Введение в сочинение обломов

Обновлено: 02.07.2024

Важную роль в становлении характера Обломова сыграло его воспитание и обстановка, где он вырос.

Место рождения Ильи Ильича – это некий уголок земли, где господствовали мир, уют, покой. В его имении обязательно присутствовал дневной сон. Вот в такой обстановке воспитывался Обломов, осыпаемый похвалами от нянек, лаской и заботой от матери. Самостоятельные труды ему были запрещены, запрещалось даже убегать куда-то. В итоге, Илюша в четырнадцать лет не может надеть одежду сам.

Итак, исходя из описания взросления Обломова, можно понять откуда возник его идеал жизни. Повзрослевший Илья мечтает очень по-детски. Когда он мечтал, он ощущал спокойствие, какую-то стабильность. Также и мечтал он о любимой женщине, которая своими качествами должна была напоминать ему маму, такую же любящую заботливую, принимающую полностью участие в его жизни. Когда много мечтаешь – отрываешься от настоящей, действительной жизни. Что и случилось с нашим главным персонажем, погрузившимся в свои грёзы. И поэтому реальный мир Обломов не мог принять. Осталась в нем так же и привычка, которая привела его к нравственному рабству. Привычка эта – полагаться всегда на других, которые выполняли его желания.

В 32 года Обломов становится невероятно бездейственным существом, который всё время проводит в квартире на Гороховой улице, лежит в своем халате на диване. Видимо, он не понимает зачем ему что-то нужно делать, ведь доходы у него имеются. Их приносит ему его имение. Потихоньку он рвет связь со всем: со службой, обществом. Всё, что необходимо для жизни – это любимый халат с диваном. Конечно редко он пытался занять себя чтением, но эти попытки были для него утомительными. Но ведь автор столько раз подчеркивал в нем много положительных качеств! Например, честность, ум, гуманность и даже когда-то существовали в нем глубокие идеалы. Когда-то он учил математику, английский язык, мечтал служить родине. Но вся описанная обстановка убила в нём все эти детские порывы.

2 вариант

Роман Гончарова начинается со слов описания внешности Обломова.

С самого начала, перед нами встает образ ленивого, в чем-то апатичного и равнодушного человека. Он мечтатель, может целыми днями лежать на кровати и ничего не делать. Обломов предстает перед глазами неким бездельником и неспособным вносить изменения в окружающий мир. Но это не так.

Все повествование Гончарова строится на беседах посетителей и самого Обломова.

Первыми гостем Обломова стал Волков. Обломов не повел глаза. Волков – педант, молодой, успешен у дам и на первый взгляд вызывает доброту. Обломов даже не разрешил подойти близко, ибо от гостя веет холодом. Волков пытается пригласить Обломова на обед или в Екатерингоф, но Обломов не видя смысла в этом, категорично отвечает - нет.

После ухода гостя, Илья перевернулся на спину и думает о Волкове. Вдруг, его размышления прервались. К Илье Ильичу пришел Судьбинский. Судьбинский не медлит и предложил обед с Мирашиными. Обломов тоже отказывается.

Обломов, еще раз повторяясь – мечтатель. Его полная сущность раскрывается через любовь. Обломов любит Ольгу Ильинскую. Ради неё он начал читать, меняться и не прекращает мечтать о счастливой семейной жизни вместе с ней. Понимая, что расти до уровня Ольги ему еще очень долго Обломов убивает в себе многие чувства и осознавая, что не создан для неё решает прекратить с этим. Обломов прекрасно понимает, что всего того о чем мечтает. Он понимает, что не будет той долгожданной счастливой жизни, не осуществятся те мечты о любви. С Ильинской пришлось закончить.

Спустя некоторое время, у Обломова сложились отношения с Пшенициной. Они построены на уважении и любви. Именно в этих отношениях Обломов приобрел те ощущения, о которых он мечтал.

Одно можно сказать точно! Отношение к Илье Ильичу Обломову не может быть однозначным. Обломов – уникальная личность. С первого взгляда, Обломов - ленивый и равнодушный. С другого взгляда, он очень чуткий и понимает глубокую психологию людей. Он способен любить и способен понимать несовместимость людей друг с другом.

В заключение, в характере Обломова собраны многие черты характеров различных людей.

Сочинение по произведению

Именно традиционный полуденный барский сон, к которому приучили Илью в детстве и стал началом этой деградации личности. Конечно же, его постоянно жалели (как и всех детей такого круга), не давали сделать лишнее движение, опекали от самостоятельности.

Вот таким он и вырос – неприспособленным к жизни и даже жалким. Ведь с 14-ти лет Илья Ильич даже не одевался самостоятельно. Наверняка, к 30-ти он разучился это делать.

Постоянный эгоизм, лень, удовлетворение низменных потребностей сделали из человека раба. С каждым годом апатия преобладала – от работы Илья Ильич отказался, фальсифицировав справку о болезни, и не выходил из дома, влача инертное существование.

По роману Обломов

Несколько интересных сочинений

Сейчас моя школа обыкновенная, но в будущем она станет другой. Я думаю, что в ней появятся специальные двери, чтобы проходить, по специальным ключам; электронные учебники и тетради. Кабинеты будут с новым оборудованием

В будний день мама просыпается в шесть часов. Она пьет воду и умывается. Потом будит меня и папу, если он не встал. Мы идем умываться.

Основной темой произведения является творческая одаренность обычного русского мужика, представленная писателем в образе тульского оружейника, наделенного не только талантом, но и духовным стержнем и нравственной человеческой силой.

Иван Александрович Гончаров написал роман “Обломов” в 1859 году. Это произведение сразу же привлекло внимание критиков. Роман является одним из популярных классических произведений русской литературы.
Главный герой – Илья Ильич Обломов, дворянин, умный, интеллигентный человек и патриот. Автор подробно описывает своего героя: “Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи”. Илья Ильич, не смотря на свое образование, не плохое жизненное положение совсем

не хочет действовать, жить, развиваться дальше. Он честен, добр и доверчив, им не обладают какие-либо корыстные цели и желания.

Но его жизнь скучна и однообразна, ведь он совсем не стремится жить. Безвольный и ленивый герой, проживает свою жизнь впустую и не использует всяческие возможности для украшения и развития своей жизни.
Жизнь Ильи Ильича Обломова с самого его рождения была беззаботной и спокойной. Ее описание мы можем увидеть в сне главного героя. Обломов в своем сне мысленно переносится в детство, в деревню, где он жил со своими родителями. Жизнь в деревне была размеренной, спокойной и ни к чему не

Он проживал неторопливое, спокойное, но ленивое детство. Основные слова в описании детства Обломова автор часто использует такие слова, как “сон”, “молчание”, “покой”, “тишина” и так далее. Именно эти слова передают атмосферу, которая царила в доме Обломовых, а после и перенеслась в жизнь самого Ильи Ильича.
Илья Ильи был воспитан как настоящий барин, знатный и богатый, у которого нет никаких обязанностей. Он не заботится и завтрашнем дне и живет ради своего удовольствия.
Заставить главного героя жить активно и наслаждаться каждым моментом, не может даже любовь. Искренние и настоящие чувства Ольги Ильинской не заставили его задуматься о смысле существования. Илья Ильич даже в любви не может быть счастлив, он считает, что все чувства это просто школа жизни, ищет в себе несовершенства.

И именно из-за этой жизненной позиции он теряет Ольгу и остается с Агафьей Матвеевной.
Можно сделать вывод, что герой, не умеющий “жить”, радоваться каждому дню. Он придерживается старых обычаев и традиций и поэтому так и не узнает настоящего счастья.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Тумботино Павловского района Нижегородской области

Конкурс учебно-методических разработок

Автор : учитель русского языка и литературы

Новосадова Надежда Васильевна

Сопроводительная информация об авторе

Новосадова Надежда Васильевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Тумботино

Учитель русского языка и литературы

Литература – УМК под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008 . Русский язык - УМК под редакцией В. В. Бабайцевой (авторский коллектив:А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова).

Образовательная : обучить составлению плана сочинения, подбору текстового материала, нахождению идеи сочинения и приемов выражения личностной позиции пишущего;

Развивающая : развитие устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы над сочинением;

Воспитательная : этическое и эстетическое воспитание учащихся, пробуждение желания к активной деятельности, полезной как для самого ученика, так и для общества.

Тип урока : урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Межпредметные связи : литература и русский язык.

Предварительное домашнее задание:

Оборудование: портрет И.А. Гончарова; словарь С. И. Ожегова, на доске – форма плана к сочинению, эпиграфы.

1.Вступительное слово учителя.

2.Работа над вступлением к сочинению.

3.Определение содержания основной части сочинения.

4.Работа над заключением.

5.Составление плана сочинения.

1.Вступительное слово учителя

Сегодня мы с вами учимся писать сочинение. Умение составлять связный текст–рассуждение с опорой на литературное произведение является в настоящий момент одной из основных задач обучения русскому языку и литературе. Обратите внимание на эпиграфы к нашему уроку. Подумайте, как вы их сможете прокомментировать в конце нашего урока.

Учитель : Наша задача сегодня – поработать с текстом главы, как можно лучше разобраться в том, с какой целью автор описывает сон Ильи Ильича, а также обосновать и сформулировать свой ответ в форме сочинения.

2.Работа над вступлением к сочинению

Итак, что же такое сон, и какое влияние сны оказывают на человека?

С.И. Ожегов дает следующее определение сна:

1.Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.

2. То, что снится, грезится спящему, сновидение.

3. Определение содержания основной части сочинения

Учитель : В романе сну посвящена отдельная глава. При прочтении описания сна Ильи Ильича мы получаем основные сведения о причинах, благодаря которым сформировались отрицательные черты характера Обломова.

Каковы же эти причины? Что же способствовало превращению жизни человека в пустой, бесцветный сон? Ведь не родился же таким Илья Ильич?!

Ответы учащихся : Одной из причин являются условия воспитания маленького Обломова. Ильюша был очень живым и подвижным мальчиком. Его детский ум впитывал в себя окружающий мир и явления, происходящие вокруг него.

Работа с текстом: Зачитайте отрывок из текста романа, подтверждающий это.

Он окружен заботой взрослых и неотлучной няни.

Маленький Илья настолько привык к этому, что даже в зрелом возрасте не мог и не пытался жить самостоятельно. Он даже гордился тем, что за всю жизнь сам чулок не надел, угли в камине не помешал. Но, как мы можем заметить, все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить – таков итог жизни Обломова.

Вопросы учителя : Скажите, пожалуйста, какой показана автором деревня, в которой провел свое детство Илья Ильич? Какой изображена природа на лоне которой рос Обломов? Подтвердите примерами из текста романа.

Учитель: Итак, вторая причина – это жизнь и обычаи людей в деревне, в которой вырос главный герой романа. В ней царили покой и бездействие, которые лишь иногда нарушались из-за различных неприятностей.

Природа Обломовки сочеталась с характерами и поведением местных жителей. В ней не было резких переходов от одного пейзажа к другому.

Мы выяснили, почему бурная и деятельная жизнь была чужда Илье Ильичу до самой смерти. Когда Обломову предстоит решение накопившихся сложных проблем, он тяжело вздыхает, вспоминая безмятежно прожитые годы, не предпринимая ничего даже для собственного благополучия.

Сон – это обычное состояние для Ильи Ильича. Хотя Обломову всего 32 года, он уже напрочь лишен вкуса к жизни.

Вопрос учителя : Почему он считает своих гостей несчастными?

Вопрос учителя : Что стало с Обломовым, когда он переехал на Выборгскую сторону?

Ответы учащихся : Переехав на квартиру Пшеницыной, Обломов снова попадает в стихию своего детства, так как ее квартира – это тоже своего рода Обломовка, но без ощущения живой природы и ожидания чуда. Здесь он находит покой, уют, заботу женщины и питание. Илья Ильич вновь огражден от волнений и забот. Он снова становится пассивен, постоянно лежит на диване в починенном Пшеницыной халате. И почти незаметно Обломов уходит в свой вечный сон, так и не задумавшись над целью своей жизни.

Сон Обломова отражает настроение и уклад жизни определенной части людей России того времени. Общее у них то, что в жизни они не имели дела, являющегося необходимостью. Если эти люди что-нибудь и делают, то только по принуждению, их жизнь похожа на пустой сон.

4. Работа над заключением

Ответы учащихся : Конечно же, актуальны. Ведь разве в наши дни нет ленивых, апатичных молодых людей?! К сожалению, они есть. Возможно, кто-то из вас даже узнал в Обломове себя или кого-то из своих знакомых и близких. Но не нужно отворачиваться от таких людей, им необходимо помочь осознать всю никчемность бесцельного существования, привить желание быть полезным для своей страны и людей, в ней живущих.

Ответы учащихся : Конечно же, отрицательно. В России должно быть как можно меньше людей, видящих сны, подобные сну Обломова, и живущих по такому же принципу, что и он. Ведь богатство и благополучие страны зависят от людей деятельных, которым и сны снятся соответствующие.

5. Составление плана сочинения

Начнем работу над планом нашего сочинения. Какова форма плана сочинения?

План состоит из введения, основной части и заключения.

Во введении надо обязательно определить направление, в котором вы решили раскрывать тему, а также четко определить свою задачу, то есть сказать о том, какую идею вы будете доказывать в сочинении.

В основной части необходимо доказать идею сочинения. Свои мысли необходимо подтверждать цитатами из текста.

В заключении желательно высказать свое мнение о проблеме, найти связь идеи сочинения с современностью, сделать свои выводы.

Итак, как бы вы озаглавили пункты плана нашего сочинения? Пожалуйста, слушаю ваши предложения.

I .Влияние на человека увиденных им снов.

II.Жизнь Обломова – пустой сон:

1.Условия воспитания Ильюши, приведшие к трагедии его жизни.

2.Бездеятельная жизнь и неподвижные пейзажи Обломовки.

3.Сон – обычное и желаемое состояние для Ильи Ильича.

4.Уклад жизни части людей России XIX века, похожий на сон.

III.Сны современного общества.

6. Подведение итогов урока

Вопросы учителя : Итак, сегодня мы с вами занимались обсуждением идеи нашего сочинения. Скажите, пожалуйста, какова она?

Вопросы учителя : Как вы поняли эпиграфы к нашему уроку, как прокомментируете их?

Ответы учащихся , содержащие собственные точки зрения, из которых выделяем главное: воспитание, атмосфера, окружающая в детстве, играет решающую роль в формировании характера человека, его образа жизни.

Также мы учились работать над планом сочинения, подбирать подходящие цитаты для аргументации высказываний.

Скажите, какую информацию должны содержать введение, основная часть и заключение?

Какими должны быть цитаты по объему?

Желательно использовать цитаты небольшого объема, но содержащие необходимый для доказательства той или иной мысли объем текстового материала. Ни в коем случае не нужно загромождать текст сочинения ненужными цитатами, пытаясь подменить ими собственные мысли. Такой подход к написанию сочинения неверен и не принесет хороших результатов.

7. Домашнее задание

Список литературы

Анненков П.В. Базаров и Обломов // Роман И.С. Тургенева Отцы и дети в русской критике: Сборник статей / Сост. И.Н. Сухих. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1986. – с. 267-270.

Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы. – М.: Академия, 1999. – 400 с.

Вся русская литература: Учебное пособие / Сост. И.Л. Копылов. – Мн.: Современный литератор, 2002. – с. 222-224.

Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Русская критика: Сборник статей / Cоставитель М.И. Белоусова. – Лениздат, 1973. – с. 374-414.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М.: Флинта, Наука, 2000.- 248 с.

Каменская Л.Я. Школьное сочинение по литературе. – М.: Просвещение, 1994. – 175 с.

Конспект – 2: Методические рекомендации / Сост. Н.И. Горобец. – Архангельск: Издательство Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 2001. – 59 с.

Краснощекова Е.А. Обломов И.А. Гончарова. – М.: Художественная литература, 1970. – 96 с.

Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.

Обломов. Роман И.А. Гончарова // Писарев Д.И. Литературная критика. В 3-х томах. Том 1 / Сост. Ю. Сорокин. – Л.: Художественная литература, 1981. – с.42-59

Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. – М.: Высшая школа, 1990. – 156 с.



Пример сочинения 1

Гончаров раздвигает рамки социально-бытового романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера. Главным достоинством писателя можно считать раскрытие личности на фоне исторического развития нации.
Гончаров пытался найти связующие нити разрозненных явлений русской жизни. Эта традиция будет продолжаться в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского.


Пример сочинения 2

Роман "Обломов" был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. "Обломов" является социально-психологическим романом, изображающим губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. Автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века, которую наблюдал с самого детства.

Воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формировании его характера и мировоззрения.
Родился Илья Ильич в Обломовке – этом "благословенном уголке земли", где "нет ничего грандиозно¬го, дикого и угрюмого", нет "ни страшных бурь, ни разрушений", где господствуют глубокая тишина, мир и невозмутимое спокойствие. В имении Обломовых традиционным был полуденный "все¬поглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти". И маленький Илюша рос в этой атмосфере, был окружен заботой и вниманием: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка ребёнка сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться.

К 32 годам Илья Ильич превратился в "байбака" – апатичное существо, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Зачем эта борьба, когда можно жить на деньги, которые он получает с имения. Постепенно он порывает со службой, а потом и с обществом.


Пример сочинения 3

Читайте также: