Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике нам выпала удача егэ сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).

Цель:- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,

как милосердие, отзывчивость, человечность.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме;

I. Организационный момент.

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

II. Работа над построением сочинения - рассуждения. Слово учителя:

1.Какова схема построения сочинения-рассуждения ( композиция) ?

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения

(1)Однажды вместо занятий нам выпала удача копать картошку на школьном участке. (2)Главное развлечение наше было таким: на гибкий прут мы насаживали тяжёлый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали этот шарик — кто дальше.

(3)Я наклонился, чтобы слепить такой шарик, и вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. (4)Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что от меня убегает Витька Агафонов с толстым прутом в руке.

(5)Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задёргалась. (6)Я никогда не плакал от физической боли, зато легко на мои глаза наворачивались слёзы от самой маленькой обиды.

(7)Ну за что он меня ударил? (8)Главное, тайком, подкрался сзади. (9)В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз неповадно было.

(15)В урочный день и час, на большой перемене, я подошёл к Витьке.

(16)Витька посмотрел на меня подозрительно.

(17)— Да уж… (18)Я знаю, ты драться начнёшь. (19)Отплачивать.

(20)— Что ты, я забыл давно! (21)Просто пожжём теплинку.

(22)Между тем положение моё осложнилось. (23)Одно дело — нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чьё мясо съела, а другое дело — весь этот разговор.

(24)Если бы Витька отнекивался, отказывался, а потом нехотя пошёл, было бы куда всё проще. (25)А он после моих слов улыбнулся от уха до уха и радостно согласился.

(26)Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня, и как мне было больно, и как мне было обидно. (27)И так всё точно и живо я вообразил, что спина опять заболела и в горле опять остановился горький комок. (28)Значит, я накалился и готов к отмщению.

(29)На горе, где начались маленькие ёлочки, выпал удачный момент. (30)Как раз Витька, шедший впереди меня, наклонился, что-то рассматривая на земле. (31)Ухо его в этот момент словно бы ещё больше оттопырилось, словно просило, чтобы я по нему врезал что есть силы.

(32)— Смотри, смотри! — закричал Витька, показывая на круглую норку. — (33)Шмель оттуда вылетел, я сам видел. (34)Давай раскопаем? (35)Может, там мёду полно.

(37)На опушке леса в траве мы наткнулись на рыжики. (38)Опять наткнулся Витька, недаром у него глазищи по чайному блюдечку.

(39)— Айда за солью! — предложил Витька. (40)— Далеко ли овраг перебежать. (41)Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить.

(43)Мы принесли соль и два куриных яйца.

(44)— Теперь давай ямку копать.

(45)Мы раскопали землю, в ямку положили яйца, засыпали их землей и на этом месте стали разводить теплинку. (46)Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдём домой, и тут я буду должен… (47)Что бы ещё такое придумать, так не хочется идти домой…

(48)— Бежим на речку, — говорю я Витьке. (49)— Помоемся там, а то вон как перемазались. (50)Водички попьём холодненькой.

( 51)Ну вот, мы и попили, и умылись. (52)Делать больше нечего, надо идти домой. (53)Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. (54)Витька доверчиво идёт вперёд. (55)Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть!

(56)Что стоит? (57)А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто — ударить человека, который доверчиво идёт впереди тебя.

(58)Да и злости я уже не слышу в себе. (59)Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! (60)Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка: вечно он что-нибудь интересное придумает.

(61)Ладно! (62)Если он ещё раз стукнет меня между лопаток, тогда-то уж я ему не спущу! (63)А теперь — ладно.

(64)Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку, и мы заходим в село как лучшие дружки-приятели.

  • Какие темы здесь затронуты?(доверие, предательство, человечность, жалость….)

IV. работа с текстом. (слайд 6).

1. Чувство обманутого.

2. Рана, наносимая словом.

3. Осадок после оскорбления.

17. Это горькое чувство появляется, когда нас задевают за живое.

25. Серьёзное огорчение.

1. - о каком чувстве идет речь?

Сегодня мы поработаем с этим словом.

2. чтение задания. (слайд 7).

4. – ребята! А вам знакомо чувство обиды?

Конечно, каждый из нас когда-либо испытывал это чувство. Поэтому попытаемся подобрать к нему эпитеты. – а что такое эпитет? ( Эпитет - это яркое образное определение

(слайд 8) Беспощадная, бешеная, болезненная, больная, большая, великая, глубокая, глухая, горькая, грубая, давняя, жгучая, жестокая, злая, кровная, мелкая, минутная, мучительная, невольная…

5. работа с текстом по вопросам. (слайд 9)

– Что произошло на школьном участке во время уборки картофеля?

– Как описывает рассказчик чувство обиды, охватившее его?

– Что порождают обида и злость?

– Какой план мести созрел у героя?

– Как вы понимаете смысл слова МЕСТЬ?

– Какие эмоции, чувства владеют рассказчиком, обдумывающим план мести?

– Как он пытался сохранить, разжечь в себе чувство обиды?

– Что помешало рассказчику отомстить Витьке?

– Что испытывает рассказчик, когда отказывается от мести?

– Как изменилось его отношение к Витьке после похода в лес?

– Как характеризует рассказчика отказ от желания отомстить? Докажите свою точку зрения.

- Что такое теплина? (слайд10)

ТЕПЛИНА I ж. местн. 1) а) Огонь, разведенный в овинной печке для сушки снопов. б) Печка или яма, в которой разводится огонь. 2) Костер, разведенный на открытом месте. II ж. местн. см. теплина.

(распечатать слайд 12.)

Пробуем с помощью кластера дать определение понятию ОБИДА.

ФИЗМИНУТКА: давайте немного дадим отдохнуть глазам нашим от экрана. Вас обидели. Отпустите вниз взгляд. Закройте теперь руками лицо. Подумайте, стоит ли обижаться. Откройте глаза. Посмотрите, не поворачивая головы, влево и вправо, вверх и вниз. Поймите – жизнь прекрасна. Улыбнитесь друг другу. Давайте работать дальше.

7. попробуем сравнить понятие обида. Я говорю слова, а вы пробуете объяснить почему так.

Обида похожа на (слайд 13)

  • удава, так как душит всё сильнее;
  • острое оружие, потому что ранит очень больно;
  • огонь, так как обжигает душу;
  • снежный ком, потому что обрастает

новыми негативными эмоциями;

  • бездну, потому что упасть в неё легко, а выбраться трудно;
  • лабиринт, так как, блуждая по нему и не находя выхода, погружаешься в беспросветное отчаяние.

Попробуйте дать определения помощью наших сравнений.

Даем определение слова ОБИДА. (слайд 14.)

8. работаем над комментарием к определению.

  • Какова отличительная особенность (признак) данного чувства (негативного переживания)?
  • Что может быть причиной возникновения этого чувства?
  • В чём заключаются его негативные качества, свойства? и т.п

ПИШЕМ 1Й АБЗАЦ СОЧИНЕНИЯ.

1й аргумент – по тексту. Я думаю вы все справитесь с этим заданием.

(напишите мне второй абзац с аргументом по тексту)

(можно также указать здесь , что это произведение о природе, также о красоте, что нужно беречь природу, Год Экологии).

- ваше д.з. было найти пословицы про обиду. Давайте я их послушаю.

Как при написании сочинения они вам помогут?

Какой можно сделать вывод? - нужно уметь прощать.

А знаете, что такое прощеное воскресение? И его историю? (Слайд 17)

(пишут 3й абзац. Аргумент из жизненного опыта)

10.. Давайте послушаем притчу об обиде. (раздаю слова двум ученикам).

Однажды ученик попросил своего духовного учителя:

— Мастер, ты постиг божественную мудрость, всегда находишься в состоянии полного покоя и хорошего настроения. Тебя никто не раздражает, и ты ни на кого не обижаешься. Научи меня быть таким же.

— Хорошо, я научу, но для этого принеси мешок и картофель.

Ученик сделал всё, как сказал учитель.

— Когда ты разозлишься на кого-нибудь или затаишь обиду, напиши имя обидчика на картофелине и положи ее в мешок, — сказал учитель ученику.

— И это все, что нужно сделать? — недоумённо спросил ученик.

— Нет, этот мешок ты должен всегда носить с собой, куда бы ни шел. И каждый раз, раздражаясь или обижаясь на кого-либо, добавляй картошку в мешок.

— Хорошо, —ответил ученик.

Прошло некоторое время. Мешок добросовестного ученика постепенно прибавлял в весе и стал очень тяжелым. К тому же первые картофелины начали портиться и издавать неприятный запах.

Тогда ученик пришел к своему учителю и сказал:

— Я уже не могу носить с собой эту тяжелую вонь. Предложи мне что-нибудь другое.

На что мудрец ответил:

— А разве в душе ты носишь что-то другое, когда обижаешься и злишься на людей? Я подарил тебе возможность посмотреть на всё со стороны. Думаю, в следующий раз ты задумаешься, нужна ли тебе очередная картофелина…

11. ПИШЕМ 4й абзац.

12. рефлексия. Чтение полного сочинения. Выставление оценок.

Зачитываем свои сочинения. Д.з. доработать сочинения.

Какую бы вам не обидно было получить оценку за урок?попробуйте поставить сами себе оценку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к части С ЕГЭ по русскому языку
Урок русского языка. Подготовка выполнения части В.

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов образования нового поколения.Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучени.


Материал для подготовки к части С ЕГЭ

Материал для подготовки к части С ЕГЭ.притча для аргументации по проблеме: РОЛИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.


Подготовка к части В

Этот план позволяет отрабатывать навыки, необходимые для успешного решения части В в тесте формата ЕГЭ.

Подготовка к части С

Материал может пригодиться к одному из этапов сочинения по заданному тексту.


Подготовка к части С ЕГЭ по русскому языку

В документе содержатся клише, которые помогут одиннадцатиклассникам оформить сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

Кристина Пустовит

Подскажите кто-нибудь , как называется рассказ Пескова ,в котором поднимается проблема бережного отношения к природе. В нем рассказывается о людях,которые равнодушно относились к судьбе леса. Ради экономии денег,ради выгоды они решили"опрыскать лес химической жидкостью"Я писала давно по этому тексту и хочу взять его как аргумент,но не знаю названия(

Виктория Богаевская

Виктория Богаевская

Василиса Могилёва

Василиса Могилёва

сочинение:
Леонид Израилевич Лиходеев-один из замечательнейших мастеров художественного слова. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к человеку и его жизни.
В данном тексте автор ставит важную проблему: роль удивления в жизни человека. В небольшом по объему, но ёмком по тексте, автор рассуждает о том, как любопытство и удивление влияют на людей и общество, о том, что если бы люди не умели удивляться, то "они ничего бы не придумали и ничего бы не открыли". Также автор призывает читателя к развитию в себе этих чувств. "А ты попробуй удивиться".
Позиция автора однозначна и и выражена в тексте довольно чётко. Леонид Израилевич считает, что люди равнодушные, не умеющие удивляться миру вокруг, обречены прожить скучную, лишённую красок жизнь. И наоборот, люди любопытные, обращающие внимание на привычные, казалось бы, вещи, делают удивительные открытия. Как для себя, так и для человечества.
Я полностью разделяю мнение автора. Действительно, очень важно всю жизнь сохранять в себе детскую любознательность, расширять свои границы, учиться новому. Это препятствует не только эмоциональному выгоранию человека, но и предотвращает такие страшные заболевания, как болезни Альцгеймера. Иногда большее значение имеют даже не новые знания, а новый взгляд на старые вещи.
Свою позицию я готова подтвердить аргументом из художественной литературы. Например, эта проблема освещается в произведении Рэя Брэдбери "Вино из одуванчиков". Главный герой Дуглас, двенадцатилетний мальчик, во время поездки с отцом и братом в лес с удивлением обнаруживает, что он. живой. Он внезапно начинает остро ощущать каждую часть своего тела, все, что происходит вокруг, и он ошарашен своим открытием. На фразу брата о том, что все люди знают, что они живые, Дуглас отвечает:"Хорошо бы так. Хорошо бы все знали". Действительно, хорошо бы все это знали.
Другим ярким примером я считаю замечательную строчку из известной песни "Главное, ребята, сердцем не стареть". И правда, молодость многому нас учит, нужно продолжать жить так же, как в детстве, с широко открытыми глазами и настолько же открытой душой.
Прочитанный текст помог мне утвердиться в мнении, что опасно останавливаться в познании мира, погружать в рутину, "оседать". Нужно всегда видеть новое, а главное искать его.

Арина Новикова

Арина Новикова

Сочинение:
Что является главным критерием оценки творчества писателя?
Как и многие деяния, работа писателя также требует положительного и иногда даже отрицательного оценивания. Что же является главным критерием оценки творчества писателя? Именно эту проблему поднимает в данном тексте критик и литературовед Виктор Борисович Шкловский.

Таким образом, можно сказать, что проблема, поднятая Виктором Борисовичом, очень важна как для писателей, так и для читателей. Ведь каждый труд должен быть оценен. А главная оценка деятельности писателей – это положительные отзывы их читателей, понимание ими тех основных идей, которые хотели бы до них донести авторы.

Анастасия Лазарева

(по Б. Акунину*)
* Борис Акунин — русский писатель, литературовед, переводчик, общественный деятель.

Анастасия Лазарева

Виктория Богаевская

(1)Однажды вместо занятий нам выпала удача копать картошку на школьном участке. (2)Главное развлечение наше было таким: на гибкий прут мы насаживали тяжёлый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали этот шарик — кто дальше.

(3)Я наклонился, чтобы слепить такой шарик, и вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. (4)Мгновенно распрямившись и огля¬нувшись, я увидел, что от меня убегает Витька Агафонов с толстым прутом в руке.

(5)Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задёргалась. (6)Я никогда не плакал от физической боли, зато легко на мои глаза наворачивались слёзы от самой маленькой обиды.

(7)Ну за что он меня ударил? (8)Главное, тайком, подкрался сзади. (9)В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз неповадно было.

(10)Вскоре созрел план мести. (11)Через несколько дней, когда всё забудется, я как ни в чём не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. (12)А там, в лесу, и набью морду. (13)Просто и хорошо.

(14)В урочный день и час, на большой перемене, я подошёл к Витьке. (15)Витька посмотрел на меня подозрительно.

(21)Между тем положение моё осложнилось. (22)Одно дело — нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чьё мясо съела, а другое дело — весь этот разговор. (23)Если бы Витька отнекивался, отказывался, а потом нехотя пошёл, было бы куда всё проще. (24)А он после моих слов улыбнулся от уха до уха и радостно согласился.

(25)Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня, и как мне было больно, и как мне было обидно. (26)Я так всё точно и живо вообразил, что спина опять заболела, и в горле опять остановился горький комок. (27)3начит, я накалился и готов к отмщению.

— (28)Смотри, смотри! — закричал Витька уже на горе, показывая на круглую норку. — (29)Шмель оттуда вылетел, я сам видел. (30)Давай раскопаем? (31)Может, там мёду полно.

(33)На опушке леса в траве мы наткнулись на рыжики. (34)Опять наткнулся Витька, недаром у него глазищи по чайному блюдечку.

— (35)Айда за солью! — предложил Витька. — (36)Далеко ли овраг перебежать. (37)Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить.

(43)В ямку мы положили яйца, засыпали их землей и на этом месте стали разводить теплинку. (44)Ну что же, вот и теплинка прого¬рела, сейчас пойдём домой, и тут я буду должен. (45)Что бы ещё такое придумать, так не хочется идти домой.

— (46)Бежим на речку, — говорю я Витьке. — (47)Помоемся там, а то вон как перемазались. (48)Водички попьём холодненькой.

(49)Ну вот, и попили, и умылись. (50)Делать больше нечего, надо идти домой. (51)Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. (52)Витька доверчиво идёт вперёд. (53)Его уши торчат в разные сторо¬ны: что стоит развернуться и стукнуть!

(54)Что стоит? (55)А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто — ударить человека, который доверчиво идёт впереди тебя.

(56)Да и злости я уже не слышу в себе. (57)Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! (58)Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка: — вечно он что-нибудь интересное придумает.

(59)Ладно! (60)Если он ещё раз стукнет меня между лопаток, тогда-то уж я ему не спущу! (61)А теперь — ладно.

(62)Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку. (63)И мы заходим в село как лучшие друзья.

Что такое месть? Необходимо ли мстить человеку ,который нанес обиду? Почему важно уметь прощать обидчика? Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя В.Солоухина. Однако наиболее детально рассматривается проблема отношения человека к мести. Чтобы привлечь внимание читателя к этому вопросу ,автор приводит развёрнутый диалог главного героя с Витькой Агафоновым ,в котором описываются все мысли и чувства обидчика. У подростка возникают самые разнообразные сложности. Это размышления о случившемся ,внутренняя борьба ,стремление разобраться в создавшейся ситуации.

Позиция автора текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении ;"не просто -ударить человека". Мальчик понимает, что чувство обиды и злости в нём утихает и принимает решение не мстить Витьке. Простив своего друга, он испытывает чувство облегчения.

Я полностью согласна с Владимиром Солоухиным. Не зря говорят ," умение прощать -это свойство сильных ,слабые не прощают".Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ Антона Павловича Чехова "Месть". Главный герой ,Лев Саввич готовит месть Дегтярёву, который флиртует с его женой и называет его Собакевичем. Лев Саввич пишет Дулинову , купцу Петербурга ,письмо мол от Дегтярёва ,в котором говорится ,если он не принесёт двести рублей, то будет убит. Испугавшись , Дулинов с полицейскими поджидает Дегтярёва в саду. Достав из вазы письмо, Дегтярёв видит две разноцветные бумажки и ,сказав спасибо ,уходит. Лев Саввич был зол ,что его месть не удалась. Месть раскрывает в человеке только плохие качества поэтому для меня Лев Савич стал злопамятный , мстительным и низким человеком.

В моей жизни немало примеров как люди подставляли друг друга. Лично я не принимала в этом участие. В детстве со мной произошла похожая история как с главным героем В. Солоухина. Моя дальняя родственница столкнула меня с тренажера ,и я получила травму. Я не мстила , а простила ее , но ,к большому сожалению ,обида осталась.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по рассказу

Составитель: Юдина Ю. В.,

студентка 205 группы.

познакомить учащихся с биографическими фактами жизни писателя;

вызвать эмоциональный отклик на произведение;

продолжить обучение анализу художественного произведения;

способствовать воспитанию в детях милосердия и умения прощать.

способствовать развитию связной речи, образного мышления;

Методы обучения: репродуктивный, эвристический.

Приемы обучения: выразительное чтение, беседа, словарная работа, работа с темой урока, стилистический эксперимент, словесное рисование, подбор цитат, создание проблемной ситуации, анализ языка пейзажа, кроссворд.

Тип урока: урок изучения художественного текста.

Текст учащиеся читали дома.

Выявление первичного восприятия текста:

- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

-Какие чувства вы испытали во время чтения?

-Ребята, любое произведение призвано поднимать какие-либо проблемы.

-Какие проблемы общества затронул в рассказе Солоухин Владимир Алексеевич?

-Чтобы узнать как внимательно вы читали рассказ, давайте разгадаем небольшой кроссворд.

Кем стали после похода в лес герои рассказа.

Какое чувство вызывает у героя обида?

Что порождает обида и злость?

Фамилия одного из героев рассказа.

Что почувствовал герой после удара в спину?

Как называется небольшой костер?

-Ребята, какое слово у нас получилось?

-Правильно, нужно уметь прощать и быть добрым и гуманным по отношению друг к другу.

Готовность детей к уроку

Рассказ понравился, так как главный герой все же простил Витю и не совершил ничего плохого

Чувство уважения, симпатии к главному герою и радости от того, что все закончилось хорошо: ребята стали хорошими друзьями

Проблемы милосердия, сострадания, гуманизма, дружбы, об умении прощать и быть добрым к ближнему.

III- этап подготовки к активному и осознанному восприятию нового материала

-Подумайте в течение урока почему тема нашего урока звучит именно так, раскрывает ли она основную мысль рассказа?

Задачи нашего урока:

познакомиться с автором произведения, это расширит наш кругозор;

рассмотрим проблемы, поднятые автором в рассказе

IV- этап усвоения новых знаний

Начнем с биографии

(работа с фотографией В. А. Солоухина).

- Что вы знаете о Владимире Алексеевиче Солоухине?

-Давайте узнаем о нем побольше фактов?

(доклад учащихся или слово учителя)

Солоухин Владимир Алексеевич (1924 - 1997)-поэт, прозаик. Родился 14 июня в селе Алепино Владимирской области в крестьянской семье.

Окончив школу, в 1938 - 42 учился в инженерном училище во Владимире, получил специальность механика-инструменталиста.

Во время войны Солоухин служил в войсках особого назначения, охранявших Кремль.

В 1946, опубликовав свои первые стихи в "Комсомольской правде" и осознав свое призвание, поступил в Литературный институт им. М.Горького, который окончил в 1951. Первый сборник стихотворений "Дождь в степи" появился в 1953. Затем последовали поэтические сборники "Журавлиха (1959), "Имеющий в руках цветы (1962), "Жить на земле (1965), в которых со временем все усиливалось стремление автора к философскому осмыслению жизни.

Главная тема творчества Солоухина — русская деревня, ее настоящее и будущее.

В течение многих лет Солоухин вёл активную борьбу за сохранение русских традиций и с этой целью использовал в своём творчестве разные формы, жанры, чаще всего публицистические.

Также Владимир Солоухин много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки.

-Вот какое лексическое значение нам дает Толковый словарь С. И. Ожегова:

МЕСТЬ - действие в отплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь.

МСТИТЕЛЬ - тот, кто мстит, отомстил.

(словарная работа)

(стилистический эксперимент)

(Словарная работа)

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

3. Анализ художественного текста

Проанализируем рассказ В. Солоухина .

Владимир Солоухин обращается к жанру новеллы.

- А что такое новелла?

Новелла (от итал. novella – новость) – эпический жанр, в основе которого лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка.

(словарная работа)

- Как вы считаете, кто главный герой и почему?

- Какое настроение у героя в начале рассказа?

-Почему настроение радостное?

( «Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Если вдуматься, копать картошку — чудесное занятие по сравнению с разными там умножениями чисел, когда нельзя ни громко высморкаться, ни повозиться с приятелем (кто кого повалит), ни свистнуть в пальцы.

- Что за происшествие случилось на школьном участке?

– Работа над лексическим значением слова КАТЫШ.

КАТЫШ-маленький круглый комок, скатанный из чего-н. мягкого.

(словарная работа)

- Что особенно возмутило героя в поступке Витьки?

- Какое чувство овладело мальчиком?

-Как герой рассказа решает отомстить?

– Что испытывает герой, осуществляя план мести?

– Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ. (Cкрытое).

– Что означает слово КОВАРСТВО ? (Работа над лексическим значением слова).

Коварство - Склонность к хитрым и злым умыслам, прикрытым показною доброжелательностью.

– Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Докажите текстом.

– Что мешает герою осуществить план мести? (Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки).

-Вы, наверное, при чтении обратили внимание на то, что, несмотря на небольшой объем новеллы, автор вводит в повествование описание природы.

-Найдите в тексте описание дня.

-Но меняется настроение героя, и нет уже прежних красок.

– Как вы думаете, почему?

-Какие выразительные средства вы встретили в новелле? Найдите в тексте и зачитайте. ( Анализ языка пейзажа)

– Какую роль они выполняют в тексте?

- А что автор нам рассказывает о Витьке Агафонове?

-Есть ли описание внешности?

– Что можно сказать о Витьке, гляди на его портрет?

– А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ.

– Следовательно, почему герой не отомстил?

– Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести?

– К какому выводу о Витьке приходит герой-рассказчик?

– А если Витька – не плохой мальчишка, то кем он может стать для героя? Как об этом говорится в тексте?

Читайте также: