Проблема отцов и детей в изображении тургенева сочинение план

Обновлено: 04.07.2024

Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России — 60-е годы XIX века — показано в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.

Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых.

Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен.

Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева — это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей.

Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (“Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”.

Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”. От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.

При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. “Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами… Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Базаров похоронен в этой могиле… К ней… приходят два уже дряхлых старичка…”

Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности — родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая — упрекала автора в клевете на молодое поколение.

Как бы то ни было, роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.

Необходимо отметить, что Евгений и Павел отличаются друг от друга происхождению, что сыграло немалую роль в во взглядах на жизнь у них.

Предки Базарова являлись крепостными крестьянами, поэтому всё, чего достиг Евгений было получено при помощи тяжкой умственной деятельности. Главным его увлечением была медицина. Он часто проводил опыты, изучал насекомых мир, а так же изучал естественные науки.

В отличии от Базарова, Павел Петрович провёл всё своё детство в полном достатке, без каких либо проблем.

Павел был очень чистоплотным и опрятным человеком, он постоянно был идеально побрит и даже крахмалилил воротнички, с чего ,собственно, Базаров не терял шанса поглумиться. Евгений был полной противоположностью Павла Петровича, он совершенно не следил за собой, ему было плевать на свою внешность и на то, что подумают о нём окружающие. Нигилист - человек, который отвергает все духовные ценности и не может понять, что люди наслаждаются не только материальными вещами, но и духовными, например музыкой, картинами или чтением книг. Ярким представителем нилигилиста был Базаров. Он говорил о великом художнике Рафаэле, что не он не стоит ни копейки.

Кирсанов же был совсем другого мнения и не принимал нигилистическую теорию.

Мы должны помнить, что нужно оставаться людьми в любой ситуации и любой конфликт можно избежать, лишь имея куплю терпения и уважения друг к другу

2 вариант

Основным конфликтом становится молодой человек Базаров, который является нигилистом. Споры у него возникают с представителями дворянства, в частности с Павлом Кирсановым. Также в произведении показывают, что в семье юноша также не находит понимания, постоянно конфликтуя со своими родными. Базарова автор описывает как постоянно мрачного и сурового человека с острым умом и невероятно интересными идеями. Он отдален от внешнего мира и не хочет становиться его частью. Павла Петровича же писатель характеризует как личность, которая следует старым привычкам и традициям – как в одежде, так и в образе жизни, манерах и поведении. Всегда интеллигентный и изысканный образ Кирсанова говорит о том, что герой больше поверхностно относится к проблемам, смотря лишь на их оболочку, не заботясь о корне всех бед и в основном ничего не делает и никому не хочет помогать.

Базаров же, напротив, при всей своей мрачности, постоянно думает о том, как можно решить очередную проблему, как принести пользу обществу и помочь конкретным людям. И здесь уникальность сюжетного хода заключается в том, что конфликт между этими двумя людьми, которые хотя и не являются родственниками по крови, ведут сильные дискуссии, и почти никогда не находят точек соприкосновения. Все это говорит о конфликте поколений на стыке эпох. С родителями у молодого человека также все непросто. С одной стороны, он испытывает сильную любовь к ним, а с другой презирает привычный образ своих потомков, которые не стремятся к изменениям к лучшему. В его идеях его поддерживает и Аркадий, который тоже презирает сложившийся в обществе уклад, однако не так глубоко, как Евгений, ощущает эти настроения. Но любовь родителей, невзирая на недопонимание, сильнее всего. Даже когда главный герой умирает, эти чувства остаются в вечности, несмотря на всю конфликтность между поколениями.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблема отцов и детей

Популярные сегодня темы

Друг. Как редко мы задумываемся над значением данного слова! Часто мы считаем друзьями тех, кто проводит с нами большое количество времени, с кем мы смеемся и беззаботно разговариваем.

Проснувшись утром, Юра сразу посмотрел в окно. Солнце светило ярко. День начинался чудесно. Настроение было отличное. И вдруг парнишке захотелось самому сделать что-нибудь хорошее. Например

Творчество выдающегося русского писателя Н.В. Гоголя знакомо людям в разных уголках земного шара. Его произведения издаются многотысячными тиражами. На их основе снимаются кинофильмы, создаются компьютерные игры.

Иуда представляет собой канонический образ, который вводит Булгаков как одного из немногих учеников проповедника Иешуа. Автор меняет имя этого героя, которого называет Иудой из Кириафа.

В любое время, в любом обществе старое поколение "сражается" с молодым. Дети сопротивляются воле своих родителей, не желают идти по их пути, а родители, в свою очередь, пытаются "образумить" своего ребенка, заставить его делать так, как они считают правильным. Так рождается конфликт "отцов" и "детей". Возникает эта проблема потому, что мир беспрерывно меняется, вместе с ним меняются и люди.

Правила поведения, общения, взгляды на жизнь, вкусы в литературе, музыке, одежде - всё становится другим. Но взрослые люди, уже "затвердевшие", придерживающиеся лишь определенных, единственно верных на их взгляд принципов, не могут понять тех "законов", которым следует молодое поколение.

В романе Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети" "отцами" являются все герои, которые противопоставляются Евгению Базарову, относящемуся к "детям". Но проблема раскрывается в основном в конфликте главного героя с Павлом Петровичем Кирсановым. На протяжении всего повествования мы наблюдаем за столкновением взглядов двух этих персонажей. Евгений - нигилист, который не признает никаких принципов, авторитетов, ко всему относится с критической точки зрения: "Не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип". А Павел Петрович, аристократ, полностью уверен, что жить без принципов абсолютно невозможно: "Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принципов принятых на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя". Своей целью Базаров считает разрушение старого ради создания нового, но при этом не собирается ничего создавать, с чем не согласен дядя Аркадия:

"- Вы всё разрушаете. Да ведь надобно же и строить.

- Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить."

Но в спорах этих героев раскрывались положительные черты Базарова, такие как зрелость ума, глубина суждений, незаурядность. Также и Евгений влиял на Павла Петровича, заставлял его постоянно пересматривать свои принципы. И, несмотря на конфликт, они имели взаимный интерес друг к другу. Сам автор романа придерживается стороны "отцов", но при этом, через образ Базарова пытается понять нигилизм. И мы видим, что он не отрицает полностью этих идей, в чем-то соглашается с мыслями главного героя.

Проблема "отцов" и "детей" существовала, существует и будет существовать всегда. Полностью искоренить её никогда не удастся, но можно попытаться избежать конфликта. Для этого и дети, и родители должны пойти на компромисс, прислушаться и попытаться понять друг друга.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Закрепить знания обучающихся по творчеству Тургенева. Совершенствовать навыки анализа литературного произведения. Воспитать у студентов читательскую культуру через развитие навыков осмысленного чтения.

ВложениеРазмер
iv_p.5_tehnologicheskaya_karta_uroka_turgenev.docx 34.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № _

Автор урока (ФИО,

Багулова Лия Томаевна – преподаватель литературы

Тип урока (мероприятия,

Урок обобщения и закрепления новых знаний.

Цели занятия (образовательные, развивающие,

Цель занятия: Закрепить знания учащихся по творчеству Тургенева; Совершенствовать навыки анализа литературного произведения; Воспитание у студентов читательской культуры через развитие навыков осмысленного чтения; Воспитание толерантности, умений жить в соответствии с христианскими заповедями; Задачи занятия:

1) Развитие способности самостоятельно изучать и анализировать художественное произведение, проводить аналогии с

Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Формирование таких положительных качеств как сопереживание, милосердие, умение прощать; Развитие умений и навыков анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы; Развитие коммуникативных компетентностей, умений выступать перед аудиторией;

Развитие навыков монологической речи. Метапредметные:

1. Дидактическая структура урока

7. Карточки для рефлексии.

Ресурсы, оборудование и

Список учебной и дополнительной литературы

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред.проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2016. Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература.практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2017

  1. И. С. Тургенев. Отцы и дети; НТЦ "Университетский", Универ-Пресс - Москва, 2015. - 505 c.
  2. Отцы + дети; Новый Акрополь - Москва, 2016. - 216 c.
  3. Тургенев И.С. в изложении для школьников: `Отцы и дети` с приложением лучших сочинений (подгот.текста Петрова В.В.); Петрозаводск: Амитье - Москва, 2016. - 144 c.
  1. Полтавец Елена Юрьевна "Тургеневские Чтения". Отцы И Дети В Романе И.С. Тургенева "Отцы И Дети". К Вопросу О Смысле Названия; Госсатиздат - Москва, 2017. - 703 c.
  2. Тургенев И. Отцы и дети; Мир "Искателя" - Москва, 2018. - 176 c.

Компьютерная презентация с иллюстрациями к роману.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Индивидуальная и групповая работа

Ссылки на использованные

Цель деятельности учителя

Закрепить знания учащихся по творчеству Тургенева. Совершенствовать навыки анализа литературного произведения.

Термины и понятия

Нигилизм, архаизм, меценат, разночинец

Универсальные учебные действия

Закрепить знания учащихся по творчеству Тургенева.

Совершенствовать навыки анализа литературного произведения

Воспитание у студентов читательской культуры через развитие навыков осмысленного чтения. Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: Развитие коммуникативных компетентностей, умений выступать перед аудиторией

Личностные: Развитие навыков монологической речи.

I этап. Организация пространства (3 мин)

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И)

Презентация по теме, интерактивная доска, мультимедийный проектор

II этап. Вступительное слово учителя (7 мин)

Активизировать внимание, актуализировать тему

Зачитывается высказывание и студентам предлагается решить, к какому времени относится данное высказывание:

Известно, что у каждой книги, как и у людей, своя судьба. У романа Тургенева одна из самых необычных судеб. При своем появлении он вызвал такую бурю, какой не вызывала ни одна книга ни до, ни после. На студенческих собраниях ругали автора за то, что исказил молодое поколение в образе Базарова. Старшее поколение тоже было в обиде на Тургенева.

Идет уже второе столетие "жизни" романа Тургенева. Но его читают и сегодня. Споры не утихают. В романе уже видят не только конфликт либералов и демократов, но конфликт физиков и лириков, конфликт поколений.

Попробуем и мы высказать свои претензии к главному герою романа.

Наш урок сегодня построен в форме суда.

Прошу всех быть корректными и объективными.

Развить навыки монологической речи

IV этап. Закрепление полученных знаний (5 мин.)

Закрепить знания, полученные на уроке

(Ф/И) Ответьте на следующие вопросы:

  • Базарову автор дал два испытания: Любовь и Смерть. Как герой выдержал эти испытания?
  • Возможно ли жить представителям разных поколений без конфликта?

Отвечают на поставленные вопросы и приводят примеры.

  • Нужны ли Базаровы сегодняшней России? Студентам предлагаются тексты с христианскими заповедями.

Какие из них нарушил герой романа?

V этап. Итоги урока. Рефлексия (5 мин)

(Ф/И) Что понравилось на уроке, что нового вы узнали?

(Ф/И) Обсуждают урок.

VI этап. Выставление оценок (5 мин.)

VII этап. Задание на дом (5 мин.)

Поясняет выполнение домашнего задания (д/з индивидуальные)

Сильные и слабые стороны Базарова. Дружба и любовь в жизни Базарова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


О проблеме отцов и детей в современном мире


Диспут для старшеклассников "Проблемы отцов и детей"

Небольшой диспут для старшеклассников.


Проблема отцов и детей в современной литературе

Данная работа представляет собой исследование вечной проблемы отцов и детей на примере творчества современных писателей.


В данном материале представлен личностный подход к анализу повести Распутина "Последний срок.". Альтернативный подход в изучении повести позволяет учащимся проникнуть в художественный мир произведения.


Учение о преемственности поколений зародилось достаточно давно.Жан Кондорсе (французский писатель, ученый-математики политический деятель, 1743-1794 г.г.) писал о том, что поколение – это нетоль.


Урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Тема урока "Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей".

Читайте также: