Взыскано будет на вас и на потомках ваших сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Славянская культура. Культ славянских (языческих) богов, олицетворяющих силы природы.

Х-XI века

Крещение Руси. Официальное признание христианства. Строительство первых церквей. Былинный эпос.

XII–XIII века

Летописание. Древнерусская литература.

XIV век

Культурные сады в Москве.

Оружейная палата в Москве известна с XIV в. из завещания Ивана Калиты. Кроме Оружейной в Москве были Золотая, Серебряная, Образная, Царицына и Государева мастерские палаты.

XV век

Аптекарские огороды, предшественники ботанических садов и музеев живой природы.

XVI век

Частные зверинцы (зоопарки).

Первые известные частные коллекции Б.Ф. Годунова, Ф.С. Милославского, Б.М. Хитрово и др.

Первые протомузейные образования.

Формируются частные коллекции

В Писцовые книги вносятся описи имущества, построек, церквей, монастырей и пр.

Создаётся Летописный свод Ивана Грозного

Сформирована Библиотека Ивана Грозного. Сама библиотека утрачена, но сохранились каталожные списки, свидетельствующие о её уникальности.

1702 год. Петр I повелевает переяславскому воеводе о Потешной флотилии – поднять с реки Трубеж три судна и поставить в удобных местах. Затем надлежало их осмотреть и описать подробно, а описные книги подать в Разряд

1708 год. Издаётся распоряжение Петра I о написании русской истории и последующий сбор источников.

Принимается ряд законодательных актов по охране памятников для сохранения их для будущих поколений

Открывается Модель-камера (24 января), где выставляются модели и чертежи кораблей. Первоначально располагается в Зимних хоромах царя, затем в здании Главного адмиралтейства. Является прообразом современного Центрального военно-морского музея.

1709 год. Указ о сооружении монастыря на месте Полтавской битвы.

1717-1724 годы. Указы Петра I о собирании и хранении отечественных древностей.

1718 год. Указ комендантам о сборе старинных редкостей, в том числе найденных в земле или воде. Затем последовало распоряжение об уточнении размера вознаграждения и необходимости делать описание условий находок.

1724 год. По указу Петра I стали торжественно выводить на воду петровский ботик, хранящийся при Александро-Невской лавре.

Указ Петра I о рассылке по всей империи вопросника для составления географического описания России.

Учреждена Академии наук. Начало планомерного исследования России, выявления и описания памятников древности.

С этой целью организуются экспедиции.

Вторая половина XVIII века

Создание кабинетов и галерей

Размах частного коллекционирования.

1754-1762 годы. Повелением императрицы Елизаветы Петровны по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли построен Эрмитаж – Зимний дворец, главная резиденция российских императоров.

1760-е годы. Подготовлены документы генерального межевания и Топографические описания губерний. Многие остались в рукописи.

В Указах Елизаветы Петровны о починке казённых строений ставились задачи по реставрации памятников. Предписывалось старые здания ломать и строить такие же без изменений. Для этого производились обмеры, зарисовки, описи.

1764-1775 годы. Повелением императрицы Екатерины II построен Малый Эрмитаж по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота и Ю. М. Фельтена.

1765 год. Образовано Вольное экономическое общество России, или Императорское Вольное экономическое общество (ВЭО) — одно из старейших научных обществ России, самая первая общественная организация в Российской империи формально независимая от правительственных ведомств. Учреждено в Петербурге крупными землевладельцами, стремившимися в условиях роста рынка и торгового земледелия рационализировать сельское хозяйство, повысить производительность крепостного труда. Основание ВЭО было одним из проявлений политики просвещённого абсолютизма. ВЭО начало деятельность объявлением конкурсных задач, изданием “Трудов ВЭО” (1766-1915, более 280 томов) и приложений к ним.

1786 год. Вышло Определение Синода о финансировании Успенского собора в Дмитрове.

При Александре I началась Государственная политика по созданию системы охраны памятников.

1805 год. На основе Модель-камеры 1708 года создаётся Музеум государственного Адмиралтейского департамента. Он комплектуется моделями, чертежами, оружием, навигационными инструментами, книгами, морскими картами и атласами, документами, памятными медалями, живописными полотнами и др.

1805-1816 годы. В Санкт-Петербурге на стрелке Васильевского острова построено здание Биржи по проекту архитектора Ж. Ф. Тома де Томона. С 1939 г. здесь располагается Центральный военно-морской музей.

1812 год. При Министерстве внутренних дел создаётся Строительный комитет. Церковное строительство в ведении Синода. Крепости – в ведении Военного департамента.

Проблемами изучения и охраны памятников занимаются исследователи, научные общества и музеи.

Открыт памятник Минину и Пожарскому в Москве.

Осуществляется сбор средств на сооружение колонны на Куликовом поле.

В литературе разгорается полемика по охране памятников. Выражаются негативные мнения по отношению к памятникам прошедшей эпохи.

1814 год. Создан Комитет по оказанию помощи раненым воинам.

1818 год. Обсуждается предложение о разрушении Ростовского кремля и строительстве на его месте Торговых рядов. Не реализовано, но нанесло вред.

Гражданским губернаторам предписывается доставлять сведения о наличии и состоянии древних зданий, запрещается их разрушать.

1827 год. Издаётся циркуляр гражданским губернаторам о присылке в МВД сведений о памятниках, их состоянии и необходимых средств на восстановление и охрану.

1830 год. В Нижнем Новгороде разобран кремлёвский Спасо-Преображенский собор XIII-XVII в., где был захоронен прах К. Минина. Через 5 лет на этом месте построен новодел, выдававшийся за древний.

1832 год. Принят Устав строительный, по которому запрещаются разрушения древних зданий и крепостей.

1834 год. В Воронеже создан Комитет о сооружении памятника Петру I, сохранении и сбережении дома, в котором останавливался монарх во время Азовских походов.

1837 год. Заложен памятник на Бородинском поле. Открыт в 1939 г. Там же захоронен прах П. И. Багратиона. Охранялся инвалидным домиком.

1837-1837 годы. Зафиксированы утраты при реставрации Дмитровского собора во Владимире. Церковные перестройки и строительство приделов лишали облик храмов.

1841 год. Принят Устав духовных консисторий о сохранении и бережении древних храмов.

1842 год. Указ Синода предписывал: при необходимости ремонта храмов представлять в Синод обоснования, описания и предложения по сохранению (планы, чертежи, описания).

1843 год. Указ Синода запрещал возобновления и изменения росписей в храмах.

1859 год. Создана Императорская археологическая комиссия. Первое государственное учреждение, специально занимающееся вопросами охраны памятников. Разработка комплекса специальных мер по охране и сохранению древних памятников. Активное участие в этом принимало Московское археологическое (МАО).

1867 год. Музеум Государственного Адмиралтейского департамента стал называться Морским музеем, превратившийся в научный центр по изучению истории русского флота.

1889 год. По указу Александра III императорская археологическая комиссия получила исключительное право на разрешение и проведение археологических раскопок и согласование на реставрацию памятников древности.

1892 год. П. М. Третьяков передал в дар Москве 1297 произведений живописи, 518 графических работ и 9 скульптур, а также часть особняка и капитал для создания художественной галереи. Ныне – Государственная Третьяковская галерея.

1895 год. Указ императора Николая II об учреждении в Михайловском дворце Русского музея императора Александра III. Для посетителей музей открыт 7/19 марта 1898 г. Его называют Энциклопедией отечественного искусства.

1898 год. В Москве стараниями профессора Московского университета И. В. Цветаева заложен Музей изящных искусств, открытый для широкой публики в 1912 году. Ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

1901 год. Издан циркуляр МВД с предписанием губернаторам составить и представить в МВД списки памятников с подробным их описанием, планами и фотографиями. Сведения из 89 губерний и областей, 9 городов и о. Сахалина. Выявлено 4108 памятников (2456 – архитектуры). Их систематизация и составление таблиц. Но в МВД не сведены воедино. Не определены критерии ценности памятников.

1904 год. На основании этого постановления в МВД создана специальная комиссия для разработки законодательных норм. Комиссия провела 5 заседаний.

1 – памятники, имеющие археологическое, историческое и художественное значение как предмет особой заботы государства и

2 – все остальные памятники, подлежащие охране.

В соответствии с порядком финансирования памятники делились также на 2 группы:

1 – памятники, находящиеся в пользовании различных ведомств и учреждений, за их счёт;

2 – остальные памятники поддерживаются средствами охранительных органов.

Предполагалось разделение России на 15 археологических округов. Ответственность за их охрану возлагалась на научные общества и организации, занимающиеся изучением и охраной памятников.

1908 год. В МВД поступили отзывы на выработанный Особой комиссией законопроект от 40 обществ и учреждений. Заседания Комиссии для разработки законодательных норм были продолжены. Она выработала положения, которыми должны были руководствоваться её подкомиссии по разработке проекта закона об охране памятников истории и культуры:

1 – необходимость государственной охраны памятников древности.

2 – слияние в организации охраны памятников отдельных ведомственных интересов.

3 – учреждение центрального органа по охране памятников с включением в него представителей заинтересованных ведомств.

4 – право приоритета государства при отчуждении древностей от частных собственников.

1909 год. На основе этих положений разработан законопроект и направлен на рассмотрение министерств и ведомств. Последовали его острые обсуждения.

Синод противился включению храмов в сферу действия закона. Общегосударственные интересы по охране памятников ограничивали деятельность церкви по их реставрации. Епархиальные власти уже не могли самостоятельно решать вопросы перестроек и строительства приделов, что изменяло облик архитектурных памятников.

Организация охраны памятников возлагалась на Комитет по охране древностей в структуре МВД. В составе Комитета – председатель, три представителя от ведомства православного исповедания, по 2 – от министерства народного просвещения и Императорской АХ, по одному – от Имп. АН, Имп. Археологической комиссии, Имп. Археографической комиссии, Комитета попечительства о русской иконописи, технико-строительного комитета при МВД, Министерств Имп. Двора, внутренних дел, военного, юстиции. Финансов и Государственного контроля. Предполагалось ввести одного члена по избранию Всероссийского археологического съезда, одного – по избранию областного археологического съезда, пятерых – по назначению министра МВД, двоих – по назначению Синода.

Основные задачи Комитета:

– объединить дела охраны древностей на всём пространстве Империи, объединить деятельность местных органов;

– распределить между местными органами денежные пособия для развития их деятельности по охране памятников;

– слить отдельные ведомственные интересы;

– образовать орган охраняющей власти;

– наблюдать за точным исполнением закона об охране древностей[2].

К ответственности привлекались за действия:

– умышленное повреждение или истребление древностей;

– незаконное изъятие предметов из собраний правительственных мест и музеев;

– вывоз древностей за границу без надлежащего разрешения;

– производство раскопок с нарушением установленных правил и кладоискательство;

– утайка случайно найденных древностей.

Законопроект критически обсуждался на Всероссийском съезде художников.

Финансовые вопросы законопроекта и состав Комиссии вызвали протест АХ, потребовавшей его доработки.

В Думе законопроект рассматривала специально созданная Комиссия, которая внесла ряд ограничений в сферу деятельности будущего закона. Комиссия усмотрела ущемление прав частной собственности и возражала против запрета вывоза памятников за границу.

Предполагалось разделение памятников на государственные и местного значения.

Для организации охраны памятников планировалось создание центрального и окружных археологических комитетов.

Итоговый вариант законопроекта выгодно отличался от проекта 1911 г. Но в результате возражений в Думе не был утверждён, а с началом войны отложен.

1916 год. Обращение к министру МВД членов госсовета о необходимости переработки законопроекта в связи с участившейся утратой памятников в условиях войны.

Но вопрос не решён и законодательство не принято в связи со свержением самодержавия.

В начале ХХ века сложилось научное понимание основных вопросов охраны памятников, наметились основные пути улучшения их охраны в государственном масштабе, подготовлены условия разработки соответствующих документов в условиях советской власти.

[1] РГИА. Ф. 1284. Оп. 186. 5 отд. 2 ст. по археологии. Д. 11. Ч. 1. Л. 22

Признаки какого стиля проявляются в приведённом ниже тексте М. Пришвина? Свои выводы подтвердите анализом текста. Озаглавьте его.

На берегу (П, п)лещеева озера (в)близи древнего рус­ского города Переславля-Залесского на красивом холме расположена усадьба Ботик где хранится ботик Петра (П, п)ервого.
Не успел я взойти на Гремяч..ю горку и оглядеться как Надежда Павловна жена сторожа Ботика рассказала мне о Петре что он был большой любит..ль воды и раз увидев издали (П, п)лещеево озеро повернул коня и прямо спелыми поск..кал к воде. А в деревне Веськово баба жала рож(?) и как увид..ла что какой(то) верх..вой топч..т прин..лась честить его всякими скверными словами. Петру будто(бы) это очень понрав..лось он щедро нагр..дил веськовских муж..ков и не­которых даже постоянно звал к себе на совет думу думать. С тех пор вот и пошли в селе Думновы знач..т кто-нибудь из его родни непременно с Петром думу думал.
Я осм..трел домик где хранится единствен(?)ый уц..­левший от всей большой петровской потешной фл..тилии ботик с прогнивш..м дном вспомнил из истории как Пётр приехав сюда через тридцать лет возмутился небрежным хранением остатков флота и тут написал свой суровый указ в..еводам переславльским2. (С)начал.. конечно это подогрело воевод а потом опять стало гнить пока от всех кор..блей не остался единственный ботик переходивший из рук в руки частных вл..дельц..в уса(т, д)ьбы. Царь Николай I наконец приналёг на владим..рских дворян они выкупили ботик построили тут (не)большой дворец триумфальную арку и мрам..рный пам..тник с надписью из указа Петра.
Надл..жит вам в..еводам переславльским беречи остат­ки к..раблей яхт галер а буде опустите то взыск..но будет на вас и на п..томках ваших яко пр..небрегших сей указ.
Настроен(?)ый словами Петра я подошёл к обрыву Гремяч..й горы посмотреть на озеро как на к..лыбель рус­ского флота.

1. Проанализируйте текст надписи на мраморном памятнике Петру, о котором рассказывает Пришвин: а) какие слова в нём являются арха­измами, какие — историзмами; б) какие грамматические формы являются архаичными, устаревшими; в) какие обороты речи, словосочетания отражают далёкое прошлое нашего языка; г) дайте своё толкование порядка слов в предложении этого текста; д) укажите специальную лексику.
2. Объясните выделенные слова и словосочетания.

произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).

Документальный, публицистический, бытовой о. 2. Общее изложение какого-нибудь вопроса. О. русской истории. (Толковый словарь русского языка.)

Очерк - 1) В художественной литературе одна из раз-новидностей рассказа, отличае і ся большой оиисательпосл ыо, затрагивает преимущественно социальные проблемы. 2) Пуб-лицистический, в J ом числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факті,і и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором. (Энциклопедический словарь.)

Итак, опираясь на определения словарей, можно сделать вывод, что характерно/і особенностью очерка является документальность, достоверность фактов, событий,

о которых идет речь. В нем называются подлинные имена и фамилии изображаемых лиц, действительные, а не вымышленные места событий, описывается реальная обстановка, указывается время действия. В очерке, как и в художественном произведении, используются изобразительпые средства, ВВОДИТСЯ элемент художес і пенной типизации.

Очерк, как' и друїпе жанры публицистики, всегда поднимает какую-то важную проблему.

Г j 1 Различают очерк путевой, в котором рассказывается LJLJ О дорожных: впечатлениях: даются зарисовки природы, быта людей, очерк портретный - раскрывает личность человека, его характер, и проблемный очерк, в котором поднимается какая-то социально значимая проблема, предлагаются, анализируются пути ее решения.

очерке сочетаются все его разновидности: в путевом — встречаются портретные зарисовки или волнующая автора проблема.

Очень популярен путевой очерк, путевые зарисовки. Поездки, .экспедиции, встречи с интересными людьми дают богатый материал для достоверного и вместе с тем художе- |л венного описания края, для рассказа об ин тересных подях, их быте, для размышлений о жизни.

411. Признаки какого стиля проявляются в приведенном ниже ексте М. Пришвина? Свои выводы подтвердите анализом текста.

С утра был светлый день, утренник скоро растаял, и к по- іудпю утомительно было ходить в ватном пальто. Чайки прилетели раньте меня и теперь сильно кричали на зарас- [Ц01ЦИХ монастырских прудах.

Я ходил берегом озера устраивать свою квартиру на Bounce. У озера два берега: один — древний, высокий, изрезанный оврагами и потоками, другой — низкий, болотистый v воды, и в воде песок. Овраг здесь называется ио-старин- пому враг: первый от Горицкого Шутов-враг, речка очень маленькая при деревне Веськово с Мемской-горой, за Вееь- ковым-врагом Вознесенский и гора Князек, и тут- рядом Гремячая гора с Гремячим ключом. Вот- на этой Грс.мячей мэре и хранится, как мощи, ботик Петра Первого, и потому вся усадьба называется Ботик.

Не успел я взойти па Грсмячую гору и оглядеться, как і Іадежда Пав.тонна, же и а сторожа Ботика, рассказала мне о Петре, что он был большой любитель воды и раз, увидев издали Плсщеево озеро, повернул копя и прямо спелыми нолями поскакал к г,оде. А в деревне Веськово баба жала рожь и, как увидела, что какой-то верховой топчет, принято, честить его всякими скверными словами. Петру будто бы это очень поправилось, он щедро наградил веськовских мужиков и некоторых даже постоянно звал к себе на совет думу думать. С тех пор вот и пошли в селе Думновы. значит, кто-нибудь из его родни непременно с Петром думу |.\'мал.

Я осмотрел домик, где хранится единственный уцелевший от всей большой петровской потешной флотилии ботик с прогнившим дном, вспомнил из истории, как Петр, приехав сюда через тридцать лет, возмутился небрежным храпением остатков флота и туї' написал свой суровый указ воеводам переелав.чьским2.

остался единственный ботик, переходивший из рук в руки частных владельцев усадьбы. Царь Николай I, наконец, приналег на владимирских дворян, они выкупили ботик, построили тут небольшой дворец, триумфальную арку и мра-морный памятник с надписью из указа Петра:

Настроенный словами Петра, я подошел к обрыву Гремя- чей горы посмотреть на озеро, как на колыбель русского флота. За день кольцо заберегов стало еще отчетливее и было красным от заходящего большого красного солнца. По долетавшим до моеі'о слуха особым гармоническим ладам я узнал пролетающих где-то высоко лебедей.

В доме нашлись какие-то козлы, доски, из которых мы сделали себе столы и кровати, все убрали, наслаждаясь звуком рычащего дерева в лесу: этот звук обыкновенно бывает слышен только в глухих оврагах, а мы слышали его из дворца с большими саженными окнами. Жаль только, нигде не было дырочки для самоварной трубы, и пришлось его оставить на крыльце, но зато, когда я ставил его, вдруг, в нескольких стах шагов от крыльца, услыхал токование тетере-ва, а когда пошел в подвал за лучинками, то в окошко, напуганный мною, выскочил здоровенный русак.

Мы пили чай, с восторгом слушая рычащее дерево.

1. Проанализируйте текст надписи на мраморном памятнике Петру, о котором рассказывает Пришвин: а) какие слова в нем являются архаизмами, какие - историзмами; б) какие грамматические формы являются архаичными, устаревшими; в) какие обороты речи, словосочетания отражают далекое прошлое нашего языка: г) дайте свое толкование порядка слов в предложении этого текста; д) укажите специальную лексику.

Изложите текст из указа Петра, пользуясь современными лексическими и грамматическими нормами (письменно).

Перескажите эпизод, повествующий о посещении Петром I Плещеева озера.

Объясните выделенные слова и словосочетания.

Найдите в тексте устойчивые словосочетания.

Выпишите слова, содержащие орфограмму -тся, -ться в глаголах.

Выпишите все глаголы с безударным личным окончанием, рядом записывайте неопределенную форму глагола.

Выпишите те слова с проверяемой гласной в корне, которые представляют трудность при письме под диктовку.

Путевой очерк, путевой дневник, путевые заметки зна- L^J токов и любителей природы помогают нам лучше понять окружающую нас природную среду — ее звуки, краски, формы, ее таинственный язык, проникнуть в глубинную суть природных явлений.

412. Прочитайте отрывок из путевого очерка В. Распутина. Как соотносятся название, эпиграф и тема очерка? Какие особенности ззыка текста дают возможность отнести его к публицистическому стилю речи?

Опять над нолем Куликовым Взошла и расточилась мгла, И, словно облаком суровым, Грядущий день заволокла.

Весь день то дождь хлестал, то снег, небо в непривычной для меня степной стороне, ничем не поддерживаемое, сходилось с землей совсем близко, и в серой мгле трудно было что-то рассмотреть. Мы ехали с юга, откуда пришли и куда бежали затем татары: у Красивой Мечи, /юколе гнали их русские ратники, мы остановились и долго глядели на темную воду и на берега, спрашивая, помнят, ведают они славу свою и.ти пет. Но изрытые, истерзанные машинами берета едва ли что помнили. И мы поехали дальше, в сердце этой славы п памяти, куда с самого начала и правили, для чего и затеяли эту поездку. И то, что получилась она с обходом, с порядочным крута.тем, вышло даже хорошо: и старых русских городках, прежде громких, в истории нашей памятных, сбереженных удачей и надеждой и для последующей памяти, в городах, напоминающих в долгом и трудном нуги русской судьбины стоптанные башмаки со сверкающими новыми набойками, мы подворачивали к часовенкам и камням на/і братскими могилами, останавливались перед досками с великими именами и заходили в открытые, работающие музеи и в святыни, ждущие своего восстановления, все эти дни мы словно бы проходили необходимую душевную подготовку, или, лучше сказать, посвящение пе-ред главной встречей, чтобы позводилось нам за кратким сегодняшним мигом и верхним слоем земли увидеть п почувствовать нечто большее, чем могут вместить обычные впечатления.

4 И уж, кажется, на подъезде изнемогали мы от увиденного и услышанного, не в силах сразу отделить, чем можно гордиться и чего нужно стыдиться.

После обеда даже и не серая, а темная мгла стала наваливаться с неба, заставляя нас то и дело взглядывать па часы. Встречные машины прошмыгивали с зажженными фарами, белый свет сомкнулся и был забит мокрым снегом, придорожные деревни наплывали как-то непрочно и случайно, точно их подбивало непогодьем. Но часу в шестом, когда и без того вот-вот натянуться сумеркам и когда мы готовы уже были смириться, что нет, не успеть при свете, вдруг. не подозревайте в этой картине придуманной для красного словца, в лад блокове ким строкам, символики, я пишу, как было, хотя в прежние времена она, вечерняя эта картина, во всем ее продолжении, наверняка была бы принята за великое знамение. Едва свернули мы с богородицкой трактовой дороги вправо к Полю Куликову, как снег прекратился, и произошло это действительно вдруг, в одни миг сразу за поворотом, а тяжелая чугунная тьма неба в том месте, где заходить солнцу, также вдруг потянулась, зашевелилась, и сквозь нее проступило желанное обещание, легонько засветившее степь: так уж и быть, ради вас, потому что вы издалека, попробую.

Я искал впереди глазами шпиль-памятник, о котором был наслышан и который бы заранее показал Поле, и не сразу заметил, что и пашня по обе стороны от дороги, и успевший за вечер задержаться на ней снег, и редкие дальние перелески, и вся обозримая огромная степь закружились и поплыли уже и не от нашего движения, а от какой-то иной силы. Я взглянул на закат — за пять минут там чудом успела обнажиться полоса чистого неба, которая прямо па глазах все расширялась и расширялась, вздымая па/і собой черноту, и на глазах же, как божественная плоть, оживала и наливалась алостыо. От него-то. от волшебного красного света, плывущего с запада, завороженно загорелась и закружилась степь, творя свое д 11 кое, пусть п на паханом, по и тоскливое торжество.

Л тут и шпиль показался, вернее, прежде крест, поднимающийся от земли, и одновременно чуть правей еще кресты — эти, как я догадался, над храмом-памятником Сергию Радонежскому, благословившему князя Дмитрия на великую битву и немало сделавшему для объединения русских сил под его началом.

И покуда подъезжали мы смиренно, сбросив скорость, чтобы лучше видеть открывающееся Поле, кресты вырастали все выше и выше, и вот уже под левым, одиноким, обозначился темный столб, а иод правыми, как три васнецовских богатыря, встало в рост трехчастное здание храма.

Было отчего ошеломленно замереть и забыть на минуту н памятниках, когда мы вышли из машины: казалось, это могло быть только здесь, над Полем Куликовым, и, казалось, выступив из недр веков, являло оно не случайный смысл. І! полгоризонта полыхал закат, да не солнцем, нет, а словно бы его растекшимся во всю ширь освободившегося неба огнем, набирающимся изнутри, из какой-то горячей горло- пины; четкую и чистую кровавую раскаленность этого зареза чер г или еще местами дымные полосы из отступающей черноты, но они быстро погружались, тонули и исчезали бесследно в огненной глубине, которая, не усмиряясь, едва ли не видимыми подтайными взмахами снова наплескивалась па темный берег. И если бы не вечернее время, если бы не сочность и неистовость красок, вполне можно было бы принять это скоро нарастающее зарево за рассвет, выступивший не в свой черед где-нибудь посреди ночи,—так мощно и грозно, продолжая с пугающим мерцанием накаляться, нависли друг против друга над степью красная и черная сторон ы.

И как было предку нашему при виде столь дивного п жуткого зрелища не пасть на колени и не просить у неба защиты — да если случалось оно еще накануне его судьбы?!

По одним источникам, больше ста тысяч, по другим — двести пятьдесят, а по третьим — четыреста тысяч войска выступило па защиту русской земли и русской чести. У Мамая вместе с наемной генуэзской пехотой набралось еще больше. Как раз в той стороне, где горит закат, и выстроилась в переломный для нашей истории день 8 сентября 1380 года, перейдя ночью Дои, сила Дмитрия. Татары, поджидая на подмогу Ягайлу Литовского и Олега Рязанского (должно быть, и сейчас, шесть веков спустя, екает стыдливо сердце ни в чем не повинных рязанцев от вероломства их предка, князя Олега, и позже, в годину страшного нашествия Тохтамыша, снова предавшего Дмитрия Донского -- ох, как памятливо и взыскательно время!), огромным шумным лагерем бурлили здесь, откуда мы сейчас осматриваем I Голе.

Андрей Анисимович Родиончиков, работник краеведческого музея, ведет нас по аллее на самую высокую точку Поля, на знаменитый, увенчанный ныне памятником Дмитрию Донскому, Красный холм. Здесь, по преданию, находилась ставка хана Мамая, отсюда он в окружении пяти своих князьков руководил боем. С того места, где решено устроить смотровую площадку на краю холма, Родиончиков показывает нам расположение русских войск. Говорит он

негромко и неторопливо, будто принимая нас за бывалых, знакомых с этой битвой людей, которым нужно только напомнить, подсказать ее общую картину, возможно, несколько стершуюся в памяти за давностью лет.

Удивительно здесь, на месте события, ощущение близости и очевидности всего, что происходило в тот день. Совсем, кажется, гонкая, да и то полупрозрачная, пропускающая дневной свет, пленка и отделяет его, чуть смазывая знакомые черты, от пас. и до того, что невольно оборачиваешься: не поддел бы какой заблудившийся, перепутавший века татарин на острую свою пику? А не в нас ли, выбрав и выметав загадочным перстом, не в нас ли, по старинному пове- рию, переселились души полегших здесь. Л, люди добрые? Не оттого ли и званы мы сюда за сотни и тысячи верст, да так, что не стало сил откладывать? Не потому ли столь .течко стираются сегодняшние приметы, и вместо распаханной черной степи послушно видится играющий под ветром ковыль, не пересохли, водой текут речки Нижний Дубик и Смолка, по-прежнему жива Зеленая дубрава, полноводнее, шире Непрядва и Дон, которыми мы решительно прикрылись, отказавшись тем самым от возможности отступления,- или победа, или смерть?! И позор полуторавекового рабства не наше ли гнетет сердце, требуя возмездия и справедливости? А этот- закат?

Пет, пройдя шестьсот лет и огрузившись знаниями, в знамения не верят.

Закат между тем уже затмевался, догорал, и небо, вольно осияв родную нам сторону, потихоньку угасало. Потянул

с открытых просторов холодный ветер, в деревнях, что ! 1113ко и смутно темнели возле рек, мелькнули огоньки, заму- I илась степь, и по какому-то неверному ожиданию вот-вот, казалось, возникнут в ней горящие памятные знаки, показывающие, где и что было.

Князь Дмитрий, которому тогда было тридцать лет, оставил иод своим великокняжеским стягом Михаила Бренка (погиб .любимец Дмитрия), а сам в доспехах простого воина дрался в передовом полку, в пешей рати. Татары смяли ее, прорвались сквозь ряды большого полка, завернули левый фланг русских войск и стали сбрасывать его в Непрядву.

. Мы подъехали после к Непрядве — под высоким, крутым до сих пор берегом, куда скатывались воины полка левой руки, течет совсем невеликая, по нашим сибирским понят иям, полусонная речка. Меня удивило, что и Дон, Дон- батюшка, Дои Иванович, как величают его, в месте переправь! не шире каких-нибудь тридцати —сорока метров. Да ведь история и слава не метры считают, а тогда и метров было иоболе, но ведают память. (. )

Ч 1. Какие типы речи встречаются в этом тексте? Назовите их и приведите примеры из очерка.

2. Укажите, какими смысловыми отношениями связаны пред- ЮЖТЧІИЯ и абзацы в тексте. Выпишите средства связи, подтверждающие ваше мнение.

Найдите изобразительные средства языка, использованные автором при написании очерка, выпишите примеры.

Выпишите слова, в написании которых вы затрудняетесь. Объясните их правописание. Составьте для себя орфографический диктант.

Объясните все знаки препинания в тексте.

Выпишите все словосочетания, соответствующие схеме: сущ. + полн. прил. (прич.) с безударным окончанием.

Выпишите слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Корень обозначьте. Образуйте однокоренпые слова.

Подготовьте в виде путевого очерка рассказ об экскурсии или походе, в которых вам довелось участвовать. Опишите увиденное во время пути, расскажите о встрече с интересными .людьми, отметьте их характерные черты; выразите свое отношение к увиденному, возникшие при этом мысли.

Личность царя Петра Первого вызывает много вопросов, споров, суждений. Личность яркая, оставившая след в истории нашей страны . личность далеко не однозначная . Период царствования Петра - характерен внутренним и внешним переустройством, реформацией вековых устоев и во всех деяниях Петр принимал участие лично, и очень активно. Помним о том что Петр человеком был деятельным. У которого слова с делом не шибко расходились. Каким он был на самом деле , каким был человеком – до нас дошло много разрозненных историй, описаний , которые зачастую противоречат сами себе . Вплоть до того , что царя Петра подменили во время Великого посольства – и из Европы уже вернулся другой человек , похожий на царя , но совершенно не он.( отдельная спорная тема, уверен что каждый слышал об этом – пишите свое мнение комментариях обсудим).

В сети можно найти портреты до посольства и после, массу фактов за и против , не будем повторяться, уверен что уже знакомы с данными изысканиями.

Моя логика такова, так как Петр был человеком деятельным, реформатором – и документов его времени должно быть много . в той или иной степени сохранности. Петр лично принимал участие практически во всем , что делал – корабли строил, бороды резал, головы рубил, то и документов составленных им лично тоже должно быть немало – так и рассуждал. Но как оказалось в сети есть изданные перепечатанные письма Петра, но почти нет оригиналов. Есть несколько его автографов и буквально пара писем … да понятно, что время безжалостно, но не стоит забывать что Петр царь не последней державы, уж бумага то и чернила у него должны были быть высочайшего качества для того времени – что то и должно было дойти и не в таком количестве как дошло до нас.

в таком формате писем Петра - более чем достаточно, тут фрагмент из переписки с его второй супругой Екатериной Алексеевной. Выбрал даты когда шло разбирательство по сыну Петра и его первой супруги - Алексею Петровичу , который 24 июня (5 июля) 1718 года был осужден на смерть как изменник . Петр в переписке со своей женой - даже в скользь не уточняет про те дела , что творятся без него в Петербурге. Возможно - по данному вопросу он получает информацию от других людей , но и мнение супруги в столь важном вопросе так же нельзя не брать в расчет. пока царь в отъезде - кто как ни супруга , точно расскажет картину ,что творится при дворе , когда за измену осужден родной сын. Царевича Алексея поддерживала часть знати , которая была казнена ранее, у казненных остались родственники , связи - в момент отъезда могли и дворцовый переворт устроить или попытаться отомстить - кровь за кровь. А Тут Петр и Екатерина переписываются как будто и ни в чем бывало, да и оригиналов этих писем не найти в свободном доступе.

Земля Дриандия - https://vedom.ru/

Трудно описать словами ту красоту, которая здесь открывается с вершин холмов. Пожалуй, лучше ещё раз перечитать уже приведенное описание Николая Васильевича. А между тем, люди, едущие из Москвы в Ярославль, проезжают эти 15 км владимирских земель, даже не догадываясь, какое великолепие они могли бы лицезреть, свернув на любой просёлок.

Гряда холмов является и важным водоразделом. В то время как 98% рек Владимирской области относится к бассейнам Клязьмы и Оки, реки и ручьи Краснопламенского сельского поселения (Дубна, Кубрь, Сабля, Анжа, Киговка, Киржелка) несут свои воды непосредственно в Волгу, вливаясь в неё почти на 600 км раньше, чем Ока.

Протекающая по границе Владимирской и Ярославской областей река Кубрь так старательно обходит каждый из холмов, образуя вместе с ними углы и колена так, что в некоторых местах на 5 км местности приходится около 50 поворотов её русла! Именно в Кубрь стекают все окрестные воды, а уж она несёт их в Малую (Волжскую) Нерль.

Граф Дмитрий Хвостов.

Неподалёку от этих мест, в отцовской усадьбе Переславского уезда (тогда принадлежавшего Владимирской губернии) провёл своё детство граф Дмитрий Иванович Хвостов (1757-1835). В будущем член российских академий, военный и государственный деятель граф Хвостов остался в памяти потомков более всего как представитель поэтического классицизма. С сохранённой от детства наивностью поэт посвятил любимой ему Кубри следующие возвышенные строки:

Кубра! ты первая поила
Меня пермесскою водой,
Младое чувство возбудила
Прельщаться греков простотой
Я на брегу твоем высоком
Всегда спокойным сердцем, оком
Ловил природы красоты;
Не знал кумиров зла, ни мести,
Не зрел рабов коварства, лести,
И собирать хотел цветы.

Кубра, виясь кольцом и ныне,
Спешит мои березки мыть,
Течёт торжественно в долине.
Зачем не суждено век жить
Мне там, Кубра, твоё где ложе,
Где те, что мне всего дороже,
Где я без желчи воду пил,
В восторге радостном и мире
Играл среди весны на лире,
И сладость бытия вкусил.

Дом Добровольских в Ермолке.

Будем ли мы спасать землю Дриандию или оставим потомкам вместо красивейшего места области огромную помойку? Как будем мы нести бремя вины за то, что не сохранили воспетую ещё двести лет назад красоту владимирской земли? Эти вопросы автор адресует природоохранной прокуратуре области, департаменту природопользования и охраны окружающей среды.

Читайте также: