Отец и сын кирсановы в романе и с тургенева отцы и дети сочинение

Обновлено: 05.07.2024

“Отцы и дети” — одно из центральных произведений И. С. Тургенева. Он писал этот роман в тревожный и, пожалуй, самый драматический период жизни: конфликт с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым, уход из “Современника”. Ни одно произведение великого писателя не вызывало столько споров, такой бурной реакции.

Принято считать, что название романа содержит лишь идеологический и социальный смысл: на смену аристократическому дворянству пришло поколение разночинцев. Но ведь в книге есть две пары “отцов и детей”, соединенных кровными узами: Базаровы и Кирсановы. Поэтому тема наследования приобретает не только социальное, но и семейное звучание.

Итак, Николай Петрович и Аркадий Николаевич Кирсановы.

Отец Кирсанов не похож на своего блистательно-аристократического брата: ни внешнего шарма, ни романтической биографии, ни загадочной любви. Напротив, все просто и обыденно. По причине хромоты Николай Петрович в юности определен по “штатскому делу”. Пришло время — Николай Петрович женился, стал любящим мужем, заботливым отцом, хозяином поместья. Когда умерла любимая Машенька, “едва вынес этот удар”, за несколько недель стал седым. Значит, чувства в его душе не менее глубоки, чем неземная страсть старшего брата к таинственной Нелли! Просто направлены они на семью, детей, дом. Жизнь отца Кирсанова внешне ничем не примечательна. Но есть что-то в этом “сером, пухленьком” человечке, что вызывает к нему уважение. Это “.что-то” — верность жизненным принципам, которые отличаются от “принсипов” старшего брата. Николай Петрович верен своему предназначению главы семьи, хозяина. Как когда-то его отец, он повез Аркадия в Петербург учиться, как принято издавна, он живет спокойной жизнью, ведет хозяйство. Но это не просто обыватель, в нем сохраняется и свежесть чувств, и тяга к прекрасному, и даже интерес к новому. Поэтому он испытывает любовь к юной Фенечке, играет на виолончели, живо реагирует на споры брата с Базаровым.

Николай Петрович — отец в полном смысле этого слова. По этой причине его отношения с Фенечкой не имеют ничего общего с обычной “проказой” барина, соблазнившего бедную девушку. В привязанности к Фенечке, в любви к маленькому Мите он сумел сохранить достоинство, и свое, и любимой женщины.

Казалось бы, Аркадий — достойная смена отца, даже свадьбы отца и сына пришлись на один день. Но, если присмотреться внимательнее, можно утверждать: Аркадий уступает Николаю Петровичу.

Старший Кирсанов живет по своим принципам, по своим понятиям, просто и достойно. Даже брат и сын не могут руководить этим мягким и деликатным человеком. Аркадий же постоянно от кого-то зависит, кому-то подражает. Вот он вслед за Базаровым заявляет: “Мы не признаем авторитетов”. А затем явно робеет перед уверенностью Анны Сергеевны. Вот он возмущается словами Базарова: “Нравится тебе женщина… старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля неклином сошлась!”. Однако в конце концов поступает именно так: поняв, что Одинцова им не интересуется, “переключается” на более доступную Катю. Этим, кстати, Аркадий отличается от Базарова, способного на глубокое чувство.

В отличие от Николая Петровича, чей характер раскрыт Тургеневым достаточно разнообразно: в горе, слезах, любви, счастье, смущении, — личность Аркадия, как мне кажется, весьма ординарна, бесцветна. Даже желание быть значительным в сцене объяснения с Катей (26-я глава) оборачивается позерством и пустословием. Создается впечатление, что Аркадий повторяет чьи-то чужие, где-то вычитанные слова: “Желаю быть полезным, желаю посвятить все силы истине…”.

Общеизвестно: дети должны идти дальше отцов. Аркадий же не только не превзошел Николая Петровича, но и, по-моему, явно проигрывает в сравнении с ним. Думаю, что, достигнув возраста сорока четырех лет (именно столько Николаю Петровичу в момент встречи с сыном), Аркадий не сможет сохранить в душе “и грусть, и порывы первой любви”, не будет любоваться “солнечными лучами”, которые “обмывали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожими на стволы сосен”. Не испытает этот “рьяный хозяин” всего того, что сумел увидеть и почувствовать его такой незатейливый с виду “хроменький” отец.

Отец и сын Кирсановы

Все темы данного раздела:

Раскольников и Свидригайлов Многое перекликается с Раскольниковым и в образе Свидригайлова. Достоевский разными средствами дает нам ощутить близость этих духовных двойников, постоянно проводит параллели между ними. Раскольник
Раскольников и Соня Мармеладова Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеа

Раскольников и Лужин Родион Раскольников,главный герой романа, — молодой человек, выходец из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета университета, вынужденный из-за отсутствия сред

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов Способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия — важная отличительная черта Тургенева-писателя. Павел Петрович Кирсанов — сын боевого генерала, принимавше

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов Великий русский писатель И. С. Тургенев тонко чувствовал все происходящее в общественной жизни России. В романе “Отцы и дети” он затрагивает животрепещущую для шестидесятых годов прошлого столетия

Евгений Базаров перед лицом любви и смерти Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” — Евгений Васильевич Базаров — погибает в финале произведения. Можно сказать, что Базаров относился к окружающим с солидной долей снисход

Что утверждает и что отрицает Евгений Базаров В романе “Отцы и дети” Тургенев показал главный общественный конфликт 60-х годов XIX века — конфликт между дворянами-либералами и разночинцами-демократами. Итак, в романе Тургенева “Отцы и

Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская, герои романа Гончарова “Обломов”, понимают смысл жизни, любовь, семейное счастье по-разному. Обломов родился в Обломовке — “благословенном” уголке зем

Стихи Ф.И Тютчева о любви В историю русской поэзии Ф. И. Тютчев вошел, прежде всего, как автор философской лирики, но его перу принадлежит и ряд замечательных произведении на тему любви. Любовные и философские стихи поэта с

Особенности стихов Тютчева Главные особенности лирики поэта — тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художест

Лирика А.А Фета В основном в лирике Фета встречаются стихи о красоте природы, ее совершенстве, о том, что человек должен стремиться к той внутренней гармонии, которая присутствует в природе. Наиболее близки мне ст

Особенности лирики Фета А.А. Фет — один из выдающихся русских поэтов XIX века. Он открыл нам поразительный мир красоты, гармонии, совершенства, Фета можно назвать певцом природы Приближение весны и осеннее увядание, душис

Особенности лирики Некрасова Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.

Своеобразие лирического героя в стихах Некрасова Для лирики, самого субъективного рода литературы, главное — состояние души человека. Это чувства, переживания, размышления, настроения, выраженные непосредственно через образ лирического героя, выс

Влюбленному Как вести о дороге трудной, Когда-то пройденной самим, Внимаю речи безрассудной, Надеждам розовым твоим. Любви безумными мечтами И я по-

Город калинов и его обитатели Воображение писателя переносит нас в небольшой купеческий городок на берегу Волги, полюбоваться местными красотами, погулять по бульвару. Жители уже пригляделись к прекрасной природе в окрестностях

Кабанихи и Дикой А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и

Добролюбов и Писарев о Катерине После выхода в свет пьесы А. Н. Островского “Гроза” появилось множество откликов в периодической печати, но наибольшее внимание привлекли статьи Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве” и Д.

Как доктор Старцев превратился в Ионыча Кто виноват в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев превратился в Ионыча? В начале рассказа Чехов показывает Дмитрия Старцева молодым, обеспеченным, полным сил. Как и все

Особенности драматургии Чехова Антон Павлович Чехов всю жизнь тяготел к театру. Пьесы для любительских спектаклей были его первыми юношескими произведениями. Рассказы Чехова настолько насыщены диалогами, с помощью которых автор

Две семьи в романе война и мир Курагины и Болконские В три семьи: Курагины, Ростовы, Болконские Семья Болконских описана с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старший князь Николай Андреевич, его

Наташа Ростова Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрез

Война на страницах романа Война и мир Л. Н. Толстой стремился в своем произведении раскрыть народное значение войны, объединившей все общество, всех русских людей в общем порыве, показать, что судьба кампании решалась не в штабах и ста

Сочинение Олдридж отец и сын

Встретившись после долгой разлуки, отец и сын не могут найти общий язык. Трудно утверж­дать, что именно было этому причиной. Скорее всего, нежелание отца обременять себя лишни­ми проблемами, вникая в тонкую детскую пси­хологию. О чувствах Бена мы узнаем из много­численных монологов-размышлений. Отец осоз­нает, что его сын глубоко несчастен. Дэви — оди­нокий, неприкаянный

Отношения отца и сына переходят на каче­ственно новый уровень только после кровавой трагедии, ставшей настоящим испытанием чело­веческого духа.

Бена, наоборот, откуда-то взялась мягкость, не­жность к сыну. Ведь только так он мог сказать мальчику о самом главном: вести самолет придет­ся ему. И вместе они преодолевают все трудно­сти: очень трудный путь из Акульей бухты до го­рода и не менее трудный путь друг к другу.

Бен искренне и преданно любит сына, а лю­бовь всегда преодолевает все преграды на своем пути.

“Отцы и дети” — одно из центральных произведений И. С. Тургенева. Он писал этот роман в тревожный и, пожалуй, самый драматический период жизни: конфликт с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым, уход из “Современника”. Ни одно произведение великого писателя не вызывало столько споров, такой бурной реакции. Принято считать, что название романа содержит лишь идеологический и социальный смысл: на смену аристократическому дворянству пришло поколение разночинцев. Но ведь в книге есть две пары “отцов и детей”, соединенных кровными узами: Базаровы и Кирсановы. Поэтому тема наследования приобретает не только социальное, но и семейное звучание. Итак, Николай Петрович и Аркадий Николаевич Кирсановы. Отец Кирсанов не похож на своего блистательно-аристократического брата: ни внешнего шарма, ни романтической биографии, ни загадочной любви. Напротив, все просто и обыденно. По причине хромоты Николай Петрович в юности определен по “штатскому делу”. Пришло время — Николай Петрович женился, стал любящим мужем, заботливым отцом, хозяином поместья. Когда умерла любимая Машенька, “едва вынес этот удар”, за несколько недель стал седым. Значит, чувства в его душе не менее глубоки, чем неземная страсть старшего брата к таинственной Нелли! Просто направлены они на семью, детей, дом. Жизнь отца Кирсанова внешне ничем не примечательна. Но есть что-то в этом “сером, пухленьком” человечке, что вызывает к нему уважение. Это “.что-то” — верность жизненным принципам, которые отличаются от “принсипов” старшего брата. Николай Петрович верен своему предназначению главы семьи, хозяина. Как когда-то его отец, он повез Аркадия в Петербург учиться, как принято издавна, он живет спокойной жизнью, ведет хозяйство. Но это не просто обыватель, в нем сохраняется и свежесть чувств, и тяга к прекрасному, и даже интерес к новому. Поэтому он испытывает любовь к юной Фенечке, играет на виолончели, живо реагирует на споры брата с Базаровым. Николай Петрович — отец в полном смысле этого слова. По этой причине его отношения с Фенечкой не имеют ничего общего с обычной “проказой” барина, соблазнившего бедную девушку. В привязанности к Фенечке, в любви к маленькому Мите он сумел сохранить достоинство, и свое, и любимой женщины. Казалось бы, Аркадий — достойная смена отца, даже свадьбы отца и сына пришлись на один день. Но, если присмотреться внимательнее, можно утверждать: Аркадий уступает Николаю Петровичу. Старший Кирсанов живет по своим принципам, по своим понятиям, просто и достойно. Даже брат и сын не могут руководить этим мягким и деликатным человеком. Аркадий же постоянно от кого-то зависит, кому-то подражает. Вот он вслед за Базаровым заявляет: “Мы не признаем авторитетов”. А затем явно робеет перед уверенностью Анны Сергеевны. Вот он возмущается словами Базарова: “Нравится тебе женщина… старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля неклином сошлась!”. Однако в конце концов поступает именно так: поняв, что Одинцова им не интересуется, “переключается” на более доступную Катю. Этим, кстати, Аркадий отличается от Базарова, способного на глубокое чувство. В отличие от Николая Петровича, чей характер раскрыт Тургеневым достаточно разнообразно: в горе, слезах, любви, счастье, смущении, — личность Аркадия, как мне кажется, весьма ординарна, бесцветна. Даже желание быть значительным в сцене объяснения с Катей (26-я глава) оборачивается позерством и пустословием. Создается впечатление, что Аркадий повторяет чьи-то чужие, где-то вычитанные слова: “Желаю быть полезным, желаю посвятить все силы истине…”.
Общеизвестно: дети должны идти дальше отцов. Аркадий же не только не превзошел Николая Петровича, но и, по-моему, явно проигрывает в сравнении с ним. Думаю, что, достигнув возраста сорока четырех лет (именно столько Николаю Петровичу в момент встречи с сыном), Аркадий не сможет сохранить в душе “и грусть, и порывы первой любви”, не будет любоваться “солнечными лучами”, которые “обмывали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожими на стволы сосен”. Не испытает этот “рьяный хозяин” всего того, что сумел увидеть и почувствовать его такой незатейливый с виду “хроменький” отец.






Сочинение на тему отец и сын кирсановы в романе отцы и дети

Проблема отцов и детей. Родители

Но быть может, Базаров имел моральное право так поступать? Ведь он не просто гостит дома – он уединяется, чтобы заняться наукой, решает грандиозные задачи, готовит себя к великой миссии? Нет, – говорит нам Тургенев. Чем более велик человек, тем сильнее требования к его гуманности, человечности. На этом стоит русская литература. Вина Базарова в этом случае – неискупимая и страшная.

Вывод

С первого взгляда кажется, что Аркадий повторяет жизненный путь своего отца, Николая Петровича Кирсанова. Его отец – мягкий и добрый человек. Но между ними существенная разница: Николай Петрович не позволяет никому собой руководить. Он строит свою жизнь так, как считает нужным.

Аркадий же постоянно находится под чьим-то влиянием: сначала отцовским, потом попадает под влияние Базарова, Одинцовой, Кати… Убеждения у него вроде бы и есть, но всегда оказывается, что они не его собственные, а чьи-то, заимствованные. Аркадий – простое подобие своего отца. Даже свадьбы отца и сына происходят в один день.

Образ Аркадия Кирсанова дан автором в противопоставление образу Базарова, который несёт в жизнь что-то новое, свежее. Пусть его идеи ошибочны (а это так и есть), но это сильная личность, способная к преобразованиям, самостоятельному движению по новым траекториям. Люди, подобные Аркадию, никогда не породят новых идей. Отец его — простой человек, обыкновенный. Аркадий — человек ординарный.

Но, с другой стороны, не всем же быть неординарными. Невозможно себе представить, чтобы жизнь состояла сплошь из Онегиных, Печориных и Базаровых – в таком случае, она остановилась бы. К тому же идеи надо не только генерировать, но и воплощать в жизнь. А вот это по силам таким людям, как Аркадий.

Характеристика образа Аркадия Кирсанова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Происхождение и внешность

Аркадий — наследник не очень богатого, но всё-таки состоятельного имения. Но с будущим своим он пока ещё не определился и сразу по приезде не знает, чем ему заняться.

Аркадий и Катя

Постепенно дружеские отношения молодых людей перерастают в любовь. Аркадий делает предложение, и Катя принимает его.

Катя и её любовь помогли Аркадию понять себя и раскрыть глаза на отношение к Базарову. Постепенно он понимает несостоятельность идей нигилизма: они ограничивают восприятие мира во всей его полноте, не дают возможности личности развиваться в полную силу. Аркадий понял и признал, что просто играл в нигилиста.

Теперь его жизненные идеалы стали ближе к реальной жизни. Создав семью, Аркадий постепенно вошёл в дела имения, заинтересовался агрономической деятельностью. Он уже мечтает о преобразованиях в хозяйстве.

Через некоторое время он стал отцом маленького Коли.

История персонажа

Внешность

Отношения с Одинцовой

С Анной Сергеевной Одинцовой, молодой вдовой, Аркадий познакомился на балу. Она пригласила его к себе в гости вместе с другом — Базаровым. Пробыв у неё в деревне несколько недель, они влюбились в неё, но скрывали свои чувства друг от друга. Одинцова же никому из них взаимностью не ответила. Но общество Базарова для неё было предпочтительнее, так как Аркадия она считала слишком молодым. Да и Аркадий робел и терялся в её присутствии, они оба не знали, о чём им говорить. Намного лучше Аркадий чувствовал себя с её младшей сестрой Катей. Ему было с ней легко и просто.

Характер

Аркадий любит своего отца, уважает его выбор: через некоторое время после смерти жены дворянин Николай Петрович Кирсанов полюбил простую крестьянскую девушку Фенечку, у них появился общий ребёнок. Он не осуждает за это отца и даже убеждает его в том, что тот должен жениться на Фенечке.

Таков был характер Аркадия, когда он вернулся из Петербурга. Постепенно взгляды его начинают меняться, он сбрасывает маску нигилиста и становится самим собой.

Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров

Но вот они оба влюбляются в Анну Сергеевну Одинцову, и постепенно их дружба сходит на нет.

Старое поколение представлено в романе главным образом братьями Павлом и Николаем Кирсановыми, а так же несколькими другими персонажами (как, например, Василий Иванович - отец главного представителя нового поколения, Евгения Базарова), которые, однако не так важны для сюжета, как братья Кирсановы.

Николай Петрович Кирсанов предстаёт перед нами с первых же страниц. Он владеет поместьем, которое сам называет фермой. Николай придерживается либерально-консервативных взглядов, он искрение верит идеалам прошлого, верит в любить и семью (что наглядно подтверждается его отношением к своему сыну, Аркадию, и к брату, Павлу). Его расхождения во взглядах с нигилистом Евгением Базаровым так же видны с первых страниц – Николай Петрович просто не понимает, как можно не любить стихи и не восхищаться поэзией. Сам он является довольно романтичной и мягкой натурой, любит Пушкина и прогулки на природе. Однако, несмотря на явные идеологические различия с Базаровым и даже некоторые насмешки с его стороны, Николай Петрович не вступает с ним в полемику, признавая, что старое поколение уже в прошлом, и будущее определять и формировать молодым людям, таким как Аркадий и Евгений.

2 вариант

Известный роман Ивана Сергеевича создан для того, чтобы показать смен времен и обществ, в нем живущих. Здесь нет акцента на семейные узы, как таковые. Как отцам относятся люди, выросшие в эпоху дворянства и защищающие их принципы. Дети же представляют новое веяние, которые появилось совсем не давно, в сути своей является разночинством. Романа автора отображает историческое время, которое затрагивает 1850-1860 года. Это времена царской России.

Особенно яркие состязания Евгений проводит с Павлом Петровичем Кирсановым, это дядя его друга. Павел Петрович является представителем дворянского рода, который построен на идеях консерватизма. Это военный человек, у него всё базируется на авторитетности и принципах. Он уверен, что будущее не может обойтись без добрых традиций. Герой очень любит своих близких людей.

Николай Петрович – консервативный человек, выросший на твердых принципах. Отец своего семейства, любит свое родство и заботится о нем. Николай Петрович по своей натуре романтик, очень любит стихи Александра Сергеевича и также восторгается природой. Сей факт постоянно критикует и высмеивает Базаров. Герою не до своего хозяйства, этот момент Евгений тоже не оставляет незамеченным. Герой очень добр, он заботливый и любящий отец. Герой соглашается с тем, что будущее принадлежит молодежи.

Иван Сергеевич показал, как сменялись времена. На смену дворянских устоев пришли новые веяния, понимания и убеждения. Каждое поколение имеет свои недостатки. К сожалению, в каждом последующем их становится только больше.

Также читают:

Картинка к сочинению Образы отцов в романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

Игорь жил с родителями. Однажды они ушли по делам, и мальчик остался дома один. Он стал придумывать, чем ему заняться. На кухне лежало тесто. Игорь решил с ним поиграть. Он слепил из него фигуру Гоголя

Огород – это в настоящее время кормилец многих людей. Если разобраться, то мы все родом из деревни. А там люди всегда кормились с огородов. Во-первых, на них выращиваются экологически чистые овощи и фрукты.

Вральман один из второстепенных персонажей комедии русского литератора Дениса Фонвизина "Недоросль". Уже по фамилии героя становится понятно многое о данной личности.

Написание романа “Отцы и дети” совпало с важнейшими реформами 19-го века, а именно – отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой.

В России стали принимать идеи западничества. “Отцы” придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы.
Николай Петрович Кирсанов, который никогда не вступает в полемику с Базаровым, тем не менее настоящий оппонент нигилистов всех мастей. Его поведение лишено внешних

эффектов, но в нем ощущается истинный аристократизм, душевная, русская широта, глубинные знания жизни. Он ближе всех к Тургеневу: любитель природы, добряк, одарен любовью Фенечки.
Сын Николая Петровича, Аркадий, осознает, что идеи Базарова несостоятельны, а потому склоняется к житейской мудрости, которой обладает Катя.
Безусловно, принципы и идеалы “отцов” отходят в прошлое. Особенно наглядно это показано в сцене дуэли Кирсанова и Евгения. “Дуэль, – писал Тургенев, – введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комическим”.

Но с мыслями нигилиста тоже согласиться нельзя.
Роман раскрывает жестокий и сложный процесс ломки прежних социальных отношений. Этот процесс предстал в романе как разрушительная стихия, меняющая привычное течение жизни. Тургенев так строит роман, что нигилист и Павел Кирсанов все время находятся в центре внимания.
Базаров, нигилист, представляет “новых людей”, в качестве главного противника ему противопоставлен Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович – сын боевого генерала 1812 года. Окончил пажеский корпус. “Имел противное красивое лицо, юношескую стройность”. Аристократ, англоман, был смешлив, самоуверен, сам себя баловал.

Живя в деревне у брата, сохранил аристократические привычки.
Писарев отмечал, что у Павла Петровича нет убеждений. Вместо них он придерживается принципов, которые трактует на свой манер, считая главнейшим – всегда быть джентльменом. Он придает значение внешней форме, но мало думает о содержании.

Достаточно внимательно прочитать описание его кабинета.
Взгляды нигилиста и Кирсанова были совершенно противоположными. С первой встречи они почувствовали друг друга врагами. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: “Этот волосатый?” А Базаров вечером заметил Аркадию: “А чудаковат у тебя дядя”.

Между ними всегда возникали противоречия. “У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую”, – говорит Кирсанов.
Современники остро реагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, демократическая упрекала автора в клевете на молодое поколение. Однако роман “Отцы и дети” имел бешеный успех в российских литературных кругах.

Читайте также: