Властителям и судиям сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Сатира "Властителям и судиям" была создана Г.Р.Державиным в 1787 году. В ней он обличал продажность правителей, по вине которых "злодейства земли потрясают". Сатира вызвала гнев Екатерины II.

Г.Р.Державин - поэт-классицист. Лишь в последние годы творчества в его стихотворениях проскальзывают сентиментальные и романтические ноты. "Властителям и судиям" - также пример классицистского произведения.

Русскому классицизму свойственна в первую очередь сатирическая направленность.

"Властителям и судиям" - сатира; так жанр своего произведения определил сам поэт. Злобная насмешка над правящей верхушкой явно просматривается у Державина в строках "И вы подобно так умрёте, // Как ваш последний раб умрёт!"

Другая отличительная черта классицизма заключается в том, что в нём воплощены идеи просвещения. Следовательно, в творчестве классицистов постоянно мелькали мотивы свободолюбия, защиты прав человека, критики порядков феодального мира. Присутствуют эти мотивы и у Державина. Например, поэт выступил защитником слабых, написав, что долг правителей - "Спасать от бед невинных, //Несчастливым подать покров", а также помогать беднякам.

Наконец, классицизму свойственно отражать жизнь не в её уникальном облике, а в идеальных образах, тяготеющих к всеобщей "норме", образцу. В сатире "Властителям и судиям" таким образом выступает Бог. Он стоит над всеми царями, судит их и безраздельно властвует над ними:

Приди, суди, карай лукавых

И будь един царём земли!

И всё же сатиру "Властителям и судиям" нельзя назвать полностью классицистским произведением. Ведь классицизм предполагает чёткое деление на "высокие" и "низкие" жанры, а Державин смело ставит рядом оду и сатиру. Таким образом, в этом произведении проявился так называемый "державинский классицизм" - классицизм "на стыке эпох".

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

В этом стихотворении действительно звучит гневный голос поэта-гражданина, осмеливающегося подняться против царящей вокруг него несправедливости:

Цари! Я мнил, вы боги властны,

Никто над вами не судья,

Но вы, как я подобно, страстны

И так же смертны, как и я.

Восстал всевышний Бог, да судит

Земных богов во сонме их…

Но, безусловно, содержание оды Державина, основанной на этом библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:

Доколе, рек, доколь вам будет

Щадить неправедных и злых?

Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других:

Ваш долг есть: охранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:

Не внемлют! Видят – и не знают!

Покрыты мздою очеса:

Злодействы землю потрясают,

Неправда зыблет небеса.

И вы подобно так падете,

Как с древ увядший лист падет!

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, Боже! Боже правых!

И их молению внемли:

Приди, суди, карай лукавых

И будь един царем земли!

Интересно, что во время Французской революции в Париже именно этот 81 псалом, положенный в основу державинской оды, был перефразирован якобинцами-революционерами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком ХVI, впоследствии казненным.

Любая творческая личность абсолютно, всегда старается добиться намеченных высот, заполучить уважение и любовь других людей и так далее. В общем, такие люди в любое время своей жизни стараются быть в центре событий.

Многие поэты во все времена восхваляли и показывали свою любовь, или же ненависть ко всему их окружающему, к родине, к природе, к другим людям, к власти, к положению страны и так далее. Не стал исключением и Гавриил Державин, который так же в своих произведениях показывал свое отношение ко всему окружающему его.

С самых первых строк произведения можно понять, что дальше так жить просто не возможно и нужно что-то менять. Единственной проблемой становится то, что люди просто не знают, что именно менять.

Анализируя данное стихотворение, справедливо будет сказать, что Державин хотел раскрыть и показать людям все пороки, которыми обладает власть.

Многие критики и специалисты в области литературы уверены, что данное произведение характеризует Гавриила Державина как человек, который обладает новаторскими взглядами на жизнь и мир в целом.

Что касается литературных приемов, то автор сполна наделил ими свое произведение, чтобы передать все свои чувства, а так же чувства людей, которые зависят от власти.

Но, несмотря на всё вышесказанное нужно отметить, что данный поэт все же не выступал против императрицы, так как был близким человеком для неё, его скорее смущало то, что творит власть на местах, за спиной императрицы.

В заключении хотелось бы сказать, что, к сожалению люди, очень сильно меняются после того, как у них появляется определенная власть в этом мире. Однако стоит отметить, нужно прекрасно понимать так или иначе каждому, без исключения, придется отвечать за каждый свой поступок и действие. Поэтому нужно во все времена, несмотря на положение оставаться в первую очередь человеком.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Властителям и судиям.
История создания – Гавриил Романович написал свое произведение в 1780 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени – “Санкт-Петербургском Вестнике”.

Композиция – стихотворение представляет собой цельный рассказ, не разделяющийся на определенные части, тема развивается последовательно.

Тема стихотворения – необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чем Державин пытается убедить людей, облеченных властью.

Жанр – ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени – практически революционная.

Стихотворный размер – ямб с использованием перекрестной рифмы.

Эпитеты – “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”.

Сравнения – “как с древ увядший лист падет”, “вы умрете, как ваш последний раб умрет”.

История создания.

Тематика этого псалма оказалась созвучна духу времени. Не случайно именно этот 81-й псалом во время Французской революции в Париже был перефразирован якобинцами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.

Основные темы и идеи.

Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:

Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?

Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других;

Ваш долг есть: охранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков.

И вы подобно так падете. Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!

Значение произведения.

История создания

Стихотворение является больным переводом одного из псалмов, который Державин дополнил собственным возмущением по поводу власть придержащих. Написано оно было в 1780 году и, после больших усилий со стороны поэта, все же опубликовано – в газете “Санкт-Петербургский Вестник”.

Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.

Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И, несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.


Стихотворный размер

Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой:

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Сатира "Властителям и судиям" была создана Г.Р.Державиным в 1787 году. В ней он обличал продажность правителей, по вине которых "злодейства земли потрясают". Сатира вызвала гнев Екатерины II.

Г.Р.Державин - поэт-классицист. Лишь в последние годы творчества в его стихотворениях проскальзывают сентиментальные и романтические ноты. "Властителям и судиям" - также пример классицистского произведения.

Русскому классицизму свойственна в первую очередь сатирическая направленность.

"Властителям и судиям" - сатира; так жанр своего произведения определил сам поэт. Злобная насмешка над правящей верхушкой явно просматривается у Державина в строках "И вы подобно так умрёте, // Как ваш последний раб умрёт!"

Другая отличительная черта классицизма заключается в том, что в нём воплощены идеи просвещения. Следовательно, в творчестве классицистов постоянно мелькали мотивы свободолюбия, защиты прав человека, критики порядков феодального мира. Присутствуют эти мотивы и у Державина. Например, поэт выступил защитником слабых, написав, что долг правителей - "Спасать от бед невинных, //Несчастливым подать покров", а также помогать беднякам. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Наконец, классицизму свойственно отражать жизнь не в её уникальном облике, а в идеальных образах, тяготеющих к всеобщей "норме", образцу. В сатире "Властителям и судиям" таким образом выступает Бог. Он стоит над всеми царями, судит их и безраздельно властвует над ними:

Приди, суди, карай лукавых

И будь един царём земли!

И всё же сатиру "Властителям и судиям" нельзя назвать полностью классицистским произведением. Ведь классицизм предполагает чёткое деление на "высокие" и "низкие" жанры, а Державин смело ставит рядом оду и сатиру. Таким образом, в этом произведении проявился так называемый "державинский классицизм" - классицизм "на стыке эпох".

Читайте также: