Влияние опыта социализации родителей на воспитание детей сочинение

Обновлено: 02.07.2024

В современном мире существует много проблем в вопросах семьи и семейного воспитания. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубление взаимодействия между семьей и общественными организациями, занимающимися воспитанием подрастающего поколения, тесно связаны с решением задачи педагогического просвещения родителей. Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей. Задача педагога в том, чтобы показать родителям, что семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Всестороннее воспитание ребёнка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.

Я думаю, что роль семьи огромна, её трудно преувеличить, ибо все, что закладывается в детстве: модель семьи, модель взаимоотношений между мужчиной и женщиной, отношение к Миру – это корни детства. Я считаю, что семья занимает центральное место в жизни ребенка: здесь он делает первые шаги, получает первые сведения об окружающем, осознает первые ценности, начинает познавать и мир и себя, приобретает поведенческие навыки, которые впоследствии определяют его индивидуальность. Воспитание в семье состоит из целого комплекса систематичных воздействий, направленных на формирование и развитие интеллектуальных, моральных и физических знаний и навыков ребенка. Эти воздействия реализуются со времени его зачатия, а может, даже ранее.

Сейчас о воспитании говорится очень много и на всех уровнях. В процессе воспитания задействованы различные факторы: детский сад, школа, общество и т. д. Вклад всех очень велик, но самое большое воздействие приходится на долю родителей и всей семьи в целом. Оно имеет значительно большую силу, чем сумма воздействий каждого из членов семьи в отдельности. Я. А. Коменский говорил, что воспитательный процесс может быть эффективным только тогда, когда семья, школа и общество объединят свои усилия. Для любого человека (ребенок, подросток, молодой человек или взрослый) семья – это естественная и, разумеется, самая благоприятная среда для формирования, развития и самоутверждения его личности. Семья создает условия безопасности и защиты, как физической, так и психической в любой период жизни. Здесь создаются концепции о жизни и о себе. Домашнее, семейное воспитание, равно как и его отсутствие, формирует судьбу каждого человека…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание детей – это неотъемлемая часть в социальной жизни человека. Еще с появления общин проявлялись элементы воспитания, что способствовало общему развитию, прогрессу и становлению культуры общества.

Меня очень заинтересовал вопрос воспитания и отношения детей с родителями. В этой исследовательской работе, я решила раскрыть его более подробно.

Воспитание подрастающих поколений в нашей стране является делом большой государственной важности. Дети воспитываются в дошкольных учреждениях и в школе, внешкольных учреждениях. Но первыми их воспитателями являются родители. Российская семья представляет собой первичный коллектив нашего общества, члены которого тесно связаны между собой родственными узами и общими интересами. В этом коллективе, прежде всего, растут и воспитываются наши дети.

Труд – основа воспитания. Неправильно поступают те родители, которые стремятся освободить ребенка от трудовых обязанностей и выполняют за него то, что он сам с успехом мог бы выполнить. Из детей, не приученных к труду, могут вырасти бездельники и эгоисты, думающие о себе.

Уже в дошкольном возрасте нужно приучать детей к соблюдению определенных норм и правил поведения, приучать к чистоте и опрятности, к вежливости и почтительности к старшим.

Единая воспитательная линия школы и семьи, учителей и родителей – необходимое условие воспитания наших детей в духе морали. Особенно важно и необходимо родителям поддерживать повседневную связь с классным руководителем.

Очень важно обеспечить единство требований к детям со стороны всех членов семьи. Нельзя допускать, чтобы отец требовал одно, а мать другое.

Анализ анкет

Проанализировав анкеты, можно сделать следующие выводы:

Поколение, которое сейчас воспитывает детей, применяет более мягкие меры наказания к своим детям, чем их родители по отношению к ним.

Половина опрошенных считает, что их воспитывали чересчур строго.

Новое время современных родителей требует внедрять свои методы воспитания.

У большинства опрошенных семей распались до их совершеннолетия, что не может не оставить свой отпечаток на воспитании собственных детей.

Больше, чем у половины опрошенных воспитанием детей занималась мать.

Сведения о воспитании детей от респондентов

В момент заполнения анкет некоторые люди рассказывали небольшие фрагменты из своего детства и то, как это помогло им в воспитании своих детей.

Один мужчина рассказал, что за большие провинности, ему попадало и не слабо, родители наказывали его, не объясняя причину. Этот молодой человек, понял, что наказывать детей, не объясняя причину, не имеет смысла, и ребенок просто не поймет, за что его поставили в угол или поругали. Он считает, что такой метод воспитания неприемлем, поэтому применяет свои и более мягкие методы наказания.

Иногда в нашей жизни случается такое, что родители предпочитают просто отдать детей на воспитание другим людям: бабушкам, няням, детским домам, школам-интернатам, а в этот момент сами занимаются своими делами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Академия дополнительного профессионального образования

Программа профессиональной переподготовки

Педагогика и методика начального общего и дошкольного образования (1100)

Дисциплина : Общие основы педагогики

Практическое задание 3 , Модуль 3. Связь педагогики с другими науками

слушатель Исмагилова Лиана Флюровна

Преподаватель :

Пасько Анна Леонидовна

г . Курган – 2018

Главные задачи моей темы это освоить понятия социализации и воспитания. За чем будущее?

Рассмотрим эти понятия:

Социализация – это длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.

Под воспитанием понимают комплекс технологий на целенаправленное формирование или изменение личности ребенка.

Социализация и воспитание тесно взаимосвязаны между собой.

Важную роль в период социализации ребенка играют семья.

Рождение ребенка – это чудо само по себе. И задача родителей вывести в свет здорового, полноценного, самостоятельного, способного к адаптации личность-индивида.

Первое и самое важное родителей это дать любовь детям. Каждую минуту ребенок должен чувствовать, что его любят несмотря ни на что. Он нужен, он хороший, даже если его поведение оставляет желать лучшего. Наказание должно поступать следом за действием, но затем снова должна проявляться любовь в близком контакте (обнять, поцеловать), в заботе и внимании, в участии.

Обычно за безобразным поведением ребенка скрывается внимание, которое он хочет получить со стороны взрослых.

Если мы будем воспитывать детей спокойно, в атмосфере любви, то не только сделаем хорошо им, но и себе, воспитывая мудрого и спокойного родителя.

Лучший способ воспитания собственный пример.

Задача родителей помочь выбрать правильное направление, соответствующее его интересам, возможностям и способностям (образование, хобби, профессию).

На следующем этапе социального развития большое значение имеет и опыт приобретаемый ребенком в саду и школе. Поступление в эти образовательные учреждения дает понять ребенку, что общение между людьми не сводится лишь к отношению между членами семьи. Участие в таких отношениях заставляют ребенка изменять свои взгляды на сторонних людей. Они обогащают их благодаря встречам с людьми, принимающими участие в других социальных группах. На основе этого ребенок сопоставляет свой предыдущий опыт с новоприобретенным.

На всем протяжении своего развития ребенок остается участником двух систем - семейной и вне семейной (сад, школа). В соответствии со своим развитием он может оказаться в гармонии или противоречии с ними. Чтобы избежать замыкания круга общения только на семью ребенок обязан научиться сочетать в себе различные области социализации. Социальные отношения имеют глубокую связь с самостоятельностью, осознанием ребенком себя и окружающих его людей. С его способностью контролировать свои мысли, эмоции, слова и поступки.

Семья и прочие места социализации играют в жизни ребенка различные роли. Имеют разные по своему предназначению функции, планы и представления. Их ценности цели и нормы зачастую настолько различны, что могут даже вступать в противоречия.

Таким образом, я считаю, что задача в воспитании ребенка состоит в том, чтобы он успешно социализировался в обществе. Наше будущее зависит от того, что мы постоянно растем и развиваемся, не стоим на месте. Воспитание без социализации невозможно, точно также как социализация без воспитания.

С самого начала жизни человек окружён другими людьми и включён в процесс взаимоотношений с ними. Он приобретает социальный опыт, который усваивается и становится неотъемлемой частью его личности. Одна из сторон социализации – постоянное познание, закрепление и освоение человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Первичная социализация ребёнка происходит в семье. В семье ребёнок получает представление об обществе, о его нормах и ценностях, в семье закладываются основы и сознания, и поведения. Мы помним, как в недалёком прошлом занижалась роль семьи, и ответственность за воспитание ребёнка возлагалась на общество, в частности, на школу. В настоящее время усилия семьи и школы объединяются и направлены на формирование единого воспитательного пространства. Родители несут ответственность перед обществом за организацию условий, соответствующих возрастным особенностям ребёнка и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов. Для маленького ребёнка семья – это целый мир. В нём он живёт, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Вследствие положительного или негативного влияния родителей ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным.

Когда эстафету социализации личности принимает школа, то ребёнок уже имеет определённый набор предписаний, которые регулируют его поведение. Дети, привыкшие к исполнению требований старших, как правило, становятся более успешными, так как с одной стороны, им легче освоить школьные правила, с другой – они удобны учителю. Успешность импульсивных детей, не умеющих подчиняться общим правилам, зависит от учителя, его отношения к нестандартности. Важно, не проявлять свою раздражительность и не пресекать инициативность этих детей, чтобы не провоцировать их на деструктивные поступки.

Что касается подготовки к школе, надо сказать огромное спасибо дошкольным учреждениям. Они уделяют этому вопросу большое внимание, но нельзя забывать и о роли родителей. Многие родители до сих пор акцентируют своё внимание на интеллектуальной подготовке ребёнка к школе и часто упускают из виду социальную готовность, которая включает в себя готовность к новым формам общения, новое отношение к себе и окружающему миру. Наиболее важными показателями социальной готовности к школе являются:

умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребёнку взрослые;

умение считаться с другими, уступать им при необходимости;

способность самому решить свои простейшие проблемы, обслужить себя.

С первых дней поступления ребёнка в школу учителя начальных классов находятся в тесном контакте с родителями. Именно папы и мамы больше всего заинтересованы в том, чтобы дети получали полноценное образование и воспитание и находились в школе в комфортных условиях. Родители лучше других знают интересы и потребности своих детей, их сильные и слабые стороны. Сотрудничество учителя с родителями начинается с первого дня знакомства и становится систематическим в различных формах:

1. Родительские собрания (высокий процент посещаемости).

2. Анкетирование родителей и учащихся, особенно в период адаптации детей к обучению в школе.

Анкетирование родителей помогает учителю не только больше узнать о ребёнке, но и определить сложившийся в семье тип отношений: диктат, опека, невмешательство или сотрудничество, а также возможный стиль воспитания ребё нка: авторитарный, демократический или попустительский. Как правило, самый высокий уровень социализации ребёнка будет в семьях с демократическим стилем воспитания. Дети из таких семей чувствуют уверенность в себе, нужность своей семье, сверстникам, учителям.

3. Оказание помощи своему ребёнку в презентации себя (1 класс, сентябрь – введение в школьную жизнь).

4. Создание портфолио, отражающего успехи и достижения каждого ученика.

В ситуации стойкого длительного неуспеха у ребёнка не только снижается самооценка, но и могут появиться неадекватные защитные реакции. С помощью родителей необходимо научить детей правильно воспринимать результаты учёбы. Они ни в коем случае не должны стать для ребёнка единственным критерием собственной ценности. Возникшее в результате чувство неполноценности отразится не только на отношении к учёбе, к одноклассникам, к учителям, но и на жизни ребёнка в целом.

5. Важна роль родительского комитета.

6. Помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий (наиболее доступным и интересным для учащихся начальных классов является экологическое направление.

7. Организация экскурсий.

8. Участие в различных акциях, в том числе благотворительных.

9. Организация праздников для детей (поздравление с днём рождения).

Для решения задач социализации в начальной школе широко используются игры. Они помогают детям. Подвижные игры – незаменимый способ энергетической разрядки и развития физических качеств детей. Сюжетно-ролевые игры помогают усваивать социальные роли, дают возможность проявить морально-нравственные качества.

10. Посещение учителем семей учащихся.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации – печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможны как созидательные, так и разрушительные последствия.

11. Беседы и консультации для родителей.

Наверно, навсегда ушло то время, когда учитель был для семьи единственным источником научных знаний о воспитании детей, когда только он мог дать родителям добрый совет. Сегодня, если родители хотят понять своих детей, разобраться в мотивах их поступков, могут найти ответы на свои вопросы в журналах, в книгах по проблемам воспитания, в Интернете. Но многие из них приходят к учителю за конкретной практической помощью. Только учитель может придать стройность и логическую взаимосвязь причин и следствий того или иного педагогического явления.

Роль музыки в социализации воспитанников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …Понятие о прогрессе как источнике и цели исторического движения …должно быть прямым и непосредственным выводом из воззрения на народ и.

Роль воспитателя в привлечении малышей к активному участию в подвижной игре из опыта работы Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Это.

Роль семьи в социализации детей с синдромом Дауна Одной из важнейших функций семьи является обеспечение взаимодействия личности и общества, семья активно участвует в формировании ценностных.

Читайте также: