Стоило ли ласточкам так уж безоглядно доверяться человеку сочинение рассуждение
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Моисеева Е.М., учитель русского языка и литературы МАОУ лицея № 49 г. Калининграда
Урок русского языка в 7-ом классе (программа под ред. С.И.Львовой).
тема: Сочетание разных типов речи в тексте
— вспомним, что такое описание, повествование, рассуждение
— проверим, насколько точно вы умеете определять типы речи
— поработаем с разными текстами, продолжим учиться делать текстоведческий анализ
— увидим, как известные писатели сочетают разные типы речи в рамках одного текста, и подготовимся к созданию собственных текстов со смешанным типом речи
— расширим словарный запас
— попробуем создать мини-проекты
— задумаемся над чем-то очень важным
2-я учебная ситуация. Начнём традиционно: проверим домашнее задание. Вам нужно было вспомнить, что нам известно о типах речи, и подготовить о них рассказ по плану. План на доске:
1.О чём говорится в тексте?
2.На какой вопрос даётся ответ в тексте?
3.Типичное строение текста.
Вы работали по рядам. Первый ряд отвечал за описание, второй— за повествование, третий— за рассуждение. Проверим.
— Помогает определить тип речи приём фотографирования. В чём его суть?
— Можно ли по названию текста определить тип речи?
Проверим. На доске записаны три темы, три названия, определим типы речи каждого из них.
Темы: 1.Последний месяц осени.
2. За что я люблю осень.
3. Однажды поздней осенью.
— Какой тип речи вы используете в своих ответах?
Объёмные тексты с одним типом речи встречаются редко, чаще всего типы речи сочетаются, и мы говорим, что перед нами, например, повествование с элементами описания или описание с элементами рассуждения.
Ещё раз перечитайте темы и подумайте, какие из них предполагают соединение типов речи.
3-я учебная ситуация. Возьмите карточку с картинками. Значение какого многозначного слова представлено на ней, сформулируем.
Это слово ласточка.
— Ласточка — перелётная птица с узкими острыми крыльями, юркая и быстрая в полёте
— Ласточка— разгов. ласковое название женщины, девочки
— Ласточка— спорт. гимнастическая фигура, при которой положение тела напоминает птицу в полёте
У слова ласточка интересная этимология. Послушаем, что узнал об этом …( ученик, получивший индивидуальное задание, рассказывает об этимологии слова )
Просмотрите второй текст, что можно сказать о стиле и типе речи.
— повествование, будет, вероятно, рассказ о том, что случилось
Проверим. Переверните карточку.
И горь Северянин
В парке плакала девоч?ка Посмотри-ка ты папоч?ка
У хорошенькой ласточ?ки переломле(н,нн)а лапоч?ка —
Я возьму птицу бедную и в платоч..к укутаю.
И отец пр..задумался потр..сё(н,нн)ый м..нутою
И простил все грядущие и к..призы, и шалости
Милой маленькой дочери зарыдавшей от жалости. (1910 )
Запишите стихотворение в тетрадь, вставляя пропущенные буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. Сделайте схему второго предложения. Объясните, как вы понимаете значение выделенного слова.
Учитель читает стихотворение, ребята выполняют задания, осуществляется проверка.
— Оправдались ли наши предположения?
(Да, это повествование с очень незначительными элементами описания)
— Что чувствует девочка? Чем потрясён отец? Как связано это стихотворение с фразеологизмом первая ласточка ?
(Отец видит, как на его глазах в дочери рождается сочувствие, умение сопереживать, проявляется доброта, жалость, их первые, ранние признаки)
— Какое словообразовательное средство выразительности использует И.Северянин в своём стихотворении? (слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
1)Я поселился на чердаке в душную июльскую ночь, когда в комнате спать было уже невозможно. 2)По шаткой еловой лестнице взобрался на бревенчатый потолочный настил, накрыл в углу широкие снопы прошлогоднего льна простыней и радостно лег в темноту. 3)Где-то горизонтом шла гроза. 4)Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. 5)Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой приветливой крышей и долго бродил по чердаку от одного угла к другому.
10)Всю первую половину дня ласточки так и не садились в гнездо. 11)Они заглядывали внутрь чердака и с криком улетали прочь, завидев меня. 12)К вечеру они прилетели в сопровождении третьей ласточки. 13)По тому, как та держалась, было ясно, что она старше и мудрее их и приглашена дать решительный совет.
14)Она прямо и быстро влетела в дальнее окошко и принялась издали разглядывать меня, шумно хлопая крыльями. 15)Две другие тоже влетели, но вели себя так суетливо и громко, как девушки, после долгого колебания бросившиеся в холодную воду. 16)Они кричали на меня, друг на друга и делали вид, будто вот-вот меня смертельно напугают. 17)Старая же ласточка, видя человека, сидящего за столом и мирно занимающегося своим делом, покружилась несколько минут, села на окошко против моего стола, заглянула мне в лицо, подумала и, что-то спокойно сказав молодым, умчалась. 18)Видимо, эта коротенькая птичья фраза означала что-то успокоительное, потому что с этого момента поведение ласточек резко изменилось. 19) Они, опасливо поглядывая на меня, дружно принялись за работу.
20)Никогда и нигде не встречал я существа, которое бы так увлеченно и безропотно трудилось, не зная усталости от зари до зари.
1.Прочитайте текст. Определите его тему, основную мысль, тип речи.
2.Докажите, что текст относится к художественному стилю речи. Определите, какие выразительные средства языка использованы в тексте.
3.Среди предложений 14-20 найдите предложения, в которых есть деепричастные обороты, назовите их номера, деепричастные обороты подчеркните.
— этот текст о том, как ласточки и человек встретились на чердаке и попытались понять друг друга, стали доверять друг другу
— Ю.Куранов считает, что надо бережно относиться к живой природе, которая тоже, как и человек, хочет покоя и счастья; человек должен мысленно ставить себя в положение животных, птиц и пытаться понять причины их поведения
— это повествование с элементами описания
— здесь есть эпитеты, олицетворения, сравнение, фразеологизм, антонимы (ученики приводят примеры)
— в 14, 17, 19 и 20 предложениях есть деепричастные обороты
— прежде чем выслушать ответы на вопрос четвёртого задания, вспомним, как строится рассуждение: тезис — аргументы — вывод. Сначала выслушаем тех, кто считает, что ласточкам стоило довериться человеку, затем — оппонентов.
Переверните карточку с картинками к слову ласточка. Рассмотрите плакаты с социальной рекламой. Какой из них соотносится по своему замыслу с текстом Ю.Куранова? Объясните, почему вы так решили.
9-я учебная ситуация. А теперь попробуем создать мини-проекты. Создаём мобильные группы: первая парта поворачивается ко второй, третья к четвёртой и т.п. За пять минут вам нужно придумать свой социальный плакат на тему взаимоотношений человека и природы. Задание лежит перед каждым учеником.
Задания распечатаны на цветных (зелёных) листках
1. Придумайте слоган.
2.Опишите, что будет изображено на плакате.
3.Объясните, к чему будет призывать ваш плакат.
4. Оформите листок, сдайте в конце урока.
Группа: (перечислите имена)
— Прежде чем вы начнёте работать, вопрос: встречали ли вы в Калининграде, в нашей области такие плакаты?
Демонстрируется презентация с социальными плакатами, размещёнными на Куршской косе (для примера несколько фото):
10-я учебная ситуация. Давайте проверим, какие мини-проекты вы придумали. Выступает представитель каждой группы (получается 6-7 групп на класс).
12-я учебная ситуация. Подведём итоги. Задач у нас было много (они на слайде).
— что такое описание, повествование, рассуждение — вспомнили
— с разными текстами, продолжая учиться делать текстоведческий анализ — поработали
— как известные писатели сочетают разные типы речи в рамках одного текста — увидели
— к созданию собственных текстов со смешанным типом речи— подготовились
— словарный запас расширили
— над чем очень важным задумались?
(нужно уметь сочувствовать всему живому; нужно быть ближе к природе, понимать её, чувствовать; нужно стараться становиться добрее, лучше, чище и делать мир вокруг себя таким же…)
Читайте также: