Взрослые боролись с лужей как могли сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Готовое сочинение к варианту №22 сборника "Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ-2021".

Начало текста

Я стоял у окна вагона, бесцельно глядя на бегущий мимо пейзаж, на полустанки и маленькие станции, дощатые домики с названиями чёрным по белому, которые не всегда успевал прочитывать, да и зачем. Поля, перелески, столбы, волны проводов, стога сена, кусты, просёлки — и так час за часом. Рядом, у следующего окна, стоял мальчик.

Я стоял у окна вагона, бесцельно глядя на бегущий мимо пейзаж, на полустанки и маленькие станции, дощатые домики с названиями чёрным по белому, которые не всегда успевал прочитывать, да и зачем. Поля, перелески, столбы, волны проводов, стога сена, кусты, просёлки — и так час за часом. Рядом, у следующего окна, стоял мальчик. Он смотрел неотрывно. Мать позвала его в купе, он схватил бутерброд и снова прилип к стеклу. Она попробовала усадить его к окну в купе, но он не согласился. 3десь, в коридоре, ему никто не мешал, он был безраздельным хозяином своей подвижной картины. Я уходил, разговаривал со своими спутниками, возвращался и заставал его в той же позе. Что он там высматривал, как ему не надоело, ведь это было совершенно бессюжетное зрелище, не то что экран телевизора. Теперь я смотрел не в окно, а на него. Кого-то он мне напоминал. Ну конечно, та же поза, те же грязноватые стёкла.

Они-то и помогли мне вспомнить мои детские путевые бдения. С той же жадностью и я ведь простаивал часами перед теми же стёклами, заворожённый мельканием путевых картин. Оттуда, не из близи, несущейся навстречу, а из далей, еле плывущих, почти недвижимых пространств, из лесной каймы на горизонте, серых туманных полей возвращались устремлённые к ним детские мечтания. В тех смутных, расплывчатых картинах я был путешественником, был охотником и одновременно медведем, был журавлём, шагающим по болоту.

Бесконечная смена берёзок, елей, лесных проталин, деревень, пашен — и снова лес, просеки, изгороди — всё это тогда почему-то не усыпляло, а возбуждало воображение.

Я растворялся в огромности этой земли, она входила в сознание, откладывалась на всю жизнь. Спустя десятилетия у окна поезда, постукивающего по рельсам Германии, а то и Китая, где каждый клочок обработан, откосы железнодорожных насыпей сплошь засеяны, в моём восприятии присутствовали впитанные детской душой просторы, эти стояния у окна.

Вдруг в бесформенной зыбкости воспоминаний, глядящих из закатного окна, обозначилось что-то. Это был мужик, огромный, в жёлтой рубахе, с колом в руках. Смутно вспомнились станционный палисадник, несколько телег, лошади с холщовыми торбами на мордах. Но всё это: и привокзальная площадь с деревянными мостками, и перрон, и станционный колокол — всё было как бы задником, а впереди, подняв кол, мужик бежал за пареньком, который, прикрыв голову руками, мчался вдоль перрона по ходу поезда. Он бежал, прихрамывая, лицо его было обращено к вагонам, на какой-то миг глаза наши встретились. Ужас был в его взгляде, крик о помощи, а перрон был пуст, мне показалось, что я единственный человек, единственный свидетель, которого он увидел; я наклонился к краю рамы, но в окно уже вошли огороды с чучелами, шлагбаум, и станция исчезла, как исчезали все другие станции. Догонит ли его этот с колом, что будет с ним, за что он его так — ничего этого я никогда не узнаю. Помню своё отчаяние, которое росло оттого, что поезд не останавливается, мчится всё дальше, а там, может, парня догнали и бьют, и никто этого не видит, не знает, и я не могу никого позвать, показать. Кажется, я действительно закричал, побежал к отцу, который был в купе, никто ничего не понял из моих объяснений, и я понял, что ничего не могу им объяснить. Кажется, так оно было, но с уверенностью не могу сказать, да и какое это имеет значение.

Значение же имели огромные глаза этого паренька, мужика того я узнал бы, а от парня остались только ужас, заполнивший всё окно, и невозможность вмешаться, помочь, закричать. И опять пошли перелески, колыхания проводов, песчаные тропки в зелёной траве, голубые поля льна, серебряные — овсов, красные — гречихи, золотистые — ржи, сизые — капусты, ельники, клевера, рыжие стада — огромный мир, который заботливо старался смыть ту случайную картинку. Она затерялась в памяти. Но сейчас, глядя в такое же пыльное, в грязных потёках окно, я с завистью вспомнил своё мальчишеское отчаяние.

(По Д. А. Гранину*)
Даниил Александрович Гранин (1919-2017) — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель.

Какую роль в жизни человека играют воспоминания детства? Ничто не проходит бесследно, все происходящие события так или иначе влияют на нас. Д.А. Гранин в предложенном тексте поднимает проблему ценности детских воспоминаний.

Кроме того, один случай поразил мальчика до глубины души, и рассказчик вспоминает произошедшее в деталях. Однажды он увидел мужика с колом, собиравшегося избить беззащитного паренька. В тот момент ребёнок испытал настоящее отчаяние, потому что он не мог остановить поезд и помочь этому человеку. Думая об этом, герой ощущает зависть: уже невозможно с той же силой испытать детское сострадание, желание бороться с любой жестокостью и несправедливостью. Конкретизируя данную мысль, автор подчёркивает: в детстве мы эмоционально воспринимаем мир, и воспоминания о том времени зачастую вызывают у нас сильную тоску и жажду вернуть прошлое.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: воспоминания детства заставляют нас живо переживать случившееся много лет назад, возвращают человека в давно ушедший мир и пробуждают воображение.

Таким образом, ценность детских воспоминаний неоспорима. Именно в этот период мир кажется по-настоящему удивительным, не до конца изведанным и полным тайн.

Цель моих занятий по обучению сочинению ( любому – по литературе или по русскому часть С) состоит не только в том, чтобы ученик освоил формат того или иного сочинения, но прежде всего в том, чтобы он развил свою письменную речь. Ключевое слово в последнем предложении – свою. Во-первых, потому, что никакое копирование чужих текстов, взятых из сети, не поможет ученику потом самому составить связный текст, во-вторых, у каждого человека от рождения есть индивидуальный, присущий только ему стиль письма ( как отпечатки пальцев), и только развитие своего стиля – залог свободной письменной речи.

Большая часть людей жаждет жить спокойной, размеренной, комфортной жизнью. Но есть некие представители человечества, которые хотят чего-то большего, например, совершить подвиг. При этом они, как правило, хотят быть великими полководцами, учеными, изобретателями… Значительная часть из них считает, что, для того чтобы совершить подвиг, необходимо быть кем-то большим и значимым, присутствовать при сотворении истории, а то и возглавлять его, желательно, чтобы тебя запомнили последующие поколения. Так ли это? Нельзя ли совершить подвиг в жизни обыденной, не будучи кем-то большим и значительным? Этот вопрос рассматривается в том числе и в данном нам тексте Дубинина.

Текст представляет из себя рассуждение. Сначала автор текста говорит о том, что люди всегда будут благодарны тем , кто совершил великое. В качестве примера великое совершивших он приводит Пржевальского, променявшего великосветский Петербург на путешествия, и Шаткина, спасшего людей от вируса трахомы, привив ее себе. Отдав должное великим, автор замечает, что не все люди работают в условиях экстремальных, наиболее к подвигам располагающим, а часто заняты на работах вполне себе обыденных. Тем не менее Дубинин говорит о том, что подвигу, по его мнению, есть место в любой обстановке, в подтверждение чего приводит в пример исторического прототипа Робинзона – Александра Селькирка. Пребывание Селькирка на необитаемом острове считается автором подвигом, потому что Селькирк, находясь на острове, одержал победу над самим собой, над малодушием, страхом смерти, ленью… Восхваляя Селькирка, Дубинин отмечает главное – с тем, с чем боролся этот достойный подражания человек, может бороться и каждый из нас, причем не только на необитаемом острове. Далее автор рассуждает об устремлениях человека и его нахождением между добром и злом, что прямого отношения к нашей теме не имеет.

Приведенного вполне достаточно, чтобы сформулировать авторскую позицию. Видимо, Дубинин считает, что подвиг может совершить кто угодно и практически при каких угодно условиях. С ним трудно не согласиться, так как в каждом из нас есть какие –то не способствующие развитию устремления, которые мы должны победить, перед каждым лежат препятствия, которые нужно преодолеть. Делая это, каждый может совершить свой маленький подвиг. Впрочем, обязательно ли маленький?

Подвиг – это героический поступок человека, умение жертвовать ради других. В обычной жизни нам редко предоставляется возможность проявить героизм. Особенно сложно это сделать людям, чей образ жизни не связан с риском и опасностью. Но все же люди хотят совершать подвиги. В чем состоит подвиг в повседневной жизни? Именно этот вопрос автор поднимает в своем тексте.

Свой текст автор начинает с описания подвигов некоторых известных людей, таких, как Н.М.Пржевальский и А.Шаткин. Н. Дубинин говорит, что их вклад в науку очень велик, поэтому их имена хранятся в памяти многих людей. Далее он рассуждает о том, что все профессии важны, даже те, на которых нет возможности совершить подвиг. По мнению автора, подвигу есть место везде. В подтверждение своих слов он приводит жизнь Александра Селькирка, который победил свои пороки и выжил на необитаемом острове. Дубинин приходит к выводу, что со своими пороками нужно бороться не только на необитаемом острове, а всегда и везде. Автор говорит, что победив себя, каждый поймет, что такое подвиг. Завершая свой текст, он рассуждает о том, что человек всегда устремлен к хорошему, и только от него самого зависит, какую дорогу он выберет: добра или зла.

Я не могу не согласиться с автором в том, что настоящим героизмом для человека является умение перебороть самого себя, ведь идти против своих же желаний нелегко- это требует от человека больших волевых усилий. Возможно, такой подвиг не оценят окружающие, но, безусловно, для самого человека он является очень важным.

В заключение я хочу сказать, что человек не должен идти на поводу у всеобщего мнения. Мы должны слушать только самих себя и стараться бороться с ленью и трусостью. Только тогда, когда люди найдут в себе силы бороться за лучшее в своей жизни, человек станет настоящим героем.

ЕГЭ | РУССКИЙ | СОЧИНЕНИЕ | 2022 запись закреплена

Что такое воспитание? Именно об этом размышляет Чингиз Торекулович Айтматов, рассказывая о том, как радовалась дождю семья, живущая на полустанке.

Раскрывая проблему, автор подчёркивает, что когда в степи начался долгожданный ливень, то взрослые пришли с работы к детям, потому что "они хотели быть все вместе под дождём, . всей семьёй". Это показывает, что родители хотят разделять радость с детьми. Семья для них - единое целое. Радость становится сильнее, когда все вместе, и это главное, что они хотят передать детям.

Несмотря на то что жизнь взрослых на полустанке сложнее жизни детей, так как последние не знают, что живут в глуши и есть что-то другое, Абуталип и Зарипа стараются сделать для детей главное - дать им любовь. Они забывают о собственных страхах и бедах. Едигей, видя радость семьи, понимает, что взрослые "только ради детей изображали веселье", но и он поддержал его, потому что Даулу и Эрмеку очень нужен был "свет", ощущение которого важнее всего для воспитания.

Оба примера показывают, как трудно родителям передать всё хорошее, что они имеют детям, особенно когда обстоятельства трудные, а жизнь скудна и тяжела. Но маленький "подвиг" родителей в том и состоит, чтобы давать детям радость, даже если это сложно.

Позиция автора, как мне кажется, такова: воспитание достойных людей - это лучшее, что может сделать человек для общества. Это ежедневное усилие в передаче добра собственным детям, вопреки всем трудностям и бедам.

Я согласна с Айтматовым и считаю, что воспитание - это способность научить радости и добру, передать восприимчивость к счастью. Например, в романе-эпопее "Война и мир" Толстой описывает, как праздники в доме Ростовых сформировали гостеприимный, отзывчивый и весёлый дух семьи, передавшийся детям: Николаю, Наташе, Пете. Старый граф любил организовывать балы и обеды, и эта любовь к веселью, музыке, в целом к жизни помогала и детям в самые трудные минуты.

Итак, прочитав текст Айтматова, я ещё раз убедилась, что воспитание происходит, если родители разделяют с детьми их путь. Только глубокая связь способствует передаче опыта.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Как читать. Что читать.pptx

Что читать? Как читать? МАОУ СОШ № 14 им.В.Ф.Фуфачева Наталья Михайловна Селе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Что читать? Как читать? МАОУ СОШ № 14 им.В.Ф.Фуфачева Наталья Михайловна Селе.

Что читать? Как читать? МАОУ СОШ № 14 им.В.Ф.Фуфачева Наталья Михайловна Селезенева учитель начальных классов. Предметная область: родительское собрание.

ВЫ еще не знаете, что я…

ВЫ еще не знаете, что я…

Насколько Вы современны? Эрудит – лото «Понятна ли мне современная терминолог.

Выбранный для просмотра документ Как читатью Что читать. сценарий.docx

Как читать? Что читать?

Автор: Селезенева Наталья Михайловна

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 14 им.В.Ф.Фуфачева

Родительское собрание или урок для родителей.

Цель: мотивировать родителей совместному домашнему чтению.

создать обстановку взаимопонимания;

позволить родителям понять насколько внимательно они умеют читать;

показать примеры определения темы и главной мысли текста;

познакомить с современными детскими писателями и их творчеством.

Общение с родителями начинается с игры. Попросить родителей закончить предложение

(для быстрого контакта учитель может первым закончить данное предложение).

- Как вы думаете, достаточно ли вы современны, чтобы находить общий язык с детьми и подростками? (слайд 3)

- Предлагаю Вам это проверить. Перед Вами лежат карточки (см. приложение 1) . Каждому термину соответствует цифра. Под цифрой термина вам нужно написать букву, которая соответствует значению термина.

- Давайте проверим получившиеся результаты. (слайд 4)

III. – Мы живем в век информации. Наиболее успешным становиться тот, кто владеет информацией. Но важно не только найти информацию, но и суметь ее понять, обработать и использовать.

- Предлагаю Вам определить личный уровень восприятия информации. (слайд 5)

- Перед Вами лежит карточка с текстом. (см. приложение 2)

- Прошу вас положить перед собой телефон с секундомером и определить время, за которое вы прочитаете информацию на карточке.

( после того, как все прочитали и записали время, учитель просит перевернуть карточку и на обратной стороне ответить на вопросы).

- Как называется текст?

- Из какого источника взят текст?

- Когда несут яйца в церковь для освящения?

- Зачем в фундамент дома клали яйцо?

- Кто такой Тиберий?

- Почему нельзя выкидывать пасхальные яйца?

- Символом чего является яйцо?

- Что является главным атрибутом Пасхи?

- Давайте проверим ответы. (слайд 6)

Можно подсчитать скорость понимания текста (слайд 7)

Если вы ответили на 9 или все 10 вопросов, то вы владеете смысловым чтением.

Смысловое чтение - умение воспринимать текст как
единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию) (слайд 8)

IV. – Следующее задание ваши дети выполняю практически на всех уроках литературы. Давайте посмотрим, не отстаем ли мы от них в способностях. (слайд 9)

Учитель читает текст Юрия Лигуна (см. приложение 3)

Главная мысль: взрослые разучились видеть красоту в повседневной жизни.

Для ответа на этот вопрос можно обратиться к Даниэлю Пеннаку.

Даниэль Пеннак
Даниэль Пеннак — самый читаемый современный французский писатель, школьный учитель литературы в городе Суассон недалеко от Парижа и — "страстный читатель", как он говорит о себе сам.
Даниэль Пеннак родился в 1944 году в городе Касабланка (Марокко, Северная Африка), в семье военного. Детство и юность он провел в гарнизонах во французских колониях — в Африке и в Юго-Восточной Азии, но высшее педагогическое образование получил уже в самой Франции…
Сейчас – это автор книг для взрослых и для детей. Его произведения переведены на 30 языков мира и удостоены многочисленных литературных премий…

Советы для тех, кого волнуют проблема
детского … нечтения от Даниэля Пеннака
А что, если вместо того, чтобы заставлять читать, учитель вдруг решит поделиться собственной радостью чтения?
Человек, читающий вслух, помогает нам добраться до книги. Он и вправду дает читать!
Чтение не годится для поверхностного общения, оно — то, чем делятся. Но делятся далеко не сразу и с большим выбором, лучшим, что мы прочли, мы обязаны чаще всего тому, кто нам дорог. И с тем, кто нам дорог, мы об этом и заговорим.

Неотъемлемые права читателя
Право не читать
Право перескакивать
Право не дочитывать до конца
Право втыкаться
Право перечитывать
Право на боваризм
Право читать вслух
Право молчать о прочитанном

Характерные особенности литературы для детей и подростков
* Идея победы добра над злом – главная идея произведений современной прозы о подростках.
*В подростковых книгах поднимаются самые важные вопросы о проблемах молодых людей в современном обществе: в семье, школе, с друзьями.
*В основе сюжетов произведений современной прозы о подростках заложен психолого-педагогический подтекст.

* Важнейший из них — обретение подростком самостоятельности, своего места в жизни.
* Произведения охватывают не только проблемы нравственного взросления, но и социальные проблемы современного общества.

*В построении сюжета произведений велика роль элементов фантастики.
*Произведения несут в себе не только духовную функцию, но и служат практическим материалом для воспитания. (слайды 11 – 18)

VI. – Как вы думаете, современная детская литература обладает этими особенностями?

- Каких современных детских авторов вы знаете?

- Предлагаю Вам познакомиться с современными авторами, пишущих для детей и о детях и их творчеством . (слайды 19 – 46).

VII. – В конце нашего урока разрешите мне прочитать вам притчу. (см. приложение 4)

Как-то шёл по дороге мудрец, любовался красотой мира и радовался жизни. Вдруг заметил он несчастного человека, сгорбившегося под непосильной ношей

— Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания? — спросил мудрец

— Я страдаю для счастья своих детей и внуков,— ответил человек.

Мой прадед всю жизнь страдал для счастья деда, дед страдал для счастья моего отца, отец страдал для моего счастья, и я буду страдать всю свою жизнь, только чтобы мои дети и внуки стали счастливыми.

— А был ли хоть кто-то счастлив в твоей семье? — спросил мудрец.

— Нет, но мои дети и внуки обязательно будут счастливы! — ответил несчастный человек.

— Неграмотный не научит читать, а кроту не воспитать орла! — сказал мудрец.

Научись вначале сам быть счастливым, тогда и поймёшь, как сделать счастливыми своих детей и внуков.

Как называется эта притча?

Притча о счастье.

VIII. И на прощание прошу вас оставить для меня отзывы и пожелания в виде письма. ( Родители на листочках пишут и отдают учителю).

Читайте также: