Я читал последний роман александра черняева сочинение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Паисова Надежда Александровна,

учитель русского языка и литературы

Карагайского муниципального района Пермского края

Урок русского языка в 11 классе

Тема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению.

Тип урока: урок-практикум.

Цель урока: Развитие коммуникативной и лингвистической компетенций обучающихся.

Закрепить знания обучающихся по выполнению задания части С.

Развивать умения и навыки работы с текстом в группах, парах.

Дать почувствовать старшеклассникам величие духа людей военного поколения (на примере писателя А.Черняева).

1.Орг.момент. Оформление тетради.

- Какие затруднения чаще всего возникают у вас при написании сочинения-рассуждения? (Формулирование проблемы, подбор аргументов)

- Запишите в тетради задачи, которые вы будете решать в течение урока, исходя из ваших трудностей. Озвучьте задачи. (3 мин)

- Давайте вспомним, что такое проблема? Проблема (синонимы: вопрос, задача) – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения. Проблема – это предмет обсуждения, то, ради чего автор создал свой текст.

- Как вы работаете с текстом? Читаете текст внимательно и думаете, что хотел нам сказать автор? Ищете ключевые слова и предложения (их можно подчеркнуть) по выбранной вами проблеме, так как в тексте может быть несколько проблем.

Можно идти от позиции автора к проблеме: выявить основную мысль текста, записать ее в виде законченного предложения. Затем определить, на какой вопрос отвечает это предложение. Этот вопрос и будет являться проблемой.

- Какие бывают проблемы? (Философские, политические, экологические, нравственные, социальные)

- Определите, к какому типу проблем относятся данные проблемы.

Запишите буквенный ответ.

1.В чем смысл человеческой жизни? (Ф)

2.Можно ли избежать социальной несправедливости? (С)

3.Нужно ли заботиться об окружающих людях? (Н)

4.Имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природы? (Э)

5. В чем опасность политики национализма? (П)

Назовите способы формулирования проблемы?

Проблема может быть сформулирована следующими способами:

2. в форме вопроса:

Ø Что важнее – закон или совесть?

Ø Может ли прогресс быть человечным?

Ø Необходимо ли милосердие в нашей жизни?

Ø Зачем люди помогают животным?

Ø Какой путь выбирает каждый из нас?

Ø Нужно ли человеку знать историю своей страны, города, села и зачем?

Ø Что значит любить Родину?

- Вспомните речевые клише, помогающие сформулировать проблему.

Ø Данный текст посвящён проблеме…

Ø Одной из проблем, затронутых в данном тексте, является…

Ø Автор данного текста приглашает нас поразмышлять о…

Ø Действительно ли …? Давайте посмотрим, как эту проблему решает автор текста…

Ø Автор коснулся проблемы…, уделил внимание проблеме…,

Ø Автор поставил, выдвинул, рассмотрел, изложил …. проблему…

3.Работа с текстом.

- Прочитайте текст. Сформулируйте проблему, используя речевые клише. (3 мин.)

- Итак, о чем идет речь в тексте? С какой именно целью создал автор текст? Что хотел сказать?

-Какую же проблему поднимает автор данного текста? (Автор поднимает проблему самопожертвования во имя другого человека.)

- Определите типы ошибок, допущенных при формулировании проблемы текста Кира Булычева. Соотнесите примеры из левой колонки с типом ошибки, указанным справа, и запишите ответ. (3 мин+проверка 3)

- Итак, проблему мы сформулировали, сейчас нужно ее прокомментировать. Я предлагаю вам отредактировать комментарий ученика из сочинения по тексту Булычева. Работаем в парах. (5 мин)

Булычёв в данном тексте рассказывает о писателе Черняеве. Как он жил в Ленинграде в блокаду, как он, рискуя жизнью, ездил выступать на фронт перед бойцами. Как однажды он получил посылку от неизвестного человека, там было сгущённое молоко и сахар. Но он оставил её себе, так как по соседству жили малыши, которые голодали. Он был человеком благородным и пожертвовал её им, хотя сам еле ходил и был очень слаб. Можно сказать, это было одним из последних его добрых дел.

Автор знакомит нас с содержанием статьи о писателе Черняеве. Он не случайно упоминает о том, что Александр Григорьевич, рискуя жизнью, ездил выступать на фронт перед бойцами, отказался эвакуироваться. Всё это указывает на внутренне благородство этого человека. Особое восхищение героя вызывает эпизод с посылкой, которую Черняев отдаёт голодающим малышам. Это поступок – настоящий подвиг самопожертвования.

- Какова позиция автора? ( Смерть Черняева не напрасна: он доказал, что даже в страшные годы войны в людях остаётся живое гуманное, подлинно человеческое начало.) ( 3 мин)

- Согласны ли вы с мнением автора? (Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что самопожертвование это то качество, которое по-настоящему определяет человека и его любовь к ближнему). (1 мин)

- Аргументируйте собственное мнение. Примеры из каких произведений вы могли бы привести. (5 мин)

В качестве подсказки я назову несколько произведений художественной литературы, а вы попытайтесь вспомнить героев.

- Назовите структуру сочинения, которое я вам предлагаю написать дома по тексту Булычева.

Какие задачи стояли перед вами в начале урока? Как вы их решали? Чувствуете ли мы себя готовыми к выполнению части С?

Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

Раздаточный материал

Прочитайте текст. Сформулируйте про6лему текста.

Я читал последний роман Александра Черняева. Недописанный роман, потому что Черняев умер от голода в Ленинграде в сорок втором году. Вечером я прочитал статью о Черняеве. В ней говорилось о том, как он жил в Ленинграде в блокаду, как работал и даже ездил в самую стужу, под обстрелом, на фронт выступать перед бойцами. И вдруг в конце статьи я читаю следующее, хотите верьте, хотите нет:

Вдруг Черняев сказал:

- Со мной случилась странная история. На днях получил посылку.

- Какую? - спрашиваю. - Ведь блокада.

- Неизвестно от кого. Там было сгущённое молоко, сахар.

- Это вам очень нужно, - говорю.

- А детям не нужно? Я-то старик, а ты бы посмотрел на малышей в соседней квартире. Им ещё жить и жить.

- И вы им отдали посылку?

- А как бы вы на моём месте поступили, молодой человек? - спросил Черняев, и мне стало стыдно, что я мог задать такой вопрос.

Я раз пять перечитал эти строки. Я сам должен был догадаться, что, если старик получит такую посылку, он не будет сосать сгущённое молоко в уголке. Не такой старик .

Прочитайте и отредактируйте комментарий к проблеме текста Кира Булычёва .

Булычёв в данном тексте рассказывает о писателе Черняеве. Как он жил в Ленинграде в блокаду, как он, рискуя жизнью, ездил выступать на фронт перед бойцами. Как однажды он получил посылку от неизвестного человека, там было сгущённое молоко и сахар. Но он оставил её себе, так как по соседству жили малыши, которые голодали. Он был человеком благородным и пожертвовал её им, хотя сам еле ходил и был очень слаб. Можно сказать, это было одним из последних его добрых дел.

1)Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории нашей страны. Рассказы о жизни блокадного Ленинграда - потрясающие примеры мужества и стойкости, человечности и умения пожертвовать собой ради других. Именно проблему самопожертвования поднимает Кир Булычёв.

2) Должны ли мы помогать другим в сложное для нас время или следует заботиться только о себе? Над этим вопросом задумался писатель Кир Булычёв.

3) Автор поднимает проблему самопожертвования во имя другого человека.

4) В данном тексте автор затрагивает проблему милосердия.

6) В тексте Кира Булычёва поднимается проблема сострадания к младшему поколению,

7) В данном тексте поднимается проблема голода во время блокады.

8) Что такое добродушие и как оно влияет на человека? Кир Булычёв рассказывает нам о добродушии человека во время блокады.

9) Заботимся ли мы о тех, кто нас окружает? Готовы ли мы отдать последнее, что у нас осталось, ближнему? Именно эту проблему поднимает автор.

10) В данном тексте автор поднимает проблему доброты.

Определите типы ошибок, допущенных при формулировании проблемы текста Кира Булычева. Соотнесите примеры из левой колонки с типом ошибки, указанным справа, и запишите ответ.

1. Проблема текста в том, что в трудную минуту настоящий человек не будет думать лишь о собственной выгоде.

А. Неоправданное расширение проблемы.

Б. Подмена формулировки проблемы пересказом

В. Подмена проблемы авторской позицией.

Г. Непонимание проблемы.

2. Рассказывая историю из жизни писателя Черняева, автор поднимает проблему патриотизма.

3. Автор заставляет нас задуматься над проблемой войны.

4. Кир Булычёв поднимает проблему того, как герой жертвует собой, спасая голодных детей.

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 1

Формулировка задания
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Слайд 3

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 3

К 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Баллы
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет 3
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет 2

Слайд 4

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 4

К 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Баллы
Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы, или в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста 1

Слайд 5

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 5

К 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Баллы
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментариях допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием проблемы исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста 0

Слайд 6

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 6

Что такое комментарий?
Прокомментировать – дать объяснение, толкование текста; опираясь на текст, проследить путь автора от формулировки проблемы к основным выводам.

Слайд 7

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 7

Объект комментирования
Объектом комментирования является проблема, сформулированная учащимся. Комментируя проблему, следует привлекать информацию из текста, значимую для раскрытия данной проблемы (предложения, абзацы и т.д.). Однако комментарий не должен сводиться к пересказу содержания: фактическая информация текста должна встраиваться в концептуальную.

Слайд 8

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 8


Фактическая (содержательная) информация Кто…?, Куда…?, Когда…?, Откуда…?, Как…?, Каким образом…?
Концептуальная (содержательно-концептуальная) информация (или интерпретационная) Почему…?, Зачем…?, По какой причине…?, Чем объясняется…?, В чём различие…?, Какая взаимосвязь…?
Содержательно-концептуально-оценочная информация Как оценить поступки, слова, действия героев? Хорошо это или плохо? Как поступил бы ты? На чьей стороне твои симпатии и антипатии? Согласен ли ты с позицией автора?
Трёхуровневая модель понимания текста

Слайд 9

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 9

Слайд 10

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 10

Слайд 11

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 11

Способы использования исходного текста
Ссылки на номера предложений Цитирование (авторский текст в кавычках) Косвенная речь (авторский текст без кавычек, включённый в СПП) Использование авторского текста в виде ключевых слов, словосочетаний Анализ элементов содержания текста

Слайд 12

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 12

Слайд 13

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 13

Слайд 14

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 14

Косвенная речь
Мне кажется особенно важной мысль Айтматова о том, что каждая книга требует полной отрешённости от суетных дел. Писатель хочет сказать, что чтение не терпит суеты и книга откроет свои секреты только вдумчивому, внимательному, чуткому читателю.

Слайд 15

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 15

Использование ключевых слов, словосочетаний
Не случайно автор пишет о таланте доброты, который от природы дан каждому из нас. Главное – не утратить этот талант, не растерять его на жизненном пути.

Слайд 16

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 16

Анализ элементов содержания текста
Писатель изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.

Слайд 17

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 17

Типичные фактические ошибки в комментарии
Искажение фамилии автора В тексте И.С. Тургеньева поднимается проблема… С. Соловейчик размышляет над проблемой…. Трудно не согласиться с С.Соловейчиковым…

Слайд 18

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 18

Слайд 19

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 19

Слайд 20

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 20

Слайд 21

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 21


Я читал последний роман Александра Черняева. Недописанный роман, потому что Черняев умер от голода в Ленинграде в сорок втором году. Вечером я прочитал статью о Черняеве. Она рассказала о том, как он жил в Ленинграде в блокаду, как работал и даже ездил в самую стужу, под обстрелом, на фронт выступать перед бойцами. И вдруг в конце статьи я читаю следующее, хотите верьте, хотите нет:

Слайд 22

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 22

Слайд 23

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 23

А он отвечает: - А детям не нужно? Я-то старик, а ты бы посмотрел на малышей в соседней квартире. Им ещё жить и жить. И вы им отдали посылку? А как бы вы на моём месте поступили, молодой человек? - спросил Черняев, и мне стало стыдно, что я мог задать такой вопрос.

Слайд 24

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 24

Слайд 25

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 25

Формулировки проблем
Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории нашей страны. Рассказы о жизни блокадного Ленинграда – потрясающие примеры мужества и стойкости, человечности и умения пожертвовать собой ради других. Именно проблему самопожертвования поднимает Кир Булычёв. Что такое добродушие и как оно влияет на человека? Кир Булычёв рассказывает нам о добродушии человека во время блокады. Должны ли мы помогать другим в сложное для нас время или следует заботиться только о себе? Над этим вопросом задумался писатель Кир Булычёв.
Формулирование проблемы

Слайд 26

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 26

Формулировки проблем
В тексте Кира Булычёва поднимается проблема сострадания к младшему поколению. Наверное, каждый из нас задумывался над вопросом: каким должен быть истинно благородный поступок, а значит, и истинно благородный человек? Именно этой важной проблеме посвятил свой текст Кир Булычёв. В данном тексте поднимается проблема голода во время блокады.
Формулировки учащихся

Слайд 27

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 27

Фрагмент сочинения 1
Булычёв в данном тексте рассказывает о писателе Черняеве. Как он жил в Ленинграде в блокаду, как он, рискуя жизнью, ездил выступать на фронт перед бойцами. Как однажды он получил посылку от неизвестного человека, там было сгущённое молоко и сахар. Но он не оставил её себе, так как по соседству жили малыши, которые голодали. Он был человеком благородным и пожертвовал её им, хотя сам еле ходил и был очень слаб. Можно сказать, это было одним из последних его добрых дел.
Фрагмент сочинения 1

Слайд 28

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 28

Редактирование
Автор знакомит нас с фактами из биографии писателя Черняева. Булычёв не случайно упоминает о том, что Александр Григорьевич продолжал писать в блокадном Ленинграде, под обстрелами ездил выступать на фронт перед бойцами. Всё это указывает на его чувство долга и внутреннее благородство. Особое восхищение автора вызывает эпизод с посылкой, которую Черняев отдаёт голодающим малышам. Этот поступок – настоящий подвиг самопожертвования.
Редактирование

Слайд 29

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 29

Фрагмент сочинения 2
Всем живым существам свойствен инстинкт самосохранения. Но человеку также свойственно нечто, зачастую противоречащее, если, конечно, это человек, а именно: милосердие, самопожертвование. Эти качества не чужды писателю Черняеву, отдавшему для спасения от голода детей посылку со сгущённым молоком и сахаром. Возможно, именно это послужило причиной его смерти, кто знает… Но с уверенностью можно сказать одно: его смерть не была напрасной. Она была вынужденной мерой для спасения молодых жизней.
Фрагмент сочинения 2

Слайд 30

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 30

Редактирование
Всем живым существам свойствен инстинкт самосохранения. Однако человек, в отличие от животных, способен на самопожертвование ради жизни других. В качестве примера Кир Булычёв приводит поступок писателя Александра Черняева, который незадолго до своей смерти отдал посылку с продуктами для спасения голодных детей. Автор убеждён, что смерть этого человека не напрасна: он доказал, что даже в страшные годы войны в людях остаётся живо гуманное, подлинно человеческое начало.
Редактирование

Слайд 31

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 31

Фрагмент сочинения 3
Кир Булычёв рассказывает о своей встрече с писателем Черняевым. Приводя факты из биографии своего собеседника, автор хочет подчеркнуть, что Александр Григорьевич – мужественный и добрый человек: например, он выступал перед солдатами на фронте, продолжал работать в блокадном Ленинграде. Мне кажется, этот город выстоял именно благодаря таким людям, которые не прячутся за чужими спинами и в трудную минуту заботятся не о себе, а об окружающих.
Фрагмент сочинения 3

Слайд 32

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 32

Фрагмент сочинения 3
Кир Булычёв знакомит читателей с содержанием заметки о писателе Черняеве. Факты из биографии Александра Григорьевича позволяют сделать вывод, что перед нами мужественный и добрый человек. Например, он выступал перед солдатами на фронте, продолжал работать в блокадном Ленинграде. Мне кажется, этот город выстоял именно благодаря таким людям, которые не прячутся за чужими спинами и в трудную минуту заботятся не о себе, а об окружающих.
Редактирование

Слайд 33

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 33

Фрагмент сочинения 3
Автор раскрывает проблему на примере поступка писателя Черняева, который отдал соседским детям посылку с едой, хотя сам страдал от голода. Этот поступок показывает, что любой пожилой человек думает не только о себе, но и о других. А что же сказать о молодом поколении? Молодые чаще озабочены только своей жизнью, которую они проживают, не делая ничего хорошего. Автора тревожит это равнодушие к окружающим, и он своим текстом призывает помогать ближним.
Фрагмент сочинения 3

Слайд 34

Сочинение на ЕГЭ: новое в комментарии текста, слайд 34

Методические приемы подготовки к сочинению Алгоритмы, схемы, таблицы Анализ типичных ошибок учащихся Богатый практический материал
Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов н/Д: Легион, 2015

Тема урока: От анализа текста – к сочинению-рассуждению.

Вид урока: урок-практикум.

Цель урока:

  • Создание условий для закрепления знаний уч-ся по выполнению комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту (ч.С)
  • Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.
  • Воспитание личности в условиях партнерства, интереса уч-ся к обсуждаемым вопросам.

Оборудование:

Ход урока

Тема сегодняшнего урока актуальна для каждого сидящего здесь ученика. Каждый из вас знает, что на выпускном экзамене по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту.

Что такое Часть С? – задание открытого текста с развернутым ответом.

Когда-то Аристотель утверждал, что речь слагается из трех элементов: из самого автора, из предмета, о котором он говорит и из лица, к которому он обращается. Вы уже понимаете, что эти три элемента: автор, тема и читатель.

Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к ЕГЭ по составлению собственного текста на основе уже готового.

II. Чтение текста подготовленным учеником

Я читал последний роман Александра Черняева .Недописанный роман,потому что Черняев умер от голода в Ленинграде в сорок втором году. Вечером я прочитал статью о Черняеве. В ней говорилось о том, как он жил в Ленинграде в блокаду, как работал и даже ездил в самую стужу, под обстрелом, на фронт выступать перед бойцами . И вдруг в конце статьи я читаю следующее, хотите верьте, хотите нет :

Вдруг Черняев сказал:

– Со мной случилась странная история. На днях получил посылку.

– Какую? – спрашиваю. – Ведь блокада.

– Неизвестно от кого. Там было сгущенное молоко, сахар.

– Это вам очень нужно, – говорю.

– А детям не нужно? Я-то старик, а ты бы посмотрел на малышей в соседей квартире. Им еще жить и жить.

– И вы им отдали посылку ?

Я раз пять перечитал эти строки. Я сам должен был догадаться, что, если старик получит такую посылку, он не будет сосать сгущенное молоко в уголке . Не такой старик…

Автором данного текста является Кир Булычев. Что мы узнали об авторе текста?

III. Работа над текстом.

1. Один из важнейших признаков текста – это информативность. Информация, извлекаемая из прочитанного текста, и служит основой для построения нового(вторичного) текста.

Денотатный граф – способ вычленения информации из текста.

Проблема – сформулировать и записать в левой части графа (в голове рыбы).

Авторское отношение к поставленной проблеме – первая часть графа.

Итак, о чем идет речь в тексте? С какой именно целью создал автор текст? Что хотел сказать?

3. Теперь мы можем приступить к формулировке проблемы. Выявление и формулирование проблемы – важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать с заявленной проблемой.

– Что такое проблема? (вопрос, требующий исследования)

– Какие типы проблем вы знаете?

– Зачем писать о проблемах?

Почему в жизни возникают проблемы?

Проблема – это препятствие или открытие возможности?

Выбирая то или иное решение проблемы, мы определяем свою жизненную позицию, нравственные принципы, которым будем следовать.

У каждого человека есть свобода выбора.

Шагнуть или не шагнуть?

Стерпеть или не стерпеть?

Как жить? Что делать?

Вопросы – громады и вопросы карлики. Вопросы – океаны и вопросы – капли.

– Назовите алгоритм выявления проблемы.

– Проанализируйте поступки, отношения героев.

– Определите, положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях.

– Какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества.

4. Работа 1 группы

– Почему с некоторыми вариантами не согласны? Обоснуйте свою точку зрения.

2) Сформулируйте проблему

(Заботимся ли мы о тех, кто нас окружает? Готовы ли мы отдать последнее, что у нас осталось!)

5. Работа 2 группы.

1) – Что значит прокомментировать проблему? (рассуждение по поводу выделения проблемы).

Нужно подумать о том, насколько актуально то, о чем пишет автор: кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой.

Как характеризует автора выбор данной проблемы (глубокий знаток человеческой души, настоящий гражданин своего отечества).

2) – Какие два вида комментариев вы знаете? (контекстуальный – от действительности к тексту; текстуальный – от текста к действительности).

3) Прокомментируйте проблему текста.

6. Работа 3 группы.

1) Как выявить позицию автора?

(Если проблема текста формируется в виде вопроса, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте). Для того чтобы выявить позицию автора, надо ответить на следующие вопросы:

2) Какие средства выражают позицию автора?

3) Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?

Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

– Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках героя?

– Согласен ли автор с героем?

– Автор осуждает или одобряет поведение героя?

(Черняев работал, отказался эвакуироваться, под обстрелом ездил на фронт выступать перед бойцами, особое восхищение – эпизод с посылкой)

К. Булычев восхищается благородством писателя. Смерть не напрасна: он доказал, что даже в страшные годы войны в людях остается живое гуманное, подлинно человеческое начало.

7. Работа 4 группы.

(Аргументация учеником собственного мнения по проблеме).

Собственное мнение должно быть аргументированным, доказательным. В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста – рассуждения.

Тезис – поступок Черняева-настоящий подвиг самопожертвования.

Аргументы – это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.

– Какие типы аргументов вы знаете?

1) Рациональные (логические)

3) Ссылки на авторитет

– Я полностью согласна с позицией автора текста: человек способен на самопожертвование ради другого человека.

8. Аргументы надо приводить в системе – по силе возрастания, конечный должен быть самым сильным.

IV. Работа с денотатным графом.

Формулировка проблемы текста.

Выявляю основную мысль текста.

(записываю ее в виде законченного предложения. К этому предложению задаю вопрос – это проблема текста)

  • Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная…
  • Воспитания, образования, героизма, благородства, смысла жизни…
  • Автор размышляет над проблемой…
  • В центре внимания автора проблема…

Комментарий к проблеме пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы.

  • К какому типу проблем принадлежит эта проблема?
  • Актуальна ли эта проблема в наши дни?
  • Как часто сталкиваемся с этой проблемой?
  • Почему эта проблема привлекла внимание автора?

Отмечает, описывает, останавливается на, отмечает важность, доказывает, убеждает, приходит к выводу.

Итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Автор считает, что…

Автор подводит читателя к выводу о том, что…

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

Аргументация собственной позиции по выдвинутой автором проблеме.

Аргументация – приведение доказательства, (истинности) объяснений для обоснования какой-либо мысли перед читателями.

  1. Ссылка на общезначимый опыт.
  2. Ссылка на авторитет.
  3. Примеры из художественной литературы.

V. Итог урока.

  • Какая задача стояла перед вами в начале урока?
  • Помогли ли вам памятки?
  • Этап рефлексии.

Чувствуем ли мы себя готовыми к выполнению части С?

Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Прочитайте фрагменты сочинений по тексту Ф. Кривина. Письменно объясните, какие ошибки допущены учениками при комментировании проблемы.

2) Для родителей воспитание ребёнка - это очень тяжёлый труд, от которого зависит то, каким будет их ребенок в будущем. Если ребёнок хочет попробовать себя в чём-то, то не нужно ему в этом препятствовать, как это делали родители Штопора. Если дети стремятся развивать свои таланты, то родители не только не должны мешать им, но и должны помогать в этих начинаниях.

3) Рождение ребёнка - всегда радостное событие для родителей. Но не все знают, как правильно воспитывать своё чадо. В данном тексте автор стремится донести до читателя мысль о том, что не нужно сверлить своих детей и препятствовать их развитию.

4) Когда в семье Сверла родился сын, которого назвали Штопор, его любили, опекали. Ему не давали попробовать себя на чём-нибудь серьёзном, потому что боялись за него. Но когда родители всё-таки решились дать ему металл, Штопор отказался, так как он или сам начал бояться, или настолько привык к пробкам, что и металл ему был не нужен. А родители и не поняли, что из-за них, из-за их воспитания он стал таким.

5) В своём произведении Феликс Кривин поднимает злободневную нравственную проблему воспитания индивида. Используя олицетворение, автор призывает нас задуматься о будущем. Ф. Кривин не критикует родителей, не осуждает их поступок. Он лишь констатирует факт. Читатель сам должен дойти до нужной мысли, осознать проблематику и важность рассказа. Автор не случайно использует вымышленные имена из неживой природы (Свёрла, Штопор). Имена эти - обобщенные

образы многих родителей, если не губящих судьбы своих детей, то делающих эти судьбы проштампованными, стереотипными.

Отредактируйте неудачные формулировки проблем в сочинениях по тексту Ф. Кривина. Запишите исправленный вариант.

1). У автора есть проблема, которая его волнует. Это проблема воспитания.

2). Автора данного текста беспокоит проблема о воспитании детей.

3) Проблема текста, автором которого является Ф. Кривин, - это воспитание.

4) Каждый птенец рано или поздно выпадает из гнезда. До какого момента надо воспитывать своего ребёнка. Над этой проблемой предлагает задуматься автор.

5) В своём произведении Ф. Кривин поднимает злободневную нравственную проблему воспитания индивида.

Прочитайте текст. Сформулируйте про6лему текста.

Я читал последний роман Александра Черняева. Недописанный роман, потому что Черняев умер от голода в Ленинграде в сорок втором году. Вечером я прочитал статью о Черняеве. В ней говорилось о том, как он жил в Ленинграде в блокаду, как работал и даже ездил в самую стужу, под обстрелом, на фронт выступать перед бойцами. И вдруг в конце статьи я читаю следующее, хотите верьте, хотите нет:

Вдруг Черняев сказал:

- Со мной случилась странная история. На днях получил посылку.

- Какую? - спрашиваю. - Ведь блокада.

- Неизвестно от кого. Там было сгущённое молоко, сахар.

- Это вам очень нужно, - говорю.

- А детям не нужно? Я-то старик, а ты бы посмотрел на малышей в соседней квартире. Им ещё жить и жить.

- И вы им отдали посылку?

- А как бы вы на моём месте поступили, молодой человек? - спросил Черняев, и мне стало стыдно, что я мог задать такой вопрос.

Я раз пять перечитал эти строки. Я сам должен был догадаться, что, если старик получит такую посылку, он не будет сосать сгущённое молоко в уголке. Не такой старик .

(По Киру Булычёву)

1)Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории нашей страны. Рассказы о жизни блокадного Ленинграда - потрясающие примеры мужества и стойкости, человечности и умения

пожертвовать собой ради других. Именно проблему самопожертвования поднимает Кир Булычёв.

2) Должны ли мы помогать другим в сложное для нас время или следует заботиться только о себе? Над этим вопросом задумался писатель Кир Булычёв.

3) Автор поднимает проблему самопожертвования во имя другого человека.

4) В данном тексте автор затрагивает проблему милосердия.

6) В тексте Кира Булычёва поднимается проблема сострадания к младшему поколению,

7) В данном тексте поднимается проблема голода во время блокады.

8) Что такое добродушие и как оно влияет на человека? Кир Булычёв рассказывает нам о добродушии человека во время блокады.

9) Заботимся ли мы о тех, кто нас окружает? Готовы ли мы отдать последнее, что у нас осталось, ближнему? Именно эту проблему поднимает автор.

10) В данном тексте автор поднимает проблему доброты.

Диплом на заказ

Узнать стоимость написания работы -->

Читайте также: