Сочинение историй с помощью предметов

Обновлено: 02.07.2024

Для того чтобы узнать как можно больше о ребенке, о его семье, о том, что пережил ребенок, можно предложить ему выполнить следующие упражнения:

Лист бумаги разбивается ребенком на столько квадратов, сколько главных событий в своей жизни он может вспомнить. В каждом квадратике выполняется рисунок, соответствующий этому событию. Ребенок сам выбирает, чем ему рисовать. После этого терапевт предлагает ребенку рассказать о некоторых событиях, произошедших в жизни ребенка. Можно рассказывать от имени другого человека, сказочного персонажа.

На листах ватмана выполняется групповое задание. На каждом из 6 листов пишутся или рисуются ответы на вопросы:

- Что я хочу знать?

- Чему я могу научиться?

- Прекрасные мгновения моей жизни.

- Что меня пугает?

- Что для меня самое увлекательное?

Каждому ребенку предлагается лист ватмана. Задание: на листе нарисовать дом, в котором он бы хотел жить. Затем задаются следующие вопросы: Какой это дом? Деревянный или каменный? Где стоит? Что вокруг? Город, лес или поле? Кто живет с вами? Радует ли жизнь в этом доме? Чего не хватает для счастливой жизни в этом доме? После проходит обсуждение в группе. Ребята фантазируют, рассказывая о своих домах.

Техника незаконченных предложений

Завершение незаконченных предложений – отличный способ стимулировать детей к декларативным заключениям о самих себе, побуждать их вступать в контакт со своими желаниями, потребнос­тями, разочарованиями, мыслями и чувствам. То, как ребенок заканчивает предложение, помогает психологу выявить его иррациональные представления, способы решения проблем, аффективные и поведенческие реакции. Ведущий во время проведения теста поддерживает в ребенке позитивную самооценку.

Детям предлагаются незаконченные предложения, специфичные для пробле­матики группы:

- Я веселюсь, когда…

- Мне особенно грустно, когда…

- Я чувствую себя лучше, когда…

- Что меня бесит, так это…

- Мое любимое занятие…

- Звук выстрелов вызывает у меня…

Также при работе с группой можно попросить каждого из детей написать свой секрет, но не подписываться, а сложить записку и положить ее в общую кучу в середине комнаты. Затем каждый ребенок по очереди должен выбрать одну записку и прочитать ее вслух группе так, будто это его собственный секрет. Это занятие обычно бывает живым и вызывает всеобщую заинтересованность.

5. Техника совместного рассказывания

Сначала предложить ребенку рассказать какую-нибудь историю. Затем психолог должен рассказать историю собственного сочинения, в которой участвуют те же персонажи, которые использовал ребенок, но предлагая лучшее решение. Поскольку рассказ ребенка представляет собой проекцию, он будет, в общем, отражать какие-то ситуации из жизни ребенка. Каждый рассказ заканчивается выводом или моралью, вытекающими из фабулы рассказа. При этом важно иметь представление о ребенке, его жизни и быстро понять основную тему рассказа ребенка.

Для начала нужно уложить в целлофановые пакеты несколько предметов домашнего обихода, никак, казалось бы, не связанных между собой, например воронку, молоток, шарф, ручку, старую шляпу, большую ложку. В каждом пакете не должно находиться более четырех – пяти предметов. Небольшая группа детей может разыграть с помощью этих предметов целый спектакль.

Затем можно предложить детям обыграть несколько различных ситуаций, например, следующие:

- К вам приходит коммивояжер. Он настаивает на том, чтобы продемонстрировать вам пылесос, хотя вы говорите, что пылесос у вас уже есть. Как вы справляетесь с такой ситуацией?

- Вы разносите почту, бросаете на порог дома сверток с почтой, но он разбивает окно. Хозяин и хозяйка выбегают посмотреть, что случилось… Ваши действия?

Дети могут разыгрывать и такие ситуации, которые отражают подлинные или воображаемые эпизоды их жизни. Конфликт, характеризующий такие ситуации, непосредственно проявляется в драматическом творчестве. Обычно дети сами придумывают лучшие темы и распределяют между собой роли.

Детям нравится применять в постановках шляпы, маски и костюмы. Поэтому, нужно обеспечить им разнообразие шляп, и они будут менять характеры с той же быстротой, что и шляпы. Зеркало помогает ребенку, надевшему определенную маску, увидеть персонаж, который он представляет. Маска, так же, как и марионетка, позволяет ребенку говорить вещи, которые он не сказал бы от собственного имени.

Во время индивидуальных занятий ребенок может просмотреть все маски, выбрать одну из них и разговаривать как чудовище или черт, ведьма или принцесса. Иногда можно попросить ребенка надевать разные маски и говорить от имени каждого персонажа.

Можно использовать следующие слова: мама, папа, пещера, страх, горе, одиночество, и т.д.

Предложить вниманию ребенка коробку со значками. Ребенок перебирает значки в коробке, выбирает 1 – 2 себе. Прикалывает к одежде, объясняя при этом свой выбор. Можно попросить ребенка придумать девиз сегодняшнего дня и т.п.

Для этого упражнения потребуется полупрозрачный шарф из шифона (2,5 – 3 м).

Вначале двое взрослых, раскачивая шарф вверх и вниз, постоянно накрывают ребят с головой. Психолог начинает какой-нибудь рассказ – историю, при этом поясняет, что должен делать ребенок. Ребенок должен двигаться, когда шарф поднимается, и замереть, когда шарф опускается. Шарф позволяет контролировать движения ребенка и давать ему определенные сигналы.

Можно пролить свет на жизнь ребенка, попросив его нарисовать картину своего дня, своей недели, или жизни. Картинка открывает путь для дальнейшей беседы.

Данная программа представляет собой набор игр, объединенных в два цикла и направленных на снижение уровня тревожности у детей. Хотя мы представляем их в определенной последовательности, практика показала, что эффективность психотерапевтического процесса не снижается ни при изменении порядка использования предложенных циклов, ни при одновременном их применении.

Первый цикл включает в себя игры, основная цель которых – снижение уровня тревожности, выработка у ребенка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля. Данный цикл состоит из 7 занятий.

Второй цикл включает в себя игры, основная цель которых – помочь ребенку осознать собственные чувства, переживания и освоить новые эффективные социально приемлемые стратегии поведения. Данный цикл состоит из 6 занятий.

Каждое занятие может включать в себя либо одну игру, как представлено в программе, либо комбинацию нескольких игр на усмотрение психолога. При включении в занятие двух и более игр необходимо ориентироваться на желание и индивидуальные возможности ребенка; на необходимость и обоснованность подобного использования игр; также необходимо учитывать время, отводимое на проведение каждого занятия, – оно не должно превышать 40 минут.

Хотя программа ориентирована на индивидуальную форму работы с ребенком и большинство игр требуют именно такой формы организации, не исключается и работа с группой высокотревожных детей при условии первоначального прохождения ими данного тренинга индивидуально.

В некоторых случаях дети сами начинают придумывать варианты игр или просят повторить игру предыдущего занятия. Тогда психолог может либо изменить содержание занятий, либо предложить ребенку повторить игры после занятий. При этом в игре могут принимать участие как сам психолог, так и подготовленные им родители или воспитатели (по желанию ребенка).

Проведение занятий требует отдельного помещения, желательно расположенного вдали от музыкального и спортивного зала и от других источников повышенного шума. При групповой форме работы возможно проведение занятий на улице при наличии необходимого материала для организации коррекционных игр. В таком случае необходимо позаботиться о том, чтобы другие дети или взрослые не мешали проведению занятий, так как присутствие посторонних людей, даже в качестве зрителей, не позволяет детям снять напряжение. Именно по этой причине реализация данной программы невозможна в дошкольном учреждении в то время, когда воспитателем организуется свободная деятельность детей в групповой комнате.

Первый цикл

Второй цикл

Занятие 11. «Сочинение историй с помощью предметов)

Первый цикл

Данная игра способствует снижению напряжения, дает ребенку возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги у детей.

Для работы необходимо иметь старые газеты или любую другую ненужную бумагу. В начале игры психолог может, не объясняя правил, просто предложить ребенку рвать бумагу. Затем он сам берет газету и начинает ее рвать и бросать кусочки в центр комнаты, говоря при этом ребенку, что размер кусочков не важен. Если ребенок не подключается сразу к работе, его нельзя заставлять. Психолог может встать спиной к ребенку, делая вид, что не замечает его. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре комнаты становится большой, психолог предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывать по комнате. Можно также делать кучки и прыгать на них, обсыпать кусочками друг друга или подбрасывать кусочки горстями вверх.

К этой игре можно подключать родителей или воспитателей – особенно если они являются источником повышения уровня тревожности у ребенка.

Эта игра проводится для того, чтобы ребенок овладел навыками самоконтроля. В результате у ребенка повысится мотивация контроля за своими реакциями и он получит возможность почувствовать удовлетворение от результата выполненного действия.

Для проведения игры понадобятся секундомер, фишки, принадлежности для рисования, кубики. Ребенку предстоит выполнить одну из двух задач: построить из кубиков башню или раскрасить сделанное по трафарету изображение.

Усложнение игры состоит в том, что после нескольких занятий (когда ребенок научится не отвлекаться) психолог во время выполнения задания нарочно отвлекает ребенка. При этом последнему дается инструкция не обращать на терапевта внимание. Последующие возможные усложнения игры связаны с удлинением времени выполнения задания на 5 минут.

Игра позволяет ребенку поверить в собственные силы и учит рационально распределять свое время, что, в свою очередь, снижает уровень его тревожности.

Упражнение используется с целью выработки у ребенка уверенности в своих силах. Ребенку предлагается не просто что-то сделать, а представить, что он может это сделать и показать. Например, если попросить ребенка завязать шнурки, он может отказаться. В этом упражнении психолог просит его представить, что он может завязать шнурки и показать, как это делается.

В воображаемой игровой ситуации ребенок чувствует себя более свободно и не опасается, что у него что-то не получится. Причем в данном случае для ребенка является более ценным сам процесс самостоятельного действия, чем его результат.

Пластичность теста, глины или пластилина позволяет ребенку выразить значимые для него темы, сохраняя достаточно высокую степень контроля над материалом. Процесс работы с материалом и все те изменения, которые он претерпевает, являются весьма емкими метафорами психологической трансформации. Сочетание теста, глины или пластилина с другим изобразительным материалом представляет дополнительные экспрессивные возможности.

Для проведения игры необходимо иметь пластичный материал (глину, тесто, пластилин), набор формочек (позволяющих отразить разнообразные эмоционально значимые темы), скалку, различные изобразительные и поделочные предметы (камушки, перья, зубочистки, карандаши, стеки, молоток, пластмассовый нож).

Вначале ребенку дается возможность изучить свойства предоставленного ему материала, поиграть с ним. При этом психолог может также играть с материалом. Как правило, вначале ребенок некоторое время играет с материалом и предметами, изучая их свойства и наблюдая за реакцией терапевта. Затем он переходит к основному этапу работы – созданию определенных образов. Работа каждого ребенка с материалом индивидуальна, поэтому психологу нужно вести себя достаточно чутко и осторожно, чтобы выбрать оптимальный момент для того, чтобы вмешаться в процесс детского творчества.

Существуют два основных способа работы детей с материалом:

  1. Создание единичных символических образов.
  2. Создание набора фигур или изображений, которые используются для ролевой игры.

Данная игра позволяет ребенку снизить уровень тревожности, ослабить и снять эмоциональное и физическое напряжение.

Игра направлена на снятие у ребенка напряжения, скованности и на снижение уровня тревожности.

Для проведения игры необходимо иметь маленький легкий коврик, который ребенок мог бы легко перемещать, но в то же время мог уместиться на нем сидя и лежа.

Психолог предлагает коврик ребенку и говорит, что это не простой коврик, а волшебный, и в данный момент он превратился в дом (больницу, садик, кроватку и т. д. в зависимости от проблемы ребенка). Затем психолог предлагает поиграть на этом коврике и сам включается в игру, беря на себя роль мамы (воспитателя или другого человека в зависимости от проблемы ребенка).

Большинство тревожных детей склонны держать в себе тревожные переживания. Эта игра позволит ребенку проявить свои чувства, снизить уровень тревожности и подготовиться к играм второго цикла.

После занятия можно спросить ребенка, что он хочет сделать с содержимым ящика. Если ребенок затрудняется с ответом психологу нужно предложить различные варианты: выбросить, порвать, смять, сжечь и т.д.

Второй цикл

Данная игра поможет ребенку быстрее адаптироваться к обстановке терапевтического процесса для работы на занятиях этого цикла. Основная цель игры – помочь ребенку в выражении чувств и обучение соотнесению эмоциональных состояний с их рисуночными изображениями.

Для проведения игры психологу необходимо подготовить кубики с нарисованными на них лицами, изображающими различные чувства (радость, злость, печаль, веселье, обида и др.).

На первом этапе психолог знакомит ребенка с изображениями, называя чувства. Затем он просит ребенка показывать ему кубик и называть, какое чувство на нем нарисовано. При этом вовсе не обязательно, чтобы ребенок называл именно то чувство, которое первоначально было закреплено за изображением.

На следующем этапе психолог предлагает ребенку построить башню или дом из кубиков. При этом ребенку необходимо брать любой кубик, называть чувство, которое на нем изображено, а затем использовать его для постройки.

Усложнение игры заключается в том, что ребенку предлагается не только назвать чувство, которое изображено на кубике, но и рассказать, в какой ситуации он испытывал (испытывает, мог бы испытывать) это чувство.

Одной из широко распространенных проблем в психотерапевтической работе с детьми дошкольного возраста является их неспособность передать словами свои переживания. Данная игра позволяет ребенку ощутить безопасную дистанцию, необходимую для словесного описания своих переживаний. Вовлечение в игру способствует снятию психологических защит и в условном игровом контексте делает возможным словесное описание ребенком своих переживаний. Кроме того, игра позволяет ребенку отреагировать свои чувства, которые он осознает, но не может выразить словами.

В ходе игры психолог располагается на уровне ребенка: либо за столом, либо на полу. У него имеются 8 листов бумаги размером 10×15 см, а также маркер и стаканчик с фишками. Это могут быть крышки от бутылок, кружочки, вырезанные из цветного картона, или игральные фишки.

В начале игры ребенка просят перечислить все знакомые ему чувства. При этом психолог с помощью рисунков на листе бумаги схематично передает это чувство (например, радость – улыбка, грусть – слеза и т. д.). Психолог старается прежде всего выяснить те чувства, которые связаны с имеющимся нарушением у ребенка. При затруднении словесного выражения чувства психолог может подсказать ребенку варианты. После того как все 8 листов заполнены, психолог располагает их перед ребенком. Затем психолог рассказывает какую-либо историю, при этом он кладет фишки на те картинки, которые соответствуют его чувствам. Задание можно несколько усложнить, если с помощью фишек передавать интенсивность и силу чувства: чем сильнее чувство, тем больше фишек на одной картинке.

Следующие истории ребенок рассказывает сам, а психолог кладет фишки на соответствующие рисунки. Если для передачи чувств не хватает изображений, их можно нарисовать дополнительно. Данная игра особенно эффективна при работе с тревожными детьми: она позволяет разобраться в причинах, вызывающих у ребенка тревожное состояние.

В основе этой игры лежит метод релаксации. При использовании этой игры в работе с детьми вначале необходимо применять упражнения, направленные на достижение сфокусированного внимания на фоне релаксации, а затем вызывать у ребенка зрительные образы.

При использовании этого метода ребенок получает контроль над собственным телом и чувствами, но только при условии, что он способен к последовательному выполнению простых заданий и не сопротивляется релаксации. Хотя конечной целью является овладение ребенком приемами саморегуляции, на начальной стадии ребенок выступает в качестве ведомого, а психотерапевт обучает его выполнять инструкции.

Ребенку предлагается расположиться в специальном, удобном кресле или на кроватке. Затем ребенка просят сконцентрироваться поочередно на каждой группе мышц (ноги, руки, тело, лицо), попеременно напрягая и расслабляя их. В конечном итоге достигается расслабление всех мышц. Хотя глубокая мышечная релаксация способствует успешному проведению направленной визуализации, на начальных этапах работы или при работе с маленькими детьми (которым трудно сохранять неподвижное положение) достаточно просить ребенка просто выполнять задания, связанные с фокусировкой внимания на разных мышечных группах. Следует учить ребенка достигать релаксации с открытыми глазами. Это поможет ему в дальнейшем активизировать свое воображение в условиях, не способствующих погружению в глубокую релаксацию.

Эта игра позволяет ребенку определиться со своими чувствами и осознать последствия своих действий в той или иной ситуации.

Для проведения игры понадобятся пять или шесть предметов. (Это могут быть игрушки.) Эти предметы кладут перед ребенком и объясняют, что ему нужно придумать о них историю, причем история должна быть интересной и должна чему-то учить. После этого ребенок выбирает предмет и придумывает о нем историю. Во время рассказывания психолог может проанализировать, с каким героем идентифицирует себя ребенок, какие приписывает ему чувства и поступки, насколько они реальны. Затем психолог пересказывает историю, придуманную ребенком.

Основная цель сочинения ребенка и его пересказа психологом заключается в предоставлении ребенку возможности понять свои чувства и осознать последствия своих действий. Эта игра дает достаточно большой терапевтический эффект, так как ребенок без каких-либо эмоциональных затруднений рассказывает о своих проблемах, о том, что происходит в его жизни.

Данная игра поможет ребенку научиться вербально и невербально выражать свои эмоции.

Для проведения игры необходимы кубики, используемые в качестве строительного материала. Психолог объясняет ребенку, что они вместе будут строить дом (заборчик, башню и т. п.). Но прежде чем положить кубик, ребенку нужно рассказать, что его раздражает больше всего. Только после этого он может положить свой кубик. Затем психолог делает то же самое. В следующий раз ребенок может рассказать, что ему больше всего нравится, затем — что его веселит, от чего ему грустно, чего он боится v т. д. Тематика может повторяться. Лучше чаще использовать те темы, которые позволяют ребенку больше рассказывать о своей проблеме.

К игре можно подключить родителей или воспитателей, особенно если они являются источником повышения уровня тревожности у ребенка.

Данная игра позволяет не травмирующим ребенка образом выяснить его чувства по поводу определенных событий и значимых для него людей, а также помогает ребенку выразить свои чувства.

Для проведения игры необходимо попросить родителей, чтобы они подобрали и принесли семейные фотографии, на которых достаточно четко были бы изображены близкие родственники ребенка и, по возможности, жизненные ситуации, отражающие различные стороны жизни ребенка. Также понадобятся ножницы, клей, фломастеры, бумага, скотч.

Основная цель упражнений – снижение уровня тревожности, выработка у ребенка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля.

Педагог начинает рисовать какой – либо рисунок (дом, дерево, реку и т.д) и начинает его комментировать, как бы рассказывая историю и одновременно дорисовывая детали к своему рисунку, соответствующие рассказу. Перед каждым действием (рисованием следующей детали) ребенку задаются вопросы о том, что он думает, как дальше будут развиваться события. Необходимо, чтобы рассказ был для ребенка понятен и доступен. Занятие пройдет более эффективно, если история не будет касаться сказочных героев, о которых у ребенка сложились определенные представления. Если ребенок не идет на контакт, то можно попробовать изображать рисунок, как загадку или ребус и попросить помощи, что может стимулировать интерес.

Эта игра способствует снижению напряжения, дает ребенку возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги.

Для работы нужна любая бумага или газеты. Не объясняя правил, социальный педагог начинает рвать бумагу, бросая ее в середину комнаты, и предлагает ребенку делать то же самое. Если ребенок не подключается к работе, его нельзя заставлять. Педагог продолжает разрывать бумагу, не обращая внимание на ребенка. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча становится большой, ребенку предлагается поиграть с кусочками. Педагог начинает подбрасывать кусочки вверх, разбрасывает их по комнате. Можно делать кучки и прыгать на них, можно обсыпать ими друг друга. Возможно, ребенок сможет предложить новые варианты использования этих кусочков.

К этому занятию можно подключать родителей ребенка, являющихся источником повышения тревожности у ребенка

Помогает ребенку овладеть навыками самоконтроля. Повышается мотивация контроля за своими реакциями и формируется возможность почувствовать удовлетворение от результата выполненного действия.

Материал: секундомер, фишки, принадлежности для рисования, кубики.

Ребенку дается 10 фишек и кубики. За 10 минут он должен построить башню, не отвлекаясь. За каждое отвлечение у ребенка берется одна фишка, а если он справляется с заданием, то ему дается еще 10 фишек. Набрав 30 фишек, ребенок может получить приз. Со временем игра может усложниться. Педагог начинает мешать ребенку, задавая вопросы, и укорачивает срок до 5 минут.

Игра позволяет ребенку поверить в собственные силы и учит рационально распределять свое время, что снижает уровень тревожности.

Вырабатывается уверенность ребенка в собственных силах.

Ребенку предлагается показать, как будто он умеет что-то сложное (завязывать шнурки). В воображаемой игровой ситуации ребенок чувствует себя более свободно и не опасается неудачи.

Позволяет выразить значимые для ребенка темы, сохраняя высокую степень контроля над материалом. Также ребенку предлагаются другие предметы: формочки, скалка, изобразительные и поделочные предметы (камушки, перья, тряпочки, зубочистки, карандаши, молоток, пластмассовый нож и т.д.)

Сначала ребенок может изучить свойства материалов. Педагог тоже может играть. Затем ребенок переходит к созданию образов.

Снижается уровень тревожности, ослабляется и снимается эмоциональной и физическое напряжение.

Помогает снять напряжение, скованность и снизить тревожность.

Материал: маленький легкий коврик, на котором ребенок мог бы уместиться лежа, сидя и легко перемещать его.

Педагог говорит, что коврик волшебный и превращается в различные места (больницу, садик), предметы (кровать, ванна и т.д.) и сам включается в игру, беря на себя роль мамы, врача, воспитателя и т.д.

Большинство тревожных детей скрывают тревожные переживания. Здесь ребенок может проявить свои чувства, снизить тревожность и подготовиться к играм второго цикла.

Материал: пустая емкость с крышкой (ящик, коробка), фломастеры, бумага.

После занятия можно спросить у ребенка, что он хочет сделать с содержимым коробки. Если он затрудняется с ответом, нужно предложить разные варианты – выбросить, порвать, сжечь, смять и т.д.

Второй цикл.

Помогает ребенку в выражении чувств и обучает соотнесению эмоциональных состояний с их рисуночными изображениями.

Материал: кубики с нарисованными на них лицами, изображающими различные чувства (радость, злость, печаль, веселье, обида и т.д.)

Педагог знакомит ребенка с чувствами на изображениях. Затем просит ребенка показывать кубик и называть чувство. Не обязательно, чтобы было названо именно то, чувство, которое было закреплено за изображением. Потом ребенок берет любой кубик, называет чувство и строит из них башню. Усложняя, педагог просит ребенка не только называть чувство и строить, но и рассказывать, когда ребенок сам испытывал это чувство (в какой ситуации).

Позволяет ребенку ощутить безопасную дистанцию, необходимую для словесного описания своих переживаний. Способствует снятию психологических защит. Помогает отреагировать чувства, которые осознает ребенок, но не может проговорить.

Материал: 8 листов бумаги 10 * 15, маркер, фишки.

Ребенка просят перечислить знакомые ему чувства. Педагог схематично фиксирует эти чувства на бумаге (грусть – слеза, радость- улыбка и т.д.), прежде всего, стараясь выявить те чувства, которые связаны с имеющимися проблемами ребенка. Ребенку можно помогать. После того, как все листы заполнены, педагог располагает их перед ребенком и начинает рассказывать какую-либо историю. При этом он кладет фишки на те картинки, которые соответствуют его чувствам. Задание можно усложнить с помощью фишек, передавая интенсивность и силу чувства: чем сильнее чувство, тем больше фишек на картинке.

Следующие истории ребенок рассказывает сам, а педагог кладет фишки на соответствующие рисунки. Если чувств не хватает, их можно дорисовать.

Позволяет разобраться в причинах, которые вызывают у ребенка тревожность.

В основе игры лежит метод релаксации.

Ребенок получает контроль над своим телом и чувствами, но только при условии, что он способен к последовательному выполнению простых заданий и не сопротивляется релаксации.

Конечная цель – овладение навыками саморегуляции.

Ребенок садится в кресло. Педагог просит его сконцентрироваться поочередно на каждой группе мышц, расслабляя и напрягая их. В конечном итоге достигается расслабление всех мышц.

Помогает ребенку определиться со своими чувствами и осознать последствия своих действий в той или иной ситуации.

Материал: 5-6 предметов (могут быть игрушки).

Предметы кладутся перед ребенком, и ему предлагается придумать о них историю, которая должна быть интересной и чему-то учить. Ребенок выбирает предмет и начинает рассказывать, во время чего педагог может проанализировать, с каким героем ребенок идентифицирует себя, какие приписывает ему чувства и поступки, насколько они реальны. Затем педагог пересказывает историю, придуманную ребенком.

Ребенку предоставляется возможность понять свои чувства и осознать последствия своих действий. Эта игра дает большой терапевтический эффект, так как ребенок без каких-либо эмоциональных затруднений рассказывает о своих проблемах, о том, что происходит в его жизни.

Учит ребенка вербально и невербально выражать свои чувства.

Педагог объясняет ребенку, что они вместе будут строить дом (башню, забор и др.). Но прежде чем положить кубик каждый должен сказать, что его больше всего раздражает, нравится, расстраивает, пугает и т.д. Тематика может повторятся. Лучше чаще использовать те темы, которые позволяют ребенку больше рассказать о своей проблеме.

К игре можно подключить родителей.

Позволяет не травмирующим ребенка способом выяснить его чувства по поводу определенных событий и значимых людей, и помогает ему выразить свои чувства.

Материал: ножницы; клей; фломастеры; бумага; скотч и фотографии, на которых достаточно четко были бы изображены близкие родственники ребенка и жизненные ситуации, отражающие различные стороны жизни ребенка.

В чем же нуждаются дети? Необходима предметная среда, насыщенная многофункциональными вещами, кроме того, ребенок должен получать достаточные и разносторонние знания об окружающем мире, и, наконец, дети с третьим уровнем воображения нуждаются в специальных заданиях, где надо что-то придумать (сказочный сюжет, историю, игру, загадку и т.д.).

Методика сочинительства сказок и веселых историй -Особенности обучения сочинению сказок и историй с опорой на пространственные модели

Особенности обучения сочинению сказок и историй с опорой на пространственные модели

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). Замещаемыми объектами могут быть герои сказок, которые сочиняют дети: люди, звери, гномы, волшебники. Иногда приходится замещать и предметы, с которыми дети действуют.

В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, прямоугольники и т.д., различающиеся по цвету, форме и величине.

В старшей группе занятия также усложняются за счет появления готовых пространственных моделей, которые используются сначала при пересказе знакомой сказки.

Для детей предлагается большее количество заместителей, заместители меняются по цвету, форме, величине.

Кроме того, вводятся задания на коллективное сочинение историй, что развивает умение планировать ход придумываемой истории.

В основном же, все задания на воображение направлены на формирование у детей умения комбинировать образы объектов и сюжетов без опоры на какие-либо вспомогательные средства (заместители предметов, игрушки, модели).

Предполагается, что по окончанию занятий дети будут сочинять свободно истории и сказки, опираясь на собственные образы воображения.

Важнейший методический вопрос при обучении сочинению является вопрос о выборе сюжетов. Он должен вызывать желание придумать сказку, историю, композиция истории должна быть четкой, обязательно с включением элементарных описаний.

Сюжет истории, сказки должен соответствовать опыту детей и уровню их речевого развития, затрагивать нравственные и эстетические чувства. Тема рассказа, которая сообщается детям, обязательно должна содержать логику развития сюжета.

Известно, что типичный процесс обучения детей монологу состоит в том, что педагог помогает ребенку с помощью плана (цепочки вопросов), не отступать от темы, излагать события в логической последовательности, достаточно выразительно, по-возможности, включая диалоги действующих лиц.

Если рассмотреть пространственную модель, для сочинения истории, сказки, то очевидно, что она представляет наглядный план (цепочку событий) во временной последовательности. Но в отличии от модели, используемой при пересказе, здесь внесен многофункциональный объект (предмет), который можно вообразить чем угодно и сочинить свою историю (сказку).

Методика сочинительства сказок и веселых историй

При ϶том в качестве главных и основных приемов обучения детей написанию сказок, называют сочинение на любую тему или на предложенную самим воспитателем и продолжение рассказа воспитателя.

На начальном (подготовительном) этапе обучения детей написанию сказок используют игры на основе известных детям сказок. К примеру, детям предлагают описать героинь ᴎɜ сказок ʼʼБелоснежкаʼʼ, ʼʼЗолушкаʼʼ и другие, а аналогичным образом, например, сравнить сюжеты подобных друг другу сказок ʼʼГоспожа метелицаʼʼ, ʼʼМорозкоʼʼ и так далее.

Кроме , используются игры на моделирование (учащиеся учатся распознавать в абстрактных фигурах героев сказок, а так придумывают различные ситуации, в основу беря схематические изображения отдельных предметов) и игры на обобщение ( дети придумывают предметы — помощники на основе анализа основных волшебных предметов).

Когда происходит процесс обучения детей сочинению сказок, часто используется такой прием, как придумывание продолжения истории. В ϶том приеме учителя часто используют в качестве основного сюжета различные загадки, пословицы, потешки и другое.

Пословица очень краткая по содержанию форма сюжета, вместе с ᴛᴇᴍ считается одним ᴎɜ наиболее эффективных приемов обучения детей сочинению собственных историй. К примеру: ʼʼБез труда не выловишь и рыбку ᴎɜ прудаʼʼ. Учитель предлагает детям следующее начало рассказа: ʼʼОднажды мама попросила Мишу наловить рыбы, чтобы приготовить обед. Мише было очень лень идти, но деваться было некуда…ʼʼ.

Считалочка так нередко используется в играх детей. Детям очень легко придумывать продолжение истории к знакомой считалочке. К примеру, по считалочке, которая давно известна каждому ребенку ʼʼНа златом крыльце сидели Микки Маус, Том и Джерри…ʼʼ, можно предложить детям следующее начало истории: ʼʼОднажды на златое крыльцо вышли погулять Микки Маус, Том и Джерри…ʼʼ

А вот при загадывании загадок детям учитель должен обращать внимание детей на образные средства. Кроме того, педагог должен помочь детям проанализировать их, а после нахождения отгадки у предлагать сюжет. К примеру, известная всем загадка ʼʼЗимой и летом – одним цветомʼʼ предлагается начало сказки ʼʼВот прошло лето, и у наступила зима, а она все не меняла цвета…ʼʼ

Кроме вышесказанных приемов, используется активно такой прием, как прием оживления неодушевленных предметов. Эᴛο могут быть наиболее различные предметы (ʼʼДень рождение столаʼʼ, ʼʼКак поссорились нож и вилкаʼʼ и так далее), но все чаще ʼʼоживляютсяʼʼ игрушки, куклы.

Очень интересен и такой прием, как прием цепочки. Он используется коллективного сочинения истории. Данный прием строится следующим образом: один ребенок называет любое слово, другой ребенок называет другое слово, при ϶том связывает ᴇᴦο с предыдущим.

К примеру, первое слово ʼʼкошкаʼʼ, а другое слово ʼʼплатьеʼʼ, а сказка в итоге строится так: ʼʼОднажды решила кошка купить себе платьеʼʼ. Третий ребенок, например, назвал слово ʼʼмышьʼʼ и, связывая ᴇᴦο с предыдущим, получается: ʼʼА платья продавала мышьʼʼ. И так сказка заканчивается. Когда каждый ребенок в классе придумает по предложению.

Алгоритм сочинения сказок

Алгоритм составления сказки:

  • определение места, где будут происходить главные события;
  • выбор главных героев ( то есть положительного и отрицательного);
  • выбор волшебства (придумывание волшебника, волшебнои̌ силы, волшебных слов или волшебного предмета);
  • определение взаимодействия (борьбы) героев за обладание волшебным предметом реализации своих целей; здесь важно выяснить мотив, чᴇᴦο героям нужен ϶тот предмет, который позволяет персонажам начать действия, ϶то может быть тайна (найти спрятанное, установить истину), общение (договориться, объяснить, разрешить спор), помощь (помочь, спасти, освободить, защитить, вылечить) и др.;
  • разрешение конфликта, можно использовать усиление (у положительного героя по помощник) или ослабление (волшебный предмет потерялся) действий создания равновесия между героями, при решении конфликта не должен страдать окружающий мир.

Своеобразие методики сочинения фантастических историй Джанни Родари

Известный писатель Джанни Родари предлагает несколько методов придумывания сказок.

Всᴇᴦο одно слово может служить отправнои̌ точкой сказки, так думает писатель. Ведь абсолютно любое слово вызывает у человека ассоциации. Писатель назвал ϶тот метод ʼʼкамень в прудуʼʼ.

Любой набор слов, который был образован при помощи ассоциации, может стать началом или основой сочинения истории. Автор предлагает записать слово по вертикали и придумать на каждую букву другие слова.

К примеру, на слово ʼʼкотʼʼ слова ʼʼкитʼʼ, ʼʼогоньʼʼ, ʼʼтеньʼʼ. У после придумывается сказка, в который должны обязательно встретиться эти слова. С этим заданиям с легкостью справляются дети дошкольники.

В сочиненных сказках детьми часто используется словотворчество– то есть придумываются новые герои, их имена, страны, в которых живут.

Родари предлагает прибавлять к самым обыкновенным словам приставки: мини-, анти- супер и так далее, чтобы получить абсолютно новые слова.

К примеру, с помощью приставок получаютя такие слова, как антикот, минилев, суперлис и далее. Такое новое слово может быть главным героем сказки.

Следующий метод, который предлагает писатель, называется ʼʼбином фантазииʼʼ. В начале подбираются два слова, которые по смысловому ряду стоят совершенно в противоположных сторонах.

Слова можно придумывать совершенно случайным образом, методом тыка или методик придумывания новых слов.

Далее с помощью изменения по падежам, с помощью союзов и предлогов эти два слова нужно соединить во всœевозможные сочетания и выбрать ᴎɜ них самое необыкновенное.

Такой метод не только хорош в сочинении собственных историй, но так активизирует словарный запас детей. Полученное необыкновенное сочетание может служить главнои̌ темой сказки. К примеру, берутся слова ʼʼкот и тыкваʼʼ. Исходя из всᴇᴦο выше сказанного, мы приходим к выводу, что получаются следующие словосочетания: ʼʼтыква котаʼʼ, ʼʼкот в тыквеʼʼ, ʼʼтыквенный котʼʼ и так далее.

Методика обучения детей сочинению рассказов и сказок

  1. етоды и приемы обучения дошкольников сочинению рассказов и сказок.
  2. Своеобразие методов сочинения фантастических историй Джанни Родари.

В методике развития речи определяют различные этапы обучения сочинению сказок: пересказ, соединение сказочных сюжетов (контаминация или компиляция),самостоятельное сочинение, обогащение литературного опыта, обучение приемам создания сказок, обобщение и систематизация знаний об особенностях жанра. В качестве основных приемов обучения выступают:продолжение рассказа воспитателя,сочинение на предложенную и самостоятельно выбранную тему, введение фантастических элементов в реалистический сюжет.

Для обучения детейпридумыванию новых сказок наподготовительном этапе целесообразноиспользовать игры на основе знакомыхлитературных произведений:

При обучении детейсочинению часто используется приемпридумыванияпродолжения истории.Для обозначения сюжета в истории спродолжением можно использовать малыефольклорные формы: пословицы, считалки,потешки, загадки.

Большие возможностидля детского творчества заложены внебылицах. К. Чуковский отмечал, чтоэти произведения построены на опрокидываниинорм, на забавном перепутывании функцийи признаков предметов.

Для коллективногопридумывания сказочной истории используютприем цепочки.При этом первый ребенок называет однослово, следующий – другое слово исвязывает его с предыдущим.

Так пока каждый ребенок не придумает по одному предложению.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: