Сочинение на тему сказание о борисе и глебе

Обновлено: 05.07.2024

Главные герои Борис и Глеб – родные братья, сыновья князя Владимира от его жены-болгарки, порядочные, верующие, добрые люди, страстотерпцы. Святополк – один из старших сыновей князя Владимира, подлый, жестокий человек, решивший на братоубийство ради единоличной власти. Другие персонажи Владимир Святославович – великий киевский князь, отец Бориса, Глеба, Ярослав и еще девятерых сыновей. Ярослав – один из сыновей князя Владимира, победивший Святополка. Краткое содержание

Агиография – вид церковной литературы, посвященной жизнеописанию лиц, объявленных церковью святыми (жития).

Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) изображены мучениками не столько религиозной, сколько политической идеи. Предпочтя смерть в 1015 г. борьбе против старшего брата Святополка, захватившего власть в Киеве после смерти отца, они утверждают всем своим поведением и гибелью торжество братолюбия и необходимость подчинения младших князей старшему в роде для сохранения единства Русской земли. Князья-страстотерпцы Борис и Глеб, первые канонизированные святые на Руси, стали ее небесными покровителями и защитниками.

В этом сюжете все внимание – событие смерти, которое описывается очень подробно (рассказывается то, что они чувствуют). Монологи братьев очень похожи, они не лишены драматизма, лиризма, раскрываются их индивидуальные характеры (мы видим, что Борис (старший) догадывается, что происходит: он умен, а Глеб не может поверить в братоубийство).

Описывается ощущение тоски (то, что дети не похоронили своего отца. Для Глеба отец все еще жив; усиливаются его переживания; хорошо описывается психологическое состояние, его плач по отцу и брату, его мольбы к убийцам).

Аввакум – писатель второй половины 17в. (идеолог старообрядчества, антиправительственное движение – раскол, или старообрядчество).

— вступление, немного биографии (он отбирает лишь самые важные, самые главные вехи своей биографии – рождение в семье сельского священника-пьяницы).

Центральная тема жития – тема личной жизни А., неотделимая от борьбы за древнее благочестие протии Никоновых новшеств (его реформы).

– На страницах Жития встает образ незаурядного русского человека. Необычайно стойкого, мужественного. А. поборник справедливости: он не терпит насилия сильного над слабым. Он проявляет себя и в отношении к жене Анастасии Марковне (безропотно и самоотверженно она идет с ним по жизни, в его ссылку, поддерживая его), и в отношении к патриарху, к царю, простому народу, к своим единомышленникам, соратникам по борьбе. Он создает яркие сатирические образы, используя иронию и гротеск при описании лицемерия и коварства Никона – в его изображении от носатый, плутишка, лгун, кобель. Он подчеркивает его жестокость, говорит о его распутной жизни. Обличает он и духовенство, его продажность.

Ласков и отзывчив по отношению к своим сподвижникам, к своей семье. Он образцовый семьянин, он печалится в разлуке с ними.

Собственная его жизнь и служит лишь примером доказательства истинности положений той веры, борцом и пропагандистом которой он выступает (старой веры). Не поддается на уговоры, не отступает от своей веры. Пример верности твердости, верности истинному пути. Это привет к его сожжению.

Новаторство и реализм произведения:

— герой и автор в одном лице (такого раньше в лит-ре не было)

— появление смеха, юмора. Даже в самые трагические моменты смех над собой – новаторство. Он смеялся над своими врагами, называя их “горюнами”, “бедными”, смеялся над самим собой

— исповедальность тона, исповедь обращена к духовнику-старцу Епифанию.

— стиль в бытовых сценах сменяется возвышенно-книжным в богословских частях

— Бытовое просторечие. Ав. говорит по-разному, в зависимости от предмета, но за каждым словом его личность

6. Церковная реформа 17в. Раскол

С 1652 г. патриарх Никон, желая сохранить роль и авторитет церкви в гос-ве, провел ряд реформ по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы.

Содержание реформы – провел патриарх Никон, в соответствии с обрядами греческой церкви:

1. Никон заменил обычай креститься двумя перстами на три

2. Замена земных поклонов поясными

3. Троекратное пение аллилуйя, вместо двух

4. Вместо двукратного, движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а против него.

Для верующих это было серьезным отступлением от традиционного канона. Произошел раскол церкви.

Никоновская реформа, ломавшая освященный столетиями русский уклад, была отвергнута старообрядцами и положила начало церковному расколу. Старообрядцы выступали против ориентации на иноземные церковные порядки, защищали веру отцов и дедов, древние славяно-византийские обряды, отстаивали национальную самобытность и были против европеизации русской жизни.

Аввакум один из руководителей, яростный противник реформы.

В забавной шутке, сказочной ситуации звучит гневная сатира на церковь и церковный догмат почитания святых.

Фрол, мелкий чиновник (он площадной подьячий или ябедник, промышляющий перепиской и составлением юридических бумаг и ведением дел своих клиентов), сам настойчиво, любыми средствами устраивает свою судьбу. Он хитростью женится на дочери знатного стольника Нардина-Нащокина Аннушке и становится наследником движимого и недвижимого имущества своего тестя.

Новая и весьма примечательная черта повести – это отказ от традиционных литературных способов повествования, полное изменение повествовательного стиля. Стиль авторского повествования близок к стилю деловой прозы, приказного делопроизводства. Автор дает показания на суде в большей мере, чем пишет художественное произведение. Он нигде не стремится к литературной возвышенности. Перед нами непритязательный рассказ о знаменательных событиях.

Эволюция жанра бытовой повести в русской литературе второй половины 17 в. приводит к постепенному отказу от традиционных ценностей и к замене их новыми. Прежде всего оказывается, что молодой герой может выбрать свой путь в жизни и преуспеть на нем. Повесть отличается живой, разговорной речью.

Раздел: Зарубежная литература Количество знаков с пробелами: 109891 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Появление оригинальной агиографической литературы было связано с общей политической борьбой Руси за утверждение своей религиозной самостоятельности, стремлением подчеркнуть, что Русская земля имеет собственных представителей и ходатаев перед богом. Окружая личность князя ореолом святости, жития содействовали политическому упрочению основ феодального строя. "Сказание о Борисе и Глебе" - это образец древнерусского княжеского жития. По-видимому, оно было создано в конце XI-начале XII вв. В основу положен исторический факт убийства Святополком своих младших братьев Бориса и Глеба в 1015 г. По Сказанию власть в Киеве после смерти Владимира захватил его пасынок Святополк. Он олицетворяет зло и назван "окаянным". Опасаясь захвата престола кем-нибудь из многочисленных потомков Владимира он отправляет убийц к старшим из них - к Борису и Глебу. Борис отказывается от предложения своей дружины о захвате Киева, говоря, что не пойдет на своего брата. Но посланники Святополка закалывают его копьями в его шатре во время молитвы. Святополк отправляет к Глебу гонца с ложным посланием, в котором сообщает, что Владимир болен и желает видеть его. Глеба, плывущего в своей ладье к отцу, убивают посланные Святополком убийцы. Он умирает добровольно, несмотря на предупреждение сестры Предславы. Это житие не следует традиционной композиционной схеме жития, обычно описывающего целую жизнь - оно излагает лишь эпизод из жизни героя. Борис и Глеб изображены идеальными христианскими героями-мучениками, а благочестивые размышления, молитвы, плачи служат средство раскрытия внутреннего мира героев, их психологического настроя. Борису и Глебу противопоставлен образ "окаянного" Святополка, который одержим завистью, гордостью, властолюбием и ненавистью к братьям. Он - носитель всех отрицательных человеческих качеств. Он противопоставлен не только "небесным человекам" Борису и Глебу, но и земному правителю Ярославу, который мстит за убийство братьев. Битва происходит на реке Альте, там, где произошло убийство Бориса. Кроме того, "Сказание" выступает против братоубийственных раздоров, отстаивая идею единства государства. С победой Ярослава "Сказание" связывает прекращение крамолы, что подчеркивало его политическую злободневность. Это первое известное нам житие, и оно больше походит на исторический документ. Шахматов считал, что оно было создано в последней 1/4 XI в. Другие исследователи считают, что создано Нестором между 1086-88 гг. во время правления Всеволода Ярославича, который был заинтересован в поклонении Борису и Глебу, тк Борис был его покровителем. Борис и Глеб - первые русские святые.

Почитание на Руси святых благоверных князей Бориса и Глеба отражено, прежде всего, в памятниках агиографии (житийной литературы, от гр. агиос — святой). Агиография — важнейший раздел древнерусской литературы, развитие которого было теснейшим образом связано с историей русской святости. Однако хронологические вехи первой и второй очень часто не совпадали.

Тем не менее, иной раз происходило совсем по-другому: народное почитание каких-то авторитетных лиц очень быстро после их смерти достигало общерусского масштаба и утверждалось Церковью, что, соответственно, отражалось в развитых агиографических, панегирических (прославляющих; от гр. логос панегюрикос — торжественная похвальная речь или гимнографических (гимнография от гр. хюмнос — гимн, славословие и графо — пишу) формах литературного творчества.

Внешним поводом для возникновения такого литературного цикла послужили конкретные события русской истории. В 1015 г. вследствие смерти Владимира Святославича пасынок последнего, Святополк Ярополчич, объявил себя великим киевским князем, и в общем это было законно и вполне согласовалось с тогдашним порядком престолонаследования. Но Святополк, стремясь укрепиться на престоле, убивает своих братьев Бориса, Глеба и Святослава. Другой сын Владимира, новгородский князь Ярослав выступает против Святополка и после длительной борьбы с ним сам становится великим киевским князем в 1119 г. Гибель Бориса и Глеба от руки святополковых наемников истолковывается как смерть мученическая, что подтверждается чудесными явлениями на местах их погребения, и это служит поводом для распространения их особого почитания в народе. Ярослав Мудрый актом канонизации укрепляет последнее в качестве национального культа и добивается признания святости князей со стороны Византийской Церкви. В связи с этими обстоятельствами и появляются литературные тексты о Борисе и Глебе.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В рассказе об убийстве главное внимание уделено Борису и Глебу, и рассказ этот полифоничен (многогласен) по интонации. Присущий летописям повествовательный принцип документально-фактографической констатации обогащен в нем описанием напряженных эмоционально-психологических ситуаций и лирическим пафосом. Соответственно, изложение имеет драматическую природу: персонажи не столько действуют, сколько произносят внутренние монологи и речи в виде молитв, плачей, прошений, раздумий, да и сам автор все время говорит, соучаствуя в событиях собственными размышлениями о них то в виде панегириков, то в виде филиппик. Надо отметить, что Борис и Глеб, хотя и олицетворяют собой вполне определенные и схожие идеи, но под пером автора все же по-разному изображены перед лицом смерти.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Борисо-Глебский литературный цикл издавна привлек внимание ученых. Представители светской науки более всего интересовались вопросами литературной истории составляющих этот цикл текстов, вопросами их взаимоотношения, художественной специфики, фактографической и идейной связи с конкретной историей русского общества XI-XII веков. Напротив, менее всего исследователей интересовал вопрос о духовном содержании и значении самого подвига Бориса и Глеба, равно и произведений, посвященных этой теме. Определенные успехи на этом пути были достигнуты известным православным историком и мыслителем XX века Г. П. Федотовым (1886-1951).

История написания

События, описанные в повести, произошли после того, как в 1015 году умер князь Владимир Святославич. Сюжет рассказа кратко сводится к тому, что неродной сын князя Владимира Святополк, стремясь полностью освободиться от тех, кто мог бы претендовать на киевский престол, убил братьев Бориса и Глеба.

Све́дений о том, кто написал чтение о Борисе и Глебе, нет, так как автор хоть и использует фразы от первого лица, но не называет себя. Наиболее вероятное время создания повести — третья четверть XI века. Ранее рассказ о происшедших событиях передавался в устной форме, а затем на его основе стали создаваться письменные произведения.

Святые Борис и Глеб в Вышгороде

При Ярославе Мудром начали записываться сказания о Борисе и Глебе. Это было связано с тем, что во время его княжения были найдены останки одного из братьев и перенесены в Вышгород (недалеко от Киева), где к этому моменту уже находились останки другого. Началось почитание князей-страстотерпцев, стали записываться свидетельства о чудесах, рассказы о происшедших событиях. Последовательность формирования цикла произведений, повествующих об этой истории:

Последовательность событий

Сказание начинается с рассказа о сыновьях Владимира Святославича и о происхождении Святополка Окаянного от Ярополка, брата князя Владимира. Упоминается также о том, князь Владимир не любил Святополка, поскольку тот не был его родным сыном.

Вслед за этим автор переходит к объяснению, почему во время кончины Владимира Святого не было в Киеве князя Бориса: отец послал его против напавших на Русь печенегов, так как сам по старости и болезни выступить не мог. Пока Борис был в походе, скончался князь Владимир, и киевский престол занял Святополк Окаянный.

Убийство Бориса

В это время будущий страстотерпец остановился на реке Альте. Здесь войско предлагает ему прогнать Святополка из Киева и самому занять киевский престол.

Это один из ключевых моментов повести. Борис проявляет свои лучшие нравственные качества и отвергает братоубийство. В ответ войско его покидает.

К шатру Бориса приближаются войска, посланные Святополком, и убивают его. Автор повести указывает дату, когда это случилось, — 24 июля. Тело князя было отвезено в Вышгород и там похоронено у церкви. Святополк задумывает убийство Глеба, следующего сына князя Владимира, и призывает его в Киев.

Слуги Святополка настигли Глеба в устье Смядыни. Здесь он был убит, как указывает автор, 5 сентября, в понедельник. Тело его оставили в пустынном месте, положив между двумя выдолбленными из ствола дерева колодами.

Убийство Глеба

Сказание повествует о начавшейся после этого войне между Ярославом и Святополком, в которой Ярослав разбил своего врага на том самом месте, где был убит Борис. Святополка охватило безумие, он бежал из русской земли и погиб.

Завершается повесть рассказом о том, как при Ярославе Мудром тело князя Глеба было найдено, принесено в Вышгород и похоронено рядом с телом Бориса. Автор обращается с молитвой к Богу и новым страстотерпцам.

Краткий анализ

К основным подробностям относятся:

Читайте также: