильевич. Тот неприятный случай навсегда запечатлелся в памяти героя и при каждой последующей встрече со своей возлюбленной, Иван Васильевич вспоминал окровавленную спину осужденного татарина. В итоге, он предал мечту стать военным, так же, как и не смог в будущем продолжать отношения с дочерью военного. Его любовь постепенно начала превращаться в отвращение. Ему стало сложно относиться к этим людям по-прежнему. То самое короткое, но важное событие в жизни героя, в итоге, изменило всю жизнь, взгляды и мечты.

Читатель начинает задумываться о смысле жизни. Разве могут одни и те же люди выглядеть и действовать в разных жизненных ситуациях по-разному? Поражает то, как в жизни быстро сменяются веселье и боль, радость и горе, счастье и страдание.

Часто ли мы задумываемся, что такое честь? Кто-то скажет, что это то, что вызывает и поддерживает общее достоинство, и будет прав. Кто-то считает, что честь — это чувство гордости, почет, уважение, и тоже будет прав.
Наверное, найдутся и те, кто будет полагать, что честь — это непорочность, целомудрие.

Вот сколько от­тенков значений у этого слова, но все они сводятся к од­ному: честь — это такое моральное понятие, достоинство, которым дорожит не только человек, но и общество.

Поэтому когда он начал рассказ о своей молодости, все ничего другого и не ожидали, как честно­го повествования. И Иван Васильевич не обманул ожи­даний слушателей.

Он был честен и искренен, когда рас­сказывал об одном утре, которое изменило всю его дальнейшую жизнь.

В молодости Иван Васильевич был влюблен в Варень­ку, дочь красивого статного военного. Будучи провинци­альным студентом, Иван Васильевич не интересовался политикой, любил танцы, музыку, красивую девушку — словом, жизнь его была прекрасной, а он счастливым.

Он рассказывает, с каким восторгом любовался Варенькой, которая танцевала на балу со своим отцом. Эта пара, не­смотря на большую разницу в возрасте, покорила публи­ку грацией, статностью, красотою движений.

Тогда Иван Васильевич думал, что ему оказана большая честь, раз полковник доверил ему свою прелестную дочь.

Этот эпизод сыграл значительную роль в судьбе Ивана Васильевича, потому что тот не только отказался от сво­его намерения поступить на военную службу, как пола­гал ранее, но и от своей любви к Вареньке.

Увиденное на плацу для Ивана Васильевича бы­ло позором, который не смоется никакими водами и ни­когда не сотрется в памяти как акт жестокости и бесче­ловечности.

Здесь искали:

Рассуждение

В основу рассказа Лев Николаевич, как часто это делал, положил реальные события. В своем рассказе писатель хотел отразить подлинное устройство общества своего времени, показать актуальные проблемы и заставить читателя поразмышлять над нравственными вопросами.

Произведение можно разделить на две части. В первой главный герой, Иван Васильевич, описывает бал, на котором ему довелось побывать в молодости. А затем рассказывает о событиях, которые произошли после.

Герой попадает на шикарный бал, он восхищен внутренним убранством зала, чудесной музыкой, которую исполняют известные музыканты. Он любуется прекрасными дамами в роскошных нарядах, их благородными кавалерами. На этом балу рядом с героем его возлюбленная Варенька, чье присутствие делает вечер еще более волшебным.

Затем рассказчик уделяет внимание отцу Вари. Военный человек, полковник, он имеет безукоризненную выправку, идеальные манеры и в целом производит впечатление джентльмена. Герой искренне любуется тем, какие трепетные отношения у отца с дочерью.

Героя поражает даже не эта жестокость, а то, что у одного человека могут быть две такие разные стороны. Образ блестящего и галантного кавалера, любящего отца смещается, уступив место человеку грубому и жестокому. Мало того, что он совсем не сочувствует бедняге, чья провинность, на самом деле, не так велика. Он еще и сам принимает активное участие в издевательствах и явно получает от этого удовольствие.

После этого Иван Васильевич уже не мог видеть Вареньку. Ведь каждый раз у него перед глазами всплывала эта ужасная сцена.

Л.Н. Толстой в своем рассказе так и оставил открытым вопрос: можно ли оправдать жестокость необходимостью?

Другие темы: ← Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова↑ ТолстойПо роману Анна Каренина →




Чем дольше продолжается бал, тем сильнее разгораются чувства героя. Особенно поразил влюбленного юношу танец Вареньки с отцом. В портретной характеристике отца подчеркивают­ся малейшие детали: румяное лицо, белые усы и бакенбарды, ласковая, радостная улыбка, блес­тящие глаза, широкая, выпячивающаяся по-во­енному грудь, сильные плечи, длинные стройные ноги. Все эти детали, очевидно, должны были свидетельствовать о физическом и психологичес­ком здоровье военного.

Воображение юноши выстраивает странные, на первый взгляд, логические цепочки. Так, на­пример, его умиляют старомодные сапоги отца Вареньки — отец не покупает модных сапог, что­бы вывозить в свет любимую красавицу-дочь. Любовь к Вареньке (обратим внимание, рассказ­чик даже спустя столько лет после произошедше­го ласково и нежно называет девушку Варенькой) обнаруживает в сердце героя скрытую способ­ность любви. И эта любовь распространяется на всех окружающих Вареньку людей, в том числе и на отца, ведь они так похожи.

Иван Васильевич, от чьего имени ведётся рассказ, был приглашён на губернский бал в последний день масленицы. Он описывает бал в радужных красках. Герой был влюблён, и всё ему казалось преувеличенно прекрасным: и принимающая гостей чета старичков-хлебосолов, он – предводитель дворянства и камергер; она – дама в бриллиантах, с бюстом, напоминающим портрет императрицы Елизаветы; и сам праздник вызывал восторг.

Бал был великолепный: прекрасный зал с балконом, на котором играл знаменитый крепостной оркестр; замечательный буфет и море шампанского, которого Иван Васильевич не пил, так как был пьян от любви. Зато он до упаду танцевал вальсы, польки, кадрили, чаще всего с Варенькой, в которую был влюблён.

На ней было белое платье, розовый пояс подчёркивал тонкую фигурку. Сияюще белыми были и лайковые перчатки до локтей, и атласные башмачки. Хотя мазурку герой танцевал не с Варенькой, но видел из любого конца залы только её белое платье, прехваченное розовым поясом, ласковые милые глаза на разрумянившемся, с ямочками, сияющем лице.

Все любовались этой юной красавицей. Она отдавала предпочтение герою рассказа, выбирала его во время танца, просила повторить тур вальса ещё и ещё.

В то время как в зале танцевали, в гостиных любители игры сидели за карточными столами. К трём часам ночи должны были подавать ужин. Бегали с подносами лакеи. Главные герои не могли натанцеваться. Разлучаясь на время ужина, Иван Васильевич попросил Варю оставить за ним кадриль и не хотел расставаться с её веером, который оказался у него в руках. Она, оторвав одно пёрышко, протянула ему. Герой был в восторге от этого знака, что его любят.

Центром первой части рассказа, в которой описывается бал, является сцена танца Вареньки с отцом.

В ожидании ужина все гости стали просили станцевать статного полковника. Он был высокого роста, в военной форме с эполетами. Хозяйка бала обратилась к Варе с просьбой уговорить отца пройтись с нею в танце.

Иван Васильевич рассматривал полковника с интересом. Его звали Пётр Владиславович, он был свежим, красивым, седым стариком, прекрасно сложенным, с выправкой служаки николаевских времён, с по-николаевски же подкрученными усами, белыми бакенбардами, зачесанными наперёд висками. По-военному выпячивающуюся грудь небогато украшало несколько орденов. На лице, как и у дочери, и в губах, и в блестевших глазах была радостная, ласковая улыбка.

Иван Васильевич же отметил для себя одну деталь, которая его очень растрогала: на полковнике были не модные остроносые сапоги, а старомодные, без каблуков, и с четырёхугольными носками, очевидно, сшитые армейским сапожником. Эта экономия на собственных сапогах ради того, чтобы наряжать и вывозить дочь, вызвала у героя умилительно-восторженное чувство.

Иван Васильевич был так счастлив на балу, что любил весь мир, и одного боялся – чтобы что-то не разрушило его счастья.

2 вариант

Иван Васильевич не пил, он и так был пьян от любви. Варенька, предмет его обожания, тоже была на балу. Одета в легкое белое, а розовый пояс подчеркивал тоненькую фигурку. Ослепительными были белоснежные перчатки и туфельки из атласа. Мазурку Иван Васильевич танцевал не с Варенькой, но видел ее из любого конца зала и не мог отвести взгляд от сияющих глаз, на румяном личике с милыми ямочками.

Во время танцев, ею любовались все без исключения. Она же отдавала предпочтение Ивану Васильевичу, выбирая его руку для танца, с просьбой повторить тур вальса снова и снова.

Также читают:

Картинка к сочинению Описание бала в рассказе После бала

Популярные сегодня темы

Воспитание человека – это одна из жизненно важных категорий в его судьбе, которая является основой мировоззрения, залогом счастливого будущего людей. Важнейшими его спутниками считаются качества, которые преображают людей

Печорин находится две недели в казачьей станице, офицеры привыкли вечерами собираться и играть в карты. Однажды вечером, они начинают разговор о том, что у каждого есть судьба, которая написана на небесах.

Незабываемые летние ночи в Петербурге. По опустевшим улицам бродит молодой человек. Его можно увидеть в разных местах города, и он всегда в одиночестве. Поведение неспешное и задумчивое

Балы в России девятнадцатого века были строго регламентированы. Существовали правила буквально для всего — начиная от отправки приглашения и до визитов вежливости к хозяевам спустя несколько недель после окончания торжества.

Фактрум рассказывает о том, как развлекалось высшее общество в девятнадцатом веке.


1. Обычно приглашение на бал следовало отправлять минимум за десять дней до его начала. Но в период с 25 декабря и до последнего дня Масленицы, когда устраивалось наибольшее количество торжеств, срок отправки увеличивался до трёх недель. Это делалось, во-первых, для того, чтобы гости могли получше распланировать свои визиты, а во-вторых, чтобы дать дамам время на подготовку наряда.

3. Хорошим тоном считалось приезжать на бал с небольшим опозданием. Гостей приветствовал всегда лично хозяин дома, и его тоже следовало поприветствовать в первую очередь, даже если гость заметил своего знакомого.

4. Для каждого бала — свой наряд. И никак иначе. Появляться дважды подряд в одном и том же платье было неподобающе для дамы. Весь девятнадцатый век бальная мода практически не претерпевала изменений. Открытое декольте и плечи, обязательный букет цветов (либо в руках, либо приколотый к платью), неброские украшения, достаточно простые причёски, неброские цвета платьев (белый, розовый, голубой).

5. Крупные украшения не одобрялись. Также не следовало надевать их слишком много — это считалось безвкусицей. Кольца, надетые поверх перчаток, считались дурным тоном.

6. Цвет драгоценных камней должен был обязательно соответствовать цвету платья.

7. Для мужчин также существовал свой дресс-код: фрачная пара, белый жилет, белый (если речь идёт о первой половине XIX века) или чёрный (если о второй половине) галстук.

8. Офицеры считались лицом России и были обязаны подавать пример своим внешним видом и поведением на торжествах. Они были обязаны являться на бал в парадном мундире соответствующего полка и в бальных башмаках. Приходить на бал в сапогах дозволялось лишь уланам. Шпоры не одобрялись, но многие всё равно надевали их ради того, чтобы произвести впечатление на дам.

10. Важнейшей составляющей любого бального костюма являлись перчатки: длинные, до локтя — у женщин и короткие — у мужчин. Их можно было снимать только во время ужина, в остальное же время появляться с голыми руками было неприлично. Многие носили с собой по две пары — на случай, если основная порвётся.

11. Принятие приглашения на бал автоматически означало согласие танцевать. Если человек отказывался принимать участие в танцах, это могло вызвать неудовольствие как хозяев, так и других гостей. Также не следовало показывать плохое настроение — расстроенный гость не должен был портить настроение другим.

12. На танцы разрешалось приглашать заранее, однако считалось хорошим тоном приезжать, пообещав не более трёх танцев. Для того, чтобы не забыть об обещанных танцах, дамы заводили специальные бальные книжечки.

13. Дама имела право отказаться от танца с определённым кавалером только по ряду причин. Например, она уже обещала этот танец другому, устала или уже танцевала с этим мужчиной. Если она отказывала без причины, то была обязана пропустить танец вообще. Дать понять кавалеру о том, что отказ вызвала личная неприязнь, было плохим тоном.

14. Если дама случайно забыла об обещанном танце, и возникло недоразумение между ней и двумя кавалерами, то девушке следовало извиниться первой и так же пропустить танец.

15. В течение месяца после бала его гостям следовало нанести хозяевам визит вежливости. Отказ мог быть воспринят как признак того, что торжество не понравилось гостю, и он хочет разорвать отношения.

Читайте также: