Сочинение егэ по тексту по лермонтова

Обновлено: 02.07.2024

Русский поэт – масштабная фигура в литературе – М. Лермонтов озадачивается вопросом, касающимся причин, по которым Москва не может быть названа обыкновенным городом. В своих размышлениях, автор повествует о Москве, как о городе со своей уникальной историей и душой. М. Лермонтов отвел себе в собственном произведении роль экскурсовода, показывающего читателю знаменитые места, такие, например, как Поклонная гора, где Наполеон смотрел на объятый пламенем Кремль.

Он также акцентирует наше внимание на монастырях: Алексеевском и Донском.

Во время описания Воробьевых гор Лермонтов применяет средства художественной выразительности: сравнивает реку со змеей (“Река подобна змее”), использует метафору (одеты… туманом). С учетом этого читатель приходит к осознанию того факта, что Воробьевы горы входят в число красивейших мест Москвы.

Однако Москва прославилась наличием особенного места – алтаря России, как назвал его М. Лермонтов. По его мнению, оно не поддается описанию – данное место необходимо самолично увидеть каждому человеку, чтобы прочувствовать, насколько Великой является Москва.

Авторская позиция легко объяснима:

Москва является необыкновенным городом, у которого есть богатая история, знаменитые памятники, собственная душа, жизнь и язык. Лермонтов прав. Москве, действительно, отведено исключительное место среди иных городов, так как она обладает богатым историческим прошлым.

Со стороны Михаила Юрьевича в стихотворении “Бородино” звучит обращение к Величественному городу Москва, во время ведения Бородинского сражения:

Многие погибшие в сражении герои, остались в памяти Москвы. Городу этому свойственно существенно отличаться от всех остальных, поэтому Лермонтов и выделяет именно его.

А. Пушкин на страницах романа “Евгений Онегин” акцентирует внимание на величии города:

“Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось. ”.

Михаил Лермонтов неспроста посвятил свои размышления данному городу, который за годы существования пережила многое, а его величие и красота продолжает радовать людей и сегодня.

(1)Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке. (2)Нет! (3)У неё есть своя душа, своя жизнь. (4)Каждый её камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота и поэта! (5)Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный! (6)Едва проснётся день, как уже со всех её златоглавых церквей раздаётся согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Бетховена.

(7) Под горой, у самой подошвы стены кремлёвской, против Тайницких ворот, протекает река, и за нею широкая долина, усыпанная домами и церквями, простирается до самой подошвы Поклонной горы, откуда Наполеон кинул первый взгляд на гибельный для него Кремль, откуда в первый раз он увидал его вещее пламя — этот грозный светоч, который озарил его торжество и его падение!

(8) Ближе к центру города здания принимают вид более стройный, более европейский; проглядывают богатые колоннады, широкие дворы, обнесённые чугунными решётками, бесчисленные главы церквей.

(9) На западе, за длинной башней, где живут и могут жить одни ласточки, ибо она, будучи построена после французов, не имеет внутри ни потолков, ни лестниц и стены её распёрты крестообразно поставленными брусьями, возвышаются арки каменного моста, который дугою перегибается с одного берега на другой; вода, удержанная небольшой запрудой, с шумом и пеною вырывается из-под него, образуя между сводами небольшие водопады. (10)Далее моста, по правую сторону реки, отделяются на небосклоне зубчатые силуэты Алексеевского монастыря; по левую, на равнине между кровлями купеческих домов, блещут верхи Донского монастыря. (11)А за ним, одеты голубым туманом, восходящим от студёных волн реки, начинаются Воробьёвы горы, увенчанные густыми рощами, которые с крутых вершин глядятся в реку, извивающуюся у их подошвы подобно змее, покрытой серебристою чешуёй.

(12)Когда склоняется день, когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы, тогда только можно видеть нашу древнюю столицу во всём её блеске, ибо подобно красавице, показывающей только вечером свои лучшие уборы, она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление.

(13)Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки? (14)Он алтарь России, на нём должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные Отечества. (15)Давно ли, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего своего праха?!

(16)Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. (17)Надо видеть, видеть. (18)Надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению!

(По М.Ю. Лермонтову*)

* Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841 гг.) — великий русский поэт, прозаик, драматург, художник.

Коновалов Александр (группа 3 уровня).

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст:

(2)Нашего поэта нет, — М. Лермонтов пятнадцатого числа текущего месяца в семь часов пополудни убит на дуэли отставным майором Н. Мартыновым. (3)Неисповедимы судьбы Твои, Господи! (4)И этот возрождающийся гений должен погибнуть от руки подлеца: Мартынов — чистейший сколок с Дантеса.

(5)Этот Мартынов служил прежде в кавалергардах, по просьбе переведён в Кавказский корпус капитаном, в феврале месяце отставлен с чином майора и жил в Пятигорске, обрил голову, оделся совершенно по-черкесски и тем пленял, или думал пленять, здешнюю публику.

(6)Мартынов никем не был терпим в кругу, который составлялся из молодёжи гвардейцев.

(7)Лермонтов, не терпя глупых выходок Мартынова, всегда весьма умно и резко трунил над Мартыновым, желая, вероятно, тем заметить, что он ведёт себя неприлично званию дворянина.

(8)Мартынов никогда не умел порядочно отшутиться — сердился, Лермонтов более и более над ним смеялся; но смех его был хотя едок, но всегда деликатен, так что Мартынов никак не мог к нему придраться.

(9)В одно время Лермонтов с Мартыновым и прочею молодёжью были у Верзилиных. (10)Лермонтов в присутствии девиц трунил над Мартыновым целый вечер, до того, что Мартынов сделался предметом общего смеха, — предлогом к тому был его, Мартынова, костюм. (11)Мартынов, выйдя от Верзилиных вместе с Лермонтовым, просил его на будущее время удержаться от подобных шуток, а иначе он заставит его это сделать. (12)На это Лермонтов отвечал, что он может это сделать завтра и что секундант его об остальном с ним условится.

(13)На другой день, когда секунданты узнали о причине ссоры, то употребили все средства помирить их. (14)Лермонтов был согласен оставить, но Мартынов никак не соглашался. (15)Приехав на место, назначенное для дуэли (в двух верстах от города на подошве горы Машу-ка, близ кладбища), Лермонтов сказал, что он удовлетворяет желанию Мартынова, но стрелять в него ни в каком случае не будет. (16)Секунданты отмерили для барьера пять шагов, потом от барьера по пяти шагов в сторону, развели их по крайний след, вручили им пистолеты и дали сигнал сходиться.

(17)Лермонтов весьма спокойно подошёл первый к барьеру, скрестив вниз руки, опустил пистолет и взглядом вызвал Мартынова на выстрел. (18)Мартынов, в душе подлец и трус, зная, что Лермонтов всегда держит своё слово, и радуясь, что тот не стреляет, прицелился в Лермонтова. (19)В это время Лермонтов бросил на Мартынова такой взгляд презрения, что даже секунданты не могли его выдержать (всё это сказание секундантов).

(20)У Мартынова опустился пистолет. (21)Потом он, собравшись с духом и будучи подстрекаем презрительным взглядом Лермонтова, прицелился — выстрел. (22)Поэта не стало!

(23)После выстрела он не сказал ни одного слова, вздохнул только три раза и простился с жизнью. (24)Он ранен под грудь навылет.

(25)На другой день толпа народа не отходила от его квартиры. (26)Дамы все приходили с цветами и усыпали его оными, некоторые делали прекраснейшие венки и клали близ тела покойника. (27)3релище это было восхитительно и трогательно.

(28)Семнадцатого числа в час поединка его хоронили. (29)Всё, что было в Пятигорске, участвовало в его похоронах. (30)Дамы все были в трауре, гроб его до самого кладбища несли офицеры, и все без исключения шли пешком до кладбища. (31)Сожаления и ропот публики не умолкали ни на минуту. (32)Тут я невольно вспомнил о похоронах Пушкина.

(33)Теперь шестой день после этого печального события, но ропот не умолкает, явно требуют предать виновного всей строгости закона, как подлого убийцу. (34)Пушкин Лев Сергеевич, родной брат нашего бессмертного поэта, весьма убит смертию Лермонтова, он был лучший его приятель. (35)Лермонтов обедал в этот день с ним и прочею молодёжью в Шотландке (в шести верстах от Пятигорска) и не сказал ни слова о дуэли, которая должна была состояться чрез час. (36)Пушкин уверяет, что эта дуэль никогда бы состояться не могла, если б секунданты были не мальчики, она сделана против всех правил и чести.

(37)Лермонтов похоронен на кладбище, в нескольких саженях от места поединка.

(38)Странная игра природы. (39)3а полчаса до дуэли из тихой и прекрасной погоды вдруг сделалась величайшая буря; весь город и окрестности были покрыты пылью, так что ничего нельзя было видеть. (40)Буря утихла, и чрез пять минут пошёл проливной дождь. (41)Секунданты говорят, что как скоро утихла буря, то тут же началась дуэль, и лишь только Лермонтов испустил последний вздох — пошёл проливной дождь. (42)Сама природа плакала об этом человеке. (43)Много бы ещё подробностей я мог Вам сообщить о жизни его здесь на Кавказе, но лист оканчивается.

Пётр Тимофеевич Полеводин (годы жизни неизвестны) — петербуржец, представитель среднего, неродовитого дворянства, приехавший лечиться в Пятигорск в начале июня 1841 г. и оставивший воспоминания о дуэли М.Ю. Лермонтова.

Пояснение

Проблема сохранения памяти о великом поэте.

Как сохраняется память о великом поэте?

Проблема причин столкновения М. Лермонтова и Н. Мартынова.

Что стоит за конфликтом М. Лермонтова и Н. Мартынова?

Проблема неизбежности дуэли между М. Лермонтовым и Н. Мартыновым.

Можно ли было избежать дуэли между М. Лермонтовым и Н. Мартыновым?

Проблема поведения человека в ситуации дуэли.

Как по-разному ведут себя люди в ситуации дуэли?

Проблема восприятия гибели поэта обыкновенными людьми.

Как восприняли гибель поэта обыкновенные люди?

Проблема взаимосвязи человека и природы.

Как взаимосвязаны человек и природа?

Сочинения по русскому . Образцы сочинений. Сочинения ЕГЭ, ОГЭ

Сочинение по тексту М.Ю. Лермонтова. Панорама Москвы. Сочинение для ЕГЭ

Текст:

(1)Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке. (2)Нет! (3)У неё есть своя душа, своя жизнь. (4)Каждый её камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота и поэта! (5)Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный! (6)Едва проснётся день, как уже со всех её златоглавых церквей раздаётся согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Бетховена.
(7) Под горой, у самой подошвы стены кремлёвской, против Тайницких ворот, протекает река, и за нею широкая долина, усыпанная домами и церквями, простирается до самой подошвы Поклонной горы, откуда Наполеон кинул первый взгляд на гибельный для него Кремль, откуда в первый раз он увидал его вещее пламя — этот грозный светоч, который озарил его торжество и его падение!
(8) Ближе к центру города здания принимают вид более стройный, более европейский; проглядывают богатые колоннады, широкие дворы, обнесённые чугунными решётками, бесчисленные главы церквей.
(9) На западе, за длинной башней, где живут и могут жить одни ласточки, ибо она, будучи построена после французов, не имеет внутри ни потолков, ни лестниц и стены её распёрты крестообразно поставленными брусьями, возвышаются арки каменного моста, который дугою перегибается с одного берега на другой; вода, удержанная небольшой запрудой, с шумом и пеною вырывается из-под него, образуя между сводами небольшие водопады. (10)Далее моста, по правую сторону реки, отделяются на небосклоне зубчатые силуэты Алексеевского монастыря; по левую, на равнине между кровлями купеческих домов, блещут верхи Донского монастыря. (11)А за ним, одеты голубым туманом, восходящим от студёных волн реки, начинаются Воробьёвы горы, увенчанные густыми рощами, которые с крутых вершин глядятся в реку, извивающуюся у их подошвы подобно змее, покрытой серебристою чешуёй.
(12)Когда склоняется день, когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы, тогда только можно видеть нашу древнюю столицу во всём её блеске, ибо подобно красавице, показывающей только вечером свои лучшие уборы, она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление.
(13)Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки? (14)Он алтарь России, на нём должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные Отечества. (15)Давно ли, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего своего праха?!
(16)Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. (17)Надо видеть, видеть. (18)Надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению!

(По М.Ю. Лермонтову*)

* Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841 гг.) — великий русский поэт, прозаик, драматург, художник.

Сочинение:

Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов в тексте задает читателю вопрос: Почему Москву нельзя назвать обыкновенным большим городом?

Размышляя над ним, автор говорит о Москве, как об историческом городе со своей душой. М.Ю.Лермонтов выступает в тексте в качестве экскурсовода, показывая нам знаменитые места: Поклонную гору, где Наполеон наблюдал объятый пламенем Кремль, далее взгляд автора простирается на запад к знаменитым монастырям:к Алексеевскому и Донскому. Описывая Воробьёвы горы, М.Ю.Лермонтов прибегает к средствам художественной выразительности: сравнения ("Река подобна змее"), метафоры (одеты голубым туманом). Отсюда можно понять, что Воробьёвы горы одно из красивейших мест Москвы. Но есть в Москве особенное место, называя его алтарём России, М.Ю.Лермонтов утверждает, что его невозможно описать, каждый должен увидеть это место и прочувствовать величие Москвы.

Авторская позиция ясна: Москва необыкновенный город со своей богатой историей, с знаменитыми памятниками, со своей душой, жизнью и со своим языком.

Я согласен(на) с автором. Москва, действительно, занимает особое место среди других городов. Это город с богатым историческим прошлым.

Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении "Бородино" обращается к этому Великому городу. Речь идёт о Москве во время Бородинского сражения.:
"Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.."
Москва помнит многих героев, погибших на поле боя. Этот город существенно отличается, поэтому М.Ю.Лермонтов выделяет его среди других.

А.С.Пушкин в романе в стихах "Евгений Онегин" также обратился к величию Москвы:
"Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось. ". Поэт также пишет о Бородинском сражении, о горящем городе-герое-Москве, о пустых надеждах Наполеона:
"Напрасно ждал Наполеон.
Москвы коленопреклоненной.."

Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов неспроста пишет именно об этом городе. За годы своего существования Москва пережила многое и дальше продолжает радовать людей своим величием и своей красотой.

Читайте также: