Влияет ли историческая эпоха на отношения отцов и детей сочинение отцы и дети

Обновлено: 19.05.2024

Как эпоха влияет на взаимоотношения отцов и детей – вот проблема, над которой размышляет Е. Кореневская.

Автор свои рассуждения строит на основе письма в газету семидесятилетнего москвича, который относится к своему внуку, как к инопланетянину. Дед признается, что тот – хороший парень, но манеры, одежда мальчишки, серьги в ухе, словечки, которые он использует в речи, вызывают возмущение у деда, задающегося вопросом, кто сделал современных мальчишек такими. Е. Кореневская очень спокойно и рассудительно отвечает на вопросы автора письма.

считает, что такими современных подростков сделало время, в которое мы живем. И старшее поколение должно это осознавать и искать пути взаимопонимания.

Авторскую позицию определить не сложно: эпоха, в которую мы живем, влияет на воспитание молодежи, и взрослые должны научиться понимать своих детей.

Я полностью разделяю точку зрения автора: родители и их дети, воспитанные в разное время, конечно, отличаются и во взглядах, и в привычках. Но те и другие обязаны находить общий язык между собой.

Об этом не раз писали известные писатели, педагоги, психологи.

Так, Ф. Искандер в своем рассказе “Начало

формы” писал о вечной проблеме “отцов и детей”, возникающей из-за разных эпох, в которые воспитывались поколения. Писатель уверен, что родительский авторитет вырастает не из приказов и угроз, а завоевывается трудом, умением доказать сыну, что отца есть за что уважать. И молодые люди должны помнить об этом.

Тогда пропасть, разделяющая поколения, исчезнет.

А. Амлинский в романе “Нескучный сад” на примере трех поколений семьи Ковалевских прослеживает влияние родителей на детей и детей на родителей. В произведении не только сын ищет у отца ответы на мучившие его вопросы, но и отец ощущает потребность в духовном общении с сыном. Писатель убежден: взрослые обязательно должны “владеть даром понимания, а значит, и сопереживания”.

Если его нет, то отличия в воспитании поколений, выросших в разные времена, приведут к неминуемому отчуждению детей в семье.

Таким образом, могу сделать вывод о том, что дети и их родители, продукт разных эпох, должны стремиться понимать друг друга, иначе пропасть между отцами и детьми, существовавшая во все времена, будет пугающе расширяться.


Нам казалось, что конфликт этот неизбежен. Рано или поздно он коснется всех. Сейчас считаем, что конфликт можно разрешить, главное захотеть это сделать. Иногда обида и непонимание стоят на первом месте взаимоотношений и их просто нельзя сдвинуть на второй план. Но стоит попробовать на первый план выдвинуть прощение и принятие другого, тем более что речь идет о близких и родных людях.

Подводя итог, можно сказать, что не нужно быть гордым и спесивым. Надо идти на уступки, ценить заботу, либо однажды станет слишком поздно найти точки понимания.

Сложно не согласиться с авторской подачей текста: старшие пытаются навязать своё мнение, традиции. Но у них уже был шанс изменить и создать своё общество и пора уступить молодым и дать им попытку внести что-то новое и сделать мир лучше.


Пример сочинения 2

Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых. Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием.

Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне.

Павел Петрович всегда безупречен и элегантен. Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения.

Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева — это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей. Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (“Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”. Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”.

От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция. При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает.

“Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами… Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Базаров похоронен в этой могиле… К ней… приходят два уже дряхлых старичка…”

Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности — родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.

Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав.

Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая — упрекала автора в клевете на молодое поколение. Как бы то ни было, роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.

Пример сочинения 3

Базарову были ненавистны идеи дворян, он презирал их общество, был яростным борцом За новое демократическое будущее. Евгений отрицает красоту, искусство, любовь. Павел Петрович происхождением и воспитанием отличается от Базарова. Он сын генерала, блестящий офицер, светский лев. Вся жизнь его была посвящена борьбе за прекрасную женщину. С первой минуты Павел Петрович возненавидел Базарова и в спорах с ним пришел к выводу, что Евгений — гордец, нахал, циник. Истинная же причина ненависти была в том, что Базаров попросту перечеркивал его жизнь. Павел Петрович, уездный аристократ, полагал, что ведет он жизнь благоразумную и достойную. А с точки зрения Базарова, жизнь эта была пустой и никчемной. Столкновение этих героев оказалось неизбежным.

Тема романа актуальна во все времена, не изжила она себя и в наше время. Молодое поколение, шагнув на такую ступень развития, когда может самостоятельно оценивать события, происходящие вокруг, когда может делать самостоятельные выводы и когда может изменять что-то в жизни, перечеркивает и отрицает сделанное старшим поколением. Старшие теряют авторитет и власть над молодыми, но не хотят этого признавать. Конфликт вечен.

Пример сочинения 4

Конфликт Аркадия с его отцом и дядей разрешается, когда молодой человек выходит из-под влияния Базарова. Аркадий похож на отца, поэтому повторяет его жизненный сценарий и легко выбирает те же ценности – семейно-родовые отношения, дом и хозяйство, любовь как высший смысл жизни. Поэтому Базаров одинок в противостоянии поколений.

В спорах с Павлом Петровичем были затронуты вопросы, касающиеся литературы, поэзии и искусства в целом. Базаров полагает, что искусство ничего не значит и ничего не дает человеку, скорее приводит к бесплодным мечтаниям.

Как и во многих других произведениях, Тургенев проводит испытание героя любовью. Здесь характер Базарова предстает еще с одной стороны, надо сказать с лучшей. Мы привыкли считать героя романа человеком с холодным рассудком, которому чужды всякие чувства, в том числе и любовь. Это подтверждает его высказывание о женщинах как о существах довольно глупых. Одинцова была женщиной умной, красивой, но эгоистичной и холодной. Любовь к ней не принесла Базарову счастья.

Остаток жизни Базаров провел в имении своих родителей. Тургенев описывает родителей Базарова как чутких, добрых, глубоко любящих своего сына и трагически переживающих его смерть. На примере семьи Базаровых Тургенев также показал конфликт поколений. Суть его в том, что Базаров, несмотря на то что любит своих родителей, идет по другой дороге, не той, которая была у старшего поколения. Родителям, прожившим другую жизнь, трудно понять своего сына. Но сын не может жить так, как жили его родители. Базаров одинок в своей семье. И не только в семье. Он вынужден расстаться и со своими учениками. Аркадий женится и отходит от взглядов своего учителя. Ситников и Кукшина не столько последователи демократов, сколько спутники, каждой новой идеи.

И вот уже в конце концов Базаров горько говорит о том, что он не нужен своей родине.

Роман посвящён памяти русского разночинца В. Г. Белинского

и был создан в период революционной ситуации в России (1859—1862 гг.) и отмены крепостного права. Тургенев отобразил в нём перелом обще­ственного сознания и размежевания общества в сложную эпоху реформ в стране. Россия переживала основательную ломку социальных, полити­ческих, духовных и нравственных отношений, это были годы бурных споров о будущем России.

Темы, мотивы, символы

Сделав средоточием романа споры Базарова с носителем дворянской культуры Павлом Петрови­чем Кирсановым,

И. С. Тургенев дал недвусмысленно понять, кому из них принадлежит будущее: сын лекаря, бедняк, проповедующий материализм, отвергающий утвержденные и освященные современным государством институты и идейные концепции, вплоть до идеи бога, — носитель неотвратимых тенденций развития общества, он разбивает своего утонченного оппонента по всем пунктам, тем самым доказывая преимущество новой культуры.

Чтобы соотнести своего героя с вечными общечеловеческими ценностями, И. С. Тургенев пока­зывает отношение Базарова к природе, искусству, любви и смерти. По своим убеждениям Базаров отрицает все эти ценности, но мощные стихии человеческой жизни, вторгаясь в жизнь самого Базарова независимо от его воли, показывают трагическую сущность героя. Для И. С. Тургенева способность человека к большому, всепоглощающему чувству — всегда признак глубокой нату­ры. Трагическая любовь Базарова, глубина охватившего его чувства противоречит категоричным рационалистическим утверждениям нигилиста, демонстрируя широту его натуры.

Сюжет романа

Сюжет романа построен на столкновении нигилиста Евгения Базарова с миром аристократов; на противопоставлении их мировоззрений и взгля­дов на самые злободневные вопросы времени и общества. Дворянин-аристократ Тургенев не разделял взглядов революционных демократов, но пытался понять их и представить своему читателю объективно.

Особенности композиции

Базаров – центральный образ

Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав герой не появляется лишь в двух, в остальных является главным действующим лицом. Все персонажи сгруппированы вокруг него и раскрываются во взаимоотношениях с ним.

Хронология событий

Роман состоит из 2 частей (28 глав): В I части (1—Х1П главы)

Базаров заявляет о себе как о нигилисте, высказывает свои взгляды на жизнь, отстаивает свою философию (все события происходят до знакомства Базарова с Одинцовой).

Во II части (XIV—XXVIII главы)

происходит проверка всех жизненных позиций и убеждений Базарова; описывается кончина героя.


Герои имеют множество различий: отношение к науке, образованию, природе, семье. Главное же различие между ними – разное восприятие жизни.

Присоединиться к вебинару

Смотрите также: Шаблон сочинения ЕГЭ на 24 балла!

Пробный тест ЕГЭ 2020 русский язык от Egeshik!

Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку. Пройдите их, проверьте свои знания! Перейти к выбору теста!

Действительно, разным поколениям сложно принять отличные друг от друга точки зрения. И это печально.

Затронутая в романе тема глубоко волнует автора, он переживает конфликт вместе со своими героями. При этом писатель объективно характеризует каждого героя, показывая их и слабые, и сильные стороны.

Проблема XIX века, описанная в романе, остается актуальной и в современности. Из поколения в поколения происходят противостояние старшего и младшего поколений. Наверняка, многие из вас сталкивались с тем, что ваши взгляды не совпадали с мнением старшего поколения.

Проблематика произведения заключена в самом его названии. Речь в романе идет об остром, непримиримом конфликте не столько между представителями разных поколений, сколько между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами. Смысл заглавия надо рассматривать в двух аспектах во-первых, как социально-историческое начало нового поколения, во-вторых, как общечеловеческие отношения между людьми двух поколений.

Русская классическая литература всегда выверяла устойчивость и прочность социальных устоев общества семьей и семейными отношениями. Начиная роман с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми, Тургенев идет дальше, к столкновениям общественного, социального характера. Но семейная тема в романе придает социальному конфликту особую гуманистическую окрашенность. Ведь никакие социальные, политические, государственные формы человеческих отношений не поглощают нравственное содержание семейной жизни. Отношение сыновей к отцам не замыкается только на родственных чувствах, а распространяется далее на сыновнее отношение к прошлому и настоящему своего отечества, к тем историческим и нравственным ценностям, которые наследуют дети. Отцовство в широком смысле слова тоже предполагает любовь старшего поколения к идущим на смену молодым, терпимость и мудрость, разумный совет и снисхождение.

Однако конфликт между представителями разных поколений имеет не только идеологический, но и культурный характер в лице Базарова и Кирсановых сталкиваются две культуры, аристократическая и демократическая, причем первая имеет намного более богатое прошлое Отличие двух культур проявляется и во внешнем описании героев. Сравнить хотя бы безупречный внешний вид Павла Петровича, его кофе и какао в положенный час, манерность, присущая светским людям, и Базарова, который небрежен в одежде, не слишком следит за собой, просто и естественно ведет себя за столом

Тема отношения к Родине, любви к родной земле стала сквозной в творчестве многих писателей и поэтов. Наиболее сильной тоской и любовью к Родине проникнуты, на мой взгляд, поэтические произведения великих гениев русской литературы, таких как Лермонтов.

  • Тогда смиряются души моей тревоги,
  • Тогда расходятся морщины на челе,
  • И счастья я могу постигнуть на земле,
  • И в небесах я вижу бога
  • Да! Были люди в наше время,
  • Не то, что нынешнее племя,
  • Богатыри - не вы!
  • Что полк в поход услали,
  • И чтоб меня не ждали

Таким образом, мы видим, что любовью к Родине проникнуты думы всех лирических героев Лермонтова в его лирике, посвященной Отечеству. Для самого автора любовь к Родине хоть и была совершенно неоднозначным чувством, однако, поэт без сомнения любил Россию, посвящая родному Отечеству многие и многие проникнутые тонкими думами стихотворения. Как никто другой, осознавая всю порочность государственного устройства российского, Лермонтов оставался истовым патриотом, хранившим любовь к России в своем сердце, осознавая всю неразрывную связь с родной страной.

Читайте также: