Военная тема в прозе 60 80 х годов сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Сочинения

Тема Великой Отечественной войны это не просто отраженные в литературе работы писателей, это кладезь знаний, который воспитывает, освещает правду прошлых лет и раскрывают глаза на тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. Каждый писатель старался раскрыть всю подноготную своего времени, они не могли оставаться в стороне проблем военного времени. Часто в своих произведениях художники пера опирались на события, и используя исторические сведения и справки, чтобы будущее поколение имело возможность узнать какой ценой было завоевано мирное небо. Большую роль в этом сыграли писатели военных лет. Великая Отечественная война была настоящей трагедией для всего народа, который не сдался, а встал на защиту своей Родины. Этот трагический период нашел свое отражение в литературе двадцатого века. Тема войны отразилась в поэмах, была описана в прозе и была раскрыта очевидцами тех лет, о чем мы напишем наше сочинение на тему произведения о Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война в литературе

Писатели военного времени, как правило были и сами фронтовики, поэтому войну и все события тех лет видели изнутри. Авторы видели и знали, что такое тыл, армия, партизанское движение, подполье. Писатели-фронтовики не с чужих слов были наслышаны о героизме и предательстве, о подвиге, величии и драматизме победы. Опираясь на реальные события, они показывают своим читателям тяжесть военной жизни, драму человеческих судеб, когда от решения отдельного человека зависит исход для всех. Когда от поступка в определенный момент зависит смерть или жизнь. Писатели, среди которых я бы выделила Шолохова, Васильева, Бондарева, Быкова, Некрасова, оставили после себя светлую память о прошлом. Это позволяет подробно узнать о войне, о солдатской дружбе, героизме, учит патриотизму и мужеству.


Писатели военного времени, как и их последователи дали возможность читателям оказаться на фронтах, и вместе с солдатами и партизанами защищать нашу Родину, сопереживая героям произведений. Может быть тема Великой Отечественной войны в литературе послевоенного времени была немного приукрашена. Возможно многие факты того страшного времени замалчивались. В любом случае, какой бы не была правда, вся военная проза XX века заставляют задуматься и сделать свои выводы.

Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века

А какую оценку поставите вы?

Автор прошёл почти всю войну, и был отправлен домой только после ранения в начале 1945 года. Он участвовал в битве за Сталинград и одним из первых написал о ней книгу.

Борис Васильев

Борис Васильев родился в Смоленске 21 мая 1924 года. Его отцом был кадровый офицер царской, а впоследствии и Красной Армии – Васильев Лев Александрович, матерью писателя была Алексеева Елена Николаевна, происходившая из старинного дворянского рода, который был связан с именами Пушкина и Толстого. Удивительно, но выходец из такой семьи сумел стать офицером Красной Армии, а позднее и известным советским писателем. При этом его отец каким-то чудом пережил военные репрессии, которые более всего затронули именно бывших царских офицеров. Стоит признать, что с детства Борис Васильев родился под счастливой звездой.

Позднее сам Борис Васильев отмечал, что он был воспитан в традициях провинциальной русской интеллигенции, поэтому мог отнести себя к людям XIX столетия. И по уважению к истории, и по любви к литературе, и по абсолютному неумению врать. При этом появившаяся еще в самом детстве любовь к истории и литературе во многом предопределила его жизненный путь. Еще учась в воронежской школе, он уже выпускал вместе со своим другом рукописный журнал и играл в любительских спектаклях. Когда Васильев окончил 9-й класс, началась война.

Во время боевого сброса 16 марта 1943 года Борис Васильев попал на минную растяжку и получил тяжелую контузию, после чего был доставлен в госпиталь. Позднее он вспоминал о том, что ему всегда везло. В 1934 году он не умер от тифа, в 1941 не погиб в окружении под Смоленском, а в 1943 под Вязьмой, приземлившись на минную растяжку, получил тяжелую контузию, но при этом на его теле не осталось ни одной царапины.

Осенью 1943 года Васильев поступает в Военную академию бронетанковых и механизированных войск, носившую тогда имя И. В. Сталина. Здесь он встречает свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая также обучалась в данной академии. После окончания в 1946 году инженерного факультета Борис Васильев несколько лет работает испытателем гусеничных и колесных машин на Урале. В 1952 году вступает в партию, а в 1954 году увольняется из рядов вооруженных сил в звании инженер-капитана. В поданом им рапорте он указывает, что хотел бы посвятить себя литературной деятельности.



Главная героиня, девочка-подросток, спасает новорождённого, от которого отказалась мать. Цинберг вложила в образ девочки то, каким видела город — стойким, храбрым и несломленным.

Борис Полевой во время Великой Отечественной войны работал корреспондентом и даже взял себе псевдоним, отражающий этот период жизни. Но в историю автор вошёл благодаря своей художественной прозе. Она освещает события, свидетелем которых являлся писатель.

С началом войны жизнь главного героя полностью меняется. Он оставляет работу и семью и отправляется на фронт. Вскоре его берут в плен фашисты и отправляют в концлагерь. Лишь чудом военному удаётся выжить и сбежать. Но тяготы преследуют его даже по возвращении домой.

Книга основана на судьбе реального человека, которого встретил Шолохов. Писатель настолько проникся историей, что решил посвятить ей своё произведение.

Нобелевский лауреат Светлана Алексиевич собрала в своей книге истории девушек и женщин, прошедших войну. Они отправлялись на фронт, укрепляли тыл, боролись с врагом и переносили нечеловеческие условия.

Книга отражает одну простую мысль: в войне нет ничего естественного. Вокруг только боль, страх, слёзы и грязь. А в головах людей лишь одна надежда и мечта — выжить.

Главные черты

Романтизму, если говорить кратко, характерно утверждение ценности духовной и творческой личности человека. Некоторые считают, что направление было своеобразным бунтом против разума, однако это не так. С помощью своих литературных произведений романтики боролись с узким прагматизмом и обывательским материализмом.

Главные признаки романтизма:

Черты романтизма

  • Культ индивидуализма. Основной характеристикой романтических произведений выступил конфликт между главным героем и остальными людьми. Индивидуальность личности противопоставлялась обществу.
  • Романтическое двоемирие. Романтики приводили сравнения идеального и реального миров. Действительность была скучной и жестокой. А воображаемый совершенный мир выступал убежищем от тяжёлой и мрачной жизни. Романтический герой пытался достичь идеала, но реальность тянула его обратно.
  • Сильные чувства. Для романтиков была важна страсть. Высокие чувства выражались в любви, а низкие — в зависти, честолюбии и жадности. Тайные движения души и всепоглощающие страсти проходили через творчество всех романтиков.
  • Изображение природы. Естественный мир помогал отразить душевное состояние героя. Иногда природу описывали как враждебную силу, с которой человеку приходилось бороться. Это могло быть море, небо, горы или иная природная стихия. Культ природы чётко прослеживается в работах изобразительного искусства.
  • Эскапизм. Уйти от реальности романтикам помогли фантастические миры. Они погрузились в мистику, фольклор, мифы или экзотику, которые противостояли серым будням. Эта особенность сделала романтизм экспериментальным направлением.

Романтизм характеризуется созерцанием эстетики и возвышенного. Романтики старались переосмыслить религию. Они называли её ощущением бесконечности. Приверженцы новой эпохи ставили необъяснимость необычных явлений выше атеизма.

Писатель ушёл на фронт добровольцем, когда ему было всего 18 лет. Пережитое убедило Астафьева в том, что война — это преступление против всего разумного, что есть на земле.

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе XX века. — презентация



Тема Великой Отечественной войны в русской литературе XX века



Военная проза х годов Осмысление войны Осмысление войны как величайшей трагедии народа Три направления в русской литературе о Великой Отечественной войне: художественно- документальное героико- эпическое гуманистическое осмысление войны

Василь Быков родился в 1924 году в крестьянской семье в Белоруссии, на Витебщине. Там прошло его детство. В предвоенные годы учился в Витебском художественном училище ( это было в то время одно из лучших провинциальных художественных учебных заведений.) Писатель всегда с благодарностью вспоминал своих преподавателей этого училища.

В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести – Сотников и Рыбак — в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжёлые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предаёт Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую ценность, он фактически становится врагом.



Спасибо за внимание!

Первая одноимённая часть цикла показывает самое начало войны глазами непосредственного участника. Поэтому тут есть место как героизму, так и простым человеческим чувствам — любви, дружбе и страху.

Виктор Некрасов появился на свет еще в царской России в Киеве 17 июня 1911 года. Происходил он из интеллигентной семьи, его отец был банковским служащим, а мать врачом. В самом раннем детстве он был увезен матерью в Лозанну, где та заканчивала учебу на медицинском факультете. После Лозанны семья на время перебралась в Париж, но с началом Первой мировой войны Некрасовы вернулись в Киев. Они вернулись на родину в 1915 году в надежде обрести здесь уют и защиту, но оказались в самом омуте гражданской войны. Любопытный факт, но в Париже в 1915 году Некрасовы жили в одном доме, в соседних квартирах с будущим наркомом просвещения страны Советов Луначарским. Во Франции же маленький Виктор начал говорить на французском языке, русский язык он выучит позднее.

Враги уже подошли к Сталинграду, и к ним спешит подкрепление. Помешать им дойти до города предстоит двум артиллерийским взводам. Солдаты должны дать отпор сотням немецких танков, ведь от результата этого противостояния зависит исход Сталинградской битвы.

На фоне сражения Бондарев показывает отношения между очень разными людьми, которых свела война. Борьба и вера в победу объединяют их, несмотря на разногласия.

На территории уже освобождённой от врага Белорусской ССР располагаются немецкие шпионы, добывающие ценную информацию. Оперативно-розыскной группе СМЕРШ предстоит найти и обезвредить агентов. В книге показаны не только бои и военные действия, но и тонкая аналитическая работа контрразведчиков.

Известные представители направления

Первыми представителями романтизма стали писатели и философы Йенской школы в Германии: В. Г. Ваккенродер, братья Ф. и А. Шлегели, Новалис. Философия направления была отражена в работах Ф. Шеллинга и Ф. Шлегеля. В дальнейшем немецкие романтики тяготели к мифологии и сказкам, что выразилось не только в работах братьев Гримм, но и в трудах Э. Гофмана. Г. Гейне тоже начинал своё творчество в рамках романтизма, однако позже раскритиковал это направление.

Развитие литературы в Германии повлияло и на английских поэтов Кольриджа и Вордсворта, которые относились к Озёрной школе. Когда они познакомились с философией и чертами романтизма, то установили свои рамки для этого художественного метода. Западноевропейские романтики интересовались проблемами общества. В своих произведениях они воспевали природу и простые чувства, а также критиковали современное буржуазное общество. Яркие представители английского романтизма:

Представители романтизма

  • Д. Байрон;
  • П. Шелли;
  • У. Блейк;
  • Д. Китс.

Романтизм стал популярным в Италии. В рамках этого направления писали Леопарди, А. Мандзони, Н. Фосколо. В Польше известными романтиками в литературе были А. Мицкевич, З. Красинский, Ц. Норвид, Ю. Словацкий.

Среди французов, которые писали в романтическом стиле, следует отметить В. Гюго, П. Мериме, Ж. Санда, А. Дюма, Ф. Шатобриана и А. Ламартина. Писатель Стендаль тоже относил себя к романтикам, но он понимал новое направление иначе. Он выбрал реалистичное исследование характеров и поступков людей. Стендаль был против преувеличенной эмоциональности. Он считал, что она привносит в искусство элемент субъективизма, когда литературные произведения должны быть просты и понятны читателю.

Также было много достойных писателей-романтиков в США. Самыми популярными считаются Э. По, У. Брайант, Н. Готорн, Г. Лонгфелло, В. Ирвинг, Ф. Купер и Г. Мелвилл.

Алесь Адамович воевал в составе партизанского отряда. Даниил Гранин был в танковых войсках. Писатели объединились, чтобы рассказать историю осаждённого Ленинграда.

В издание 2020 года вошли архивные фотографии блокадных лет.

Два солдата попадают в плен, но у каждого свой путь. Вскоре жизнь одного оказывается в руках второго. Повесть фокусируется на внутреннем выборе, который на фоне войны перерастает в муки совести и попытки, не всегда удачные, сохранить достоинство.

В центре сюжета семья Шапошниковых и их знакомые, чьи судьбы витиевато переплетаются. В их жизнь врываются Сталинградская битва, бомбардировки и обстрелы. Но многим удаётся сохранить человечность и доброту, например советскому и немецкому солдатам, которые в одном окопе спасаются от пуль.

История возникновения и определение

Грандиозные исторические события в конце XVIII века сначала обрадовали европейское общество, которое боролось за равенство и свободу. Однако через какое-то время люди разочаровались в новой культуре. Мир уже не представлялся идеальным и справедливым. Во всех сферах жизни начали появляться противоречия и контрасты. Творческие натуры говорили о духовном опустошении личности.

В начале XIX века философы открыто выражали сомнения в идеальности преобразованного мира. Они пытались осмыслить происходящее и в то же время уйти от действительности, что привело к формированию нового идейного направления — романтизма. Это определение возникло в Германии. С 1798 года немецкие писатели стали применять новое понятие в своих произведениях.

Романтизм в литературе

Романтизм быстро распространился по всей Европе и Америке. Этому способствовали кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения. Писатели отошли от культа разума к культу чувств. Между классицизмом и романтизмом был плавный переход в виде сентиментализма. В этом направлении чувства становились рациональными и естественными. Сентиментализм стал своеобразным истоком романтизма, представители которого пошли дальше и полностью погрузились в свои размышления. Романтики нередко замыкались в себе и своих переживаниях.

Целью нового направления было изображение внутреннего мира человека. Романтики, разочарованные настоящим, начинали искать духовную опору в истории. В этом им помогали мотивы прошлого, культурные традиции, народная жизнь, песни и сказания. Романтизм также стал жанром живописи. Выбравшие это направление художники обычно изображали на картинах человека и разбушевавшуюся стихию. С помощью музыкальных средств композиторы выражали глубину и богатство внутреннего мира личности.

В повести Катаев поднимает страшную тему детей во время войны. Книга написана в 1944-м, когда до Дня Победы оставался ещё целый год.

У главного героя Вани Солнцева погибла вся семья: родителей убили немцы, а жизни бабушки и сестры отнял голод. Но мальчик не желает отсиживаться в тылу, он хочет служить Родине. Двенадцатилетний сирота становится солдатом. Повесть местами горькая и печальная, но не лишена юмора и доброты. Это отражает двойственность натуры героя.

Еще в 1945 г. А. Н. Толстой высказал предположение, кото­рому суждено было сбыться. Он говорил о том, что Великая Отечественная война надолго останется отправной точкой всех искусств – от эпоса и трагедии до лирических стансов. Время от времени критика начинала писать об “усталости” военной темы, но вновь появлялись произведения, опровергавшие эту точку зрения. Причем авторами их становились не только участ­ники войны, но и люди, которые в те годы были детьми (Ч.

Айтматов, В. Распутин, Е. Евтушенко) или родились уже в мирное время (А. Дударев,

С. Алексиевич). Мысль о неразрыв­ной связи послевоенных поколений с историей своей страны точно выразил поэт Н. Дмитриев:

В пятидесятых рождены,

Войны не знаем мы, и все же В какой-то мере все мы тоже Вернувшиеся с той войны.

Литература о войне имеет антивоенную направленность. Правдиво показывая войну во всей ее сложности, в тяжелей­ших испытаниях, “крови, страданиях и смерти”, писатели вы­ражают общее убеждение в том, что это не должно повторить­ся никогда.

Литература о Великой Отечественной войне имеет уже свою историю. Ее возникновение приходится непосредственно на во­енные годы,

когда преобладали публицистические и лирические жанры. Вспомните, какие произведения, созданные в годы вой­ны, вам известны?

Какие стихотворения вы можете прочитать наизусть? Расскажите об известных вам пьесах, поэмах и про­заических произведениях военных лет. Сделайте вывод о прин­ципах раскрытия военной темы в литературе той поры.

Послевоенный период, наряду с другими произведениями, открывало стихотворение М. Исаковского “Враги сожгли род­ную хату”. Поэт говорил от имени солдат-победителей, через личные переживания человека, потерявшего семью, раскрывал народную трагедию. Бесконечно печальной тризной воина на могиле жены назвал это стихотворение-балладу А. Твардовский. Народное мироощущение, традиции фольклора питали поэзию Исаковского.

Сейчас нам трудно поверить в это, но стихотво­рение не было принято критикой тех лет. Прошло почти десять лет, и к теме судьбы человека обратился в своем рассказе М. Шолохов. Эту тему развили В. Кондратьев в рассказе “Саш­ка”, А. Дударев в пьесе “Рядовые” и другие писатели.

Настоящие, правдивые, высокохудожественные произведе­ния о войне существовали на всем протяжении развития воен­ной темы. Об этом говорят, например, повесть К. Воробьева “Это мы, господи!” (1943), послевоенные произведения – “В окопах Сталинграда” В. Некрасова, “Двое в степи” Э. Казакеви­ча. Однако в первое послевоенное десятилетие утверждение принципа правды происходило в острой борьбе с теорией бес­конфликтности, с помпезно-монументальным стилем.

В эти годы литература не сказала, да и не могла сказать всей правды о войне и человеке на войне, не раскрыла многие трагические стороны событий.

В литературной полемике с названными недостатками во второй половине 50-х-начале 60-х годов ярко заявила о себе так называемая “вторая волна” военной прозы. Она связана с приходом в литературу “поколения лейтенантов”, людей, кото­рые в годы войны были солдатами или младшими офицерами и для которых важнейшим рубежом в духовном развитии стала правда о культе личности. На основе увиденного и пережитого они смогли сказать свое слово о войне.

Поколение “второй вол­ны” представлено именами В. Астафьева, А. Адамовича, Г. Бак­ланова, Ю. Бондарева, В. Богомолова, В. Быкова, К. Воробьева, В. Кондратьева, Е. Носова.

Эти писатели сознательно стремились преодолеть картин­ное представление о войне (как говорит один из героев Г. Бак­ланова, “не всем на войне достается флаги водружать. Больше воюют безвестно”). В полемике с некоторыми из своих предше­ственников писатели “второй волны” противопоставляли па­норамному, многоступенчатому изображению войны пове­ствование о жизни переднего края, о переживаниях одного солдата, о событиях одного дня, о бое одной батареи, взвода, в крайнем случае – полка. Излюбленным жанром стали рас­сказы или повести с характерными названиями: “Батальоны просят огня”, “Последние залпы” (Ю.

Бондарев), “Пядь зем­ли”, “Мертвые сраму не имут” (Г. Бакланов), “Убиты под Мос­квой” (К. Воробьев), “Иван” (В. Богомолов).

Писателями был найден новый поворот темы, новый ракурс видения и изоб­ражения. Они раскрыли “анатомию” войны, показали ее в мельчайших, достоверных подробностях, повседневных конф­ликтах, максимально приблизили читателя к фронтовому быту. Сконцентрировав действие на “пятачке”, писатели получили возможность показать крупным планом конкретного участни­ка войны, понять его мысли и чувства.

Так произошло откры­тие суровой и героической правды, обогатившее наше знание о войне, ее закономерностях и противоречиях.

Названные произведения несли в себе народнуюпамять о войне, способствовали ее изображению изнутри,глазами ря­дового участника, от надежности которого и зависел общий спех. Как справедливо писал исследователь Г. Ломидзе, “не размер пространства и протяженность времени определяют значимость правды. Все зависит от глубины и прозорливости проникновения в ее сердцевину…

Один художник в малом, с первого взгляда несущественном увидит важное, исторически непроходящее; другой же, изображая, казалось бы, широкую панораму событий, множество человеческих судеб, не уловит биения сердца времени”.

Несколько лет бушевала дискуссия о соотношении “окоп­ной” и “масштабной” правды, о том, возможно ли показать все значение войны через описание ограниченного участка боя и рядового солдата. Надо сказать, что со временем крайности ли­тературной полемики тех лет сгладились, и в произведениях многих из названных писателей “окоп” стал отправной точкой их дальнейших раздумий о человеке на войне, о войне и мире. Так, например, уже в романе Ю. Бондарева “Горячий снег”най­дено сочетание описания боя одной батареи с картиной Ста­линградского сражения и исследованием быстрого мужания че­ловека на войне.

В романе “Берег”нравственный максимализм лейтенанта Княжко, человечность его друга Никитина стано­вится тем высоким духовным ориентиром, которым поверяется день сегодняшний. Это позволило увидеть сложность противоре­чий, разводящих людей по разным идеологическим и нрав­ственно-философским “берегам”, заострить мысль о неесте­ственности и опасности такого раскола мира.

Исторически значимые особенности творчества и общественно-политической деятельности писателей-фронтовиков. эволюция военной прозы в очерченный исторический период (50-е – 70-е гг. ХХ века). Изображение картин войны писателями "поколения лейтенантов".

Рубрика Литература
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 26.05.2018
Размер файла 93,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на соискание степени бакалавра по направлению образования:

5120100 - Филология и обучение языкам (русский язык)

Тема войны в русской прозе в 50-70 годов XX века

Садыков Эльнар Рифкатович

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРИОДА II МИРОВОЙ ВОЙНЫ

1.1 ЛИТЕРАТУРА В ГОДЫ II МИРОВОЙ ВОЙНЫ

1.2 ПРОЗА О II МИРОВОЙ ВОЙНЫ

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. ВОЕННАЯ ТЕМАТИКА И ОПИСАНИЕ ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

2.1 ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ

(РОМАН Ю. БОНДАРЕВА «ГОРЯЧИЙ СНЕГ

(ПОВЕСТЬ «ПАСТУХ И ПАСТУШКА

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В ХХ веке Вторая мировая война стала самым крупным историческим событием, которое оставило неизгладимый и глубочайший след в памяти русского народа. Можно утверждать, что во второй половине двадцатого столетия прошедшая война стала главной и актуальной темой русской литературы.

Первое направление - произведения художественно-документальные, содержащие в себе публицистическую составляющую. Реальные исторические события, подвиги и примеры воинской самоотверженности солдат легли в основу произведений этого направления.

Второе направление - героико-эпическая проза. В ней был воспет подвиг советского народа и была сделана попытка осмысления масштабов происходивших событий.

Пиком расцвета литературы о войне явился вторая половина 50-х годов и 60-е годы ХХ века. В этот период развития русской литературы в нее пришли писатели-фронтовики, которые были непосредственными свидетелями и участниками войны.

Актуальность темы квалификационного исследования определяется тем, что такое эпохальное событие как II Мировая война остается по-прежнему острой исторически острой и вечно современной, вневременной темой. Это событие вызывает потребность формирования выверенных представлений о нравственно-этических и социальных ценностях общества, провоцирует постановку все новых и новых вопросов, обращенных в равной степени к прошлому и настоящему.

Цель нашей работы - выявить исторически значимые особенности творчества и общественно-политической деятельности писателей-фронтовиков.

Для достижения поставленной цели нами в ходе работы осуществляется комплексное решение следующих задач:

1. Изучить отдельные стороны эволюции военной прозы в очерченный исторический период (50-е - 70-е гг. ХХ века).

3. Произвести выборочный анализ произведений Ю. Бондарева и В.Астафьева с целью определения общих черт творчества писателей и общих черт изображения картин войны.

Предметом исследования является изображение войны в русской прозе 50-х - 70-х гг. ХХ века (на примере художественных произведений Ю.Бондарева и В.Астафьева).

Апробация работы. Основные положения нашей выпускной работы были апробированы в статье, опубликованной в сборнике:

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что на материале даются обобщения и выводы об эволюционных закономерностях восприятия и художественного отражения социально значимой темы - темы войны в сознании писателей одного поколения. Названные закономерности исследуются с разных позиций - с точки зрения изменений в области конкретной тематики и мировоззренческих установок.

Научная новизна данной работы состоит в комплексном взгляде на творчество и деятельности писателей-фронтовиков; в выявлении особенностей изображения войны в прозе Ю.Бондарева, В.Астафьева, К.Симонова; поиск общих черт влияния войны на всю писательскую деятельность в целом; отношение писателей к наиболее значимым событиям общественно-политической и литературной жизни.

Нами определены основные темы творчества писателей-фронтовиков; обозначены главные черты их творческого метода.

Структура работы обусловлена задачами, которые мы ставим перед собой. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРИОДА II МИРОВОЙ ВОЙНЫ

1.1 ЛИТЕРАТУРА В ГОДЫ II МИРОВОЙ ВОЙНЫ

С момента начала Великой Отечественной войны, неотрывной части продолжительной IIМировой войны, прошло более 70 лет; но по-прежнему жив в памяти народа великий подвиг миллионов солдат. Во многом это заслуга писателей, которые посвятили свои величайшие художественные произведения теме войны. Среди этих писателей - такие выдающиеся деятели литературы, как А.Твардовский, К.Симонов, В.Гроссман, В.Некрасов, Б.Васильев, В.Астафьев, Ю.Бондареви ряд других авторов. Пожалуй, трудно назвать писателя эпохи второй половины ХХ века, который бы не обращался в своём творчестве к теме Великой Отечественной войны. Но само освещение темы войны в военной прозе в разные моменты истории страны было достаточно различным, время диктовало выбор угла зрения, под которым рассматривались эти события.

В сороковые годы создаются преимущественно лирические произведения (К.Симонов, Б.Пастернак, О.Берггольц). Лирическим героем стихов становится простой человек, которому на войне недостает прежде всего семьи, любви, дома. Бурно развивается публицистика (И.Эренбург, К.Симонов). Все писатели в тот момент едины во мнении: главная задача - победа, главное чувство - ненависть к врагу. В этот период не возникает сомнений и просто нет времени для размышлений - всем понятно, кто свой, а кто враг, а потому в произведениях того периода практически нет полутонов, сомнений, сложностей.

Крупнейшие мастера слова - А.Н.Толстой, Л.Леонов, М.Шолохов - в годы войны стали и выдающимися публицистами. Особой популярностью на фронте и в тылу пользовалось яркое, темпераментное слово И.Эренбурга.
Искусство публицистики за четыре года прошло несколько основных этапов. Если в первые месяцы войны ей была присуща обнаженно-рационалистическая манера, зачастую отвлеченно-схематические способы изображения врага, то в начале 1942 года публицистика обогащается элементами психологического анализа Адамович А. Больше, чем литература. - М.: Литературное обозрение, 1995. - С.10. .

Следующий этап совпал с переломом в ходе войны, с необходимостью углубленного социально-политического рассмотрения фронта и тыла, выяснения коренных причин близящегося поражения фашизма и неотвратимости справедливого возмездия. Этими обстоятельствами вызвано обращение к таким жанрам, как памфлет и обозрение.

Публицистика военных лет - качественно иной, по сравнению с предшествующими периодами, этап развития этого боевого и действенного искусства. Глубочайший оптимизм, несокрушимая вера в победу - вот что поддерживало публицистов даже в самые трудные времена. Особую мощь их выступлениям придавало - впервые за много лет - обращение к истории, к национальным истокам патриотизма.

М.Шолохов, верный природе своего таланта, делает смелую попытку изображения Великой Отечественной войны как поистине народной эпопеи. Сам выбор главных героев, рядовых пехоты, - хлебороба Звягинцева, шахтера Лопахина, агронома Стрельцова - свидетельствуют о том, что писатель стремится показать различные слои общества, проследить, как всколыхнулось и грозно зашумело в годину суровых испытаний народное море.

Богат и многообразен духовно-нравственный мир шолоховских героев. Художник рисует широкие картины эпохи: горестные эпизоды отступлений, сцены яростных атак, взаимоотношения солдат и мирных жителей, короткие часы между боями. При этом прослеживается вся гамма человеческих переживаний - любовь и ненависть, строгость и нежность, улыбки и слезы, трагическое и комическое.

1.2 ПРОЗА О II МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В русской военной прозе, посвященной Второй Мировой (Великой Отечественной) войне можно выделить два периода:

1) проза военных лет: рассказы, очерки, повести, написанные непосредственно во время военных действий, в короткие промежутки между наступлениями и отступлениями;

Схожие и ряд других вопросов, которые нередко возникали при более пристальном внимании к документам и воспоминаниям очевидцев, возникали чаще всего уже в некотором временном отдалении от военного времени.

Описанные выше два периода - весьма условное деление, потому что литературный процесс -явление порой противоречивое и парадоксальное, и осмысление темы войны в послевоенное время было сложнее, чем в период военных действий.

Великая Отечественная война отражена в русской литературе глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье; трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило,-фронтовики; в своих произведениях они опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт.

Опираясь на героические традиции классической русской литературы и литературы первой половины ХХ века, проза времен Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. Для прозы военных лет характерно усиление романтических и лирических элементов, широкое использование художниками декламационных и песенных интонаций, ораторских оборотов, обращение к таким поэтическим средствам, как аллегория, символ, метафора.

Во второй половине 50-х годов начинается подлинный расцвет литературы о войне, что было обусловлено некоторым расширением границ дозволенного в ней, а также приходом в литературу целого ряда писателей-фронтовиков, живых свидетелей тех лет.

Рассказывая суровую правду о начале войны, К. Симонов одновременно показывает народное сопротивление врагу, изображая подвиг советских людей, вставших на защиту родины. Это и эпизодические персонажи (артиллеристы, не бросившие свою пушку, тащившие ее на руках от Бреста до Москвы; старик колхозник, ругавший отступающую армию, но с риском для жизни спасший у себя в доме раненую; капитан Иванов, собиравший испуганных солдат из разбитых частей и ведущий их в бой), и главные герои - Серпилин и Синцов.

Образ Васкова, по сути своей, восходит к лермонтовскому Максиму Максимычу- человеку, может быть, малообразованному, однако цельному, умудренному жизнью и наделенному благородным и добрым сердцем. Васков не разбирается в тонкостях мировой политики или фашистской идеологии, однако сердцем чувствует звериную сущность этой войны и ее причин и никакими высшими интересами не может оправдать гибель пяти девушек.

Новая волна военной поэзии и прозы в конце 50 – начале 60-х годов (“лейтенантская” литература).

Подъем, расцвет военной прозы и поэзии в конце 50 – начале 60-х годов был связан с вхождением в литературу нового поколения поэтов и прозаиков. И это было начало 3-го этапа развития литературы о войне после 1-го (периода самой войны 1941-1945гг.) и 2-го (первого послевоенного десятилетия 1946-1955).

В конце 50-х – начале 60-х гг. очень ярко заявило о себе самое младшее поколение фронтовиков – тех молодых людей 1923-24 гг. рождения, кто попал на войну прямо со школьной скамьи, для кого война стала и первым испытанием, и главным делом всей жизни.

Но это поколение фронтовиков – самых молодых участников войны (из тех, кто уцелел) – за несколько послевоенных десятилетий создало большую и яркую литературу, в которой отразился их опыт военной и послевоенной жизни.

1. Усиление трагического начала

Осмысление войны как трагедии человека и народа – в эстетическом смысле – т.е. в формах трагического искусства, на языке эстетики трагического, все более глубоко пронизывает литературу о войне.

Бондарев предельно обостряет ситуацию. Два батальона пехоты с приданными им несколькими артиллерийскими орудиями переправляются на противоположный, занятый немцами берег Днепра и завязывают бой, чтобы дать возможность главным силам форсировать реку и начать мощное наступление. Батальоны дерутся в полной уверенности, что они начинают боевые действия на направлении главного удара. В этом убеждены и немцы, срочно стянувшие сюда большое количество сил и бросившие против форсировавших Днепр батальонов танки, артиллерию, самолеты.

Но наступления не будет. Вернее, оно будет, но не здесь, не на этом участке. Обстановка изменилась, и высшее командование приняло решение наносить главный удар в другом месте, и туда в срочном порядке перебрасывается дивизия полковника Иверзева, два батальона которой уже ведут бой на другой стороне Днепра. Не будет по этой причине и обещанной батальонам артиллерийской поддержки – артиллерия дивизии уходит вместе с ней.

2. Лирическое начало: герой и автор

Центральный герой всегда очень близок автору, во многом автобиографичен, но главное – ему передано авторское восприятие войны, авторский опыт и авторская оценка происходящего. Поэтому совершенно неважно, ведется ли повествование от третьего или от первого лица: сознание главного героя является организующим субъектным центром повествования.

Произошло новое открытие, казалось бы, забытых литературой человеческих чувств: любви, жалости, сострадания, недовольства собой, разочарования. неуверенности в себе, сомнения в правильности выбранного пути и т. п.

Тема Великой Отечественной войны. Тема осмысления подвига народа в Великой Отечественной войне надолго стала отправной точкой для всех видов искусства. Авторами произведений о войне были не только писатели-участники и свидетели этого исторического события (К. Симонов, А. Твардовский), но и писатели, которые в те годы были детьми или родились уже в мирное время (В. Распутин, А. Дударев, С. Алексиевич).

Эта повесть поразила современников тем, что война была показана писателем не в парадном, а в будничном, бытовом ключе, Сталинградская битва, грандиозное по своей масштабности событие, изображена через быт простых солдат. Вслед за Твардовским Некрасов показал, что победа в войне была одержана не благодаря мастерству полководцев, а благодаря самоотверженности простого солдата, русского народа.

В этом произведении К. Симонов раскрывает характеры своих персонажей (Синцов, Серпилин, Таня Овсянникова) через изображение главных событий в жизни героев, которые одновременно важны и для всей страны.

Даже несправедливый арест перед самой войной и отречение сына не сломили и не ожесточили его. Именно благодаря таким людям, как Серпилин, русский народ одержал победу в страшной, кровопролитной войне.

Особенностью творчества этих писателей является то, что в центре повествования был не панорамный показ военных событий, а переживания одного героя; показ одного дня, рассказ о бое одной батареи, взвода. Поэтому излюбленными жанрами этих писателей стали повести и рассказы, малые жанры.

Эти писатели раскрыли анатомию. войны, показав ее в мельчайших подробностях, что дало возможность увидеть конкретный живой образ человека на войне. В «лейтенантской прозе впервые прозвучала тема судьбы и сознательного выбора.

Ведь перед лицом смерти человек вынужден сделать свой выбор: или струсить, предать, по остаться в живых, или решиться на смерть, но остаться человеком. В ситуации выбора человек раскрывается наиболее полно.

К середине 1970-х годов литература о войне вышла на новый, философский уровень осмысления: исторических событий: военные коллизии служили толчком к размышлениям над проблемами бытия. Ведущими стали темы войны и мира, жизни и смерти, исторической памяти, нравственного выбора.

Она единственная осталась в живых. Казалось бы, жить уже незачем. Но Мария носит под сердцем ребенка. Ради этой не рожденной пока жизни, ради погибших односельчан продолжает Мария жить и работать (одна на сожженном хуторе в течение восьми месяцев), становясь матерью всего живого, что сохранилось на земле.

Таким образом, осмысление литературой Отечественной войны, углубление интереса к проблеме народного характера сопровождается усложнением нравственных проблем.

Одной из важнейших особенностей литературы о Великой Отечественной Войне является усиление документального публицистического начала. Это объясняется интересом читателя к объективным источникам информации, к подлинным историческим фактам, к незаслуженно забытым именам и событиям.

Во всех этих произведениях велика роль автора, который не просто фиксирует факты, но и показывает трагические реальные судьбы людей в трагических испытаниях войны.

Вопросы и задания:

Охарактеризуйте литературный процесс конца 1940-х — начала 1950-х годов.

Назовите основные тематические направления в литературе 1950-70-х годов.

Какие тенденции свойственны поэзии 1950-70-х годов? Проанализируйте одно из стихотворений Евтушенко, Вознесенского, Рождественского, Рубцова и др. (на выбор).

Как осмысливается опыт Великой Отечественной войны в творчестве писателей 1950-80-х годов?

Расскажите об одном из произведений о Великой Отечественной войне (на выбор).

Какие новые проблемы затрагивают в произведениях о Великой Отечественной войне авторы?

Укажите жанровый состав произведений о Великой Отечественной войне. Приведите примеры.

Читайте также: