Война и мир в кавычках и без кавычек сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Современный литературовед опульская писплп о романе-эпосе "Война и мир" - книга предельно эмоциональная, горячая, полная насмешки, полемики и любви. Она создана "умом сердца", который так высоко ценил Толстой в людях и в искусстве. В этом плане "Война и мир" принципиально отлична от "объективной" исторической прозы и представляет явление небывалое в реалистическом романе на историческую тему. Как вы понимаете эти слова, согласны ли с ними? Обоснуйте свю точку зрения.

Не верьте вы современным литературоведам, все они в кавычках. Сами читайте авторов и сами делайте выводы, иначе мир так и будет прозябать в невежестве и недоумках-авторитетах.
Вот что по Вашему вопросу говорит сам Лев Толстой:
..
"В январе 1871 года Толстой отправил Фету письмо: "Как я счастлив,. . что писать дребедени многословной вроде "Войны" я больше никогда не стану" Толстой Л. Н. ПСС. т. 61, стр. 247.

6.12.1908 года Толстой записал в дневнике: "Люди, любят меня за те пустяки - "Война и мир" и т. п. , которые им кажутся очень важными" Толстой Л. Н. ПСС. т. 56, стр. 162.

Летом 1909 года один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность за создание "Войны и мира" и "Анны Карениной". Толстой ответил: "Это все равно, что к Эдисону кто-нибудь пришел и сказал бы: "Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку".

Ум сердца издавна знаком. Насмешки сыпятся потоком. Для книги - просто снежный ком, для Льва Толстого однобоко.

Не согласен я с этими словами. Не нравится мне Толстой. А почему? Верблюд вату не ест, почему? Да, потому что, не нравится.

"объективной" исторической прозы не существует.
Любой исторический роман необъективен и обычно даже не претендует на объективность.
Как выясняется, даже летописи необъективны, а художественной литературе к чему?
Любая хорошая книга пишется "умом сердца". Окуджава- песенка "Я пишу исторический роман": "И из собственной судьбы я выдергивал по нитке".
Если "Война и мир" и отличается от других, то только уровнем таланта автора. Его позднейшим самообличениям не стоит придавать большой вес, он и Шекспира обличал, и всё искусство отрицал вообще.

К концу романа писатель доказывает, историю делает народ, а не отдельный человек, даже если он герой. В понимании Толстого народ это и офицеры, и Кутузов, и простые крестьяне. Наташа Ростова бросает своё имущество и отдаёт, не задумываясь, подводы для раненых. Она тоже часть народа. В романе много главных героев и второстепенных. На страницах романа прослеживаются жизни этих людей. Так, например, Андрей Болконский мечтал о славе сопоставимой славе Наполеона. Но был ранен в бою и умер. На поле боя, подхватив знамя, с призывом бросился на врага и его поддержали простые солдаты. На протяжении пятнадцати лет писатель описывает три семьи, их быт, отношения. Все они разные, не похожие, но так тесно переплетаются судьбы их воспитанников. Описывая образы своих персонажей, Толстой показывает, что доброта приводит к положительным результатам. Мария Болконская в минуту опасности с маленьким ребёнком на руках не бросила своего отца, который не давал ей спокойно жить. Её отец, считая доброту проявлением слабости, повёл себя недостойно. Пьер Безухов, многое пережив, не потерял свою доброту, умел любить и прощать.

Роман полон контрастов. Контраст доброты и зла, поведения человека, даже войны и мира. Поэтому то и не ослабевает интерес читателя к роману. Он словно передаётся из поколения в поколение. Возможно, поэтому и роман так назван.

Персонажи в произведении очень неоднозначны и встречаются как положительные, так и негативные герои, кроме того, есть здесь и такие герои, которые не дают сразу определить, к положительным их можно отнести либо к отрицательным. Толстой для написания своего известного романа использовал ряд исторических фактов, что позволило ввести в произведение реальных героев. Автор очень кропотливо преподносит читателю персонажей, однако отдельно необходимо отметить женские образы. Женщины в произведении разнообразны, от матерей до светских львиц, а еще присутствуют здесь как скромные, так и весьма нахальные дамы.

В произведении раскрываются многие проблемы, которые актуальны и сейчас, одна из таких — это проблема семейных отношений. С той целью, чтобы обширнее развернуть данную тему, автор показывает ее на примерах Болконских и Ростовых. Толстой открывает их характер, отношение к жизни, а так же семейный уклад. К примеру, семья Болконских, это такие люди, для которых принципиально важно принимать решение именно холодным разумом, никаких эмоций, а семья Ростовых, напротив, живет благодаря чувствам, данные люди из-за собственной доброты достаточно доверчивые. Есть в произведении и семья Курагиных, которая совсем не похожа на первые две, потому что семьей ее назвать и нельзя. В данной семье каждый сам за себя, то есть никого в ней не интересуют чужие трудности и проблемы.

Также необходимо отметить тему войны, которая всегда актуальна, каждому понятно, что война — это самое ужасное, что может быть в жизни, в произведении освещены действия 1812 года, война с Наполеоном. Герои романа нередко молвят о самом высочайшем чувстве, о любви и к тому же готовы ради неё совершить любые поступки. Не считая этого, в произведении затронуты трудности власти и человека, дружбы, победы и поражения. Данный роман многому учит, поэтому, я считаю, его должен прочитать каждый человек!

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Цель:
учить работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; воспитывать личность, стремящуюся к самопознанию и самосовершенствованию

Оборудование:
портрет Л. Н. Толстого, рабочие материалы к творческим работам, иллюстративный материал, раздаточный материал.

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Охарактеризуйте войну и мир как два собирательных художественных образа, отражающих два универсальных состояния человеческого бытия.

IV. Работа над темой урока

1. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений (запись на доске)

Темы сочинений по творчеству Л. Н. Толстого

Комментарий.
Учитель записывает темы на доске и организует из обсуждение, предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.

2. Консультация-объяснение учителя

— Композиция любого сочинения состоит из трёх обязательных элементов:
вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.

Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют в композиции сочинения сходную роль.

Функция вступления — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё раз обратив внимание на самое главное.

Распространённые недостатки при написании вступления и заключения

• Изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме;
• выражение собственного восторженного отношения к произведению или автору, своего желания быть похожим на автора или героя (в этом случае заключение наполнено восклицательными предложениями и походит на заклинание);
• очень длинное, затянутое вступление.

Вступление может вводить в тему и анализ произведения. Можно сформулировать во вступлении главный тезис, который вы намереваетесь развить, доказать в дальнейшем изложении. Во вступлении может содержаться ответ на заданный в теме вопрос; может быть представлено ваше мнение, если в названии темы к нему есть отсылка; может быть дан факт из биографии автора литературного произведения или охарактеризована черта исторического периода, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.

Заканчивается сочинение заключением. Основное требование к заключению: оно не должно носить чисто формальный характер. Учитель, читающий сочинение, не должен сомневаться в его необходимости. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением. В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказательств.

3. Самостоятельная работа с раздаточным материалом (работа в парах)

Ошибки при написании сочинения

Нужно ли составлять план и нужно ли переписывать его в чистовик?
Целесообразно составить для себя рабочий план и написать его в черновике. Если план будет переписан в чистовик, то все ошибки, которые окажутся в плане, будут учтены при выставлении оценки. Наличие плана в чистовике не является обязательным.

Нужен ли эпиграф?
Сам факт наличия эпиграфа не улучшает оценку, так же как факт его отсутствия — не снижает. Всё зависит от того, что представляет собой сочинение в целом. Если эпиграф приводится, то он должен быть оформлен в соответствии с существующими правилами.

Можно ли привести цитату не дословно?
Цитата потому и называется цитатой, что является точным воспроизведением части текста. Если вы не помните цитату точно, то соответствующую часть текста лучше изложить своими словами. Неточно приведённая цитата является фактической ошибкой.

Как расставлять в цитате знаки препинания?
Существуют две возможности. Можно расставить знаки препинания так, как они расставлены у автора. Но можно поступить проще: расставить знаки препинания по современным правилам.

4. Самостоятельное составление планов, написание черновых вариантов сочинений

5. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений, их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

6. Написание творческих работ

V. Домашнее задание

В поисках смысла жизни
(Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского)

I. Стремление к высшей правде — цель духовных исканий главных героев романа.

II. Духовные искания Андрея Болконского:

1. Поиск истинного, достойного дела:

1) неудовлетворённость светским обществом;
2) разочарованность в семейной жизни;
3) мечта о подвиге, стремление к славе;
4) желание обрести уверенность в себе на военной службе.

2. Участие в войне 1805 г.:

1) чувство воинского долга, воспитанное отцом;
2) неприятие законов света в среде военного офицерства;
3) стремление испытать судьбу Наполеона на себе;
4) встреча с истинным героем (подвиг Тушина в Шенграбенском сражении возвращает Андрея к реальности);
5) бессмысленность подвига князя Андрея во время Аустерлицкого сражения;
6) небо Аустерлица (отказ от честолюбивых иллюзий, разочарованность в своём кумире, понимание жизни как нечто большего, чем стремление к личной славе);

3. Смерть жены и рождение сына; понимание Болконским, чем он пожертвовал ради собственных эгоистических устремлений.

4. Уход в себя, отречение от активной жизни.

5. Разговор с Пьером о добре, справедливости и правде — этапный момент в жизненных исканиях князя Андрея.

6. Встреча с Наташей в Отрадном, воплощение мыслей Андрея в образе дуба — символе замирания и возрождения.

7. Стремление принести пользу на государственной службе (проснувшееся честолюбие), сближение и разрыв со Сперанским.

8. Любовь к Наташе, чувство долга и ответственности перед любимым человеком.

9. Разрушение надежд на личное счастье (неспособность понять и простить близкого человека, сосредоточенность на себе).

10. Участие в войне 1812 г. — решающий этап в жизни Болконского:

1) возвращение в армию, стремление быть полезным отечеству, слияние с судьбой народа;
2) смерть отца и потеря родного дома не замыкают князя Андрея в себе;
3) нравственный подвиг Андрея на Бородинском поле — подвиг выдержки и силы духа;
4) смертельное ранение открывает Болконскому вечную истину — необходимость любви к людям;
5) чувство жалости к Курагину;
6) возрождение любви к Наташе;
7) смерть Андрея.

I. Образы Кутузова и Наполеона — психологические и нравственно-философские полюса романа.

II. Кутузов и Наполеон — свет и тень романа.

III. Воплощение в образах Кутузова и Наполеона идей мира и войны.

2. Герои, тяготеющие к Кутузову, несущие идеи мира, стремящиеся победить любые античеловеческие проявления.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)


Сборник примерных готовых сочинений по направлению ВОАЙНА И МИР для итогового сочинения в 2019-2020 учебном году.

Раздел будет обновляться. СОХРАНИТЕ В ЗАКЛАДКИ!

Автор сочинения – Петрунина Людмила Григорьевна

Колосов Алексей Алексеевич

В своем романе-”Война и мир” Лев Николаевич Толстой показал две стороны человеческой жизни, в честь которых и названо само произведение. Об отношении автора к невоенному периоду жизни говорить не приходится, он,точевидно, положительно относится к мирному времени. Но как автор великого романа относится к войне? Ответ, на самом деле, не сложен, отношение Л.Н Толстого к войне негативное. В подтверждение этому служит множество примеров. Мнение автора выражается как изображением картин войны, так и действиями и словами героев романа. Я думаю, трудно не показать то, насколько ужасна война, говоря о ней. Л.Н Толстой в подробностях изобразил все её аспекты, что позволяет в полной мере понять её бессмысленность и ужас. Сразу на ум приходят события, которые мы видим глазами таких героев как Андрей, Пьер, Николай Ростов: люди, которые падают замертво от очередной пули, Бородинское поле, покрытое трупами, солдаты, оставшиеся без рук или ног. Говоря о Николае, нельзя не вспомнить его визит к Денисову, в госпиталь, полный измученных, больных людей, которые умирают на глазах друг друга. Говоря о выражении автором своего отношения к войне посредством поступков и слов героев, на ум приходят Андрей Болконский и М.И Кутузов. Андрей, который так рвался заполучить славу на поле боя, оказавшись в гуще боевых действий, на примере Тушина, который совершил настоящий подвиг, видит, что командование не воздает капитану почестей, его отчитывают за потерю пушки. Князь Болконский видит людей, которые вместо того чтобы думать о том, как победить врага, думают о том, как побыстрее продвинуться по карьерной лестнице. Всё это заставляет молодого князя сомневаться, это всё совсем непохоже на то, о чём он мечтал. Говоря о Кутузове, нельзя не сказать того, что он всеми силами пытался избежать тех сражений, которых не считал крайне необходимыми. Всё это для того, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, под Шенграбеном он послал отряд Багратиона для задержания неприятельской армии, всё для того чтобы остальная часть русского войска смогла отступить. Он был против и сражения под Аустерлицем, которые было проиграно и привело к

множеству жертв, как он и говорил. Все свои силы он направлял на сохранение как можно большего количества жизней. В заключении хочется сказать, что война, это безусловно ужасное событие в жизни любого человека, и Л.Н Толстой отчетливо изобразил все её ужасы и всю её бессмысленность, чем ясно дал понять своё негативное отношение к ней.

Читайте также: