Сочинение про андрея рублева

Обновлено: 30.06.2024

Говоря о русской иконе, невозможно не упомянуть имени Андрея Рублева. Его имя было сохранено народной памятью. С ним часто связывали разновременные произведения, когда хотели подчеркнуть их незаурядное историческое или художественное значение.

Нам не известно в точности, когда родился Андрей Рублев. Большинство исследователей считают условно1360 год датой рождения художника. Мы также не знаем к какому сословию он принадлежал, кто был его учителем. Самые ранние сведения о художнике восходят к Московской Троицкой летописи. Среди событий 1405 года, сообщается, что “тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое Благовещение на князя великого дворе. а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев”. Упоминанием имени мастера последним, согласно тогдашней традиции, означало, что он является младшим в артели. Но вместе с тем участие в почетном заказе по украшению домовой церкви Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского, наряду со знаменитым тогда на Руси Феофаном Греком характеризует Андрея Рублева как уже достаточно признанного, авторитетного автора.

Андреем Рублевым и под его руководством было расписано много храмов, а так же нарисован целый ряд деисусных, праздничных и пророческих икон.

Владимирский Успенский собор, упоминаемый в летописи, древнейший памятник домонгольской поры, возведенный во второй половине XII века при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо, был кафедральным собором митрополита. Разоренный и выжженный ордынскими завоевателями храм нуждался в восстановлении. Московский князь Василий Дмитриевич, представитель ветви владимирских князей, потомков Мономахов, предпринимал обновление

Успенского собора в начале XV века как некий закономерный и необходимый акт, связанный с возрождением после победы на Куликовском поле духовной и культурной традиций Руси, эпохи национальной независимости. От работ А.Рублева и Д.Черного в Успенском соборе до наших дней дошли иконы иконостаса, составлявшие единый ансамбль с фресками, частично сохранившимися на стенах храма.

Следующей важнейшей работой А.Рублева явился так называемый Звенигородский чин (между 1408 и 1422 гг.), один из самых прекрасных иконных ансамблей рублевской живописи.Чин состоит из трех поясных икон: Спаса, архангела Михаила и апостола Павла. Они происходят из подмосковного Звенигорода, в прошлом центрального удельного княжества. Три большемерные иконы, вероятно, когда-то входили в семифигурный деисус. В соответствии со сложившейся традицией по сторонам от Спаса располагались Богоматерь и Иоанн Предтеча, справа иконе архангела Михаила соответствовала икона архангела Гавриила, а в паре с иконой апостола Павла должна была быть слева икона апостола Петра. Сохранившиеся иконы были обнаружены реставратором Г. Чириковым в 1918 году в дровяном сарае близ Успенского собора на Городке, где располагался княжеский храм Юрия Звенигородского, второго сына Дмитрия Донского.

Звенигородский чин соединил в себе высокие живописные достоинства с глубиной образного содержания. Мягкие задушевные интонации, “тихий” свет его колорита удивительным образом перекликаются с поэтическим настроением пейзажа звенигородских окрестностей. В звенигородском чине Рублев выступает как сложившийся мастер, достигший вершин на том пути, важным этапом которого была живопись 1408 года в Успенском соборе во Владимире. Используя возможности поясного изображения, как бы приближающего укрупненные лики к зрителю, художник рассчитывает на длительное созерцание, внимательное вглядывание, собеседование.

В двадцатых годах XV века артель мастеров, возглавляемая Андреем Рублевым и Даниилом Черным, украсила иконами Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия, возведенный над его гробом.

Преподобный Сергий Радонежский, под влиянием идей которого сформировалось мировоззрение А.Рублева, был выдающейся личностью своего времени. Он ратовал за преодоление междоусобиц, деятельно участвовал в политической жизни Москвы, способствовал ее возвышению, мирил враждовавших князей, содействовал объединению земель вокруг Москвы.

Личность Сергия Радонежского обладала особым авторитетом для современников, на его идеях было было воспитано поколение людей эпохи Куликовской битвы; Андрей Рублев как духовный наследник этих идей воплотил их в своем творчестве.

В состав иконостаса Троицкого собора вошла, как высокочтимый храмовый образ, икона “Троица”. В основе ее сюжета лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму божества в виде трех прекрасных юношей-ангелов.

В иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их состоянии. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого изображена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения - жертвенная любовь.

Исследователи подчеркивают символическое космологическое значение композиционного круга, в который лаконично и естественно вписывается изображение. В круге видят отражение идеи Вселенной, мира, единства, объемлющего собою множественнось, космос.

Следующей грандиозной работой А.Рублева было создание в 1427-1430 гг. росписи Спасского собора Спасо-Андронникова монастыря в Москве. Это была его последняя работа 29 января1430 г. он скончался и был погребен в этом же монастыре.

Андрею Рублеву удалось наполнить традиционные образы новым содержанием, соотнеся его с главнейшими идеями времени: объединением русских земель в единое государство и всеобщим миром и согласием.

Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов.

Подводя итог данному исследованию. следует отметить, что на протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев.

Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.

Духовные подъемы и спады ярко отразились в русской иконописи XV-XVII веков, когда Русь освободилась от татарского ига. Тогда русские иконописцы, поверив в силы своего народа, освободились от греческого давления и лики святых стали русскими.

Иконопись - это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу.

Не смотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.

1. Гусева Э.К. “А.Рублев. Из собрания гос. третьяковской галереи”.- М., 1990.

2. Алпатов М.В. “Древнерусская иконопись”.- М., 1984.

3. Князь Евг. Трубецкой “ Три очерка о русской иконе”,- Новосибирск 1991.

4. Доктор Богословия Архиепископ Сергий Спасский “О почитании икон” С.-П. 1995

5. Атеистический словарь,- М., 1986

6. Сов. энциклопедический словарь,- М., 1979

7. Сенкевич Г. “Камо Грядеши”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Андрей Рублев – один из самых почитаемых мастеров русской иконописной школы, чьи работы стали образцом для дальнейших творений. Деятельность великого мастера пришлась на начало XV столетия во времена правления двух царей – Василия I и сына его, Василия II Темного, на эпоху, когда Московская Русь находилась на грани междоусобной войны 1425 – 1453 годов, однако уже окончательно освободившись от гнетущего влияния на свою летопись монголо-татарского ига.

К 1408 г. относится второе летописное упоминание - о том, что Рублев с "иконником Данилой" - то есть Даниилом Черным – 25 мая начал расписывать Успенский собор во Владимире. В отличие от предыдущих росписей, выполненных рукой мастера, эти отличались чувствующейся надеждой на то, что загробный мир будет лучше, светлее земной жизни, а не традиционными византийскими мотивами животного страха перед предстоящим Судом. Именно это являлось достопримечательным нововведением Андрея Рублева. Именно новое осознание иконописи позволяется сказать, что именно он заложил основы для исконно русской традиции дела, которым занимался великий мастер. Во время освобождения Руси из-под гнета Золотой орды, после знаменательных событий на Куликовом поле, именно Андрею Рублеву удалось передать тот душевный перелом в сердцах русских людей, который составлял атмосферу тогдашнего Московского княжества. Дата его смерти - единственная точная дата во всей биографии иконописца: она была высечена на могильной плите и занесена в анналы до того, как и плита канула в Лету.

Еще при жизни Рублев пользовался почитанием, а после смерти превратился в легендарную фигуру, своего рода символ высочайшего и духовного искусства. Однако долгое время его авторитет был лишь слабым отголоском того, давнего почитания: никто толком не знал, какие работы ему точно принадлежат, а такая бесспорная и знаменитая работа, как "Троица", за прошедшие годы изменилась до неузнаваемости, и судить о ее достоинствах стало практически невозможно.

Андрей Рублев (около 1360–1428 гг.) — выдающийся русский иконописец, один из ярчайших представителей московской школы иконописи, монументальной и книжной живописи образца XV века. Фрески и иконы Рублева, точно передающие суть православной религии, являются наследием русской и мировой культуры. Андрей Рублев, биография которого является олицетворением искреннего служения Богу, был канонизирован в лике преподобных.


Детство и юность

Точная дата рождения Андрея Рублева неизвестна. Предположительно иконописец родился в 1360 году в Московском княжестве в семье ремесленников.

Имя Андрей было дано художнику уже после монашеского пострига в Андрониковом монастыре, расположенном на левом берегу Яузы. Мирское имя Рублева неизвестно.

Творческий путь

Впервые имя Андрея Рублева в официальном источнике появилось в 1405 году. В летописи иконописец упоминался вместе с Прохором-старцем и Феофаном Греком, с которыми он занимался росписью Благовещенского собора в Московском Кремле. Подобный тандем указывает на то, что уже в то время талант Рублева был признанным, и его мастерство высоко ценилось корифеями иконописи.

Уникальность Рублева как художника-иконописца заключалась в том, что переняв все догмы московской школы иконописи, он смог сформировать свой собственный неповторимый и узнаваемый стиль. Его иконы наполнены внутренним светом и как нельзя более точно передают все грани нравственной силы и духовной красоты человека.

Второе упоминание о Рублеве датируется 1408 годом, когда он с Даниилом Черным расписывал Успенский собор во Владимире. За прошедшие три года авторитет иконописца вырос настолько, что у него появились собственные ученики, помогавшие ему в росписи собора.

Далее следы иконописца теряются, и третье упоминание о нём появляется лишь в 20-х годах XV века. В этот период Рублев руководил работами в Троице-Сергиевом монастыре, однако его росписи до наших дней не сохранились.

Личная жизнь

При изучении краткой биографии Рублева стоит отметить, что ни жены, ни детей у художника не было. В юном возрасте Андрей Рублев принял осознанное решение посвятить себя служению Богу. Пройдя посвящение в монашеский чин, он тем самым отказался от возможности создания семьи. Вся жизнь и творчество Рублева были посвящены прославлению имени Господа и православной веры.

Историкам так и не удалось найти достоверные о семье художника, были ли у него родные сестры, братья, племянники.

Смерть и канонизация

Андрей Рублев ушел из жизни 17 октября 1428 года в Москве, страдавшей от эпидемии чумы. Умер он в Андрониковом монастыре, где вместе с Даниилом Черным трудился над фресками Спасского собора. Вскоре за художником умер и его верный друг и соратник Черный.

Похоронили Рублева неподалеку от колокольни в Андрониковом монастыре (Спасский собор). В 1988 году иконописец был канонизирован Русской православной церковью, и причислен к лику святых. Днем его памяти считается 17 июля.


Говорить о стиле Рублева действительно очень трудно. Но тут нужно иметь в виду один нюанс.

Иконописное искусство — принципиально анонимное, авторы почти никогда не ставят на иконах свои имена. И, тем не менее, имя Андрея Рублева — запомнилось. Оно фигурирует в летописях, его работы ценил и собирал основатель Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Волоцкий. Значит, слава Рублева была велика, современники отмечали его, видели, что он не копиист, не подражатель византийских мастеров.

Андрей Рублев был не только художником, он был богословом, и современники это ценили.

Андрей Рублев: что в нем особенного?

Роспись Андреем Рублевым Спасского собора Андроникова монастыря, книжная миниатюра ок. 1592 г.

В эпоху, когда жил преподобный Андрей (а это конец XIV— начало XV века), не было ничего зазорного в том, чтобы копировать иконы чужого письма. Иконописцы часто делали списки с других икон — интерпретации исходного образца, часто довольно вольные, но обязательно связанные с оригиналом.

А у Рублева мы находим нечто совсем другое. Богословскую новизну, богословскую смелость.

Время создания – XVI век, место хранения – Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Сюжет иконы опирается на повествование Книги Бытия о посещении дома Авраама и его жены Сарры Господом в образе трех мужей. Авраам угостил посетителей, приказав Сарре приготовить опресноки, а слуге – заколоть тельца, и получил от Господа обетование, что у него родится сын, в котором благословятся все народы (Быт 18:1-19).

Андрей Рублев: что в нем особенного?

Троица. Икона Андрея Рублева. 14254

Рублев же создал икону, сосредоточенную не на бытовых деталях, а на богословии. Три Ангела — образ Предвечного Совета Лиц Святой Троицы, на котором решается участь человека. И чаша — образ святой Евхаристии…

Весьма вероятно, что Рублеву принадлежит часть росписей в Успенском соборе Владимира — фрески с изображением Страшного Суда. И в этих фресках мы тоже видим глубокое богословское осмысление, свойственное Рублеву.

Андрей Рублев: что в нем особенного?

Мое мнение — этот образ тоже принадлежит Рублеву. Это такая выдающаяся работа, что ее обязательно должны были связать с кем-нибудь из мастеров. Если бы появился другой иконописец такого высокого уровня, его имя обязательно должно было бы выйти наружу. Князь Юрий Звенигородский, при котором проводилась роспись Успенского собора, не преминул бы похвастаться, если бы у него работал такой талантливый художник.

Андрей Рублев: что в нем особенного?

Звенигородский чин Андрея Рублева: Архангел Михаил, Спас, апостол Павел. 1408

Но никаких других имен, кроме Андрея Рублева, в исторической литературе не звучит.

В лике Спаса Звенигородского нет и намека на ту удручающую суровость, которую мы часто замечаем в образах Спасителя. Этот лик одновременно и строгий, и ласковый. Необычны и боковые иконы: апостол Павел, иконописный образ которого обычно довольно строгий, здесь склоняется перед величием Господа, подносит Священное Писание словно бы к трону царя. И Архангел Михаил, которого Откровение Иоанна Богослова рисует в виде воина, возглавляющего битву с воинством сатаны, — здесь он вовсе не воинственный, а милостивый.

Андрей Рублев: что в нем особенного?

Читайте также: