Было это давно уже что то году в сорок девятом не позже сочинение
Обновлено: 02.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Сочинение по тексту О.Л. Рожнёвой по проблеме приспособления человека к обществу.
(1)Мне скоро семь. (2)До школы остаётся полгода. (3)И меня решают отдать в детский сад, чтобы я успела привыкнуть к детям и научилась с ними общаться. (4)Но общаться со сверстниками для меня оказалось трудной задачей. (5)Сказывалась и разница в интересах: никто из них не умел читать, а я читала уже запоем. (6)В моём мире царили Джек Лондон, Майн Рид, Жюль Верн, Конан Дойл, Дюма. (7)И этот мир был гораздо интереснее, чем попытки девочек увлечь меня пластмассовой посудой, куличами в песочнице и одеванием пупсов. (8)Голые пупсы почему-то не вдохновляли.
— (21)Леночка, нельзя же так! (22)Мы тебе дали новую куклу, а ты вместо неё принесла стекло от бутылки!
— (23)А оно разноцветное. (24)И Маше кукла очень нужна. (25)У неё день рождения.
— (26)У Маши день рождения через полгода! (27)А таких стёкол мы тебе сейчас дадим целую кучу. (28)Вон на свалке битые бутылки валяются!
— (29)Леночка, деточка бедная, как же ты жить-то будешь! (30)Разве можно быть такой бесхитростной! (31)Похитрее нужно быть, похитрее! (32)Понимаешь?
(43)Да уж… (44)Сколько шишек набито бесхитростной деточкой. (45)Вспоминаю, как я менялась в течение многих лет, обучаясь всему тому, что называется жизнь в коллективе. (46)Хорошо это было или плохо? (47)Прогресс или деградация?
(48)Сейчас я бы хотела снова стать искренним и простодушным ребёнком из своего детства. (49)Ушла я в страну чужую. (50)И дом мой далече. (51)Нет давно того очага, к которому можно стремиться. (52)И горьки плоды, которыми питает меня моя жизнь. (53)А я всё иду в свой Изумрудный город, а он всё дальше и дальше. (54) Как мираж.
(По О.Л. Рожнёвой*)
*Ольга Леонидовна Рожнёва (род. в 1975г.) – член Союза писателей России, филолог, переводчик, преподаватель английского языка.
Мы все мечтаем о настоящей дружбе, о честности и понимании в отношениях. Но не всегда нас принимают такими, какие мы есть, обижают и отвергают. О.Л. Рожнёва поднимает проблему приспособления человека к обществу.
Писательница повествует от лица взрослого человека, вспоминающего своё детство. Девочка жила словно в волшебной стране, где царило только добро. Бесхитростная и наивная, она могла отдать подруге куклу в обмен на разноцветное стекло от бутылки. Щедрость её не знала границ, и маленькие друзья, более искушённые в жизни, этим пользовались. Родители пытались изменить отношение дочери к миру, учили не доверять другим людям. О.Л. Рожнёва этим примером поясняет, что взрослые хотели подготовить ребёнка к суровым реалиям жизни.
О.Л.Рожнёва считает, что меняться надо, но не в ущерб себе, своим принципам и нравственным понятиям.
— Главная — Сочинение ЕГЭ
(1)Было это давно уже, что-то году в сорок девятом, не позже. (2)Меня в первый раз пригласили в мореходное училище поработать в приемной комиссии; я капитаном уже плавал тогда.
(12)Он стоял, весь вытянувшись в струнку, изо всех сил стараясь казаться выше. (13)И светились в его глазах такое ожидание, такая надежда…
(14)Завуч вздохнул и развел руками.
— (15)Вот, брат, какое дело, экзамены ты сдал на пятерки, да не можем мы принять тебя – рост маловат.
(16)Кузьма долго молчал, а потом тихо так заговорил.
— (17)Откуда же росту быть — одну картошку дома ели… (18)А тут, в училище, я бы быстро вырос, тут ведь хорошо кормят… (19)Мне нельзя домой возвращаться: у матери еще пять душ, кроме меня, а отца нет, не вернулся с войны. (20)На училище одна надежда была. (21)Я буду очень стараться. (22)Примите, пожалуйста.
(23)Комиссия тогда раскололась: с одной стороны, уставы там разные, положения, а с другой — уж больно хорошим парнишка показался: серьезный, упорный, умный. (24)Вспомнил я Филиппа Тимофеевича, как он меня, несмышленыша, под крыло свое брал, учил, в люди выводил… (25)Эх, думаю, если не вступлюсь за парня – стыдно мне будет перед светлой памятью Филиппа Тимофеевича, и никогда не прощу я себе, если не помогу сейчас парню… (26)Спорили долго, до хрипоты. (27)Все-таки решили сделать исключение. (28)Позвали парня, объявили ему решение. (29)Он вспыхнул и выбежал.
(30)Взял я его на заметку, переписывался с ним, летом к себе на судно брал, у нас он часто живал здесь. (31)Учился Кузьма отлично. (32)Всерьез занялся спортом — на лыжах ходил, на коньках бегал, а уж гимнастикой увлекался до того, что первое место по городу держал…
(41)Закончил Кузьма мореходку с отличием, а сейчас старшим механиком плавает у меня на сейнере. (42)Дом новый в поселке строит, мать со всей младшей оравой к себе собирается забрать. (43)И не хочет уходить с сейнера, хотя ему предлагали на большом пароходе должность. (44)Не хочет.
Беляев Альберт Андреевич (род. 1928 г.) – советский и российский писатель, журналист и литературовед. Доктор филологических наук.
Какими качествами должен обладать человек? Именно эта проблема находится в центре внимания А. Беляева.
Автор считает, что человек должен быть целеустремлённым, старательным, смелым.
В заключении хотелось бы отметить, что никогда нельзя сдаваться, опускать руки при первой же неудачи, нужно всегда добиваться своего и ничего не бояться.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 - Комментарий + 3 балла
Пример 1 ( поступление Кузьмы Куроптева ) в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 ( самоотверженность Кузьмы Куроптева во время аварии ) указан, но не пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена верно, но не проанализирована.
Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять какими качествами обладаёт настоящий человек. |
Этого недостаточно для анализа. Как именно они дополняют друг друга? Что привносит один, а что другой?
Совет: на мой взгляд, лучше структурировать комментарий следующим образом: пример 1+пояснение (абзац), пример 2 + пояснение (абзац) + связь + анализ связи (абзац). Так Вы помогаете себе и эксперту. Выбор всегда за Вами, я только даю совет.
Кроме того, хочу обратить внимание на предложение, с помощью которого Вы начинаете комментирование:
Размышляя над этим вопросом, автор отмечает слова пятнадцатилетнего мальчика Кузьмы Куроптева, которого не хотели принимать в училище из-за низкого роста. |
Это тоже неудачный пример комментирования. Получается, что это автор говорит? ("А Кузьма полез"). Вы нигде не пишете о рассказчике, а ведь это его слова. Важно уметь различать понятия "автор" - "рассказчик".
Ещё один совет: не увлекайтесь цитированием. Обратите внимание на формулировку задания: в скобках разработчики ЕГЭ предупреждают нас, чтобы мы не увлекались цитированием. По-моему, в Вашем сочинении много цитат.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл
Преодолев множество трудностей, но не сдавшись обстоятельствам, он через полтора года возвратился в авиаци. |
K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл
Наличие речевых ошибок и недочётов ведёт к снижению балла по критерию К6.
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла
В заключени и хотелось бы отметить, что никогда нельзя сдаваться, опускать руки при первой же неудач и , нужно всегда добиваться своего и ничего не бояться. |
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл
На этом примере мы видим, что после отказа приёмной комиссии , мальчик не сдался и продолжил настаивать на своём, добиваясь своей цели, к которой он долго стремился. |
Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять ЗПТ какими качествами обладаёт настоящий человек. |
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
Я согласна с мнением автора и считаю, что храбрость, отвага, настойчивость, усердие должны являться неотъемлемыми качествами у людей. |
K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов
Далее А.Беляев, чтобы показать смелость и отверженность мальчика, обращает внимание на его действия во время аварии у них в рейсе. |
Автор считает, что человек должен быть целеустремлённым, старательным, смелым.
Он учился ходить на протезах и мечтал снова подняться в небо. Это стало его целью. Преодолев множество трудностей, но не сдавшись обстоятельствам, он через полтора года возвратился в авиаци. |
Восемнадцать дней он полз по лесу к людям, не сдавался трудностям , учился их преодолевать. |
K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием проблемы, речевым оформлением, структурой сочинения, пунктуацией. Желаю удачи!
(1)Это было давно, лет сорок назад. (2) Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и у небольшой ямки, поросшей тальником, увидел птицу. (3) Она услышала меня, испугалась и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.
(4) От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать. (5) Непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. (6) Берегись тогда, живая душа. (7) Я и догнал птицу и, слепой от охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.
(8) Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. (9) Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась.
(10) Я узнал птицу. (11) Это был коростель, дергач по- нашему. (12) Все его друзья дергачи отправились в теплые места зимовать, а этот уйти не смог. (13) У него не было одной лапки – в сенокос он попал под косу. (14) Вот потому – то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.
(15) Худое, почти невесомое тельце птицы вызвало во мне такую жалость, что я стал руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную птицу…
(16) Много уже лет я живу и всякого навидался. (17) Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли. (18) Но отчего, почему, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля, зачем? (по В.П.Астафьеву)
Сочинение ученицы:
Из уст рассказчика, теперь уже взрослого, умудрённого опытом, звучит история о том, как он, мальчишка, сорок лет назад, возвращаясь с рыбалки, убил коростеля и потом всю жизнь раскаивался в совершённом. Таким образом, автор заставляет нас задуматься над проблемой ответственности человека за свои поступки.
Это глубоко нравственная проблема, поскольку очень тесно связана с такими понятиями, как жестокость и доброта, долг и совесть. Вопрос, обсуждаемый автором, чрезвычайно актуальный и острый, поскольку не может не волновать любого человека, независимо от его возраста, социального статуса. Есть ответственность перед близким, родным человеком, перед семьёй, перед друзьями, перед народом или своей страной, а в тексте В.Астафьева эта проблема рассматривается на примере взаимоотношений человека и природы.
Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.
От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать — непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа!
Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.
Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.
Я узнал птицу — это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края — зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки — в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.
И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.
Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.
Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.
Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.
И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке.
И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку.
Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.
Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелете через море.
Как идет коростель, где, какими путями — мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц — небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.
Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.
Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.
Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?
Читайте также: