Мозаика один из наиболее развитых видов изобразительного искусства киевской руси сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Славянское искусство репрезентовано декоративно-бытовыми изделиями (гончарство, ткачество, вышивка, украшения), украшенными орнаментами, которые служили нашим пращурам оберегами. На местах культовых центров (капищ) славяне устанавливали деревянные статуи богов (“идолов”, “кумиров”). После введения христианства эти образцы языческой скульптуры были почти полностью уничтожены. Из тех, что сохранились, известнейшим является так называемый Збруцкий идол (Святовит) IX ст., найденный неподалеку реки Збруч на Тернопольщине.

Статуя имеет вид четырехгранного столба (высотой около 3 м), на гранях которого вычеканены символические изображения. Столб разделен на три яруса, которые символизируют представление о трех мирах: высший – небесный, средний – земной, нижний – подземный. На верхнем изображены языческие боги (в частности, Перун в образе воина с саблей), на среднем – фигурки мужчин и женщин в ритуальном хороводе, на нижнему – бог, который стоит рядом и держит землю (вероятно, Велес). Уникальный опыт своеобразного калейдоскопа археологических культур

Следующий период знаменателен объединениям восточнославянских племен и образованием могущественного и высоко развитого Киевского Государства.

Искусство Киевской Руси – одно из величайших культурных явлений прошлого, на художественных достижениях которого росла вся культура. Внедрение христианства приобщило культуру Киевской Руси к ценностям западной цивилизации. Вместе с новым религиозным мировоззрением русичи позаимствовали из Византии и художественные традиции: особенности храмовой архитектуры, монументальной и станковой живописи (фрески, мозаики, иконы), книжной миниатюры. Постепенно изобразительное искусство и архитектура приобретают своеобразные черты.

Главными разновидностями сакральной (культовой) архитектуры стали православные церкви и соборы.

Христианский храм был не только архитектурным сооружением культового назначения, он имел глубокое символическое содержание, олицетворял специфическую модель Вселенной, где властвуют порядок и четкая иерархия духовных сил, сосредоточенных вокруг главной – Творца всего сущего. Согласно византийскому канону сооружение образовывало крест, а его центральная часть увенчивалась куполом, вокруг которого по обыкновению располагались другие – меньшие по размерам. В центральной части содержался алтарь – место для богослужения.

Немного памяток строящейся архитектуры и изобразительного искусства княжеских времен сохранилось в украинских городах Киеве, Чернигове, Переяславе, Владимире-Волынском, Галиче. Самые старые древнерусские архитектурные памятки – величественный пятиглавый Спаcо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.), храм Спаса на Бересте (начало ХІІ ст.). До наших дней в сооружениях княжеских времен дошла фресковая живопись – наиболее распространенный вид монументального искусства Киевской Руси. Наибольшую ценность представляют фрески Кирилловской церкви (ХІІ ст.) в Киеве.

Центральные части храмов украшали изысканные мозаики. Объединение в одном ансамбле мозаик и фресок – самобытное явление художественной культуры Киевской Руси, неизвестное Византии.

В создании мозаик Успенского собора Киево-Печерской лавры принимал участие выдающийся живописец Алимпий, который также прославился как иконописец. Как свидетельствует летопись, первые иконы – образцы станковой живописи – привезли в Киев из Корсуня (Херсонеса Крымского) для Десятинной церкви, построенной во времена князя Владимира (989-996 гг.).

Позднее иконы поступали преимущественно из Византии. Но икон княжеских времен, истинных шедевров сакрального искусства, уцелело очень мало. Большинство из них, к сожалению, находится вне границ Руси в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Известнейшую – Владимирскую икону Божьей Матери кисти византийского мастера вывез из резиденции киевских князей в Вышгороде Андреем Боголюбский во время одного из его варварских набегов на Киев. Копирование византийских образцов дало возможность местным живописцам быстро усвоить каноны рисования икон и на их основе создать собственную оригинальную школу иконописи.

Иконы, выполненные в киевском стиле, напоминают мозаики и фрески: они имеют изысканный колорит со сложной символикой цветов. В центре – прекрасные, преисполненные высокой духовности образы Иисуса Христа, Богоматери, святых. Удлиненные фигуры на золотом фоне (символ царства небесного), лики с глубоким взглядом больших глаз, нимб вокруг головы – все это должно было вызвать впечатление нереального, невесомого, внеземного.

Виднейшей памяткой культуры Киевской Руси признан Софийский собор, занесенный в Список мирового наследия ЮНЕСКО, который включает в себя выдающиеся культурные и естественные достояния человечества. Многокупольный пирамидальный собор, возведенный на средства князя Ярослава Мудрого (1037 г.), задумывался им как главный храм государства и олицетворял идею объединения русских земель вокруг единого центра – Киева. Архитектуру сооружения можно охарактеризовать как торжественно-праздничную, что усиливается гармонией экстерьера и интерьера.

Важное значение имеет внутреннее убранство собора: стены, арки, столбы покрыты фресками и мерцающими мозаиками. В технике мозаики выполнено центральное величественное изображение Христа-Вседержителя (Пантократора). Левой рукой он держит Евангелие, а движением правой руки осуществляет благословение. В верхней части главной апсиды расположено мозаичное изображение Оранты.

Богоматерь изображена в полный рост с поднятыми вверх руками. Ее величественная фигура привлекает внимание всех, кто входит в храм. Фрески собора воссоздают евангельские и библейские сюжеты, а также светские сцены из жизни семьи князя Ярослава Мудрого (охота, музыка, действа скоморохов и т. п.). Все мозаичные и фресковые композиции объединяются орнаментами и образуют сплошной ковер, который подчеркивает их монументальность.

Соединение мозаик и фресок относится к настоящему новаторству киеворусских художников. Так в целостном ансамбле – синтезе искусств – слились архитектура, монументальная живопись и декоративное искусство.

Киевский князь Ярослав Мудрый основал при Софийском соборе библиотеку. Это оказывало содействие расцвету искусства книжной миниатюры – неотъемлемой составной художественного оформления рукописной книги. Миниатюрность как определяющий признак произведения требовал филигранного выполнения.

Древнейшая рукописная книга Киевской Руси – Остромирово евангелие (1056-1057 годы).

Три миниатюры с изображениями евангелистов Иоанна, Марка и Луки выполнены мастером Григорием. Радзивилливская летопись, которая содержит 618 цветных миниатюр с иллюстрациями событий времен Киевской Руси, является ценным источником информации об известных архитектурных сооружениях того времени, а также одежде, бытовых вещах, оружии. Достижения искусства книжной миниатюры Киевской Руси, как и достижения других видов изобразительного искусства и архитектуры княжеских времен, стали плодотворным основанием для развития художественной культуры следующих эпох.

Нашествие Золотой Орды нанесло сокрушительный удар и опустошило киевские земли. Центр культуры и искусства в ХІ-ХVІ ст. переместился к Галицко-Волынскому княжеству. На особенностях развития искусства польско-литовской эпохи обозначилась близость к странам Центральной Европы. На архитектуру повлияли европейские художественные стили, прежде всего Ренессанс.

Разворачивается оборонительное строительство, сооружаются неприступные замки и укрепленные монастыри, даже церкви строятся как крепости. Самым старым образцом архитектуры этой эпохи в Украине является замок в Луцке (середина ХІ ст.), от которого до нашего времени сохранилась величественная каменная башня. Настоящими архитектурными жемчужинами являются замки в Каменец-Подольском, Хотине, Олеске, Мукачеве.

Их достраивали и перестраивали на протяжении нескольких столетий.

Сравните архитектурные сооружения на фотоиллюстрациях и определите общие признаки, присущие украинским замкам польско-литовской эпохи. Вспомните название художественного стиля в западноевропейской архитектуре, характерные признаки которого воплощены в сооружениях украинских замков и крепостей. Узнайте, какой из замков относится к “Семи чудесам Руси”.

Живопись Киевской Руси - это один из видов изобразительного искусства на Руси IX-XII вв.

Главной тематикой древнерусской живописи была православная религия. Эта тема стала основной после принятия Русью крещения в 988 г. Вместе с новой религией, на Русь пришли и новые виды искусства, которые формировались под сильным византийским влиянием, и так в Киевской Руси появилась живопись. Она бывает нескольких видов:

  • фреска;
  • мозаика;
  • станковая живопись (икона);
  • книжная миниатюра.

Фрески и мозаики

Первая, как считается, каменная церковь была сооружена в Киеве в 966 г. (не сохранилась). Ее название - Десятинная – пошло от того, что на ее содержание шла десятая часть княжеских доходов. Она была полностью создана мастерами из Византии. Ее стены украшали фрески, а наиболее важные части были декорированы мозаикой: росписи были посвящены евангельским событиям, житию Богоматери, может быть, деяниям святых и апостолов.

Славились своей красотой фрески и мозаики новгородского Софийского собора, построенного Ярославом Мудрым в первой половине XI в. Кроме религиозных сюжетов они содержат изображения придворной жизни и охоты, музыкантов и скоморохов, птиц и зверей, а на одной из стен написаны портреты семьи Ярослава Мудрого.

Примечательным является и интерьер Успенского собора в Киево-Печерском монастыре, созданный византийскими мастерами в 1070-1080-х гг. Росписи его интерьеров стали каноничными и впоследствии послужили образцом для многих последующих росписей в соборах.

Главной же святыней Киевской Руси был Софийский собор в Киеве, построенный в первой половине XI в. В нем совершал богослужения митрополит, проводились важнейшие церемонии, имевшие государственное значение. Эти факторы и обусловили сложность и наполненность росписей Софийского собора, созданных греческими мастерами. Под центральным куполом находится огромное изображение Христа Пантократора, ниже располагаются изображения четырех евангелистов и двенадцати его учеников; в одной из апсид находится мозаика с фигурой Богоматери.

Готовые работы на аналогичную тему

На этих примерах можно видеть, что первыми иконописцами на Руси были приглашенные из Византии мастера. Они также работали над фресками и мозаиками Михайловского Златоверхого монастыря в Новгороде, Георгиевской церкви в Старой Ладоге, Мирожского монастыря во Пскове. Русские мастера учились у них, поэтому к XII в. наблюдается становление живописных школ в разных русских городах – первыми из них стали киевская, новгородская и владимирская.

В XII в. во Владимире было возведено два знаменитых собора – Успенский и Дмитриевский, являющиеся ярким примером архитектуры домонгольской Руси. До нас дошла фреска из Дмитриевского собора со сценой Страшного суда, созданная русским и греческим мастерами.

Иконы

Икона всегда пишется по определенному канону и для каждого образа есть свои правила. Кратко охарактеризуем образы главного персонажа икон – Христа. Он изображается в нескольких основных видах:

  • Мандилион – это лик Христа на плате;
  • Керамидион – лик Христа на глиняной доске или черепице;
  • Пантократор – представление Христа в виде Небесного Царя и Судьи: в рост, сидя на троне, по пояс или погрудно; в левой руке он держит Евангелие, правой делает благословляющий жест;
  • Спас в силах – Христос сидящий на престоле с книгой;
  • Спас Эммануил – образ Христа в 12-летнем возрасте;
  • Христос Ветхий денми – Спаситель в облике седого старца.

Первыми иконами на Руси были те, что князь Владимир привез из Херсонеса, но до наших дней ни одна из них не дошла. Древнейшие из сохранившихся икон происходят из Великого Новгорода.

Книжная миниатюра

С приходом христианства на Руси получают распространение книги. Со временем русские мастера овладевают искусством оформления манускриптов. Древнейшей рукописной книгой Руси считается Остромирово Евангелие. Оно написано уставом – типом письма, происходящему от письма греческих литургических книг. При оформлении использовались краски с примесью золота в стиле, характерном для византийских манускриптов X-XI вв. В Остромировом Евангелии имеются три миниатюры, изображающие Евангелистов Иоанна, Луки и Марка. Узор орнамента ни разу не повторяется. Антропоморфные и зооморфные элементы, украшающие инициалы в Евангелии, демонстрируют влияние не только восточной, но и западной традиции.

Книжное искусство Новгорода XII в. представлено Мстиславовым Евангелием, которое было заказано князем Мстиславом для церкви Благовещения на Городище. В нем имеется четыре миниатюры с изображением евангелистов, скопированные из Остромирова Евангелия, но имеющие большее количество подробностей.

Таким образом, восприняв византийские традиции и добавив самобытные черты, русские мастера к XII в. сформировали собственную художественную традицию, представленную произведениями на религиозную тематику – фрески, мозаики, иконы, книжные миниатюры.


В презентации анализируются и иллюстрируются иконографические особенности храмов Киевской Руси, украшенных мозаиками: Софии Киевской и Михайлова-Златоверхого монастыря.

Содержимое разработки

Школа Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны Мозаики эпохи Киевской Руси: иконографические особенности и художественное решение. София Киевская и собор Михайлова-Златоверхого монастыря Сергеева Елена Валерьевна

Школа Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны

Мозаики эпохи Киевской Руси: иконографические особенности и художественное решение.

София Киевская и собор Михайлова-Златоверхого монастыря

Сергеева Елена Валерьевна

Храмы эпохи Киевской Руси, где находились, или находятся ныне мозаики расположены в Киеве. Это Святая София Киевская, собор Михайло-Златоверхого монастыря (не сохранился, был разрушен после революции в 1930 - х гг., мозаики частично сохранились) и Святая София в Новгороде (Мозаики не значительные в виде орнаментов в алтаре храма, поэтому их можно игнорировать).

Храмы эпохи Киевской Руси, где находились, или находятся ныне мозаики расположены в Киеве. Это Святая София Киевская, собор Михайло-Златоверхого монастыря (не сохранился, был разрушен после революции в 1930 - х гг., мозаики частично сохранились) и Святая София в Новгороде (Мозаики не значительные в виде орнаментов в алтаре храма, поэтому их можно игнорировать).

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Киеве Храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1036 году над печенегами.

Софийский собор в Киеве

Храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1036 году над печенегами.

Внутреннее убранство Софийского собора отличается, прежде всего смешением техник – мозаики и фресковой росписи (в Византии, как правило, храмы расписывались либо красками, либо мозаикой). Но Русь XI века была культурной периферией Византийского мира, к тому же мозаика стоила очень дорого (не считая затрат на транспортировку самих материалов). Потому было принято компромиссное решение: ключевые части храма (алтарь, купол, предалтарные столбы и подкупольные арки) были украшены мозаикой, а остальное пространство храма расписано красками.

Внутреннее убранство Софийского собора отличается, прежде всего смешением техник – мозаики и фресковой росписи (в Византии, как правило, храмы расписывались либо красками, либо мозаикой). Но Русь XI века была культурной периферией Византийского мира, к тому же мозаика стоила очень дорого (не считая затрат на транспортировку самих материалов). Потому было принято компромиссное решение: ключевые части храма (алтарь, купол, предалтарные столбы и подкупольные арки) были украшены мозаикой, а остальное пространство храма расписано красками.

Мозаики Софии Киевской относятся к позднему Македонскому стилю. Македонским стилем (Македонским ренессансом) обобщенно называют византийское искусство периода правления Македонской императорской династии (867–1056 гг.). В начале Македонского периода были сильны классические античные формы живописи, но к XI веку тенденции изменились. В этот период происходит перелом в сторону большей строгости, аскетизма. Формы застывают, фигуры святых приобретают суровость, неподвижность, симметричность.

Мозаики Софии Киевской относятся к позднему Македонскому стилю. Македонским стилем (Македонским ренессансом) обобщенно называют византийское искусство периода правления Македонской императорской династии (867–1056 гг.). В начале Македонского периода были сильны классические античные формы живописи, но к XI веку тенденции изменились. В этот период происходит перелом в сторону большей строгости, аскетизма. Формы застывают, фигуры святых приобретают суровость, неподвижность, симметричность.

Богородица изображена молящейся с воздетыми вверх руками, этот древнейший жест молитвы запечатлен еще в росписях первохристианских катакомб. По этому жесту богородичный образ Софийского собора часто именуют Орантой, т. е. молящейся.

Широко раскрытые глаза Богоматери, ее спокойный отрешенный взгляд, крупные черты лица – все это признаки нового аскетического стиля. Ее руки воздеты вверх – туда, где в куполе изображен Вседержитель Христос.

Широко раскрытые глаза Богоматери, ее спокойный отрешенный взгляд, крупные черты лица – все это признаки нового аскетического стиля.

Ее руки воздеты вверх – туда, где в куполе изображен Вседержитель Христос.

Образ Христа Пантократора – Вседержителя исполнен в той же строгой манере, тем же лаконичным языком, свойственным позднему Македонскому стилю.

Образ Христа Пантократора – Вседержителя исполнен в той же строгой манере, тем же лаконичным языком, свойственным позднему Македонскому стилю.

Круглый щит диаметром 4,1 м с образом Спасителя в куполе окружают четыре архангела в богатых византийских церемониальных одеяниях. Как земные придворные окружают земного императора, ангелы окружают Царя Небесного.

Цезуры между фигурами ангелов, заполненные золотым фоном, образуют в куполе золотой крест (нужно сказать, что тема сочетания креста и круга повторяется во внутреннем убранстве Софии Киевской неоднократно).

Цезуры между фигурами ангелов, заполненные золотым фоном, образуют в куполе золотой крест (нужно сказать, что тема сочетания креста и круга повторяется во внутреннем убранстве Софии Киевской неоднократно).

Под куполом в парусах находились изображения четырех евангелистов.

Под куполом в парусах находились изображения четырех евангелистов.

Если провести мысленную линию от молящейся Богородицы к Пантократору в куполе, можно увидеть, что Христос на этой оси изображен трижды: Вседержитель в самом куполе, Христос-священник на уровне евангелистов и ниже – в арке, непосредственно над Орантой в сцене Деисиса.

Если провести мысленную линию от молящейся Богородицы к Пантократору в куполе, можно увидеть, что Христос на этой оси изображен трижды: Вседержитель в самом куполе, Христос-священник на уровне евангелистов и ниже – в арке, непосредственно над Орантой в сцене Деисиса.

Христос-священник представляет нам довольно редкий иконографический тип, примеров которого сохранилось очень мало.

Деисис (по-гречески – моление). Еще раз напоминает нам о заступничестве Богородицы и святых перед Спасителем за христиан.

В Алтаре ниже Богородицы Оранты в двухуровневых регистрах расположены образы Причастия апостолов и ниже – святительский чин.

В Алтаре ниже Богородицы Оранты в двухуровневых регистрах расположены образы Причастия апостолов и ниже – святительский чин.

В сцене Причастия в центре изображен Престол с литургическими принадлежностями на нем и сенью над ним. Вокруг Престола стоят ангелы в виде диаконов в стихарях с рипидами.

В сцене Причастия в центре изображен Престол с литургическими принадлежностями на нем и сенью над ним. Вокруг Престола стоят ангелы в виде диаконов в стихарях с рипидами.

По сторонам Престола мы видим изображенного дважды Спасителя, который из Своих рук причащает апостолов (по шесть с каждой стороны), с одной стороны – Тела, с другой – Крови. Таким образом на Руси, принявшей христианство от Византии, подчеркивалась именно восточная традиция причастия двух видов, в отличие от имевшей место к тому времени на Западе, еще до отпадения Рима, традиции причащать мирян только Тела.

По сторонам Престола мы видим изображенного дважды Спасителя, который из Своих рук причащает апостолов (по шесть с каждой стороны), с одной стороны – Тела, с другой – Крови. Таким образом на Руси, принявшей христианство от Византии, подчеркивалась именно восточная традиция причастия двух видов, в отличие от имевшей место к тому времени на Западе, еще до отпадения Рима, традиции причащать мирян только Тела.

Четыре подпружных арки, поддерживающие купол, украшены медальонами с образами сорока мучеников Севастийских (на сей день сохранилось 15 таких медальонов: 10 на южной арке и 5 – на северной). Мученические образы, расположенные в арках, несущих на себе свод, вероятно, должны были напоминать, что Церковь зиждется на крови мучеников.

Четыре подпружных арки, поддерживающие купол, украшены медальонами с образами сорока мучеников Севастийских (на сей день сохранилось 15 таких медальонов: 10 на южной арке и 5 – на северной). Мученические образы, расположенные в арках, несущих на себе свод, вероятно, должны были напоминать, что Церковь зиждется на крови мучеников.

Каждый из мучеников в одной руке держит крест, как символ своих страданий, а в другой – венец, как символ небесной награды.

Каждый из мучеников в одной руке держит крест, как символ своих страданий, а в другой – венец, как символ небесной награды.

Совмещенное изображение сцены Благовещения на предалтарных столпах

От других мозаик, напоминающих о Ветхом Завете, сохранился лишь образ первосвященника Аарона, расположенный на внутренней предалтарной арке.

От других мозаик, напоминающих о Ветхом Завете, сохранился лишь образ первосвященника Аарона, расположенный на внутренней предалтарной арке.

Михайлов-Златоверхий монастырь

Мозаики собора Михайло-Златоверхого монастыря Мозаики собора, выполненные в 12-м веке константинопольскими мастерами — несомненный шедевр христианского искусства. Фрески, по мнению В.Н. Лазарева, могут быть приписаны местным киевским мастерам. Помимо мозаик Киевской Софии сохранились мозаики Михайловского Златоверхого монастыря, близкие по характеру киевским, но уже имеющие иные черты, говорящие об изменении в художественных воззрениях, в эстетических идеалах за прошедшие 60–70 лет.

Мозаики собора Михайло-Златоверхого монастыря

Мозаики собора, выполненные в 12-м веке константинопольскими мастерами — несомненный шедевр христианского искусства.

Фрески, по мнению В.Н. Лазарева, могут быть приписаны местным киевским мастерам.

Помимо мозаик Киевской Софии сохранились мозаики Михайловского Златоверхого монастыря, близкие по характеру киевским, но уже имеющие иные черты, говорящие об изменении в художественных воззрениях, в эстетических идеалах за прошедшие 60–70 лет.


В сцене Евхаристии фигуры апостолов переданы в сложных ракурсах, движения свободнее и живее, лица не так экстатичны, как в киевской мозаике. Причащение хлебом. Мозаика Алтаря Софии Киевской Причащение хлебом. Мозаика Алтаря Михайловского собора Михайлова-златоверхого монастыря

В сцене Евхаристии фигуры апостолов переданы в сложных ракурсах, движения свободнее и живее, лица не так экстатичны, как в киевской мозаике.

Причащение хлебом. Мозаика Алтаря Софии Киевской

Причащение хлебом. Мозаика Алтаря Михайловского собора Михайлова-златоверхого монастыря

Фигуры составляют естественные группы, каждый апостол держится по-своему, это уже не бесстрастные, ушедшие в себя проповедники с суровым взором, а живые люди, с высоким строем мысли и глубоким интеллектом.

Фигуры составляют естественные группы, каждый апостол держится по-своему, это уже не бесстрастные, ушедшие в себя проповедники с суровым взором, а живые люди, с высоким строем мысли и глубоким интеллектом.

Причащение вином. Соответственно и выразительный язык мозаики становится другим: меньшее значение придается теперь линии, контуру, иначе строится форма, хотя линейное начало все равно преобладает.

Соответственно и выразительный язык мозаики становится другим: меньшее значение придается теперь линии, контуру, иначе строится форма, хотя линейное начало все равно преобладает.

Великомученик Дмитрий Солунский В фигуре Дмитрия Солунского (ГТГ), представленного в роскошных одеждах воина –княжеского патрона, некоторые исследователи видят портретное сходство с киевским князем Изяславом, в крещении Дмитрием. Справедливо предположить, что это идеальное представление о князе – владыке и воине. Постоянная угроза нашествия кочевников сделала ратное дело на Руси почетным. Воин-патриот, защитник отечества с мечом, щитом и копьем, готовый отстаивать свою землю и веру, становится близким и понятным образом.

Великомученик Дмитрий Солунский

В фигуре Дмитрия Солунского (ГТГ), представленного в роскошных одеждах воина –княжеского патрона, некоторые исследователи видят портретное сходство с киевским князем Изяславом, в крещении Дмитрием.

Справедливо предположить, что это идеальное представление о князе – владыке и воине. Постоянная угроза нашествия кочевников сделала ратное дело на Руси почетным.

Воин-патриот, защитник отечества с мечом, щитом и копьем, готовый отстаивать свою землю и веру, становится близким и понятным образом.

Первомученик Архидиакон Стефан и Апостол Фаддей

Первомученик Архидиакон Стефан и Апостол Фаддей

Сравнение Купол Палатинской капеллы в Палермо.Сицилия. Мозаика Михайлова-Златоверхого монастыря

Купол Палатинской капеллы в Палермо.Сицилия.

Мозаика Михайлова-Златоверхого монастыря

Евхаристия. Михайлов-Златоверхий монастырь. Рождество Христово. Дафни близ Афин

Евхаристия. Михайлов-Златоверхий монастырь.

Рождество Христово. Дафни близ Афин

Михайлов-Златоверхий монастырь Монастырь в Дафни

Михайлов-Златоверхий монастырь

Монастырь в Дафни

Влияние иконографической программы Софии Киевской Евхаристия Софии Киевской Евхаристия. Мирожский монастырь 12 в. Псков.

Влияние иконографической программы Софии Киевской

Евхаристия Софии Киевской

Евхаристия. Мирожский монастырь 12 в. Псков.

Литература: Аверинцев, С.С. К уяснению надписи над конхой центральной абсиды Софии Киевской/ С.С. Аверинцев//Сергей Аверинцев. Собрание сочинений. [Под ред. Н.П. Аверинцевой К. Б. Сигова].- Киев.: Дух и литера,2004. Ильина, Т. История искусств. Отечественное искусство/Т. Ильина.- изд.3.-М.: Высшая школа.- 408 с. Лидов, А. Византийская храмовая иконография и Великая схизма 1054 г./А. Лидов//Восточно-христианский храм. Литургия и искусство. – СПб.: Дмитрий Буланин,1994.- 335 с.-с.17-35. Лифшиц, Л.И. История русского искусства. В 2 . Т. 1/Л. И. Лифшиц.- М.: Белый город, 2007.- 344 с.

  • Аверинцев, С.С. К уяснению надписи над конхой центральной абсиды Софии Киевской/ С.С. Аверинцев//Сергей Аверинцев. Собрание сочинений. [Под ред. Н.П. Аверинцевой К. Б. Сигова].- Киев.: Дух и литера,2004.
  • Ильина, Т. История искусств. Отечественное искусство/Т. Ильина.- изд.3.-М.: Высшая школа.- 408 с.
  • Лидов, А. Византийская храмовая иконография и Великая схизма 1054 г./А. Лидов//Восточно-христианский храм. Литургия и искусство. – СПб.: Дмитрий Буланин,1994.- 335 с.-с.17-35.
  • Лифшиц, Л.И. История русского искусства. В 2 . Т. 1/Л. И. Лифшиц.- М.: Белый город, 2007.- 344 с.


-80%



Много веков назад Софийский собор в Киеве был главным храмом Киевской Руси. Этот шедевр архитектуры сам по себе уникален, однако есть в нем настоящее чудо – знаменитые на весь мир старинные фрески. Их справедливо считают самыми подлинными мозаиками XI столетия, потому что они никогда не подвергались переделке и их не дополняли реставраторы. Ведь эти изображения сделаны настолько мастерски, что их не нужно обновлять – достаточно просто очищать от многолетней копоти и пыли.

Софийский Собор в Киеве. /Фото:my-kiev.com

История храма

Считается, что Софийский собор построил князь Ярослав Мудрый, который приурочил его возведение к битве над печенегами на реке Альте и, по преданию, фундамент будущего собора он заложил именно в том месте, где были разбиты враги. По другой версии, строительство собора началось немного раньше, в последние годы жизни князя Владимира Великого.

По мнению ученых, в строительстве и отделочных работах принимали участие четыре десятка мастеров и еще около ста человек трудились в качестве помощников.

Над созданием Собора работали мастера из Византии. /Фото:os1.i.ua

Софийский собор, возведенный с помощью византийских и греческих зодчих и впитавший всю красоту стилистики древней культуры Византии (но, тем не менее, не имеющий аналогов), был освящен в 1049 году митрополитом Феопемптом. Впоследствии облик здания несколько видоизменялся.

Мозаика, которой нет аналогов в мире

Софийская мозаика. /Фото:pravlife.org

Интересно, что мозаика покрывает не все внутренние части храма, а представляет собой сочетание мозаичного искусства и фресковой росписи. И причина тому чисто прозаическая: в XI столетии Русь была по сути на задворках Византийского мира, цена на мозаику была невероятно велика (плюс расходы на её транспортировку), и именно поэтому ею обкладывали лишь наиболее важные части храма (алтарь, купол и так далее), а всё остальное строители Собора решили покрыть фресками.

В Софийском Соборе сохранились 2 тысячи фресок, изначально же их было не менее 5 тысяч. /Фото:sau.org.ua

Мозаики Софии Киевской выполнены в так называемом Македонском стиле, который наблюдался в творчестве в период возрождения и рассвета церковного искусства после долгого периода гонений, которых православные христиане претерпели от иконоборцев. Для этого стиля характерны строгость, аскетизм, отсутствие слащавости и излишних украшательств, что связано с ростом популярности монашества. Именно поэтому все персонажи на мозаиках выглядят непривычно суровыми и как бы застывшими. Яркий представитель этой эпохи и пример аскетизма – преподобный Симеон Новый Богослов.

Поздний Македонский стиль предполагает лаконичность и строгость изображений святых. /Фото:pravlife.org

На этой фреске Иисус Христос изображен в повседневном одеянии. /Фото:pravlife.org

Увы, по причине пожаров и перестроений храма, к началу XXI века сохранилась лишь небольшая часть мозаичных изображений, впрочем, и те, что остались, поражают своим масштабом, оригинальностью и красотой. Кусочки смальты почти 180 разных цветовых оттенков сложены с невероятным мастерством, и если смотреть издалека, кажется, что это не мозаика вовсе, а старинные рукописные иконы.

Мозаика киевского Собора - настоящий шедевр. /Фото:pravlife.org

О богатстве цветовой палитры киево-софийских мозаик можно судить хотя бы по этим цифрам: здесь присутствуют более двадцати оттенков синего, более тридцати – зеленого и 25 вариантов золотого.

Богатство оттенков мозаики поражает. /Фото:pravlife.org

Христос-Вседержитель (Пантократор) – очень известная мозаика Собора. Она расположена в главном куполе, в гигантском медальоне. Интересно, что три из четырех архангелов, изображенных вокруг Христа, выполнены маслом, причем, относительно недавно – в позапрошлом веке, поскольку ранее изображения были утрачены. Мозаичный образ остался только один.

Одна из самых знаменитых мозаик Собора. /Фото:pravlife.org

Кстати, изображения архангелов восстанавливал великий Врубель, причем воспроизвел утраченные фигуры весьма точно – в частности, при помощи мазков, имитирующих мозаичную кладку.

Образ Христа очень аскетичен и суров. Интересно, что промежутки между ангелами (золотого цвета фон), если смотреть снизу, с большого расстояния, как бы образуют крест, и этот интересный прием можно увидеть и в других частях Собора.

Величественная фигура Богоматери в апсиде алтаря сразу бросается в глаза при входе в храм. Высота изображения – почти 5,5 м, а свет на изогнутую поверхность апсиды падает таким образом, что кажется, будто бы вокруг фигуры Богородицы идет золотистое свечение. Кубики смальты, расположенные под разным углом, делают фигуру объемной и таинственной.

Первое, на что падает взгляд при входе в Собор – это образ молящейся Богородицы. /Фото:posmotrim.by

Считается, что пока эта мозаика остается в сохранности, Киеву ничего не грозит. /Фото:pravlife.org

На этой старинной мозаике изображен момент причащения святых апостолов в присутствии архангелов, когда Иисус раздает своим последователям хлеб и вино (Тело и Кровь Христову). Интересно, что Спаситель изображен два раза: он стоит и слева, и справа от престола.

Фрагмент знаменитой мозаики. /Фото:pravlife.org

Эта мозаика также необычайно насыщенна с точки зрения цветовой гаммы: апостолы изображены в белых одеяниях, Господь – в синем плаще и пурпурном хитоне с золотом. Дополняет эту картину престол малинового цвета.

Сорок мучеников

На четырех подпружных арках Собора, которые поддерживают его купол, древние мастера изобразили 40 мучеников Севастийских. В руках у каждого из них Крест и Венец. Увы, сохранились не все их мозаичные образы.

Один из образов мучеников, сохранившихся в первозданном виде. /Фото:pravlife.org

Как известно, святые воины погибли в Севастии за веру в Христа, и очень символично, что их изображения украшают Собор: это олицетворяет незыблемость веры прихожан.

Реставратор очищает мозаику от пыли и копоти. /Фото:ukrinform.com

Комплекс мозаик Софии Киевской считается единственным мозаичным ансамблем Киевский Руси, сохранившимся до наших дней, если не считать встречающиеся в других храмах небольшие фрагменты.

Читайте также: