Власть денег в зарубежной литературе 19 века сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Французский писатель Оноре де Бальзак по праву считается одним из величайших романистов XIX века. Главная особенность его творчества состоит в том, что он написал не просто большое количество романов, — он написал историю целого общества, которую назвал потом "Человеческая комедия". Создавая "Человеческую комедию", Бальзак поставил перед собой задачу, еще не известную тогда литературе. В своих произведениях он стремился правдиво и беспощадно показать современную ему Францию, показать реальную, действительную жизнь своих современников, поэтому его романы затрагивают огромное количество тем. Герои произведений Бальзака — врачи, стряпчие, государственные деятели, ростовщики, светские дамы, куртизанки — переходят из тома в том, и тем самым создается осязаемость и достоверность мира, сотворенного гениальным художником. Вскоре после повести "Гобсек" (1830) Бальзак пишет романы "Евгения Гранде" (1833) и "Отец Горио" (1834). Все три произведения вошли в первый раздел "Человеческой комедии" под названием "Этюды о нравах".

Герои, именами которых названы романы, не стремятся к богатству и славе, их требования к жизни скромнее: они хотят иметь семью, любить своих детей и быть ими любимыми. На первый взгляд, это нормальные человеческие стремления. Но только на первый взгляд, так как даже естественные человеческие желания не могут осуществиться там, где правят деньги и грубый расчет.

Папаша Гранде — коренастый добряк с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фантастическая, как Гобсек. Да и биография Гранде самая обыкновенная: в смутные годы революции сколотил себе состояние и стал одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто не знает истинных размеров его состояния, но его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Чтобы сберечь богатство, папаша Гранде держит свою семью "в черном теле": жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить в доме; не чинит лестницу, потому что ему жаль гвоздя. Но эти свои качества он скрывает под внешним добродушием и мягкостью. И он действительно по-своему любит жену и дочь. Нельзя сказать, что Гранде окружен друзьями, но он старается поддерживать добрые отношения с окружающими. У него есть определенный круг знакомых, которые периодически его навещают, но все же из-за своей непомерной скупости он теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки нажиться за его счет.

Гранде только делает вид, что любит своего брата и заботится о нем, а на самом деле он действует только так, как ему выгодно. Он по-своему любит и Нанетту, но беспощадно эксплуатирует, бессовестно пользуясь ее добротой и преданностью.

Забота о деньгах совершенно меняет папашу Гранде. Его поступки лишаются элементарной человечности, не говоря уже о любви к ближним: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества; пользуясь безграничным доверием дочери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей собственности, поэтому потрясен до глубины души решением Евгении. Он не может простить Евгении того, что она посмела сама распорядиться своим золотом. Папаша Гранде без золота жить не может. По ночам он часто пересчитывает свои монеты, спрятанные в кабинете. Но наиболее яркой и запоминающейся является, конечно, сцена его смерти. Непомерная алчность, развившаяся в нем с годами, привела к тому, что на смертном одре он помнит и видит одно только золото и вырывает из рук священника позолоченный крест.

В свое время Ф.М. Достоевский перевел на русский язык "Евгению Гранде". Он писал, что роман раскрыл ему "потрясающую правду жизни" — "разгул хищнических инстинктов и недосягаемую красоту одинокой женской души".

В романе "Отец Горио" действие разворачивается в Париже, на улице Сент-Женевьев, где расположен четырехэтажный дом, принадлежащий госпоже Воке. Это своеобразный пансион, в котором за различную плату проживают незаметные, потертые люди. Здесь можно встретить бывших лавочников, мелких чиновников в отставке, вдов на пенсии, тихо доживающих свой век. Здесь находят пристанище и те, кто только начинает свой путь, — отпрыски небогатых семейств, приехавшие в Париж из провинции, бедные студенты, сироты-бесприданницы. Здесь же, в гуще маленьких людей, скрывается под обличьем коммерсанта и беглый каторжник.

Когда Горио только появился в пансионе несколько лет назад, то был еще довольно крепким мужчиной. Он поразил воображение госпожи Воке своими дорогими костюмами, столовым серебром и другими вещами, явно указывающими на то, что он человек состоятельный. Хозяйка пансиона, неопрятная и некрасивая женщина в летах, подумывала о том, чтобы женить его на себе, но на ее глазах Горио превратился в дряхлую развалину, жалкого бедняка. Вместо новенького фрака стал носить на теле какое-то тряпье, перестал пудрить парик, отказался от табака. Из лучшей комнаты пансиона постепенно перекочевал в каморку на чердаке и из уважаемого постояльца превратился в отверженного.

Госпожа Воке не знала, чем объяснить такую перемену и устойчивое невнимание к своей особе, а потому настроила против старика всех жильцов пансиона. Только один из них — студент Растиньяк — глядел на старика с сочувствием. От него мы и узнаем историю жизни Горио. И история эта весьма печальна.

В молодости Горио был рабочим-вермишелыциком, "ловким, бережливым и настолько предприимчивым, что в 1789 году купил все дело своего хозяина". Он нажил состояние на том, что во время послереволюционного голода продавал муку по баснословно высоким ценам. "Все его умственные способности ушли в торговлю хлебом", а все чувства — на любовь к семье — жене и двум дочерям. Вне лавки и вне семьи у него не было никаких интересов. Жена Горио умерла рано, и он сам растил и воспитывал дочерей. Он отдал им всю свою любовь, наряжал, баловал их. Его "отеческое чувство. перешло все разумные границы", дочери стали его кумирами. Горио "возносил их над собой, любил даже то зло, которое терпел от них". А с годами это зло становилось все ощутимее.

Дочери выросли, и папаша Горио, наделив каждую богатым приданым, выдал их замуж. Старшую, Анастази — за графа де Ресто, младшую, Дельфину — за банкира Нусингена. Они стали светскими дамами и стеснялись того, что отец их торгует мукой.

В угоду им старик бросил свое дело. Он видел, что дочери стыдятся его, и раз они любят своих мужей, то он помеха для зятьев. Старик Горио понял, что настало время принести жертву, и он пожертвовал собой: сам себя изгнал из их домов и поселился в пансионе мамаши Воке.

Он думал, что будет жить на покое, время от времени навещая своих дочерей, но те пускали его к себе очень редко и то тайком, с черного хода. Им нужны были только его деньги. Когда они не могли получить денег у мужей на какую-нибудь прихоть, они бросались к отцу, и постепенно он отдал им все, что у него было. Одряхлевший, опустившийся, он часами простаивал на улице, чтоб хоть мельком взглянуть на своих кумиров. Свою душу, свою любовь он отдавал в течение двадцати лет, а состояние отдал в один день. "Они выжали лимон, а корку выбросили на улицу".

В предсмертном бреду Горио строит безумные планы, как добыть богатство, чтобы помочь своим "ангелам". Он умирает, а дочери так и не приходят проводить отца в последний путь. Погребение отца Горио оплачивают чужие люди. Перед смертью Горио сознает причину своего несчастья. Он не нужен им потому, что он беден: "Ах, будь я богат, кабы я не отдал им свое богатство, а сохранил бы у себя, они были бы здесь, у меня бы щеки лоснились от их поцелуев".

Отец Горио — яркий пример того, как одержимость, неуемное развитие страстей приводят к полному разрушению личности, ставшей их жертвой. Горио весь ушел в отцовское чувство, он не думает ни о ком, кроме дочерей. Его страсть выросла на эгоистической почве, и сама сила этой страсти привела отца Горио к гибели.

Романы "Евгения Гранде" и "Отец Горио" продолжили тему губительной власти денег, поднятую автором в повести "Гобсек". Но если в повести Бальзак говорил о разрушительном влиянии денег на душу человека, который ими владеет, то в романах он разработал другой аспект этой темы: как расчет и страсть к накопительству, к роскоши влияют на отношения между людьми, и прежде всего на взаимоотношения детей и родителей. "Евгения Гранде" и "Отец Горио", таким образом, — две грани одной темы, два варианта освещения одной проблемы. Умирая, старик Горио говорит: "Деньги делают все, даже дочерей", которых он не дождался даже перед смертью. О судьбе Евгении Гранде можно сказать: "Деньги забирают все, даже счастье собственной дочери". В этих печальных историях звучит обвинительный приговор извращенным нравам буржуазного общества.

Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых поклонников, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака — неисчерпаемая сокровищница жизненного опыта.

Роль денег в современном обществе – главная тема в творчестве Бальзака.

Создавая “Человеческую комедию”, Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников.

Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота. Это особенно ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака

Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читателей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака – настоящая кладовая жизненного опыта.

Ростовщик Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все человеческие чувства, заглушают все другие начала.

Единственное, к чему он стремится, это обладать все большими и большими

богатствами. Кажется абсурдом, что человек, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая извозчика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков.

Ведя скромную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во что не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за помощью, он настолько беспощаден, настолько глух ко всем их мольбам, что напоминает скорее какую-то бездушную машину, чем человека. Гобсек не пытается сблизиться ни с одним человеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встречается, это его партнеры по профессии.

Он знает, что у него есть наследница, внучатая племянница, но не стремится найти ее. Он ничего не хочет знать о ней, потому что она – его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому что он не может смириться с тем, что он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством.

Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не переживает, не сочувствует людям, всегда остается безразличным ко всему окружающему.

Гобсек убежден, что только золото правит миром. Однако автор наделяет его и некоторыми позитивными индивидуальными качествами. Гобсек умный, наблюдательный, проницательный и волевой человек. Во многих суждениях Гобсека мы видим позицию самого автора.

Так, он считает, что аристократ ничем не лучше буржуа, но свои пороки он скрывает под личиной порядочности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по векселям.

Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине.

Папаша Гранде – коренастый “добряк” с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фантастическая, как Гобсек. Биография его вполне типична: сколотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде становится одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Однако богач Гранде отличается внешним добродушием, мягкостью.

Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить в доме, он не чинит лестницу, потому что ему жаль гвоздя.

Несмотря на все это, он по-своему любит жену и дочь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые периодически его навещают, поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки разжиться за его счет. Он только делает вид, что любит своего брата и заботится о его чести, на самом же деле делает лишь то, что ему выгодно.

Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее.

Страсть к деньгам делает его совершенно бесчеловечным: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества.

Пользуясь безграничным доверием дочери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей собственности, поэтому его потрясает то, что Евгения посмела сама распорядиться своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ночам часто пересчитывает свое богатство, спрятанное в кабинете.

Ненасытная алчность Гранде особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позолоченный крест.

В 1834 году Бальзак сделал первый набросок плана будущей серии романов, которую он назовет потом "Человеческой комедией". Начинает эту серию роман "Отец Горио", написанный в декабре того же, 1834 года. Эта книга открывает собой грандиозную эпопею, в ней участвуют самые важные действующие лица "Человеческой комедии", в ней завязываются сотни драм, каждая из которых в свою очередь станет темой нового шедевра. Бальзак создал мир "Человеческой комедии" по образу и подобию реального мира. Его произведения в яркой художественной форме отражают нравы французского буржуазного общества первой половины XIX века, показывают безграничную власть денег.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

контр. р. по зар.лит.docx

Министерство образования и науки РФ

Кафедра литературы и методики ее преподавания

Контрольная работа по дисциплине

Проверил: Толоконникова С.Ю.

Выполнила: студентка III курса 1 группы

Список использованной литературы

Бальзак — один из величайших романистов XIX века. Важнейшая особенность его творчества состоит в том, что он написал не просто большое количество романов, но историю целого общества. Действующие лица его произведений — врачи, стряпчие, государственные деятели, ростовщики, светские дамы, куртизанки — переходят из тома в том, и тем самым создается осязаемость и достоверность мира, созданного Бальзаком.

В 1834 году Бальзак сделал первый набросок плана будущей серии романов, которую он назовет потом "Человеческой комедией". Начинает эту серию роман "Отец Горио", написанный в декабре того же, 1834 года. Эта книга открывает собой грандиозную эпопею, в ней участвуют самые важные действующие лица "Человеческой комедии", в ней завязываются сотни драм, каждая из которых в свою очередь станет темой нового шедевра. Бальзак создал мир "Человеческой комедии" по образу и подобию реального мира. Его произведения в яркой художественной форме отражают нравы французского буржуазного общества первой половины XIX века, показывают безграничную власть денег. Он — исследователь, спускающийся в глубины океана. Океан этот — человеческая жизнь, с зыбью повседневных дел, с штормами страстей, с потайными заводями преступлений и пороков, вечно переменчивая, вечно движущаяся. И в этом движении, в этом хаосе, в цепи случайностей, катастроф, в глубинах человеческого падения и высочайших взлетах мыслей, труда, дерзаний Бальзак ищет главное, исследует законы, управляющие приливами и отливами человеческого океана.

Замечание весьма здравое — действительно, трудно поверить в то, что богач стал бы жить так, как живет Гобсек, бедно, без излишеств. Однако, как становится ясно из дальнейшего повествования, возглас Гобсека скорее всего маневр, предназначенный для отвода глаз. Как типичный скряга, он опасается, как бы о его богатстве никто не узнал.

Итак, Бальзак показал власть, которую деньги имеют над человеком. Но необходимо отметить следующее: отнюдь не деньги делают человека скрягой или мотом. Лишь сам человек определяет, что для него является главной ценностью. Пока человек жив, не поздно пересмотреть свою позицию, если следование ей отрицательно влияет на внутренний мир и внешнюю жизнь личности. Ведь не деньги разрушили семью графини, стали причиной смерти ее мужа, а образ жизни этой женщины. Причина нравственной гибели Гобсека, произошедшей задолго до его физической смерти, тоже заключается не в деньгах как таковых, а в отношении к ним этого человека, который, подобно выведенным из рабства иудеям, склонился перед золотым тельцом, позабыв о вечном величии и могуществе Бога.

В угоду им старик бросил свое дело. Он видел, что дочери стыдятся его, и раз они любят своих мужей, то он помеха для зятьев. Старик Горио понял, что настало время принести жертву, и он пожертвовал собой: сам себя изгнал из их домов и поселился в пансионе мамаши Воке. Он думал, что будет жить на покое, время от времени навещая своих дочерей, но те пускали его к себе очень редко и то тайком, с черного хода. Им нужны были только его деньги.

Отец Горио — яркий пример того, как одержимость, неуемное развитие страстей приводят к полному разрушению личности, ставшей их жертвой. Горио весь ушел в отцовское чувство, он не думает ни о ком, кроме дочерей. Его страсть выросла на эгоистической почве, и сама сила этой страсти привела отца Горио к гибели.

Главный герой, направляющий действие трагедии,- отец Евгении. Образ провинциального богача Феликса Гранде - характерное для Бальзака создание первой половины 1830-х годов. Нередко его сопоставляют с образом Гобсека. Именно это сопоставление и выявляет новые качества углубляющегося и обогащающегося реализма писателя. Подобно Гобсеку, Гранде - личность исключительная. Но исключительная на фоне обывателей Сомюра, по сравнению с которыми Гранде безусловно более умен, хитер, ловок, дипломатичен, а потому - неизменно удачлив. Однако его ум прагматичен, ограничен делячеством, лишен широты и глубины философского ума Гобсека. Не под силу ему и гобсековская проницательность суждений о мире, жизни и человеке. Заметно измельчал папаша Гранде и в главной страсти - накопительстве. Если у Гобсека культ золота [482] еще освящен философски осмысленным могуществом золота и оборотной своей стороной имел определенную общественную активность героя, то Гранде просто любит деньги ради денег. Конечная бессмысленность его накопительства очевидна.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Тема денег в русской литературе 19 века.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Русская классическая литература (литература 19 века) известна во всем мире как литература души, литература тонкого психологизма, нравственных и философских поисков. Осмысляя окружающую действительность, русские писатели выводят ее на более высокий, духовный уровень, оценивают эту реальность с позиций души и Бога. Поэтому и тема денег в русской литературе освещена именно с этих позиций.

Таким образом, Пушкин показывает, что деньги, богатство развращают человека, заставляют его думать о преступлениях, самых страшных, самых бесчеловечных, самых безнравственных.

Деньги породили в Бароне страх потерять свое богатство. Он превратился в скупца, трясущегося над своими сундуками. Все интересы жизни сузились у этого до одного – наслаждаться богатством, каждый вечер перебирать золото в сундуках:

Весь день минуты ждал, когда сойду

В подвал мой тайный, к верным сундукам.

Счастливый день! могу сегодня я

В шестой сундук (в сундук еще неполный)

Горсть золота накопленного всыпать.

Тема денег, власти капитала затрагивается и в произведениях русских писателей второй половины 19 века. В то время в России появились дельцы новой формации – капиталисты с европейским образованием и новым мышлением, другой системой ценностей. Для этих людей на первое место вышли деньги, расчет, циничное накопительство. И на все в мире - людей, взаимоотношения, любовь, семью - они смотрели именно с точки зрения наживы.

Огудалова не может так жить – финал ее жизни трагичен: она погибает от руки Карандашева, такой же жертвы циничного мира денег, как и она.

Таким образом, тема денег в русской литературе трактуется однозначно. Деньги, богатство – зло, развращающее человека, привносящее в его жизнь горе, несчастье, разрушение, смерть. Смерть если не физическую, то духовную. Причем, деньги губят не только тех, у кого они есть, но и кто просто соприкасается с миром богачей, ловких дельцов, готовых за монеты продать дьяволу свою душу.

Гост

ГОСТ

Мировая литература - это удивительное сочетание самобытных национальных литератур. В мировой литературе отразились эпохи, переживания и мысли людей всего земного шара. Одним из методов систематизации этой огромной палитры произведений является периодизация.

Периодизация зарубежной литературы:

  1. Античная литература;
  2. Средневековая литература;
  3. Литература XVII века (литература Возрождения);
  4. Литература XVIII века (литература Просвещения);
  5. Литература XIX века;
  6. Литература XX века.

Каждый из периодов имеет свои временные рамки (весьма приблизительные) и свои характеристики. В этой статье мы познакомимся с особенностями литературы XIX века.

Об эпохе

Если XVIII век называли эпохой Просвещения, то век XIX называют веком гуманизма.

Гуманизм - мировоззрение, рассматривающее жизнь и личность человека как высшую ценность.

Надо отметить, что литературный XIX век не совпадает с календарными рамками. Отсчёт эпохи гуманизма в литературе принято вести от даты завершения Великой Французской революции в 1794 году. Событиями, столь же сильно повлиявшими на жизнь и культуру человека на рубеже веков, стали завершение промышленной революции в Англии и война за независимость в США.

В европейской литературе XIX века господствовали два направления:

Так или иначе очень многие произведения XIX века переосмысляли события французской революции. Разочаровавшись в её последствиях, писатели часто поднимали тему утраченных иллюзий.

Романтизм (фр. romantisme) - литературное направление, представители которого наивысшими ценностями считали духовно-творческую жизнь личности, её независимость и свободу.

Немецкий романтизм XIX века

Готовые работы на аналогичную тему

В немецкой литературе идеи Просвещения сохранили свою значимость и в девятнадцатом столетии. В начале века немецкие романтики даже создали культ Гёте, основываясь на его эстетических взглядах и убеждениях.

Немецкий романтизм имел глубокие связи с Просвещением.

Самыми яркими немецкими писателями той поры являются:

  • Фридрих Гёльдерлин;
  • Жан Поль;
  • Фридрих Шеллинг;
  • Георг Гегель;
  • Эрнст Гофман;
  • Рихард Вагнер.

Значительной фигурой в немецкой философии XIX века был Иммануил Кант.

Английский романтизм XIX века

Романтизм был продолжением рассуждения о возможностях человеческого разума.

Представителями английского романтизма были:

Французский романтизм XIX века

Революция сильно поменяла взгляды французов на восприятие исторического процесса и места человека в истории. Всем произведениям французских писателей начала XIX века свойственно описание неотвратимости перемен.

Для французских романтиков было весьма характерно желание заглянуть в самые дальние уголки человеческой души, чтобы объяснить все её противоречия.

Французский реализм XIX века

На смену романтизму во второй половине XIX века пришёл реализм.

Реализм - литературное направление, стремящееся к объективному и правдивому воспроизведению окружающей действительности.

Французские писатели-реалисты XIX века:

  • Проспер Мериме;
  • Оноре де Бальзак;
  • Гюстав Флобер.

Свою главную задачу великие французские реалисты видели в передаче реальности такой, какая она есть.

Главная сила французского реализма заключалась в критике антигуманных и социально несправедливых основ буржуазного общественного строя.

Английский реализм XIX века

Представителями английского реализма XIX века являются:

  • Чарльз Диккенс;
  • Эмили, Энн и Шарлотта Бронте;
  • Уильям Теккерей.

Читайте также: