Церковь спаса нерукотворного сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Изящная церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево стоит на окруженной деревьями поляне неподалеку от Поленовской дачи. Она считается первым памятником русского модерна. Церковь производит очень сильное впечатление. В ней угадываются знакомые с детства сказочные образы, что-то очень родное и близкое.

Церковь Спаса Нерукотворного Церковь Спаса Нерукотворного Около церкви почти всегда много людей

Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево: прекрасная история создания храма

Впервые мысль о постройке церкви в Абрамцево появилась у Саввы Ивановича Мамонтова в 1880 году. В ту весну река Воря сильно разлилась, и крестьяне окрестных деревень оказались отрезанными от ближайшей церкви, что находилась на другом берегу. Усадебный дом не смог вместить всех желающих, желающих попасть на заутреню. В следующем, 1881 году, было решено строить церковь по образцу древнерусских храмов.

Первоначально проект создал В.Д.Поленов, взявший за основу храм Спаса на Нередице в Новгороде (XII в.). Но он оказался несколько массивным и тяжеловесным. Работы продолжил В. М. Васнецов, в то время увлекавшийся архитектурой московских, ярославских и ростовских церквей. Он переработал проект Поленова, сделав храм более гармоничным и изящным.

Строительные работы начались в конце мая 1881 года. Васнецов писал:

Все мы, художники – Поленов, Репин, я – сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши художественные помощницы – Елизавета Григорьевна…, Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина – от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню… Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно…

Художники предприняли поездки в Ярославль, Ростов и другие города, чтобы полнее изучить древнерусское искусство и воплотить его в абрамцевском храме. К концу июля были возведены стены и крыша. Затем храм украсили резным орнаментом. От поленовского проекта остался западный фасад, выполненный в виде звонницы.

В орнаменте на валике, обрамляющем вход, множество изображений с христианской символикой: Агнец, олицетворяющий Христа, голова осла, напоминающая о торжественном въезде Христа в Иерусалим. Отречение Петра символизирует петух. Здесь же символы евангелистов: ангел, лев, орел и телец. Лик Спаса Нерукотворного над входом принадлежит кисти Поленова.

Звонница Окно Апсиды

Внутреннее убранство церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево

В 1882 году церковь была освящена во имя Спаса Нерукотворного. В 1892 году была поставлена печь работы М.А.Врубеля.

Абрамцево, церковь Спаса Нерукотворного, Деталь печи работы Врубеля

Деталь печи работы Врубеля

В 1891 году, после смерти Андрея, сына С.И.Мамонтова, по проекту Васнецова ризница была перестроена в часовню. У стен церкви погребены дочь Мамонтовых Вера (1907), Елизавета Григорьевна Мамонтова (1908), внук Мамонтовых, сын Веры Сергей (1913) и Савва Иванович Мамонтов (1918).

Крест на могиле сына Андрея, высеченный Е.Г.Мамонтовой Кресты на могилах Усыпальница Мамонтовых Могила С.И и Е.Г.Мамонтовых Усыпальница Мамонтовых Купола храма Спаса Нерукотворного Храм прячется за деревьями

Происхождение иконы Спас Нерукотворный Происхождение иконы Спас Нерукотворный можно угадать по ее названию. Нерукотворный — означает, что этот образ не был написан руками иконописцы и появился в Церкви благодаря чуду. Образ Христа отпечатался на плате, которым Спаситель вытер свой лик. День почитания иконы в Православной Церкви — 29 августа. Спас Нерукотворный: значение Существует Предание, согласно […]

Происхождение иконы Спас Нерукотворный Происхождение иконы Спас Нерукотворный можно угадать по ее названию. Нерукотворный — означает, что этот образ не был написан руками иконописцы и появился в Церкви благодаря чуду. Образ Христа отпечатался на плате, которым Спаситель вытер свой лик. День почитания иконы в Православной Церкви — 29 августа. Спас Нерукотворный: значение Существует Предание, согласно […]


Происхождение иконы Спас Нерукотворный

Происхождение иконы Спас Нерукотворный можно угадать по ее названию. Нерукотворный — означает, что этот образ не был написан руками иконописцы и появился в Церкви благодаря чуду. Образ Христа отпечатался на плате, которым Спаситель вытер свой лик. День почитания иконы в Православной Церкви — 29 августа.

Спас Нерукотворный: значение

Существует Предание, согласно которому человек, страдающий от проказы, попросил своего архивария Ханнана (Ананию) отнести Христу письмо. В письме он просил спасителя прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь попросил архивария принести хотя бы образ Спасителя, если Сам Он не сможет явиться.

Ханнан увидел Христа, когда Того окружала плотным кольцом толпа. Он понял, что не сможет пробиться сквозь нее и взобрался на высокий камень, чтобы написать образ Спасителя. Иисус увидел это, попросил воды умыться и вытер свой лик платом. К удивлению Ханнана на плате отобразился образ Христа. Он подошел к Ханнану и отдал ему плат с ответным письмом, где говорил, что не может пойти в Едессу, так как Ему надлежит исполнить то, для чего Он был послан, но вместо Него придет его ученик.

С помощью плата Авгарь исцелился от проказы, но ее следы оставались на его лице, пока однажды, после Пятидесятницы, в Едессу не вошел апостол Фаддей. Святой апостол исцелил Авгаря окончательно и крестил его.

Авгарь же взял плат Христа и прикрепил в нише над городскими воротами, вместо стоящего там языческого идола. К сожалению, один из потомков Авгаря стал язычником и попытался уничтожить Спас Нерукотворный, епископам пришлось спрятать икону с зажженой перед ней лампадой в городской стене.

Спас Нерукотворный стал символом силы веры, благодаря которой даже плат Иисуса был целительным для человеческого недуга, но речь шла не только о физических недугов. Господь исцелил и тело и душу Авгаря за его веру в спасительную силу Господа нашего Иисуса Христа.

Икона Спас Нерукотворный

Молитвы образу Спас Нерукотворный

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков. Аминь.

В чем помогает икона Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный считается одним из первых изображений Спасителя. Перед иконой молятся:

  • Об исцелении;
  • Об укреплении в вере;
  • Для помощи в решении жизненных трудностей.

Спас Нерукотворный: иконография

Образ Спас Нерукотворный

  • Икона Спас Нерукотворный входит в программу обучения иконописцев и становится их первой самостоятельной работой;
  • Образ Спас Нерукотворный изображает Христа с нимбом замкнутого типа в знак гармонии и наполненности мирового устройства;
  • Лик Спасителя изображается практически полностью симметричным в знак совершенства всего, что создает Господь;
  • Лик Спасителя на иконе Спас Нерукотворный свободен от эмоций и человеческий страстей. Он спокоен и чист, прекрасен Божественной красотой;
  • На иконе изображен только лик Спасителя, это символизирует главенство души над телом.

Спас Нерукотворный, иконография

Описание иконы

Немного иконографии

Каноническая иконография Иисуса Христа не столь многообразна в сравнении с Богородицей или Николаем Чудотворцем. Это связано с тем, что долгое время богословы вели жаркие споры насчет того, можно ли изображать Бога во плоти – его же никто не видел и не знает, как он выглядел.

Но так как Спаситель был реальной исторической персоной (об этом говорят не только христианские, но и другие источники), то относительно его изображения споры несколько улеглись. Христа стали изображать в виде человека средних лет, с длинными волосами, усами и бородой. Обычно присутствует и божественная атрибутика, реже – символы мученичества (терновый венец, крест и так далее).

Описание иконы

Смотреть все иконы в каталоге SUNLIGHT

Однако большинство канонических православных икон Иисуса сводятся к двум типам: Пантократор (или Вседержитель) и Мандилион (Спас Нерукотворный).

В христологическом ряду выделяется множество образов Спасителя, однако большинство из них не признается официальной православной церковью. С ее точки зрения – это просто картины на религиозную тематику, не могущие служить объектами поклонения.

История обретения иконы

Год создания чудесного образа Спасителя точно неизвестен, однако религиозные источники относят это событие ко времени, когда Иисус Христос жил на Земле. То есть, к первым десятилетиям нашей эры.

История иконы, принятая в православии, связывает появление Спаса Нерукотворного с именем царя Эдессы Авгаря. Монарх заболел тяжким недугом – черной проказой. Болезнь эта с трудом излечивается и сейчас, а в те времена она была гарантированным смертным приговором. Многие считали ее самой страшной Божьей карой за прегрешения.

Смертельно больной Авгарь всеми силами искал спасение от страшного недуга. Прослышав о чудесах, творимых Божьим Сыном, он послал к нему художника, дабы тот запечатлел образ Спасителя.

Однако живописец не смог выполнить поручение царя, так как от Иисуса исходило Божественное сияние, которое не в силах передать живой человек. Но Иисус, умывшись, вытерся платком (на нем запечатлелся его лик) и отослал его недужному монарху. Вскоре Авгарь выздоровел.

Не слишком понятно, каким образом исцелился Авгарь: то ли при молитве полотенцу с ликом, то ли его излечил посланный Иисусом апостол Фаддей. Однако царь действительно выздоровел, а льняной платок (убрус) стал главным духовным достоянием Эдессы.

Авгарь повелел богато украсть священный убрус и повесить над вратами города. Так первообраз охранял всю Эдессу и ее жителей.

История обретения иконы спас нерукотворный

Однако один из потомков благодарного монарха отрекся от христианской веры и повелел уничтожить все ее святыни. Чудесный образ заложили кирпичом для сохранности от вандалов.

Когда лихое время миновало, образ решили раскрыть. Каково же было удивление присутствующих, когда оказалось, что лик Спасителя отпечатался и на глине кирпича!

В конце X столетия константинопольские войска осадили уже ослабленную к тому времени Эдессу. Жители города вынуждены были отдать святыню завоевателям в обмен на сохранность собственных жизней и имущества.

Таким образом плат с ликом Христовым попал в Константинополь, где ему поклонялись вплоть до 1204 года. Затем, во время одного из Крестовых походов, столица Византии была разграблена, а Спас Нерукотворный отправился в Центральную Европу. Скорее всего, он так и погиб вместе с потонувшим в море кораблем.

Некоторые связывают образ Спаса Нерукотворного с другой христианской святыней, Туринской Плащаницей. Якобы, именно Плащаница, сложенная в несколько раз, была тем самым убрусом, защищавшим Эдессу.

Католическая версия Спаса Нерукотворного

Католическая версия появления иконы существенно отличается от православной. Это отражается и во внешнем облике образа.

Во время шествия Христа на Голгофу над ним сжалилась благочестивая еврейка Вероника. Она подала Спасителю льняной платок, дабы он мог вытереть лицо от пота и крови.

Считается, что тот самый платок ныне хранится в соборе Святого Петра в Ватикане. Тем не менее, в той же Италии, в Манопелло, был обнаружен еще один плат чудесного происхождения. Исследования показали схожесть лика Христа на этой реликвии (кстати, он виден с обеих сторон и способен неуловимо меняться) с изображением на Туринской Плащанице.

Тем не менее большинство исследователей считают историю с Вероникой просто красивой легендой.

Описание образа

Нерукотворная икона Иисуса положила начало эпохальной иконографической традиции. На иконах этого типа изображается только лик Иисуса, обычно окруженный цельным нимбом, символизирующим цельность и единство Веры. Иногда изображение дополняется фоновым изображением креста.

Существуют иконы, где Спаситель окружен второстепенными фигурами: ангелами, апостолами, святыми и медальонами с изображением чудес Господних.

В православной традиции очень популярен так называемый Спас Мокрая Брада. Это еще одно напоминание о том, что Спаситель утер платком мокрое лицо, вследствие чего борода слиплась в один или два клиновидных конца.

Во-первых, нерукотворный образ однозначно свидетельствует о том, что Иисус Христос – действительно реальная историческая персона. Спаситель – одна из ипостасей Святой Троицы, сошедшая на Землю и принявшая человеческий облик.

Образ обычного человека не мог бы запечатлеться на ткани навечно без всякого намеренного воздействия, да и недолговечный материал за столетия должен был обветшать и рассыпаться в прах. Такие чудеса способна творить лишь Божественная личность.

Косвенно это подтверждает и тот постулат, что иконопочитание действительно оправдано и не имеет ничего общего с идолопоклонством.

Спас Нерукотворный издревле почитался на Руси. С образа было сделано множество списков, а почитание его поддерживалось на государственном уровне. В честь иконы было освящено множество храмов и монастырей.

Присутствовал Спас Нерукотворный и в светской жизни. Он изображался на знаменах, с которыми шли на битву русские войска со времен Дмитрия Донского, всевозможных гербах и прочих символах. Даже сейчас Спас Нерукотворный красуется на флаге Пензенской области.

На иконе Спаса Иисус спокоен и доброжелателен, никакой боли и гнева. Изображен только лик, что подчеркивает не только Божественную красоту образа, но и главенство духа над телом.

Известные списки иконы

Если говорить о России, то самый старинный образ Спасителя, выполненный в этом иконографическом типе и дошедший до наших времен, относится к XII столетию. Это знаменитый Новгородский Спас, хранящийся ныне в особых условиях в Третьяковской галерее. Это двусторонняя икона: на обороте изображено прославление креста.

Интересен так называемый Спас Ярое Око, который, пусть и с натяжкой, можно отнести к этому же иконографическому типу. Эта икона была написана в середине XIV столетия, когда Русь стонала под монголо-татарским игом. На этом образе Христос выглядит строго и укоряюще, словно собирается покарать врагов Святой Руси. Находится он в Успенском храме Московского Кремля.

А знаменитый Вятский Спас в свое время оградил целый город (Хлынов, позже – Вятку и Киров) от свирепствовавшей по всей Руси чумы. Царь Алексей Михайлович был впечатлен сиим чудом и повелел доставить чудотворную икону в Москву. Образ доставили и разместили в Новоспасском монастыре, а его копию написали над воротами, впоследствии ставшими именоваться Спасскими. В Хлынове же оставили точный список образа.

К сожалению, и этот образ погиб в годы советской власти. Сейчас в Новоспасском монастыре висит более поздний список. А в Вятку (Киров) доставили образ, воссозданный с чудом сохранившихся фотографий прототипа.

Многочисленными чудесами прославился образ, хранящийся в Спасо-Преображенском монастыре Санкт-Петербурга. Он был написан гениальным иконописцем Симоном Ушаковым в XVII столетии по заказу царя Алексея Михайловича. На этой иконе Иисус действительно выглядит, словно живой!

Позже ушаковский Спас стал любимой иконой Петра Великого. Самодержец брал его в военные походы, молился пред ним перед самыми великими деяниями, в том числе, перед основанием Петербурга и великой Полтавской битвой. Еще позже список с этой иконы спас жизнь царскому семейству во главе с Александром III во время крушения на железной дороге.

Если вам доведется побывать в Грузии, обязательно загляните в Национальный музей. Там хранится так называемый Анчисхатский Спас в погрудном изображении. Грузины считают этот образ одной из главнейших духовных святынь и полагают, что он ведет родословную из самой Эдессы.

В чем помогает икона

Помимо этого, Спас Нерукотворный защищает от:

  • происков врагов;
  • профессиональных рисков;
  • стихийных бедствий и эпидемий;
  • душевных недугов и зависимостей;
  • принятия неверных решений;
  • скорбей по ушедшим близким людям;
  • греховных помыслов.

Спаситель безропотно принимает на себя все грехи наши, но скорбит от того, что мы совершаем плохие поступки. Он всемилостив, но ждет от нас выбора пути праведности.

Как правильно молиться образу

Образ Спаса Нерукотворного обычно занимает центральную позицию в домашнем иконостасе. По правую сторону располагается икона Богоматери, по левую – Николай Угодник и другие Святые.

Перед молитвой желательно привести себя в подобающий вид как телесно, так и духовно, зажечь перед образом свечу или лампаду. Существуют акафисты и молитвы, адресованные Спасу Нерукотворному – их можно просто читать с листа, но внимательно и сосредоточенно, без лишней театральности.

А можно просто просить о милости Божией своими словами и благодарить его за явленное милосердие!


Церковь Спаса Нерукотворного Образа в подмосковном селе Спасское-Котово на реке Клязьме была построена в 1684 году.

По сведениям архивных источников, в начале XVII века на месте села была деревня Курлыково (или Курылково, Курилково), входившая в Манатьин стан Селецкой десятины Московского уезда. Первое известие о её владельцах в писцовых книгах 1623 года относится к 1617 году, когда дьяк Иван Васильевич Щелканов продал деревню князю Юрию Яншеевичу Сулешеву. Впоследствии князь отдал деревню в приданое своей дочери княжне Анне, в замужестве Ловчиковой.

Неизвестный художник. Парсуна (портрет) князя Ивана Борисовича Репнина.

Неизвестный художник. Парсуна (парадный портрет) князя Ивана Борисовича Репнина.

В 1676 году имение принадлежало боярину Ивану Борисовичу Репнину (1617 — 1697), занимавшему в разные годы важные государственные посты: был воеводой в городах Могилеве, Полоцке, Новгороде, Белгороде, Смоленске, Тобольске. С 1679 года стал ближним боярином (комнатным, приближенным к царю). Служил судьёй в Поместном приказе, затем в приказе Казанского дворца, а в конце жизни – в Сибирском приказе. При нём в деревне Курилково был боярский двор, скотный двор и 12 дворов крестьян с 42-мя жителями (1, с.1).

По преданию, в усадьбе была деревянная церковь времен царя Ивана Грозного. В 1682 году на ее месте И.Б. Репнин начал строить, а в 1684 году построил каменную церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа с приделом в честь преподобного Андрея Критского. Церковь представляла собой небольшой одноглавый бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом, с северным приделом, связанным с храмом обходной галереей. Над северо-западным углом здания поднималась колокольня с островерхим шатром, украшенным 2-мя рядами слухов. Интересной особенностью храма являлось то, что его алтарная часть, имеющая во внутреннем пространстве две апсиды – главного алтаря и северного придела – снаружи выглядела как трехапсидная (2, с.1-2). Церковь имела 4-х скатное покрытие и была увенчана луковичной главкой на глухом барабане. По освящении церкви село стало называться Спасским-Котово.

А.Афанасьев. Портрет князя Аникиты Ивановича Репнина (Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)

А.Афанасьев. Портрет князя Аникиты Ивановича Репнина (Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)

После смерти И.Б. Репнина с 1697 года по 1704 год селом владел его сын, Аникита Иванович Репнин (1668 – 1726) — генерал-фельдмаршал, сподвижник Петра I. Князь Репнин отдал село своему сыну Василию, от которого оно перешло к племяннику. В 1730 году оно было продано князю Григорию Дмитриевичу Юсупову (3, с.2). Князья Юсуповы владели селом вплоть до 1917 года.

Юсуповы были татарского происхождения, потомками Юсуфа, султана Ногайской Орды, сыновья которого прибыли в Москву в 1653-м году и были пожалованы сёлами и деревнями в Ярославской губернии. При крещении правнук Юсуфа получил фамилию Юсупово-Княжево.

Князь Григорий Дмитриевич был одним из боевых генералов времен Перта Великого, участник Азовских походов и Северной войны, при Петре II – подполковником Преображенского полка и президентом Военной коллегии. Петр II подарил ему в Москве обширный дом в Харитоньевском переулке и множество деревень и имений.

Князь Юсупов Борис Григорьевич. Неизвестный художник

В 1759 году Б.Г. Юсупов умер и был погребён на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге.

В 1760 г. по плану генерального межевания земель России было произведено межевание села Спасское-Котово и составлен его землемерный план, сохранившийся в фонде Юсуповых, в РГАДА. Под церковью и кладбищем было занято девятьсот квадратных сажен земли. Неподалёку от церкви стояли дома священника и дьячка.

План дачи княгини И.М.Юсуповой со смежными землями, составленный в 1760 г. (РГАДА, ф.1290, оп.7, ед.629).

План дачи княгини И.М.Юсуповой со смежными землями, составленный в 1760 г. (РГАДА, ф.1290, оп.7, ед.629).

На карте указаны смежные земли:

От А до В – дача Псковского печерского монастыря, что ныне ведомства (коллегии) экономии сельца Монашено Лихачева тож с пустошами

От В до С – дача лейб гвардии Преображенского полка подпоручика Николая Алексеевича сына Щепотева села Мысова

От С до D – дача надворного советника Алексея Михайловича сына Еропкина Спасского Павельцово большое тож и деревни Строевой с пустошами

От D до Е – дача Его Сиятельства графа Петра Борисовича Шереметьева села Никольского деревни Хлебниковой с пустошами

От Е до А – дача общего владения ее сиятельства вдовствующей княгини Ирины Михайловны Юсуповой и детей ея: Николая, Елисаветы, Александры, Анны, Авдотьи, деревни Щапово.

В 1772 году в северном приделе Владимирской иконы Божьей Матери около левого клироса под полом был устроен склеп, в котором была погребена умершая дочь Ирины Михайловной Юсуповой, Анна Борисовна, в замужестве Протасова. С этого времени скромная усадебная церковь в селе Спасском — Котове превратилась в родовую усыпальницу князей Юсуповых. Княгиня И.М.Юсупова после смерти мужа практически все время жила в Спасском и по смерти была погребена рядом с дочерью в 1788 году. Над прахом обеих были положены чугунные доски и поставлена мраморная урна.

Кристина Робертсон. Портрет князя Бориса Николаевича Юсупова

Кристина Робертсон. Портрет князя Бориса Николаевича Юсупова

Зарянко Н.К. Портерт князя Юсупова Николая Борисовича-младшего

Зарянко Н.К. Портерт князя Юсупова Николая Борисовича-младшего

В первые годы после смерти отца Николай Борисович-младший еще занимался хозяйством в Спасском имении, но в дальнейшем большую часть жизни он проводил за границей, что требовало здоровье его собственное и членов его семьи.

В 1850 году был составлен проект нового южного придела во имя свт. Николая, Небесного покровителя самого князя и его знаменитого деда. Сохранились чертежи этой постройки, подписанные архитектором Василием Дрегаловым (возможно, крепостным Юсуповых), работавшим в это время и на строительстве московских домов князя (1, с.8). Проект был утвержден Духовной Консисторией 4 мая 1850 года. Придел был построен на месте сломанной южной части обходной галереи, симметрично северному приделу. Объемное решение и декор были выполнены не в стиле своего времени, а во многом были заимствованы у старых частей храма XVII века. Форма главы и Креста повторяли те же элементы четверика и Владимирского придела (2, с. 10). Новый придел был освящен в 1853 году. Антиминс на Престол, вероятно, был освящен митр. Филаретом или одним из его викариев. В РГАДА хранится проект иконостаса Никольского придела.

План Спасского храма, 1850г. (РГАДА, ф.1290, оп.7, ед.649).

План Спасского храма, 1850г. (РГАДА, ф.1290, оп.7, ед.649).

Спасский храм. 1925 год. (Из фондов ДИХМ)

Спасский храм. 1925 год. (Из фондов ДИХМ)

В 1863 году была основана церковно-приходская школа. За первые 5 лет с момента ее открытия 120 мальчиков получили в ней образование. Первым законоучителем в школе был Спасский священник Николай Иванович Вознесенский (там же, с.8).

В 1875 году производилась оценка Спасского имения Юсуповых. Среди построек значатся: господский дом двухэтажный деревянный на каменном фундаменте, крытый железом, 2 флигеля с башнями деревянные (один на каменном фундаменте, другой — двухэтажный), флигель деревянный двухэтажный, деревянная богадельня, сторожка, дом священника и дом причта деревянные. Фабрика с 1874 года на 12 лет была отдана Московскому 2 гильдии купцу Г.Мюлле (9).

Франсуа Фламенг. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой (Государственный Эрмитаж)

Франсуа Фламенг. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой (Государственный Эрмитаж)

Имение Спасское-Котово после Николая Борисовича-младшего уже не представляло интереса для его потомков, которые большую часть времени проводили в Архангельском. Суконная фабрика отдается с 1874 года в аренду династии Мюлле, с начала XX века территория имения разбивается на участки и сдается под дачи. В РГАДА сохранились планы дач с указанием фамилий лиц, их снимавших, цены и срока (некоторые участки были сданы до 1929 года). Один из участков с 1910 года снимал владелец Московского колокольно-литейного завода Павел Николаевич Финляндский (11). На его заводе в 1884 году был отлит один из колоколов Спасского храма. В 1900-1901 гг. на территории Котово действовала школа Александра Александровича Пороховщикова по обучению крестьян производству огнестойкого кирпича из соломы и глины и постройки из него домов. Княгиня Юсупова предоставила безвозмездно для этой цели землю с угодьями и некоторыми постройками. По воспоминаниям учеников школы, они жили в самом дворце, который был в то время уже в довольно убогом состоянии (12).

Серов В.А. Портерт Феликса Феликсовича Юсупова

Серов В.А. Портерт Феликса Феликсовича Юсупова

В начале XX века в храме появилась роспись стен растительным орнаментом (2, с.12). Это может свидетельствовать о том, что усилиями священника и прихожан храм поддерживался в должном состоянии.

Протоиерей Василий Рыбнов

Протоиерей Василий Рыбнов

В 1934 году храм был закрыт. Началось его разграбление и разрушение. Были сломаны главы с барабанами, завершение усыпальницы, колокольня — начиная от яруса звона, крыльцо, утрачен декор всех окон. Были разрушены иконостасы, разграблена вся церковная утварь. Растесаны дверные и оконные проемы, пробиты новые проходы внутри храма, прорублены новые окна. Центральный четверик стал двухэтажным благодаря деревянному перекрытию. Белокаменные полы были покрыты местами слоем цемента, местами – асфальта, поверх них были уложены дощатые полы и линолеум. Все здание снаружи было покрыто цементной штукатуркой, внутри окрашено масляной краской. Снаружи была выполнена асфальтовая, а местами бетонная отмостка, с трех сторон храм был обстроен утилитарного вида пристройками. В 1960-е годы с южной стороны было пристроено двухэтажное здание из красного кирпича, опирающееся прямо на стену Никольского придела (2, с.13).

По промыслу Божию первый молебен у стен храма был отслужен 29 августа, в день храмового праздника – перенесения Спаса Нерукотворного Образа из Едессы в Константинополь. 8 сентября работники типографии позволили помолиться в оскверненном Владимирском приделе. Молебен служили под грохот типографских станков. А через некоторое время, при чтении документов о храме, было установлено, что придел освящен именно в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы! Первая литургия состоялась 21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, во Владимирском приделе. С этого дня в храме с протекающей крышей, под шум станков, стало регулярно совершаться богослужение.

В первое время единственным подходящим местом для совершения богослужения был изуродованный Никольский придел. За четыре года были проведены реставрационные работы. Уровень земли был опущен до той отметки, на которой он находился в XVII веке. К 1996 году купола увенчались золотыми Крестами, 8 сентября того же года (в день престольного праздника) снова зазвонили колокола. К ноябрю был отреставрирован главный четверик и со дня памяти Иоанна Златоуста (26 ноября) службы начали совершаться в нем. Вскоре храм снаружи и изнутри был украшен мозаиками, выполненными под руководством диакона Дмитрия Котова. 31 мая 1998 года Спасский храм был освящен владыкой Григорием, епископом Можайским. В этот же день в родном храме был рукоположен в сан пресвитера диакон Александр Телешев. 6 мая 2001 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил Никольский придел и возвел настоятеля храма протоиерея Алексея Шурупова в чин протоиерея.

Спасский храм сегодня.

Спасский храм сегодня.

Читайте также: