Сочинение семья нравственный оплот нации л н толстой

Обновлено: 04.07.2024

В тексте полнее всего раскрываются устройство и взаимоотношения трех совершенно разных семей: Ростовых, Болконских и Курагиных – из которых первые две в большинстве своем соответствуют мнению самого автора по этому вопросу.

Ростовы, или великая сила любви

Глава большой семьи Ростовых, Илья Андреевич – московский дворянин, человек очень добрый, щедрый и доверчивый, обожает жену и детей. Ввиду крайней душевной простоты он совершенно не умеет вести хозяйство, поэтому семья находится на грани разорения. Но Ростов-старший не может ни в чем отказать домочадцам: ведет роскошную жизнь, оплачивает долги сына.

Другой представитель младшего поколения семьи Ростовых, Николай, не отличается ни глубиной ума, ни широтой души, однако это простой, честный и порядочный молодой человек.

Потому что в таких отношениях не ничего духовного. Это путь разъединения и деградации, ведущий в никуда.

Болконские: долг, честь и разум

Сестра Андрея, княжна Марья Болконская, показана в романе как абсолютно цельный физически, психологически и нравственно человек. Девушка, не отличающаяся физической красотой, живет в постоянном ожидании тихого семейного счастья. Это наполненная любовью и заботой лодка, ждущая терпеливого и умелого капитана. Эта умнейшая, романтичная и крайне религиозная девушка покорно сносит все грубости отца, ни на миг не переставая любить его сильно и искренне.

Таим образом, младшее поколение семьи Болконских унаследовало все лучшие качества старого князя, оставив без внимания лишь его грубость, властность и нетерпимость. Поэтому Андрей и Марья способны по-настоящему любить людей, а значит, способны развиваться как личности, подниматься по духовной лестнице – к идеалу, к свету, к Богу. Поэтому война и мир семьи Болконских так сложны для понимания большинства их современников, поэтому ни Мария, ни Андрей не любят светскую жизнь.

Курагины, или мерзость пустого эгоизма

Выводы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


« … Нигде с такой яркостию и силою не выступала русская семейная жизнь, как в.

Болконские Курагины Ростовы ИСТОРИЯ ТРЕХ СЕМЕЙСТВ СРАВНЕНИЕ АНТИТЕЗА

Болконские Курагины Ростовы ИСТОРИЯ ТРЕХ СЕМЕЙСТВ СРАВНЕНИЕ АНТИТЕЗА



«Вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женски.

«Пляска оживлялась все более и более. Все было занято графом и Марьею Дмитрие.

… Семейство Ростовых, хотя они и графы, есть простое семейство русских помещи.

… Семейство Ростовых, хотя они и графы, есть простое семейство русских помещиков, тесно связанное с деревнею, сохраняющее весь строй, все предания русской жизни и только случайно соприкасающееся с большим светом. Большой свет есть сфера, совершенно от них отдельная, тлетворная сфера. Н. Н. Страхов


КНЯЗЬ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ БОЛКОНСКИЙ «Он говорил, что есть только два источника.

КНЯЗЬ АНДРЕЙ «Я иду на войну …, потому что та жизнь, которую здесь я веду, не.

«Семейство Болконских точно так же не принадлежит к большому свету. Скорее мо.

Н. С. Волконский-прототип Н. Болконского И. А. Толстой- прототип графа И. Рос.

Н. С. Волконский-прототип Н. Болконского И. А. Толстой- прототип графа И. Ростова ЛЮБИМЫЕ СЕМЬИ

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 398 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.04.2017 2916
  • PPTX 1010 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Островская Людмила Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

"Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы", — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.

Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.

Процесс создания романа-эпопеи "Война и мир" не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и "примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России", и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, "эпохе заблуждений и несчастий" своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то "чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. ". Толстой в очередной раз оставил написанное и "стал писать со времени 1812 года". Но оказалось, что "между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи" личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали" с равным интересом для автора, "молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени". И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав "наших неудач и нашего срама". Писатель пришел к выводу, что если "причина нашего торжества" лежала в "сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений". Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести "многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов". Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта "Войны и мира" прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.

Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.

Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: "Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. ", то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: "Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. "

Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте "Войны и мира" появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил "по Толстому". Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что "исторические рассуждения" в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем "особого мнения". То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.

Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. "Что за славный народ!" — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. ". Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: "Я сожгу Москву", как и Наполеон: "Я накажу свои народы", — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. " — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.

Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно "Войну и мир", с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют "романом-эпопеей". Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.

Семьи в романе

Три абсолютно разных семьи вошли в основу произведения: Ростовы, Болконские, Курагины. Первое семейство представляет собой идеал семейной жизни, по мнению автора. Толстой показывает, что через взаимоотношения можно увидеть истинные поступки, понять убеждения и нравственные принципы людей.

Семейство Ростовых

Семья в понимании Толстого может достигнуть человеческого счастья тогда, когда между ее членами будет царить любовь, понимание, уважение и добро.

Семейство Ростовых

Ростовы показываются автором как эталон семейного счастья. Отношения этих людей строятся на помощи ближнему, благородстве, заботе, внимательности. Их дом всегда полон гостей, а столы ломятся от угощений. Эти добрые люди никому и никогда не отказывают. Дети не соперничают, вместе проводят время. Их главное семейное кредо — любовь.

Родители искренни между собой. Когда их сын проигрался в карты, они не упрекали его, а помогли. Эти люди научили своих детей состраданию и сопереживанию. Аргумент этого — эпизод с Наташей, когда она готова была отдать последнее раненым солдатам. Дети взяли от родителей самое лучшее.

Качества, присущие Ростовым:

  • искренность;
  • отзывчивость;
  • патриотизм;
  • отсутствие авторитарности родителей.

В этой семье все уважают друг друга. Родители не раздают команды и указы детям, а только наставление. Наташа Ростова — плод высокоморальной любви, вобравшая самые прекрасные качества, которые могут быть у человека. Это воспитанная, благородная девушка, которая хотела осчастливить весь мир. Она любила литературу, творчество, музыку. Жажда жизни героини вдохновляла людей. Девушка переняла заботливость и хозяйственность от своей матери. Это был естественный персонаж, неспособный на ложь. Наталья отличалась от девушек светского общества. Она не гналась за богатствами, была естественна, без лицемерия и фальши.

Ростовы, как идеальная семья, притягивают внимание читателя простотой и добродушием. Это образец для подражания, идеал, достойный уважения.

Аристократы Болконские

Жизнь семьи Болконских наполнена разными событиями. Об их богатстве ходила молва по всей Москве. Это были люди знатного происхождения.

Глава семейства был упрям и бестактен, он не уделял особого внимания детям. Несмотря на его самодурство, Андрей и Марья почитают отца, живут по его порядкам, уважают старших. Марья побаивается родителя, но переживает за него и любит. Девушка имеет следующие черты:

Марья Болконская

  • благородство;
  • доброта;
  • патриотизм;
  • сострадание;
  • сопереживание;
  • послушание;
  • духовность.

Андрей Болконский был умен, обладал богатым внутренним миром. Его жизнь полна печали, страданий и переживаний. Эти неприятности сказались на его личности.

Отношения в семье Болконских были сложными и натянутыми. Это тяготило детей, хотя между собой брат с сестрой были очень близки.

Андрею присущи следующие качества:

  • сильная воля;
  • ум;
  • твердость характера;
  • рассудительность;
  • патриотизм;
  • самообладание.

Персонаж всегда доводил начатое до конца, был истинным патриотом, настоящим воином. Со временем у него была своя семья, в которой он формировал свои устои. Во время родов жена Болконского умерла, но ребенок выжил. Николенька воспитывался у тетки Марьи, которая очень любила малыша, заботилась о нем. Андрей искал славы и званий, но со временем разочаровался в своих мечтах, обрел понимание жизни.

Старый князь Болконский с сыном были близки по духу, Андрей прислушивался к доброму слову отца. Честь и достоинство — самое важное в этой семье. Роскошь, знатный род не сделали их высокомерными и самоуверенными. Эти люди решали судьбы крестьян, помогая им. В доме Болконских не было фальши. Они никогда не хвастались своим происхождением. Эта семья живет разумом, она имеет свои моральные принципы, требует того же от окружающих.

Анатоль, Элен, Василий Курагины

Жизни семьи Курагиных

Он признается, что в нем нет родительской любви. Самое главное для князя — удачно пристроить своих детей, чтобы они жили своей жизнью. Курагин выдал замуж свою дочь Элен за Пьера Безухова, лишь бы не заботится о ней. Этот брак был неудачным, так как между супругами не было любви. Элен постоянно изменяла Пьеру, не ценила его и ни во что не ставила.

Анатоль Курагин — мерзавец и интриган. Он соблазнил Наташу Ростову, обманул ее, уговорил бежать вместе, хотя сам был уже женат на другой. Курагин разбил счастье Болконского и Ростовой.

Конец жизни этих людей печален. Анатоль был в бою, его сильно ранило, Элен умерла во время войны. Другие семьи обрели счастье и любовь, дома Болконских и Ростовых объединились, а эти люди получили только печаль и горе.

Примеры сочинений

Отношения в семьях у Толстого нередко становится темой итогового декабрьского сочинения в школе. В нем нужно раскрыть свое мнение о взаимоотношениях близких людей. Каждый человек имеет свое представление о семейных отношениях. Кому-то представляется родительский дом, его тепло и уют, а кто-то вспоминает свое семейное гнездо, где образовалась уже новая ячейка общества.

Первый вариант

Если Наташа растет в благоприятной обстановке, где ее любят, ценят, то она и вырастает человеком с такими же качествами. Но если взять семью Курагиных, сразу становится понятно, что с таким отцом не стоит многого ждать от детей.

Семья закладывает качества и характер ребенку. Семейная ячейка — основа любого общества. Любовь, уважение и взаимопонимания — важная черта для отношений.

Наташа Ростова

Ростовы — добродушные, искренние люди, незнающие корысти. Они готовы на все, все вместе проходят через жизненные испытания, поддерживая друг друга. Несмотря на проблемы и беды, они сохраняют в себе человечность.

Наташа перенесла все эти качества в свой дом, когда вышла замуж за Пьера. Она обрела счастье и смысл жизни в семье, детях, заботе о них.

Болконские — знатные люди, которых заботили государственные интересы и политика. Они были требовательны к себе и к окружающим. Честь, достоинство и разум — вот характерные черты этой семьи. Андрей искал славы, признания, но разочаровался в них. Марья была добра, религиозна.

Семья Болконских обладала богатым внутренним миром, никогда не кичилась своим аристократическим происхождением.

Курагины ассоциируются с эгоизмом, лжепатриотизмом. Они заботились только о своих интересах и потребностях, другие люди их не волновали. Дети выросли эгоистичными. Так же как и отец, они искали выгоду во всем. Это были бесчувственные интриганы, лицемеры и мерзавцы. В их доме все было фальшивым, даже ценности.

В своем итоговом сочинении-миниатюре хочу сделать вывод, что тема семьи и детей будет актуальна во все времена. Люди могут поучиться у положительных героев, какие ценности помогут жить счастливо и осчастливят близких.

Другой образец

В произведениях Толстого отводится огромная роль семье. Среди семейного разнообразия в романе, хочется выделить Ростовых и Болконских. Эти семьи обладают своими принципами, ценностями и качествами. Для Ростовых — это любовь и уважение, а для Болконских — разум, достоинство и честолюбие. Несмотря на эти различия, они объединились, нашли нечто общее между собой.

Война и горе всегда соединяют. На фоне этих персонажей мы учимся добру, справедливости, чести, доблести, храбрости.

Семья Курагиных

Элен и Анатоль не знают, что такое честь и благородство. Эта семья развращенная, подлая и корыстная. Да к тому же брат с сестрой состоят в странных отношениях.

Болконские дали детям иное образование. Дети хоть и росли без любви, но тем не менее они выросли достойными людьми. В глубине души отец их любит несмотря на свои постоянные упреки. Своему сыну желает добиться на военном поприще самостоятельных заслуг, поэтому не просит за него, хотя есть связи.

В своем кратком сочинении хочется выделить Ростовых. Они являются идеалом семьи. Все ее члены уважают и любят друг друга, заботятся о ближних, сопереживают, помогают. У них царит любовь, взаимовыручка, уважение. Родители принимают активное участие в воспитании своих детей.

Читайте также: