Волк на елке сочинение егэ

Обновлено: 02.07.2024

Какие коментарии написать в сочинение. Я выбрал проблему одиночества
Вот текст:
Волк на Елке
В новогоднюю ночь старый Волк особенно остро почувствовал свое одиночество. Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие елки, он брел по лесу и размышлял о жизни.
Да, ему никогда не везло. Самые лучшие куски у него выхватывали из-под носа другие. Волчица - и та оставила его, потому что он мало приносил зайцев.
Эти зайцы, сколько из-за них неприятностей! У кого их много - перед теми все на задних лапах стоят, а у кого мало.
Да, в волчьем мире зайцы решают все.
Елки, елки. "Елки-палки, - думал Волк, - когда же все это кончится? Никуда не денешься от этих елок, хоть из лесу беги!"
И вдруг. Волк присел на хвост, протер глаза: неужели правда? Под елкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его горят так, словно ему там невесть что показывают.
"Интересно, что он там увидел? - подумал Волк. - Дай-ка и я погляжу". И он поднял глаза на елку.
Сколько елок видел он на своем веку, но такой ему видеть не приходилось. Она вся искрилась снежинками, переливалась лунным светом, и казалось, что ее специально убрали к празднику, хотя на ней не было ни одной елочной игрушки.
- Елки-палки! - сказал Волк и замер с открытым ртом. Бывает же на свете такое чудо! Посмотришь на него - и чувствуешь, как у тебя внутри что-то переворачивается - не в желудке, нет, а повыше. И уже ничего не хочется - только сидеть и смотреть.
Так и сидели они рядышком - Заяц и Волк - под новогодней елкой, и смотрели на нее, и внутри у них что-то переворачивалось.
И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посильнее волков, а Волк подумал, что, елки-палки, честно говоря, ведь не в зайцах счастье.

Подойдут комментарии в духе одного нынешнего российского философа и публичного оратора. "Долой потребительские повадки зажравшейся российской фауны! Только голодное зверьё способно быть счастливым от осознания высших смыслов существования, где зайцев для пропитания хватает вдосталь лишь особо хищным и наглым волкам. Всё прочее зверьё лучше осознаёт своё великое предназначение, счастливее от своего мессианства и различает в небесах звёзды, когда живёт впроголодь."

Автор: Чалина Ольга Георгиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Ангарский лицей №2 им.М.К.Янгеля"
Населённый пункт: г.Ангарск ,Иркутская обл.
Наименование материала: презентация
Тема: "Волк на ёлке"(алгоритм написания сочинения ЕГЭ по русскому языку)
Раздел: среднее образование

Волк на ёлке

ВОЛК НА ЁЛКЕ

(1 )В новогоднюю ночь старый Волк особенно остро почувствовал свое одиночество.

(2)Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие ёлки, он шёл по лесу и размышлял о жизни.

(3) Да, ему никогда не везло. (4)Самые лучшие куски у него выхватывали из-под носа другие.

(5)Волчица — и та оставила его, потому что он мало приносил зайцев. (6) Эти зайцы, сколько

из-за них неприятностей! (7) У кого их много — перед теми все на задних лапах стоят, а у кого

мало. (8) Да, в волчьем мире зайцы решают всё.

(9) Ёлки, ёлки. (10) «Ёлки-палки, — думал Волк, — когда же всё это кончится? (11)Никуда не

(12)И вдруг… (13)Волк присел на хвост, потёр глаза: неужели правда? (14)Под ёлкой сидит

самый настоящий, самый живой заяц. (I5)Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и

глаза его горят так, словно ему там невесть что показывают.

поднял глаза на ёлку.(19) Сколько ёлок видел он на своём веку, но такой ему видеть не

приходилось. (20)Она вся искрилась снежинками, переливалась лунным светом, и казалось,

что её специально убрали к празднику, хотя на ней не было ни одной ёлочной игрушки.

(21)— Ёлки-палки! — сказал Волк и замер с открытым ртом. (22)Бывает же на свете такое

чудо! (23)Посмотришь на него — и чувствуешь, как у тебя внутри что-то переворачивается —

не в желудке, нет, а повыше. (24)И уже ничего не хочется — только сидеть и смотреть.

(25)Так и сидели они рядышком — Заяц и Волк под новогодней ёлкой, и смотрели на неё, и

внутри у них что-то переворачивалось.

(26)И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посильнее волков, а Волк подумал,

что ведь не в зайцах счастье.

Постановка проблемы:

Как выявить? Помним , что…

Проблема- это противоречие между тем , как должно быть , и тем, как есть на

О чем бы ни был текст, автора волнует проблема

современности и человека.

Делим исходный текст на две смысловые части или выделяем двух основных

Нажмите, чтобы узнать подробности

(1)В новогоднюю ночь старый Волк особенно остро почувствовал своё одиночество. (2)Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие ёлки, он брёл по лесу и размышлял о жизни.

(3)Да, ему никогда не везло. (4)Самые лучшие куски у него вы­хватывали из-под носа другие. (5)Волчица — и та оставила его, пото­му что он мало приносил зайцев.

(6)Эти зайцы, сколько из-за них неприятностей! (7)У кого их много — перед теми все на задних лапах стоят, а у кого мало. (8)Да, в волчьем мире зайцы решают всё.

(12)И вдруг. (13)Волк присел на хвост, потёр глаза: неужели правда? (14)Под ёлкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. (15)Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его го­рят так, словно ему там невесть что показывают.

(19)Сколько ёлок видел он на своём веку, но такой ему видеть не приходилось. (20)Она вся искрилась снежинками, переливалась лунным светом, и казалось, что её специально убрали к празднику, хотя на ней не было ни одной ёлочной игрушки.

(21)— Ёлки-палки! — сказал Волк и замер с открытым ртом.

(22)Бывает же на свете такое чудо! (23)Посмотришь на него — и чувствуешь, как у тебя внутри что-то переворачивается — не в же­лудке, нет, а повыше. (24)И уже ничего не хочется — только сидеть и смотреть.

(25)Так и сидели они рядышком — Заяц и Волк — под новогодней ёлкой, и смотрели на неё, и внутри у них что-то переворачивалось.

(26)И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посильнее волков, а Волк подумал, что ведь не в зайцах счастье.

1. В каком предложении в аллегорической форме выражен смысл сказки?

2. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложения 4-5 поясняют, раскрывают содержание предло­жения 3.

2) В предложениях 12-18 содержатся элементы повествования.

3) В предложениях 19-20 представлено рассуждение.

4) Предложение 26 содержит вывод из того, о чём говорится в предложениях 22-25.

3. Какое из перечисленных слов не имеет разговорной окраски?

  1. невесть;
  2. рядышком;
  3. выхватывать;
  4. дай-ка.

Ответы к заданиям 4—6 запишите словом(-ами)

4. Каким способом образовано слово одиночество (предложе­ние 1)?

5. Из предложений 16-26 выпишите все относительные прила­гательные.

6. Из предложения 20 выпишите словосочетание со связью при­мыкание.

Ответы к заданиям 7—10 запишите цифрами

7. Найдите в тексте сложное предложение, в состав которого вхо­дят три односоставных предложения, и напишите его номер.

8. Среди предложений 1-10 найдите предложение, осложнённое двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

9. Среди предложений 16-26 найдите сложное предложение с придаточным уступительным. Напишите номер этого пред­ложения.

10. Среди предложений 16-26 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи наречия и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 1-10. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

  1. метонимия;
  2. разговорные конструкции;
  3. ряды однородных членов;
  4. разговорная лексика;
  5. фразеологизмы;
  6. парцелляция;
  7. ирония;
  8. антонимы;
  9. парафраза.

12. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, постав­ленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, со­гласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизнен­ные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данно­му тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пере­сказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

В сказке Ф. Кривина рассматривается проблема красоты и её воздействия.

В комментарии проблемы следует обратить внимание на то, что в сказке в аллегорической форме поднимается одна из вечных проблем человечества, над которой бьются выдающиеся умы уже на протяжении не одного столетия и которую в яркой поэтической форме выразил Николай Алексеевич Заболоцкий:

.то что есть красота

И почему её обожествляют люди ?

Сосуд она, в котором пустота,

или огонь, мерцающий в сосуде?

Позиция автора: не хлебом единым жив человек.

Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите свою точку зре­ния.

Аргументировать позицию могут помочь следующие высказывания фило­софов и писателей-классиков:

Эт у проблему писатель раскр ывает на примере сказки с героям и - животными.

Он, используя иносказ ание, проводит аналогию ме жду людьми и животными, но

аналогия эта в да нном про изведении необычна. Волк всег да в сказках з лой, всегда

ловит зайца, а трусливы й з аяц от него убегает. Но име нно в этой с казке всегда

Эти сказочные герои восхищаются одним и тем же, становятся воспр иимчивыми к

К3. Абзац №3. Авторская позиция+ согласие или несогласие с ав тором

Авторская позиция в тексте выра жена через мысли Зайца и Во лка. Заяц считает,

именно такая пословица вспоминается сразу нам, читателям), а в красоте. Не

достаток и деньг и составляют истинную красоту. К расота мира, кр асота приро ды,

наконец, духовная красота челове ка может воздей ствовать на него так, что он

забывает обо всем на свете. Не могу не со гласиться с м нением автора: Не хл ебом

Этому мож но найти м ножество примеров из р усской литературы. А.С.П ушкин,

И.Тургенев, Н.Некрасов , С.Есенин, А.Фет, Ф.Тютчев - вот лишь список немногих

поэтов, для котор ых природа всегд а была живы м, разумным существо м и помогала

погрузиться че ловеку в мир кр асоты. «Нельзя пред вечной кр асотой не петь, не

таинственной жизни, ко торая может бы ть до ступна человек у только в моменты

три поэтических предмета - природа, любовь и пес ня тес но сплетены и образуют

фетовскую Вселенную Красоты. Там, где кр асота - природа, там и любовь - красо та.

Все вме сте делает человека нравс твенно кр асивым. И у Ф.Тютче ва в природе

него – в вечном движени и, внутренней м узыке мир а. Многие его стихотвор ения

показывают на м, как прекрасна природа, и человек нево льно останав ливается

перед этой красотой и исп ытывает самые лучшие человече ские чувства:

Итак, автор показал нам, что только истинная красота, красота мир а и прир оды,

способна на то, что человек может изменить свои взгляды на жизнь, само

отношение к жизни. Красота может спасти от одиночества. Как т ут не вспом нить

роль игр ает красота в жизни ч елове ка? Ф.Кривин убеждает н ас в том, что кр асота

мира, природы мо жет сблизить и врагов, может измени ть духовн ый мир людей.

Эту проблему писатель раскрывает на примере сказ ки с героями - жив отными. Он,

используя иносказание, прово дит аналогию между людьми и животными, но

аналогия эта в да нном про изведении необычна. Волк всег да в сказках з лой, всегда

ловит зайца, а трусливы й з аяц от него убегает. Но и менно в этой сказке всег да

Эти сказочн ые герои восхищ аются одним и тем же, волк становится

Авторская позиция в тексте выражена через мысли Зайца и Во лка. Заяц счи тает,

именно такая пословица вспоминается сразу нам, читателям), а в красоте. Не

достаток и деньг и составляют истинную красоту. К расота мира, кр асота приро ды,

наконец, д уховная красота челове ка может во здействовать на него так, что он

забывает обо всем на свете. Не мог у не согласиться с мн ением автора: Не х леб ом

единым жив человек Этому можно найти мно жество примеров из р усской

литературы. А .С.Пушкин, И.Тургенев, Н.Некр асов, С.Есенин, А.Фет, Ф.Тютчев -

вот лишь список немногих поэтов, для ко торых природа всегда была живым,

разумным с уществом и помогала погрузиться человеку в мир кр асоты. «Нельзя

видел в природе источник таинственной жизни, котор ая может быть до ступна

человеку только в моменты в ысшего душевного подъема. В стихо творении «Я

тесно сплете ны и образ уют фетовск ую Вселенную Красот ы. Там, где кр асота -

природа, там и любовь - красота. Все вмес те делает че ловек а нравс твенно красивым.

И у Ф.Тютчева в природе «есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней

Многие его стихотвор ения показывают нам, как прекр асна природа, и человек

невольно останавливается перед этой красотой и испыт ывает самые лучшие

человеческие чувства: восх ищения, о чарования, люб ви, гордости…(153 .)

Итак, автор показал нам, что только истинная красота, красота мира и природы,

способна на то, что человек может изменить свои взгляды на жизнь, само

отношение к жизни. Красота может спасти от одиночества. Как т ут не вспом нить

В помощь учителям русского языка и литературы

Резеда Кильметьева

Резеда Кильметьева
запись закреплена

Люблю работать с текстом Ф.Кривина "Волк на елке". На одном из уроков пишу сжатое изложение, на втором - лингвистическое сочинение (7 класс). Вариантов уроков в интернете много.
Прикреплю два.

Можно этот переделать.
Что есть красота?

Тема урока: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему по заданному тексту (ГИА, задание С 2.2).

Цели урока:
Обучающая:
-обучение пониманию и анализу предложенного текста, написанию сочинения рассуждения по предложенному тексту
Развивающая:
-развитие аналитических и творческих навыков учащихся
Воспитательная:
-воспитание внимательного и бережного отношения к слову, к родному языку
Оборудование: ЭОР, музыкальное сопровождение
Ход урока
Слайд 1
О/м.
(Вваливается Дед Мороз)
Дед Мороз: С Новым Годом. Девчонки и мальчишки. С Новым счастьем.
Учитель: Дедушка, а ты не рано? Сегодня только 16 декабря…
Дед Мороз: Я что, снова ошибся дверью? Извините, позже зайду… (уходит).
Учитель: (с недоумением) Чудеса! А давайте поговорим о чудесах. (звучит музыка)
Ведь действительно, скоро Новый Год! Я вам сказку расскажу… (читает сказку Ф. Кривина. Вариант 25, сборник Н.А.Сениной).
Слайд 2, 3, 4, 5
Итак, нам предлагается текст. Как вы думаете, какая задача стоит перед нами? Написать сочинение-рассуждение, попутно повторив необходимые теоретические сведения.
Работа с текстом.
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок… А на что же намекает автор сказки Ф. Кривин, детский писатель, поэт, прозаик? Разобраться нам в этом помогут вопросы теста.
(Слайд 6)
Тесты ГИА
(Слайд 7)
А1 В каком предложении в аллегорической форме выражен смысл сказки? А что такое аллегория? (иносказание)
(Слайд 8)
А2 Укажите вариант ответа, в котором наиболее точно сформулирована тема текста.
(Слайд 9)
…чтó есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Николай Заболоцкий
В чем же сила красоты? Может быть, все это придумали люди, и нет никакой силы в красоте?

(Слайд 10)
А3 Почему ёлка произвела такое впечатление на Волка?

(Слайд 11)
В каких предложениях мы находим подтверждение тому, что ёлка оказала огромное впечатление на Волка? (20, 21,22)

Обратите внимание, что в задании сформулированы основные требования к сочинению (они подчёркнуты).
Остановимся на них подробнее.
1. Как должно быть построено сочинение?

Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

(Слайд 13)
Из каких частей состоит рассуждение?
1.Тезис (вступление) - мысль, которую нужно доказать.
2. Доказательства (аргументы + примеры)
3. Вывод (заключение)

2. Как начинать сочинение?
В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений.
Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.

(Слайд 14)
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом.
По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
В этом отрывке автор говорит о том, что…
Смысл данного отрывка я понимаю так: …
В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

А теперь рассмотрим варианты вступлений:
Вариант 1. Я считаю, что мысль Ф. Кривина, аллегорически выраженная в выделенном фрагменте текста, сегодня как никогда актуальна, потому что в современном мире, к сожалению, материальное благополучие ценится выше духовного. Соглас-на (ен) ли я с тем, что…

Вариант 2. Действительно ли красота окружающего мира может изменить человека, сделать его чище, лучше? Этот вопрос в аллегорической форме задает нам автор сказки Ф.Кривин.

Вариант 3. Ключевой фразой (последнее предложение текста сказки) автор пытается убедить нас в том, что красота вечна и способна изменить любого. Лучшие стороны души могут раскрыться неожиданно, главное верить, что и в твоей душе живет красота.
(Слайд 15)
. Сформулируйте и запишите вступление к сочинению

3. Как писать основную часть?

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.

В основной части следует избегать:
• пересказа текста
• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.
В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.
Если вы затрудняетесь, обратитесь к памятке, в ней есть некоторые рекомендации:
1. Перечитайте текст несколько раз.
2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.
3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.
4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.
5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!

В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста.

4. Как оформлять примеры в сочинении?
Во-первых, помните о требованиях к примерам:

• примеров должно быть не менее 2;
• примеры должны быть из указанного текста;
• примеры должны подтверждать разные аргументы;
• каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;
• пример без указания на аргумент не учитывается.

Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:

1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.

В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.

2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).

5. О чём писать в заключении?
(Слайд 17)
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.
Вывод должен быть:
коротким, но ёмким по содержанию
логически связан с предыдущим изложением
не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

. Сформулируйте и запишите заключение к сочинению

6. Сколько абзацев должно быть в сочинении?
Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения.
Помните: сочинение должно иметь не менее 3 –х абзацев:
• 1 абзац - тезис
• 2 абзац – аргументы с примерами
• 3 абзац – вывод
Основная часть может состоять из нескольких абзацев.
Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.
7. Каким должен быть объём сочинения?
В 2012 году требование к объёму сочинения изменилось: количество слов в сочинении должно быть не менее 70.

Еще раз перечитайте получившиеся сочинения.
Давайте послушаем, что же получилось у нас в итоге?

Подведем итог урока. Оценки за работу на уроке.
Рефлексия: Что удалось? Над чем стоит еще поработать?

Д/з. Редактировать текст сочинения-рассуждения;
Творческое задание: продолжите сказку Ф.Кривина. Подумайте, что могло бы произойти с нашими героями после встречи у елки.

Каково общее впечатление от урока? Давайте своим настроением все-таки украсим нашу елку. (Звучит музыка. Дети выбирают смайликов и украшают елку)
(Появляется Дед Мороз и угощает всех конфетами).

Читайте также: