Сочинение по лирике лермонтова егэ

Обновлено: 02.07.2024

Раннее творчество

Лермонтов и Байрон

Кавказские мотивы

При анализе лирики Лермонтова сложно не заметить особое отношение автора к Кавказу. Природа и ментальность Кавказского края, однажды очаровав поэта, были в его мыслях и мечтаниях. И в стихотворениях 1830-х годов, и в произведениях 1840-х автор говорит о Кавказе с нежной грустью.

Посмотрите, как тонко прописано каждое движение, как атмосферно показана природа. Будто читатель переносится туда, где тишина, слышит только журчание рек, и вот, через мгновение, появляется луч солнца, спешащий поскорее развеять тучи.

А это стихотворение датируется 1837 годом. Природа Кавказа остаётся такой же, меняется только лирический герой – теперь он стал мудрее. Ему свободно и легко лишь на горных хребтах. Можно сказать, что именно здесь лирический герой наиболее близок к умиротворению и покою, чего априори никогда не сможет достичь. Благодаря этому осознанию, одиночество и ненужность лирического героя становится ещё драматичнее.

Уже в ранней лирике заметно, что Лермонтов – вовсе не писатель одной темы. В его произведениях переплетаются и соединятся философская, гражданская и любовная лирика. Примечательно, что любовь никогда не изображалась поэтом как светлое взаимное чувство. Лирический герой стихотворений Лермонтова, отчаявшись найти смысл жизни в других сферах, ищет его в любви. Но и здесь его ожидает фиаско:

Есть только один способ – творить. Но и на этой стезе лирический герой не найдёт счастья. Поэт, с точки зрения Лермонтова, навсегда останется непонятым. Поэт либо растратит свой талант в угоду толпе, либо откажется от дара, который на самом деле никому не нужен. Поэт всегда противопоставлен обществу, и конфликт этот не разрешим.

Будущее и прошлое

Тема будущего появляется в нескольких произведениях. Лирический герой будто находится на краю пропасти: брошенный и забытый. Он вновь пытается найти родственную душу, но поиски тщетны. Неизвестность и страх перед будущим вырастают до космических, всебытийных масштабов, заставляя более глобально задуматься о том, что нас ждёт.

Тема смерти также волновала поэта. Можно предположить, что смерть с точки зрения Лермонтова должна мыслиться как освобождение от оков бренной жизни, но это не совсем так. Лирический герой прекрасно знает, что именно ждёт его дальше, но радуется не самому факту смерти, а, скорее, факту отсутствия жизни:

Тема поэта и поэзии — одна из самых значимых тем в лирике М. Ю. Лермонтова. Его творчество отражает тяжелую эпоху поражения декабристов, крушения прежних иллюзий и надежд. Рассмотрим, как развивалась тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова в этот период.

Так, в стихотворении “Нет, я не Байрон, я другой” лирический герой чувствует себя одиноко, так как люди не принимают его творчество.

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник.

Сравнение “как он” помогает понять, что лирический субъект говорит о схожести судьбы английского поэта Байрона со своей, потому что его тоже отказывалось принимать общество. Пафос произведения печальный: лирический герой обладает русской душой и не может покинуть страну, как Байрон, поэтому поэт обречен на страдания и одиночество.

Стихотворение “Смерть поэта” написано на грани элегии и сатиры, так как в нем лирический субъект осуждает и в то же время с помощью иронии высмеивает враждебное общество, которое относилось к Пушкину так же злобно, как сейчас относится и к нему:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Метафоричный образ “затаившегося пожара” подчеркивает, что люди при жизни не принимали Пушкина, который один противостоял и высмеивал устои богатого класса. Любому по-настоящему талантливому поэту, который обличает пороки общества, тоже тяжело жить, так как везде его окружают ненависть и злоба к нему и его творчеству.

В стихотворении “Поэт” основная мысль произведения заключается в том, что поэт должен говорить правду: в этом его истинное предназначение. Сюжет произведения построен на сравнении: кинжал, оставшийся без дела, похож на поэта, который не замечает социальных проблем, приспосабливаясь под диктатуру общества:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье?

Эпитет “изнеженный век” сатирически обличает трудное время, именно поэтому в такой период лирический герой призывает творцов поддерживать народ своим содержательным искусством.

Таким образом, тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова своеобразна. В его творчестве лирический герой одинок и пытается противостоять обществу, которое его не принимает.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

М.Ю.Лермонтов начал писать стихи рано: ему было всего 13-14 лет. Он учился у своих предшественников — Жуковского, Батюшкова, Пушкина.

К чему ищу так славы я?

Известно, в славе нет блаженства,

Но хочет все душа моя

Во всем дойти до совершенства.

Пронзая будущего мрак,

Она бессильная страдает,

И в настоящем все не так,

Как бы хотелось ей, встречает.

Излюбленный лермонтовский герой — герой активно­го действия. Лермонтовское познание мира, его пророче­ства и предсказания имели всегда своим предметом прак­тическую устремленность человека и служили ей. Какие бы мрачные прогнозы ни делал поэт, как бы ни были безот­радны его предчувствия и предсказания, они никогда не парализовали его воли к борьбе, а лишь заставляли с новым упорством искать закон деяния.

Вместе с тем каким бы испытаниям ни подвергались лермонтовские мечты при столкновении с миром действи­тельности, как бы ни противоречила им окружающая проза жизни, как бы ни сожалел поэт о несбывшихся надеждах и разрушенных идеалах, все равно он с героическим бес­страшием шел на подвиг познания. И ничто не могло отвратить его от суровой и беспощадной оценки самого себя, своих идеалов, желаний и надежд.

Да, я не изменюсь и буду тверд душой,

Как ты, как ты, мой друг железный.

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью.

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой.

дорисовывает и образ поэта-воина, и образ сражения, в котором он принимал участие.

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правдавсе молчи!

Дальнейшие строки концовки восстанавливают идею правого суда (вместо суда неправого), но уже в высшей инстанции.

Но есть, есть божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный судия: он ждет;

Он недоступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Никто привычною, заботливой рукой

Его не чистит, не ласкает,

И надписи его, молясь перед зарей,

Никто с усердьем не читает.

Кинжал был не только оружием боя, но и могучим духовным оружием: выгравированные на нем стихи Корана укрепляют сердце и душу воина, как дамасская сталь кинжала делает твердой руку его господина.

Лермонтовская параллель кинжал-поэт вырастала из непосредственного равенства поэтических величин, что и дало право на уподобление и развертывание второй части равенства.

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой,

Во дни торжеств и бед народных.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

В лирике Лермонтова вопросы общественного поведе­ния сливаются с глубоким анализом человеческой души, взятой во всей полноте ее жизненных чувств и стремлений. В итоге получается цельный образ лирического героя — трагический, но полный силы, мужества, гордости и бла­городства. До Лермонтова такого органического слияния человека и гражданина в русской поэзии не было, как не было и такого глубокого раздумья над вопросами жизни и поведения.

Наследник Пушкина, Лермонтов вместе с тем не про­сто его ученик или последователь — он придет русской поэзии новый характер, сказавшийся на всем ее дальней­шем движении.

Даже далекий от искусства человек, обладающий критическим мышлением, рано или поздно размышляет о судьбе своего поколения. Для М. Ю. Лермонтов этот вопрос стоял особенно остро.

В “Монологе” юный поэт выразил свои мысли о поколении современников. Говоря о молодых аристократах-ровесниках, Лермонтов отмечает однообразие их жизни, бесцельность и безрадостность существования.

Такой образ жизни становится причиной разочарований.

Молодые люди теряют веру в дружбу, в любовь, у них нет желания наслаждаться простыми человеческими

радостями. В то же время автор подчеркивает: есть в его ровесниках “глубокие познания, жажда славы и пылкая любовь свободы”.

Но эти достоинства не востребованы обществом, в котором царит жестокость, насилие и пустота. В “Монологе” Лермонтов сочувствует своему поколению, ведь оно не виновно в драматическом финале восстания декабристов, после которого в России началась политическая реакция.

Другие настроения поэт вложил в “Думу”. Здесь автор нещадно судит сверстников за равнодушие к будущему Отчизны и собственной судьбе. В 30-х годах XIX столетия дворяне имели блестящее образование, обладали

Аристократы тяготились этим бременем, но выхода не видели.

В начале жизненного пути ровесники Лермонтова стали свидетелями неудачной попытки первых революционеров сменить государственной устройство России. Несколько заговорщиков поплатились жизнью, другие – свободой. Были и такие, кто не выдержал тюрьмы, сибирской каторги и отрекся от собственных убеждений.

Таким образом, они обогатили последующее поколение “ошибками отцов и поздним их умом”. В итоге пришедшие на смену стали все подвергать сомнению. Чужой опыт стал причиной неверия в перемены, в тщетность попыток что-либо изменить в самодержавной власти.

Главным пороком современников Лермонтов считал отказ от борьбы и равнодушие к делам общества.

Безразличие лермонтовского поколения отразилось на неспособности к самопожертвованию во имя любви или ненависти. Молодые дворяне стали равнодушны к настоящему, скептически относились к будущему, не уважали прошлое.

Мне кажется, великий поэт излишне сурово относился к поколению современников. Все же они оставили свой след в истории, о чем свидетельствует поэзия самого Лермонтова – проникнутая духом мятежности и стремлением к высокому идеалу.

Читайте также: