Война вспоминается мне как долгая холодная зима сочинение егэ

Обновлено: 04.07.2024

2. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.
Ответ: _______________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выде-ленное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. К редким книгам доступ можно получить только по особому библиотечному АБОНЕМЕНТУ.
Не верьте рекламе тех клиник, которые предлагают вам ГАРАНТИРОВАН-НОЕ излечение от всех болезней.
У человека с высшим образованием СЛОВАРНЫЙ запас обычно богаче, чем у того, кто не оканчивал институт.
У меня к нему ДВОЙСТВЕННОЕ отношение: он храбр, но недальновиден.
Обратите внимание на этого ребёнка: он ПАМЯТНЫЙ и сообразительный.
Ответ: _______________.


6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово.
Ежедневное общение с носителями языка, без сомнения, помогает увеличить уровень профессионального мастерства переводчика.
Ответ: _______________.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с ПОЛУТОРАСТА рублями
скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ
более ТЕПЛО
с ОБЕИХ сторон
несколько РУЖЬЕВ
Ответ: _______________.

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
В борще явно (НЕ)ДОСТАВАЛО чеснока и соли.
Бесконечная степь, заросшая сухой травой, нетронутая, ещё (НЕ)ПАХАННАЯ, простиралась перед глазами путников.
Отсюда до того берега недалеко, метров двадцать, (НЕ)БОЛЬШЕ.
Дом до сих пор (НЕ)ДОСТРОЕН до конца и по документам проходит как строящийся объект.
Егор (НЕ)РАЗ выручал нас, неопытных туристов, советом и делом.
Ответ: _______________.
14.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Иван Евгеньевич (ТО)ЖЕ пожелал узнать, ЧТО(БЫ) он мог сделать для саратовских родственников.
Ты, друг, (ОТ)ТОГО простыл, что ТАК(ЖЕ), как Сережка, в холодном море часами сидишь.
(ЗА)ТЕМ (ПО)ЭТОМУ укреплённому и расширенному каналу стало проходить более ста тысяч судов за год.
(В)ВИДУ плохой погоды вылет самолёта задерживается на (ПОЛ)ЧАСА.
Деньги (НА)СЧЁТ этой организации (ЗА)ЧАСТУЮ поступали от неизвест-ных лиц из-за границы.
Ответ: _______________.
15.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Воет беше(1)ый ветер, облака разорва(2)ы в клочья; молнии слепят огне(3)ой зеленью, грохочет отрывистый гром. Всё вокруг занавеше(4)о пеленой дождя. Необыкнове(5)ое, невида(6)ое зрелище!
Ответ: _______________.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Эти места ему были знакомы и ностальгию в душе пробуждали не только рыбацкие ялы у причалов и несколько кофеен на пристани но и просто сам утренний аромат маленького местечка у моря.
2) Анатолий стоял с безразличным и несколько надменным видом и даже не глядел в нашу сторону.
3) Подосиновики растут здесь или в березняках или по краям оврагов и лесных дорог.
4) Только иногда мелькнёт берёзка или мрачной тенью встанет ель.
5) Стремление человека к приобретению знаний естественно и полезно как для самого приобретателя так и для общества.
Ответ:
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Давайте взглянем на Дон Кихота (1) неторопливым взглядом (2) останавливающимся только на поверхностях (3) и углубляющимся в мелочи (4) и не будем видеть в нём (5) одну лишь (6) созданную для осмеяния старинных рыцарских романов (7) комическую фигуру.
Ответ: _______________.
18.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я к вам пишу случайно; право (1)
Не знаю как и для чего.
Я потерял уж это (2) право.
И что скажу вам? – ничего!
Что помню вас? – но (3) Боже правый (4)
Вы (5) это знаете давно;
И вам (6) конечно (7) всё равно.
(М.Ю. Лермонтов)

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ни в настоящем, ни в будущем в мире нет и не будет (1) такой цели (2) ради достижения (3) которой (4) имело бы смысл (5) начинать ядерную войну.
Ответ: _______________.
20.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Герой наш трухнул, однако ж, порядком (1) и (2) хотя он отъехал от усадьбы довольно далеко (3) и деревня Ноздрёва давно унеслась из вида (4) но он всё ещё поглядывал время от времени назад с чувством некоторого страха.
Ответ: _______________.
21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответст-вии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Особую группу из семейства полорогих образуют антилопы – животные довольно разнообразного строения и вида. (2)С одной стороны, к антилопам относятся самые красивые и изящные полорогие, с другой – неуклюжие и грузные создания. (3)Поэтому дать общую характеристику их очень трудно. (4)Можно только сказать, что все антилопы – стройные животные с коротким, почти всегда плотно прилегающим к телу волосяным покровом и более или менее выгнутыми рогами, развитыми у обоих полов почти одинаково. (5)Родиной их служит вся Африка, Южная, Западная и Средняя Азия, Южная и Средняя Европа. (6)Большинство из них любит равнины. (7)Некоторые встречаются только в горах, другие – на болотах, третьи – в лесах. (8)Крупные виды живут группами или стадами, а более мелкие – чаще парами. (9)Бегают они большей частью быстро и легко и обладают прекрасным чутьём.
(по А. Брэму)
Ответ: _______________.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.
(1)Война вспоминается мне как долгая голодная зима. (2)Но наступали и вёсны.
(3)Однажды утром, когда морозец прихватил намешенную прошедшим днём грязь и затянул лужицы хрусткой корочкой льда, вернулась домой отощавшая, ослабевшая Дэлька. (4)Собака брела по краю переулка вдоль кустов акации, ложилась, скуля. (5)Потом снова шла, покачивая набухшими, как почки сирени, сосцами, держа путь к дому, из которого сбежала от голода год назад, шла, чтобы свершить извечный великий обряд природы… (6)Понимая: только дома у потомства будет хоть какая-то надежда выжить.
(7)От того места, где раньше стояла калитка, она уже не смогла идти. (8)Она легла и молча, не скуля, поползла, тяжело перевалилась в конуру, покрутилась там немного и выложила морду наружу, закрыла глаза. (9)И стала ждать.
(10)И когда последний щенок добрался до соска, силы оставили её.
(11)В пустой аптеке средних лет работница возилась со шваброй. (12)Открылась и закрылась входная дверь, но никто вроде не вошёл. (13)Вдруг снизу вытянулась детская рука с монетой, и из-под прилавка раздался голос:
– (14)Соску дай, вот что!
(15)Женщина перегнулась через витрину и, обнаружив, что это всего-навсего Женька, закричала:
– (16)Зачем тебе соску, сопляк! (17)Давай отседа!
– (18)Соску дай! – твёрдо повторил Женька.– (19)Дэлька померла, и щенки помирают. (20)Вот что! (21)Один остался!
(22)Та изменилась в лице, полезла за соской, приговаривая:
– (23)Господи, война ж… (24)Дети с голоду мрут… (25)А тут щенок… (26)Царица небесная.
(27)…На крыльце дома на подстилке щенок сосал через соску из бутылки, укрытой тряпкой. (28)Рядом сидел Женька, худющий, суровый, подправлял щенку соску. (29)Симка, соседка, лузгая семечки, не могла наудивляться:
– (30)Надоть же, выходил! (31)Сам не жрёт, собаке сплавляет! (32)Как же это тебя угораздило, а, Жень?
(33)Щенок, большеголовый, лобастый, всё сосал, зажмурив глаза.
– (34)Как пса-то назовёшь?
– (35)Башкан он. (36)Вот что, – заявил Женька.
– (37)Точно, Башкан и есть, – согласилась Симка.
(38)Вдруг из сада вылетела Лена, подбежала – глаза мечутся, изо всех сил крикнула:
– (39)Немцы! (40)Пленные! (41)Целый эшелон!
(42)На путях стоял эшелон с пленными. (43)Двери теплушек были раскрыты.

(44)Немцы молча стояли, навалившись на брусья в проёме дверей. (45)Вдоль насыпи спиной к улице застыли часовые.
(46)А за ними застыли все, кто был в этот час рядом.
(47)Молчали пленные. (48)Молчали часовые. (49)Молчали женщины и дети. (50)Первый раз они видели живого врага. (51)Враг был не такой, как на плакатах – звероподобный, тупой варвар. (52)Не такой, чтобы его можно было испугаться. (53)Или озлобиться против него. (54)Они выглядели обыкновенно, о-бык-но-вен-но! (55)И это было самым страшным.
(56)А пленные немцы смотрели на стоящих у насыпи без любопытства – привыкли! (57)Только команда о раздаче пищи, поданная кем-то на немецком языке, расшевелила их. (58)Они спрыгивали на шпалы и выстраивались в аккуратную очередь вдоль вагона к полевой кухне. (59)Получали свою порцию в котелок и аккуратно ели.
(60)Вряд ли кто из наших мог похвалиться, что у него в доме обед не хуже. (61)Вряд ли. (62)Женщины, подростки, дети смотрели молча на серую, как россыпь камней, массу пленных. (63)Как? (64)Вот эти – враги? (65)Вот эти – сделали стоящих здесь вдовами и сиротами? (66)И теперь они спокойно жрут хлеб, оторванный от наших детей? (67)Убили, и теперь получают долю убитых? (68)Убийством заработали себе право на котелок?
– (69)А-а-а-а-а-а-а! – закричала, не выдержав, какая-то женщина.– (70)Сволочи! (71)Убийцы-ы! (72)И схватив с насыпи кусок щебня, швырнула его в пленных, снова схватила и снова швырнула. (73)А за ней ещё кто-то, и ещё…
(74)Закричали часовые, забегал начальник охраны. (75)Пожилой солдат из часовых скатился вниз, схватил кого-то за руку:
– (76)Да будет вам, бабы! (77)Люди же!
(78)Женщина вырвалась, закричала:
– (79)А мы, мы – не люди?! (80)Не лю-у-ди-и-и.
(81)Испуганные пленные поспешно забирались в вагоны, закатывали двери. (82)Один остался стоять, держась рукой за висок. (83)Сквозь пальцы сочилась кровь.
(по Ю.И. Чичёву*)

    Юрий Иванович Чичёв (род. в 1938 году) – современный русский поэт, писатель, журналист.

Комментарии

1 25
2 его
3 3
4 прибыв
5 памятливый
6 поднимают
7 ружей
8 82934
9 45
10 45
11 2345
12 35
13 недоставало
14 ввидуполчаса
15 356
16 45
17 2467
18 3467
19 2
20 134
21 78
22 14
23 45
24 изовсехсил
25 57
26 6539

1,6,16,17,18,20,21,22,23 — ЕЩЁ РАЗ!

1. 25
2. его
3. 3
4. прибыв
5. двоякое
6. поднять
7. полуторастами
8. 82934
9. 34
10. 45
11. 234
12. 45
13. недоставало
14. ввидуполчаса
15. 1356
16. 45
17. 24
18. 13467
19. 2
20. 134
21. 45
22. 23
23. 25
24. глазамечутся
25. 52
26. 6549

1,5,7,9,12,15,16,20,22,24,25,26 — ПОСМОТРИ ЕЩЁ раз

1. 25
2. Его
3. 3
4. Прибыв
5. Памятливый
6. Поднимают
7. Ружей
8. 82934
9. 45
10. 45
11. 2345
12. 35
13. Недоставало
14. Ввидуполчаса
15. 356
16. 45
17. 2467
18. 3467
19. 2
20. 134
21. 78
22. 14
23. 25
24. Глаза мечутся
25. 57
26. А- 6, Б-5, В-3,Г-9

1,16,17,18,21,22,24 — ПОСМОТРИТЕ ЕЩЁ раз

27. Война ТИРЕ??это самое страшное, что может случиться с человеком, ее законы и нормы морали разительно отличаются от мирного времени. Попадая на войну, любой оказывается во власти ужаса, его окружают смерти, жестокость и лишения, в подобных условиях трудно сохранить человеческий облик. Именно проблему сохранения человечности на войне поднимает в своём произведение -В ПРЕДЛОЖЕННОМ ТЕКСТЕ писатель и поэт Юрий Иванович Чичёв.

В условиях войны каждый человек постоянно претерпеваете лишения, вынужден бороться за жизнь свою и своих близких, и часто люди перестают видеть в окружающих таких же людей. Так, в тексте жители городка озлобленны на привезённых в него пленных, закидывают их камнями лишь потому, что немцам тоже достаётся еда. Если бы не часовые, подобная озлобленная толпа в лучшем случае оставила бы пленных без провианта, а скорее всего выместила на них всю злобу. На войне человек перестаёт видеть в противнике себе подобного, готов убивать и причинять страдания, не ощущая угрызений совести, тем самым самолично превращаясь в озлобленного зверя.

Однако не все даже в столь суровых условиях начинают думать только о собственном выживании. Например, Женька, который был худющим, но тратил пищу и деньги, которых явно не хватало и на то, чтобы прокормить его самого, на уход за щенком, которому требовалась соска и молоко. Этот мальчик не потерял человечности, не забыл о том, что нужно думать и о ближнем своём.

Автор в своём произведении противопоставляет Женьку и толпу на вокзале, занимая сторону мальчика, подчеркивая важность сохранения человечности при любых условиях.

Я полностью согласен с позицией автора. Именно столь суровые испытания как война выявляют среди нас людей с большой буквы, которые сохраняют преданность своим идеалам и нормам морали, не опускаясь до уровня животных инстинктов.

1) 25
2) его
3) 3
4) прибыв
5) памятливый
6) поднимают
7) ружей
8) 82934
9) 45
10) 45
11) 2345
12) 35
13) недоставало
14) ввидуполчаса
15) 356
16) 45
17) 2467
18) 3467
19) 2
20) 134
21) 78
22) 14
23) 25
24) глазамечутся
25) 57
26) 6539

Русский язык ЕГЭ 2022 | ДО100ЙНАЯ ПОДГОТОВКА

Русский язык ЕГЭ 2022 | ДО100ЙНАЯ ПОДГОТОВКА

Русский язык ЕГЭ 2022 | ДО100ЙНАЯ ПОДГОТОВКА запись закреплена

✍

Текст пробника-2020

В комментариях сформулируйте проблему или напишите сочинение. Ваши ответы прокомментируют преподаватели!

(1)Война вспоминается мне как долгая голодная зима. (2)Но наступали и
вёсны.
(3)Однажды утром, когда морозец прихватил намешенную прошедшим
днём грязь и затянул лужицы хрусткой корочкой льда, вернулась домой
отощавшая, ослабевшая Дэлька. (4)Собака брела по краю переулка вдоль
кустов акации, ложилась, скуля. (5)Потом снова шла, покачивая набухшими,
как почки сирени, сосцами, держа путь к дому, из которого сбежала от
голода год назад, шла, чтобы свершить извечный великий обряд природы…
(6)Понимая: только дома у потомства будет хоть какая-то надежда выжить.
(7)От того места, где раньше стояла калитка, она уже не смогла идти.
(8)Она легла и молча, не скуля, поползла, тяжело перевалилась в конуру,
покрутилась там немного и выложила морду наружу, закрыла глаза.
(9)И стала ждать.
(10)И когда последний щенок добрался до соска, силы оставили её.
(11)В пустой аптеке средних лет работница возилась со шваброй.
(12)Открылась и закрылась входная дверь, но никто вроде не вошёл.
(13)Вдруг снизу вытянулась детская рука с монетой, и из-под прилавка
раздался голос:
– (14)Соску дай, вот что!
(15)Женщина перегнулась через витрину и, обнаружив, что это всего-
навсего Женька, закричала:
– (16)Зачем тебе соску, сопляк! (17)Давай отседа!
– (18)Соску дай! – твёрдо повторил Женька.– (19)Дэлька померла, и
щенки помирают. (20)Вот что! (21)Один остался!
(22)Та изменилась в лице, полезла за соской, приговаривая:
– (23)Господи, война ж… (24)Дети с голоду мрут… (25)А тут щенок…
(26)Царица небесная.
(27)…На крыльце дома на подстилке щенок сосал через соску из
бутылки, укрытой тряпкой. (28)Рядом сидел Женька, худющий, суровый,
подправлял щенку соску. (29)Симка, соседка, лузгая семечки, не могла
наудивляться:
– (30)Надоть же, выходил! (31)Сам не жрёт, собаке сплавляет! (32)Как
же это тебя угораздило, а, Жень?
(33)Щенок, большеголовый, лобастый, всё сосал, зажмурив глаза.
– (34)Как пса-то назовёшь?
– (35)Башкан он. (36)Вот что, – заявил Женька.
– (37)Точно, Башкан и есть, – согласилась Симка.
(38)Вдруг из сада вылетела Лена, подбежала – глаза мечутся, изо всех
сил крикнула:
– (39)Немцы! (40)Пленные! (41)Целый эшелон!
(42)На путях стоял эшелон с пленными. (43)Двери теплушек были
раскрыты.
(44)Немцы молча стояли, навалившись на брусья в проёме дверей.
(45)Вдоль насыпи спиной к улице застыли часовые.
(46)А за ними застыли все, кто был в этот час рядом.
(47)Молчали пленные. (48)Молчали часовые. (49)Молчали женщины и
дети. (50)Первый раз они видели живого врага. (51)Враг был не такой, как на
плакатах – звероподобный, тупой варвар. (52)Не такой, чтобы его можно
было испугаться. (53)Или озлобиться против него. (54)Они выглядели
обыкновенно, о-бык-но-вен-но! (55)И это было самым страшным.
(56)А пленные немцы смотрели на стоящих у насыпи без любопытства –
привыкли! (57)Только команда о раздаче пищи, поданная кем-то на
немецком языке, расшевелила их. (58)Они спрыгивали на шпалы и
выстраивались в аккуратную очередь вдоль вагона к полевой кухне.
(59)Получали свою порцию в котелок и аккуратно ели.
(60)Вряд ли кто из наших мог похвалиться, что у него в доме обед не
хуже. (61)Вряд ли. (62)Женщины, подростки, дети смотрели молча на серую,
как россыпь камней, массу пленных. (63)Как? (64)Вот эти – враги? (65)Вот
эти – сделали стоящих здесь вдовами и сиротами? (66)И теперь они спокойно
жрут хлеб, оторванный от наших детей? (67)Убили, и теперь получают долю
убитых? (68)Убийством заработали себе право на котелок?
– (69)А-а-а-а-а-а-а! – закричала, не выдержав, какая-то женщина.–
(70)Сволочи! (71)Убийцы-ы! (72)И схватив с насыпи кусок щебня, швырнула
его в пленных, снова схватила и снова швырнула. (73)А за ней ещё кто-то, и
ещё…
(74)Закричали часовые, забегал начальник охраны. (75)Пожилой солдат
из часовых скатился вниз, схватил кого-то за руку:
– (76)Да будет вам, бабы! (77)Люди же!
(78)Женщина вырвалась, закричала:
– (79)А мы, мы – не люди?! (80)Не лю-у-ди-и-и.
(81)Испуганные пленные поспешно забирались в вагоны, закатывали
двери. (82)Один остался стоять, держась рукой за висок. (83)Сквозь пальцы
сочилась кровь.

* Юрий Иванович Чичёв (род. в 1938 году) – современный русский поэт,
писатель, журналист.

Ю. И. Чичёв поднимает в тексте нравственную проблему влияния войны на внутренний мир человека. Человек, переживший эти события, уже никогда не сможет стать прежним. Война уничтожает все ценности и заставляет людей показать свою жестокость и равнодушие. В таких условиях самым важным становится только одно — выжить.

Рассказ писателя заставил меня задуматься о войне.

Эти два противопоставленных аргумента раскрыли проблему. Война жестокая и бесчеловечная. Она калечит жизни людей и разрушает их внутренний мир. Не каждый способен сохранить свою человечность и быть милосердным по отношению к окружающим. Но война не всегда приносит страдания, жестокие условия пробуждают в человеке добродушие и сочувствие.

Автор считает, что война меняет характер и мировоззрение человека. Она показывает истинные лица людей, не щадит ничьи чувства и заставляет совершать ужасные поступки. В этом проявляется внутренняя сила человека, он должен преодолеть всё и сохранить свои нравственные качества.

Я согласна с мнением автора. На урока литературы мы говорили об Андрее Балконском из романа-эпопеи

Таким образом, война может по-разному сказаться на людях. Одни обретают нравственные качества, а другие становятся жестокими и беспощадными. Но всегда важно остаться человеком и сохранить в себе духовные ценности.



Критерий 8 Пунктуационных ошибок нет. (3 из 3)

Критерий 9 Грамматических ошибок нет. (2 из 2)


Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КЕЙС НА ПРОВЕРКУ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

к.ф.н, учитель русского языка и литературы

МБОУ Одинцовской лингвистической гимназии

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Данная работа рассчитана на 60 мин.

Общий комментарий к задаче

Тип задачи: позиционная

Тип текста : публицистический, художественный; сплошной, несоставной.

Уровень сложности: высокий.

Содержание и структура задачи : задача в целом формирует грамотность чтения публицистического и художественного текстов. Сложность ее решения заключается в реконструкции авторского замысла, определения его позиции и умения комментировать свое мнения по данной проблеме. Расположение заданий в блоке рассчитано на последовательное их выполнение, в ходе которого углубляется понимание авторского замысла, что позволяет учащемуся написать грамотное сочинение. Уровень сложности заданий также последовательно возрастает, при этом направлено на развитие не только коммуникативных навыков, но и ассоциативного мышления.

Статья Даниила Александрович Гранина (1919-2017) — советского и российского писателя, киносценариста, общественного деятеля – о роли милосердия в современном мире. Прочитайте статью и ответьте на вопросы.

Милосердие не должно быть устаревшим понятием.

Нравственность человека проявляется в его способности быть милосердным.

В определенные периоды истории нашей страны люди не нуждались в милосердии.

Со способностью к проявлению милосердия человек не рождается, он приобретает эту способность по мере взросления.

В проявлении милосердия нужно практиковаться.

Компетенция (виды деятельности)

Найти и извлечь текст

Формат сплошной, публицистический стиль, рассуждение с элементами повествования

1 балл – в ответе содержится наиболее важная информация, не противоречащая содержанию текста. Правильный ответ: 125

0 баллов – ответ недостаточный, выбраны неправильные ответы, которые свидетельствуют о поверхностном прочтении текста.

Проблема утраты милосердия. (В чём состоит опасность утраты милосердия? Почему милосердие намеренно уничтожалось в сложные периоды истории нашей страны? Почему в наши дни происходит утрата милосердия?)

Проблема сохранения милосердия. (Почему необходимо сохранить милосердие? Как можно сохранить милосердие?)

Проблема определения истоков милосердия. (Каковы истоки милосердия?)
врождённой.

Проблема воспитания милосердия. (Как воспитывается милосердие?)

поиск информации, интерпретация, аргументация.

Компетенция (виды деятельности)

Толкование текста, интерпретация, интегрирование

Формат сплошной, публицистический стиль, рассуждение с элементами повествования

1 балл – ученик грамотно определяет проблему, при этом обосновывая свое мнение с опорой на текст.

Ответ: В чем состоит опасность утраты милосердия? Именно над этой нравственной проблемой задумывается автор, рассуждая о значении милосердия в современном мире.

0 баллов – ответ верный, аргументации нет.

Какова позиция автора по одной из выбранной вами проблем. Свой ответ обоснуйте, опираясь на цитаты из текста.

Проблема утраты милосердия. (В чём состоит опасность утраты милосердия? Почему милосердие намеренно уничтожалось в сложные периоды истории нашей страны? Почему в наши дни происходит утрата милосердия?)
Авторская позиция: Милосердие — это одно из важнейших действенных проявлений нравственности человека, поэтому утрата милосердия опасна. Милосердие намеренно вытравляли и уничтожали в сложные периоды истории нашей страны, потому что оно могло помешать проявлению беззакония и жестокости по отношению к тем, кто по каким-то причинам оказывался неугоден существующему режиму. Ещё одной причиной утраты милосердия является то, что милосердие не находит практики.

Проблема сохранения милосердия. (Почему необходимо сохранить милосердие? Как можно сохранить милосердие?)
Авторская позиция: Милосердие необходимо сохранить в сердцах людей, поскольку это органичное для человека чувство, с которым он рождается, это одно из важнейших действенных проявлений нравственности, которое препятствует совершению жестокости и несправедливости. Милосердие нуждается в постоянной практике, ведь если это чувство не используется, то оно слабеет и исчезает.

Проблема определения истоков милосердия. (Каковы истоки милосердия?)
Авторская позиция: Милосердие — это чувство, которое даётся человеку с рождения вместе с инстинктами, с душой; способность человека откликаться на чужую боль является врождённой.

Проблема воспитания милосердия. (Как воспитывается милосердие?)
Авторская позиция: Милосердие воспитывается практикой, реальными поступками.

Компетенция (виды деятельности)

Осмыслить, оценить: понимание на уровне содержания и подтекста, интерпретация,

Формат сплошной, публицистический стиль, рассуждение с элементами повествования

1 балл – в ответе дается утверждение, направленное на определение позиции автора, которая соответствует главной информации в тексте.

Какие примеры из текста позволяют нам определить позицию автора и убедиться в актуальности проблемы? Ответ запишите 5-10 предложениями.

1 балл – интерпретация: отвечающий комментирует наиболее значимые эпизоды из предложенного текста, которые соответствуют проблеме и позиции автора.

0 баллов – интерпретация свидетельствует о непонимании авторского замысла, поскольку она содержит фактические ошибки и неточности.

Перед Вами текст И.Ю. Чичева, в котором автор также рассуждает о проблеме милосердия в военное время. Как вы думаете, отличается ли отношение к проблеме и ее решение, данное в этом текста, от отношения и решения Д.А. Гранина? Обоснуйте свой ответ.
(1)Война вспоминается мне как долгая голодная зима. (2)Но наступали и вёсны.
(3)Однажды утром, когда морозец прихватил намешенную днём грязь и затянул лужицы хрусткой корочкой льда, вернулась домой отощавшая, ослабевшая Дэлька. (4)Собака брела по краю переулка вдоль кустов акации, ложилась, скуля. (5)Потом снова шла, покачивая набухшими, как почки сирени, сосцами, держа путь к дому, из которого сбежала от голода год назад, шла, чтобы свершить извечный великий обряд природы. (6)Понимая: только дома у потомства будет хоть какая-то надежда выжить.
(7)От того места, где раньше стояла калитка, она уже не смогла идти. (8)Она легла и молча, не скуля, поползла, тяжело перевалилась в конуру, покрутилась там немного и выложила морду наружу, закрыла глаза. (9)И стала ждать.
(10)И когда последний щенок добрался до соска, силы оставили её.
(11)В пустой аптеке средних лет работница возилась со шваброй. (12)Открылась и закрылась входная дверь, но никто вроде не вошёл. (13)Вдруг снизу вытянулась детская рука с монетой, и из-под прилавка раздался голос:
– (14)Соску дай, вот что!
(15)Женщина перегнулась через витрину и, обнаружив, что это всего- навсего Женька, закричала:
– (16)Зачем тебе соску, сопляк! (17)Давай отседа!
– (18)Соску дай! – твёрдо повторил Женька.– (19)Дэлька померла, и щенки помирают. (20)Вот что! (21)Один остался!
(22)Та изменилась в лице, полезла за соской, приговаривая:
– (23)Господи, война ж. (24)Дети с голоду мрут. (25)А тут щенок. (26)Царица небесная.
(27). На крыльце дома на подстилке щенок сосал через соску из бутылки, укрытой тряпкой. (28)Рядом сидел Женька, худющий, суровый, подправлял щенку соску. (29)Симка, соседка, лузгая семечки, не могла наудивляться:
– (30)Надоть же, выходил! (31)Сам не жрёт, собаке сплавляет! (32)Как же это тебя угораздило, а, Жень?
(33)Щенок, большеголовый, лобастый, всё сосал, зажмурив глаза. – (34)Как пса-то назовёшь?
– (35)Башкан он. (36)Вот что, – заявил Женька.
– (37)Точно, Башкан и есть, – согласилась Симка.
(38)Вдруг из сада вылетела Лена, подбежала – глаза мечутся, изо всех сил крикнула:
– (39)Немцы! (40)Пленные! (41)Целый эшелон!
(42)На путях стоял эшелон с пленными. (43)Двери теплушек были раскрыты. 44)Немцы молча стояли, навалившись на брусья в проёме дверей. (45)Вдоль насыпи спиной к улице застыли часовые.
(46)А за ними застыли все, кто был в этот час рядом.
(47)Молчали пленные. (48)Молчали часовые. (49)Молчали женщины и дети. (50)Первый раз они видели живого врага. (51)Враг был не такой, как на плакатах – звероподобный, тупой варвар. (52)Не такой, чтобы его можно было испугаться. (53)Или озлобиться против него. (54)Они выглядели обыкновенно, о-бык-но-вен-но! (55)И это было самым страшным.
(56)А пленные немцы смотрели на стоящих у насыпи без любопытства – привыкли! (57)Только команда о раздаче пищи, поданная кем-то на немецком языке, расшевелила их. (58)Они спрыгивали на шпалы и выстраивались в аккуратную очередь вдоль вагона к полевой кухне. (59)Получали свою порцию в котелок и аккуратно ели.
(60)Вряд ли кто из наших мог похвалиться, что у него в доме обед не хуже. (61)Вряд ли. (62)Женщины, подростки, дети смотрели молча на серую, как россыпь камней, массу пленных. (63)Как? (64)Вот эти – враги? (65)Вот эти – сделали стоящих здесь вдовами и сиротами? (66)И теперь они спокойно жрут хлеб, оторванный от наших детей? (67)Убили, и теперь получают долю убитых? (68)Убийством заработали себе право на котелок?
– (69)А-а-а-а-а-а-а! – закричала, не выдержав, какая-то женщина.– (70)Сволочи! (71)Убийцы-ы! (72)И схватив с насыпи кусок щебня, швырнула его в пленных, снова схватила и снова швырнула. (73)А за ней ещё кто-то, и
ещё. (74)Закричали часовые, забегал начальник охраны. (75)Пожилой солдат из часовых скатился вниз, схватил кого-то за руку:
– (76)Да будет вам, бабы! (77)Люди же!
(78)Женщина вырвалась, закричала:
– (79)А мы, мы – не люди?! (80)Не лю-у-ди-и-и.
(81)Испуганные пленные поспешно забирались в вагоны, закатывали
двери. (82)Один остался стоять, держась рукой за висок. (83)Сквозь пальцы
сочилась кровь.
(по Ю. И. Чичёву*)

1 балл – ученик понимает, что статьи по авторскому замыслу отличаются друг от друга, при этом различие авторских позиций подтверждает примерами из текста. В то же время ученик наблюдает и сходство проблематики текстов, обосновывая свое мнение авторскими утверждениями.

0 баллов – ответ неверный, нет понимания.

Согласны ли Вы с позициями И.Ю. Чичева и Д.А. Гранина в том, что человеку необходимо проявлять милосердие и практиковаться в развитии этой категории нравственности, независимо от общественного мнения и исторической эпохи. Обоснуйте свой ответ.

Компетенция (виды деятельности)

Рефлексия на содержание и на форму текста, аргументация.

Формат сплошной, публицистический стиль, рассуждение с элементами повествования

1 балл – ученик выражает согласие с позицией автора, при этом приводит доказательство из литературы, которое подтверждает его мысль.

0 баллов – ответ неубедительный, аргументация недостаточная.

Аргументируйте свою позицию, сформулируйте понятие милосердие, опираясь в качестве доказательства на примеры из художественной литературы. Напишите сочинение в формате ЕГЭ по тексту Гранина.

1 балл – ученик понимает, что статьи по авторскому замыслу отличаются друг от друга, при этом различие авторских позиций подтверждает примерами из текста. В то же время ученик наблюдает и сходство проблематики текстов, обосновывая свое мнение авторскими утверждениями.

0 баллов – ответ неверный, нет понимания.

Список справочной литературы

Авторские лекции Васильевой М.В.

Обучение тренеров в рамках Программы повышения квалификации педагогических кадров по методам развития функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA. Рабочая тетрадь участника // NIS- PEARSON.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2018 – 272с

В прочитанном мною тексте Ю. И. Чичёв ставит проблему отношения к своему и чужому.

Автор обращается к собственному опыту и вспоминает своего приятеля Шурку Гусева. Его привезли из послевоенной деревни, чтобы он поправил здоровье. Однажды рассказчик зашёл за своим приятелем и увидел разницу в том, как тётя готовила для своей дочери и для Шурки: она клала своей дочке три кусочка сахара, а Шурке — один, обожаемое Шуркой масло она намазывала дочке с горкой, а ему с проблесками. Этим примером писатель хотел показать, что отношение тёти к племяннику, приехавшему из голодной послевоенной деревни, к сожалению, было хуже, чем к дочке. Чужой ребенок был для нее обузой, проблемы Шурки не заботили тетю. Можно сделать вывод: некоторые люди просто не могут относиться к чужим проблемам так же, как и к своим.

Однако такое отношение свойственно не только в серьезных жизненных ситуациях. Даже жалостливые люди, способные заметить несправедливость, могут поступить подобным образом. Автор несправедливо отнёсся к новому другу, брату Шурки Ивану. Однажды им задали смастерить электромоторчик, и они решили выполнить домашнее задание вместе, но сначала было решено сделать электромоторчик рассказчику, а потом уже его другу. Они оба активно делали моторчик, друг помогал изо всех сил. Когда работа была завершена, автор принёс его в школу и ему поставили пятерку. Потом нужно было сделать задание Вани, но автор уже с неохотой взялся за это дело, и в результате моторчик получился неаккуратный и не такой мощный, как первый. Поступок автора показывает нам отношение человека к своей и чужой задаче. Этот пример доказывает, что человек не всегда способен относиться к другому человеку так же, как к себе, даже если он это делает не со зла.

Эти два примера разные, но их объединяет свойство человеческой личности. Этим свойством наделены разные люди. Это свойство — эгоизм, именно он не всегда позволяет относиться к другим так же, как к себе.

Ю. И. Чичёв убеждён, что зачастую человек не способен относиться к родным и к чужим одинаково, он может обделять душевной теплотой чужих, склонен относиться к своим проблемам серьезнее, чем к чужим, несмотря на его моральные качества, возраст, люди склонны поступать так.

Читайте также: