Воспитанный человек если о вас скажут такое вы удостоились похвалы текст сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Луговская Елена Владимировна

Организация: МАОУ лицей № 8 имени Н.Н. Рукавишникова города Томска

Населенный пункт: Томск

Цели урока:

1.Познавательные :
а) повторить изученные речеведческие понятия (тема, основная мысль, заголовок, публицистический стиль, тип речи, микротемы);
б) закрепить новые понятия: лексические, морфологические и синтаксические черты публицистического стиля.

2.Практические:
а) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к устному экзамену по русскому языку, умение выразительно читать и пересказывать текст в публицистическом стиле;
б) формировать умение анализировать текст и определять его стилистическую принадлежность, умение отделять основную информацию от второстепенной.

3.Общепредметные:
а)воспитывать:
-интерес к предмету с помощью содержания текста;
-нормы поведения;
б) развивать логическое мышление во время анализа смысла и структуры текста;
в) развивать разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
г) формировать умение самостоятельно пополнять знания (пользоваться толковым словарём и справочниками).

Ход урока:

- Ребята, запишите в тетрадь данное определение:

- Чему дано такое определение? (Такое определение публицистическому стилю даётся в Стилистическом энциклопедическом словаре русского языка. [5])

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня беседовать и каковы цели нашего урока.

  1. - Ранее мы уже знакомились с особенностями текстов разных стилей. Давайте вспомним признаки стилей, выполнив небольшой тест.
  1. В текстах какого стиля ставится задача воздействия на массовое сознание, формирование у слушателя или читателя определённого отношения к жизненным проблемам, убеждения в чём-либо:

А) научный стиль;

Б) стиль художественной литературы;

В) официально-деловой стиль;

Г) публицистический стиль.

2. Какие лексические средства характерны для научного стиля речи:

А) общественно-политическая лексика, речевые штампы, использование крылатых выражений, сравнений и гипербол;

Б) употребление полных наименований, общественно-политическая лексика, отглагольные существительные, отсутствие экспрессивной лексики;

В) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, фразеологизмы, просторечные слова;

Г) тропы, слова в переносном значении, индивидуально-авторские слова, фигуры речи.

3. Определите жанры, относящиеся к публицистическому стилю:

А) доклад, лекция, рецензия, диссертация;

Б) постановление, справка, указ, характеристика;

В) беседа, частное письмо, записка, разговор по телефону.

4. Какие синтаксические средства характерны для официально-делового стиля:

А) риторические вопросы, обращения, неполные предложения;

Б) осложнённые и сложноподчинённые предложения, неопределённо-личные предложения;

В) прямой порядок слов, повествовательные предложения, сложные синтаксические конструкции;

Г) неполные предложения, прямая речь, односоставные предложения.

5. В каком ряду представлены личности, создавшие тексты в публицистическом стиле (назовите их ФИО):

А) Владимир Иванович Даль, Альберт Эйнштейн, М.В. Ломоносов, Исаак Ньютон;

Б) М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой;

В) Маргарита Симонян, Алексей Венедиктов, Владимир Соловьёв, Владимир Жириновский


III. Выразительное чтение текста С. Гиацинтовой, народной артистки СССР (мысленно). (Вслух наиболее понравившихся эпизодов, выборочно)

Так что же такое воспитанность?

Бывает так — все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. Собрались дружески поговорить, а разговора не получается. Говорят все разом. Шумно и с увлечением. Каждый о своем и совсем не слушает собеседника. Каждый исключает каждого. И вянет беседа. И уже нет того благодатного общения, которое так обогащает. Быть в каком-нибудь обществе — это не значит собраться в кучу. Это значит встретиться с людьми и воспринимать их мысли, их характеры, их поведение. Встретиться с личностью — значит понять ее, обогатить себя. Уметь разговаривать — это значит уважать собеседника.

Содержание неотделимо от формы. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя. Он не теряется в незнакомом обществе. Умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Не будет разговаривать с женщиной, держа руки в карманах или папироску во рту. Он не забудет снять головной убор, когда входит в помещение или когда слышит на торжественной церемонии исполнение Государственного гимна. Он разрешит неожиданный житейский конфликт скорее юмором, чем досадой. Во всем своем поведении он естественен и прост.

IV. Анализ текста. Работа в группах.

1 группа: Какие микротемы можно выделить в тексте? Выборочный пересказ понравившихся эпизодов.

2 группа: 1. Как вы думаете, какому стилю можно отнести данный текст? Почему?

(Этот текст публицистического стиля. Он актуален, общественно значим по тематике, экспрессивен).

2. К какому типу речи относится текст?

(Этот текст относится к рассуждению. Тезис оформлен в виде вопроса. Затем идет доказательство истинности этого утверждения, приводится пример истинно воспитанного человека. В этой части текста используется сначала описание предмета (черты характера Качалова), затем повествование (один из поступков Качалова). Далее автор, комментируя пример, делает вывод: истоки воспитанности — в доброте и уважении к людям).

3. Какова задача автора текста?

(Привлечь внимание читателя к злободневной проблеме – умения вести себя в обществе и быть воспитанным человеком)

3 группа: 1. Какие черты публицистического стиля присутствуют в тексте? (Лексические, морфологические, синтаксические)

(Лексические средства: торжественная лексика (удостоились похвалы, благодатное общение), отвлеченная и общественно-политическая лексика (пережиток, исторический хлам), слова в переносном значении (беседа вянет, собраться в кучу)

Морфологические средства: использование личных местоимений (о вас, мы, он)

Синтаксические средства: Именительный представления: (Воспитанный человек. ); Риторический вопрос: Что такое воспитанность?

Неполные предложения и короткие предложения (2 и 4 абзацы).

Раздробленные предложения (парцелляция): Говорят все разом. Шумно и с увлечением. Каждый о своем и совсем не слушает собеседника. Каждый исключает каждого. По улице шел он — и то залюбуешься. И скромно, и празднично. . Он не теряется в незнакомом обществе. Умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Не будет разговаривать с женщиной, держа руки в карманах или папироску во рту. Он не забудет снять головной убор.

Оправданный повтор слов: Это нечто более глубокое и коренное в человеке. Это прежде всего его внутренняя интеллигентность.

Он понимал, что люди смотрят на него, что он им дает радость, и шел, неся это обязательство свое — не разочаровать людей будничностью, отчужденностью, невниманием к ним. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими.

А внешне она выражается в обаянии. Есть такое довольно расплывчатое, на первый взгляд, понятие — обаяние. Так вот, мы должны быть обаятельными. Обаяние содержит в себе прежде всего уважение к другому.

Ряды однородных членов с сопоставительным и противительным значением (При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Бывает так — все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. Собрались дружески поговорить, а разговора не получается.)

Вопросно-ответная форма изложения.

V. В каких ситуациях проявляется воспитанность?

(Умение общаться, поведение за столом и в транспорте и других общественных местах, внимательное отношение к людям пожилого возраста и женщине, хорошие манеры).

VII. Беседа. Какие нормы поведения были соблюдены и нарушены героями фильма?

IX. Чтение и обсуждение текстов.

X. Рефлексия.

2. Найдите определение слова в Толковом словаре Ожегова С.И., Ушакова Д.Н.

2. В каких ситуациях проявляется уровень воспитанности?

3. Как узнать воспитанного человека?

4. А вы воспитанны?

Приложение

Так что же такое воспитанность?

Бывает так — все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. Собрались дружески поговорить, а разговора не получается. Говорят все разом. Шумно и с увлечением. Каждый о своем и совсем не слушает собеседника. Каждый исключает каждого. И вянет беседа. И уже нет того благодатного общения, которое так обогащает. Быть в каком-нибудь обществе — это не значит собраться в кучу. Это значит встретиться с людьми и воспринимать их мысли, их характеры, их поведение. Встретиться с личностью — значит понять ее, обогатить себя. Уметь разговаривать — это значит уважать собеседника.

Содержание неотделимо от формы. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя. Он не теряется в незнакомом обществе. Умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Не будет разговаривать с женщиной, держа руки в карманах или папироску во рту. Он не забудет снять головной убор, когда входит в помещение или когда слышит на торжественной церемонии исполнение Государственного гимна. Он разрешит неожиданный житейский конфликт скорее юмором, чем досадой. Во всем своем поведении он естественен и прост.

С. Гиацинтова, народная артистка СССР

Задания для групп.

1 группа: Какие микротемы можно выделить в тексте? Выборочный пересказ понравившихся эпизодов.

2 группа: 1. Как вы думаете, какому стилю можно отнести данный текст? Почему?

2. К какому типу речи относится текст?

3. Какова задача автора текста?

3 группа: 1. Какие черты публицистического стиля присутствуют в тексте? (Лексические, морфологические, синтаксические)

Воспитанный человек. Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой)

Пример анализа текста официально-делового стиля

Системное меню вызывается кнопкой, расположенной в левом верхнем углу окна. Команды данного меню стандартизированы для всех приложений среды Windows. Системное меню имеется в наличии в каждом окне документа. Его можно вызвать даже в том случае, если окно свернуто до пиктограммы, щелкнув на пиктограмме один раз кнопкой мыши. Существует также способ открытия системного меню посредством клавиатуры — с помощью комбинации клавиш [Alt-пробел]. Команды системного меню выбираются с помощью мыши, клавиш управления курсором или путем ввода подчеркнутых в названии команды букв вместе с [Alt].

В данном тексте отчетливо проявляются черты официально-делового стиля: 1. Жанр данного текста — инструкция. 2. Задача текста — сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать точные рекомендации, указания. 3. Высказывание официальное, точное, бесстрастное (без выражения эмоций). 4. Языковые особенности текста: а) широкое использование терминологии (курсор, пиктограмма, системное меню, клавиатура, команда); б) употребление отглагольных существительных открытие, управление, ввод, комбинация вместо глаголов открыть, управлять, ввести, комбинировать; в) употребление отыменных предлогов (с помощью комбинации, путем ввода); г) употребление специфических оборотов официальной речи (имеется в наличии); д) в предложениях преимущественно прямой порядок слов; е) сказуемые выражаются возвратными глаголами (меню вызывается, команды выбираются), страдательными причастиями в краткой форме (стандартизованы).

Примеры анализа художественного текста Анализ поэтического текста

Анализ прозаического текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение выпускницы прошлого года Лизы Тухтиной по тексту А.Чехова "Воспитанный человек". Написано в соответствии с новыми критериями.

Каким должен быть воспитанный человек? Ответ на этот вопрос можно найти в тексте А.П. Чехова.

Размышляя над данной проблемой, автор простым и доступным для читателя языком описывает портрет воспитанного человека. Говоря о том, какими качествами должны обладать такие люди, Чехов приводит примеры жизненных ситуаций: “Так, например, если Пётр знает, что если отец и мать ночей не спят благодаря тому, что редко видят Петра, то он поспешит к ним”. Для подтверждения своих мыслей автор прибегает к цитированию: “Даже Крылов говорил, что пустую бочку слышнее, чем полную”. Использование жизненных примеров и цитирование позволяет привести читателя к полному пониманию проблемы и задуматься над словами Чехова.

Так какими же должны быть воспитанные люди по мнению русского классика? Человека можно назвать воспитанным, если он не играет на публику, сострадателен ко всем, скромный и умеет слушать. Такие люди аккуратны, вежливы и трудолюбивы. В этом и состоит позиция Чехова.

Я согласна с мнением Антона Павловича. Я считаю, что такой портрет воспитанного человека является актуальным на все времена, так как в человеке всегда будут цениться такие качества, как вежливость, любовь к труду и умение уважать других.

К большому счастью, воспитанные люди есть не только в литературе, но и в реальной жизни. Наверное, каждый из нас сможет вспомнить таких людей из своего окружения. Чтобы сделать мой аргумент более конкретным, приведу в пример известную многим русскую модель Наталью Водянову. Сестра Натальи страдает аутизмом, что побудило модель создать свой благотворительный фонд в поддержку детей с подобными отклонениями. Вы скажете, что все звёзды занимаются благотворительностью, с чем я, конечно же, соглашусь. Однако Наталья Водянова действительно делает это с искренностью. Она всегда остаётся собой и не играет на публику. Она умеет красиво говорить, и в её речи я никогда не замечала глупых фраз или подробностей из её жизни. Выиграв премию “Женщина года”, во время своей победной речи Наталья ни слова не сказала о себе, а благодарила тех, кто смог позволить ей добиться таких успехов. Думаю, что Наталья Водянова- одна из немногих известных личностей, которая полностью соответствует портрету воспитанного человека, составленному Чеховым.

Подводя итоги, хочется сказать, что далеко не каждого человека в нашем мире можно назвать воспитанным, так как для этого недостаточно просто вежливо вести себя в обществе. Нужно обладать огромным количеством других положительных качеств, полное сочетание которых мы можем наблюдать очень редко. Для того, чтобы действительно стать воспитанным, нужно немало потрудиться. О чём и писал в своём тексте А.П. Чехов.

проверить сформированность у школьников умений сохранять при пересказе основную мысль и тему текста, тип речи, стиль речи, составлять план, находить языковые средства, характерные для публицистического стиля, развивать навыков сжатого пересказа текста на нравственную тематику,

формировать логическое мышление, воспитывать заинтересованное отношение к нравственной проблеме, затронутой в тексте, формировать навыки работы с аудиотекстом.

I. Постановка учебной задачи, определение способа действия (2 м.)

II. Вступительное слово учителя (2 м.)

III. Выразительное чтение текста учителем (3 м.).

IV. Речеведческий анализ текста (10 м.)

V. Повторное чтение текста (3 м.)

VI. Составление плана. Работа над сокращением текста (10 мин)

VII. Языковой разбор (10 мин)

VIII. Чтение текста (3)

IX. Самостоятельная работа учащихся (написание изложения) Редактирование текста. (второй урок)

I. Постановка учебной задачи, определение способа действия

Беседа

- Сегодня мы посвятим два урока работе над сжатым изложением. Вспомним, что значит - написать текст сжато? (Ответы учащихся)

- Верно. Что является важным при написании сжатого изложения? (необходимо передать содержание текста, сохранить авторское изложение событий, фактов, композиционное построение текста, но убрать второстепенную информацию, дополнительные сведения).

- Я буду читать три раза текст.

- Скажите, что вы будете делать, когда я буду читать текст первый раз? (Необходимо определить тему и основную мысль текста, услышать микротемы.)

II. Вступительное слово учителя

Внимательно прослушайте текст, подготовьтесь к ответу: о чем он, какова основная мысль текста.

III. Выразительное чтение текста учителем

Что значит быть воспитанным?

Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились высокой похвалы.

Так что же такое воспитанность?

Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными и очень нужными.

Однажды вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил свои услуги, проводил их до трамвая и помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.

После чтения текст может быть роздан учащимся (или некоторым учащимся).

IV. Речеведческий анализ текста

Беседа по содержанию текста.

- Какие чувства вызвал у вас текст?

- Какие проблемы подняты в тексте? Как вы думаете, почему автор обратился к проблеме воспитанности? (Дефицит воспитанности в наше время.)

- О чем этот текст? (Какова тема текста?) (О том, что значит быть воспитанным человеком).

- Что такое основная мысль текста? Давайте вместе определим основную мысль нашего текста? Выражена ли она в тексте? (Это ответ на вопрос – что значит быть воспитанным? По мнению Гиацинтовой С.В., быть воспитанным – значит быть внимательным к людям, деликатным, тактичным и скромным.)

- Да, автор текста С.В. Гиацинтова высказала прямо эту мысль. Развивает ли она ее на каких-то конкретных примерах? (Да, она рассказывает о Качалове и о случае, который произошел в Лувре.)

- Обобщите, что такое воспитанность в понимании автора текста. (Воспитанность – это в первую очередь проявление сердечности, внутренней доброты и уважения к людям, а не только знание норм поведения. Это поступки добра, заботы и внимания к другому человеку).

Работа над заголовком текста

- Обратимся к заголовку текста. Что представляет собой заголовок? (Это вопросительное предложение). Что отражает название: тему или основную мысль? (Заголовок отражает основную мысль, которая раскрывается в тексте.)

Выявление коммуникативного намерения автора

- Продолжим наши размышления. Как вы думаете, с какой целью автор обращается к нам, к своим собеседникам с проблемой воспитанности людей: сообщить читателям о проблеме, поделиться своими мыслями и чувствами или вызвать отклик, заинтересованность в воображаемом читателе – собеседнике? (Ответы учащихся).

- Я думаю, вы правы, С.В. Гиацинтовой важно привлечь внимание читателя к проблеме воспитанности, задуматься над своим поведением и поведением окружающих людей и, наверное, извлечь из этого нравственный урок. В чем, по-вашему, автор видит проявление воспитанности человека? (Не в выполнении норм поведения, а в сердечности, доброте к людям.)

Читайте также: