Сочинение про горящую свечу по химии

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : научиться пользоваться научной литературой и выбирать нужную информацию о интересном изобретении на все времена свечи;

Задачи проекта : изучить научную и художественную литературу о свече;

Соблюдение техники безопасности при проведении опытов со свечой;

Развивать художественные и творческие способности на уроках химии и искусства.

Заранее обучающиеся 8 класса подготавливают проекты по следующим вопросам:

1.Что такое свеча. Состав свечи. История возникновения свечи.

2. Символическое значение свечи. Свеча как источник света и тепла.

3. Значение свечи в религиозных обрядах. Использование свечи в быту.

5 .Образ свечи в искусстве.

6 . Интересные опыты со свечой.

Оборудование : необычной формы и видов свечи ; музыка песен о свече; вода подкрашенная чернилами; лабораторный стакан; презентация о проделанной работе.

(к мероприятию принести необычной формы свечи : в форме сердца , ароматические, восковые и т. д.)

Сегодня, ребята, мы с вами собрались для того , чтобы много интересного узнать о далеком и близком, необычной и в тоже время интересной вроде знакомом незнакомце обычной Свечи.

Свеча источник света и тепла. яркое пламя обычной парафиновой свечи -признак протекания реакции горения. Горение – это процесс окисления веществ, который сопровождается выделением большого количества теплоты и света .

Чтобы свеча горела , ее нужно зажечь . В результате горения выделяется энергия и теплота. Процессы , протекающие с выделением теплоты называют экзотермическими реакциями.

Свеча- приспособление для освещения, имеющее чаще всего вид цилиндра из твердого горючего материала, который в растопленном виде подводится к пламени с помощью фитиля. До появления и распространения электрических ламп накаливания свечи являлись основным источником освещения.

Очень много разнообразных свечей: сальные, восковые, стеариновые, парафиновые, спермацетные, гелевые, зажигательные, запальные.

Впервые свечи появились около 5000 лет назад и относятся к Древнему Египту.

Символом веры можно расценивать как символ неумолимого хода времени; грусти и переживания; скоротечности, неустойчивости; беззащитности представлений о грешном и праведном, романтики и доверительности, надежды и веры.

В устном народном творчестве большое место отводится пословицам и поговоркам о свече.Вы сейчас слушаете внимательно пословицу и называете смысл этого высказывания.

1. Глупцу доброе слово сказать - при солнце свечу зажигать.

2. Маменька родимая свеча неугасимая.

3. В кромешной тьме, довольно и одной свечи.

1. Голова огнем пылает

Тело тает и сгорает

Я полезной быть хочу

Лампы нет ,а я свечу.

2. Стоит столбом-

Ни жару, ни пару, ни углей.

3. Видно нет у ней ума:

Ест она сама себя

Тает может да не лед

Не фонарь, а свет дает.

В нашем с вами календаре много памятных дат ,одни из которых дни воинской доблести и славы. Например, 10 февраля 1943 год освобождение города Курска от немецко - фашистских захватчиков; 4 ноября –День народного единства; 8 сентября –День Бородинского сражения; 9 мая -День Великой Победы.

Бывают дни, когда вхожу я в храм,

Ведь часто дух бессилием низложен,

Я обращаюсь к божьим именам

И ставлю свечку пред иконой божьей

Душа, особенно, стремится от земли

В пасхальное святое воскресенье.

У наших душ, как у огня свечи,

Небесное, а неземное , притяженье.

А сейчас эксперимент проведение опытов:

1. Физические явления при горении свечи. (твердая была сеча , а стала жидкой).

2. Обнаружение продуктов горения в пламени свечи (образование углекислого газа и воды ).

3. Влияние воздуха на горение свечи (чем больше объем посуды ,тем лучше будет гореть свеча).

4. Какая свеча ярче?

Для данного опыта возьмем по 1 свече: восковой, парафиновой, гелевой. Зажжем. Парафиновая свеча горит ярче ,объем парафина больше ,чем у воска и геля.

5. Что станет с воском ,если вылить его в воду?

Мы сейчас с вами зажжем восковую свечу несколько минут она погорит и сверху что стало жидким , выльем в лабораторный стакан с обыкновенной водой , которую подкрасим обыкновенными чернилами и увидим ,что воск становится твердым ,а при нагревании расплавляется.

А) Случалось ли ненастной вам порою

Для зимнего , при позднем, тихом свете

Б) Оплавляются свечи

На старинный паркет,

И стекает на плечи

В)Но верил я ,еще не все пропало

Пока не меркнет свет ,

Свеча как объект изучения обладает огромным познавательным потенциалом.

ассмотрение физических явлений, происходящих при горении свечи, представляет собой самый широкий путь, которым можно подойти к изучению естествознания.

. Я собираюсь изложить вам. ряд сведений по химии, которые можно извлечь из горящей свечи.

Физические явления при горении свечи

Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс (физический или химический) здесь имеет место?

Возьмите тигельными щипцами изогнутую под прямым углом стеклянную трубку, один конец ее внесите в среднюю часть пламени, а другой опустите в пробирку. Что вы наблюдаете?

1. Парафин тает. Это плавление — физический процесс.

2. Стенки пробирки запотевают — это конденсация — физический процесс.

Обнаружение продуктов горения в пламени

Возьмите тигельными щипцами кусочек жести (2x2 см) от консервной банки или предметное стекло, внесите в зону темного конуса горящей свечи и подержите 3—5 с. Быстро поднимите жесть (стекло), посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.

Сухую пробирку закрепите в держателе, переверните вверх дном и подержите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.

В ту же пробирку быстро прилейте 2—3 мл известковой воды. Что наблюдаете? Дайте объяснение.

1. Появилось темное (черное) пятно — это сажа (углерод) образовавшийся при горении парафина.

2. На стенках пробирки конденсируется влага. Это конденсируется вода, один из продуктов горения парафина.

3. При приливании пробирку известковой воды она мутнеет:

Это говорит о том, что вторым продуктом горения парафина является углекислый газ.

Влияние воздуха на горение свечи

Вставьте стеклянную трубку с оттянутым концом в резиновую грушу, Сжимая ее рукой, продуйте в пламя горящей свечи воздух. Как изменилась яркость пламени?

Прикрепите две свечи при помощи расплавленного парафина к картону (фанере, оргалиту). Зажгите их и накройте одну поллитровой банкой, другую — двухлитровой (можно взять химические стаканы различной вместимости). В каком случае свеча горит дольше? Почему?

Запишите уравнения реакций горения, если вещества, из которых состоит свеча, имеют формулы С16Н34 и С17H36.

1. Яркость пламени увеличилось, так как увеличился поток кислорода.

2. Свеча в большей банке горит дольше, так как в ней больше кислорода.

огонь свечи начинает колебаться. он колебается из за сквозняка (порыва ветра) который проходит из одного помещения в другое. направление у ветра зависит от открытой двери.

Воздух движется снизу вверх.

огонь свечи начинает колебаться. он колебается из за сквозняка (порыва ветра) который проходит из одного помещения в другое. напраНу, зажги свечу, сядь и смотри. О чём подумаешь, то и пиши. вление у ветра зависит от открытой двери.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Таня Масян

Лучший ответ:


Суррикат Мими

Когда-то давным-давно люди открыли полезные св-ва огня-его способность освещать,согревать,изменять к лучшему растит. и животную пищу. "Дикий огонь",который вспыхивал во время лесных пожаров или извержений вулканов ,был страшен и опасен для человека,но принися огонь в свою пещеру,чел. приручил его.С того времени огонь стал постоянным спутником человека и основой его хоз-ва,но и не переставал состовлять для людей угрозу.

Долгие тысячелетия люди пользовались домашним огнем,прежде чем научились добывать его при помощи силы трения. Вероятно,что это открытие произошло случайно,прежде чем научились добывать его сами,при помощи трения.

. следующий абзац там у меня способ его добывания.

Сейчас я очень люблю смотреть как горит свеча. Смотря на ее маленький огонек я погружаюсь в свои мысли.Это так прекрасно смотреть на огонек и видеть в нем маленькое,яркое солнышко ,греющее меня изнутри.

Знания о природе человек получает с помощью такого важнейшего метода, как наблюдение.

Наблюдение – это концентрация внимания на познаваемых объектах с целью их изучения.

С помощью наблюдения человек накапливает информацию об окружающем мире, систематизирует ее и ищет закономерности в этой информации. Следующий важный шаг – поиск причин, которые объясняют найденные закономерности.

Для того чтобы наблюдение было плодотворным, необходимо соблюдать ряд условий.

1. Нужно четко определить предмет наблюдения, на что будет обращено внимание наблюдателя, – конкретное вещество, его свойства или превращение одних веществ в другие, условия осуществления этих превращений и т.д.

2. Наблюдатель должен знать, зачем он проводит наблюдение, т.е. четко сформулировать цель наблюдения.

Научное наблюдение отличается от наблюдения в житейском смысле этого слова. Как правило, научное наблюдение проводится в строго контролируемых условиях, причем условия эти можно изменять по желанию наблюдателя. Чаще всего такое наблюдение проводится в специальном помещении – лаборатории (рис. 6).

Рис. 6.
В химической лаборатории

Наблюдение, которое проводится в строго контролируемых условиях, называется экспериментом.

Проведем небольшой эксперимент, с помощью которого изучим строение пламени.

Зажгите свечу и внимательно рассмотрите пламя. Вы заметите, что оно неоднородно по цвету. Пламя имеет три зоны (рис. 7). Темная зона 1 находится в нижней части пламени. Это самая холодная зона по сравнению с другими. Темную зону окаймляет самая яркая часть пламени 2. Температура здесь выше, чем в темной зоне, но наиболее высокая температура – в верхней части пламени 3.

Рис. 7.
Строение пламени свечи

Чтобы убедиться, что различные зоны пламени имеют разную температуру, можно провести такой опыт. Поместите лучинку (или спичку) в пламя так, чтобы она пересекала все три зоны. Вы увидите, что лучинка сильнее обуглилась там, где она попала в зоны 2 и 3. Значит, пламя там более горячее.

Возникает вопрос: будет ли пламя спиртовки или сухого горючего иметь такое же строение, как и пламя свечи? Ответом на этот вопрос могут служить два предположения – гипотезы: 1) строение пламени будет таким же, как и пламя свечи, потому что в его основе лежит один и тот же процесс горения; 2) строение пламени будет различным, т.к. оно возникает в результате горения различных веществ. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть ту или иную гипотезу, обратимся к эксперименту – проведем опыт.

Исследуем с помощью спички или лучинки строение пламени спиртовки (с устройством этого нагревательного прибора вы познакомитесь при выполнении практической работы) и сухого горючего.

Несмотря на то, что язычки пламени в каждом случае отличаются формой, размерами и даже окраской, все они имеют одинаковое строение – те же три зоны: внутреннюю темную (самую холодную), среднюю светящуюся (горячую) и внешнюю бесцветную (самую горячую).

Следовательно, выводом из проведенного эксперимента может быть утверждение о том, что строение любого пламени одинаково. Практическое значение этого вывода состоит в следующем: для того чтобы нагреть в пламени какой-либо предмет, его надо вносить в самую горячую, т.е. в верхнюю, часть пламени.

Оформлять эксперименты принято в специальном журнале, который называют лабораторным. Для этого подойдет обыкновенная тетрадь, а вот записи в ней делают не совсем обычные. Отмечают дату проведения эксперимента, его название, а ход опыта часто оформляют в виде таблицы.

Попробуйте таким образом описать эксперимент по изучению строения пламени.

Великий Леонардо да Винчи говорил, что науки, которые не родились из эксперимента, этой основы всех познаний, бесполезны и полны заблуждений.

Все естественные науки – науки экспериментальные. А для постановки эксперимента часто необходимо специальное оборудование. Например, в биологии широко используются оптические приборы, которые позволяют во много раз увеличить изображение наблюдаемого объекта: увеличительное стекло, лупа, микроскоп. Физики при изучении электрических цепей используют приборы для измерения напряжения, силы тока и электрического сопротивления. Ученые-географы имеют специальные приборы – от самых простейших (например, компас, метеорологические зонды) до уникальных космических орбитальных станций и научно-исследовательских судов.

Химики в своих исследованиях также используют специальное оборудование. Простейшее из них – это, например, уже знакомый вам нагревательный прибор спиртовка и различная химическая посуда, в которой проводят и изучают превращения веществ, т.е. химические реакции (рис. 8).

Рис. 8.
Лабораторная химическая посуда
и оборудование

Справедливо говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А еще лучше – подержать в руках и научиться пользоваться. Поэтому ваше первое знакомство с химическим оборудованием произойдет во время практической работы, которая вас ожидает на следующем уроке.

1. Что такое наблюдение? Какие условия необходимо соблюдать, чтобы наблюдение было результативным?
2. Чем различаются гипотеза и вывод?
3. Что такое эксперимент?
4. Какое строение имеет пламя?
5. Как следует проводить нагревание?
6. Какое лабораторное оборудование вы применяли при изучении биологии и географии?
7. Какое лабораторное оборудование используется при изучении химии?

Практическая работа № 1.
Знакомство с лабораторным оборудованием.
Правила техники безопасности

Большинство химических опытов проводят в стеклянной посуде. Стекло прозрачно, и вы можете наблюдать, что происходит с веществами. В некоторых случаях стекло заменяют прозрачной пластмассой, она не бьется, но такую посуду, в отличие от стеклянной, нельзя нагревать.

Рис. 9. Штатив с пробирками

Химические реакции проводят в пробирках (рис. 9), плоскодонных (рис. 10) или конических (рис. 11) колбах. Если содержимое пробирки нужно нагреть, пользуются специальными держателями
(рис. 12). Нагревать можно только те колбы, которые сделаны из специального термостойкого стекла. Такую посуду помечают специальным знаком – матовым прямоугольником.

Рис. 10. Плоскодонные колбы
Рис. 11. Конические колбы

Для демонстрационного эксперимента часто используют химические стаканы (рис. 13). Часто стаканы и конические колбы имеют специальные отметки, с их помощью можно приблизительно определить объем находящейся в них жидкости.

Рис. 12. Держатель для пробирок
Рис. 13. Химические стаканы

Круглодонные колбы (рис. 14) нельзя поставить на стол, их закрепляют на металлических стойках – штативах (рис. 15) – с помощью лапок. Лапки, а также металлические кольца крепят на штативе специальными зажимами. В круглодонных колбах удобно получать какие-либо вещества, например газообразные. Для того чтобы собирать образующиеся газы, используют колбу с отводом (ее называют колбой Вюрца (рис. 16)) или пробирку с газоотводной трубкой.

Рис. 14.
Круглодонная колба
Рис. 15.
Штатив с кольцом, лапкой и зажимами
Рис. 16. Колба Вюрца
Рис. 17. Стеклянные холодильники

Конусные воронки (рис. 18) служат для переливания жидкостей из одного сосуда в другой, они также незаменимы в процессе фильтрования. Вы, наверное, знаете, что фильтрованием называют процесс отделения жидкости от частиц твердого вещества.

Рис. 18. Конусные воронки

Для разделения двух несмешивающихся жидкостей, например бензина и воды, служат делительные воронки (рис. 19). Нижний слой более тяжелой жидкости сливается с помощью краника через нижнюю трубку, жидкость с меньшей плотностью остается в воронке.

Рис. 19. Делительные воронки

Посуда с толстыми стенками, похожая на глубокую тарелку, называется кристаллизатором (рис. 20). Из-за большой площади поверхности налитого в кристаллизатор раствора растворитель быстро испаряется, растворенное вещество выделяется в виде кристаллов. Нагревать кристаллизатор нельзя ни в коем случае: его стенки только кажутся прочными, на самом деле при нагревании он обязательно треснет.

Рис. 20. Кристаллизаторы

При выполнении химического эксперимента часто приходится отмерять необходимый объем жидкости. Чаще всего для этого используют мерные цилиндры (рис. 21).

Рис. 21. Мерные цилиндры

Помимо стеклянной посуды в школьной химической лаборатории есть посуда фарфоровая. В ступке пестиком (рис. 22) измельчают кристаллические вещества. Стеклянная посуда для этого не подходит: от давления пестика она сразу расколется.

Рис. 22. Ступка с пестиком

Стенки фарфоровой чашки гладкие и блестящие (рис. 23). Она похожа на маленький кристаллизатор, и нагревать ее можно даже на открытом пламени до полного выпаривания раствора.

Рис. 23. Фарфоровая чашка

Чтобы избежать неприятностей и травм, каждый предмет нужно использовать строго по назначению, знать, как с ним обращаться. Химический эксперимент будет действительно безопасным, поучительным и интересным, если соблюдать меры предосторожности при работе с химической посудой, реактивами, оборудованием. Эти меры называются правилами техники безопасности.

Кабинет химии – необычный кабинет. Значит, и требования к вам здесь особенные. Например, в химическом кабинете ни в коем случае нельзя есть, поскольку многие из веществ, с которыми вы будете работать, ядовиты.

От других кабинетов химический отличается тем, что здесь есть вытяжной шкаф (рис. 24). Многие вещества имеют резкий неприятный запах, их пары не безвредны для здоровья. С такими веществами работают в вытяжном шкафу, из которого газообразные вещества попадают прямо на улицу.

Рис. 24. Вытяжной шкаф

Для защиты глаз при проведении особо опасных опытов используют защитные очки (рис. 25).

Рис. 25. Защитные очки

Склянку с реактивом нужно брать так, чтобы этикетка оказалась в ладони. Это делается для того, чтобы случайные потеки не испортили надпись.

Некоторые химические вещества ядовиты, есть реактивы, разъедающие кожу, многие вещества легко воспламеняются. Предупреждают об этом специальные знаки на этикетках (рис. 26, см. с. 7).

Рис. 26.
Правила работы в химической лаборатории
регулируются специальными знаками

Не приступайте к эксперименту, если точно не знаете, что и как нужно делать. Работать надо, строго соблюдая инструкцию и только с теми веществами, которые для опыта необходимы.

Подготовьте рабочее место, рационально разместите реактивы, посуду, принадлежности, чтобы не пришлось тянуться через стол, опрокидывая рукавом колбы и пробирки. Не загромождайте стол тем, что не потребуется для эксперимента.

Опыты нужно проводить только в чистой посуде, а значит, после работы ее нужно тщательно вымыть. Заодно вымойте руки.

Все манипуляции нужно проводить над столом.

Чтобы определить запах вещества, не подносите сосуд близко к лицу, а подгоните рукой воздух от отверстия сосуда к носу (рис. 27).

Рис. 27.
Определение запаха веществ

Никакие вещества нельзя пробовать на вкус!

Никогда не выливайте излишек реактива обратно в склянку. Пользуйтесь для этого специальным стаканом для отходов. Рассыпанные твердые вещества тоже нежелательно собирать обратно, тем более руками.

Если вы нечаянно обожглись, порезались, разлили реактив на стол, на руки или на одежду, сразу обращайтесь к учителю или лаборанту.

Закончив эксперимент, приведите рабочее место в порядок.

Практическая работа № 2.
Наблюдение за горящей свечой

Цель данной практической работы – научиться наблюдать и описывать результаты наблюдения. Вам предстоит написать небольшое сочинение-миниатюру про горящую свечу (рис. 28). Чтобы помочь вам в этом, предлагаем несколько вопросов, на которые нужно дать подробные ответы.

Рис. 28. Горящая свеча

Опишите внешний вид свечи, вещество, из которого она изготовлена (цвет, запах, ощущение на ощупь, твердость), фитиль.

Зажгите свечу. Опишите внешний вид и строение пламени. Что происходит с материалом свечи при горении фитиля? Как выглядит фитиль в процессе горения? Нагревается ли свеча, слышен ли звук при горении, выделяется ли тепло? Что происходит с пламенем, если появляется движение воздуха?

Как быстро сгорает свеча? Изменяется ли длина фитиля в процессе горения? Что представляет собой жидкость у основания фитиля? Что с ней происходит, когда она поглощается материалом фитиля? А когда ее капли стекают вниз по свече?

Многие химические процессы протекают при нагревании, однако пламя свечи для этой цели не используется. Поэтому во второй части этой практической работы познакомимся с устройством и работой уже знакомого вам нагревательного прибора – спиртовки (рис. 29). Спиртовка состоит из стеклянного резервуара 1, который заполняют спиртом не более чем на 2/3 объема. В спирт погружен фитиль 2, который сделан из хлопчатобумажных нитей. Он удерживается в горлышке резервуара с помощью специальной трубочки с диском 3. Зажигают спиртовку только с помощью спичек, для этой цели нельзя использовать другую горящую спиртовку, т.к. при этом может разлиться и вспыхнуть пролитый спирт. Фитиль необходимо ровно обрезать ножницами, в противном случае он начинает обгорать. Чтобы потушить спиртовку, нельзя дуть на пламя, для этой цели служит стеклянный колпачок 4. Он же предохраняет спиртовку от быстрого испарения спирта.

Читайте также: