Она вся в лучах заходящего солнца сочинение егэ

Обновлено: 17.06.2024

Николай Петрович Крымов (1884-1958гг.)
Заслуженный деятель искусств РСФСР,
действительный член Академии художеств СССР,
мастер пейзажа – родился в Москве в
потомственной семье художников. Художниками
были его прадед, отец. Брат. Мальчик с детства рос
в мире искусства.

Какое настроение создаётся у вас, когда вы
смотрите на картину?
Создаётся хорошее, приятное настроение,
хочется долго смотреть на эту картину, от неё
веет тишиной и спокойствием.

Удалось ли художнику передать красоту зимнего
вечера?
Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий
сыпучий снег, освещённый лучами заходящего солнца,
тишину предвечернего часа, как бы слышим скрип
полозьев саней, нагруженных сеном.

Что с первого взгляда привлекает в картине?
Наше внимание привлекает глубокий снег с лиловоголубыми тенями, освещённый лучами заходящего
солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет
небо и подчёркивает затемнённый передний план.

Какие признаки наступающего вечера вы видите
на картине?
Это прежде всего длинные вечерние тени. На
переднем плане мы видим густую тень от
холма, где как бы растворяются
запорошенные снегом кусты. Чем ниже
садится солнце, тем больше становится тень,
скоро она достигнет деревни и окутает всё
сумерками. Длинные тени отражают фигурки
людей, кусты. Длинную тень мы видим и
вдоль глубоко протоптанной тропинки,
ведущей к домам. О наступающем вечере
свидетельствует также цвет снега, синеватый
с фиолетовым оттенком.

Каким изобразил небо художник в
предвечерний час?
Зеленовато-серое. Местами розоватолиловое. Такой цвет неба художник
изобразил потому, что голубое небо в
сочетании с жёлтыми лучами солнца,
освещающими его, приобретает
зеленоватый оттенок. Цвет неба
хорошо сочетается с цветом деревьев.

Какими изобразил художник деревья?
Справа видна могучая сосна с искривлёнными
ветками и пышной кроной. Слева вдали
виднеется густой лиственный лес. А в центре
картины- высокие куполообразные деревья,
вероятно, хвойные, окрашены в рыжеватокоричневый цвет, который они приобретают
от лучей заходящего солнца, и этого имеют
несколько неественный вид

В чём особенности построения картины?
Картина построена по диагонали:
надвигающаяся тень, тропинки
устремляются вверх, к домам с
высокими деревьями, в центр картины.
Люди, идущие по тропинке, лошади,
везущие воз с сеном, создают
впечатление движения, наполняют
картину жизнью, указывают на связь
человека с природой.

Какие цвета использовал художник?
Художник использовал холодные тона:
голубой, серовато-голубой, серебристо синий, лиловый цвет снега, зеленоватосерый цвет неба, которые передают
ощущение морозного вечера, и вместе с
тем употребил и тёплые цвета: рыжеватокоричневые деревья, желтоватокоричневые стены домов и сараев,
желтоватый отблеск окон, освещённых
солнцем, местами слегка розоватый
оттенок неба. Эти цвета передают
ощущение уюта, спокойствия, тепла.

Что чувствуете, когда смотрите на этот
пейзаж?
Этот пейзаж, изображающий тихий,
уютный вечер в деревне, вызывает у
нас чувство умиротворённости, покоя;
хочется побывать в этом прекрасном
уголке русской природы, насладиться
тишиной сельской жизни в
предвечерний час, подышать свежим
морозным воздухом, полюбоваться
радужными красками неба и снега от
лучей заходящего солнца.

Систематизация материала
1. Красота зимнего вечера (тишина сельской
жизни: предвечерний час; лучи заходящего
солнца; радужные краски цвета неба и снега;
уютный вечер в деревне; покой,
умиротворённость)
2. Признаки наступающего вечера (на
переднем плане густая тень от холма; садится
солнце и отражает длинные предвечерние
тени на снегу; длинная тень от протоптанной
тропинки, от фигур людей; небо темнеет, оно
зеленовато-серое; цвет снега синеватый с
фиолетовым оттенком).

3. Композиция картины (впечатление
движения; тропинки тянутся по диагонали и
вверх; в центре высокие деревья, колокольня;
лошади, ведущие воз с сеном; люди, идущие
по тропинке; надвигающаяся тень).
4. Колорит картины ( холодные цвета;
серовато –голубой, лиловый цвет снега,
зеленовато-серый цвет неба; ощущение
морозного вечера; тёплые тона: желтоватокоричневые стены домов и сараев;
желтоватый отблеск окон, рыжеватокоричневые деревья; розоватый оттенок неба).

5. Настроение картины (приятное,
спокойное, умиротворённое, хорошее,
приподнятое, прекрасное, светлое).

План сочинения.
1. Н.П.Крымов –замечательный русский художник
2. Зима в изображении художника Н.П.Крымова.
Признаки наступление зимнего вечера.
а) тени; б)снег; в) небо, воздух.
Особенности композиции пейзажа
Цвета, используемые художником для зимнего
вечера.
3. Какие чувства вызывает картина?

2 Цели урока: Образовательные: систематизировать знания учащихся о тексте, критериях оценивания и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требованиями по выполнению части С. Развивающие: использовать приемы педагогической технологии для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом; Воспитательные: создать условия для формирования коммуникативной личности

3 Примерный план сочинения: 1.Вступление ( может и не быть) 2.Проблема текста. 3.Комментарий к проблеме ( с 2012 года только текстуальный). 4.Позиция автора. 5.Согласие/несогласие( только корректное) с автором. 6.Аргументация собственного мнения. 7.Вывод. Запомни: абзацев в сочинении может быть 3,4, но всё-таки лучше каждую часть ( в соответствии с критериями оценивания творческой работы) начинать с красной строки, не нарушая последовательности, чтобы эксперту было легче проверить работу.

5 Проблема текста- это основной вопрос, над которым задумывается автор. Формулировка проблемы – важный этап работы над сочинением! Читая внимательно текст, отслеживай проблемы, помни, что их в тексте может быть две, три и более. Найди одну, которую тебе легче всего будет прокомментировать и аргументировать. Иначе, если проблема определена и сформулирована неверно, следовательно, и комментарий, и аргументация окажутся неправильными, тогда вся творческая работа, проделанная тобой, не будет оценена больше 5-8 баллов. Проблемы бывают: Злободневными, актуальными, острыми, важными, серьёзными, назревшими, наболевшими, неразрешимыми, спорными и т.д.

6 Как показывает практика, чаще всего на экзамене попадаются публицистические тексты, в которых проблема лежит на поверхности, чего не скажешь о художественных. Но что же делать, если перед тобой оказался текст, в котором не так – то просто определить проблему? Воспользуйся следующим алгоритмом: Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение. Запишите его. Это и есть проблема текста.

9 При работе используй таблицу Критерий оценивания ответа задания С1 К1Проблема текста К2Комментарий к проблеме К3Авторская позиция К4Аргументация собственного мнения

10 Комментарий – это рассуждение, пояснительные замечания по поводу проблемы текста.. Существует два типа комментариев: текстуальный и концептуальный. С 2012 года рекомендован только текстуальный комментарий ( когда учащийся объясняет текст, как бы следуя за авторской мыслью в раскрытии проблемы) Запомни! Пересказывать и чрезмерно цитировать текст нельзя! Старайся объяснить, как автор подводит читателя к своей авторской позиции.

11 Правильно написать текстуальный комментарий помогут ответы на следующие вопросы : 1.Актуальна ли проблема, над которой задумывается автор? 2.Кто ещё из авторов обращался к данной проблеме? 3.На чём автор заостряет внимание читателя, при помощи чего он это делает( рассматривает проблему на примере из собственной жизни или литературного героя, путём сопоставления или сравнения чего- то или кого-то, акцентируя внимание на причинах порока или способах борьбы и т.д.) ? 4.На какие аспекты этой проблемы он прежде всего обращает своё внимание? 5.Как выражает своё отношение к изображаемому ( отмечает, подчёркивает, обращает внимание читателя и т.д. )? 6.Какие эмоции автора выражены в тексте (возмущается, негодует, радуется, испытывает чувство гордости и т.д.)?

14 При работе используй таблицу Критерий оценивания ответа задания С1 К1Проблема текста К2Комментарий к проблеме К3Авторская позиция К4Аргументация собственного мнения

15 Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой проблеме Запомни, что если проблема – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, позиция автора и проблема связаны теснейшим образом и должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, то логика мысли в сочинении нарушена.

16 Что значит сформулировать авторскую позицию? Что хотел сказать автор? Какова цель его высказывания? Ради чего всё это написано? Как сам автор относится к проблеме? Какие мысли, чувства являются для автора ключевыми, чему может научить данный текст? Помни: формулируй точку зрения автора, а не свою! Не путай героя произведения, рассказчика и автора, ведь автор может сделать рассказчиком кого угодно. В тексте обычно есть оценочная лексика, которая поможет понять, что чувствует автор, подчеркни эти слова. Подсказка : внимательно читай задания А 28 и В 8, очень часто в них звучит намёк на авторскую позицию или проблему текста.

18 При работе используй таблицу Критерий оценивания ответа задания С1 К1Проблема текста К2Комментарий к проблеме К3Авторская позиция К4Аргументация собственного мнения

19 Аргументация собственного мнения- это приведение доказательств и примеров для обоснования собственной мысли. Аргумент строится так же, как и сочинение – рассуждение, т.е. тезис( твоя позиция по сформулированной проблеме и точке зрения автора; здесь же нужно не только согласиться или корректно не согласиться с автором, но и объяснить свою точку зрения по поводу авторской позиции), аргументы ( 2 примера, причём второй можно разместить отдельным абзацем и сделать его более объёмным, т.к. последний аргумент фиксируется в памяти лучше ) и вывод.

20 Схема построения Вывод Аргумент 2 Аргумент 1 Тезис

21 Аргументы могут быть естественными и искусственными. К естественным аргументам относятся: Ссылки на общезначимый опыт Примеры из жизни Ссылки на авторитет Примеры из художественной литературы Ссылки на личный опыт

23 При работе используй таблицу Критерий оценивания ответа задания С1 К1Проблема текста К2Комментарий к проблеме К3Авторская позиция К4Аргументация собственного мнения

24 Работаем экспертами 1. Почитай внимательно сочинение учащегося по исходному тексту, оцени его по критериям.

25 Работаем над критериями К 6 и К6 Запомни, что твой текст должен иметь целостную структуру. Используй между предложениями цепную связь, которая обеспечивается при помощи: Лексических повторов ( только не увлекайся ими); Однокоренных слова; Синонимов ( в то числе и контекстными); Антонимов ( в то числе и контекстными); Местоимений; Наречий времени, причины; Числительных; Вводных слов и сочетаний; Союзов, частиц; Порядка слов; Вопросительных и побудительных предложений. Примечание : парцелляцией лучше не пользоваться, т.к. намеренный разрыв предложений, который в публицистической литературе считается нормой, в твоём сочинении может быть рассмотрен как грамматическая ошибка.

26 Заключение Если вступление не обязательно, то заключение подводит итог всей работы, поэтому оно необходимо! Продумай его хорошенько, все взвесь, чтобы последними одним-двумя предложениями не испортить ощущение от всей проделанной тобой работы! Ввести его в текст помогут следующие типовые конструкции: В итоге я хочу сказать… В заключение важно отметить… Обобщая сказанное, можно сделать вывод… Выходит, что… и др.

27 Пишем сочинение по исходному тексту. В семье Сверла радостное событие : сын родился. Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются : вылитый отец! И назвали сына Штопором. Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать ( Свёрла ведь потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягком поучится. Носит отец домой пробки – специальные пробки, - и на них учится Штопор сверлильному мастерству. Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему что-нибудь потвёрже ( посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться. Удивляются старые Свёрла : и как это сын от рук отбился? (Ф.Кривин )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока русского языка в 11 классе позволяет систематизировать знания учащихся о тексте, критериях оценивания и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требованиями по выполнению части С, развивать коммуникативные навыки выпускников. В ходе занятия использованы приемы педагогической технологии для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; созданы условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ, способствующих совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом

ФИО автора материала: Литвинова Людмила Васильевна

Место работы: МБОУ СОШ №10 ст. Придорожной

Должность автора: учитель русского языка и литературы

РАЗРАБОТКА УРОКА

Образовательные:

систематизировать знания учащихся о тексте, критериях оценивания и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требованиями по выполнению части С.

Развивающие:

использовать приемы педагогической технологии для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом;

Воспитательные:

создать условия для формирования коммуникативной личности

Оборудование:

- компьютер и проектор;

- презентация к уроку;

- раздаточный материал (текст В. Коломийцева и Ф.Кривина, Ю.Бондарева с заданием по типу ЕГЭ, сочинение учащегося по одному из текстов, таблицы для заполнения, критерии оценивания ответа задания С1);

- рабочие тетради для работы над частью С.

Тип урока: урок – практикум

Вступительное слово учителя.

Поэтапное изучение нового материала с практическим закреплением полученных знаний.

Работа над речевым оформлением сочинения – рассуждения.

Работа с текстом.

Подведение итогов урока.

Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы продолжим повторение изученного материала и подготовку к части С. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока.

В течение урока нам нужно закрепить такие понятия как проблема текста, авторская позиция, комментарий к проблеме, аргументация собственного мнения.

Вступительное слово учителя.

Анализ результатов ЕГЭ по русскому показывает, что одним из самых сложных для выпускни-

ков 11 класса является интерпретация текста с комментированием его проблематики и ар-

гументацией собственного мнения. Сегодня мало кто из учащихся охотно пишет сочинения, еще меньшее количество умеет делать это хорошо 1 . Но набрать достаточное количество баллов на ЕГЭ по русскому языку без выполнения части С практически невозможно 2 , поэтому на нашем уроке вспомним изученное на примере новых текстов, еще раз заострив внимание на требованиях , предъявляемых при проверке части С, и специфических особенностях данной работы.

3. Мотивация. (Цель: подготовка к основному этапу урока, систематизация знаний о тексте)

Учитель: Что же такое сочинение?

Ученик: Это текст.

Учитель: Перечислите, пожалуйста, основные признаки текста.

Ученик: Текст – это предложения, связанные между собой по смыслу и грамматически, состоит из 3 основных частей.

Учитель: В чем особенность сочинения – рассуждения?

Ученик: Сочинение – рассуждение строится по определенному принципу:

Значит, наше сочинение будет иметь такую же композицию.

Поэтапное изучение нового материала с практическим закреплением полученных знаний.

(Цель: совершенствование умений анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение)

Учитель: Перед вами критерии проверки части С. Опираясь на них, расскажите о структуре сочинения - рассуждения на основе исходного текста.

Ученик: Примерный план сочинения - рассуждения выглядит следующим образом (приложение 1):

Вступление (может и не быть)

Комментарий к проблеме (только текстуальный).

Согласие/несогласие (корректное) с автором.

Аргументация собственного мнения.

Учитель: Очень важно запомнить, что абзацев в сочинении может быть 3, 4, но всё-таки лучше каждую часть (в соответствии с критериями оценивания творческой работы) начинать с красной строки, не нарушая последовательности, чтобы эксперту было легче проверять.

Разработчики контрольно - измерительных материалов в основном отбирают тексты современных авторов. Назовите, пожалуйста, темы, над которыми мы уже работали.

Ученик: Готовясь к сочинению – рассуждению, мы столкнулись с текстами как взятыми

из классической литературы, так и написанными современными авторами на различные

о влиянии музыки;

о сущности человеческой личности;

о любви и ревности;

о настоящей доброте;

о взаимоотношениях подростков;

о влиянии живописи на душевный мир человека;

о современной молодежи и др.

Учитель: Обратите внимание на темы текстов, включенных в контрольно-измерительные материалы (Приложение 2). Над некоторыми нам еще предстоит продолжить работу.

Хочу еще раз заострить ваше внимание на том, что тема и проблема текста – это не одно и то же!

Итак, наша первоочередная задача – правильно выявить проблему текста, т.к. именно она задает тон всей будущей работе. Читая внимательно текст, отслеживайте проблемы, помните, что их в тексте может быть две, три и более. Необходимо найти только одну, которую легче всего будет прокомментировать и аргументировать. Иначе, если проблема определена и сформулирована неверно, следовательно, и комментарий, и аргументация окажутся неправильными, тогда вся творческая работа, проделанная вами, не будет оценена больше 5-8 баллов.

Что же такое проблема (Приложение 3)?

Ученик: Это основной вопрос, над которым задумывается автор.

Учитель: Формулировка проблемы – важный этап работы над сочинением,

Хочу напомнить вам основные категории проблем, а вы будете дополнять их литературными примерами:

Человек и общество.

Проблема несправедливости социального устройства общества. В чем заключается смысл жизни человека. Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека.

Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?

Проблема патриотизма. Что такое истинный и ложный патриотизм?

Проблема выбора профессии.

Человек и природа

Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.

Влияние природы на человека.

Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

Человек и человек.

Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми)

Проблема взаимоотношения отцов и детей. Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?

Проблема любви / ревности, дружбы/предательства.

Проблема взаимоотношения подростков.

Человек и культура/искусство

Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве.

Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры?

Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека? Влияние сотовой связи на культуру поведения человека.

Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

Человек и язык/речь

Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцеляризма и заштампованности речи.

Человек и нравственные ценности

Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое совесть, честь? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным? 3

Ученик: Проблемы бывают злободневными, актуальными, острыми, важными, серьёзными, назревшими, наболевшими, неразрешимыми, спорными и т.д.

Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

Запишите его. Это и есть проблема текста. (Приложение 4)

Но, как показывает практика, чаще всего на экзамене попадаются публицистические тексты, в которых проблема лежит на поверхности.

А теперь давайте ознакомимся с текстом В.Коломийцева (Приложение 6):

Она, вся в лучах заходящего солнца, склонившись на перила, стояла на пирсе. Чувство одиночества мучило её уже третий день. Мимо проходили люди, торопящиеся по своим

делам, они спешили - никому в их суматошном мире не было дела до неё. Тихие слёзы отчаянья вдруг вырвались наружу, закружив в радужном хороводе всё вокруг.

Наташа в решительности убрала ногу от края. Теперь она точно знала, кто её ждёт, и спешила в тепло материнского дома.

Учитель: Сколько проблем вы обнаружили в тексте?

Ученики: Две.

Учитель: Назовите их.

(Учащиеся называют увиденные проблемы)

Учитель: Хорошо. Сформулируем проблему в виде риторического вопроса, запишем её в таблицу (Приложение 7), причём первый ряд работает по одной проблеме, а второй - по другой.

Напомню, что существует два типа комментариев: текстуальный и концептуальный (Приложение 8).

Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. По собственному опыту вы знаете, что написать его достаточно сложно. Но, отвечая на следующие вопросы, можно построить его довольно удачно (Приложение 9):

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чем заостряет внимание ( рассматривает проблему на примере из собственной жизни или литературного героя, путём сопоставления или сравнения чего-то или кого-то, акцентируя внимание на причинах порока или способах борьбы и т.д.)? Почему?

Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?

Какие эмоции автора выражены в тексте (возмущается, негодует, радуется, испытывает чувство гордости и т.д.)?

Как выражено отношение автора к изображаемому ( отмечает, подчёркивает, обращает внимание читателя и т.д. )? В чем это проявляется?

Актуальна ли данная проблема?

Согласно КИМам 2012 года, допускается только текстуальный комментарий.

Запомните, что пересказывать и чрезмерно цитировать текст нельзя! Старайтесь объяснить, как автор подводит читателя к своей авторской позиции.

Поскольку комментарий располагается после формулировки проблемы, то логично его строить так, чтобы он подводил читателя к авторской позиции. Здесь можно использовать такой переход (Приложение 10):

Рассматривая данную проблему, автор подводит нас к выводу…

Рассматривая данную проблему, автор обращает внимание читателя на …

Разве не странно, что проблема…

Таким образом, позиция автора заключается в том, что…

Давайте закрепим полученные знания. Для этого впишите, пожалуйста, ваш комментарий к проблеме, найденной в тексте В.Коломийцева, в ту же таблицу.

Еще раз хочу напомнить, что нельзя выделять одну проблему, а комментировать другую.

Теперь давайте вспомним, что такое авторская позиция?

Ученик: Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой проблеме (Приложение 11).

Учитель: Запомните, что если проблема – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, позиция автора и проблема связаны теснейшим образом и должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, то логика мысли в сочинении нарушена 8 .

Особое внимание следует обратить на разграничение таких понятий, как автор, рассказчик и герой, т.к. автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Смешение этих понятий может привести к фактической ошибке.

Позиция автора и героя-рассказчика, особенно если это художественное произведение, могут не совпадать, если поступок героя, описанный в тексте, объективно заслуживает отрицательной оценки, автор, скорее всего, оценивает его так же.

Правильно сформулировать авторскую позицию могут помочь ответы на следующие вопросы (Приложение 12):

Что хотел сказать автор?

Какова цель его высказывания?

Ради чего всё это написано?

Как сам автор относится к проблеме?

Какие мысли, чувства являются для автора ключевыми, чему может научить данный текст? 9

Запомните, что формулировать нужно точку зрения автора, а не свою! В тексте обычно есть оценочная лексика , которая поможет понять , что чувствует автор, подчеркните эти слова . Внимательно читайте задания А 28 и В 8 , очень часто в них звучит намёк на авторскую позицию или проблему текста.

Давайте снова обратимся к тексту В.Коломийцева. Скажите, легко ли в нем можно определить авторскую позицию? Если сложно, то почему? Используя накопленный опыт, впишите в таблицу позицию автора (работа проходит также по рядам).

Еще один важный этап – аргументация собственного мнения (приложение 13).

Аргументация – это приведение доказательств и примеров для обоснования собственной мысли. 10

Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все то, что может подтвердить тезис.

Аргумент строится так же , как и сочинение – рассуждение , т.е. тезис( ваша позиция по сформулированной проблеме и точке зрения автора; здесь же нужно не только согласиться или корректно не согласиться с автором , но и объяснить свою точку зрения по по -

воду авторской позиции). А затем следует вывод (Приложение14). Сколько аргументов должно быть в вашем сочинении?

Ученик: Аргументов должно быть два.

Учитель: Правильно, причём второй лучше разместить отдельным абзацем и сделать его более объёмным, т.к. последний аргумент фиксируется в памяти лучше.

Существуют различные типы аргументов (логические, психологические (чувственные), иллюстративные, которые делятся на естественные и искусственные.

К естественным аргументам относятся ссылки на общезначимый опыт, примеры из жизни, ссылки на авторитет, примеры из художественной литературы, ссылки на личный опыт (Приложение 15).

К искусственным аргументам относятся логические и чувственные (психологические).

Логические аргументы – это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, разуму. К ним относятся:

положения законов и официальных документов;

законы природы, выводы, подтвержденные документально;

цитаты из авторитетных источников;

примеры из жизни или из художественной литературы.

Чувственные или психологические аргументы – это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства, эмоции, формируют определенное отношение описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:

эмоциональная убежденность пишущего;

ссылки на авторитетные источники;

примеры, вызывающие эмоциональный отклик адресата;

указание на положительное и негативное последствие принятия тезиса автора;

апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям ( сострадание, советь , честь и т.д.) 11

Иллюстративные аргументы. Важным элементом является иллюстрация , т.е. пример, поддерживающий аргумент. К этому типу аргументов мы уже обращались вначале.

Опираясь на свой читательский (таблица с литературными примерами перед вами) и/или жизненный опыт, внесите в таблицу два аргумента по выбранной вами проблеме текста В.Коломийцева (работа также проходит по рядам).

(После завершения работы ребята меняются листочками и оценивают работу соседа по парте по критериям проверки части С.)

Давайте немного успокоимся и отдохнем. (Звучит расслабляющая музыка)

(Цель: создание условий для активного усвоения учебного материала, совершенствование навыков самостоятельной работы с текстом, систематизация знаний о критериях оценивания сочинения - рассуждения)

Отдохнули? А теперь за работу! Давайте почувствуем себя экспертами экзаменационной комиссии. Перед вами одно из сочинений по изученному тексту В.Коломийцева. Предлагаю, воспользовавшись критериями, оценить его.

Работа над речевым оформлением сочинения – рассуждения.

(Цель: отработка навыков по речевому оформлению сочинения)

Чтобы хорошо написать сочинение, нельзя не остановиться на смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения ( К5), точности и выразительности речи ( К6) 12 , которые носят поощрительный характер ( Приложение 17) . Чтобы получить высший балл за часть С, необходимо запомнить, что написанный текст должен иметь целостную структуру, а для этого необходимо использовать между предложениями цепную связь, которая обеспечивается при помощи:


№ слайда 1

Образовательные: Образовательные: систематизировать знания учащихся о тексте, кр

№ слайда 2

Образовательные: Образовательные: систематизировать знания учащихся о тексте, критериях оценивания и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требованиями по выполнению части С. Развивающие: использовать приемы педагогической технологии для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом; Воспитательные: создать условия для формирования коммуникативной личности

Вступление ( может и не быть) Вступление ( может и не быть) Проблема текста. Ком

№ слайда 3

Вступление ( может и не быть) Вступление ( может и не быть) Проблема текста. Комментарий к проблеме . Позиция автора. Согласие/несогласие с автором. Аргументация собственного мнения. (Желательно 2 аргумента) Вывод. Запомни: абзацев в сочинении может быть 3 ,4 , но всё-таки лучше каждую часть ( в соответствии с критериями оценивания творческой работы) начинать с красной строки, не нарушая последовательности , чтобы эксперту было легче проверить работу.

Формулировка проблемы – важный этап работы над сочинением! Формулировка проблемы

№ слайда 4

Формулировка проблемы – важный этап работы над сочинением! Формулировка проблемы – важный этап работы над сочинением! Читая внимательно текст, отслеживай проблемы , помни, что их в тексте может быть две, три и более. Найди одну , которую тебе легче всего будет прокомментировать и аргументировать. Иначе , если проблема определена и сформулирована неверно , следовательно , и комментарий , и аргументация окажутся неправильными , тогда вся творческая работа , проделанная тобой, не будет оценена больше 5-8 баллов. Проблемы бывают: Злободневными, актуальными , острыми , важными , серьёзными , назревшими , наболевшими , неразрешимыми, спорными и т.д.

Философские (затрагивают общие особенности развития природы, общества) Философск

№ слайда 5

Философские (затрагивают общие особенности развития природы, общества) Философские (затрагивают общие особенности развития природы, общества) Социальные (касаются устройства общества) Политические (связаны с деятельностью государственное власти) Экологические (отражают взаимодействие человека и окружающей среды) Нравственные (этические) (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек) ПРОБЛЕМА – основной вопрос, поставленный в тексте.

Как показывает практика, чаще всего на экзамене попадаются Как показывает практи

№ слайда 6

Как показывает практика, чаще всего на экзамене попадаются Как показывает практика, чаще всего на экзамене попадаются публицистические тексты , в которых проблема лежит на поверхности, чего не скажешь о художественных . Но что же делать , если перед тобой оказался текст , в котором не так – то просто определить проблему? Воспользуйся следующим алгоритмом: Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение. Запишите его. Это и есть проблема текста.

Начать своё сочинение можно, конечно , и с различных клише, но лучше всё-таки пр

№ слайда 7

Начать своё сочинение можно, конечно , и с различных клише, но лучше всё-таки продумай риторический вопрос, в котором будет отражена одна из проблем текста. Также можно начать сочинение с ряда однородных понятий или личных размышлений по теме текста.

Она , вся в лучах заходящего солнца, склонившись на перила , стояла на пирсе. Чу

№ слайда 8


№ слайда 9

Актуальна ли проблема , над которой задумывается автор? Актуальна ли проблема ,

№ слайда 10

Актуальна ли проблема , над которой задумывается автор? Актуальна ли проблема , над которой задумывается автор? Кто ещё из авторов обращался к данной проблеме? На чём автор заостряет внимание читателя, при помощи чего он это делает( рассматривает проблему на примере из собственной жизни или литературного героя , путём сопоставления или сравнения чего-то или кого-то, акцентируя внимание на причинах порока или способах борьбы и т.д.) ? На какие аспекты этой проблемы он прежде всего обращает своё внимание? Как выражает своё отношение к изображаемому ( отмечает , подчёркивает , обращает внимание читателя и т.д. )? Какие эмоции автора выражены в тексте (возмущается , негодует , радуется, испытывает чувство гордости и т.д.)?

Поскольку комментарий располагается после формулировки проблемы, Поскольку комме

№ слайда 11


№ слайда 12

Что хотел сказать автор? Что хотел сказать автор? Какова цель его высказывания?

№ слайда 13

Что хотел сказать автор? Что хотел сказать автор? Какова цель его высказывания? Ради чего всё это написано? Как сам автор относится к проблеме? Какие мысли , чувства являются для автора ключевыми , чему может научить данный текст? Помни: формулируй точку зрения автора , а не свою! Не путай героя произведения, рассказчика и автора, ведь автор может сделать рассказчиком кого угодно . В тексте обычно есть оценочная лексика , которая поможет понять , что чувствует автор, подчеркни эти слова .

Аргумент строится так же , как и сочинение – рассуждение , т.е. тезис( твоя пози

№ слайда 14

Аргумент строится так же , как и сочинение – рассуждение , т.е. тезис( твоя позиция по сформулированной проблеме и точке зрения автора; здесь же нужно не только согласиться или корректно не согласиться с автором , но и объяснить свою точку зрения по поводу авторской позиции) , аргументы ( 2 примера, причём второй можно разместить отдельным абзацем и сделать его более объёмным , т.к. последний аргумент фиксируется в памяти лучше ) и вывод. Аргумент строится так же , как и сочинение – рассуждение , т.е. тезис( твоя позиция по сформулированной проблеме и точке зрения автора; здесь же нужно не только согласиться или корректно не согласиться с автором , но и объяснить свою точку зрения по поводу авторской позиции) , аргументы ( 2 примера, причём второй можно разместить отдельным абзацем и сделать его более объёмным , т.к. последний аргумент фиксируется в памяти лучше ) и вывод.


№ слайда 15


№ слайда 16

Запомни , что твой текст должен иметь целостную структуру. Используй Запомни , ч

№ слайда 17

Запомни , что твой текст должен иметь целостную структуру. Используй Запомни , что твой текст должен иметь целостную структуру. Используй между предложениями цепную связь , которая обеспечивается при помощи: Лексических повторов ( только не увлекайся ими); Однокоренных слова; Синонимов ( в то числе и контекстными); Антонимов ( в то числе и контекстными); Местоимений; Наречий времени , причины; Числительных; Вводных слов и сочетаний; Союзов , частиц; Порядка слов; Вопросительных и побудительных предложений. Примечание : парцелляцией лучше не пользоваться, т.к. намеренный разрыв предложений , который в публицистической литературе считается нормой , в твоём сочинении может быть рассмотрен как грамматическая ошибка.

Если вступление не обязательно , то заключение подводит итог всей Если вступлени

№ слайда 18

Если вступление не обязательно , то заключение подводит итог всей Если вступление не обязательно , то заключение подводит итог всей работы, поэтому оно необходимо! Продумай его хорошенько , все взвесь, чтобы последними одним-двумя предложениями не испортить ощущение от всей проделанной тобой работы! Ввести его в текст помогут следующие типовые конструкции: В итоге я хочу сказать… В заключение важно отметить… Обобщая сказанное, можно сделать вывод… Выходит , что… и др.


№ слайда 19

 Максимович Т.И., Пугачев И.А. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Русски

№ слайда 20

Образовательные: систематизировать знания учащихся о тексте, критериях оценив.

Образовательные: систематизировать знания учащихся о тексте, критериях оценивания и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требованиями по выполнению части С. Развивающие: использовать приемы педагогической технологии для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом; Воспитательные: создать условия для формирования коммуникативной личности Цели и задачи урока:

Вступление ( может и не быть) Проблема текста. Комментарий к проблеме . Позиц.

Вступление ( может и не быть) Проблема текста. Комментарий к проблеме . Позиция автора. Согласие/несогласие с автором. Аргументация собственного мнения. (Желательно 2 аргумента) Вывод. Запомни: абзацев в сочинении может быть 3 ,4 , но всё-таки лучше каждую часть ( в соответствии с критериями оценивания творческой работы) начинать с красной строки, не нарушая последовательности , чтобы эксперту было легче проверить работу. Примерный план сочинения:

Формулировка проблемы – важный этап работы над сочинением! Читая внимательно .

Формулировка проблемы – важный этап работы над сочинением! Читая внимательно текст, отслеживай проблемы , помни, что их в тексте может быть две, три и более. Найди одну , которую тебе легче всего будет прокомментировать и аргументировать. Иначе , если проблема определена и сформулирована неверно , следовательно , и комментарий , и аргументация окажутся неправильными , тогда вся творческая работа , проделанная тобой, не будет оценена больше 5-8 баллов. Проблемы бывают: Злободневными, актуальными , острыми , важными , серьёзными , назревшими , наболевшими , неразрешимыми, спорными и т.д. Проблема текста- это основной вопрос , над которым задумывается автор.

Философские (затрагивают общие особенности развития природы, общества) Социал.

Философские (затрагивают общие особенности развития природы, общества) Социальные (касаются устройства общества) Политические (связаны с деятельностью государственное власти) Экологические (отражают взаимодействие человека и окружающей среды) Нравственные (этические) (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек) ПРОБЛЕМА – основной вопрос, поставленный в тексте. Проблемы могут быть:

Как показывает практика, чаще всего на экзамене попадаются публицистические т.

Как показывает практика, чаще всего на экзамене попадаются публицистические тексты , в которых проблема лежит на поверхности, чего не скажешь о художественных . Но что же делать , если перед тобой оказался текст , в котором не так – то просто определить проблему? Воспользуйся следующим алгоритмом: Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение. Запишите его. Это и есть проблема текста. Проблема текста- это основной вопрос , над которым задумывается автор.

Начать своё сочинение можно, конечно , и с различных клише, но лучше всё-таки.

Начать своё сочинение можно, конечно , и с различных клише, но лучше всё-таки продумай риторический вопрос, в котором будет отражена одна из проблем текста. Также можно начать сочинение с ряда однородных понятий или личных размышлений по теме текста. Подсказка

При работе используй таблицу № Критерий оценивания ответа задания С1 К1 Пробл.

При работе используй таблицу № Критерий оценивания ответа задания С1 К1 Проблема текста 1б К2 Комментарий к проблеме 2б К3 Авторская позиция 1б К4 Аргументация собственного мнения 3б

Актуальна ли проблема , над которой задумывается автор? Кто ещё из авторов об.

Актуальна ли проблема , над которой задумывается автор? Кто ещё из авторов обращался к данной проблеме? На чём автор заостряет внимание читателя, при помощи чего он это делает( рассматривает проблему на примере из собственной жизни или литературного героя , путём сопоставления или сравнения чего-то или кого-то, акцентируя внимание на причинах порока или способах борьбы и т.д.) ? На какие аспекты этой проблемы он прежде всего обращает своё внимание? Как выражает своё отношение к изображаемому ( отмечает , подчёркивает , обращает внимание читателя и т.д. )? Какие эмоции автора выражены в тексте (возмущается , негодует , радуется, испытывает чувство гордости и т.д.)? Правильно написать текстуальный комментарий помогут ответы на следующие вопросы:

Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой проблеме Запомни, что .

Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой проблеме Запомни, что если проблема – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос , поставленный в тексте. Таким образом, позиция автора и проблема связаны теснейшим образом и должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит , то логика мысли в сочинении нарушена.

Что хотел сказать автор? Какова цель его высказывания? Ради чего всё это напи.

Что хотел сказать автор? Какова цель его высказывания? Ради чего всё это написано? Как сам автор относится к проблеме? Какие мысли , чувства являются для автора ключевыми , чему может научить данный текст? Помни: формулируй точку зрения автора , а не свою! Не путай героя произведения, рассказчика и автора, ведь автор может сделать рассказчиком кого угодно . В тексте обычно есть оценочная лексика , которая поможет понять , что чувствует автор, подчеркни эти слова . Что значит сформулировать авторскую позицию?

Аргумент строится так же , как и сочинение – рассуждение , т.е. тезис( твоя п.

Аргумент строится так же , как и сочинение – рассуждение , т.е. тезис( твоя позиция по сформулированной проблеме и точке зрения автора; здесь же нужно не только согласиться или корректно не согласиться с автором , но и объяснить свою точку зрения по поводу авторской позиции) , аргументы ( 2 примера, причём второй можно разместить отдельным абзацем и сделать его более объёмным , т.к. последний аргумент фиксируется в памяти лучше ) и вывод. Аргументация собственного мнения- это приведение доказательств и примеров для обоснования собственной мысли.

Шаблон сочинения: (Ф.И.О. автора) ставит очень важную проблему –проблему….. О.

Шаблон сочинения: (Ф.И.О. автора) ставит очень важную проблему –проблему….. Основная проблема, поставленная автором, связана с …….. Что такое….? Вот проблема, которую поднимает….. Автор размышляет о….. (краткий пересказ, объяснение основного вопроса текста) Позиция автора (позитивная, негативная, нейтральная). Он считает, что (цитирование, точка зрения автора) С мнением автора нельзя не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. Действительно….. или Во-первых…, во-вторых… 1 аргумент….. 2 аргумент….. Я искренне благодарна автору за то, что он заставил меня задуматься над такими важными для каждого вопросами.

Аргументами могут быть:

Аргументами могут быть:

Запомни , что твой текст должен иметь целостную структуру. Используй между пр.

Запомни , что твой текст должен иметь целостную структуру. Используй между предложениями цепную связь , которая обеспечивается при помощи: Лексических повторов ( только не увлекайся ими); Однокоренных слова; Синонимов ( в то числе и контекстными); Антонимов ( в то числе и контекстными); Местоимений; Наречий времени , причины; Числительных; Вводных слов и сочетаний; Союзов , частиц; Порядка слов; Вопросительных и побудительных предложений. Примечание : парцелляцией лучше не пользоваться, т.к. намеренный разрыв предложений , который в публицистической литературе считается нормой , в твоём сочинении может быть рассмотрен как грамматическая ошибка. Работаем над критериями К 6 и К6

Если вступление не обязательно , то заключение подводит итог всей работы, поэ.

Если вступление не обязательно , то заключение подводит итог всей работы, поэтому оно необходимо! Продумай его хорошенько , все взвесь, чтобы последними одним-двумя предложениями не испортить ощущение от всей проделанной тобой работы! Ввести его в текст помогут следующие типовые конструкции: В итоге я хочу сказать… В заключение важно отметить… Обобщая сказанное, можно сделать вывод… Выходит , что… и др. Заключение

Пишем сочинение по исходному тексту . В семье Сверла радостное событие : сын .

Пишем сочинение по исходному тексту . В семье Сверла радостное событие : сын родился. Родители не налюбуются отпрыском , соседи смотрят – удивляются : вылитый отец! И назвали сына Штопором. Время идёт, крепнет Штопор , мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать ( Свёрла ведь потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягком поучится. Носит отец домой пробки – специальные пробки, - и на них учится Штопор сверлильному мастерству. Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках . Когда же приходит пора и пробуют дать ему что-нибудь потвёрже ( посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать , к бутылкам присматриваться. Удивляются старые Свёрла : и как это сын от рук отбился? (Ф.Кривин)

Читайте также: