Восприятие истолкование оценка сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Любовь всегда была излюбленной темой поэтов. И в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова любовь являлась одной из центральных тем. Великий русский поэт был от природы влюбчив и горяч. Для Лермонтова любовь – одно из самых сильных, ярких человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений. Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом поэта, и все свои внутренние силы он бросал к ногам возлюбленной. Но часто случалось так, что любовь поэта оставалась без должного внимания, и вспыльчивый молодой человек не мог простить бывшей возлюбленной холодность, непонимание и измену.

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

Ты позабыла: я свободы

Для заблуждения не отдам;

И так пожертвовал я годы

Твоей улыбке и глазам…

В этих строках лирический герой отказывается от своей прежней любви, как от досадного заблуждения, жалея о годах, бесцельно потраченных на пустые безответные чувства. Ярко выражен мотив свободы, который является краеугольным камнем в творчестве Лермонтова. Это и еще тот факт, что стихотворение посвящено конкретной девушке, позволяет провести знак равенства между лирическим героем и самим поэтом.

Интересно также то, что тема любви переплетается с темой поэзии. Ради чего молодой человек отказывается от своих чувств? Ради творчества, ради таланта, живущего в нем, ради вдохновения:

Как знать, быть может, те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал у вдохновенья!

А чем ты заменила их?

Очень символично то, что герой жалеет не столько о потерянной любви, сколько от времени, потраченном впустую, в то время, как он мог наполнить его стихами, творчеством. Поэзия для него не менее возлюблена, чем та девушка. Он осознает свою ответственность перед миром как поэта, творца прекрасного, мага слова:

Быть может, мыслию небесной

И силой духа убежден,

Я дал бы миру дар чудесный,

А мне за то бессмертье он?

Наш герой тщеславен, ему небезразлично людское признание. О любви ли он скорбит в этом стихотворении, или в нем говорит оскорбленная гордость?

Максимализм чувств юного героя виден во всем:

И так я слишком долго видел

В тебе надежду юных дней

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней.

Его жизненное кредо – либо все, либо ничего. Пока он любит, он отдает всю любовь, которая есть в нем, но стоит ему усомниться в возлюбленной, как верность и преклонение сменяются холодностью, колкостью, полным отрицанием и отказом.

Казалось бы, нет ничего необычного в такой смене чувств, она знакома каждому, кто влюблялся, был мучим страстью. Но насколько по-другому все это видит поэт! Любовь для него является изменой своему главному долгу – поэзии. И в отнятом у поэзии времени он обвиняет девушку. Читая это стихотворение, нельзя не поразиться свежести и необычности такой трактовки любви и душевных страданий.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

Сочинение: Стихотворение Лермонтова Я не унижусь пред тобою

Стихотворение Лермонтова Я не унижусь пред тобою

Как знать, быть может, те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал у вдохновенья!

А чем ты заменила их?

Единственной высшей ценностью жизни поэт считает свободу:

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам…

…Чего б то ни было земного

Я не соделаюсь рабом.

Он видит в героине только лицемерие и притворство, которые не сразу ему открылись:

Зачем ты не была сначала

Какою стала наконец!

Это оказывает влияние и на его новое отношение к миру и женщинам:

Отныне стану наслаждаться

И в страсти стану клясться всем…

…Начну обманывать безбожно…

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

Я был готов на смерть и муку

И целый мир на битву звать,

Чтобы твою младую руку —

Безумец! — лишний раз пожать!

Я целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней.

Стихотворение “Я не унижусь пред тобою” (имеющее также загадочное название “К*”) описывает горькое разочарование еще юного поэта в возлюбленной. Краткий анализ “Я не унижусь пред тобою” по плану раскроет ученикам 8 класса причину этого разочарования и покажет мастерство, с которым автор передал свои чувства. На уроке литературы его можно использовать и как дополнительный, и как основной материал.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я не унижусь пред тобою.

История создания – стихотворение создано в 1832 году, когда несчастливо закончился роман Михаила Юрьевича и Натальи Ивановой. Впервые оно было опубликовано уже спустя много лет после его гибели – в 1859 году.

Тема стихотворения – разочарование в любви.

Композиция – одночастная, поэт на протяжении всего письма упрекает возлюбленную и рассказывает о своем горьком разочаровании в ней.

Жанр – любовная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты – “юные годы”, “небесная мысль”, “чудесный дар”, “чужие горы”, “младая рука”, “коварная измена”.

Метафоры – “ни твой привет, ни твой укор не властны над моей душою”, “пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам”, “надежда юных лет”.

История создания

Стихотворение “Я не унижусь пред тобою” связано в очень печальной для Лермонтова историей любви. Долгое время было неясно, кому посвящено это произведение, однако со временем выяснилось, что поэт написал его в период болезненного разрыва с Натальей Ивановой, за которой он трепетно ухаживал.

Девушка отнеслась к молодому человеку весьма благосклонно, она принимала посвященные ей стихи, однако неизвестно, последовало ли за ними признание в чувствах. И все же из загородного имения, где они и познакомились, шестнадцатилетний поэт вернулся счастливым. Однако встреча с Натальей в Москве разочаровала его – она оказалась ветреной кокеткой. Лермонтов бывал на тех же балах, что и она, каждый раз видя одну и ту же картину: его возлюбленная флиртует с кавалерами, причем каждый раз с разными, не проявляя к нему совершенно никакого интереса.

Такое поведение глубоко возмутило молодого человека, и он разорвал отношения, но продолжал глубоко переживать свою обиду. Летом 1832 года он написал стихотворение “Я не унижусь пред тобою”, предположительно, направив рукописный его вариант ветренице. В печать оно попало только в 1859 году, спустя почти два десятилетия после того, как поэт погиб на дуэли.

Лермонтов посвятил свой стих разочарованию в любви. Его лирический герой лелеял надежду на взаимность, однако сбыться этому было не суждено – девушка оказалась просто кокеткой, которая не стоила тех глубоко трепетных чувств, которые были к ней испытаны. Она, играючи, разбила своему верному поклоннику сердце.

Композиция

Все стихотворение – это письмо к ветреной девушке, которое представляет собой цельное произведение. С первых строк лирический герой гордо заявляет о том, что отныне он свободен от своих чувств. Далее он развивает горькую мысль о том, что время, проведенное у ног той, которая не заслуживала такого поклонения, могло бы быть отдано творчеству – и он глубоко сожалеет, что потратил его на такие пустые занятия, как ухаживания.

Продолжая рассказывать бывшей возлюбленной о своем разочаровании, он упрекает ее в неверности, а потом указывает на то, как она изменила юношу, прежде трепетно относившегося к чувствам – теперь он будет просто использовать женщин, получая удовольствие, но никому больше не отдаст свое сердце.

Завершая произведение, Лермонтов рассказывает о том, что был готов ради любимой на все, и бросает горькое “ты знала – я тебя не знал!” .

Написано стихотворение как один взволнованный монолог без деления на строфы.

Молодой поэт написал прекрасное, хотя и печальное любовное послание, в котором красноречиво описал свои муки и горькие чувства. Но все же он испытал любовь. Пусть она и принесла ему разочарование, стала источником боли, это было прекрасное чувство.

Михаил Юрьевич использовал для “Я не унижусь пред тобою” четырехстопный ямб и перекрестную рифмовку, которые помогли ему просто и искренне передать свои эмоции, донести чувства даже до самого черствого сердца.

Средства выразительности

Даже в юности Лермонтов уже весьма искусно обращался с тропами, особенно когда требовалось сделать поэтические строки эмоциональными и глубокими. Вот и в этом стихотворении он использовал следующие средства выразительности:

  • Эпитеты – “юные годы”, “небесная мысль”, “чудесный дар”, “чужие горы”, “младая рука”, “коварная измена” .
  • Метафоры – “ни твой привет, ни твой укор не властны над моей душою”, “пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам”, “надежда юных лет”.

Они помогли ему описать все владевшие сердцем чувства, показать глупой ветреннице, что она сделала своим кокетством и выразить всю боль разбитого и растоптанного сердца.

Любовь всегда была излюбленной темой поэтов. И в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова любовь являлась одной из центральных тем. Великий русский поэт был от природы влюбчив и горяч. Для Лермонтова любовь – одно из самых сильных, ярких человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений. Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом поэта, и все свои внутренние силы он бросал к ногам возлюбленной. Но часто случалось так, что любовь поэта оставалась без должного внимания, и вспыльчивый молодой человек не мог простить бывшей возлюбленной холодность, непонимание и измену.

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.

Ты позабыла: я свободы
Для заблуждения не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам…

В этих строках лирический герой отказывается от своей прежней любви, как от досадного заблуждения, жалея о годах, бесцельно потраченных на пустые безответные чувства. Ярко выражен мотив свободы, который является краеугольным камнем в творчестве Лермонтова. Это и еще тот факт, что стихотворение посвящено конкретной девушке, позволяет провести знак равенства между лирическим героем и самим поэтом.

Интересно также то, что тема любви переплетается с темой поэзии. Ради чего молодой человек отказывается от своих чувств? Ради творчества, ради таланта, живущего в нем, ради вдохновения:

Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?

Очень символично то, что герой жалеет не столько о потерянной любви, сколько от времени, потраченном впустую, в то время, как он мог наполнить его стихами, творчеством. Поэзия для него не менее возлюблена, чем та девушка. Он осознает свою ответственность перед миром как поэта, творца прекрасного, мага слова:

Быть может, мыслию небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?

Наш герой тщеславен, ему небезразлично людское признание. О любви ли он скорбит в этом стихотворении, или в нем говорит оскорбленная гордость?

Максимализм чувств юного героя виден во всем:

И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.

Его жизненное кредо – либо все, либо ничего. Пока он любит, он отдает всю любовь, которая есть в нем, но стоит ему усомниться в возлюбленной, как верность и преклонение сменяются холодностью, колкостью, полным отрицанием и отказом.

Казалось бы, нет ничего необычного в такой смене чувств, она знакома каждому, кто влюблялся, был мучим страстью. Но насколько по-другому все это видит поэт! Любовь для него является изменой своему главному долгу – поэзии. И в отнятом у поэзии времени он обвиняет девушку. Читая это стихотворение, нельзя не поразиться свежести и необычности такой трактовки любви и душевных страданий.


События, предшествующие написанию послания


Наталья была дочерью литератора Фёдора Иванова. С трёх лет её воспитанием занимался отчим. Юная девушка очень понравилась Лермонтову, но отношения у них были довольно необычными. Михаил был младше Натальи на год. В те времена семнадцатилетние барышни уже хотели выйти замуж. Сначала девушка отвечала взаимностью, поэт часто её навещал.

Тема, идея и композиция

Стихотворение написано в 1832 году. Оно ознаменовало окончательное расставание с Натальей, хотя отношения и начинались хорошо. Тема произведения — неразделённая любовь. Никто достоверно не знает, объяснялся ли Михаил в своих чувствах, но черновик письма он точно отправлял своей возлюбленной.

Считается, что поэт обвиняет красивых девушек в ветреном поведении. В письменной выразительности читается явная обида и разочарование. Лермонтов думает над тем, можно ли в принципе доверять женщинам, если одна из лучших их представительниц не смогла сдержать своё слово.


Для поэта возлюбленная уже совершенно чужой человек, для которого нет оправданий. Также он гордо произносит, что не будет перед ней унижаться.

Жанр послания — элегия. Свои философские размышления поэт выражает крайне эмоционально.

Лексические приёмы и лирический герой

Для увеличения трагедии Лермонтов использует гиперболы. Чтобы передать своё состояние, автор стихотворения применил такие эпитеты:


  • нежно обещала;
  • чудесный дар;
  • коварная измена;
  • чужие мы.

Анализ показывает, что подобранные художественные средства максимально правильно передают взволнованность. Для большего эффекта автор использует восклицания и риторические вопросы. Это лирический монолог, произносимый на одном дыхании. Стихотворение создано в пятистопном ямбе.

Герой горд и готов к новой любви. Его сердце прощается с прошлым и стремится в будущее.

1. История создания

Оно было создано в 1832 году после неудачного романа с Натальей Ивановой.

Девушка оказалась легкомысленной особой. Надежды молодого поэта на взаимность — призрачной мечтой.

Стихотворение увидело свет спустя два года после гибели М. Ю. Лермонтова, в 1859 году.

2. Литературное направление

Реальные жизненные обстоятельства, которые легли в основу сюжета, вносят элементы критического реализма.

3. Род

Стихотворение относится к роду лирики.

4. Жанр

Стихотворение относится к жанру любовного лирического послания — элегии.

Оскорбленный и разочарованный в любви поэт, обращаясь к возлюбленной, обвиняет ее в коварстве и обмане.

5. Проблематика

В своем стихотворении поэт пытается решить несколько важных для человечества проблем:

  • влияние неразделенной любви на характер и судьбу человека;
  • легкомыслие и непостоянство светских красавиц;
  • несоответствие идеальных представлений о любви в реальности.

6. Тематика

7. Идея

Основная идея произведения — донести до читателя боль человека, разочаровавшегося в любви.

8. Пафос

9. Система образов

В стихотворении два главных действующих персонажа: лирический герой и его возлюбленная.

С образом поэта читатель знакомится лично. Из его уст узнает историю несчастной любви. Образ вероломной кокетки вырисовывается из монолога лирического героя.

Второстепенных героев в произведении нет.

10. Центральные персонажи

Он сожалеет о том, что поддался очарованию ветреной кокетки и потратил на нее драгоценное время, которое мог бы посвятить творчеству.

11. Лирический герой

Чувства лирического героя созвучны переживаниям автора. Стихотворение автобиографично. Судьба лирического героя повторяет события из жизни М. Ю. Лермонтова.

Молодой талантливый поэт отрекается от своего предназначения, живет и дышит мыслями о любимой девушке. Отношения заканчиваются разрывом по вине красавицы.

Строки стихотворения повествуют о неудачном романе М. Ю. Лермонтова с Н. Ивановой.

12. Сюжет

Сюжетная линия стихотворения вырисовывается из монолога лирического героя, который обращается к бывшей возлюбленной. Из его воспоминаний мы узнаем о том, как сильно и преданно юноша любит свою избранницу.

Сюжетная линия произведения построена на описании чувств и переживаний лирического героя. Все уже случилось: любовь, измена, разочарование, боль.

13. Композиция

Основным приемом построения стихотворения является противопоставление:

14. Художественное своеобразие произведения

Художественное своеобразие стихотворения связано с приемом градации.

Текст стихотворения наполнен восклицательными предложениями, риторическими вопросами, которые передают эмоциональный накал произведения. Отсутствие привычного деления на строфы помогает читателю, не отрываясь следить за авторской мыслью.

15. Размер, рифма, строфика

На протяжении всего произведения используется четырехстопный ямб и перекрестная рифма (АБАБ).

Создается впечатления непрерывности высказывания.

16. Средства художественной выразительности

Основную идею стихотворения помогают передать средства художественной выразительности:

17. Значение произведения

Стихотворение занимает важное место в любовной лирике М. Ю. Лермонтова. Внимательно вчитываясь его строки, можно многое узнать о личности поэта, понять его характер, узнать интересные факты о жизни и любви.

18. Актуальность

Поэзия М. Ю. Лермонтова остается современной и востребованной во все времена.

19. Мое отношение

Читая строки стихотворения Лермонтова, я искренне завидовала поэту. Не каждому дано умение так сильно и искренно любить. Несмотря на то что любовь закончилась разочарованием и обидой, испытать подобное чувство — это настоящее счастье.

20. Чему учит

Произведение великого поэта учит нас быть сильными и гордыми. В любой, даже самой сложной ситуации не стоит терять чувство собственного достоинства и унижаться, нужно пытаться найти достойный выход.

Одно из самых знаменитых своих стихотворений “Родина” Лермонтов написал в 1841 году. Это стихотворение получило широкую известность и любовь читателей за истинный, глубокий патриотизм, воспевающий Великую Родину. Поэт будто бы обнажает перед нами её истинную тонкую душу и без страха, открыто говорит как о её достоинствах, так и о недостатках. И именно недостатки в глазах автора становятся истинными причинами, по которым эта страна так близка ему. В этом стихотворении мы видим Россию грустной, депрессивной, и именно это состояние совпадает с настроением лирического героя в момент написания произведения.

Лермонтов видит грустную Россию, печальную Россию. Стихотворение наполнено воздушными и таинственными образами, пропущенными через призму личных ощущений. Эпитеты, которые использует автор, рисуют для нас образ необъяснимый, труднопонимаемый, но в то же самое время прекрасный и чувственный. Довольно интересно сравнение Пушкинского и Лермонтовского стихотворений о Родине. Поэты жили практически в одно время, в одну эпоху. Оба сделали громадный вклад в русскую литературу и погибли в расцвете сил. Но Пушкин представляет Родину ярко, празднично. Поэт использует народные образы гуляний, веселья, душевности, широкой души простых людей. Для него Россия — в первую очередь это дом, мать, деревня, няня. Хотя, Пушкин тоже далёк от идеализации и видит недостатки, говорит о них, но не акцентирует на этом внимание. Родина у него яркая и красивая, а незначительные изъяны лишь украшают её.

А вот в лермонтовском варианте мы видим картину противоположную, почти полный антипод тому, что написал Пушкин. Перед нами предстает образ большой матери с огромными изъянами, но лирический герой всё равно, как любящий сын, не в силах оставить её и вынужден жить, принимая её убожество. Он пытается лечить её критикой в адрес недостатков.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья…

Теперь подробнее обсудим цвета в этом стихотворении. В первую очередь, мы видим много тёмных тонов. Тьма и сумерки окутывают почти каждый образ, им на смену иногда приходит темно-синий и темно-зеленый, которые воплощают море, реку и лес. Лишь изредка встречаются жёлтая нива, окна изб в ночи или то же спаленная жнива, благодаря которым мы видим нечто похожее на свет в кромешной темноте. Есть в стихотворении и белый цвет, он присутствует лишь небольшими вкраплениями в образах берёз и других небольших деталей. Белый появляется только как отражение света, наподобие жёлтого, освещая темноту и давая слабую надежду на лучшее.

Очень сильно читатель чувствует мелодичность произведения. Именно поэтому стихотворение легко выучить наизусть. Лермонтов — настоящий мастер, который виртуозно использует перекрестную рифму, строчки будто бы плавно перетекают одна в другую.

Также в стихотворении присутствует ассонанс, что придает некоторую мелодичность. За счёт звучной буквы “о” мы будто бы слышим пение народного русского хора, но пение не величественно, а наоборот — печально, тяжело, напоминает мольбу о помощи, стон. Боль за судьбу Отечества звучит здесь в каждой строчке.

Можно ли любить такую Родину? Об этом и думает автор в этом произведении. И, пожалуй, он находит ответ — да, можно, — душой, чувствами, эмоциями. Бесполезно объяснять такую любовь разумом, видимо в этом и есть настоящий русский патриотизм.

У Лермонтова нет пафосного восхваления России, как в иных одах. Он видит реальную страну, с реальными проблемами и недостатками, поэтому читать его стихотворение одновременно и грустно, и тепло. Автор попытался найти то, за что любят Родину по-настоящему, без всяких причин. И мне кажется, любовь эта кроется в искренности и прямоте, честности и открытости настоящих, простых людей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лирическое стихотворение является произведением о мыслях и чувствах человека.

Лирическое стихотворение является произведением о мыслях и чувствах человека и адресовано к его духовной и душевной сфере.

Первое, что должен сделать ученик, приступая непосредственно к разбору лирич.

Первое, что должен сделать ученик, приступая непосредственно к разбору лирического стихотворения, — это попытаться понять и осмыслить то, о чём говорится в стихотворении.

Последним опорным словом в формулировке темы сочинения является слово оценка.

Жанр сочинения, которое предстоит нашим ученикам написать, можно охарактериз.

Жанр сочинения, которое предстоит нашим ученикам написать, можно охарактеризовать как сочинение-размышление, сочинение-рассуждение о конкретном стихотворении (или нескольких стихотворениях), предложенном на экзамене.

Наблюдения над содержанием и формой лирического произведения должны привести.

Наблюдения над содержанием и формой лирического произведения должны привести старшеклассника к оценке достоинств произведения литературы. В этом и заключается основная задача, которую должен разрешить на экзамене ученик, если он выберет эту непростую тему.

Одна из главных опасностей, которая подстерегает старшеклассников при работе.

Ежели должно развиваться, то оно стремится развиваться самостоятельно и сооб.

Как начать? Вступление 1. Связь предложенного для анализа текста с эпохой его.

Как начать? Вступление 1. Связь предложенного для анализа текста с эпохой его создания и биографией поэта. Ищем определённый смыслообразующий фактор: как дата создания произведения связана с эволюцией творческого пути поэта"и было ли это произведение созвучно исторической обстановке в стране или звучало диссонансом к ней.

Вступление 2. Теоретическое. В этом случае стоит вспомнить, например, об осо.

Вступление 2. Теоретическое. В этом случае стоит вспомнить, например, об особенностях жанра стихотворения, его принадлежности к стилистике определенного литературного направления, которые будут подтверждаться в основной части сочинения.

Вступление 3. В школьной практике возможно и личност- ное, эмоциональное всту.

Вступление 3. В школьной практике возможно и личност- ное, эмоциональное вступление к сочинению, содержащее впечатление читателя, приступившего к интерпретации прочитанного стихотворения, но нельзя забывать о том, что излишние эмоции здесь явно неуместны.

Пишем главную часть. Считается целесообразным начать с исследования того элем.

Какие же элементы могут стать смыслообра- зующими, на что стоит обращать вни.

4. Иногда оказывается полезным понаблюдать за использованием в поэтическом т.

4. Иногда оказывается полезным понаблюдать за использованием в поэтическом тексте различных частей речи. Например, часть стихотворения, насыщенная глаголами, как правило, более динамична, чем часть, в которой глаголов мало или совсем нет.

5. Смыслообразующими могут стать особенности синтаксиса, которые именуют в с.

5. Смыслообразующими могут стать особенности синтаксиса, которые именуют в стиховедении стилистическими фигурами (инверсии, анафоры, эпифоры, многосоюзие, вопросы и восклицания и другие). 6.Важную смыслообразующую роль могут играть и собственно стиховые элементы лирического текста — ритм, рифма, стихотворный размер, длина стиха и т. п.

7. Размер стихотворения также может соотноситься со смыслом. Хорей — более д.

Если стержень содержания — идея — уже ясна при содержательном анализе, то за.

Если стержень содержания — идея — уже ясна при содержательном анализе, то зачем тогда нужен анализ формы? Любой формальный элемент текста необходимо рассматривать только в отношении к содержанию. Поэтому схема — лишь напоминание о том наборе критериев оценки текста, принципов его анализа, о которых нельзя забыть в процессе написания сочинения. А их порядок и иерархия - дело автора работы, свидетельствующее о его литературоведческой подготовке, культурном уровне, времени создания интерпретации, литературных способностях.

Как закончить сочинение? В заключении сочинения обычно делается вывод, развив.

При достаточно широкой литературной эрудиции автора сочинения уместно провес.

Несколько советов авторам будущих выпускных сочинений Правило первое Выбирайт.

Несколько советов авторам будущих выпускных сочинений Правило первое Выбирайте анализ лирики, если хорошо знаете поэзию названного автора или конкретное стихотворение. Правило второе Для хорошего, грамотного, всестороннего анализа автору будущего сочинения необходимо свободно ориентироваться в творчестве поэта, знать его (творчества) основные этапы, идеи, образы, даже если об этом, как кажется, нет ни слова в формулировке темы.

Правило третье Если для анализа предложено слишком известное, хрестоматийное.

Правило четвёртое Постарайтесь трезво оценить свои силы: например, если для.

Правило четвёртое Постарайтесь трезво оценить свои силы: например, если для анализа предлагается выбрать стихотворение поэта XX века, то между общеизвестным и неизведанным, выбирайте об­щеизвестное; не проявляйте ненужной самостоятельнос­ти — вспомните уроки литературы.

Правило пятое, общее Внимательно прочитайте формулировку темы. Не стоит, уви.

Правило пятое, общее Внимательно прочитайте формулировку темы. Не стоит, увидев знакомое название, просто излагать в своей работе решительно всё, что вам известно об этом стихотворении. Помните, сочинение — это творческая работа, которая предполагает ваше умение свободно обращаться с материалом, выбирая необходимое, отбрасывая излишнее (это, в равной степени, касается работ, посвящённых прозе).

Правило шестое Сформулируйте для себя проблему работы: попытайтесь понять, ч.

Правило седьмое Самый большой подводный камень, подстерегающий вас при анали.

Правило седьмое Самый большой подводный камень, подстерегающий вас при анализе лирики, состоит в том, что для сочинений на эту тему нельзя предложить единого, типового плана. В вашем рассуж- дении нужно выделить несколько обязательных элементов: 1. время и место создания произведения, история его возникновения, связь с остальным творчеством автора; 2. тема стихотворения (предмет изображения), особенности жанра (если его можно определить), идея (главная мысль) 3. образы, использованные в данном стихотворении; 4. средства их создания (тропы); 5. композиция произведения. Последовательность изложения этих пунктов может варьироваться по вашему усмотрению.

Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова Примерный план. Любовь к Родине неод.

Пояснения. Лермонтов как человек своего поколения стремится к анализу действи.

Судьба поэта в лирике М.Ю. Лермонтова Ориентировочный план сочинения. I.(Всту.

3. Развернутое сравнение поэзии и оружия, прошлого и настоящего в стихотворе.

Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова (на примере 3-4 стихотворений по выбо.

Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова (на примере 3-4 стихотворений по выбору ученика) Михаил Юрьевич Лермонтов. Что значит это имя для русского человека? Что значит это имя для меня? Когда я читаю стихи М.Ю. Лермонтова, то как бы переношусь в таинственный мир, в котором важен каждый звук, каждое слово, каждое движение души. В такой поэзии можно найти ответ на любой волнующий тебя вопрос. К ней обращаешься в трудные минуты жизни за советом, нравственным наставлением. Здесь можно почерпнуть что-то новое, ощутить то, что ты сам являешься частицей этого необъятного мира. Читая стихи Лермонтова, я всякий раз ловлю себя на мысли, что они не созданы человеком, а как бы возникли из самой природы, поэтому существуют вечно.

В чем же секрет его поэтического дара? Я думаю, что он заключается в постоян.

В чем же секрет его поэтического дара? Я думаю, что он заключается в постоянном одиночестве Лермонтова, преследовавшем его с детства, поэтому стихи пронизаны глубоким отчаянием, болью и скрытой силой. Это энциклопедия чувств и переживаний, лирический дневник, в котором запечатлены самые незаметные изменения состояния души. Здесь и любовь, и отчаяние, и гнев, и скорбь, и грусть. В стихотворении "И скучно и грустно" поэт размышляет о смысле жизни, ее жестокости, быстротечности и непредсказуемости: И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды. Желанья. что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят — все лучшие годы!

В душе лирического героя все рушится, он приходит к выводу о полной бессмысл.

В душе лирического героя все рушится, он приходит к выводу о полной бессмысленности и ненужности жизни, бренности всего земного, ничтожности человека: И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - Такая пустая и глупая шутка. Лермонтовская поэзия многолика. Поражает то, как поэт образно и доступно объяснялся в любви к России, раскрывал глубину своего чувства. Поэт и гражданин, он страдал и переживал, искал ответы на наиболее злободневные вопросы, связанные с судьбой Отечества. Но отношение к Родине у него было противоречивым. Он гордился ее историческим прошлым, героизмом и мужеством народа, защищавшего свою землю до последнего вздоха. Лермонтов любил необъятные просторы России, ее природу. Ему были дороги и милы степи, безбрежные леса и реки:

Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой н.

Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. Поэт ненавидел самовластие и тиранию, презирал свое поколение, не способное к борьбе. Эти мысли звучат в "Думе": К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы: Перед опасностью позорно малодушны И перед властию — презренные рабы. Лермонтов был в отчаянии, так как не видел правильного и благополучного пути, по которому могла бы пойти Россия. Его не удовлетворяло ее настоящее, но и не менее безотрадным представлялось будущее

Страдания поэта усиливались в связи с тем, что современники не понимали глав.

О своей неприкаянности поэт говорил в стихотворении "Парус". Он предпочитал.

О своей неприкаянности поэт говорил в стихотворении "Парус". Он предпочитал жизнь, полную радостей и страданий, спокойному, равнодушному существованию: Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой. А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Разлад между мечтами и действительностью был слишком велик. В результате Лермонтов перестал верить во взаимопонимание между людьми и в любовь. Она приносила ему не радость, а грусть:

Я жить хочу, хочу печали Любви и счастию назло: Они мой ум избаловали И слиш.

Я жить хочу, хочу печали Любви и счастию назло: Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело. Жизненная трагедия поэта, его внутреннее одиночество определили драматичность его творений и романтическое видение мира. Лирический герой Лермонтова очень похож на него самого. В молодости его сравнивали с Байроном, так как он начал с подражания ему. Поэт вовсе не отказывался от внутреннего родства с ним, но всегда хотел быть иным: Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой.

Судьба Лермонтова была более трагична. Он считал себя прежде всего националь.

Судьба Лермонтова была более трагична. Он считал себя прежде всего национальным поэтом, обличителем и понимал, что выбран- ный им путь правдивого художника российской действительности неизбежно повлечет за собой смерть, которая окончательно довершит разочарование в жизни и поставит точку в поединке Лермонтова с нею. Итак, все творчество поэта —это его размышления о смысле сущест- вования, судьбе Родины, о смерти и вечности. Темы, к которым он обращался, очень актуальны в наше время, когда Россия находится на историческом перепутье, когда разрушилось все то, что в течение почти восьмидесяти лет считалось непоколебимым и в чем большинство людей даже не сомневалось. Сейчас особенно остро встали вопросы о путях выхода из экономического и политического кризиса и ответственности каждого человека за судьбу России. Поэтому неудивительно, что к стихам Лермонтова обращаются очень многие. Ведь это поэт и гражданин, который глубоко любил свою Родину и учил не только своих современников, но и потомков справедливости, доброте и умению понимать и чувствовать прекрасное.

Краткое описание документа:

Темы создаются в рамках пяти открытых направлений, которые разрабатывает Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.

Одно из направлений предполагает темы, связанные с юбилейными датами со дня рождения того или иного писателя, поэта. И в предложенной презентации мы рассматриваем именно это направление. Надеемся, что коллегам работа будет интересна и полезна для подготовки по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Практически каждый человек задумывался о свободе. Эта тема была и до сих пор является одной из главных тем для размышления. Особо часто она проскакивала в трудные моменты жизни. Для каждой личности переломным происшествием могло стать любое событие, волнующее их душу.

Одним из таких событий было неудавшееся восстание декабристов. Кроме того, последствием этого была строгая цензура на свободу мысли и действий. Многие писатели выражали свои мысли по поводу данного события. Причем несмотря на запрет публичного обсуждения политических и государственных дел.


Восприятие.

Само произведение имеет градацию в настроении. Это также заставляет меня проникнуться ситуацией и прочувствовать эмоции лирического героя. От счастья и мечтаний нас всегда отгораживает суровая реальность. Она не дает претворять задуманное в жизнь — именно так я вижу мораль стихотворения.


Истолкование.

Первая часть — образ свободы и воли:

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.

Здесь можно увидеть некие черты фантастики: лирический герой, словно в сказке, мечтает о любви и свободе. Здесь используется будущее время глаголов, чтобы показать недоступность этих желаний в настоящем.


Вторая часть — сопоставление темницы с жизнью снаружи:

Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем;
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет, весел и игрив,
Хвост по ветру распустив…

Уже не видно всех мечтаний лирического персонажа. Настроение с радостного меняется на уныние. Герой начинает понимать, что реальность для каждого одинакова.

Третья часть — покорность и смирение с происходящим, с потерей свободы:

Одинок я — нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.

В стихотворении сильно видно изменение эмоционального плана. С помощью этого автор четко направляет поток своих мыслей от фантазии до реальности. Для усиления образа М. Ю. использует такие художественные выразительные средства, как:

Автор пользуется большими предложениями и троеточиями, чтобы показать трагичность ситуации.

Лирика Лермонтова носит новаторский характер. Она отличается интимностью, глубиной поставленных вопросов, психологизмом. Творчество этого поэта, с одной стороны, ставит вечные проблемы, волнующие человека во все времена.

С другой стороны, она очень актуальна, потому что затрагивала животрепещущие темы 30-ых годов19 века.
Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема – раздумье о судьбах его поколения. Ей посвящено много стихотворений поэта. Одним из самых ярких является стихотворение “Дума” (1838).
Оно обращено

к современности поэта. В образе лирического героя Лермонтова перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость.
Можно сказать, “Дума” – сгусток мыслей и чувств Лермонтова, развитых в его поздней лирике, поэмах и романе “Герой нашего времени”. В стихотворении говорится обо всех важных сторонах жизни современников: об их месте в обществе, о нравственном облике и психологии. Но лирический герой “Думы” – не равнодушный и бесстрастный судья.

Важная особенность стихотворения заключается

в том, что размышления о современниках – это и процесс осознания лирическим героем своего истинного положения в мире. Его мысль движется от элегических интонаций печального раздумья к мрачному, трагическому обобщению, от высокой романтической ноты к скорбной и горькой иронии. Лирический герой осознает, что его личная судьба такова же, как и судьба всего поколения. Получается, что поэт судит свое поколение, но одновременно и о самом себе говорит в тоне сурового самоосуждения и самоиронии:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтов не только оценивает свое поколение, но и вспоминает о предшествующем – “отцах”, которые не смогли ничего оставить своим детям, отказавшись от своих прежних убеждений, посчитав их “ошибками”. Поэт говорит и о будущем поколении – “потомках”, которые с горечью и презрением будут вспоминать об “отцах”:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Но главное внимание Лермонтов уделил, как мне кажется, духовному облику современников. Он подчеркнул бесцельность и бессмысленность существования людей, чья жизнь – “ровный путь без цели”, “пир на празднике чужом”. Это люди без будущего, которые пройдут над миром без “шума и следа”: после них не останется ни новых идей, ни новых дел. Грядущее для этих людей “иль пусто, иль темно”.

Лермонтов говорит о своем поколении как о “толпе угрюмой и скоро позабытой”, не способной радоваться жизни, смеющейся над прошлым и не верящей в будущее.
Главное, на мой взгляд, в общественной характеристике этого поколения – отчужденность людей друг от друга. Каждый человек одинок, замкнут, равнодушен к тому, что происходит в обществе:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию – презренные рабы.
Эти люди не могут открыто протестовать, а тем более бороться с существующим миропорядком. Лермонтов показывает равнодушие своих современников к нравственности. Они не различают добра и зла, что сам поэт считает “позорным”.

Отбросив фальшивую мораль большинства, они полагают, что нравственности вообще не существует.
В “Думе” дана замечательная характеристика психологии современного поколения. Прежде всего, Лермонтов пишет о том, что это поколение рационалистов. Тяга к знаниям и сомнение – двигатель познания – всегда были благом для людей, но поэт подчеркивает, что для его современников это уже не благо, а зло.

Ведь практического значения их размышления о мире и людях не имеют. Ум современников иссушен “наукою бесплодной”. Они не доверяют своим чувствам, видя в них только “зарытый скупостью и бесполезный клад”, изнемогают “под бременем познанья и сомненья”.
Лермонтовское поколение не способно на глубокие чувства. Ни ненависть, ни любовь не могут по-настоящему овладеть душой этих людей. В их крови “огонь кипит”, но в душах – “холод тайный “, так как истинные чувства для них закрыты.

Поэтому ни поэзия, ни искусство не в состоянии расшевелить их ум “восторгом сладостным”.
Но, что особенно важно, в “Думе” поэт не ограничился беспощадными и горькими оценками современников. Он показал, что не только они виноваты в бесцельности их жизни. “Дума” – это обвинительный акт обществу, превратившему умных людей, интеллектуальную элиту страны в подобие манекенов, которым скучно в жизни, скучно с самими собой.

Читайте также: