Все мысли о смерти нужны для жизни л н толстой сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Лев Толстой — талантливая личность и прекраснейший писатель, чью биографию изучают в школах. Однако, в нашем сочинении о Льве Николаевиче Толстом для 4 класса, мы не будем рассматривать его жизненный путь. Просто попытаемся понять, что это за человек, кем он был, и почему его называют уникальным и многогранным. В сочинении про Льва Толстого мы поделимся впечатлением о его творчестве, внимательно изучив его полное собрание сочинений, что состоит из девяноста томов. Это впечатляет, и заставляет восхищаться этим уникальным человеком, который не просто писал, а повествовал о драматизме человеческой жизни. Он постоянно задавался вопросом смысла жизни, и призывал жить по законам любви. Так кем же был Лев Николаевич Толстой? Как раз наше сочинение о писателе и поможет лучше понять эту удивительную личность.

Сочинение на тему Лев Николаевич Толстой

Конечно же, все мы знаем Льва Толстого, как великого русского писателя. Однако он был многогранен. Несмотря на то, что он был граф по рождению, его интересовали простые люди и их жизнь. Этим он и был велик. Ведь вопреки высокому титулу, Толстой пытался понять душу русского народа. Толстой — философ и заядлый охотник. Он педагог, и человек, который открыл школу для простых крестьянских детей, отличающуюся от других учебных заведений. Там не было обязательных предметов, а дети сами выбирали занятия по душе. Толстой положил основу новому религиозному учению, и проповедовал его. Как видим, это действительно великий человек, который считал спокойствие душевной подлостью. И с этим я полностью согласен, ведь в жизни нужно рвать, метать, ошибаться, падать, подниматься, и вновь начинать. Для меня Толстой — это личность, чей совестливый голос продолжает звучать по сей день в его дневниках, рассказах и романах.


Творчество Толстого Льва Николаевича

Лев Николаевич Толстой отказался от номинации на Нобелевскую премию, хотя он действительно заслужил эту награду. Его произведения учат быть справедливыми, честными, добрыми, трудолюбивыми, самоотверженными и смелыми. Например, рассказ Лев и собачка учит настоящей дружбе, а рассказ Собака Якова учит верности. В работе Толстого Как мальчик рассказывал, как он перестал бояться слепых нищих раскрывается доброта, милосердие и сострадание. И таких примеров множество. Все его работы учат любить Родину, заботиться о ближнем, ценить заботу других, быть гуманными. Что самое главное, герои Толстого — обычные люди, они ошибаются, мучаются, пытаются найти себя.

Кому бы не хотелось пожить в семье Ростовых, где царит любовь и понимание, а сами стены излучают любовь? Мне бы тоже хотелось, и в будущем я постараюсь построить такие же отношения. В произведениях Толстого затрагиваются важные вопросы нашей жизни, решаются семейные проблемы, раскрываются общечеловеческие ценности, а главное, в них освещается правда. Среди таких правдивых работ невольно выделяешь роман Война и мир. Он уникален. Здесь не поются дифирамбы героизму и не слышны победные крики. Здесь показана обыденность войны в ее настоящем выражении. Знаменательно, что именно Толстой не побоялся развенчать культ Наполеона, и сумел реалистично показать роль народа в судьбе страны.

Творчество Льва Толстого — это настоящий неиссякаемый родник, из которого хочется напиться. Данный писатель — это борец за правду, ненавистник войны, заступник простого народа, патриот и вечный учитель каждого поколения.

Сочинение Лев Николаевич Толстой

Ученицы 9 класса

С творчеством Льва Николаевича Толстого каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивается. Ведь он не только писал для взрослой аудитории, но и для детской. Толстой не только замечательный писатель, но и философ, который является одним из представителей дореволюционной русской литературы.

Каждое произведение великого классика учит нас определенной морали. Человек должен жить для людей, не быть эгоистом, быть справедливым и честным.

Положительные герои его произведений всегда наделены такими качествами, как прямодушие, простота, доброта, милосердие.

Сочинение ЕГЭ – проблема актуальности произведений Л.Н. Толстого по тексту Ю. В. Бондарева

Писатель, оценивая гениальную прозу Л.Н. Толстого, отмечает ее способность глубоко проникать в психологию человека, передавать красоту природы, ее связь с духовным миром человека.

Таким образом, Л.Н. Толстой – гениальный русский писатель, творчество которого современно сейчас и будет волновать до тех пор, пока человек ищет ответы на свои самые животрепещущие и важные вопросы, будет размышлять над философскими проблемами добра и зла, жизни и смерти, любви и поиска смысла жизни.

Оцените, на сколько материал был вам полезен
[Всего: 11 Средний: 4.5/5]

Творчество учащихся

Русанова Полина. 11 класс. 2009.

Безусловно, я ни в коем случае не умаляю заслуг Л.Н. Толстого и его гениальности. Я говорю только о том, что он был не самым достойным человеком, и его обожествление, на мой взгляд, неуместно. Каждый человек сам для себя решит: уважать Толстого или нет, любить или ненавидеть. А общепризнанная его гениальность не должна означать всеобщее перед ним преклонение.

Последние произведения

В 1880-ые годы Толстой с семьей переезжает в Москву, чтобы дать образование своим детям. Наблюдая за тяготами жизни простых людей, Лев Николаевич способствует открытию порядка двухсот бесплатных столов для нуждающихся и публикует несколько статей, в которых яро осуждает политику правительства.

Расцвет творчества

Биография писателя Л.Н. Толстого

Лев Николаевич Толстой – выдающийся русский прозаик, драматург и общественный деятель. Родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской области. По материнской линии писатель принадлежал к именитому роду князей Волконских, а по отцовской – к старинному роду графов Толстых. Прапрадед, прадед, дед и отец Льва Толстого были военными. Представители древнего рода Толстых еще при Иване Грозном служили воеводами во многих городах Руси.

Детство писателя прошло в Ясной Поляне – старинном родовом имении. Интерес Толстого к истории и литературе зародился в детские годы: живя в деревне, он видел, как протекала жизнь трудового народа, от него он услышал множество народных сказок, былин, песен, легенд. Жизнь народа, его труд, интересы и взгляды, устное творчество – все живое и мудрое – открыла Толстому Ясная Поляна.

Мария Николаевна Толстая, мать писателя, была добрым и отзывчивым человеком, умной и образованной женщиной: знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, играла на фортепиано, занималась живописью. Толстому не исполнилось и двух лет, когда умерла его мать. Писатель не запомнил ее, но так много слышал о ней от окружающих, что ясно и живо представлял ее облик и характер.

Николая Ильича Толстого, своего отца, дети любили и ценили за гуманное отношение к крепостным. Кроме занятий хозяйством и детьми, он много читал. За свою жизнь Николай Ильич собрал богатую библиотеку, состоящую из редких по тем временам книг французских классиков, исторических и естественно-исторических сочинений. Именно он первым заметил склонность своего младшего сына к живому восприятию художественного слова.

Толстой прожил в Казани более шести лет. Это была пора формирования его характера и выбора жизненного пути. Живя с братьями и сестрой у Пелагеи Ильиничны, юный Толстой два года готовился к поступлению в Казанский университет. Решив поступить на восточное отделение университета, особое внимание он уделял подготовке к экзаменам по иностранным языкам. На экзаменах по математике и русской словесности Толстой получил четверки, а по иностранным языкам – пятерки. На экзаменах по истории и географии Льва Николаевича постигла неудача – он получил неудовлетворительные отметки.

Провал на вступительных экзаменах послужил для Толстого серьезным уроком. Все лето он посвятил основательному изучению истории и географии, сдал по ним дополнительные экзамены и в сентябре 1844 года был зачислен на первый курс восточного отделения философского факультета Казанского университета по разряду арабско-турецкой словесности. Однако изучение языков не увлекло Толстого, и после летних каникул в Ясной Поляне он перевелся с восточного факультета на юридический.

После выхода из университета Толстой снова уехал в Ясную Поляну, а затем в Москву. Здесь в конце 1850 года он занялся литературным творчеством. В это время он задумал написать две повести, но ни одну из них не закончил. Весной 1851 года Лев Николаевич вместе со старшим братом, Николай Николаевичем, служившим в армии офицером-артиллеристом, прибыл на Кавказ. Здесь Толстой прожил почти три года, находясь главным образом в станице Старогладковской, расположенной на левом берегу Терека. Отсюда он выезжал в Кизляр, Тифлис, Владикавказ, бывал во многих станицах и аулах.

Весной и летом 1854 года писатель принимал участие в осаде турецкой крепости Силистрии. Однако главным местом военных действий в это время был Крымский полуостров. Здесь русские войска под руководством В.А. Корнилова и П.С. Нахимова одиннадцать месяцев героически обороняли Севастополь, осажденный турецкими и англо-французскими войсками. Участие в Крымской войне – важный этап в жизни Толстого. Здесь он близко узнал простых русских солдат, матросов, жителей Севастополя, стремился понять, в чем источник героизма защитников города, понять особые черты характера, свойственные защитнику Отечества. Сам Толстой проявил в обороне Севастополя храбрость и мужество.

В 1857 году писатель совершил заграничное путешествие. Он побывал во Франции, Швейцарии, Италии и Германии. Путешествуя по разным городам, писатель с большим интересом знакомился с культурой и социальным строем западноевропейских стран. Многое из того, что он увидел, впоследствии отразилось в его творчестве. В 1860 году Толстой совершил еще одну поездку за границу. За год до этого в Ясной Поляне он открыл школу для детей. Путешествуя по городам Германии, Франции, Швейцарии, Англии и Бельгии, писатель посещал школы и изучал особенности народного образования. В большинстве школ, которые посетил Толстой, действовала палочная дисциплина и применялись телесные наказания. Вернувшись в Россию и посетив ряд школ, Толстой обнаружил, что многие методы обучения, действовавшие в западноевропейских странах, в частности в Германии, проникли и в русские школы. В это время Лев Николаевич написал ряд статей, в которых подверг критике систему народного образования и в России, и в западно-европейских странах.

В 1862 году, когда Толстой был в отъезде, в Ясную Поляну прибыли помещики и произвели обыск в доме писателя. В 1861 году царским манифестом была объявлена отмена крепостного права. При проведении реформы между помещиками и крестьянами вспыхивали споры, улаживание которых было поручено так называемым мировым посредникам. Толстой был назначен мировым посредником в Крапивенский уезд Тульской губернии. Разбирая спорные дела между дворянами и крестьянами, писатель чаще всего занимал позицию в пользу крестьянства, чем вызывал недовольство дворян. Это и послужило поводом для обыска. Из-за этого Толстому пришлось прекратить деятельность мирового посредника, закрыть школу в Ясной Поляне и отказаться от издания педагогического журнала.

В начале 80-х годов Толстой переехал с семьей в Москву, чтобы заняться образованием своих подраставших детей. Здесь писатель, хорошо знакомый с деревенской нищетой, стал свидетелем городской бедности. В начале 90-х годов XIX века почти половину центральных губерний страны охватил голод, и Толстой включился в борьбу с народным бедствием. Благодаря его призыву был развернут сбор пожертвований, закупка и доставка продовольствия в деревни. В это время под руководством Толстого в деревнях Тульской и Рязанской губерний было открыто около двухсот бесплатных столовых для голодающего населения. К этому же периоду относится ряд написанных Толстым статей о голоде, в которых писатель правдиво изобразил тяжелое положение народа и осудил политику господствующих классов.

В 1901–1902 годах Толстой перенес тяжелую болезнь. По настоянию врачей писателю пришлось поехать в Крым, где он провел более полугода.

В Крыму он встречался с писателя, артистами, художниками: Чеховым, Короленко, Горьким, Шаляпиным и др. Когда Толстой возвращался домой, на станциях его горячо приветствовали сотни простых людей. Осенью 1909 года писатель последний раз совершил поездку в Москву.

В дневниках и письмах Толстого последних десятилетий его жизни отразились тяжелые переживания, которые были вызваны разладом писателя с семьей. Толстой хотел передать принадлежащую ему землю крестьянам и желал, чтобы его произведения свободно и безвозмездно издавали все, кто захочет. Семья же писателя противилась этому, не желая отказываться ни от прав на землю, ни от прав на произведения. Старый помещичий уклад жизни, сохранившийся в Ясной Поляне, тяготил Толстого.

Ранние годы и начало литературной деятельности

Лев Николаевич Толстой происходил из старинной дворянской семьи, он получил соответствующие своему социальному статусу образование и воспитание. О жизни писателя в детские и юношеские годы можно прочесть в его автобиографических (на самом деле псевдо-автобиографических) повестях:

Писательская деятельность Толстого началась, когда ему было 18 лет. Начав вести дневник, Лев Николаевич ставил самому себе задачи по самосовершенствованию и отмечал успешность их выполнения. Толстой сформулировал для себя огромное количество правил и целей, не всем из которых он следовал.

В молодые годы Толстой, будучи помещиком, пытался наладить отношения с крестьянами. Именно тогда он создал школу для крестьянских детей, где сам часто проводил занятия. Однако уехав из родного имения в Петербург, писатель больше времени посвящал кутежам, охоте и карточной игре, чем литературной деятельности.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Когда, в каком возрасте, рассказать детям о том, что человек смертен?

Как относиться к смерти в старости?

Как сделать, чтобы смерть не пугала?

Холодно, промозгло, но я вышел из дому погулять на Егерский пруд. Три раза обошёл вокруг – и, кажется, придумал (при ходьбе хорошо думается), как сделать передачу о смерти… оптимистичной.

Музыка, которая будет звучать в эфире, должна поднимать настроение, идти как бы вразрез с темой передачи: я – о смерти, а музыкальные произведения (их как всегда прекрасно подобрал Павел Вячеславович Померанцев) – о жизни.

Ночная передача прошла прекрасно!

Это я к тому, чтобы человек планировал свою жизнь, несмотря ни на что, вопреки всему, независимо от того, сколько ему лет. Рассказывал, как в 2006 году прямо в своём кабинете скончался Олег Борисович Лупанов, которого я знал с детских лет. Крупнейший учёный-математик, декан мехмата МГУ. В момент смерти ему было 70. Его аспирантка защитила диссертацию, подошла поблагодарить и поцеловать своего преподавателя, кинулась в объятья – прихватило сердце, и он умер…

Олег Борисович работал до последних дней. Его обожали, любили, ценили коллеги и просто люди, которые соприкасались с ним.

Вспомнил я и гениального клоуна Карандаша (Михаила Николаевича Румянцева). Он ушёл из жизни в 83 года – и практически до последних дней выходил на манеж клоуном. Потрясающе!

Помню, я чуть ли не удивлялся и не понимал (скорее, не одобрял): зачем работать на манеже, когда тебе уже за восемьдесят. А теперь понимаю: да для того, чтобы продлить себе жизнь!

Рассказал я и о своей маме, о которой вспоминаю каждый день; о том, как она умирала в больнице, а я находился рядом с ней до последней минуты её жизни.

Финал трёхчасового прямого эфира был оптимистичен: мы с вами пока живы, и независимо от того, сколько нам ещё осталось, можем помогать друг другу, понимать друг друга и значительно улучшить жизнь.

Ещё была дерзкая мысль: если бы правители всех стран каждый день минут по пять-десять думали о своей личной смерти, понимая, что неизбежно, рано или поздно, умрут, - они бы смогли сделать гораздо больше хорошего, чем делают…

Во время передачи я вспоминал о том, как провожал в последний путь близких мне людей: директора своей ленинградской школы Владимира Григорьевича Зорина; Леонида Енгибарова, Юрия Никулина, Григория Рошаля, Самуила Маршака, Александра Аронова, Василия Шукшина и ещё очень многих других замечательных личностей, о которых помнил, помню и буду помнить.

А вот список тех, кому публично приношу особую благодарность. Список из десяти человек.

На самом деле таких людей, к счастью, больше.

Вы можете посмотреть личные странички этих солистов.

P.S.Хорошо, что мы даём прошедшие радиопередачи на нашем сайте! Вот и мои рассуждения о смерти спустя некоторое время появились там – и за четыре месяца, прошедшие с тех пор, я получил около двадцати откликов: моя передача заставила человека задуматься о жизни и смерти – и при этом заразила его оптимизмом…


Толстой отправил статью "Одумайтесь!" своему издателю Черткову. Не имея возможности опубликовать ее в России, тот напечатал статью в виде брошюры в Англии.

Большинство русских газет было возмущено.

Рекомендую прочесть статью целиком. Несколько отрывков из той нашумевшей статьи.

Не могут просвещенные люди не знать того, что поводы к войнам всегда такие, из-за которых не стоит тратить не только одной жизни человеческой, но и одной сотой тех средств, которые расходуются на войну…

…начинается война… и те самые люди, которые вчера еще доказывали жестокость, ненужность, безумие войн, нынче думают, говорят, пишут только о том, как бы побить как можно больше людей, разорить и уничтожить как можно больше произведений труда людей, и как бы как можно сильнее разжечь страсти человеконенавистничества в тех мирных, безобидных, трудолюбивых людях, которые своими трудами кормят, одевают, содержат тех самых мнимо-просвещенных людей, заставляющих их совершать эти страшные, противные их совести, благу и вере дела.

И одуренные молитвами, проповедями, воззваниями, процессиями, картинами, газетами, пушечное мясо, сотни тысяч людей однообразно одетые, с разнообразными орудиями убийства, оставляя родителей, жен, детей, с тоской на сердце, но с напущенным молодечеством, едут туда, где они, рискуя смертью, будут совершать самое ужасное дело: убийство людей, которых они не знают и которые им ничего дурного не сделали.
И всё это не только признается проявлением высоких чувств, но люди, воздерживающиеся от таких проявлений, если они пытаются образумить людей, считаются изменниками, предателями и находятся в опасности быть обруганными и избитыми озверевшей толпой людей, не имеющих в защиту своего безумия и жестокости никакого иного орудия, кроме грубого насилия.

Спросите дипломатов, которые своими обманами подготавливают войны, зачем они делают это. Они скажут вам, что цель их деятельности в установлении мира между народами и что цель эта достигается не идеальными, неосуществимыми теориями, а дипломатической деятельностью и готовностью к войне. …дипломаты будут говорить об интересах России, о недобросовестности других держав, об европейском равновесии, а не о своей жизни и деятельности.

Спросите журналистов, зачем они своими писаниями возбуждают людей к войне, — они скажут, что войны вообще необходимы и полезны, в особенности же теперешняя война, и подтвердят это свое мнение неясными патриотическими фразами…

То же скажет кажущийся виновником всего дела царь. Он, так же как солдат, удивится вопросу о том, нужна ли теперь война. Он не допускает даже мысли о том, что можно было бы теперь прекратить войну. Он скажет, что он не может не исполнять того, что требует от него весь народ, что, хотя он и признает войну великим злом и употреблял и готов употреблять все средства для уничтожения ее, в данном случае он не мог не объявить ее и не может не продолжать ее. Это необходимо для блага, и величия России".

Сегодня бы Льва Толстого объявили иностранным агентом, и на всех книгах его многотомных изданий красовалась бы соответствующее клеймо. Не исключено, что вскоре это и произойдет в реальности, когда, как всегда задним числом, примут закон о посмертном обязательстве носить клеймо иностранного агента, и на всех памятниках Л.Н.Толстому будет красоваться соответствующая табличка.

ТОЛСТОЙ / TOLSTOY / ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ / LIFE AND DEATH / ДУША / SOUL / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ / SPIRITUAL LIFE / ПОДЧИНЕНИЕ ТЕЛА РАЗУМУ / SUBORDINATION OF THE BODY TO THE MIND / ЗЕМНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ / EARTHLY EXISTENCE / СТРАХ СМЕРТИ / FEAR OF DEATH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евсеева Анна Анатольевна

Статья посвящена взглядам писателя Л.Н. Толстого на сущность жизни и смерти . Практически вся проблематика великого мыслителя проходит под постоянным взаимоотношением трех его сторон духа, души и тела. Раскрыт смысл жизни, понимаемый Л.Н. Толстым , и он не однозначен. Человеческая жизнь определяется разумом и духовным развитием человека. Выявлена психология страха смерти , преодолеть его можно только, овладев духом человеческой жизни. На основе анализа его произведений видим, что в основании философии Толстого находится религиозное направление, высшей ценностью которого рассматривался Бог.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Евсеева Анна Анатольевна

Евсеева Анна Анатольевна - студент, кафедра русского языка и литературы, Институт филологии

Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского,

Аннотация: статья посвящена взглядам писателя Л.Н. Толстого на сущность жизни и смерти. Практически вся проблематика великого мыслителя проходит под постоянным взаимоотношением трех его сторон - духа, души и тела. Раскрыт смысл жизни, понимаемый Л.Н. Толстым, и он не однозначен. Человеческая жизнь определяется разумом и духовным развитием человека. Выявлена психология страха смерти, преодолеть его можно только, овладев духом человеческой жизни. На основе анализа его произведений видим, что в основании философии Толстого находится религиозное направление, высшей ценностью которого рассматривался Бог. Ключевые слова: Толстой, жизнь и смерть, душа, духовная жизнь, подчинение тела разуму, земное существование, страх смерти.

THE VIEW OF L.N. TOLSTOY AT THE ESSENCE OF LIFE

AND DEATH Evseeva A.A.

Evseeva Anna Anatolievna - Student, CHAIR OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE, INSTITUTE OF PHILOLOGY LIPETSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY BY P.P. SEMYONOV-TYAN-SHANSKIY, LIPETSK

Abstract: almost all the problems of the writer L.N. Tolstoy are under constant interrelation of the three sides - spirit, soul and body. The meaning of life, understood by Tolstoy, is revealed and it is not unambiguous. Human life is determined by the mind and spiritual development of man. The psychology offear of death is revealed, it is possible to overcome it only by mastering the spirit of human life. On the basis of an analysis of his works, we see that in the foundation of L.N. Tolstoy's philosophy there is a religious direction, the highest value of which was considered by God.

Keywords: Tolstoy, life and death, soul, spiritual life, subordination of the body to the mind, earthly existence, fear of death.

В истории русской философии Л.Н. Толстой занимает особое место. В основании философии Толстого находится религиозное направление, высшей ценностью которого рассматривался Бог. Лев Николаевич рассматривал Христа как великого учителя нравственности, проповедника истины. Толстой проповедовал стремление к нравственному идеалу. Высшим нравственным правилом человеческой жизни он считал любовь к ближним, заповеди из Евангелия, которые он считал в качестве ключевых:

1) Не оставляй жену, т.е. не прелюбодействуй;

3) Не присягай никогда никому и ни в чем;

4) Не считай людей других народов своими врагами;

5) Не противься злому силой.

Из всего этого вытекают его размышления о жизни и смерти. Еще столетие назад русские философы, писатели на разных стадиях своей деятельности поднимали проблему

Бога, жизни и смерти и конструировали различные гипотезы о возникновении бытия. Вступая в жизнь, каждый человек руководствуется сначала теми правилами и мировоззрениями, которые свойственны близким к нему, окружающим его людям. Человек не может жить, не имея известного представления о назначении своей жизни, и у каждого оно своё. Взрослея, человек непременно изменяет свое понимание жизни, и взрослый видит смысл ее в ином, чем ребенок.

Люди знакомы с вопросом о смысле жизни, в который для них не представляет загадки. Они знают, что надо жить по закону божьему, тем самым не погубить свою душу. Отсутствие у людей философских знаний не препятствует пониманию истины жизни. Осознав, что жизнь просто не может быть лишена смысла, Толстой потратил много сил и времени, размышляя о смысле жизни и смерти. При том, он все более и более разочаровывался в возможностях разума и рационального познания.

Практически вся проблематика жизни и смерти в религиозно-философском учении великого мыслителя проходит под постоянным взаимоотношением трех его сторон - духа, души и тела. Толстому важно показать, что начало духовности в человеке не есть некая обособленная жизнь, а есть творческая сила, сила жизни духа, пронизывающая собой всю жизнь человека (и души, и тела) и дающая человеку новое качество жизни. Толстовское учение о сущности человеческой жизни - это своеобразная, как мы видим, духовная терапия, помогающая, заглядывая глубоко в себя, преодолевать препятствия человека в его духовном прошлом.

Следует отметить, что человеческая жизнь определяется разумом и духовным развитием человека. Эмпирическая жизнь не является тюрьмой для духа, как думал Платон, она не есть одна из оболочек в цепи перевоплощений, - она дана для жизни духовной в его единичной, неповторимой и внутренне закономерной связи с эмпирией. Смерть потому и есть зло, что она разрушает тело, потребность в котором жива в духе и по смерти. Человеку нужна полнота жизни в целостности ее сил, чтобы разрешать ту задачу, которая ставится нам в самом начале личности.

Поиск Толстым возможности управлять жизнью и смертью приводил к отрицательным результатам. Но мир духовной жизни позволял преодолевать страх смерти, мало того подчинить человеку процесс умирания. А это можно сделать только, овладев духом человеческой жизни. Умереть правильно, по Толстому,

1 Рязанцев С. Танатология (учение о смерти). СПб. Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994. С. 87.

1 Толстой Л.Н. Философский дневник. 1901 - 1910. М., 1990. Стр. 488.

2 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений, т. 23. М., 1957. С. 46.

3 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений, т. 23. М., 1957. С. 47.

4 Толстой Л.Н. О жизни г. Тула, 1993. С. 34.

5 Толстой Л.Н. Полное собрание соч. в 90 тт. М., 1928 - 1958 гг. Т. 26.

Оригинальным наблюдением над психологией страха смерти является высказывание Толстого о том, что мысль о смерти пугает человека не столько потому, что он боится, что со смертью окончится жизнь, а потому, что бренность его земного существования позволяет ему познать цену истинной жизни, которую он не в состоянии был прожить. Тот, кто живет праведно, то есть не живет для самого себя, не особенно боится смерти.

За вопросом о смысле жизни может быть скрыто то, что причиной многих несчастий в жизни и неустройств, говорил Л.Н. Толстой, является то, что мы не живем согласно своим убеждениям, а совершаем много сделок с совестью. Нужно сохранять моральную чистоту, стремиться к самосовершенствованию.

Список литературы /References

1. Рязанцев С. Танатология (учение о смерти) СПб Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994.

2. Толстой Л.Н. О жизни г. Тула, 1989.

3. Толстой Л.Н. Философский дневник. 1901 - 1910. М., 1990.

4. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинении. М., 1957.

5. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 20 томах. М. 1960 - 1965.

6. Беляев Д.А., Синицына У.П. История восприятия философско-религиозных идей Л.Н. Толстого в Японии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, 2016. № 1. С. 25 - 29.

1 Толстой Л.Н. О жизни г. Тула, 1993 г. С. 41.

2 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. М., 1928 - 1958. Т. 84. С. 253.

3 Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 20 томах. М., 1960 - 1965. Т. 20. С. 180.

Читайте также: