Выразительные средства русского языка сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Для учителей русского языка и литературы. При подготовке к ЕГЭ научить детей в своем сочинении использовать выразительные средства языка.

ВложениеРазмер
vystuplenie.doc 54 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на секционном заседании учителей русского языка и литературы школ города Бавлы и Бавлинского района.

Обучение использованию выразительных средств языка при написании сочинения- рассуждения.

Русский язык – один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Он всегда был предметом гордости русских писателей. Образность устной и письменной речи всегда привлекали к ней внимание писателей. Доказывая своим современникам полную пригодность русского языка для науки, философии и художественной литературы. М. В. Ломоносов обращал их внимание на его исключительное богатство. Так в чём же заключается богатство русского языка? Бесспорно, в его выразительных возможностях (средствах). Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста использует различные средства языковой выразительности.
Языковая выразительность — это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание читателя или слушателя, производить на него сильное впечатление. В основе языковой выразительности всегда лежит новизна, своеобразие, некоторая необычность, отступление от привычного и обыкновенного.
Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают так называемые средства художественной изобразительности (художественно-изобразительные средства: звукопись, метафоры, олицетворения, гиперболы и т. д.), основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений. Однако выразительность текста создается не только с помощью использования специальных художественно-изобразительных средств. Значительные выразительные ресурсы заключены в лексике и фразеологии языка, а также в его грамматическом строе и фонетических особенностях. Именно поэтому можно говорить о выразительных средствах языка на всех его уровнях: фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и словообразования, синтаксиса. Сегодня хотелось бы остановиться на лексических средствах языка.

В лексике и фразеологии основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. — поворот, оборот, образ) — специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении. К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза), гипербола, литота, ирония.
Помимо тропов, средствами языковой выразительности в лексике и фразеологии могут являться:
— синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;
— фразеологизмы;
— стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления.

Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);

И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)

Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.
Чаще всего олицетворения используются при описании природы. Реже олицетворения связаны с предметным миром. Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.

Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.
В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И зарево, как вечный метеор,
Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)

Сравнения выражаются различными способами:
— формой творительного падежа существительных:

Соловьем залетным
Юность пролетела,
Волной в непогоду
Радость отшумела (А. В. Кольцов);

— формой сравнительной степени прилагательного или наречия:
Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);
— сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:

Как хищный зверь, в смиренную обитель
Врывается штыками победитель. (М. Ю. Лермонтов);

— при помощи слов подобный, похожий, это:

На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза (А. Ахматова);

— при помощи сравнительных придаточных предложений:

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Точно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду. (С. А. Есенин)

Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.

Мне, дружок мой, нравится, когда слово плавится
И когда оно поет, жаром строчку обдает,
Чтоб слова от слов зарделись,
Чтоб они, идя в полет,
Вились, бились, чтобы пелись,
Чтобы елись, будто мед (А. А. Прокофьев);

В каждой душе словно живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетает с наших губ. Бывает, погасшая звезда для нас, людей на земле, горит еще тысячу лет. (М. М. Пришвин)

Метонимия (в пер. с греч. — переименование) — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Это приём краткой выразительной речи. Метонимия, наряду с метафорой, относится к числу важнейших и наиболее употребительных средств языка.
Использование метонимии позволяет сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придает изображаемому предметную наглядность.

. о град державный,
Твердыня северных морей,
Венец отчизны православной,
Жилище пышное царей,
Петра державное творенье. (А. С. Пушкин)

Гипербола (в пер. с греч. — преувеличение) — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия:
Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)

Литота (в пер. с греч. — малость, умеренность) — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия:
Какие крохотные коровки!
Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов). Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность.
Гипербола и литота могут также использоваться как средство создания комических образов.

Ирония (в пер. с греч. — притворство) — это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка:
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов). Разновидностью иронии и ее высшим проявлением является сарказм — злая ирония, язвительная насмешка:

За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне.
За все, чем я обманут в жизни был.
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил. (М. Ю. Лермонтов)

Ирония как выразительный прием используется для создания в тексте комического эффекта и выражения авторских оценок и эмоций.

При написании сочинения-рассуждения вы должны использовать публицистический стиль. Чтобы сделать текст выразительным, эмоциональным не только можно, но и нужно проявить собственное отношение к тому, о чем Вы пишете. Наша задача -воздействовать на читателя, выразить собственные чувства. Как научиться создавать выразительный публицистический текст? Каким он должен быть? В целом "книжным" и сложным, и с точки зрения отбора лексики, и по синтаксическому строю. К этому необходимо присоединить выразительность. Способов сделать текст экспрессивным, воздействующим на читателя множество. Вот некоторые из них: Например, тропы и риторические фигуры. К числу фигур относятся: риторический вопрос ("Кто не читал стихов А.С. Пушкина?"), риторическое обращение ("Вы, друзья мои, некоторые, конечно, знаете наизусть."), умолчание ("Но если не читали. "), парцелляция ("Прочтите. Обязательно. Сию же минуту."), многосоюзие ("И вы получите огромное удовольствие, и вы навсегда запомните эти чудные минуты, и вам откроется необыкновенный мир поэзии."). Кроме фигур и тропов есть и другие секреты придания тексту выразительности. Вы можете употреблять в тексте предложения разные по интонации и цели высказывания, в том числе восклицательные и вопросительные. "Вопросно-ответные конструкции" очень подходят для построения рассуждения: Вы задаете вопрос (сами себе) и отвечаете на него. Имейте также в виду, что короткие предложения выразительнее, чем длинные, односоставные интереснее, чем двусоставные, неполные экспрессивнее, чем полные; обычное нарушение прямого порядка слов (инверсия) может стать интересным приемом. Но помните о чувстве меры! Рассуждая о каком-либо интересном и важном для Вас явлении, думайте о том, что Вам необходимо убедить в своей правоте читателя (а в нашем случае экзаменатора), воздействовать на него таким образом, чтобы он с Вами согласился, из оппонента превратился в союзника. Поможет Вам овладеть мастерством публициста и чтение хороших газетных материалов. При написании сочинения Вы должны продемонстрировать богатство собственной речи, большой словарный запас, умение пользоваться синонимами, как лексическими, так и синтаксическими.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

Реферат по курсу повышения квалификации

Учитель русского языка и литературы

1. П роблема развития связной речи в педагогической литературе. …………. 4

2. Методика совершенствования речевой подготовки школьников путём освоения ими выразительных средств языка………………………………….5

3. Характеристика выразительных средств поэтической речи……………….7 Заключение……………………………………………………………………….19 Список использованных источников………………………………………….20 Приложения……………………………………………………………………. 21

Русский язык – один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Доказывая своим современникам полную пригодность русского языка для науки, философии и художественной литературы, М. В. Ломоносов обращал их внимание на его исключительное богатство. Так в чём же заключается богатство русского языка? Бесспорно, в его выразительных возможностях (средствах).

Очень важно свободно ориентироваться в многообразии изобразительно-выразительных средств, развивать умение использовать их в устной речи и в составлении текстов разных жанров, поэтому, тема исследования является актуальной.

Цель работы: исследование средств выразительности русской речи.

изучить литературу по теме исследования;

изложить сущность исследуемой проблемы на основе изучения работ отечественных авторов;

охарактеризовать каждое средство выразительности речи;

представить результаты исследования.

Объектом исследования выступает русская речь.

Предметом исследования являются средства выразительности речи.

Каково практическое применение результатов исследования?

Изучение средств выразительности речи даст школьникам возможность учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей; научит понимать, что при помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства; напомнит ещё раз, что такое искусство слова; поможет в подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Надеюсь, что собранный мною материал окажет помощь учителям русского языка в проведении индивидуально-групповых занятий по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

1. Проблема развития связной речи в педагогической литературе.

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения — это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку.

Речевая направленность курса русского языка предполагает усиленное внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к родному языку, интереса к его изучению.

Специальных исследований по проблеме совершенствования речевой подготовки школьников за счёт освоения ими выразительных средств языка на уроках грамматики немного: С.В. Войкина, О.Б. Орлова, Т.В. Потёмкина, Г.А. Судоплатова, О.Н. Шумкина, Л.И. Шадрина и некоторые другие.

2. Методика совершенствования речевой подготовки школьников путём освоения ими выразительных средств языка.

Я работаю по программе основного общего образования по русскому языку 5-9 классов Л.М.Рыбченковой и О.М.Александровой.

Авторы программы считают, что вводить элементы русской словесности в уроки русского языка необходимо в 5 классе, потому что именно с этого времени обучающиеся приступают к последовательному, системному изучению лингвистики и не просто знакомятся с отдельными литературными произведениями разных жанров на уроках литературы, а учатся их анализировать, работая с текстом.

Работу над изобразительно-выразительными средствами художественной речи можно планировать, накладывая их изучение на основные разделы любой программы по русскому языку. Тем более, что необходимость в этом продиктована условиями подготовки к ОГЭ, задание 3, выполнение которого требует свободного владения этим материалом.

Возможные формы работы при изучении изобразительно-выразительных средств на уроках русского языка:

Традиционные формы работы по развитию речи: сочинения, изложения, устные высказывания.

Составление планов (простых, развёрнутых, тезисных, цитатных).

Аналитическое чтение, первые опыты рассмотрения произведения в единстве формы и содержания.

Словарные: составление предложений с новым термином (прообраз будущего свободного использования термина в сочинении).

Творческие игры: подобрать эпитеты к слову, нарисовать словесную картину по данному словосочетанию, восстановление деформированного текста

Творческие задания: сказки по грамматике, версификация различных жанров с сохранением стиля.

Художественный пересказ с сохранением авторского стиля.

Все перечисленные формы работы позволяют учащимся сначала проводить наблюдения над изобразительно-выразительными средствами языка, затем, пользуясь образцами, включать их в свои творческие работы и, наконец, научившись пользоваться ими свободно, вводить в собственную устную и письменную речь.

В приложении 2 представлены упражнения, которые я использую на индивидуально-групповых занятиях по подготовке к ОГЭ.

3. Характеристика выразительных средств поэтической речи.

Средства речевой выразительности многообразны.
Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом –лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением),фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в переносном значении) изобразительные средства.

В лексике основным средством выразительности являются тропы (в переводе с греческого — поворот, оборот, образ ) — специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении.

Основные виды тропов: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза), гипербола, литота, ирония, оксюморон, аллитерация, ассонанс. (Приложение 1)

Функции художественно-выразительных средств (тропов):

- характеристика предмета или явления;

- выражение авторской позиции;

- передача эмоционально-экспрессивной оценки изображаемого.

Ассонанс (франц. assonance, от лат. assono – откликаюсь) – 1) Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков. 2) Неточная рифма, созвучие окончаний двух или нескольких стихотворных строк, в которых совпадают гласные при большой свободе согласных, например, краси́вая – неугаси́мая, кля́узе – ма́узер. У русских поэтов 19 в. этот троп очень редок. Был возрожден символистами.

Гипербола и литота как показатели экспрессивности текста.

Гиперболой (от греч. h уреrbо l е – преувеличение, излишек) называется образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого предмета или явления.

Литотой (от греч. litotes – простота) называется образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого.
Литоту называют еще обратной гиперболой. И. Б. Голуб указывает и другое значение этого термина – определение какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного (нетрудно догадаться – легко догадаться; неплохо – хорошо,-отлично!).

Гипербола и литота имеют общую основу - отклонение от объективной количественной оценки предмета, явления, качества, - поэтому могут в речи совмещаться.

Композиционный стык – повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. (На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты. Н.Сладков)

Лексический повтор – повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания. (Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. Ю.Казаков)

Многосоюзие (от греческого polysyndeton – многосоюзный), – особое употребление союзов в стилистических целях; такое построение фразы, при котором все однородные члены предложения связаны союзами, в то время как обычно союзом соединяются лишь два последних однородных члена. Повтор часто связан с анафорой и обычно подчеркивает внутреннюю связь перечисляемого: И коварнее северной ночи, И хмельней золотого аи,
И любови цыганской короче Были страшные ласки твои. (А. Блок).

Парцелляция (от франц. parcelle – частица) – декламационная фигура, при которой слова грамматически являются членами единого предложения, а интонационно выделяются как самостоятельные предложения; на письме интонация выражается знаками препинания. Термин малоупотребителен. Пример: Прекрасная картина! Лейтенант! Позвольте! Нам! Художника! Поздравить!(Д.Кедрин).

Риторический вопрос, восклицание, обращение – выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия. О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, какя?(Н.Некрасов)

Синтаксический параллелизм – сходное, параллельное построение фраз, строк (Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. Д.Лихачёв)

Главная цель обучения родному языку в современной школе заключается в том, чтобы обеспечить речевое развитие учащихся, помочь им овладеть основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения.

Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Они используются в разных сферах общения: художественной, публицистической, разговорной и даже научной речи. Наиболее беден ими официально-деловой стиль речи. Особую роль играют средства выразительности в художественной речи. Средства художественной выразительности помогают автору создать художественный образ, а читателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.

Русский язык всегда был предметом нашей гордости. Образность устной и письменной речи всегда привлекали к ней внимание писателей.

Возможно ли овладеть в совершенстве родным языком? Да! Если мы становимся требовательнее к своей речи, боремся за чистоту языка, совершенствуем свой стиль. Даже если человек свободно владеет литературным языком, полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее.

Список использованных источников

Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. – М.: Сов. энцикл., 1962–1978.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 1998. - 200 с.

А.Н. Гвоздев, Очерки по стилистике русского языка/ А.Н. Гвоздев. — М.: 2005.

Программа основного общего образования по русскому языку 5-9 классов, авт.: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова.–М.: Просвещение, 2011г.

Петрякова А.Г. Культура речи: Практикум-справочник для 10—11 кл/ А.Г. Петрякова. — М.: Флинта, 2007, 256 с.

Винарская Е.М. Выразительные средства текста. М.: Высшая школа, 1989. - 136 с.

Методика развития речи на уроках русского языка. / Под ред.

Т.А.Ладыженской. М.: Просвещение, 1991. - 240 с.

Москвин В.П. О структурных типах русской метафоры. // Русский язык в школе. 1999. - № 5. - с.74-76.

Функциональная характеристика языковых средств выразительности

Языковые средства

Назначение в тексте

Для усиления предшествующего слова

Как выразительное средство создания контраста

Для создания впечатления быстрой смены картин

Выражают отношение говорящего к высказыванию

Выражение эмоциональной оценки сообщаемого

Указание на экспрессивный характер высказывания

Указание на последовательность изложения

Указание на способ оформления мысли

Призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам

Служат собственно вопросом

Подчёркивают нужную мысль

Являются эмоциональным откликом на ситуацию

Выражение сильного чувства, волнения

Выражение отношения автора

Выражение эмоциональной прерывистости речи

Дополнительное пояснение, уточнение

С целью преувеличения какого-либо явления

Произвести впечатление по нарастающей

Деепричастия и деепричастные обороты

Для выражения краткости, динамичности

В качестве средства выразительности

Для создания местного колорита

Для передачи особенностей речи жителей определённой местности

Привлечь внимание, сделать акцент на чём-либо

Для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков

Для создания образности и компактности в плане языковых средств

Особая выразительность и эмоциональность речи

Предельно краткое выражение мысли

Для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения

Для усиления выразительности речи

Для создания оттенка необычности, новизны

С целью экономии языковых средств

С целью образного выражения общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицах и поговорках

С целью создать изложение живым, лёгким для восприятия

Показ динамики действия

Зарисовка общей картины как единого целого

Создание гаммы красок, звуков

Создание ряда эпитетов

Создание ритмического рисунка

Создание выразительной смысловой соотнесённости и своеобразной симметрии

Для создания образности, выразительности

Как средство изобразительности, позволяющее усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений

Русский язык — один из самых богатых, красивых и сложных. Не в последнюю очередь таким его делает наличие большого количества средств словесной выразительности.

В этой статье мы разберем, что такое языковое средство и каких видов оно бывает. Рассмотрим примеры употребления из художественной литературы и повседневной речи.

Языковые средства в русском языке - что это такое?

Средства речевой выразительности используются в русском языке для придания тексту особого смысла, красоты и глубины. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления.

Языковые средства в русском языке

Русскую поэзию и литературу невозможно представить, если исключить употребление языковых средств. Использование слов, делающих текст выразительным, не только украшают его, но и показывают уровень мастерства писателя, его речевую культуру, стиль.

Описание самого обыденного предмета можно сделать прекрасным и необычным, употребив языковые художественные средства.

Слова и выражения, придающие тексту выразительность, условно делят на три группы: фонетические, лексические (они же тропы) и стилистические фигуры.

Чтобы ответить на вопрос, что такое языковое средство, познакомимся с ними ближе.

Лексические средства выразительности

Тропы — языковые средства в русском языке, которые используются автором в переносном, иносказательном значении. Широко применяются в художественных произведениях.

Тропы служат для создания зрительных, слуховых, обонятельных образов. Помогают создать определенную атмосферу, произвести на читателя желаемый эффект.

В основе лексических средств выразительности лежит скрытое или явное сравнение. Оно может базироваться на внешнем сходстве, личных ассоциациях автора или желании описать объект определенным образом.

Что такое языковое средство

Основные языковые средства: тропы

С тропами мы сталкиваем еще со школьной скамьи. Вспомним самые распространенные из них:

Языковые художественные средства

Бывают ли другие тропы?

Средств лексической выразительности в русском языке очень много. Помимо группы знакомых каждому, существуют и те, которые многим неизвестны, но также широко используются:

Выразительные языковые средства

Стилистические фигуры

Стилистические фигуры — языковые средства в русском языке, которые придают речи определенную образность, выразительность. Изменяют эмоциональную окраску ее значений.

Фигуры речи широко используются в поэзии и прозе еще со времен античных поэтов. Однако современное и устаревшее толкования термина различаются.

В древней Греции полагали, что стилистические фигуры — языковые средства языка, которые по своей форме значительно отличаются от повседневной речи. Сейчас же считается, что фигуры речи — неотъемлемая часть разговорного языка.

Языковые средства языка

Какими бывают стилистические фигуры?

Стилистика предлагает немало собственных средств:

Фонетические средства выразительности

Фонетические средства выразительности — самая маленькая группа. Они включают в себя повтор определенных звуков с целью создания живописных художественных образов.

Чаще всего этот прием используется в поэзии. Авторы применяют повтор звуков, когда хотят передать звучание раскатов грома, шелест листьев или другие природные явления.

Употребление языковых средств

Также фонетические средства помогают придать поэзии определенный характер. За счет использования некоторых сочетаний звуков текст можно сделать более жестким, или наоборот — мягким.

Какие фонетические средства существуют?

Употребление речевых средств выразительности

Языковые средства в русском языке широко применялись и продолжают применяться в литературных произведениях, будь то проза или поэзия.

Прекрасное владение стилистическими фигурами демонстрируют писатели золотого века. За счет мастерского использования средств выразительности их произведения красочны, образны, приятны для слуха. Не зря их считают национальным достоянием России.

Основные языковые средства

С языковыми средствами мы сталкиваемся не только в художественной литературе, но и в повседневной жизни. Практически каждый человек использует в своей речи сравнения, метафоры, эпитеты. Сами того не осознавая, мы делаем свой язык красивым и богатым.

Изобразительно-выразительные средства русского языка — это художественные приемы, создающие образность повествования. Именно благодаря им русский язык неповторим, колоритен и поэтически ярок.

Лексические изобразительно-выразительные средства языка — тропы — это слова и выражения, употребляемые в переносном смысле, с целью создания эмоционального образа при описании какого-либо явления. Тропы дают возможность не только понять, но и почувствовать то, что описано или сказано словами.

Что такое тропы и фигуры речи?

Тем не менее, чаще всего мы используем метафору и ее производные: — сравнение — гиперболу — литоту — олицетворение

Миллионы людей пишут сегодня, но как же плохо мы используем богатство языка.


Средства выразительности речи – таблица, подробные объяснения

Средства выразительности речи: таблица

Наверное, вы не раз слышали, что русский язык – один из самых сложных. Почему? Всё дело в оформлении речи. Средства выразительности делают наши слова богаче, стихотворения – выразительнее, прозу – интереснее. Невозможно внятно передать мысли без использования особых лексических фигур, ведь речь будет звучать бедно и некрасиво.

Что такое метафора и как её использовать?

Благодаря метафоре текст становится живым и сочным.

Метафора — это сравнение по характеристике. Например, по цвету (Луна — сыр в небе), по качеству вкуса, по схожести чувств Белеет парус одинокий. (парус одинокий и человек один — тоже одинок)

Применение метафоры в копирайтинге

Вот еще примеры:

  • Верный помощник, добрый пес
  • Хоровод клиентов
  • Рой музыкантов

Но в отличие от художественных текстов, в бизнес текстах такие варианты будут работать хуже, так как здесь не ценится красота слога. И это скорее похоже на насмешку.

Сравнение

Эта фигура речи чаще других используется именно в копирайтинге.

Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

С помощью сравнения в литературе автор раскрывает образ героя более ярко и полно. Читаем у классика русской литературы А.С. Пушкина:

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино, печаль минувших дней

В моей душе чем старше, тем сильней.

Сравнения широко применяются в описании природы:

Внизу, как зеркало стальное,

Синеют озера струи,

И с камней, блещущих на зное,

В родную глубь спешат струи. (Ф. Тютчев)

Что такое метафора, эпитет, олицетворение, фразеологизм, сравнение? Примеры



Метафора

Типичные речевые примеры метафор

  • Отныне будет ясное небо. (Это подразумевает, что чистое небо не является угрозой, и жизнь будет без трудностей)
  • Ее голос — это музыка для его ушей . (Это означает, что ее голос заставляет его чувствовать себя счастливым)
  • Война — мать всех сражений.
  • Его поцелуи похожи на розы.
  • Смех является лучшим лекарством.

Эпитет

Примеры эпитета в литературе

Олицетворение

Олицетворение — это фигура речи, в которой вещи — идее или животному — придают человеческие качества.

Типичные примеры олицетворения

  • Посмотри на мою машину. Она красавица , не так ли?
  • Ветер шептал сквозь сухую траву.
  • Цветы танцевали под легким ветерком.
  • Время и прилив никого не ждут.
  • Огонь поглотил весь лес.

Из приведенных выше примеров олицетворения мы видим, что этот литературный прием помогает нам связать действия неодушевленных предметов с нашими собственными эмоциями.

Фразеологизм

Термин фразеологизм относится к выражению набора или фразе, содержащей два или более слов. Интересный факт относительно устройства состоит в том, что выражение не интерпретируется буквально. Фраза понимается как нечто совершенно отличное от того, что подразумевают отдельные слова фразы. В качестве альтернативы можно сказать, что фраза интерпретируется в переносном смысле. Кроме того, фразеологизмы различаются в разных культурах и странах.

Примеры идиомы в литературе

Сравнение

Примеры сравнения в литературе

Джон Китс сравнивает сочинение стихов с пожинанием и посевом, и оба эти действия означают ничтожность жизни и неудовлетворенное творчество.

  • Эта линия от As You Like It , по Уильяму Шекспиру .

Шекспир использует метафору сцены для описания мира и сравнивает мужчин и женщин, живущих в мире, с игроками (актерами).

Синекдоха

Синекдоха — это художественный троп, который создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот.

В сказке Шарля Перро маленькая девочка названа Красной Шапочкой из-за одного, выделяющегося в ее наряде головного убора — красной шапочки, которую ей подарила мама на день рождения.

  • Прежняя рыжая голова с бакенбардами снова показалась из-за двери, поглядела и вошла в контору вместе со своим довольно некрасивым туловищем. (И.С. Тургенев)
  • Только стесанный затылок, шумно вздохнув, прошептал. (А.М. Горький) Синекдоха может возникнуть, когда употребляется единственное число существительного в качестве множественного.
  • И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)
  • Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)

Гипербола

Гипербола — это преувеличение (например: море слез, быстрый, как молния, мы не виделись уже сто лет, я уже сотый раз говорю, и т. д. ) реки крови, вечно опаздываете, горы трупов, сто лет не виделись, напугать до смерти, сто раз говорила, миллион извинений, море поспевшей пшеницы, целую вечность жду, весь день простояла, хоть залейся, дом за тысячу километров, постоянно опаздывает.

Какие бывают изобразительно-выразительные средства языка

Средства выразительности речи: таблица

Все изобразительно-выразительные средства подразделяются на:

  • лексические (специальные: тропы, неспециальные: синонимы, антонимы и др.)
  • синтаксические (стилистические фигуры речи);
  • фонетические.

Синтаксические изобразительно-выразительные средства — фигуры речи — это особое построение слов для усиления эмоционального воздействия от текста. Фигуры речи заставляют сильнее прочувствовать те моменты, на которых автором сделан акцент.

В свою очередь, тропы и фигуры речи имеют свою классификацию:

Средства выразительности речи: таблица

Основные элементы — тропы

Итак, ниже перечислим основные элементы лексических изобразительно-выразительных средств — троп.

Эпитет — это художественно-образная характеристика явления: статные осины, могучий дуб, томительный свет.

Метафора — это скрытое сравнение: крыло самолета, лунный серп, костер заката.

Метонимия — это переименование предмета или явления на основании близких, легко понимаемых связях между заменяемыми словами. Например, лес поет (вместо “птицы в лесу поют”); город спит (вместо “жители города спят”); чайник кипит (вместо “вода в чайнике кипит”).

Синекдоха — это название целого через его часть и наоборот. Например, береги копейку (деньги); волнуется зритель (зрители).

Гипербола — это художественное преувеличение: океан любви; бесконечная равнина; не видеться сто лет.

Литота — это художественное преуменьшение: жизнь, как один миг; мужичок с ноготок; дюймовочка.

Перифраза — это иносказание, когда название предмета заменяется образным оборотом. Например, черное золото (нефть); царь зверей (лев); погрузиться в сон (заснуть).

Сравнение — это создание образа через сопоставление объектов. Например, нахмурился, словно туча; в море, как в зеркале, отражается луна.

Олицетворение — это изображение предметов или явлений живыми, наделенными способностью чувствовать, мыслить, говорить. Например, из-за туч выглянуло солнышко; лес настороженно молчит.

Основные элементы — фигуры речи

А теперь, основные элементы синтаксических изобразительно — выразительных средств — фигур речи.

Риторическое обращение — это условное обращение для усиления выразительности сказанного, для создания разных оттенков настроения. Например, “Беларусь моя, как я тебя люблю!” или “Послушай, будь другом.”

Риторический вопрос — это вопрос, не требующий ответа, иначе говоря вопрос-утверждение. Например, “Быть или не быть?” или “Любите ли вы море, как люблю его я?”

Анафора — это единоначалие, повторение звуков и слов в начале каждого высказывания отдельно взятого отрывка речи. Например, “Пусть придет зима, пусть ляжет снег, пусть завьюжит, заметет — пора бы уж.”

Парцелляция — это интонационное деление фразы на фрагменты-самостоятельные предложения. Например, “Светила полная луна. Завораживала. Пленяла.”

Градация — это такой порядок слов, когда их значение постепенно усиливается, повышая эмоциональное восприятие высказывания. Например, “Дождь царапал, стучал, барабанил в окно и не давал спать.”

Инверсия — это перестановка слов в предложении. Например, “Нашла вчера книгу я”.

Параллелизм — это схожая конструкция соседних отрезков речи. Например, “Не сияет на небе красно солнышко, не поют ему песни птицы певчие.”

Антитеза — это противопоставление контрастных понятий для создания образа. Например, “Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт.”

Как развить красноречие: простые советы и упражнения

Оксюморон — это сочетание двух взаимоисключающих понятий: немой крик, безмолвный разговор.

Эллипсис — это намеренный пропуск слов, которые легко восстанавливаются из контекста. Например, “С вокзала он прямо сюда.”

Фонетические и другие средства

Ну, и фонетические изобразительно-выразительные средства:

И это еще не все. Со школы всем нам хорошо известны антонимы, синонимы, омонимы, неологизмы, фразеологизмы, диалектизмы, жаргонизмы.

И если они используются с целью усилить эмоциональное воздействие на слушателя или читателя, то тоже являются изобразительно-выразительными средствами речи. Они относятся к лексике, и то, что они есть и их много, лишний раз доказывает, что русский язык богат и необъятен.

Роль изобразительно-выразительных средств в литературе и не только

Как много инструментов для того, чтобы создать образ, донести мельчайшие оттенки настроения, передать атмосферу, вызвать эмоции, отразить всю палитру красок жизни и надолго остаться в памяти!

Великий и могучий русский язык по праву считается таковым именно из-за того, что дает возможность выражать свои чувства, делать общение живым, душевным.

Средства выразительности речи: таблица

Средства художественной изобразительности используются не только в литературе. Они украшают и нашу разговорную, повседневную речь.

Мы, не задумываясь, употребляем образно-выразительные слова: “васильковые глаза”, “слепой дождь”, “золотые руки”, “блестящий ум”, “душа поет”, “голова гудит”, “напугал до смерти”, “сто лет тебя знаю”, “кот наплакал”, “погода шепчет” и прекрасно понимаем, о чем идет речь.

Важная таблица и перечень литературы

Для тех, кто хочет сделать свою речь насыщенной и яркой, для удобства восприятия материала все термины сведены в таблицу, из которой можно увидеть, как называется языковое средство, его значение и примеры употребления художественно-изобразительного средства в литературе:

Средства выразительности речи: таблица

А если вы хотите “поглубже окунуться в эту тему”), вот перечень словарей, в том числе и изобразительно-выразительных средств русского языка:

И настраивающее на поэтический лад видео об изобразительно-выразительных средствах языка:

Заключение

Русский язык красив и мелодичен. И художественным словом с огромным разнообразием смысловых оттенков, и интонацией, и синтаксическими конструкциями, способными создавать настроение.

Литота

Литота — это обратное от гиперболы. Это преуменьшение.

Читайте также: