Я и другие итоговое сочинение темы

Обновлено: 04.07.2024

В каждом коллективе есть свои лидеры. Настоящий лидер — это тот, кто живет интересами коллектива и берет на себя ответственность за взаимоотношения внутри коллектива и за взаимоотношения коллектива с окружающим миром. Лидеры имеют способность мотивировать людей на что-то, вести их к лучшей жизни. Настоящие лидеры часто жертвуют собственными интересами ради интересов коллектива, они поддерживают членов коллектива и никогда не оставляют их в беде, общественное ставя превыше личного.

Проблема лидерства поднимается во Многих художественных произведениях отечественных и зарубежных писателей.

Таким образом, лидер – это человек, представляющий интересы коллектива, которые для него являются превыше собственных интересов, взявший на себя ответственность вести остальных людей к лучшему, служа для них примером.

3. Почему детский коллектив жесток?

Детские коллективы, к сожалению, часто бывают жестокими. Одной из причин жестокости становится пример взрослых: часто сначала родители, а затем и окружающие ребенка взрослые учат ребенка тому, что такое доброта и милосердие, однако собственным примером неосознанно показывают детям, что такое жестокость. Другой причиной становится то, что детские коллективы часто возглавляют безнравственные и жестокие дети, а ведомые дети, входящие в такие коллективы, пытаются заслужить доверие у авторитетов. Часто ведомые дети копируют жестокое поведение своих сверстников, не желая отличаться от других. Такие ведомые дети часто переступают через собственные нравственные принципы, чтобы заслужить доверие у лидеров коллектива, и это приводит к тому, что ребенок привыкает к жестокости и начинает считать ее нормой.

О причинах жестокости детского коллектива рассуждают многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: для того чтобы лучше понимать других людей, нужно избавиться от эгоистичного видения мира, нужно развивать способности к сопереживанию, сочувствию, состраданию, милосердию и самопожертвованию.

25. Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?

Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми? На этот вопрос можно ответить утвердительно, так как понимание друг друга – основа, без которой невозможны близкие отношения. Конечно, обрести полнейшее взаимопонимание очень сложно и практически невозможно, потому что даже между самыми близкими людьми порой могут возникать противоречия, однако к нему нужно стремиться всегда, так как без понимания люди начинают отдаляться друг от друга. Поставить себя на место близкого человека, найти компромисс в спорных ситуациях – все это поддерживает взаимоотношения между людьми, в отличие от нежелания обрести полное взаимопонимание, которое только разрушает взаимоотношения.

О том, что близким людям стремиться к пониманию друг друга нужно всегда, рассуждали многие отечественные писатели.

Таким образом, стремиться к полному взаимопониманию необходимо всегда, так как без понимания друг друга близкие отношения невозможны из-за того, что люди, не стремящиеся к взаимопониманию, отдаляются друг от друга. Обрести полное взаимопонимание сложно, но к этому нужно стремиться, укрепляя взаимоотношения с близким человеком.

26. Почему общество не принимает некоторых людей?

Часто общество не принимает некоторых людей. Почему же так происходит? Непринятие обществом некоторых людей часто связано с тем, что люди, которые осознанно или неосознанно стараются быть похожими друг на друга, не понимают тех людей, которые имеют отличительные черты. Если человек не похож на окружающих людей, он становится заметным, к нему приковано все внимание. Таких людей в обществе не любят, так как многие люди уверены в том, что быть частью общества – значит, быть похожими друг на друга. Люди не понимают, что каждый человек является индивидуальностью, поэтому клеймят тех, кто не похож на них.

О том, почему общество не принимает некоторых людей, рассуждали многие отечественные писатели, поэты и драматурги в своих художественных произведениях.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что общество часто не принимает некоторых людей по той причине, что эти люди не похожи на остальных людей, которые привыкли к однотипной жизни.

Доказательства справедливости утверждения Л.Н. Толстого можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей, поэтов и драматургов.

Таким образом, человек, которому мешают люди, отказывается от общества и самостоятельно лишает себя возможности жить полноценной жизнью, так как без социума человек может удовлетворять лишь биологические потребности, не имея возможности удовлетворять социальные потребности.

Справедливость высказывания А. де Сент-Экзюпери можно доказать с помощью многих произведений отечественных писателей.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что человек, являясь частью общества, всегда будет стремиться к людям, как бы он ни старался это отрицать, так как без общения с людьми и без возможности реализовывать собственные возможности для блага всего общества невозможно развиваться.

29. Как общество влияет на человека?

На большинство людей огромное воздействие оказывает общество. Есть люди, для которых общественное мнение занимает особо важное место в жизни, часто люди, прислушиваясь к мнению окружающих людей, делают то, что и остальные, при этом идя против собственных принципов. Можно сказать, что общество делает людей одинаковыми, похожими друг на друга. Людей, которые не похожи на остальных, общество не принимает, что также не может не оказать воздействие на личность.

О том, как общество влияет на человека, рассуждали многие русские писатели, поэты и драматурги.

Подводя итоги к вышесказанному, можно отметить, что общество воздействует на людей, заставляя быть похожими на других людей, заставляя жить в соответствии с теми жизненными принципами, которые приняты обществом.

30. Можно ли жить без общения с людьми?

Можно ли жить без общения с людьми? Теоретически возможно, так как человек и вне социума физически остается человеком, однако человеком в широком понимании он без общения с людьми быть не может, так как человек – биосоциальное существо. Общение с другими людьми разного характера развивает, заставляет о многом задуматься, преподает многочисленные уроки. Только делясь своими знаниями с другими людьми и получая от них новые знания, человек развивается умственно и нравственно. Если человек не будет общаться с людьми, он остановится в своем умственном и нравственном развитии или даже начнет деградировать.

О том, что человек не может полноценно жить без общения с людьми, говорили многие отечественные писатели в своих художественных произведениях.

Таким образом, полноценно жить без общения с окружающими людьми человек не может, поскольку человек без разного вида взаимодействий с людьми остается на том же уровне развития или деградирует.

Доказательства справедливости высказывания Джорджа Сантаяны можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей, поэтов и драматургов.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что нелюбовь одного человека к другому связана с отсутствием сходств между ними, ведь часто людям сложно понять того человека, у которого абсолютно противоположная позиция.

Проблема схожести между людьми поднимается во многих произведениях русских писателей.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что люди, несмотря на индивидуальные черты, интересы и жизненные цели, имеют много общего между собой, даже если человек пытается отрицать свою схожесть с окружающими его людьми.

Доказательства справедливости высказывания Джорджа Бернарда Шоу можно найти в художественных произведениях отечественных писателей.

Доказательства справедливости высказывания Юнга можно найти во многих художественных произведениях отечественной литературы.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что раздражение, вызванное поступками или внутренними качествами какого-то человека, помогает понять себя. С помощью анализа причин возникновения раздражения человек осознает либо то, что он не похож на окружающих людей, либо то, что он является носителем ненавистных ему качеств.

Доказательства справедливости утверждения Гомера можно найти во многих художественных произведениях русской и зарубежной литературы.

Таким образом, люди могут увлекаться совершенно разными вещами, что подчеркивает то, что все люди разные, поскольку они владеют индивидуальными чертами.

36. Почему талантливые люди часто страдают от одиночества в коллективе?

Люди, которые обладают каким-нибудь талантом, часто страдают от одиночества. Почему же так происходит? Талантливые люди часто оказываются непонятыми окружающими людьми, которые в большинстве случаев стараются избегать необычности и оригинальности из-за привычки жить обыденной жизнью, похожей на жизнь других людей. Многие люди часто не понимают интересов талантливого человека, который лишается возможности обсудить с кем-нибудь вещи и явления, которые приносят ему удовлетворение от жизни. Талантливым людям сложно найти родственную душу, которая бы понимала и поддерживала его.

О том, почему талантливые люди часто страдают от одиночества в коллективе, рассуждали в своих художественных произведениях многие отечественные и зарубежные писатели.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что талантливые люди часто страдают от одиночества, так как талантливым людям сложно найти близких людей, способных понять их и готовых поддержать их деятельность.

О том, что такое зона комфорта, заставляют задуматься многие художественные произведения отечественных писателей, поэтов и драматургов.

Можно сделать следующий вывод: зона комфорта – это привычный образ жизни, при котором человек ощущает себя комфортно. Отношение каждого человека к зоне комфорта, которая имеет как достоинства, так и недостатки, индивидуально: кому-то нравится безопасная и предсказуемая жизнь, кто-то стремится выйти из зоны комфорта.

Доказательства того, что у каждого человека свой окружающий мир, можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей.

Таким образом, так как все люди реагируют на одни и те же явления по-разному, то и окружающий мир для каждого человека свой, отличающийся от окружающего мира другого человека.

Доказательства справедливости высказывания A. Уэлдона можно найти во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных писателей.

Таким образом, хуже, чем существовать в обществе, где некоторые люди злые и жестокие, существовать вне социума, лишившись возможности удовлетворять социальные потребности и оказавшись без какой-либо поддержки и помощи со стороны других людей.

Доказательства справедливости высказывания Дж. Робинсона можно найти во многих художественных произведениях русских писателей.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что часто человек думает о том, что он единственный, кто имеет по-настоящему умные мысли, и этому человеку действительно трудно поверить в то, что его мысли порой такие же глупые, так и мысли остальных людей.

Доказательства справедливости высказывания Л.Н. Толстого можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что не злость людей вызывает у человека нелюбовь к ним, а нелюбовь к людям становится причиной того, что человек начинает считать их злыми, пытаясь тем самым найти оправдание своей нелюбви к окружающим людям.

Доказательства справедливости высказывания М.М. Бахтина можно найти в художественных произведениях отечественных писателей.

Таким образом, каждый человек индивидуален, поэтому мировоззрение одного человека может минимально или максимально отличаться от мировоззрения другого человека.

Доказательства справедливости высказывания В.Г. Белинского можно найти в художественных произведениях многих отечественных и зарубежных писателей.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что человек на протяжении всего времени существования интересовался собственной сущностью, и из-за наличия различных загадок и тайн существования человека он будет интересоваться этим всегда.

Доказательства справедливости высказывания Мадлен Л’Энгл можно найти во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных писателей.

Таким образом, человек не должен стремиться быть похожим на окружающих людей, он должен сохранять и развивать в себе ту индивидуальность, которая есть в каждом человеке, он должен отстаивать права на собственные интересы и мнения.

Доказательства справедливости высказывания Элеоноры Рузвельт можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что дружба с окружающими людьми возможна только в том случае, когда человек находится в дружеских отношениях с самим собой, так как внутренний конфликт не позволяет человеку уделять внимание кому-то, кроме себя.

Доказательства справедливости высказывания Вольтера можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей, поэтов и драматургов.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что часто люди выступают за коренные изменения, не осознавая, что изменить общество, в котором насчитывается огромное количество личностей со своими жизненными принципами, также сложно, как сложно изменить самого себя.

Доказательства справедливости высказывания С.Е. Леца можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что часто человек, беседуя с другим человеком, прежде всего разговаривает с самим собой, так как либо занят собственными рассуждениями, либо не пытается понять то, что говорит собеседник, желая лишь высказать собственную позицию.

Доказательства справедливости высказывания Джорджа Мередита можно найти во многих художественных произведениях отечественной и зарубежной литературы.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что из-за нахождения в стрессовой ситуации и из-за отсутствия необходимости притворяться перед другими людьми оставшийся в полном одиночестве человек показывает свою истинную натуру, которая может отличаться от того, как себя человек преподносил, находясь в обществе.

В буклете отражены официальный комментарий направления, тезисы для сочинения, рекомендуемая литература, цитаты и афоризмы и возможные темы сочинения.

ВложениеРазмер
buklet_ya_i_drugie.docx 750.96 КБ

Предварительный просмотр:


Тезисы по направлению

  • Межличностные отношения могут рассматриваться как отношения между людьми и выражаться в разных формах – дружба, любовь, сотрудничество, ученичество и т.д.
  • Любой человек - представитель социума. Общество во многом
    формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Проблему личности и общества можно рассматривать с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.
  • В основе многих произведений художественной литературы лежит конфликт. Слово конфликт в переводе с латинского языка означает разногласие, спор, противоречие, несовпадение . Конфликт можно
    трактовать как борьбу двух противоположных сторон, активно защищающих свои интересы.

Причинами конфликтов могут являться противоречия во взглядах, несовпадение точек зрения, целей, подходов и различное видение способов разрешения возникшей
ситуации, которые могут затрагивать личные интересы окружающих людей.

Итоговое сочинение –2020

При раскрытии тем, связанных с названным направлением,
целесообразно обратиться к различным формам человеческого
взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества,
проблеме самоопределения человека в социальной среде.

В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми .

Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

Книги про утопию

Зарубежная литература

Короткие произведения

Цитаты и высказывания по направлению: Я и другие

…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?

Русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков

Всё на свете содержит в себе свою противоположность, ничто не может без неё существовать, как свет без тени, как правда без лжи, как иллюзия без реальности, — все эти понятия не только связаны друг с другом, но и неотделимы друг от друга.

Немецкий писатель XX века Эрих Мария Ремарк

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

Российский революционер, государственный деятель Ленин Владимир Ильич

Овца и волк по разному понимают слово “свобода”, в этом сущность разногласий, господствующих в человеческом обществе.

Американский политик Авраам Линкольн

Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни.

Французский писатель Андре Моруа

В уединении мы счастливей, чем в обществе. И не потому ли, что наедине с собой мы думаем о предметах неодушевленных, а среди людей — о людях?

Французский писатель Себастьен-Рош Николя де Шамфор

Тот, кто желает в одиночку бороться против общественных интересов, должен знать, что погибнет.

Французский писатель Маркиз де Сад

Удаление от общества необходимо для правды общественной.

Русский писатель Федор Михайлович Достоевский

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

Комментарии ФИПИ

Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.

А теперь перейдем к тезисам и аргументам к ним.

А.С. Пушкин показывает, что для того, чтобы быть частью общества, нужно быть таким же, как и все, нужно жить по традициям, которые приняты в обществе. Сначала Татьяна Ларина, любившая проводить время в одиночестве, была чуждой обществу и чуждой даже собственной семье, но когда героиня переехала в Москву, вышла замуж и начала вести такой же образ жизни, что и все светские женщины, общество ее приняло. Автор показывает, что общество принимает Татьяну Ларину, когда она становится похожей на других.

В романе показано, что если человек чем-то отличается от типичных представителей общества, то он оказывается никем не понятым и обреченным на одиночество. Центральный персонаж Евгений Онегин был принят обществом, когда он вел образ жизни, свойственный представителям дворянства, и был отвергнут обществом, когда он отказался от такого бессмысленного существования.

Типичные представители общества хотят показать себя с лучшей стороны, на первый взгляд оно прекрасно, однако в романе в стихах подчеркивается, что общество – довольно безликое явление, которое требует от человека быть похожим на других. Общество не дает человеку возможности проявить свои индивидуальные качества. Оно негативно относится ко всем, кто чем-то выделяется среди массы одинаковых людей, кто имеет собственное мнение, противоречащее мнению окружающих. Стремясь к типичности, общество не давало людям раскрывать себя.

Жители города, в котором живет Ефима Дмитриевича, не любили Юшку. И дети, и взрослые часто обижали Юшку, обзывали его, называли его некрасивым человеком. Отношение жителей города к Юшке были настолько жестоким, что некоторые люди кидали в Юшку камни и били его. А.П. Платонов демонстрирует, насколько жестокими могут быть люди. Умирает Ефим Дмитриевич после того, как один человек, который начал издеваться над Юшкой, ударил его. Получается, что в конфликте человека с нравственно чистой душой и общества победителем становится жестокое общество, которое оказывается сильнее отдельного человека, которому некому помочь. В рассказе осуждается общество, в котором люди настолько озлоблены по отношению к другим, что это приводит к гибели человека. Общество в произведении представлено как большая толпа людей, которые не принимают непохожего на них человека, делая все, чтобы унизить его и оскорбить. Автор показывает, что обществу свойственно не столько равнодушие, сколько жестокость.

Юшка – добрый человек. Никому ни о чем не говоря, герой ухаживал за девочкой-сиротой. Юшка обладает способностью к самопожертвованию: он экономит деньги на себе, чтобы на них содержать девочку, которой в детском возрасте пришлось столкнуться с несчастьем. Юшка помог девочке оказаться в московском семействе, а затем устроил ее в пансион с обучением. На оскорбления и издевательства различного характера Юшка никак не реагирует, он не обижается на тех людей, которые обижают его. Он добр абсолютно к каждому человеку. А.П. Платонов выражает мысль о том, что в обществе будет царить мир и гармония в том случае, когда люди будут относиться к окружающим людям по-доброму.

Семья Мерцаловых столкнулась с действительно крупными несчастьями, когда у родителей не было материальных средств, чтобы прокормить себя и своих трех детей, чтобы вылечить маленькую Машутку. А.И. Куприн показывает, что большинство людей равнодушно отнеслись к проблемам Мерцаловых, им было все равно на целое семейство. В рассказе показано, насколько жестоко и равнодушно общество.

В тот момент, когда глава семейства Емельян Мерцалов после неудачных попыток просить у окружающих милостыню уже думал о самоубийстве, к нему на лавку подсел незнакомый человек. Потрясенный теми трудностями, которые свалились на него и его семейство, Мерцалов сорвался на незнакомце. Тот мог уйти и даже не предлагать свою помощь, однако доктор Пирогов, которым оказался тот незнакомец, предложил Мерцалову свою помощь. И эта помощь была не только на словах, но и на деле. Доктор Пирогов проявил настоящую доброту по отношению к совершенно незнакомым людям, которых он видел первый раз в своей жизни. Поступок доктора Пирогова был искренен и совершенно бескорыстен, он ничего не требовал от Мерцаловых взамен, ему было важно хотя бы на немного облегчить существование семьи, которая столкнулась с трудностями, с которыми может столкнуться каждый.

А.И. Куприн, с одной стороны, восхваляет поступок доктора Пирогова, который бескорыстно помог Мерцаловым, дав им рецепт, оставив им деньги и дав совет никогда не сдаваться, с другой стороны, удивляется черствости общества, где обычный добрый поступок, который мог совершить каждый человек, воспринимается Мерцаловыми как настоящее чудо, которое спасло их от голодной смерти. В рассказе видно авторское сожаление по поводу того, что неравнодушным к проблеме Мерцаловых оказался лишь один человек.

И.А. Бунин показывает, что в обществе царят материальные богатства и положение человека в обществе. Именно на эти категории обращают внимание люди при оценке человека. Желая показать себя, люди кичатся своим положением в обществе и разбрасываются деньгами, при этом людям совершенно без разницы, как человек ведет себя. Господина из Сан-Франциско уважают лишь за то, что он является знатным, влиятельным и богатым человеком, никто и знать не знает, каковы внутренние качества господина из Сан-Франциско и каковы его поступки по отношению к другим людям. Окружающие люди мирятся с положением дел, которое сложилось в обществе, они прислуживают людям, подобным господину из Сан-Франциско, пытаются им во всем угодить. И.А. Бунин показывает, что общество восхищается людьми, которые на самом деле ничего из себя не представляют. Люди готовы идти по головам, чтобы добиться высокого положения в обществе и обрести денежные средства, которые помогут им ни в чем себе не отказывать. Отсутствие в повествовании борца с общественной несправедливостью говорит о том, что все люди приспособились к жизни, они ничего не имеют против такого существования.

Герой Иван Васильевич рассказывает своим собеседникам о том, как однажды после бала он стал свидетелем того, что отец девушки Вареньки, в которую он был влюблен, Петр Владиславович командует экзекуцией. С помощью образа Петра Владиславовича Л.Н. Толстой хотел разоблачить общество с его лживой маской идеальной жизни, за которой скрывается настоящая ничтожность.

Конфликт всего рассказа заключается в том, что жизненные принципы Ивана Васильевича отличались от жизненных принципов Петра Владиславовича, который изображен в произведении как типичный представитель общества. Неприятие взглядов Петра Владиславовича и окружающих людей говорит о том, что Иван Васильевич противопоставляется всему обществу, находится с ним в конфликте. Важную задачу выполняет композиция рассказа, который можно разделить на две части: то, что происходило на балу, и то, что происходило после бала. В первой композиционной части Иван Васильевич изображен как один из представителей светского общества, во второй же части не смирившаяся с насилием личность Ивана Васильевича противопоставлена грубому и жестокому обществу.

Иван Васильевич разочаровывается в обществе, он не может спокойно относиться к тому, что сделал Петр Владиславович. Невозможность мириться с общественной жестокостью приводит Ивана Васильевича к тому, что он отказывается от любви к Вареньке. Л.Н. Толстой показывает, что для героя нравственные ценности оказываются важнее любовных чувств.

Особое внимание в повести уделяется событиям, на фоне которых развивается история центрального персонажа Петра Гринева. Автор показывает, что восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева не могло не сказаться на представителях народа. Это подчеркивает взаимосвязь человека и общества: жизнь человека, находящегося в обществе, всегда связана с общественными явлениями.

С помощью конкретного примера А.С. Пушкин показывает, что время пугачевского восстания было временем, когда представители народа выбирали, по какому пути им пойти и какие общественные мысли им поддерживать. Алексей Швабрин переходит на сторону пугачевцев, потому что не хочет погибать и хочет получить хотя бы какую-то власть в свои руки. Из-за того, что Петр Гринев не захотел переходить на сторону Пугачева, ему грозила смерть. Петр Гринев мог перейти на сторону восставших, как это сделали многие другие, как это сделал Швабрин, однако он этого не сделал, потому что для него преданность собственным жизненным принципам оказалась важнее жизни. Петр Гринев не поддался влиянию окружающих людей, совершая только такие поступки, которые соответствуют его нравственным ценностям. Поступок Петра Гринева показывает, что человек может противостоять обществу, если обладает сильным характером. В повести показано, что значит быть собой, находясь в обществе: не обязательно подчиняться тем правилам и принципам, по которым живут все остальные люди, важно найти собственное место в жизни и свое предназначение в обществе.

А.С. Пушкин показывает, что в обществе должна царить справедливость. Емельян Пугачев отменяет приговор Петру Гриневу, в соответствии с которым его должны были повесить, из-за того, что вспоминает добрый поступок Гринева, который дал Пугачеву заячий тулуп. Нельзя отрицать жестокости, которые совершал Пугачев, но и нельзя отрицать его справедливое отношение к людям: благодарный за помощь Гринева Пугачев освобождает его от казни, а также помогает ему спасти Машу Миронову от Швабрина, который совершил, по мнению Пугачева тоже, неправильный поступок. Взаимоотношения Гринева и Пугачева построены на взаимопомощи, несмотря на все те внешние обстоятельства, которые разъединяют героев.

Тема: Что такое толерантность в наше время?

Тема: Почему важно учитывать мнение другого человека?

Тема: Толерантность в наше время

Тема: Всегда ли нужно соотносить свои желания с требованием общества?

Тема: Какого человека называют эгоистом?

Тема: Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?

Тема: Конфликт с окружающими и индивидуальность личности

Тема: Почему люди не понимают друг друга?

Тема: Почему многие люди зависят от мнения окружающих?

Тема: Что же сближает людей?

Тема: Что сближает людей?

Тема: Что такое толерантность?



В декабре одиннадцатиклассников, как стало уже привычным, ждет итоговое сочинение. Хотя и непонятно, как оно будет проходить и в каком формате, готовиться к нему все же необходимо.

На сочинении будет предложен комплект из пяти тем, каждая — по одному из направлений. Все они ориентированы на собственные размышления ученика и представляют собой рассуждение. Школьникам надо будет раскрыть тему, используя аргументы из литературы.

Это, наверное, самое неудобное для подготовки направление.

При том, что в каждом произведении, разумеется, говорится о взаимоотношениях людей (а значит, подобрать аргументы будет несложно), спрогнозировать, что именно станет содержанием темы, почти невозможно.

Комментарии дают нам не так уж много намеков. В основном они касаются межличностных конфликтов и противостояния личности и общества. А это огромнейший список вариантов примерных тем.

Все же разделим направление на несколько более узких "дорог":

  • добрые, дружеские, любовные (во всех смыслах) отношения, преодоление вражды, предубеждения и т.п.;
  • межличностные конфликты, непреодолимая конфронтация, принципиальные разногласия;
  • конфликт человека и общества, противостояние личности подавляющему социуму и т.п.

К первой группе можно отнести произведения о дружбе, о появлении взаимопонимания. Можно рассмотреть, например, рассказ Б. Екимова "Ночь исцеления". Подросток вдруг начинает понимать свою бабушку. Жалость и любовь подсказывают ему нужные слова.

Находят друг друга и обретают любовь такие разные персонажи, как Раскольников и Соня, Пьер и Наташа, Юрий Живаго и Лара. Что их соединило? Только судьба? Или есть что-то чрезвычайно важное в их характерах и мироощущении, что делает их союз неизбежным?

Тщательно проанализировав эти примеры из литературы, можно строить на любом из них свое рассуждение по такой теме, которая затрагивает отношения между людьми.

Интересно наблюдать за отношениями героев в популярном у подростков романе "Дом, в котором. " Мариам Петросян, лауреата ряда престижных литературных премий.

Перед нами замкнутый социум, причем очень своеобразный — интернат для детей с особенностями здоровья и инвалидов. Становление отношений в этой необычной группе, переплетение жесткого реализма и трогательной фантастики делают это произведение практически универсальным для подготовки по рассматриваемому направлению. Герои этого произведения - подростки-инвалиды, которые живут в интернате, фактически в оппозиции к внешнему миру.

Это странные подростки, жизнь которых проходит словно бы в нескольких параллельных мирах, где есть злые бабушки-ведьмы, чудодейственные амулеты, оборотни, где незрячий видит, а у безрукого появляются руки. Они пьют какую-то дрянь и курят, дерутся и иногда убивают. Но друг друга они любят по-настоящему. И ради дружбы Слепой готов разбить свою "видящую" руку, а Сфинкс сжигает протезы, пытаясь удержать огненного дракона — Македонского.

Примером такого же тесного братства, проникнутого взаимной любовью, можно, наверное, считать дружбу выпускников Царскосельского лицея, да не шокирует никого мое сравнение.

Но роман имеет большой недостаток — это его объем. Школьникам трудно найти время ознакомиться с таким длинным произведением (если они его еще не читали), а потом нередко возникают трудности с интерпретацией множества сюжетных линий произведения.Но книга имеет своих горячих поклонников.

Ссоры и конфликты

Вторая группа тем — межличностные конфликты — может оказаться очень легкой. Конфликты между героями описаны фактически в любом произведении. Приведем примеры литературных произведений, которые обычно хорошо знакомы школьникам:

  • "Отцы и дети" И. Тургенева (Базаров и Павел Петрович);
  • "Герой нашего времени" М. Лермонтова (Печорин и Грушницкий);
  • "Преступление и наказание" Ф. Достоевского (Раскольников и Лужин)

В романе Достоевского "Преступление и наказание" мы видим героев, которые очень по-разному относятся к окружающим людям. В качестве примера можно привести Лужина - убежденного и безотчетного эгоиста, проводящего четкую границу между собой и другими. Собственные интересы (даже не жизненные интересы, а просто фантазии, глупые обиды, психологический комфорт) для него настолько важны, что об окружающих даже думать смешно. Лужин до такой степени равнодушен к чужой семье, что не задумываясь обвиняет Соню в воровстве. Ничего личного, просто надо поставить на место Дуню, осмелившуюся счесть своего брата человеком вроде него, самого Лужина! Поразительно, что сама Соня абсолютно безразлична этому человеку, он губит ее походя, между делом, словно жертвует пешку в шахматной партии. Это пример какого-то недоразвития души, шокирующей неспособности видеть в людях — людей.

Если Раскольников создает теорию, в соответствии с которой есть "твари дрожащие" и небольшая группа "имеющих право", то для Лужина к высшей касте относится, похоже, один человек - он сам.

Один против всех

Может ли личность не противопоставлять себя обществу? И если да, то как это получается? Ведь подчиняя свои желания и интересы интересам общества, коллектива, мы неизбежно стесняем свою свободу, причиняем себе неудобство. Значит, все-таки конфликт неизбежен?

Ответ прост: человек сам, своей волей, подчиняет свои интересы чужим по любви, которая, как писал Апостол Павел "не ищет своего".

Рассмотрим все эти случаи кратко.

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: