Роль мимики и жестов в культуре речи сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Данный реферат посвящен роли мимики, жестов и позы в деловом общении. Его актуальность определяется тем, что практически каждому человеку, а тем более студенту-лингвисту, зачастую приходится сталкиваться с ситуацией делового общения, неотъемлемой частью которого являются различные невербальные проявления.

Цель работы: раскрыть тему невербального поведения в деловом общении и определить его роль и значимость.


  • Изучить материал по предложенной теме;

  • Проанализировать и систематизировать полученные сведения;

  • Оформить результаты работы в виде реферата.

Деловое общение как вид коммуникации

Понятие делового общение и его особенности

Деловой разговор в первую очередь подразумевает устную деловую речь. Это непосредственное общение, которое предполагает наличие конкретного собеседника (или собеседников) и возможность непосредственно воздействовать на него (или на них). Наличие собеседника позволяет использовать мимику, жесты и интонацию в качестве способов воздействия, и это существенно отличает устную деловую речь от ее письменной формы.

Непосредственное общение исключает возможность предварительного обдумывания, а потому деловой разговор полон непринужденных форм общения, а также некоторых грамматических и стилистических особенностей [7].

Невербальная составляющая делового общения

Понятие невербального общения

Невербальные сигналы играют большую роль в коммуникации, они влияют на ее процесс и результаты. Также от них зависит восприятие человеком окружения, особенно в процессе формирования мнения о ком-либо [6].

Известно, что мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, которые усваиваются в процессе развития. О приоритете невербального языка над вербальным говорит международный характер основных мимических картин, поз, наборов жестов, а также данные о чертах жестикуляции и мимики, которые выступают генетическими признаками человека, например, врожденные способы выражения эмоций. Структура, содержание, форма невербального поведения, его актуализация обусловлены многовековой практикой общения [8].

Невербальные средства общения

Жесты

Существуют следующие виды жестов:

Указательные – сопровождение указательных местоимений. Применяются для того, чтобы выделить какой-то предмет из ряда однородных, указать местоположение.

Изобразительные – жесты, используемые при описании предмета в том случае, если не хватает словарного запаса или слов недостаточно по каким-либо причинам (нервозность, неуверенность, что собеседник все понимает и т.д.), либо в том случае, если необходимо впечатлить собеседника и ввести некую наглядность.

Символические – жесты, имеющие какое-либо абстрактное значение. Существуют следующие символические жесты (выделяются по ряду типовых ситуаций): жест предельности (категоричности), жест интенсивности, жест отказа, отрицания, жест противопоставления, антонимичности, жест разъединения, расподобления, жест объединения, сложения, суммы.

Эмоциональные – жесты, которые передают различные оттенки чувств.

Ритмические – связаны с ритмикой речи. Подчеркивают логическое ударение, замедление или ускорение речи, место пауз.

Механические – жесты, которые являются не подкреплением слов оратора, а скорее желанием занять руки вследствие неуверенности в себе. Отвлекают слушателя и мешают восприятию.

2.2.2 Позы

Поза — определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него. Наблюдатель со своей стороны может уловить гармоничность или дисгармоничность взаимосвязей компонентов позы и сделать вывод о ее естественности или неестественности, понять, в каком состоянии находится человек, выяснить его отношение к окружающим. Почти у каждого человека есть любимая поза (или позы), из-за чего не всегда легко понять, выражает ли данная поза состояние человека или является просто следствием привычки. Тем не менее предпочтение той или иной позы может отражать подверженность человека соответствующему состоянию.


  • этапы общения — позы вступления и выхода из контакта;

  • виды отношений и взаимоотношений — позы, выражающие симпатии - антипатии, подчинение - доминирование, включенность - отчужденность;

  • психофизиологические состояния — поза напряженная или расслабленная, активная или пассивная;

  • соответствие поз партнеров в общении — синхронные или несинхронные позы;

  • направленность позы — позы партнеров лицом друг к другу, спиной друг к другу, лицо к спине;

  • соответствие позы другим элементам экспрессии — поза гармоничная или дисгармоничная [9].

2.2.3. Мимика

Лоб, брови, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.д. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.


  • врожденные типичные мимические схемы, которые соответствуют определенным эмоциональным состояниям;

  • приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, которые мы способны произвольно контролировать;

  • индивидуальные экспрессивные особенности, которые придают видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному индивиду [5].

Функции невербального общения

1. Регуляция течения процесса общения, создание психологического контакта между партнерами. С помощью мимики (доброжелательного выражения лица, улыбки), некоторых символических жестов, можно показать свое расположение к собеседнику и таким образом наладить контакт.

2. Обогащение значений, передаваемых словами, направление истолкования словесного текста. Например, с помощью изобразительных жестов можно добавить наглядности описанию чего-либо или внести дополнительный смысл.

3. Выражение эмоций и отражение истолкования ситуации. С помощью мимики (нахмуренных бровей или, наоборот, улыбки) можно выразить свое отношение к объекту обсуждения или сложившейся в процессе разговора ситуации.

2.4. Проблема трактовки невербальных средств общения

В отличие от речи, невербальное поведение, как правило, не имеет четкого семантического кода. Как отдельный невербальный сигнал может иметь несколько значений, так и одно значение может быть передано несколькими путями. В настоящее время нет точного способа связывания невербальных сигналов с семантическим кодом, так как их значение сильно зависит от восприятия получателя сигнала и контекста.

Невербальное поведение, так или иначе, связано с вербальным контекстом. Например, информация, переданная мимикой, зависит от вербального контекста, в котором она имеет место. Ее значение не может быть понято само по себе исходя только из ее физических свойств, наоборот, оно воспринимается в связи с конкретной коммуникационной ситуацией. Невербальное поведение – это множество одновременно происходящих поведенческих актов. В таком случает контекстом невербального поведения становится само невербальное поведение, то есть одни его компоненты могут обусловить модулирование дополнительными смыслами других компонентов. Кроме того, на восприятие могут повлиять малозаметная динамика и качество движения. Тем не менее, определенный набор движений не всегда несет тот смысл, который в нем могут увидеть [6].

Рекомендации по невербальному поведению в ситуации делового общения

Чтение невербальных сигналов партнера по общению


  • Наклоненная в сторону голова свидетельствует о некоторой заинтересованности; кулак при этом подпирает щеку – собеседник слушает очень внимательно; большой палец подпирает подбородок, а указательный вытянут и упирается в висок – собеседник оценивает информацию.

  • Рука, невольно поднесенная ко рту, свидетельствует либо о неуверенности, либо о недоверии.

  • Немного наклоненная голова и взгляд исподлобья говорят о некоторой агрессивности собеседника.

  • Раскрытые ладони рук говорят об открытости партнера; руки, прижатые к груди, говорят о стремлении быть искренним.

  • Беспокойные движения конечностей свидетельствуют о нервозности, дискомфорте партнера.

  • Стойка с широко расставленными ногами означает потребность в самоутверждении, потребность в высокой самооценке, а часто сверхкомпенсацию чувства неполноценности.

  • Посадка на краю стула с выпрямленной спиной и полной обращенностью к партнеру говорит о высокой степени заинтересованности в собеседнике, концентрации внимания.

  • Ноги, скрещенные или прижатые друг к другу, свидетельствуют о педантичной корректности или беспомощности человека.

  • Руки под столом во время деловых переговоров — знак неготовности к разговору либо выражение чувства неуверенности, нервозности [4, 9].

Собственное поведение в процессе делового общения

В том случае, если невербальное поведение собеседника сигнализирует о его дискомфорте, очень важно тем или иным способом заставить его сменить позу, тем самым вызвав положительный сдвиг в изменении его состояния.

Кроме того, созданию благоприятной атмосферы при общении с деловым партнером способствуют положительные, открытые жесты, которые будут свидетельствовать о психологической открытости, желании общения и будущих продуктивных контактов. Это проявляется в не скрещенных и незамкнутых позициях рук и ног, открытых ладонях и взгляде [4].

Для человека, стремящегося к контакту, взаимопониманию, характерны приятное выражение лица и умеренная жестикуляция, открытая поза, небольшой наклон корпуса вперед, непроизвольное копирование невербального поведения партнера [9]. Эти и упомянутые ранее сведения важно учитывать при построении собственной тактики поведения. Нужно расположить к себе собеседника в начале и не потерять это расположение в процессе общения.

Кроме того, необходимо избегать механических жестов, так как они выдают нервозность и неуверенность в себе, отрицательно влияют на восприятие человека собеседником и способствуют рассеиванию внимания.

Трактовка невербальных сигналов в разных культурах

Самая опасная ситуация возникает в том случае, когда практические одинаковые жесты имеют не просто разные, а прямо противоположные значения.

Например, показав колечко из большого и указательного пальцев, американцы и многие представители других народов сообщают, что все в порядке. В Японии тот же самый жест используют в разговоре о деньгах, во Франции он означает ноль, в Греции и на Сардинии служит знаком отмашки, а на Мальте им характеризуют человека с извращенными половыми инстинктами.

Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идеей, в Англии же это будет выражением скептицизма [7].

Оттопыренный вверх большой палец в большинстве случаев этот вызывает одобрение во многих странах. Данный жест имеет два положительных значения: первое — при голосовании на дороге; второе — все хорошо. В Иране — абсолютно наоборот. Этот жест принимает отрицательное и оскорбительное значение [10].

Таким образом, очень важно помнить об особенностях разных культур, которые проявляются в том числе и на невербальном уровне. Во избежание конфликтных или просто неловких ситуаций, необходимо внимательно отнестись к изучению культурных особенностей невербального общения в случае деловых контактов с иностранцами.

Заключение

Данная работа была посвящена роли мимики, жестов и позы в деловом общении. Была поставлена и достигнута цель работы, заключавшаяся в раскрытии темы невербального поведения в деловом общении и определении его роли и значимости.

В ходе работы были сделаны следующие выводы:

В силу некоторых особенностей, деловой разговор обладает невербальной составляющей, которая помогает оказать дополнительное воздействие на собеседника.

Невербальное поведение является способом воздействия и передачи сигналов, а также показателем внутреннего состояния человека. Умение считывать информацию, которую несет в себе мимика и жестикуляция, определяет успешность делового общения.

На ход общения влияют все его невербальные компоненты: они регулирует процесс и создают психологическую связь, вносят дополнительный смысл, отражают эмоции.

Средства невербального общения не могут быть правильно поняты вне вербального или ситуационного контекста.

Деловое общение подразумевает психологическую работу, направленную на распознавание невербальных сигналов, выраженных в мимике, жестах и позе, и корректировку ситуации по необходимости.

Важно помнить об особенностях разных культур, которые проявляются в том числе и на невербальном уровне. Чтобы избежать неловких или конфликтных ситуаций в случае делового общения с иностранцами, нужно основательно изучить особенности невербального общения в их культуре.

Психика человека тесно связана с телом и тело порой неосознанно "говорит" жестами и мимикой.

Так, скрещенные на груди руки, скрещенные ноги - так называемые закрытые позы. Они означают недоверие собеседника, нежелание открываться Вам.

Поджатые губы говорят о недовольстве, который человек как бы зажимает губами, не хочет или стеснчется высказать свои эмоции.

При разговоре, человек, который повернут к вам всем корпусом, его колени направлены в вашу сторону, очень открыт и доверяет собеседнику. Такое положение может говорить о явной заинтересованности.

Есть люди, которые активно жестикулируют при беседе, о них принчто считать, что эти люди очень эмоциональны. Может даже, несдержанны, поскольку они имеют сильную потребность выражать свои эмоции.

Человек, который теребит какие-то предметы, перебирает пальцами явно нервничает и волнуется. Боиться сказать, что-то не то, лишнее.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Язык жестов


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема исследования:

как можно улучшить отношения с другими людьми

какими способами можно научиться понимать других людей.

Объектом моего исследования является человек

Цель моей работы продемонстрировать возможности языка жестов как способа общения людей.

Предметом исследования является влияние жестов на общение между людьми.

Гипотеза исследования заключается в том, что можно выражать свои чувства и мысли без использования слов и при этом быть понятым собеседником.

ЗАДАЧИ исследования

Изучить литературныеданные о языке жестов

Рассмотреть основные универсальные жесты

Узнать, как язык жестов понимают учителя

Выяснить, как используют язык жестов современные дети на примере моих одноклассников

Узнать об использовании жестов в разных странах мира и разработать памятку для туристов

Методы исследования

Анализ, обобщение литературных данных и статей в интернете

Математический метод (построение диаграмм).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Способы общения

Для начала разберемся, что такое вербальное и невербальное общение.Вербальное общение осуществляется при помощи слов – человеческая речь.Невербальное общениеосуществляется через сигналы, которые посылает наше тело:

- жесты;
- мимика;
- пантомимика.

Функции жестов

Жесты человека очень разнообразны. Для того чтобы научиться их распознавать, необходимо понять, для каких целей они используются. Жесты в процессе общения выполняют четыре основные функции.

Заменяют слова знаками.

Иллюстрируют и усиливают сказанное (Когда рыбак показывает, какую он поймал рыбу, он покажет вам это руками).

Выражают состояние человека.

Исследованиями языка тела занимается особая недавно появившаяся область психологической науки – кинесика.

Специалисты подсчитали, что жестами и мимикой человек может передать в общей сложности около 700 тысяч разных сигналов. Это гораздо больше, чем словарный запас любого языка. Но не все люди одинаково умеют эти сигналы распознавать.Женщины обладают врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности. Эта женская интуиция особенно хорошо развита у женщин, занимающихся воспитанием маленьких детей. Также умением читать язык жестов обладают наблюдательные люди и те, у которых профессии так или иначе связаны с общением с людьми: психологи, следователи, актеры. А учителя? Мы решили выяснить, как учителя замечают и расшифровывают невербальные сигналы, т.е. используют ли они знание языка жестов в своей работе.

Опрос учителей (в опросе приняли участие 19 учителей СОШ № 8)

Обращаете ли Вы внимание на жесты учеников на уроке (Да ответили 100%)

Можете ли Вы определить по жестам, готов ли ученик к уроку (да ответили 95%)

Замечаете ли Вы подсказки в виде жестов на уроках (Да ответили 100%)

Помогают ли Вам жесты на уроке (да ответили 100%)

Происхождение жестов

Когда подросток будет говорить неправду, он тоже поднесет руку ко рту, как и пятилетний малыш, но вместо того, чтобы демонстративно зажать рот ладонями, подросток будет слегка потирать губы пальцами (рис.2).

Тот же самый жест, только слегка видоизмененный, мы наблюдаем и у взрослых людей. Когда взрослый человек лжет, его мозг бессознательно отдает команду руке прикрыть рот в попытке задержать слова обмана, как это делается пятилетним ребенком или подростком, но в последний момент рука уклоняется ото рта и рождается другой жест-прикосновение к носу (рис.3). Этот жест - есть не что иное, как усовершенствованный взрослый вариант того же жеста прикрывания рта рукой, который присутствовал в детстве.Рис. 3

Эти примеры показывают, что по мере взросления человека его жесты изменяются, становятся скрытыми, неочевидными. Поэтому правильно понять жесты взрослого человека гораздо труднее, чем понять шестилетнего ребенка.

Универсальные жесты

Из книги Алана Пиза мы узнали о сигналах, которые посылает наше тело жестами собеседнику. Так, например, жест обманывания, о котором уже велась речь, является одним из универсальных жестов, понятных во всем мире. Ниже следуют еще несколько примеров таких общераспространенных жестов.

Жест неуверенностиЛюди засовывают себе в рот такие предметы, как сигареты, трубки, ручки и подобное. Если жесты, связанные с прикрытием рта рукой, обозначают обман, пальцы во рту говорят о внутренней потребности в одобрении и поддержке. Поэтому, когда появляется этот жест, необходимо поддержать человека или заверить его гарантиями.

Другим распространенным является жест, при котором человек держит самого себя за руки. Этот жест обычно используется людьми, стоящими перед большой аудиторией при получении награды или при произнесении речи. Ученые полагают, что этот жест позволяет человеку восстанавливать чувство эмоциональной безопасности, которое он испытывал в детстве, когда родители держали его за руку при внушающих опасность обстоятельствах.Как только люди начинают чувствовать себя уютно и сближаются с другими, они подчиняются неписанному закону, в соответствии с которым защитная поза меняется на открытую, ненапряженную.

Жест заинтересованностиЛюди, как и животные, наклоняют голову в бок, когда они становятся в чем-то заинтересованными.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

Мы решили опытным путем подтвердить возможности невербального общения и провели ряд тестов среди учеников 3 класса.Участвовало 25 человек.Кроме того, проведенные тесты стали своеобразными упражнениями. Чтобы укрепить мышцы, нужно делать физические упражнения, а,чтобы научиться правильно общаться, нужно укрепить мускулы общения. Мы провели следующие упражнения на понимание.

Определение эмоций

Цель теста:Доказать, что с помощью жестов можно определять эмоции человека.Ведущий показывает основные эмоции жестами и мимикой: радость, печаль, страх, злость, удивление, отвращение, удовольствие, смущение, гордость, нежность.Ученики должны определить эмоцию.

Тест показал, что большинство детей может по жестам определять эмоциональное состояние человека.

Цель эксперимента: доказать, что по походке можно определить эмоциональное состояние человека и выявить число наблюдательных детей в классе. Походка – это поза и характер телодвижений во время ходьбы. походка формируется характером и личностью человека. Раньше говорили, что человека узнают по походке. Участникам предлагается выбрать продемонстрировать варианты походки: уверенную, неуверенную, застенчивую, агрессивную, радостную, обиженную

Тест показал, что определить эмоциональное состояние человека по походке возможно.

Определение цветов

Цель эксперимента: доказать, что с помощью жестов можно общаться и доносить до людей смысл без слов. Этот тест мы провели в два этапа.

Игрокам необходимо загадать цвет и продемонстрировать его мимикой и жестами. При этом нельзя указывать на присутствующие объекты такого цвета. Характерные жесты занести в таблицу после коллективного обсуждения.

Один ведущий показывал основные цвета: красный, зеленый, желтый, черный, синий, а ребята определяют, какой цвет был загадан.

Тест показал, что жестами можно доносить до людей смысл без слов.

Выводы практической работы

По окончании тестирования мы отметили, что с каждым заданием ребята раскрепощались, становились более внимательными друг к другу. Ребятам было очень интересно выполнять задания, в классе сложилась дружелюбная атмосфера.Мыразработали методические рекомендации для учителей по проведению жестовых игр в классах. Задания развивают наблюдательность, а также умение внешне выражать свои эмоции и понимать их выражение окружающими (приложение 1).

Использование жестов в разных странах мира

Я люблю смотреть передачи про путешествия в разные страны мира. Из этих передач я узнала много интересного для своей исследовательской работы. Оказывается, одни народы очень сдержанны в жестах, а другие и простую фразу не могут сказать, не размахивая руками. Психологи отметили, что представители разных культур используют в течение часового разговора разное количество жестов:

финны в час – 1,

итальянцы – 80,

французы – 120,

мексиканцы- 180,

русские – 40.

Кроме того, прочтение одних и тех же жестов у разных народов может быть крайне различным. Проанализировав информацию в журналах, книгах и на разных сайтах в интернете мы составили небольшую памятку для путешественников в разные страны, чтобы понимать жесты, принятые в разных странах (приложение 2). Эти примеры говорят о том, что при толковании жестов нужно учитывать национальные особенности говорящего, чтобы избежать недоразумений при общении.

Жесты могут рассказать о национальности, характере, об отношении к собеседнику, эмоциональном состоянии человека.

Поняв и изучив способы невербального общения, мы можем научиться лучше понимать окружающих людей

Для успешного общения с другими людьми полезно научиться использовать положительные, открытые жесты, и избавиться от жестов, несущих отрицательную, негативную окраску

Изучение языка жестов развивает наблюдательность, коммуникабельность людей

Гипотеза доказана: для успешного общения с другими людьми полезно научиться использовать положительные, открытые жесты, и избавиться от жестов, несущих отрицательную, негативную окраску.

Поставленные задачи выполнены. Цель исследовательской работы достигнута.

Кроме того, в ходе работы мы разработали:

рекомендации по проведению жестовых игр

памятку для туристов и путешественников.

Рыбалка С.В. Язык мимики, взглядов и жестов 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Жестовые игры для развития навыков общения

Определение эмоций по жестам

Игра развивает артистизм, сплачивает команду, учит выражать и понимать эмоции других людей для наилучшего общения

Выбрать несколько наиболее эмоциональных людей (или один человек), каждый показывает жестами одну эмоцию.

Основные эмоции: радость, печаль, страх, злость, удивление, отвращение, удовольствие, смущение, гордость, нежность.

Ученики должны угадать эмоцию.

Задание развивает наблюдательность, а также умение внешне выражать свои эмоции и понимать их выражение окружающими.

Участникам предлагается выбрать продемонстрировать варианты походки: уверенную, неуверенную, застенчивую, агрессивную, радостную, обиженную, деловую.

Определение цветов

Участникам предлагается определить, какой цвет при помощи жестов показывает ведущий. Ведущим становится наиболее эмоциональный человек.

Основные цвета: красный, зеленый, желтый, черный, синий. Можно усложнить задачу и загадать цвета радуги.

Приветствие без слов

Участникам предлагается в течение 2-3 минут свободно передвигаться по классу и успеть за это время поприветствовать как можно большее количество человек (считаются и взаимные приветствия). Делать это нужно без употребления слов, а любыми способами.

Особенности жестов и мимики в русской речи

Планируемые образовательные результаты: предметные: знать определение интонации, уметь соблюдать интонацию в текстах и объяснять их значения, использовать в речи; работать со словарем; метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала; умение вести самостоятельный поиск информации; личностные: понимание, что русский язык – одна из основных национально-культурных ценностей русского народа; осознавать эстетическую ценность русского языка, проявлять уважительное отношение к родному языку, меть достаточный объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявлять способность к самооценке в процессе наблюдения за собственной речью. Оборудование: тетрадь, электронный словарь, проектор, ноутбук.

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Мимика – выражающие состояние. движение душевное мышц лица, внутреннее Жесты – движение рукой или другое телодвижение, что­то обозначающее или сопровождающее речь.

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Высунуть язык – жест­дразнилка. Стукнуть по лбу – жест­ воспоминание. Грозить кулаком – жест­угроза. Поднять брови – жест­удивление. Обхватить голову руками – жест­ испуг.

Особенности жестов и мимики в русской речи

Особенности жестов и мимики в русской речи

Ситуации встреч и прощания 1­я ситуация. Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствуют друг друга? ситуация. Мальчик 2­я со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку? встречается 3­я ситуация. Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?

Читайте также: