Влияние культуры на развитие цивилизации сочинение

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лысенко Л.А.,

учитель истории и обществознания

Тема о культуре и цивилизации, как мне кажется, достаточно актуальна и злободневна во все времена, ввиду того, что она позволяет нам – людям заглянуть в свою судьбу, увидеть качественные признаки сходства и отличия процессов бытия. А вопросы, связанные с судьбой человека всегда его волновали.

Данная тема является философской. Она предоставляет каждому возможность поразмышлять, установить взаимосвязь понятий, выявить истину. Вопросы сходства и различий ключевых понятий являются предметом моего рассмотрения.

Понятиями “культура” и “цивилизация” обозначают важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания.

Приведу словарное обозначение терминов “культура” и “цивилизация”. В современном философском языке понятия “культура” и “цивилизация” - одни из самых распространенных и многозначных.

“ Культура” (лат. cultura) переводится как “возделывание, обработка, развитие, почитание” и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.д.), а также воспитание и обучение самого человека.

Цивилизация - понятие “цивилизация” (от лат. civilis — гражданский, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса XVIII века (хотя слова “цивилизовать” и “цивилизованный” известны уже в конце XVI века М. Монтеню) и обозначало идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.

Различие культуры и цивилизации наметил уже И. Кант, который в сочинении “О предполагаемом начале человеческой истории” в полемике с Ж.Ж. Руссо ставит вопрос: что такое цивилизация и вправе ли человек отказаться от нее? Кант считает, что цивилизация начинается с установления правил человеческой жизни и поведения. Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Цивилизованный человек — тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом.

Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть, условие его свободы. Культура состоит в общественной ценности человека, а также в обретении им способности целеполагания. Высшая степень развития культуры связана с развитием способностей и моральным совершенством человека.

Я думаю, что цивилизация как достаточно высокая ступень овладения силами природы, несомненно, содержит в себе мощный потенциал научно-технического прогресса и способствует повышению качества и уровня жизни людей, более комфортному их существованию. Полагаю, что не нужно доказывать очевидные факты благотворного влияния результатов этого прогресса на все стороны общественного и повседневного бытия людей. Сегодняшняя жизнь немыслима без современных электронных средств связи и глобальных информационных систем, средств передвижения и поиска новых источников энергии и т.д.

Но, можно предположить, что эти достижения сами по себе еще не означают культурного, духовного расцвета, они не могут быть оценены как, безусловно, нравственные или же, безусловно, безнравственные: ценностно и этически они нейтральны. Технические достижения цивилизации приобретают культурную значимость в зависимости от целей и ценностей, которыми руководствуются при их использовании.

Цивилизация — созданный и преобразованный человеком мир, культура — внутреннее достояние самого человека, его духовное наполнение.

Сформулированное О. Шпенглером негативное отношение к цивилизации как “агонии культуры” находит немало оснований в современной жизни и потому довольно распространено в философии. Негативными чертами цивилизации чаще всего считаются стандартизация повседневности и мышления, насаждение истин и ценностей (преимущественно западных), свойственную ей подозрительность к индивидуальному, независимому сознанию, которые зачастую воспринимаются как “социальная опасность”.

Культура ориентирована на развитие духовно развитой и свободной личности, цивилизация — на формирование социально лояльного и законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами.

Культурным человек становится из внутренних побуждений. Цивилизованным он становится под воздействием внешних факторов. Приобретенные качества личности порой не становятся ее внутренним достоянием. Он соблюдает их только по необходимости.

Цивилизация часто ассоциируется с урбанизацией, скученностью, наплывом техники и технологий, в том числе социальных, выступает как источник и причина дегуманизации мира.

И действительно, как я полагаю, интеллект человека в состоянии постичь многие тайны мира, но глубины его собственного духовного мира остаются для него загадкой. Прогресс цивилизации и науки не идентичен культурному развитию, последний включает в себя также нравственные, эстетические, религиозные измерения и составляет самостоятельный и активный пласт в жизни социума.

Тем не менее, культура и цивилизация тесно взаимосвязаны, их нельзя мыслить как два параллельных процесса. Изначально цивилизация произрастает из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по себе, а воплотившая себя в этносоциальных, экономических и политических структурах. Цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природы.

Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает достаточно много возможностей заняться тем, что соответствует его сути.

Чуть более 16 лет назад человечество вошло в новое тысячелетие. За многовековую историю развития было достигнуто крупных культурных и научно-технических свершений. Но вместе с тем перед нами встает все больше проблем угрожающего характера, которые во многих случаях являются следствием цивилизационного развития.

Образование, культура и цивилизация между собой тесно связаны, они взаимно дополняют друг друга. Много философов и исследователей изучали вопрос связи и зависимости между культурой и цивилизацией. Соотношение между этими понятиями часто исследуется в работах по истории, социологии, психологии и педагогики.

Культуру характеризуют как совокупность духовных и материальных ценностей, произведенных человеком за все время существования. Понятие цивилизации многозначно. Его рассматривают и как синоним слова "культура", и как одну из ее составляющих, как материальную культуру, а также как этап исторического, что приходит на смену культуре. В любом случае связь с культурой обязательно существует. Цивилизацию можно считать процессом "окультуривания" всех без исключения сфер общественной жизни, процессом рационализации, оптимизации человеческой деятельности с целью улучшить жизнь каждому и сохранить окружающий мир.

Культура укоренена в человеческую жизнь. Благодаря культуре человек может усваивать и приобщаться к человеческим ценностям прошлых веков, переосмысляя их и получая вдохновение для нового творчества. Культура - это не только умение прилично себя вести, но и в первую очередь знания о том, чем и как жили наши предки, их традиции в различных сферах жизни - быту, работе, досуге, социальных ритуалах, экономических и правовых отношениях и тому подобное. Они менялись и совершенствовались на протяжении веков, а с ним появились наши сегодняшние обычаи общественного устройства.

Образование помогает усвоить культурные достижения, передать их будущим поколениям. Высокий уровень развития культуры требует высокого развития образования, а это снова становится толчком для дальнейшего развития культуры. Уровень образованности людей, составляющих общество, прямо пропорционален общему уровню культуры общества. Поэтому введение обязательного общего образования для всех в свое время сыграло решающую роль для культурного "скачка" человечества и значительного роста производства.

Настоящее диктует все новые проблемы и перспективы современной цивилизации. Материальные блага начинают преобладать над духовными. Очень важным является сохранение баланса. Наша цивилизация сейчас развивается довольно быстрыми темпами, но вместе с тем мы должны развивать и образование и культуру. Потому что именно они отвечают за правильное отношение человека к себе и своего места в мире.

Также культура несет в себе несколько важных функций: познавательная, культурно-воспитательная, аксиологическая (показывает ценность культурного достояния), практическая и коммуникативная. Давайте разберемся, откуда появился термин культура, и как развивалось это понятие.

Первое упоминание слова культура было в тракте о земледелии Марка Порция Катона Старшего и означало оно возделывание земли, обработка почвы. Позднее знаменитый римский оратор Марк Туллий Цицерон обозначил термин культура как возделывание ума и души, что означало воспитанность, образованность, просвещенность. Именно в этом смысле слово культура вошло практически во все европейские языки.

Термин культура в научном смысле появился в XVII-XVIII веках. В науке Нового времени появляется представление, что человеческая деятельность носит в себе не только материальный характер, но и духовный и именно эта деятельность стала называться культурой.

Начиная с XVIII века, понятие культура появилось в работах немецкого просветителя Самуэля Пуффендорфа. Он использовал этот термин уже в более широком смысле, что существует созданное человеком и, что есть вместе с нетронутой человеком природой. Таким образом, мы видим, что Самуэль Пуффендоф в своих работах был очень близок к нашему современному понятию культуры.

Появление понятия культура в России было в середине 1830-х годах и имело несколько значений хлебопашество, земледелие или образованность. До этого в нашей стране существовал лишь только термин просвещение.

В период зарождения культуры преобладающее значение имели мифы, религия. Период зрелости связан с построением философских систем, развитием науки, искусства. Последний этап характеризуется усилением индивидуализма, распространением философских систем, развитием науки. Далее я хотела бы рассмотреть, как развивалась культура в некоторые периоды времени и в определенных регионах.

Стоит отметить, что в истории человечества понятие культура носит не только духовный характер, но и материальный. Духовная и материальная культура берут свое начало еще в первобытном обществе. Так в первобытное время люди пользовались тем, что могли взять из природы, например, камни, палки и позднее они стали развиваться и совершенствовали обработку камня, добавляли новые материалы. Далее человечество переходит к новому уровню к земледелию и скотоводству, таким образом, они совершенствовали свой быт и сами не понимая, улучшали свое культурное развитие.

Духовная культура также имела место в первобытном обществе и была представлена наскальными рисунками, умело обработанных камней и каких-либо изделий из кости. Но естественно в то время человек все это делал не для того чтобы удовлетворить свои духовные потребности, а для каких-либо других нужд.

Говоря про развитие культуры никак нельзя не сказать про Древний Рим и Древнюю Грецию. Я считаю, что именно Римская цивилизация была расцветом античной культуры, там создавалось множество памятников культуры, а также, что немало важно Древний Рим славился своими мифами, которые сохранились до наших дней и активно используются.

Стоит отметить, что на развитие римской культуры повлияли множество народов, например, латины, греки этруски. Конечно, самое большое влияние на развитие Рима оказала Греция. У греков римляне заимствовали более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства, алфавит, на основе которого была создана латинская письменность, и, конечно же, велико было влияние греческого искусства. Несмотря на все различия этих двух великих цивилизаций я считаю, что у них было очень много общего. А самое главное их сходство заключается в высоком уровне культуры.



В переломный момент гибели рабовладельческого и становления феодального общества возникает новая эстетика, ее главное отличие было в том, что она отдавала предпочтение духу перед телом. Я считаю, что данная черта является одной из самых важных на пути развития культуры человека, и она должна всегда оставаться актуальной.

Что касается нашей страны, то начнем рассматривать этот вопрос со средних веков. Средневековая Русь отставала в развитии от ведущих цивилизаций того времени, тогда на Руси еще существовало язычество. Принятие в 988 г. Русью открывало более широкие перспективы для развития контактов с Европой. Многие варварские обряды уходили в прошлое. Но среди всех исторических значений крещения Руси самым важным представляется утверждение нового мировоззрения, нового типа сознания. Конечно, избавится от языческих ритуалов, было не так просто и я могу сказать, что некоторые из них присутствуют и в наши дни.

Культура России в эпоху Нового времени развивалась в полную силу.


Говоря про эпоху Нового времени, нужно отметить, что в этот период проходили самые масштабные изменения культуры во всех областях.

В заключение я бы хотела сказать, что культура является важной составляющей общества. С изменением культуры меняется человечество, оно становится более воспитанным, образованным, терпимым. В наше время существует множество определений культуры, нужно помнить об этом и обращаться к этому понятию как можно чаще. Также хочу отметить, что культура не передается на генетическом уровне, ее надо приобрести через упорную работу над собой.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Культура сложное и многогранное явление. Во все времена от мало до велика люди сохраняли и берегли культуру. А почему же нужно ее беречь?

Ответ очень прост. Ведь нужно и важно сохранить и передать те традиции, обычаи и обряды, которые пришли к нам из глубины веков, от предков.

Многими веками создавались и береглись эти традиции. Почему мы их разрушаем? Почему не бережем? Почему современное общество рушит и не признает, все, что строилось годами и веками.

Современной молодежи больше хочется ходить по клубам, барам, развлекаться, нежели провести культурный вечер в театре. Общество рушится, а вместе с ним и все то, что было нажито веками.

Почему сейчас сложно приобщить молодежь к творчеству? И здесь ответ прост. Т.к сейчас запрограммированные дети и подростки, они после школы бегут к компьютеру, играют в непонятные мне игры, даже не стремясь провести время на улице с друзьями. И я не говорю уже о том, чтобы посещать театральный кружок, музыкальную школу или танцы.

Многое, несомненно, зависит и от воспитания. У некоторых умные и образованные родители стремящиеся приобщить ребенка к творчеству. С малых лет водить его в театр или музей. Отдать его заниматься тем видом творчества которым он захочет. Все прививается с малых лет. Если с детства приобщать ребенка ко всему, он вырастит умным, серьезным и культурным человеком.

Вернемся к молодежи. Неужели все так загружены учебой и работой, что нет времени на культурную деятельность. Поход в театр на пример, музей, выставку. Все дело в желании нет желания нет ничего.

Мне очень обидно за нынешнее общество, что на первый план выносятся места, где можно развлечься, а не культурный образ жизни.

Читайте также: