Урал таулары турында сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Задачи: Расширить представление детей о многообразии культурного наследия Народов Поволжья. Способствовать развитию игрового, театрального творчества, выразительности речи. Воспитывать культуру поведения.

Оборудование и материалы: детские костюмы народов Поволжья, национальные блюда всех республик, разноцветные платки, карта России, маска кукушки, солнца, месяца, канат, бревно, маска Шурале.

Подготовка воспитателя : подборка информационного материала, составление сценария развлечения, изготовление атрибутов, беседы с родителями, подготовка встреч с представителями национальных диаспор, изготовление костюмов, масок.

Ход развлечения:

1 вед. Торсак та без трле ирлрд

Без яшибез Рсй иленд.

Сйлшбез трле теллрд,

Алашабыз дуслык теленд

стергн д безне чын дуслык,

Кч биргн д безг чын дуслык.

Дуслык булса яшр гомерг

Бтен ир шарында тынычлык

2 вед. Сколько нас нерусских у России

И татарских, и иных кровей

Имена носящих не простые

Не простых Российских сыновей.

Любим мы края свои родные

И вовек, не завтра, не сейчас.

Отделить нельзя нас от России

Родина немыслима без нас.

1вед. Хрмтле кунаклар, халыклар дуслыгы бйрмен башлап ибрбез.

Дети парами заходят в зал и встают полукругом.

Идут дети в татарском костюме

Мальчик - Сез кайдан? - дип сорыйсыз Девочка: Спросите: Откуда вы?

-Без Казаннан, Иделдн. –Мы с Волги, из Казани

Идел эчкн су булыр, Поит нас Волжская вода,

Иделд иген иккн, Мы хлеб растим, пасем стада

Яшгн, кнен иткн Качаем нефть, грузим суда

Татарстан шул булыр. В свободном Татарстане.

Мальчик: Без – татарлар, Девочка: Ихтирамны зур билгесе диеп

Шушы исем белн Дусларны табынына

ирд яш зе бер бхет. Халкыбызны эмэнэте итеп

Без – татарлар, Чкчк куыйк кунак алдына.

Бар халыклар белн берлшеп.

1 вед: Рхим итегез, трдн узыгыз. Карагыз ле дуслар, нинди тмле баллы чкчк, чк – чк ул татар халкыны милли ризыгы. Рхмт сезг.

2вед. А теперь выходят гости из республики Башкортостан, поприветствуем их. Звучит башкирская музыка. Идут дети в башкирском костюме.

Девочка: Юмарт сине ире, Башкортстан

Шуа татлы, ахры, икмге.

Игенчене батыр хезмте бу –

Кпереп пешкн арыш икмге.

Мальчик: Тау актарып алтын эзлгндй

Бал авырлык белн табыла.

Тирлп – пешеп чйлр эчкн чакта

Хуш ислре акый табынга.

Асылташтай кыйммт хзин ул –

Бал кортлары биргн крзлр.

злрене йрк хисен салып

ибрделр крше – кардшлр.

1вед. Проходите гости дорогие. Ой, какой ароматный мед, Башкортостан всегда славится своим качественном медом. Спасибо вам.

2вед. Встречайте гостей из Чувашии.

Играет чувашская музыка. Выходят дети в Чувашском костюме

Девочка: Лаской землю отогрела Мальчик: Избы звонким тесом крыты

Снова милая весна Ровно пригнанным в ряды

Снова свет смеется белый А вдоль улицы гляди ты

Пробуждает ото сна Густолистые сады

1вед. Вот теперь мы попробуем знаменитый чувашский пирог с калиной. Проходите, спасибо вам ребята.

2вед. Обратите внимание сейчас к нам выйдут гости из республики Мари Эл.

Звучит марийская музыка. Идут дети в марийском костюме.

Девочка: Цветут необозримые Мальчик: Всех крупней и сочней

Колхозные поля У марийцев овощи

Огромная любимая Попробуйте испекли мы

Марийская земля. Из картошки перемечи.

1вед: Спасибо вам за гостинцы. Посмотрите, какие пышные, аппетитные перемечи из картошки, проходите, гости дорогие.

2вед. Не отказались от приглашения и жители из Мордовии, Встречайте их.

Звучит мордовская музыка. Идут дети в мордовском костюме.

Девочка: У нас в Мордовии Мальчик: В доме пахнет калачом

Солнце ярко, небо сине Капуста в бочках бродит

Золотая пшеница Стол накроем пусть любой

На полях колосится В гости к нам приходит

1вед. Проходите, гости дорогие, я пробовала мордовские пироги с капустой, уверяю они очень вкусные.

2вед. А сейчас появятся гости из самой зеленой республики, только там растут непроходимые леса. Вы не догадались кто? Встречайте, гости из Удмуртии.

Выходят дети в удмуртской национальной одежде.

Девочка: Удмуртия зеленая Мальчик: Что прекрасней и милее

Леса, леса, леса. Этой ласковой земли

Леса непроходимые, Всюду яблони белеют

Суровая краса. И Вятка течет вдали

1вед. Да, уродились у вас яблоки. Видно дожди вас не обошли. Спасибо, проходите.

2вед. Обратите внимание на самую многочисленную группу гостей. Встречайте гостей из центра России.

Звучит русская музыка. Выходят дети в русском костюме.

Девочка: А мы живем в России

У нас леса густые

У нас березы белые

Мальчик: И девочки умелые

Девочка И небо наше чистое

И реки наши быстрые.

Мальчик: И Москвы столицы нашей

В целом мире нету краше

Вместе: Приезжайте чаще к нам

Очень рады мы гостям!

1вед. Проходите гости дорогие. Спасибо за каравай.

2вед. Кажется все в сборе, пора начинать наш праздник.

Дети садятся на стульчики.

Звучит старинная русская песня о Волге- матушке реке (на стене крупная карта Татарстана с соседними республиками Поволжья)

2 вед. (Показывает) - Дети посмотрите на карту, я показываю древнюю реку, кто умеет читать прочитайте, как она называется?

- Волга. - А по татарски? – Идель.

По берегам полноводной реки Идель поселились русские, татары, удмурты, башкиры, чуваши, марийцы, мордва. Они все говорят на разных языках, у них разные обычаи и национальные костюмы. Взгляните на карту. Видите, какая она пестрая, разноцветная! Здесь каждая республика обозначена особым цветом. Посчитаем сколько же здесь цветов? Шесть цветов – шесть республик. Они вплотную прижались своими границами одна к другой, будто крепко взялись за руки и дружески опираются плечо о плечо. У каждой республики свое название, оно дано по имени того народа, который составляет в ней большинство ( на карте находят и читают: Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Чувашия, Мордовия, Мари Эл.) У каждой Республики своя столица, свой отличительный знак герб, флаг. Эти все маленькие республики находятся на земле большой России. - А как называется столица России? – Москва.

Идел зур, куп сулы бай елга. Идел елгасы буенча трле халыклар яши: татарлар, башкортлар, чувашлар, удмуртлар, марилар, мордволар, русслар м башка халыклар. Сез д бген шул халыкларнын милли киемнрен киеп кердегез.

Идел буены табигате урманнарга, суларга бик бай. Сез инде Татарстан урманнарын йрнеп белсез. Идел буе урманнарында да шундый тр семлеклр, агачлар с, нлеклр яши. йтеп карагыз ле бу урманнарда нинди нлеклрне очратырга ммкин? (тлке, бре, тиен, поши. б.)

- нинди кошлар яши? (тукран, саескан, песнк, кызылтш, ябалак)

- нинди агачлар белсез? (каен, нарат, имн, чыршы, юк)

Балалар, урманнарны файдасы гаять зур. Идел буенда ирлр бик удырышлы. Идел буе халыклары элек – электн игенчелек м терлекчелек белн шгыльлн. Басуларны, болыннарны иге – чиге юк.

- Басуларда нинди культуралар стерлр? (бодай, арыш, борчак, карабодай, кукуруз). – Яшелчлр? (кбест, брге, кишер, чгендер)

Идел буе халыклары узара аралашып дус м келле яшилр. Без хзер шул халыкларны ырлары, биюлре, уеннары белн танышырбыз.

1реб. В нашем зале шум и смех 2реб. Мы играем целый день

Не смолкает пение. Целый день играть не лень

И на разных языках Кто заглянет – будет рад

Мы начнем веселье Вот какой наш детский сад

Перед началом игры дети стоят лицом друг другу в два ряда. Каждая пара держится за вытянутые вперед руки и поют.

Как на праздничном базаре

Два веселых удальца

Друг у друга торговали

Жеребец был черный- черный

И лишь звездочка под челкой

Выигрывает та группа, которая перетянет на себя шнур.

1реб. Яркие платочки

В руки мы возьмем

Из под дуба, из под вяза

2 реб. Детский сад у нас хорош

Лучше сада не найдешь

И споем сейчас о том,

Как мы весело живем.

Дети стоят в кругу, кукушка в середине. Дети идут по кругу и поют.

Дети: Эй, кукушечка, лесная Кукушка: Я одна ку-ку на свете

Мы тебя совсем не знаем. У меня пропали дети

Ты о чем ку – ку – кукуешь Куковать мне одинока

На суку в лесу тоскуешь? На суку сосны высокой

Поют все дети то сужая, то расширяя круг, руки за спиной. В это время ведущий вкладывает незаметно кому- нибудь в руки платочек.

Дети: Эй, кукушечка, лесная

Поиграй в платочек с нами.

Ты отыщешь наш платочек

Мы твоих сынков и дочек.

Дети передают за спиной платочек, а кукушка старается угадать у кого платочек.

3реб. Ямьле Агыйдел буйлары

Биек Урал таулары.

Шул якларда биеп с

(В игре 4 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам зала. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок. Дети идут по кругу и поют.)

Мы веселые ребята

Соберемся все в кружок

Поиграем и попляшем

И помчимся на лужок. (На мелодию без слов дети свободно бегают по залу, по окончании музыки бегут к своим стульям, берут платок поднимают над головой- получается юрта).

1 вед. А сейчас, ребята, наш гость из Чувашии. Расскажет нам стихотворение на своем родном чувашском языке.

Чувашское стихотворение про мишку

2 вед. Ребята, вот мы с вами пели песни, играли игры, танцевали. Поближе познакомились с каждой республикой. А вы знаете сказочных героев этих республик? Кто главный герой в башкирских сказках? (Лунная девушка, Мордовских сказках? (Лиса и медведь, в русских? (Емеля, Иванушка, а в татарских сказках? (би белн бабай, Шрле)

Звучит музыка, заходит Шрле. (диалог ведущей с Шурале)

1 реб. Россия – любимая наша страна

Очень и очень большая она.

Россия – Родина, наш дом

Где вместе дружно мы живем.

Ее ты не охватишь взглядом

Но где б не были, и ты и я

Мы знаем то, что с нами рядом

Всегда надежные друзья.

Льются песни потоком незримым

Всех народов я песни пою

Я люблю тебя, край мой милый

Неизменно Россию люблю!

2 вед. Ну, что же наш вечер подходит к концу. Мы всегда рады друзьям и надеемся, такие встречи будут ежегодными. Мы ждем гостей из Татарстана, из Башкортостана, из Чувашии, из Мордовии, из Мари Эл, из Удмуртии, из России. Счастья вам, до новых встреч.

Сочинение по картине шигайский край В?

Безнең республикабыз бөек Рәсәй киңлекләрендә урнашкан.

Монда бик күп милләт дуслыкта һәм бердәмлектә матур гомер кичерә.

Аларның уникаль гореф - гадәтләре, борынгы культуралары туган ягыбызның иң мөһим рухи байлыгы.

Минем өчен кадерле һәм якын булган як ул минем туган авылым.

Туган авылым зур түгел, кечкенә, ул ике калкулык астында урнашкан.

Бу ике калкулык кышны салкын җилләрдән саклый безне, а җәйне монда авыл халкы урман җиләге җыеп мәш килә.

Кечкенә тауларыбызны җитез елга уратып алган.

Бала - чагага җәй көнендә иң зур шатлык иртәннән кичкә чаклы шушы елгада ташбаш яки зур булмаган табан балыкларын тотып утыру.

Ерак түгел генә безнең урманыбыз да бар, анда без җәй көннәрендә җиләк һәм гөмбә җыеп вакытыбызны уздарабыз.

Урал таулары безнең туган авылыбыздан ерак урнашкан.

Минем туган ягым – чиксез калкулыклы дала, кайсебер җирдә аны зәңгәр сулы елагалар кисеп чыга.


Помогите написать сочинение на башкирском языке минумум 15 предложений про осень?

Помогите написать сочинение на башкирском языке минумум 15 предложений про осень.


Составьте 5 предложений с прилагательным Можно на русском и башкирском языке?

Составьте 5 предложений с прилагательным Можно на русском и башкирском языке.


Помогите пожалуйста очень прошу по башкирскому языку?

Помогите пожалуйста очень прошу по башкирскому языку!


Просклонять по падежам слово лес и школа на башкирском языке?

Просклонять по падежам слово лес и школа на башкирском языке.


Как пишется цифра 1000 на башкирском языке?

Как пишется цифра 1000 на башкирском языке.


2пословицы о добрате на башкирском языке?

2пословицы о добрате на башкирском языке.


Написать пять загадок и пословиц на башкирском языке?

Написать пять загадок и пословиц на башкирском языке.


Написать сочинение на башкирском языке про маму?

Написать сочинение на башкирском языке про маму.


Написать о свём кумире по Башкирский?

Написать о свём кумире по Башкирский!


Перевести с башкирского на русский?

Перевести с башкирского на русский!

Это башкирский а не русский.

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Сочинение по картине шигайский край В?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 5 - 9 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.


Пролетели стаи птиц В. П. (? ).



Твёрдый знак пишется после приставки и до гласной буквы (е, ё, я, и, ю) мягкий знак пишется после согласной буквы, но после мягкого знака должна быть гласная буква. Примеры : подъезд, вьюга. Знаю, что не все признаки назвала.


Нужно беречь наш родной русский язык. Русский язык считается одним из самых универсальных языков мира. С его помощью до собеседника можно донести информацию различными способами. Ярко и красочно описать события, передать чувства и мысли. И как мо..


Безопасен хрустен свистел лестен расчистка хлестен повестен древесен чудесен место здравье редкостен Шотландии честен завистен.


(1)Язык очень нужен людям чтобы передавать и сохранять знания. (2)Без языка люди не могли бы объяснить где можно поселиться, найти улицу, поесть и многое другое. (2)Давайте представим ситуацию когда ты приехал в незнакомый город один. (3)Ты хочешь..


Я больше не буду разговаривать. Не смогу вообще ни с кем общаться. Я не смогу учиться. Не смогу получать информацию. Жить будет очень сложно. Я не смогу ничего купить в магазине. Не смогу сделать уроки. Язык - очень важная часть нашей жизни. ..


1 часть : Заканчивается : и отправились на речку. 2 часть : Заканчивается : одну за другой 3 часть : Заканчивается : концом текста.


Газеты(что? ) - это подлежающее, доставляют(что делают? ) - это сказуемое.


Приволье - раздолье поля - земля исполины - картины моря - моя соловья - моя.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Туган ил, туган жир, туган туфрак , сулаган саф һава, челтерәп аккан шифалы чишмәләр, елгалар. Барысы да туган якта үз, якын , кадерле, сокландыргыч ! Урал тауларының киң итәгендә туган ягым Башкортостан урынлашкан.


Башкортстан- таулар иле,

Монда алсу, тын таңнар,

Шул таңнарга уй-хисләрем

Яшьтән үк манчылганнан.

Башкортстан - күлләр иле,

Күлләре зәңгәр күзле.

Чишмәләре ачык йөзле,

Каршылар жырлап сезне.( М.Сиражи)

Шушы зәңгәр күзле күлләр, ачык йөзле чишмәләр , тын таңнар бөтенесе туган жиремдә. Чишмәләр жырын тыңлый-тыңлый хәтфә үләннәр келәме өстеннән ялан аяк йөгерәм. Ә искән жылы назлы жил битемнән иркәли. Каршыга очраган зифа каеннар серемне саклый, киңәш бирә сыман .Нинди ләззәтлек, рәхәтлек ! Һәркемгә шушы бәхет тияме соң!? Юктыр, чөнки кемдер үз туган жирен, нигезен корыта, оныта ; туган теле һәм тарихыннан баш тарта. Халык акылы : " Илен белмәгән - тиле", - ди . Фаиль Шәфигуллинның "Каеннар " шигыре юллары күңел сагышыннан язылган :

Серләшеп туймый каеннар

Яшел хәтфә аланда.

Каен телендә сөйләшү

Рәхәт, ахры, аларга.

Яфраксыз бер каен гына

Сүзсез, кайгыга чумган.

Ана телен белми торган

Кызганыч кеше сыман.

Телсез халык булмый, ил булмый. Телебезне онытсак, тарихыбыз мәңгелеккә гасырларда югалыр. Башка милләтне хөрмәт итик, телен , мәдәниятен өйрәник, әмма үз тамырларыбызны онытмыйк.

Күренекле шагыйрь Мостай Кәримнен шигырь юллары кечкенәдән йөрәгемә жуелмас хәрефләр белән язылган:


Жир Шарының картасына

Карасан яхшы гына,

Башкортостан шул картада

Бер яфрак хәтле генә.

Бер яфрак хәтле генә. Кем генә базнат итмәгән, кара кулларын сузмаган , ләкин өзеп алырга көче житмәгән.Чөнки шушы яфрак үскән агачның тамыры нык , гасырлар буе кара туфрак куенында ныгыган, үскән. Туган ягымның ныклы тамыры - халкыбыз. Башкортстанда күп милләт халыклары үзләренең икенче туган илләрен тапканнар. Рус, татар, башкорт, мари, мордва, чуваш һәм башка милләтләр бер кан туганнар кебек дуслыкта, татулыкта яши. Барысы очен дә Башкортстан газиз, сөекле , якын . Халыклар татулыгы, хезмәте, тарихы, ижаты, күренекле шәхесләре туган жиребезгә дан китерә. Батырлар эзе жыр, шигырь ,хикәя , әсәрләрдә язылган. Герой - шагыйрь Муса Жәлилнең ялкынлы шигырь юллары туган илгә чын сөю хисләре булып яңгырый:

Үлгәндә дә йөрәк туры калыр

Шигыремдәге изге антыма.

Бар жырымны илгә багышладым,

Гомеремне дә бирәм халкыма.

Халкымның күренекле зыялылары , шәхесләре күп : М.Кәрим, З. Биишева, М.Гафури, Р.Хәсәнов, М.Акмулла , И.Тасимов, Зәки Вәлиди , С.Юлаев һәм башкалар. Аларның тормыш юллары , халыкка хезмәте үрнәк булып тора. Туган як, халкыбызның үткәнен данлап, якты киләчәге өчен хезмәт итү үзе бер шатлык, горурлык. Уй-фикерләремне Салават Юлаевның шигырь юллары белән тамамлыйсы килә:

Минем туган кырларым,

Балдай татлы суларым,

Күккә ашкан Уралым -

Минең изге төягем,

Сезне сөя йөрәгем.

Туган ягымны сөям, тарихын өйрәнәм, халкыбыз белән горурланам , туган телемдә дан жырлыйм !

Минем туган ягым Башкортостан. Безнең республикабыз бөек Рәсәй киңлекләрендә урнашкан. Монда бик күп милләт дуслыкта һәм бердәмлектә матур гомер кичерә. Аларның уникаль гореф-гадәтләре, борынгы культуралары туган ягыбызның иң мөһим рухи байлыгы.
Һәркемгә үз туган ягы йөрәгенә бик якын һәм кадерле. Кайда гына булмасаң да, нинди генә матур җирләрне күрмәсәң дә күңел барыбер үз туган ягыңа тартачак, чөнки монда табигать тә матуррак, һава да чистарак. Безнең өчен зур горурлык шулдыр – кем генә Башкортостанга кунак булып килмәсен, барсында мондагы яшел куе урманнар, саф чиста сулы елгалар, бөек Урал таулары һәм кунакчыл, нечкә күңелле башкорт һалкы таң калдыра. Туган як – ул минем яраткан гаиләм һәм туган йортым гына түгел, туган ягым минем бөтен Башкортостан.
Эссе җәй көннәрендә урманда олы имәннәр һәм төз каеннар күләгәсендә, җиләстә йөрү иң рәхәтедер. Кайдадыр якында гына җитез чишмә үзенең моңлы җырын җырлап йөгерә, ул бер дә арымый: кышын да, җәен дә, язын да, көзен дә каядыр ашыга да ашыга. Минем туган ягым урманнары төрле-төрле җиләк-җимешкә, гөмбәләргә, дару ясый торган үләннәргә бай. Аларны барсында курыкмыйча кулланырга мөмкин, чөнки алар саф һавада, кеше аягы басмаган җирдә үскәннәр. Бу бөтен байлыкны безнең яхшы һәм миһербанлы мөнәсәбәтебез генә саклап киләчәк буыннарыбызга да җиткерер.
Минем өчен кадерле һәм якын булган як ул минем туган авылым. Туган авылым зур түгел, кечкенә, ул ике калкулык астында урнашкан. Бу ике калкулык кышны салкын җилләрдән саклый безне, а җәйне монда авыл халкы урман җиләге җыеп мәш килә. Кечкенә тауларыбызны җитез елга уратып алган. Бала-чагага җәй көнендә иң зур шатлык иртәннән кичкә чаклы шушы елгада ташбаш яки зур булмаган табан балыкларын тотып утыру. Ерак түгел генә безнең урманыбыз да бар, анда без җәй көннәрендә җиләк һәм гөмбә җыеп вакытыбызны уздарабыз. Урал таулары безнең туган авылыбыздан ерак урнашкан. Минем туган ягым – чиксез калкулыклы дала, кайсебер җирдә аны зәңгәр сулы елагалар кисеп чыга.
Башкортостанда уникаль табигать һәм мәдәният байлыклары бик күп. Монда булган сәяхәтчеләрнең күңелендә Башкортостанда күргән матурлыклар озакка саклана һәм тагын да шушы тылсымлы җиргә борылып кайтасы килеп торадыр.
Безнең бурычыбыз - шушы табигый байлыкларны, туган ягыбызның матурлыгын саклауга барлык көчебезне салу, туган җиребезгә олы ихтирам белән карау. Шулай булса гына монда килүче кунакларбыз да безнең туган ягыбызга, туган җиребезгә ихтирам белән карарлар һәм аңа зыянлык ясамаслар.

Природа русского обряда: "Обряд" - слово русское и происходит от корня "ряд". Рядить или обряжать значило: обсудить, договориться о чем-либо, установить то или иное житейское правило, провести праздник. В широком смысле слова - это строй, порядок, уклад жизни семьи, общины, трудовых коллективов. С помощью обрядов определялись и регулировались все отношения, вся деятельность людей, их досуг и развлечения. На обрядовой основе возникало и развивалось национальное самобытное искусство, создавались народные песни и танцы, художественные символы и орнаменты, народный эпос. Возникая на основе производственной деятельности, обряды являлись и средством общения, и средством выражения коллективных эмоций. Именно праздники всегда составляли основу ритма народной жизни. Разумеется "праздники" не в нынешнем их значении сплошного отдыха, а праздники как дни "страшные" или "страстные", посвященные богам, которые регулируют жизнь в природе и человеческом обществе. Большинство славянских обрядов сложилось в доисторические времена. Жизнь племен и народов носила относительно демократический характер, эти племена не знали рабства, подневольного труда и долговой кабалы. Только с развитием частной собственности начался процесс разделения земель, т. е. процесс закрепощения, появились феодальные государства, нуждающиеся в новой религии. Такой религией стало христианство. Православные миссионеры все больше вторгались в жизнь народа, всячески способствуя его духовному закрепощениою. Духовенство с помощью княжеских дружин насильно загоняло людей в реки и крестило, превращая их единым взмахом меча и креста в рабов господ небесных и земных.

Читайте также: