Выбор вячеслав дегтев сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Чуркина Надежда Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Пижемская СОШ"
Населённый пункт: с.Замежная Усть–Цилемский район Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка урока литературы в 11 классе
Тема: “Простые и вечные истины в прозе В.И. Дёгтева “Выбор”.
Раздел: среднее образование

“Простые и вечные истины в прозе В.И. Дёгтева “Выбор”.

Тип занятия: урок литературы по современной отечественной прозе в 11 классе.

Технология: проблемное обучение.

Вид урока: урок изучения нового.

Цель: Понять, что помогло герою выжить в нелёгких жизненных обстоятельствах.

1) образовательная: познакомить старшеклассников с именем писателя В.Дёгтева и

особенностями его творчества; формировать учебно-познавательные и информационные

2) развивающая: развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации,

ассоциативно-образное мышление; развивать и совершенствовать учебно-логические

умения (анализ, синтез, оценка, обобщение).

3) воспитательная: создать условия для развития интереса к современной литературе;

способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств,

помочь осознать значимость нравственного выбора в жизни человека; формировать

Формы учебной деятельности: групповая работа, беседа,

чтение и анализ прозаического произведения, презентация.

Оборудование урока:

3) распечатанные задания для работы в группах;

Класс разбит на несколько групп:

выразительности в рассказе.

Вступительное слово учителя

На прошлых уроках мы говорили о Великой отечественной войне как о величайшей

трагедии.70 лет прошло после окончания В.О. в., а войны не утихают, трагедия не

У каждого поколения своя война. У наших дедов – Великая Отечественная, у ваших

отцов – Афганская, у современного поколения – это Чечня, Дагестан. Каждый день

Человек стоит перед выбором, как ему поступить в той или иной ситуации.

Работа с эпиграфом.

ярком представителе современной прозы, русский писатель Юрий Бондарев. Именно

рассказ (слайд 2).

Многие писатели называют Вячеслава Ивановича Дёгтева русским Джэком Лондоном,

Слайд 3.Динамизм сюжета, яркость изложения, внутренний лиризм и откровенная

жестокость - характерные черты прозы Дёгтева. У читателей и критиков рассказы

писателя вызывают неоднозначную реакцию: кто относит его произведения к «жёсткой

его интересно, потому что он пишет о нашей с вами жизни. Давайте убедимся в этом на

Слайд.Рассказ о В. Дёгтеве. (Может быть подготовленное выступление ученика)

Вячеслав Иванович Дёгтев родился в 1959г. На хуторе Карасилов Воронежской области.

Офицер запаса, бывший летчик, летал на Л-29 и МИГ-17. В 1991 году окончил

Литературный институт им. М. Горького. Автор 13 книг прозы. Его рассказы

опубликованы в 140 газетах и журналах, как в России, так и за рубежом. Лауреат

международной Платоновской премии “Умное сердце”, литературной премии имени

Александра Невского “России верные сыны”, он стал и победителем популярной премии

Вы прочитали рассказ дома. Попытайтесь определить тематику рассказа:

- О чём пишет автор. (каждая группа предлагает 3-4 темы)

Слово учащимся:

- тема нравственного выбора

- тема любви на войне

- тема социальной неустроенности

Темы новые? Нет. Темы старые, простые и, как мы говорим, вечные. Поэтому назовём

Слайд 5.Работа над темой урока. “Простые и вечные истины в прозе В.И. Дёгтева

Цель урока: Понять, что помогает выжить человеку в нелёгких жизненных

ответил: «Подсказывает темы, настраивает на размышления сама жизнь. Еще в 1995г.

Было ясно: раз ввязались в войну на Северном Кавказе, надо победить. В Чечне выросло

целое поколение молодых людей, не умеющих зарабатывать иначе, чем стрельбой.

Произошла подмена ценностей: работать – непрестижно, убивать за деньги – почва для

«На чем же стоять дальше? Раз выпало родиться в России, надо бороться до конца.

Верю в высшие силы, которые не дадут России пропасть. Жизнь должна быть попыткой

преобразования мира вокруг себя в соответствии с убеждениями. Даже если мир живет

Слово 1 группе. Как начинается рассказ?

Рассказ начинается сразу с разговора о нём и о ней. Какой приём лежит в основе?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по теме "Вечные ценности в рассказе В.И. Дёгтева "Выбор" построен на основе анализа рассказа "Выбор" В.И. Дёгтева, раздел "Современная литература". Форма проведения урока - урок-дискуссия с элементами стилистического анализа произведения.

Урок литературы по теме “Вечные ценности в рассказе В.И. Дёгтева “Выбор” построен на основе анализа рассказа “Выбор” В.И. Дёгтева, раздел “Современная литература”. Форма проведения урока – урок-дискуссия с элементами стилистического анализа произведения.

“Он рассказчик от Бога, взявший на себя смелость и ответственность
“безоглядно резко” писать об окружающих нас трагических событиях”
Юрий Бондарев

Цель урока: создать условия для стилистического анализа произведения.

Образовательный аспект – познакомить ребят с творчеством В.И. Дёгтева с целью анализа художественных средств рассказа Дёгтева “Выбор”.

Развивающийся аспект – развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память.

Воспитательный аспект – создать условие для развития интереса к современной литературе, осмысление поступков главного героя, с вычленением вечных ценностей человечества.

Оснащение урока: мультимедиа проектор

I. Организационный момент урока.

Учитель: Мы с вами прочитали рассказ В. Дёгтева “Выбор”. Какие вопросы вы хотели бы задать учителю и друг другу, прочитав рассказ? Какую проблему мы могли бы поставить и каким образом её решить. (Ученики предлагают круг вопросов для обсуждения. После выступления учащихся учитель дополняет информацию и предлагает свои пути решения проблемы). Приложение 1, слайд 1, 2.

II. Основная часть урока.

1) Слово учителя: Многие писатели называют Вячеслава Ивановича Дёгтева русским Джэком Лондоном, королем рассказа. Он возвращает нас в мир художественного вымысла, мир, подзабытый в конце XX века. И в центре новых мифов о мире всегда яркие личности.

Рассказы Вячеслава Дёгтева могут быть о чем угодно – о Чечне (“Псы войны”), о Древнем Риме или Древней Руси (“Гладиатор” или “До седла”), о воре-рецидивисте (“Коцаный”). Герои могут быть положительными и отрицательными, негодяями и борцами за справедливость, злыми и добрыми, и они всегда оставляют за собой право на выбор, право на поступок.

Писатель в своих книгах рассматривает извечные темы нашей действительности: человек в истории России, Россия в истории человека, любовь и ненависть, жизнь и смерть, утраты и обретения на пути к вере – все это волнует современного читателя.

Вячеслав Дёгтев воспитывает своими книгами без воспитания, становится политиком, уходя далеко от публицистики, учит, никого не поучая. Он может противоречить сам себе, так как ведет “круговую оборону” в обществе, растерявшем нравственные и идейные ориентиры, он вынужден занимать то одну, то другую позицию, но всегда он делает ставку на героя, а значит, и на возможность победы. Ибо быть героем в наше время – надо иметь высшее мужество. Давайте убедимся в этом на примере только одного рассказа “Выбор”. Но сначала слово о писателе.

Ученик: Вячеслав Иванович Дёгтев родился в 1959г. На хуторе Карасилов Воронежской области. Офицер запаса, бывший летчик, летал на Л-29 и МИГ-17. В 1991 году окончил Литературный институт им. М. Горького. Автор 13 книг прозы. Его рассказы опубликованы в 140 газетах и журналах, как в России, так и за рубежом. Лауреат международной Платоновской премии “Умное сердце”, литературной премии имени Александра Невского “России верные сыны”, он стал и победителем популярной премии “Национальный бестселлер”.

Вячеслав Дёгтев выбрал самый трудный жанр – рассказ, с которым не больно прославишься, не разбогатеешь! Слайд 4.

Рассказы сегодня пишут не по расчету, а от любви. Но они такие импульсивные, в них сама жизнь, кровь, почва. В то же время глубоко лиричны. Не все решается победой на поле брани. Русская душа не может полноценно жить вне поиска истины и подлинной веры. Его рассказы – это азбука выживания русского человека в нынешней России. В этом мы убедимся сегодня, анализируя рассказ Вячеслава Дегтева “Выбор”.

Слово учителя: Давайте определим, кому посвящен этот рассказ? (Юрию Бондареву). Слайд 5.

- Какие произведения Юрия Бондарева вы читали? (“Горячий снег”, “Берег”, “ Тишина”).

Юрий Бондарев принадлежит к блистательному, овеянному славой, поколению писателей-фронтовиков, вступивших в литературу в конце 1950 – начале 1960-х годов. Им удалось общими усилиями воссоздать жуткий, дьявольский облик войны, которому противостояли хрупкие мальчики, не знавшие, как воевать с железом во всех его смертоносных разновидностях. Победив внешнего врага, они оказались бессильны перед внутренним врагом. Смелые на войне солдаты становились беспомощными в обыденной жизни. Это поколение в литературе получило название “потерянное поколение”. Слайд 6.

Люди, воспитанные на богатейших гуманистических культурных традициях, должны были пережить ломку взглядов, убеждений и на 4 года превратиться в нерассуждающие и абсолютно бесправные автоматы, лишенные права распоряжаться собственной жизнью и совершать свободный нравственный выбор.

По аналогии критик В. Бондаренко назовет героев Дёгтева “поколением растерянных людей”. Слайд 7.

- Почему ему нравилась эта девушка? (Строго себя держала, гордая, красивая, а как выплясывала перед солдатами, гранатометчик и думать о ней не мог, таких, как он, были сотни. Поэтому он даже и не пытался. “Да, она была настоящая королева!”.)

И вот сейчас ее внесли на носилках двое дюжих, измазанных глиной десантников. “Звери” обстреляли хлеборезку и получили дармовой хлеб. И только сейчас, увидев раненную Оксану, Роман заговорил с ней.

5) Аналитическая беседа по прочитанному рассказу “Выбор”.

- Кого вы отнесете к этому поколению, поколению “растерянных людей”? (Гранатометчик Роман.)

- Почему он ушел на войну? (Не сложилась семейная жизнь, жена ушла к другому, забрала квартиру, которую заработал он. Оставалось одно – выйти, взять бутылку. Конечно, от полного отчаяния, безысходности существования.)

- Какие художественные приемы использует автор, чтобы рассказать о жизни гранатометчика до войны? (Основной прием – многоточие. “Пил, пока деньги были. ”.)

- Когда используется этот прием? (Умолчание – фигура речи, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадаться, о чем могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании.)

- Кроме многоточия, какие изобразительно-выразительные средства языка говорят о полной “растерянности” главного героя? (Междометие “Ах!”, метафоры “тоскливо и горестно”, синонимия “квартира в которой он жил, называлась “конурой”. Обозленный на жизнь, он выбирает войну, потому что в мирной жизни он погиб бы быстрее. “И ноги как-то сами собой принесли его к казачьему атаману.)

- Почему на войне его стали называть “псом войны”? (Был очень жестоким, у него уже не дрожали руки, “звери” не снились, это был человек-автомат, он даже своих убивает.)

- Ваше отношение к тому, что он убил труса и был причастен к смерти московского журналюги? (Он не имел права лишать людей жизни, только суд может покарать человека. Это говорит о том, что он стал “зверем”, он не лучше тех, кого убивал.)

- Почему слова “пес войны”, “звери” в кавычках? (Так называют наемных убийц, эти названия можно встретить в других художественных произведениях XIX–XX вв.)

- Почему он так спешил в последнее время в полевую пекарню? (Ему понравилась Оксана, которая пекла хлеб.)

- Теперь обратим внимание на внешность героев. (У него глаза были серые, стального, немного зеленоватого цвета, у неё – карие, выпуклые, как у породистой, преданной собаки, а в последнее время глаза у нее сделались отчего-то золотистые и с янтарным оттенком.)

- Какой прием использует автор? (Антитеза. Его глаза потухшие, чуть-чуть теплится жизнь (немного зеленого цвета), у нее — живые, теплые, готовые дать новую жизнь).

Почему ему нравилась эта девушка? (Строго себя держала, гордая, красивая, а как выплясывала перед солдатами, гранатометчик и думать о ней не мог, таких, как он, были сотни. Поэтому он даже и не пытался. “Да, она была настоящая королева!”.)

И вот сейчас ее внесли на носилках двое дюжих, измазанных глиной десантников. “Звери” обстреляли хлеборезку и получили дармовой хлеб. И только сейчас, увидев раненную Оксану, Роман заговорил с ней.

6) Чтение диалога Оксаны и Романа с извлечением конкретной информации. Беседа по диалогу.

- Как вы относитесь к поступку Романа? Что это, минутная слабость или любовь? (Конечно, любовь. Он понимал, что ждет Оксану в будущем, только он может ей помочь.)

- Легко ли ему было сделать предложение? (“Нет, – он произнес хрипло, – выходи за меня замуж”, словно груз сбросил..)

- Какими стилистическими фигурами, художественно-выразительными средствами пользуется автор, чтобы передать эмоциональное напряжение героя? (Лексический повтор.)

- Да, лексический повтор отличается очень мощным эмоциональным зарядом. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие. Найдите лексический повтор. (Сапог. Сапог! Боюсь, что завтра. завтра я не осмелюсь. Да, радость! Радость золотая, неподдельная).

- Следующая стилистическая фигура. (Парцелляция.)

- Что она обозначает? (Выделение из предложения какого-либо члена предложения – чаще второстепенного, оформление его в виде самостоятельного предложения. В тексте “Ты только не говори. Береги силы”.)

- Найдите другие выразительные средства речи. (Риторическое обращение характерно для этого рассказа. Оно придает сердечность, теплоту речи: “Слушай, будь другом. ”, “Ах, как я счастлива, Ромка!”, “Знаешь что. Оксана, дорогая?”, “Жмет, вражина, мочи нет”.

Риторический вопрос усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность. “Что? Замуж:”, “Ведь правда, все у нас с тобой будет хорошо?”, “ Мы еще потанцуем. Ведь правда, Рома?”.)

7) Поисковая работа в группах с извлечением художественно-выразительных средств языка (эпитетов, метафор, сравнений).

Слайд 10, 11, 12.

Учитель: Давайте прочитаем финал рассказа и прокомментируем его.

Почему ему нравилась эта девушка? (Строго себя держала, гордая, красивая, а как выплясывала перед солдатами, гранатометчик и думать о ней не мог, таких, как он, были сотни. Поэтому он даже и не пытался. “Да, она была настоящая королева!”.)

(Учащиеся находят опорные слова: плач сестры, горький запах тополевых поленьев.) Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какое “лицо” у войны? (война несет смерть, жестоко, когда гибнут мирные люди).

9) Заключительная беседа.

- Каков идея рассказа? (Любовь совершает чудеса. Роман исцелился, стал человеком.)

- Почему рассказ называется “Выбор”, как и роман Юрия Бондарева. (Автор обращается к честным произведениям Юрия Бондарева, к простым человеческим истинам.) Какие общечеловеческие ценности затрагивает Дёгтев? Слайд 13, 14.

ненависть к войне;

поиск личности и веры в человека.

10) Слово библиотекаря.

Библиотекарь представляет другие произведения В.И. Дёгтева: “Падающие звезды”, “Азбука выживания”, “Профиль ветра”, “Русская душа”, “Белая невеста”, “Фараон и Нефертити”.

III. Заключительный этап урока

Учитель: В журнале “Москва”, рассказывая о своем творчестве, Вячеслав Дёгтев пишет: “В последнее время в своих рассказах я ухожу от трагических финалов. Русский человек верит в чудо, и это нечто большее, чем просто оптимизм. Если Россия – подножие Господа, то Бог не оставит Россию”.

Подводя итог всему выше сказанному, я бы отметила, как хочется и нам в это верить!

Урок литературы по теме “Вечные ценности в рассказе В.И. Дёгтева “Выбор” построен на основе анализа рассказа “Выбор” В.И. Дёгтева, раздел “Современная литература”. Форма проведения урока – урок-дискуссия с элементами стилистического анализа произведения.

“Он рассказчик от Бога, взявший на себя смелость и ответственность
“безоглядно резко” писать об окружающих нас трагических событиях”
Юрий Бондарев

Цель урока: создать условия для стилистического анализа произведения.

Образовательный аспект – познакомить ребят с творчеством В.И. Дёгтева с целью анализа художественных средств рассказа Дёгтева “Выбор”.

Развивающийся аспект – развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память.

Воспитательный аспект – создать условие для развития интереса к современной литературе, осмысление поступков главного героя, с вычленением вечных ценностей человечества.

Оснащение урока: мультимедиа проектор

I. Организационный момент урока.

Учитель: Мы с вами прочитали рассказ В. Дёгтева “Выбор”. Какие вопросы вы хотели бы задать учителю и друг другу, прочитав рассказ? Какую проблему мы могли бы поставить и каким образом её решить. (Ученики предлагают круг вопросов для обсуждения. После выступления учащихся учитель дополняет информацию и предлагает свои пути решения проблемы). Приложение 1, слайд 1, 2.

II. Основная часть урока.

1) Слово учителя: Многие писатели называют Вячеслава Ивановича Дёгтева русским Джэком Лондоном, королем рассказа. Он возвращает нас в мир художественного вымысла, мир, подзабытый в конце XX века. И в центре новых мифов о мире всегда яркие личности.

Рассказы Вячеслава Дёгтева могут быть о чем угодно – о Чечне (“Псы войны”), о Древнем Риме или Древней Руси (“Гладиатор” или “До седла”), о воре-рецидивисте (“Коцаный”). Герои могут быть положительными и отрицательными, негодяями и борцами за справедливость, злыми и добрыми, и они всегда оставляют за собой право на выбор, право на поступок.

Писатель в своих книгах рассматривает извечные темы нашей действительности: человек в истории России, Россия в истории человека, любовь и ненависть, жизнь и смерть, утраты и обретения на пути к вере – все это волнует современного читателя.

Вячеслав Дёгтев воспитывает своими книгами без воспитания, становится политиком, уходя далеко от публицистики, учит, никого не поучая. Он может противоречить сам себе, так как ведет “круговую оборону” в обществе, растерявшем нравственные и идейные ориентиры, он вынужден занимать то одну, то другую позицию, но всегда он делает ставку на героя, а значит, и на возможность победы. Ибо быть героем в наше время – надо иметь высшее мужество. Давайте убедимся в этом на примере только одного рассказа “Выбор”. Но сначала слово о писателе.

Ученик: Вячеслав Иванович Дёгтев родился в 1959г. На хуторе Карасилов Воронежской области. Офицер запаса, бывший летчик, летал на Л-29 и МИГ-17. В 1991 году окончил Литературный институт им. М. Горького. Автор 13 книг прозы. Его рассказы опубликованы в 140 газетах и журналах, как в России, так и за рубежом. Лауреат международной Платоновской премии “Умное сердце”, литературной премии имени Александра Невского “России верные сыны”, он стал и победителем популярной премии “Национальный бестселлер”.

Вячеслав Дёгтев выбрал самый трудный жанр – рассказ, с которым не больно прославишься, не разбогатеешь! Слайд 4.

Рассказы сегодня пишут не по расчету, а от любви. Но они такие импульсивные, в них сама жизнь, кровь, почва. В то же время глубоко лиричны. Не все решается победой на поле брани. Русская душа не может полноценно жить вне поиска истины и подлинной веры. Его рассказы – это азбука выживания русского человека в нынешней России. В этом мы убедимся сегодня, анализируя рассказ Вячеслава Дегтева “Выбор”.

4) Слово учителя: Давайте определим, кому посвящен этот рассказ? (Юрию Бондареву). Слайд 5.

- Какие произведения Юрия Бондарева вы читали? (“Горячий снег”, “Берег”, “ Тишина”).

Юрий Бондарев принадлежит к блистательному, овеянному славой, поколению писателей-фронтовиков, вступивших в литературу в конце 1950 – начале 1960-х годов. Им удалось общими усилиями воссоздать жуткий, дьявольский облик войны, которому противостояли хрупкие мальчики, не знавшие, как воевать с железом во всех его смертоносных разновидностях. Победив внешнего врага, они оказались бессильны перед внутренним врагом. Смелые на войне солдаты становились беспомощными в обыденной жизни. Это поколение в литературе получило название “потерянное поколение”. Слайд 6.

Люди, воспитанные на богатейших гуманистических культурных традициях, должны были пережить ломку взглядов, убеждений и на 4 года превратиться в нерассуждающие и абсолютно бесправные автоматы, лишенные права распоряжаться собственной жизнью и совершать свободный нравственный выбор.

По аналогии критик В. Бондаренко назовет героев Дёгтева “поколением растерянных людей”. Слайд 7.

5) Аналитическая беседа по прочитанному рассказу “Выбор”.

- Кого вы отнесете к этому поколению, поколению “растерянных людей”? (Гранатометчик Роман.)

- Почему он ушел на войну? (Не сложилась семейная жизнь, жена ушла к другому, забрала квартиру, которую заработал он. Оставалось одно – выйти, взять бутылку. Конечно, от полного отчаяния, безысходности существования.)

- Какие художественные приемы использует автор, чтобы рассказать о жизни гранатометчика до войны? (Основной прием – многоточие. “Пил, пока деньги были. ”.)

- Когда используется этот прием? (Умолчание – фигура речи, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадаться, о чем могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании.)

- Кроме многоточия, какие изобразительно-выразительные средства языка говорят о полной “растерянности” главного героя? (Междометие “Ах!”, метафоры “тоскливо и горестно”, синонимия “квартира в которой он жил, называлась “конурой”. Обозленный на жизнь, он выбирает войну, потому что в мирной жизни он погиб бы быстрее. “И ноги как-то сами собой принесли его к казачьему атаману.)

- Почему на войне его стали называть “псом войны”? (Был очень жестоким, у него уже не дрожали руки, “звери” не снились, это был человек-автомат, он даже своих убивает.)

- Ваше отношение к тому, что он убил труса и был причастен к смерти московского журналюги? (Он не имел права лишать людей жизни, только суд может покарать человека. Это говорит о том, что он стал “зверем”, он не лучше тех, кого убивал.)

- Почему слова “пес войны”, “звери” в кавычках? (Так называют наемных убийц, эти названия можно встретить в других художественных произведениях XIX–XX вв.)

- Почему он так спешил в последнее время в полевую пекарню? (Ему понравилась Оксана, которая пекла хлеб.)

- Теперь обратим внимание на внешность героев. (У него глаза были серые, стального, немного зеленоватого цвета, у неё – карие, выпуклые, как у породистой, преданной собаки, а в последнее время глаза у нее сделались отчего-то золотистые и с янтарным оттенком.)

- Какой прием использует автор? (Антитеза. Его глаза потухшие, чуть-чуть теплится жизнь (немного зеленого цвета), у нее — живые, теплые, готовые дать новую жизнь).

- Почему ему нравилась эта девушка? (Строго себя держала, гордая, красивая, а как выплясывала перед солдатами, гранатометчик и думать о ней не мог, таких, как он, были сотни. Поэтому он даже и не пытался. “Да, она была настоящая королева!”.)

И вот сейчас ее внесли на носилках двое дюжих, измазанных глиной десантников. “Звери” обстреляли хлеборезку и получили дармовой хлеб. И только сейчас, увидев раненную Оксану, Роман заговорил с ней.

6) Чтение диалога Оксаны и Романа с извлечением конкретной информации. Беседа по диалогу.

- Как вы относитесь к поступку Романа? Что это, минутная слабость или любовь? (Конечно, любовь. Он понимал, что ждет Оксану в будущем, только он может ей помочь.)

- Легко ли ему было сделать предложение? (“Нет, – он произнес хрипло, – выходи за меня замуж”, словно груз сбросил..)

- Какими стилистическими фигурами, художественно-выразительными средствами пользуется автор, чтобы передать эмоциональное напряжение героя? (Лексический повтор.)

- Да, лексический повтор отличается очень мощным эмоциональным зарядом. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие. Найдите лексический повтор. (Сапог. Сапог! Боюсь, что завтра. завтра я не осмелюсь. Да, радость! Радость золотая, неподдельная).

- Следующая стилистическая фигура. (Парцелляция.)

- Что она обозначает? (Выделение из предложения какого-либо члена предложения – чаще второстепенного, оформление его в виде самостоятельного предложения. В тексте “Ты только не говори. Береги силы”.)

- Найдите другие выразительные средства речи. (Риторическое обращение характерно для этого рассказа. Оно придает сердечность, теплоту речи: “Слушай, будь другом. ”, “Ах, как я счастлива, Ромка!”, “Знаешь что. Оксана, дорогая?”, “Жмет, вражина, мочи нет”.

Риторический вопрос усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность. “Что? Замуж:”, “Ведь правда, все у нас с тобой будет хорошо?”, “ Мы еще потанцуем. Ведь правда, Рома?”.)

7) Поисковая работа в группах с извлечением художественно-выразительных средств языка (эпитетов, метафор, сравнений).

Слайд 10, 11, 12.

Учитель: Давайте прочитаем финал рассказа и прокомментируем его.

(Учащиеся находят опорные слова: плач сестры, горький запах тополевых поленьев.) Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какое “лицо” у войны? (война несет смерть, жестоко, когда гибнут мирные люди).

9) Заключительная беседа.

- Каков идея рассказа? (Любовь совершает чудеса. Роман исцелился, стал человеком.)

10) Слово библиотекаря.

Библиотекарь представляет другие произведения В.И. Дёгтева: “Падающие звезды”, “Азбука выживания”, “Профиль ветра”, “Русская душа”, “Белая невеста”, “Фараон и Нефертити”.

III. Заключительный этап урока

Учитель: В журнале “Москва”, рассказывая о своем творчестве, Вячеслав Дёгтев пишет: “В последнее время в своих рассказах я ухожу от трагических финалов. Русский человек верит в чудо, и это нечто большее, чем просто оптимизм. Если Россия – подножие Господа, то Бог не оставит Россию”.

Подводя итог всему выше сказанному, я бы отметила, как хочется и нам в это верить!

“Простые и вечные истины в прозе В.И. Дёгтева “Выбор”.

Построен на основе анализа рассказа “Выбор” В.И. Дёгтева, раздел “Современная литература”.

Форма проведения урока – урок-дискуссия с элементами стилистического анализа произведения.

“Он рассказчик от Бога, взявший на себя смелость и ответственность
“безоглядно резко” писать об окружающих нас трагических событиях”
Юрий Бондарев

Тип занятия: урок литературы по современной отечественной прозе

Технология: проблемное обучение.

  1. Формирование умений анализа фрагментов художественного произведения
  2. Формирование и расширение знаний об идейном смысле художественного произведения: раскрытие смысла названия произведения и постижение нравственных уроков, заключенных в содержании рассказа.
  3. Развитие умений аргументации собственной точки зрения, умений обсуждения, освоение культуры общения.
  4. Вызвать стремление гуманно относится к страдающему человеку, разделять чужую боль.
  5. создать условия для анализа средств выразительности произведения, подготовка к ЕГЭ.

Оборудование: текст рассказа; мультимедиа проектор;

3.«Простые и вечные истины в прозе В.И. Дёгтева “Выбор”.

Образовательный аспект – познакомить ребят с творчеством В.И. Дёгтева с целью анализа художественных средств рассказа Дёгтева “Выбор”.

Развивающийся аспект – развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память.

Воспитательный аспект – создать условие для развития интереса к современной литературе, осмысление поступков главного героя, с вычленением вечных ценностей человечества.

I. Организационный момент урока.

3. Презентация «Простые и вечные истины в прозе В.И. Дёгтева “Выбор”.

II. Основная часть урока.

Хочу продолжить знакомство с творчеством уже известного писателя Вячеслава Дёгтева. Многие писатели называют Вячеслава Ивановича Дёгтева русским Джэком Лондоном, королем рассказа.

Вячеслав Иванович Дёгтев родился в 1959г. На хуторе Карасилов Воронежской области. Офицер запаса, бывший летчик, летал на Л-29 и МИГ-17. В 1991 году окончил Литературный институт им. М. Горького. Автор 13 книг прозы. Его рассказы опубликованы в 140 газетах и журналах, как в России, так и за рубежом. Лауреат международной Платоновской премии “Умное сердце”, литературной премии имени Александра Невского “России верные сыны”, он стал и победителем популярной премии “Национальный бестселлер”.

*Какой выбор был у героя этого рассказ? (ответы учащихся).

  1. Не читая рассказ, не зная ещё его сюжет, подумайте, о чем может быть рассказ? (Ответы учащихся)
  2. Кто и что выбирает? ( ответы учащихся)

Читаю 1 часть рассказа.

Вопросы: обратим внимание на внешность героев.

- Каким вы представляете ЕГО? ответы

-Каким вы представляете ЕЁ?

- Какие глаза у него?

-Какие глаза у неё?

Читаю 2 часть. Слайд 11. Находим. У него глаза были серые, стального, немного зеленоватого цвета, у неё – карие, выпуклые, как у породистой, преданной собаки, а в последнее время глаза у нее сделались отчего-то золотистые и с янтарным оттенком .)

- Какой прием использует автор? ( Антитеза. Его глаза потухшие, чуть-чуть теплится жизнь (немного зеленого цвета), у нее — живые, теплые, готовые дать новую жизнь ).

-Что они значат? ( Так называют наемных убийц, эти названия можно встретить в других художественных произведениях XIX–XX вв .)

-Как называется такой прием в литературе, когда автор умышленно или невольно использует образ, мотив, выражение из произведения какого-либо автора? (реминисценция)

Реминисценция – присутствующие в писательских текстах отсылки к предшествующим литературным фактам: отдельным произведениям, образам, сюжетам. Это образы литературы в литературе. Реминисценция в одних случаях вводится в текст автором сознательно и целеустремленно, либо они появляются независимо от намерений и воли автора.

- Рассказ посвящается Юрию Бондареву - писателю –фронтовику. Ему удалось воссоздать дьявольский облик войны.

- Какие произведения Юрия Бондарева вы читали? (“Горячий снег”, “Берег”, “ Тишина”).

Огромное влияние на европейскую культурную традицию оказала Первая мировая война – доселе беспрецедентная в цивилизованном мире по своим масштабам. Эта война словно бы разрушила над головой миллионов людей кажущийся незыблемый ценностный свод: в первую очередь это коснулось молодого поколения интеллигенции. Это было поколение, брошенное на четыре года из университетских аудиторий в окопы. Люди, воспитанные на богатейших гуманистических культурных традициях, должны были пережить ломку взглядов, убеждений и на 4 года превратится в нерассуждающие и абсолютно бесправные автоматы, лишенные права распоряжаться собственной жизнью. Они были обязаны по приказу убивать, по приказу умирать.

- Подумайте как могут развиваться отношения между героями?

-Кем работал он до войны?

-Каково его отношение к женщинам?

- Кого вы отнесете к этому поколению, поколению “растерянных людей”? ( Гранатометчик Роман .)

-Почему он пошел на войну? От хорошей жизни на войну не вербуются.

( Не сложилась семейная жизнь, жена ушла к другому, забрала квартиру, которую заработал он. Оставалось одно – выйти, взять бутылку. Конечно, от полного отчаяния, безысходности существования ).

-Он сделал свой ВЫБОР. Поэтому он пошел на войну, в мирной жизни он погиб бы.

- Какие художественные приемы использует автор, чтобы рассказать о жизни гранатометчика до войны? ( Основной прием – многоточие. “Пил, пока деньги были. ”.)

- Когда используется этот прием? ( Умолчание – фигура речи, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадаться, о чем могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании .)

- Кроме многоточия, какие изобразительно-выразительные средства языка говорят о полной “растерянности” главного героя? ( Междометие “Ах!”, метафоры “тоскливо и горестно”, синонимия “квартира в которой он жил, называлась “конурой”. Обозленный на жизнь, он выбирает войну, потому что в мирной жизни он погиб бы быстрее. “И ноги как-то сами собой принесли его к казачьему атаману .)

- Что стало с главным героем на войне? (Ответы учащихся)

Слайд 16. Читаю 4 часть.

- Почему на войне его стали называть “псом войны”?

( Был очень жестоким, у него уже не дрожали руки, “звери” не снились, это был человек-автомат, он даже своих убивает .)

- Ваше отношение к тому, что он убил труса и был причастен к смерти московского журналюги? ( Он не имел права лишать людей жизни, только суд может покарать человека. Это говорит о том, что он стал “зверем”, он не лучше тех, кого убивал .)

И лишь потом мы узнаем их имена? (Писатель использует прием обобщения , стремится раскрыть типическое в современной жизни).

-Когда могут появиться имена героев? (с развитием у них отношений)

- Предположите, как развиваются у них отношения? (ответы учащихся)

Слайд 17. Читаю 5 часть.

- Почему он так спешил в последнее время в полевую пекарню? ( Ему понравилась Оксана, которая пекла хлеб.)

- Почему ему нравилась эта девушка? ( Строго себя держала, гордая, красивая, а как выплясывала перед солдатами, гранатометчик и думать о ней не мог, таких, как он, были сотни. Поэтому он даже и не пытался. “Да, она была настоящая королева!” .)

- Почему он не пытался ухаживать за Оксаной? (Таких, как он были сотни)

- Могли ли их отношения начать развиваться? (Ответы)

-Что могло произойти, что их отношения начали развиваться? (Ответы)

- Именно здесь рассказ делится на 2 части: жизнь до и после ранения Оксаны.

- Продолжите рассказ дальше. (ответы учащихся)

Слайд 20. Читаю 7 часть.

И вот сейчас ее внесли на носилках двое дюжих, измазанных глиной десантников. “Звери” обстреляли хлеборезку и получили дармовой хлеб. И только сейчас, увидев раненную Оксану, Роман заговорил с ней.

- Как вы относитесь к поступку Романа? Что это, минутная слабость или любовь? ( Конечно, любовь. Он понимал, что ждет Оксану в будущем, только он может ей помочь .)

- Легко ли ему было сделать предложение? (“ Нет, – он произнес хрипло, – выходи за меня замуж”, словно груз сбросил.. )

- Какими стилистическими фигурами, художественно-выразительными средствами пользуется автор, чтобы передать эмоциональное напряжение героя? ( Лексический повтор .)

- Да, лексический повтор отличается очень мощным эмоциональным зарядом. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие. Найдите лексический повтор. ( Сапог. Сапог ! Боюсь, что завтра. завтра я не осмелюсь. Да, радость! Радость золотая, неподдельная ).

- Следующая стилистическая фигура. ( Парцелляция .)

- Что она обозначает? ( Выделение из предложения какого-либо члена предложения – чаще второстепенного, оформление его в виде самостоятельного предложения. В тексте “Ты только не говори. Береги силы ”.)

- Найдите другие выразительные средства речи. ( Риторическое обращение характерно для этого рассказа. Оно придает сердечность, теплоту речи: “Слушай, будь другом . ”, “Ах, как я счастлива, Ромка! ”, “Знаешь что. Оксана, дорогая?”, “Жмет, вражина , мочи нет”.

Риторический вопрос усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность. “Что? Замуж:”, “Ведь правда, все у нас с тобой будет хорошо?”, “ Мы еще потанцуем. Ведь правда, Рома? ”.)

- Почему плачет молоденькая медсестра? (драматическое звучание плач сестры, горький запах тополевых поленьев )

- Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какое “лицо” у войны? ( война несет смерть, жестоко, когда гибнут мирные люди ).

- Какова идея рассказа? ( Любовь совершает чудеса. Роман исцелился, стаовится человеком , снова начинает верить людям)

-Какие простым человеческие истины затрагивает Дёгтев в своем рассказе?

  1. Любовь
  2. ненависть к войне;
  3. самоопределение личности;
  4. поиск личности и веры в человека.

III. Заключительный этап урока

Учитель: В журнале “Москва”, рассказывая о своем творчестве, Вячеслав Дёгтев пишет: “В последнее время в своих рассказах я ухожу от трагических финалов. Русский человек верит в чудо, и это нечто большее, чем просто оптимизм. Если Россия – подножие Господа, то Бог не оставит Россию”.

Подводя итог всему выше сказанному, я бы отметила, как хочется и нам в это верить!

II. Написать рецензию на рассказы В.И.Дегтева

Библиография творчества В. Дегтева

ДЕГТЕВ В. Рассказы // Роман-газета. — 1996.-Ns 7.

ДЕГТЕВ В. Падающие звезды (Рассказы) // Наш современник. — 2000. — № 7.

ДЕГТЕВ В. Азбука выживания // Роман-газета. - 2003. - № 22.

ДЕГТЕВ В. Фараон и Нефертити // Север. - 2002. - № 7-8.

ДЕГТЕВ В. Выбор // Слово. - 2003. - № 3.

ДЕГТЕВ В. Профиль ветра // Наш современ ник. - 2003. - № 7.

ДЕГТЕВ В. Рассказы // Наш современник. — 2002. - № 9.

ДЕГТЕВ В. Русская душа // Роман-газета. — 2001. -№ 15.

ДЕГТЕВ В. Белая невеста // Наш современник. -2004. - № 3.

ДЕГТЕВ В. Рассказы // Молодая гвардия. — 2001,-№4.

ДЕГТЕВ В. Рассказы // Молодая гвардия. — 2002. - № 4.

ДЕГТЕВ В. Рассказы // Молодая гвардия. — 2003. - № 8.

ДЕГТЕВ В. Последний парад (реквием) // Молодая гвардия. — 2005. — № 4.

Избранное / В.И. Дегтев и др. — М.: Три Л, 2001.

РАБИНОВИЧ B.C. Западная литература. История духовных исканий: Учеб. пособие / В.С.Рабинович. — М.: Интерпракс, 1994. — С. 221.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан.


"Азбука выживания в рассказеВ. Дёгтева "Выбор". Урок литературы в 11 классе.

Анализ рассказа. Групповая работа.


Вечные истины в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Добро и зло . Понятия вечные и неразделимые. Где есть добро, там есть и зло .


Данный материал о жизни, творчестве писателя, сюжете героев произведения "Обмен".


В поисках вечной истины

Тематическое родительское собрание с выступлением учащихся.


"Вечные истины"

Занимательный материал для проведения внеклассных занятий по теме "Христианство". (О крылатых выражениях библейского происхождения, викторина "Вечные истины").


Научно-исследовательский проект "Вечные истины" Английского Королевства"

Данная работа имеет практическую значимость - создание справочника крылатых высказываний выдающихся британцев, а также "афористов" других стран, чьи исторические фразы стали притчей у .

Читайте также: