Сочинение по обществознанию 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

В данной статье вы узнаете, как написать эссе по обществознанию. Примеры прилагаются.

Видео – как написать эссе по обществознанию

Если вы еще не сталкивались с написанием эссе, посмотрите видео.

Также хотелось бы добавить, что экзаменационное эссе оцениваются конкретными людьми. Чтобы эксперт, проверяющий в день от 50 до 80 работ, отметил какое-то эссе как заслуживающее внимание, данное эссе должно не только отвечать всем нижеизложенным требованиям, но и отличаться определенной оригинальностью, неординарностью и самобытностью – это подразумевается самим жанром эссе. Поэтому необходимо не только изложить научно-фактический материал по теме, но и приятно удивить нестандартностью и гибкостью своего мышления.

Алгоритм написания эссе во время ЕГЭ

Примеры эссе на тему:

На высший балл

Я полностью согласен с высказыванием известного французского социалиста, историка и политического деятеля первой половины ХХ века Жана Жореса, в котором он говорит об особенностях революционного пути общественного прогресса, об отличительных чертах революции. Действительно, революция – это один из путей прогресса, движение вперед, к более лучшим и сложным формам организации общественного устройства. Но так как революция есть коренная ломка всего существующего строя, преобразование всех или большинства сторон общественной жизни, происходящее за короткий промежуток времени, то эта форма прогресса всегда сопровождается большим количеством жертв и насилия.

Если мы вспомним революционный 1917 год в России, то увидим, что обе революции повлекли за собой жесточайшую конфронтацию в обществе и стране, вылившуюся в страшную Гражданскую войну, сопровождавшуюся небывалым ожесточением, миллионами погибших и пострадавших, невиданной до тех пор разрухой в народном хозяйстве.

Если мы вспомним Английскую буржуазную революцию, то также увидим гражданскую войну, репрессии против инакомыслящих.

А когда посмотрим на историю США, то увидим, что обе буржуазные революции, прошедшие в этой стране, имели форму войны: сначала – войны за независимость, а затем – Гражданской войны.

Перечень примеров из истории можно продолжать и продолжать, но везде, где бы не происходила революция – в Китае, в Иране, в Нидерландах и т.д. – везде она сопровождалась насилием, т.е. варварством с позиции цивилизованного человека.

И пусть иные мыслители возвеличивали революцию (как, например, Карл Маркс, утверждавший, что революции – это локомотивы истории), пусть реакционеры и консерваторы отрицали роль революций в общественном прогрессе, мне ближе точка зрения Ж.Жореса: да, революция – способ прогресса, движение к лучшему, но совершаемое варварскими методами, то есть с применением жестокости, крови и насилия. Насилием нельзя создать счастья!

На небольшой балл

В своей цитате автор говорит о революции и о прогрессе. Революция – это способ преобразования действительности в короткое время, а прогресс – это движение вперед. Революция не является прогрессом. Ведь прогресс- это реформа. Нельзя сказать, что революция не дает положительных результатов – например, русская революция позволила рабочим и крестьянам избавиться от тяжелого положения. Но по определению революция не является прогрессом, ибо прогресс – это все хорошее, а революция – это плохое. Я не согласен с автором, который причисляет революцию к прогрессу.

План эссе

P.S. будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе ( философии, политики, экономики, правоведения и т.д.)

Аргументация:
1) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы.
Например: раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.
2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни

Заключение:
Вернуться к формулировке самого высказывания или к проблеме высказывания. Сделать на основе этого вывод.
Вывод должен состоять из 2 частей: свои мысли в качестве итога + возврат к теме.

Рекомендуем:

Обратите внимание: на главной странице есть множество материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и другим предметам.


Фазиль Искандер В данном высказывании автор рассуждает о сущности культуры как о внутреннем, духовном развитии и богатстве человека.

Автор ставит проблему проявления нравственных и моральных качеств индивидом. Автор считает, что человек должен поступать по отношению к др.


Тит Ливий Высказывание посвящено сущности и функциям такого источника права как закон. Смысл высказывания состоит в том, что не суще.

Обоснуйте важность навыков самоконтроля для формирования личности. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых пре.

Обоснуйте важность принципа единства прав и обязанностей гражданина в демократическом государстве. (Обоснование может быть дано в одном или.

Главная идея выбранного мной высказывания заключается в том, что главной задачей такой науки как экономика является удовлетворение постоян.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему « Российская федерация: форма государ.

Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или н.


Пьер Буаст Высказывание посвящено специфическому воздействию на поведение людей общественного мнения, выступающего как инст.

В данном высказывании автор затрагивает проблему роли государства в регулировании экономики. Проблема весьма актуальна, так как мировой.

ЕГЭ по обществознанию становится всё более массовым видом проверки знаний и умений выпускников. Следовательно, перед каждым учителем встает задача правильно организовывать и провести концентрированную подготовку выпускников к ЕГЭ.

1) очерк, трактующий проблемы в свободной форме;

2) сочинение свободной композиции, основанное на передаче индивидуальных впечатлений;

3) жанр прозы, с парадоксальным изложением.

Таким образом, эссе – это сочинение-рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.

Но эссе по обществознанию имеет массу своих особенностей, отличающих его от эссе по другим предметам. И главная заключается в том, что оно представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта.

Как же научить наших детей создавать работу, соответствующую данному определению и которую с полным правом можно было назвать эссе?

Можно выделить несколько этапов формирования умений и навыков написания эссе.

Этапы работы:

Учащиеся, как правило, довольно быстро, в течение нескольких уроков, осваивают предложенный эталон ответа и без особых затруднений переносят его на задания более высокого уровня сложности.

3.Обучение подбору аргументов в поддержку и опровержение какого-либо положения, позиции с использованием изученных обществоведческих понятий и терминов.

Предложенный перечень понятий и терминов уже сам по себе является стимулом к активной мыслительной деятельности ученика, к привлечению материала из его собственного жизненного опыта.

4. Обучение приемам аргументации собственной позиции в ходе ведения учебных дискуссий. Ученик обучается выражать своё собственное мнение по поводу конкретной ситуации и строить доказательство в его защиту.

Таким образом, к окончанию основной школы учащиеся получают весь необходимый фундамент для создания эссе.

Старшая школа: 10-11 классы.

Этапы работы:

Если соединить все полученные слова, то у нас приблизительно получится: свободное сочинение, основанное на эмоциях и личных впечатлениях субъекта, но при этом имеющее свою структуру, а также отражающее нечто единое и целое. Теперь попробуем сверить сказанное с тем, в чём нас убеждают литераторы.

Особенности эссе как литературного жанра

Особенности объема

Как правило, это небольшая работа

Индивидуальность работы

Субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему

Особенности стиля

Образность, афористичность, разговорные интонации и лексика

Особенности композиции

Композиция свободна, однако это не предполагает ее полное отсутствие; последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции; в пунктуации - многоточия, будто приглашающие к соразмышлению

2.Определение структуры эссе

Несмотря на свободное композиционное построение эссе, в нём должны присутствовать части, которые создадут общую структуру работы, своеобразный скелет, выстроенный по определённым принципам.

Структура эссе

Элемент структуры

% к общему объему работы

Введение (формулировка проблемы (смысла) высказывания, выражение собственного отношения)

Основная часть (тезисы и их аргументация, выражение личного мнения)

Заключение (Выводы, умозаключения)

В связи с этим, в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях.

Вступление

Как умно и метко высказывается автор.

Очень оригинальная мысль…

Никогда не думал, что ….

Оказывается, что идея о том, что.

Основная часть

Во-первых, . во-вторых, . в-третьих, …

Рассмотрим несколько вариантов.

Давайте попробуем порассуждать…

С одной стороны, .

Заключение

К какому же выводу мы пришли.

3. Определение требований к содержанию эссе

Эссе выступает одновременно в качестве и измерителя знаний, умений, навыков ученика, и инструмента, позволяющего ученику через рефлексию, привлечение собственного опыта на осознанном уровне освоить и расширить обществоведческие знания.

В отличие от других методов контроля и проверки знаний, целью нашего творческого сочинения является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает анализ информации, его интерпретацию, построение рассуждений, сравнение фактов, подходов и альтернатив, формулировку выводов, личную оценку автора и многое другое.

Применение эссе на уроках способствует более четкому и грамотному формулированию мыслей, помогает расположить их в строгой логической последовательности, предполагает свободное владение языком обществоведческих терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые аргументы по соответствующей теме.

Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, даёт возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения и изложения материала.

4. Отработка навыка написания эссе.

С чего начинается работа по написанию эссе по обществознанию?

Во-первых, с выбора темы, которая на ЕГЭ определяется перечнем общественных наук. Все представленные на экзамене темы – афоризмы, причем отобраны такие высказывания, которые могут вызвать неоднозначную реакцию человека, побудить к дискуссии, рассуждению о смысле фразы, уместности такой трактовки или такого подхода к тем или иным общественным явлениям, процессам, фактам.

При выборе темы следует исходить из того, материал какой темы наиболее знаком, насколько учащийся владеет терминологией данной науки, насколько он может быть теоретически подготовленным в области аргументации своих утверждений.

Выбор темы эссе – ответственная задача и выпускник должен быть уверен в том, что он:

  1. имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;
  2. ясно понимает смысл высказывания;
  3. может выразить свое отношение к нему;
  4. владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для теоретически грамотного анализа темы;
  5. сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

При подготовке к экзамену лучше не распыляться, а сконцентрировать учащегося на тех науках, которые ему ближе: более интересны, более высок уровень знаний и т.д. Также стоит обратить внимание на автора цитаты – очень часто имена авторов афоризмов повторяются, и будет только плюсом поработать над выяснением неизвестных личностей, ведь использование в работе подобного дополнительного материала будет только плюсом.

С9.2 Социальная психология

При этом необходимо не забывать об эмоциях, которые будут проявляться через яркие фразы, живой и интересный язык эссе (оригинальность, необычность, призыв к спору). Иногда даже короткие, простые, разнообразные по интонации предложения дают значительно больший эффект, чем длинные замысловатые размышления.

Очень важно, чтобы учащийся научился правильно формулировать заложенный в цитате смысл, иначе весь созданный материал не будет оценён положительно. Ведь в соответствии с требованиями к написанию эссе, в случае отсутствия формулировки смысла высказывания, работа не подлежит дальнейшей проверке.

Например, возьмём несколько афоризмов и постараемся сформулировать заложенное в них смысловое содержание:

Смысл: нужно правильно распоряжаться своими сбережениями, которые не должны лежать мёртвым грузом, а приносить доход.

Смысл: каким бы суровым не был закон, он является законом, а значит, его исполнение является обязательным.

Именно регулярные практические занятия, систематическая отработка данного умения позволит не бояться оформлять проблемы и формулировать смысловое значение афоризма. И только вдумчивое отношение к данному вопросу позволит решить судьбу эссе. Поэтому при выборе темы, лучше остановиться на той проблеме, по которой учащийся может дать развёрнутое теоретическое обоснование с использованием понятий, определений, фактов.

Алгоритм написания эссе:

1. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

а) она интересна вам;

б) вы понимаете смысл этого высказывания;

в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методика организации работы по написанию эссе

Описание презентации по отдельным слайдам:

Методика организации работы по написанию эссе

Методика организации работы по написанию эссе

Аргументированное эссе Аргументированное эссе – это сочинение-рассуждение неб.

Аргументированное эссе Аргументированное эссе – это сочинение-рассуждение небольшого объема, написанное на спорную тему.

Цели написания аргументированного эссе: убедить аудиторию в определенной точк.

Цели написания аргументированного эссе: убедить аудиторию в определенной точке зрения и склонить ее на свою сторону (при этом большое внимание уделяется критике противоположной позиции); сформулировать доказательства, почему предпочтительна данная позиция, а не другая.

Требования к написанию эссе по обществознанию Учащийся знает основные обществ.

Требования к написанию эссе по обществознанию Учащийся знает основные обществоведческие термины, распознает их в различном контексте и правильно использует в письменной форме Умеет сравнивать социальные объекты, выявлять их отличие от всех других и сходство определенного объекта с родственными Способен характеризовать социальные объекты и процессы раскрывать свойственные им значимые признаки Объясняет социальные явления и процессы, раскрывает их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние Приводит собственные примеры, поясняет, аргументированно раскрывает теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах Дает оценку социальных объектов и процессов, высказывает суждения об их ценности, уровне и назначении

Задание для слушателей Задание: Сформулируйте цель вашей работы Я пишу, чтобы.

Задание для слушателей Задание: Сформулируйте цель вашей работы Я пишу, чтобы…………………………………………………………………………………………………………………………

Задание для слушателей Задание: Попытайтесь определить, кто будут ваши будущи.

Инструкция для эксперта Максимальный балл за полный ответ: 4. Представлена со.

Инструкция для эксперта Максимальный балл за полный ответ: 4. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа; дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Особенности эссе Для эссе характерна ярко выраженная авторская позиция, в осн.

Особенности эссе Для эссе характерна ярко выраженная авторская позиция, в основе содержания эссе лежат личные впечатления, взгляды, представления, мысли и чувства, информация. Они могут быть представлены в форме аналогий, ассоциаций, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов.

Отличительные признаки эссе Наличие конкретной темы или вопроса Личностный ха.

Отличительные признаки эссе Наличие конкретной темы или вопроса Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления Небольшой объем Свободная композиция Непринужденность повествования Парадоксальность Внутреннее смысловое единство Открытость (не претендует на полный, законченный анализ)

Тип эссе С точки зрения содержания Философское Литературно-критическое Истори.

Тип эссе С точки зрения содержания Философское Литературно-критическое Историческое Художественное Художественно-публицистическое Духовно-религиозное

Тип эссе С точки зрения литературной формы Рецензия Лирическая миниатюра Заме.

Тип эссе С точки зрения литературной формы Рецензия Лирическая миниатюра Заметка Страничка из дневника письмо

Тип эссе С точки зрения композиционного построения Описательное Повествовател.

Тип эссе С точки зрения композиционного построения Описательное Повествовательное Рефлексивное Критическое Аналитическое

Общие рекомендации по написанию эссе Соберите всю важную информацию Системати.

Общие рекомендации по написанию эссе Соберите всю важную информацию Систематизируйте информацию и свои мысли Определите структуру работы Выберите способ изложения и подход

Структура эссе Кольцевая композиция эссе: вступление, тезис, аргументы, тезис.

Структура эссе Кольцевая композиция эссе: вступление, тезис, аргументы, тезис, аргументы, тезис, аргументы, заключение (вывод). Количество тезисов и аргументов зависит от плана, логики развития мысли автора. Схематично изображая структуру эссе, можно получить следующую цепочку: В-Т-АА-Т-АА-В

Вступление Вступление сообщает (явно или неявно) о цели работы. Это привлечет.

Вступление Вступление сообщает (явно или неявно) о цели работы. Это привлечет внимание, представит тему, позволит заявить позицию. Внимание: рекомендуется отвести на вступление около 50 из 500 слов, составляющих текст эссе.

Основная часть Основная часть является последовательным изложением темы; пред.

Основная часть Основная часть является последовательным изложением темы; представляет позицию, взгляды, представления автора; развивает основные идеи. Внимание: рекомендуется отвести на основную часть около 400 из 500 слов, составляющих текст эссе: примерно 200 слов – на основные идеи, примерно 200 слов – на аргументы и примеры.

Заключение. Заключение. Автор подводит итоги, поясняет содержание основной ча.

Заключение. Заключение. Автор подводит итоги, поясняет содержание основной части, делает ссылки на вступление, усиливая смысл и значение написанного. Внимание: рекомендуется отвести на заключение около 50 из 500 слов, составляющих текст эссе.

Выбор темы эссе на экзамене определяется указанием на базовую науку, в рамка.

Выбор темы эссе на экзамене определяется указанием на базовую науку, в рамках которой она должна быть раскрыта Экономика Социология Политология Правоведение Культурология Философия Тема должна быть раскрыта в контексте экономического,……., философского знания (т.е. с привлечением терминов, понятий, теоретических положений, примеров из общественной жизни и личного опыта)

Выбор темы предусматривает знания базовой науки; понимание смысла высказывани.

Выбор темы предусматривает знания базовой науки; понимание смысла высказывания (возможно не согласие, но понимание); готовность выразить свое отношение к утверждению автора владение обществоведческими терминами; умение привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта.

Экзаменационный вариант Экономика «Экономика – это искусство удовлетворить бе.

Критерии оценивания эссе представление собственной точки зрения (позиции, отн.

Критерии оценивания эссе представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы, проявление индивидуальности; раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа, образность; дискуссионность и диалогичность; внутреннее смысловое единство; аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт, оригинальность решения проблемы

Литература: Алехина Ю. Сочинение по обществознанию? Почему бы и нет.// Истори.

Читайте также: