Вначале был сад детство было садом сочинение егэ

Обновлено: 02.07.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 287
  • КНИГИ 670 068
  • СЕРИИ 25 810
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 174

Эти два текста пересекаются. В них мне захотелось вспомнить про дорогих мне людей, а про тех, кого любишь, можно вспоминать без конца, и каждый раз по-разному. Вот я и вспоминаю о них по-разному.

Есть воспоминания утренние, легкие и светлые. Есть вечерние, золотые, – они тяжелее, и это окрашивает тех, о ком вспоминаешь. Бывает вообще ночной мрачняк и депрессняк.

Какими были эти люди на самом деле? Хорошими? Сложными? Добрыми? Раздражительными? Не знаю! Они были любимыми, они – были, и вот я пишу про них, вертя их и так и сяк.

Татьяна Толстая

На дачу мы заезжали в несколько приемов.

Сначала – когда сходили последние черные корки снега, а это мог быть апрель или ранний май, – ехала мама. Иногда она брала с собой меня, для помощи, но помощи от меня всегда было мало. Я была толстая, мечтательная и чрезвычайно ленивая; ни одно из этих качеств не годится для активной работы в саду. А уж тем более для того, чтобы таскать дрова из сарая или воду с озера. На это мама даже не рассчитывала. Она вообще ни на кого из нас не рассчитывала и делала все сама. Ее молчаливое трудолюбие должно было послужить нам укором, уроком и примером. Но не послужило.

Мы входили в сырые комнаты, чудесно пахнувшие лежалыми льняными скатертями, перезимовавшими одеялами, фанерой стен, старым клеем, выступившим на столах и стульях от влаги, старыми резиновыми сапогами, сосланными сюда, за город, для черных работ. Мама входила первой, светила фонариком, отстегивала шпингалеты на фанерных щитах, закрывавших окна, мы вдвоем снимали эти тяжеленные щиты, и заплесневелые комнаты освещались солнцем. Мы распахивали окна, острый уличный воздух входил в дом, нас охватывал озноб, и не хотелось ничего делать, а хотелось пить на веранде сгущенный кофе с молоком, банку которого мы привезли с собой из города.

А мы так и делали. Мама нареза́ла сыр и хлеб, мы садились в скрипучие плетеные кресла и, щурясь, смотрели в сад сквозь стекла простые и стекла цветные. Цветных было два: кроваво-алый ромб – за которым весь мир представлялся бледно-земляничным, вываренным, как ягоды в компоте, и ромб зеленый, в любой момент создававший иллюзию июля.

Потом мама шла растапливать печь, кипятить воду для уборки, таскать тяжести или двигать мебель, а я делала что-нибудь ничтожное: выдвигала ящик старинного буфета и нюхала старую бумагу, например. Или листала чьи-то забытые блокноты, надеясь среди хозяйственных записей (пачка соды, сах. 5 кг, позв. А.Ф. фтизиатра Мусе, К2-14-68, тесьма корич.), – напрасно надеясь найти какое-нибудь таинственное имя, страстный вздох, отпечаток чужой любви.

– Мам, что значит les cris de passion?

– Крики страсти, – сдержанно отвечала мама. – Оставь эту чепуху и пойди лучше поработай граблями.

Но картинка, на которой, судя по подписи, и раздавались эти волнующие крики, была грубо вырвана, и от пышноволосой Claudine осталась только кучка кружев на полу да резная нога кровати, на которой ею овладевал невидимый Albert с усами. Как всегда, самое ценное, самое предосудительное было вырвано.

Он был как еще один ребенок в нашей семье, – вот нас семеро, и гриб. Мы, благополучно родившиеся с ногами, руками и глазами, – и он, недоношенный, безглазый, неспособный не то что проползти, – шевельнуться неспособный. Но живой. И наш. Нянин ребенок.

(Потом, когда няня умерла, о нем некому стало заботиться. Кто-то из сестер взял его себе, но правильно кормить его забывали, он стал хиреть, как-то помутнел, разложился и умер.)

Современная русская литература… Продолжение классических тенденций переплетено в ней с парадоксальным восприятием жизни и человека. Талантливых писателей немало. Учителя их знают, охотно читают и обсуждают новые книги. Нынешние школьные программы расширяют рекомендуемый список современной литературы, появляются новые имена и новые произведения уже известных авторов.

Есть здесь, правда, одна подробность, объясняющая, почему для изучения в классе и для самостоятельного чтения список современных авторов предлагается традиционно узкий. Учителя говорят об этом приблизительно так: “Книги интересные, но Вслух Прочесть их с учащимися не могу”. О чём идёт речь, ясно без комментариев.

Тем не менее современная литература — это литература новой эпохи, эпохи “детей”. “Отцы” отрицают зачастую новое искусство как чуждое, непонятное; молодым же оно ближе, доступнее, поэтому приобщение учащихся к разумному диалогу с современным искусством, рассмотрение его положительных и отрицательных сторон необходимо. Надо пользоваться широкими возможностями для выбора произведений, отвечающих требованиям настоящего искусства и не противоречащих задачам воспитания. Наша современная литература, надеюсь, перестаёт быть идеологическим рупором, она ставит в центр своего внимания проблемы человеческой индивидуальности, через познание внутреннего мира человека приближается к познанию сущности, Души мира.

Представление учащимся творчества Татьяны Толстой обусловлено огромным желанием показать старшеклассникам, что художественная литература нашего времени достойна внимательного прочтения, интересна своеобразным раскрытием нравственных аспектов, необычна своим неординарным, аллюзионным, экзистенциальным подходом к изображению героев. В то же время она — продолжение великой русской классики на новом витке.

Так как система уроков ставит целью познакомить учащихся с новеллистикой Татьяны Толстой, с проявлением художественного стиля писательницы, то вначале необходимо уточнить следующие литературоведческие понятия: Стиль писателя и Новелла как литературный жанр.

Новелла (Итал. — новость) — малый прозаический жанр, отличающийся динамичным, стремительно и часто парадоксально развивающимся сюжетом, композиционной выверенностью. Изображение событий преобладает над изображением характеров, мотивировка действия часто бывает парадоксальной.

Раскройте содержание таких понятий, как Индивидуальный стиль писателя, стиль художественного произведения, отсутствие стиля.

Перечислите элементы художественной формы, слагающие литературный стиль.

— Что вы можете сказать о развитии жанра новеллы в русской литературе?

— Какие писатели работали в этом жанре?

— В чём отличие новеллы от простого рассказа?

Стиль. Для современного понимания литературно-художественного стиля существенно следующее:

1) стиль является выражением глубокой индивидуальности;

2) он обладает эстетическим совершенством;

3) он представляет собой содержательную форму;

4) он является свойством всей художественной формы произведения, а не только его речевой стороны, которая, впрочем, имеет для литературного стиля важнейшее значение.

Итак, стиль — это эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определённой оригинальностью и выражающее некое содержание. Слагаясь в стиль, все элементы формы подчиняются единой художественной закономерности, обнаруживают наличие организующего принципа. Так, главным стилевым принципом, закономерностью стиля новелл Толстой становится сказочность поэтики, которая проявляется в каждой “клеточке” повествования.

Проследим, как реализуется этот принцип в выбранных рассказах.

Сказочность придаёт стилю Толстой особого рода праздничность, выражающуюся прежде всего в неожиданных сравнениях и метафорах. Метафоры Толстой одушевляют всё вокруг. Метафора, как сказал исследователь её творчества Александр Генис, — “главное орудие Толстой, это её волшебная палочка, возвращающая быль в сказку”. Обратимся к главным образам новеллы, попробуем раскрыть заложенную в них метафору.

“Вначале был сад. Детство было садом…” — Так начинается повествование. И далее рассказывается о сказочно-волшебном мире детства, которое шелестит листвой чудесного сада.

Почему детство воспринимается именно как сад? Что в этом образе особенно дорого детским воспоминаниям? Какие сказочные элементы присутствуют в образе сада?

В описании используются и эпитеты, и сравнения, и олицетворения. Но особое внимание при анализе следует уделить цветописи.

Какие краски детства сохраняет память? Какого цвета детство?

“Золотой на солнце, светло-зелёный в тени сад”, “белые розы и грибы”, “красная персидская сирень”, “огуречные детёныши в розетках оранжевых цветов…”. Образ сада светлый и праздничный.

Далее обращаемся к образам героев новеллы. Прежде всего учащиеся должны назвать образы детей, от лица которого ведётся повествование.

— Какими они предстают перед нами?

— Рисует ли автор их портреты? (Описание внешности и характера нет в тексте.)

— С помощью каких приёмов создаётся целостность образа?

— Какие композиционные признаки новеллы обращают на себя внимание?

— Обратившись к тексту, покажите, что и как мы узнаём о внутреннем мире героев через Поступки, переживания, отношения к миру и взрослым, речевые характеристики.

— Каким видят окружающий мир дети?

Одиннадцатиклассники находят приёмы изображения персонажа в тексте, удивляясь и улыбаясь наивности, чистоте и лёгкости детского взгляда на жизнь, открытого приятия любого явления и происшествия как маленького чуда — сказочности восприятия и всеприятия жизни. То, что взрослому кажется обычным и бытовым, ребёнку представляется необыкновенным и заманчивым.

Другие люди также воспринимаются детьми сквозь сказочную призму.

Образ Вероники Викентьевны, которая живёт на соседней даче, представляется им образом царицы — САмой жадной женщины на свете”, “белой огромной красавицы” с “пальцами прекрасной купчихи в ягодной крови”, Измучившей своей жадностью и жестокостью бедного дядю Пашу. Это образ злой ведьмы.

Дядя Паша, муж “страшной женщины”, сохранился в воспоминаниях совершенно другим сказочным героем: “Халиф на час, заколдованный принц, звёздный юноша, кто дал тебе эту власть над нами, заворожёнными, кто подарил тебе эти белые крылья за спиной…” Попасть к нему в гости — всё равно что распахнуть дверь в пещеру Аладдина: “О комната! О детские сны! О дядя Паша — царь Соломон!” Его дом — запретная сказка, которая наконец-то открылась, перед которой благоговеешь и которая, конечно же, никогда не кончится.

Но нельзя навсегда остаться в детстве.

— Меняется ли представление о мире и жизни с течением времени? Подумайте, какую роль в новелле играет время — прошлое, настоящее и будущее?

— Что есть жизнь? Какова она? Меняется ли представление о ней по ходу повествования?

Ключевым словом в рассказе является слово “жизнь”. Проведём в классе работу по тексту: попросим учащихся выписать фразы с этим словом и проанализировать их.

“Жизнь вечна. Умирают только птицы” — Восприятие бесконечности жизни детьми и невозможности смерти. Это основа оптимистического, лёгкого отношения к миру и его явлениям.

“Жизнь всё торопливее меняла стёкла в волшебном фонаре” — Следующий этап взросления — юность, волшебное время, пролетевшее очень быстро. “И, оглянувшись однажды… мы ощупали дымчатое стекло, за которым, прежде чем уйти на дно, в последний раз махнул платком наш сад”.

“Как глупо ты шутишь, жизнь!” Пыль, прах, тлен. “Вынырнув с волшебного дна детства, из тёплых сияющих глубин, на холодном ветру разожмём озябший кулак — что, кроме горсти сырого песка, унесли мы с собой?” Мир взрослой жизни представлен контрастом миру детства. Главная причина в том, что исчезает сказочное, праздничное восприятие жизни как подарка, ежеминутного чуда.

Образ времени представлен в новелле образами золотой Дамы и Кавалера — “хозяев Времени”: “Дама бьёт по столу кулаком, и тоненький звон пытается проклюнуть скорлупу десятилетий”.

— Как вы понимаете метафору — “скорлупа десятилетий”?

— Почему мир оказывается благожелательным детям и враждебным взрослым?

— И всё-таки светлые или тёмные начала одерживают верх над происходящим?

Главный герой, у которого даже имени в рассказе нет (кстати, почему?), очень болен, и тем не менее каждый вечер в сумерках приходит на чужую дачу.

— В чём причина этих визитов? Что дают они самому Коробейникову?

Приступая к анализу, учащиеся должны увидеть ещё один внутренний стилевой принцип, присущий большинству рассказов Толстой, — принцип контраста. Композиционный принцип контраста воплощается на всех уровнях повествования.

Контрастом является убогая и холодная обстановка и атмосфера санатория и жизнерадостная, непринуждённая жизнь на даче. Мир санатория болезнен: там жизнь остыла, “огни пригашены” — это еле теплится жизнь, остывают и исчезают в ней радости; цветовая гамма навевает ужас — “кровати там белые, и тумбочки белые”, и стены, и лампы, и всё-всё. А за окнами — “август горит золотом, зеленью и синевой”. Во всей прозе Толстой детали небогатого пейзажа, примелькавшиеся, казалось, вещи непременно попадают в унисон с внутренним состоянием персонажа. Эти ожившие картины говорят о герое даже больше, чем всезнающий автор. Дачный мир для больного человека — та сказка, своего рода утопия, в которой хочется укрыться, отогреться душой, спастись от предчувствуемой беды. На даче болезнь отступает, там другая жизнь — сказочная, волшебная. Сказка, таким образом, является основой повествования и в этой новелле. Сказочное мироощущение предстаёт здесь как модель созидания индивидуальной поэтической утопии, в которой единственно и можно жить, спасаясь от одиночества, болезни, житейской неустроенности: “Но ему тут хорошо, на этой даче, так всё непринуждённо, что он про свои боли как-то забывает”.

По принципу контраста новелла делится на две противопоставляемые части: первая часть — Коробейникова с удовольствием принимают на даче; вторая часть — его никто не желает видеть. Автор мастерски показывает, как одно и то же воспринимается людьми по-разному, в зависимости от настроения, отношения, расположения.

Попросим учащихся выписать все контрастные противопоставления из условно выделенных нами двух частей.

Первая часть: “…милый человек. Несёт кусочек природы. Симпатично”; “Ой, он такой чудный, у него такие истории забавные”; “…милый и приветливый, — хорошо ему тут и день хороший, и воздух хороший, и роща, и люди, и уходить совсем не хочется”.

Вторая часть: “…идёт гнусный Коробейников, несёт свой поганый гриб”; “…с ненавистью смотрит на Коробейникова”; “всё уже, всё, больше приходить не нужно, достаточно, мы больше не хотим”; “плетёт свою чушь про чудеса”.

В области изобразительности стилевой принцип контраста проявляется в контрастных пейзажах. Сравним два пейзажа: “Август, птички уже не поют, но всё равно благодать. Сухо, лист желтеет и валится, кое-где гриб торчит”. — “Коробейников идёт неприютной рощей, стволы берёз озябли, и земля холодит сквозь ботинки, впереди тлеют огни санатория, юдоли скорби…” Пейзаж создаёт психологический настрой восприятия текста, помогает раскрыть внутреннее состояние героя, подготовить читателя к изменению в повествовании.

— В чьём восприятии дан пейзаж? Автора или героя? Пейзаж, данный через восприятие героя, — знак его психологического состояния в момент действия. Ищет герой гриб, но и гриба уже нет. Сказка с её щедростью отвернулась от него.

В новелле присутствуют и герои, противостоящие друг другу, даже противоборствующие: Коробейников и Дмитрий Ильич. Но в отношении их в новелле присутствует откровенный параллелизм: и портреты схожи, и способ привлечь к себе внимание, и желание быть самым желанным гостем. Они — соперники. Выпад Дмитрия Ильича смертелен для Коробейникова. Ему уже никогда не наслаждаться вниманием аудитории, более того — никогда не выздороветь. Сказочный мир закрыл перед ним свои двери. Сюжет выстраивается в жестокую схему, герою нет места среди здоровых и сильных.

Писательница, несомненно, сочувствует ему и понимает его обиды и боли. Это жизнь коварна, непонятна, безысходна. Но только ли жизнь во всём виновата? В области психологизма стилевая контрастность воплощается в постоянной внутренней борьбе человека, в противопоставлении сознания и подсознания, во внутреннем голосе совести и нежелании прислушаться к нему ради спокойной, привычной жизни.

Дмитрий Ильич “забавно кается”, но прежнего отношения к Коробейникову уже не будет, “хоть он теперь вроде и обелён, всё равно зануда. Да и как-то привычно думать о нём плохо”. На другой день хозяевам “очень неловко”. И в этом “виноват” Коробейников. Жизнь на даче подразумевает лёгкость во всём: в церемонии приёма гостей, в манере общаться, в отношении к жизни и людям. Это та самая сказка, в которую все укрылись, чтобы отдохнуть от проблем реальности. А “ненавистный” гость взял и принёс в неё заботы и тревоги настоящей жизни. Дачники же не хотят “заставлять трудиться” свои души — ни жалеть, ни сочувствовать, ни извиняться. Ни мучиться от стыда. Пусть Коробейников навсегда покинет этот мир, пусть поскорее умрёт — “всем будет спокойнее”, дачная идиллия сохранится. Финальная кульминация повествования заставляет читателей глубоко и остро почувствовать одиночество и безысходность героя, человека, которого не пустили в счастливую сказку.

Принадлежащая к послевоенному поколению россиян Татьяна Толстая пишет для своих современников — для нас и о нас. “Я когда пишу… для меня моё детство в запахах, ощущениях и звуках где-то на заднем плане должно присутствовать”. Как бы талантливо ни были написаны современные произведения, без живительного источника русской и мировой классики они вряд ли удостоились бы внимания читателей. Вспомним произведения о детстве Льва Толстого, А. Н. Толстого, И. А. Бунина, И. С. Шмелёва. Сопоставление художественных текстов прошлого и настоящего — ещё один предмет разговора и дискуссии на уроке, продолжение знакомства с литературой как единым культурным процессом.

— Что нас так изумило в Толстой? Её своеобразие? Выбор тем, сюжетов, героев? Странность авторского к ним отношения, когда сострадание вовсе не отменяет иронии, а жестокая трезвость — романтической приподнятости?

“Мир в прозе Толстой предстаёт как бесконечное множество разноречивых сказок о мире, условных, знающих о своей условности, всегда фантастических и потому поэтических”, — пишут о ней современные исследователи Н. Лейдерман и М. Липовецкий.

Толстая рисует сознание современного человека, пытаясь понять причины его разлада с действительностью, — и уже поэтому так внимательна к тому, что можно назвать мечтой, фантазией, надеждой в таинственном мире личности.

Литература Булин Е. Откройте книги молодых // Молодая гвардия. 1989. № 3. С. 237–248. Генис А. Городок в табакерке. Проза Татьяны Толстой // Звезда. 1990. № 8. С. 147–150. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Татьяна Толстая // Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: Книга 3. М., 2001. С. 45. Толстая. Т. Н. Не кысь. М., 2004.

(1)Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! (2)Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? (3)Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений…

Сочинение по тексту досрочного ЕГЭ от ФИПИ

Сочинение по тексту досрочного ЕГЭ от ФИПИ

Детство – это один из периодов жизни человека, который, так или иначе, отзывается в душе у каждого воспоминаниями, привычками и впечатлениями. Различие лишь в том, какой окрас они могут иметь и какие чувства могут навеивать своему хозяину. В предложенном для анализа тексте Л. Н. Толстого автор затрагивает проблему восприятия детства и предлагает читателю порассуждать над ней.

Вопрос о том, какую роль играют воспоминания о детских годах в жизни каждого из нас и каким образом они могут влиять на человека в будущем, не может оставить равнодушным никого - ведь все мы родом из детства. Именно поэтому поднятая писателем проблема сохраняет свою актуальность и на сегодняшний день. Рассуждая над ней, рассказчик погружает читателя в мир собственных свежих и сладких воспоминаний, где он – невинный и полный любви ко всему окружающему мальчишка, а мир вокруг – беззаботная сказка. Писатель акцентирует наше внимание на том, что в восприятии главного героя детство – это теплая пелерина сладких воспоминаний, милых и знакомых звуков, нежных прикосновений и поцелуев мамы, уюта и сладких грез на креслице. Автор обращает наше внимание на то, что мысли о маме и об ушедшей поре согревают, возвышают и успокаивают душу уже повзрослевшего героя.

Мне близка позиция Л.Н. Толстого тем, что я тоже считаю, что детство - это дом, это семья и родители, именно они в большинстве случаев создают атмосферу нежности и любви. В зрелости эти года стоит воспринимать как пору беззаботности и веселости, а также одновременно пору незаменимого опыта. Так происходит и в том случае, если детство, к примеру, выпало на сложную пору и имело негативный окрас – в восприятии повзрослевшего человека оно все же останется мелкими отрывками нежных воспоминаний, которые дают нам близкие люди, приятными мелочами, перекрывающими все плохое и гадостное, что только могло происходить.

Ознакомившись с текстом Л.Н. Толстого, я поняла, что эмоции, чувства, воспоминания, которые дает нам пора детства, являются бесценным даром, способным скрасить нашу жизнь в любые невзгоды.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 2 балла

Пример 1 в сочинении не указан, не пояснен.

Так как первый пример отсутствует, взаимосвязь между примерами и анализ связи не оцениваются.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена некорректно. Проблема - это вопрос, позиция автора - ответ на вопрос. Давайте ещё раз внимательно перечитаем формулировку проблемы и ПА:

Проблема: Какое влияние на формирование человека оказывают уроки, усвоенные детстве? Именно этим вопросом задаётся О. Кожухова.

ПА: Позиция автора заключается в следующем: именно от родителей и от их методов воспитания зависит то, какие воспоминания останутся у человека о детстве и как они повлияют на его жизнь.

Позиция автора - это явно ответ на другой вопрос. От чего (От кого) зависит, какие воспоминания детства останутся у человека? Как детские воспоминания влияют на жизнь человека? Происходит нарушение логики (это отразится на К5).

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

В работе есть нарушения логики развития мысли.

Местоимение "её" указывает на женский род, но из предыдущих предложений мы не можем сказать, кто автор: женщина или мужчина.

Эти воспоминания имеют причинно-следственную связь : именно ненавязчивое воспитание отца, который умел ни к чему не принуждая научить девочку таким важным вещам, как дружба, помогло ей оставить самые светлые воспоминания о детстве и выучить важные жизненные уроки, повлиявшие на дальнейшую жизнь.

На что указывает местоимение в начале абзаца? Нарушение логики.
Вероятно, вы хотели сказать о связи между примерами. Воспоминания не могут иметь причинно-следственную связь.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Эти воспоминания имеют причинно-следственную связь: именно ненавязчивое воспитание отца, который умел ни к чему не принуждая научить девочку таким важным вещам , как дружба, помогло ей оставить самые светлые воспоминания о детстве и выучить важные жизненные уроки, повлиявшие на дальнейшую жизнь.

Думаю, что лучше убрать слово "персонаж", либо перестроить предложение: . мне вспоминается персонаж поэмы Н.В. Гоголя "Мёртвые души" Чичиков.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Неверное цитирование. Нужно было писать цитату с заглавной буквы, либо ставить перед местоимением многоточие.

Эти воспоминания имеют причинно-следственную связь: именно ненавязчивое воспитание отца, который умел ЗПТ ни к чему не принуждая ЗПТ научить девочку таким важным вещам, как дружба, помогло ей оставить самые светлые воспоминания о детстве и выучить важные жизненные уроки, повлиявшие на дальнейшую жизнь.
Начиная с первых дней в училище ЗПТ он занимался накопительством.
От того ЗПТ какие уроки дадут детям родители, какой пример им подадут ЗПТ зависит их будущее.

Пропущены запятые в сложноподчинённом предложении (не поставлены запятые, разделяющие главное и придаточные предложения).

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Какое влияние на формирование человека оказывают уроки, усвоенные детстве ? Именно этим вопросом задаётся О. Кожухова.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Эти воспоминания имеют причинно-следственную связь: именно ненавязчивое воспитание отца, который умел ни к чему не принуждая научить девочку таким важным вещам, как дружба, помогло ей оставить самые светлые воспоминания о детстве и выучить важные жизненные уроки, повлиявшие на дальнейшую жизнь.

Неточно подобрано слово, которое ведёт в нарушению лексической сочетаемости. Лучше написать так: помогло сохранить самые светлые воспоминания.

Его отец не стремился привить сыну каких-либо нравственных качеств и, отправляя сына в училище, дал ему наказ: дружить с теми, кто побогаче и беречь деньги, ведь они открывают все двери. Именно это и сформировало личность Чичикова.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Откуда вы знаете, что текст О. Кожуховой относится к жанру рассказа? Советую избегать указаний на жанровую принадлежность текстов. Тексты для ЕГЭ по русскому языку могут быть разных жанров (романы, повести, рассказы, очерки, статьи, мемуары и т.д.), которые адаптируются (неслучайно под текстом мы видим такие формулировки: по М.М. Пришвину, по Л.Н. Толстому и т.д.).

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, логикой развития мысли, речевым оформлением. Продолжайте писать сочинения, и работы с каждым разом будут становиться лучше.

Читайте также: