Виноват ли лука в смерти актера сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Самые разнообразные типы вывел Горький в своей драме. Это рабочие люди, которые могут, хотят, любят работать, но государство не обеспечивает их работой, и они ожесточаются, спиваются… Таковы Клещ и Бубнов…

Что же происходит в последнем, четвертом акте драмы Горького?

Но песню допеть им было не суждено… Дверь быстро отворилась, появился Барон. Он принес страшную весть о том, что Актер покончил с собой. Он повесился. Вот такой трагический финал.

Почему Актер решился на этот шаг?

Странник Лука со своей утешительной философией вселял в обитателей ночлежки ложную надежду. Так, Ваське Пеплу он внушил, что есть прекрасный край Сибирь, где бедный Васька непременно разбогатеет.

Умирающую Анну он убеждает не бояться смерти, говорит о том, что смерть – избавление от мук мирских.

Актер – алкоголик. Но Лука убедил его в том, что есть необыкновенная лечебница, где алкоголиков излечивают от этой страшной, пагубной привычки. И Актер поверил в эту ложь. Однако, поняв, осознав, что рассказы Луки о прекрасной лечебнице всего лишь россказни, красивая ложь во имя спасения, он не смог продолжить жить дальше. Я думаю, смерть Актера наглядно иллюстрирует несостоятельность философии Луки. Ложная надежда иногда убивает человека.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

Не в этом ли заключается смысл главного урока, данного нам произведением Горького, урока человечности, гуманизма? Не потому ли наш современный кинематограф, наши лучшие театры возвращаются к постановке пьесы Горького “На дне”?

Пьеса Алексея Максимовича Пешкова, более известного нам под псевдонимом Максима Горького, “На дне” создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она вызывает споры у читателей. Это можно объяснить тем, что множество проблем, поставленных автором, в разное время становятся актуальными, некоторые высказывания – крылатыми фразами, а монолог Сатина о человеке даже заучивается наизусть в школе.

Главным в произведении являются не столько человеческие судьбы, сколько столкновения противоположных идей, споры о человеке, о смысле жизни у людей одного социального уровня. Центром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей ее безысходностью и трудностями, или жизнь с иллюзиями, с надеждой, что когда-нибудь что-нибудь произойдет и всё станет хорошо. Этот спор начинается задолго до появления в ночлежке странника Луки и продолжается после его ухода.

Среди этих ожесточенных людей появляется странник Лука. И с его появлением начавшийся уже спор о человеке, о правде и о лжи обостряется. Именно Лука вызывает наиболее серьезные споры. Он не делает ничего плохого, не унижает людей, как это любили делать многие жители подвала, он всего лишь утешает, дает людям хоть какую-нибудь надежду. Но помочь людям, которым уже ничего не надо в этой жизни невозможно. Они уже вычеркнуты из общества, они никому не нужны и даже не надеются на светлое будущее. И тогда, поняв все это, Лука начинает лгать, чтобы хоть как-то смягчить боль, которую приносит этим людям жизнь. В обитателей ночлежки он вселяет иллюзии. Лука как психолог очень тонко чувствует людей, знает, что каждому из них важнее всего именно в данную минуту. И безошибочно дает им советы, обещая Анне покой и отдых на том свете, Актеру — бесплатные лечебницы для алкоголиков, а Пеплу — свободную жизнь в Сибири. Зачем же Лука врет? Само его имя связано со словом “лукавый”, которое означает что-то лживое, нечестное. Луку можно обвинить в том, что он искушает людей своей ложью, и именно он виноват в смерти Актера. Однако если всмотреться в то, что делает Лука, понять его речь и действия, понимаешь, что он делает всё это не от какой-то своей прихоти, а от того что, он просто-напросто не очерствел душою, в нем ещё сохранились человеческие чувства. К тому же нельзя не согласиться с оценкой, которую дает Луке Сатин: “Он врал. Но это только из жалости к вам”. Лука не просто обманывает, этим самым он творит добро. Именно Лука предотвращает убийство Пеплом Костылева. И в Сибирь он советует Пеплу уйти поскорее, потому что предвидит, что добром это дело не кончится, и предвидение его оказывается правильным. Лука не просто врет Актеру о бесплатных лечебницах для алкоголиков, он уговаривает его: “Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись. возьми себя в руки и терпи. ”. А виноват в смерти Актера не странник Лука, а сам Актер, который не смог взять себя в руки, совладать со своими проблемами. Лука не просто утешает, он также обосновывает свою позицию, тем же рассказом том, как он спас двух беглых каторжников, когда работал сторожем. Всем этим он хочет сказать, что спасти человека от всех проблем и научить добру может только добро.

Пьеса Горького состоит из разрозненных эпизодов. В каждом присутствует определенный конфликт, решается философский вопрос. Появление шестидесятилетнего странника по имени Лука вносит кардинальные изменения в привычную жизнь нескольких ночлежников. Герой появляется в пристанище намного позже остальных жителей. Это яркий персонаж, через которого писатель задает главные проблемы произведения:

  • Проблему выбора между горькой правдой и сладкой ложью;
  • Значимость сострадания и истины.

Неожиданное появление странника становится завязкой пьесы. Это милосердный, добрый, ласковый человек. Он не рассказывает о себе, сообщая лишь общие факты. По сюжету можно догадаться, что герой прошел каторгу, вероятно, отбывал наказание за преступление. Его взгляды разительно отличаются от мировоззрения большинства ночлежников.

Каждый акт включает в себя спор Луки с одним из жителей. Персонаж считает, что каждый человек достоин доброго отношения, нуждается в жалости, сочувствии. Для него основой является вера в Бога. Все ночлежники по разным причинам попали на дно, но Лука ободряет их, дает наставления, утешение.

Что изменилось в ночлежке с появлением Луки

Новый герой в пристанище принес людям веру в светлое будущее. Он рассказывает им об идее, способной поддерживать, давать надежду на лучшее. Персонаж уверен: сладкое вранье во благо лучше жестокой правды. Если жизнь в реальном мире не удалась, всегда можно создать иллюзию, где ты будешь счастлив. На ЕГЭ приведем два ярких примера влияния героя на ночлежников:

  1. Сцена с Актером. Странник сообщает пьянице: в неизвестном месте существует бесплатная больница. Там могут навсегда излечить от тяги к спиртному. Восприимчивый Актер уже воссоздал себе образ лечебницы. Белые, чистые помещения, хорошая еда. Он представил, как ему помогут избавиться от пагубной привычки, и сам завязал с алкоголем, начал копить средства на дорогу. Его не интересовало место нахождения больницы. Персонаж был уверен – доберется. К сожалению, Сатину и другим постояльцам не понравилась его вера в воздушные замки. Они убедили пьяницу, что Лука обманул его. Хрупкий, ранимый душой человек не выдержал этого и покончил жизнь самоубийством. Сложно сказать, виноват ли Лука в смерти Актера. Он дал человеку надежду, а Сатин лишил его веры в лучшее.
  2. Сцена с Анной. Неизлечимо больная женщина мечтала о скорой смерти. Она страдала, боялась дальнейших мучений. Странник убедил ее, что после смерти ей станет намного лучше. Она найдет успокоение, счастье, попадет в Рай. Это облегчило страдания Анны. Жена Клеща умерла спокойно, она уже представила, как хорошо будет в Раю, о котором толковал Лука.

Как Лука повлиял на ночлежников

Сладкая ложь во благо не осчастливила жителей ночлежки. Пепла посадили за убийство, Актер свел счеты с жизнью, больная Анна отправилась на тот свет. Лука просто исчез, дав людям надежду. У них не осталось веры в собственные возможности. Писатель хочет сказать, что именно ложные надежды способны принести самые большие потери.

Странник не гарантировал, что желания доверившихся ему людей сбудутся. Герой дал им идею, показал возможность достижения цели. Лука ушел, а ночлежники вернулись к своему разочарованию.

Пьеса Горького состоит из разрозненных эпизодов. В каждом присутствует определенный конфликт, решается философский вопрос. Появление шестидесятилетнего странника по имени Лука вносит кардинальные изменения в привычную жизнь нескольких ночлежников. Герой появляется в пристанище намного позже остальных жителей. Это яркий персонаж, через которого писатель задает главные проблемы произведения:

  • Проблему выбора между горькой правдой и сладкой ложью;
  • Значимость сострадания и истины.

Неожиданное появление странника становится завязкой пьесы. Это милосердный, добрый, ласковый человек. Он не рассказывает о себе, сообщая лишь общие факты. По сюжету можно догадаться, что герой прошел каторгу, вероятно, отбывал наказание за преступление. Его взгляды разительно отличаются от мировоззрения большинства ночлежников.

Каждый акт включает в себя спор Луки с одним из жителей. Персонаж считает, что каждый человек достоин доброго отношения, нуждается в жалости, сочувствии. Для него основой является вера в Бога. Все ночлежники по разным причинам попали на дно, но Лука ободряет их, дает наставления, утешение.

Что изменилось в ночлежке с появлением Луки

Новый герой в пристанище принес людям веру в светлое будущее. Он рассказывает им об идее, способной поддерживать, давать надежду на лучшее. Персонаж уверен: сладкое вранье во благо лучше жестокой правды. Если жизнь в реальном мире не удалась, всегда можно создать иллюзию, где ты будешь счастлив. На ЕГЭ приведем два ярких примера влияния героя на ночлежников:

  1. Сцена с Актером. Странник сообщает пьянице: в неизвестном месте существует бесплатная больница. Там могут навсегда излечить от тяги к спиртному. Восприимчивый Актер уже воссоздал себе образ лечебницы. Белые, чистые помещения, хорошая еда. Он представил, как ему помогут избавиться от пагубной привычки, и сам завязал с алкоголем, начал копить средства на дорогу. Его не интересовало место нахождения больницы. Персонаж был уверен – доберется. К сожалению, Сатину и другим постояльцам не понравилась его вера в воздушные замки. Они убедили пьяницу, что Лука обманул его. Хрупкий, ранимый душой человек не выдержал этого и покончил жизнь самоубийством. Сложно сказать, виноват ли Лука в смерти Актера. Он дал человеку надежду, а Сатин лишил его веры в лучшее.
  2. Сцена с Анной. Неизлечимо больная женщина мечтала о скорой смерти. Она страдала, боялась дальнейших мучений. Странник убедил ее, что после смерти ей станет намного лучше. Она найдет успокоение, счастье, попадет в Рай. Это облегчило страдания Анны. Жена Клеща умерла спокойно, она уже представила, как хорошо будет в Раю, о котором толковал Лука.

Как Лука повлиял на ночлежников

Сладкая ложь во благо не осчастливила жителей ночлежки. Пепла посадили за убийство, Актер свел счеты с жизнью, больная Анна отправилась на тот свет. Лука просто исчез, дав людям надежду. У них не осталось веры в собственные возможности. Писатель хочет сказать, что именно ложные надежды способны принести самые большие потери.

Странник не гарантировал, что желания доверившихся ему людей сбудутся. Герой дал им идею, показал возможность достижения цели. Лука ушел, а ночлежники вернулись к своему разочарованию.

Ранние произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения молодого писателя, его философской мысли. Важную роль в этом раскрытии играет образ рассказчика. Благодаря образу рассказчика такие произведения, как "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль", становятся "рассказами в рассказе", у них возникает своеобразная "рама", которая, как рама картины, оттеняет своеобразие произведения. Например, в "Песне о Соколе" описание торжественно красивой, задумчивой природы, с которого начинается рассказ, сразу же настраивает читателя на возвышенный лад, позволяет ожидать повествования о чем-то значительном. К этому же подготавливает и характеристика, которую дает рассказчику М. Горький: старый чабан Рагим — человек мудрый, любящий рассуждать о жизни. Рисуя образ Рагима, писатель дает понять: в жизни всегда есть люди, которые близки по духу таким сказочным героям, как Сокол. Они помнят об этих героях, сочувствуют им, любуются ими.

Еще более важную роль играет рассказчик в "Старухе Изергиль". Во вступлении читаем: "Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки". А затем возникает зловещая внешность старухи, которая "точно говорила костями ", голубой свет луны, облако, о котором Изергиль сообщает, что это Ларра, а далее следует сама сказка — одна из славных сказок, сложенных в степях. Так вступление настраивает читателя на чудесное, эмоционально подготавливает к легенде о Ларре.

Но роль обрамления не только в этом. Вводя нас в сказку, оно вместе с тем напоминает о современности. Вначале рассказчик четко определяет место действия: "Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу". С другой стороны, место действия легенды о Ларре определено так: "Далеко за морем, на восход солнца, есть старая большая река. "

В отличие от обеих легенд, рассказ Изергиль о себе насыщен реальными названиями, бытовыми подробностями, даже политическими событиями (Польское восстание, восстание в Венгрии). Так обрамление рассказа, слово рассказчика создает связь между сказочным и реальным, прошлым и настоящим.

Очень важно, что образ рассказчика здесь обрисован достаточно четко. С одной стороны, это думающий, критически относящийся к жизни человек. Он жадно вслушивается в слова Изергиль, они его волнуют, с горькой иронией говорит о земле, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, "отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой". Ему же принадлежит упрек обывателям — "живым мертвецам".

Но одновременно вырисовываются и другие черты рассказчика. Во вступлении Изергиль не случайно укоряет его в пассивности, в отсутствии любви к жизни: "У. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны. Боятся тебя наши девушки". Новые подробности о рассказчике мы находим во второй главе — здесь его образ приобретает некоторый сатирический оттенок. Это своеобразная маска, которая необходима писателю для разоблачения морали "живых мертвецов". Но тем самым устанавливается еще одно звено связи между легендой и реальностью. Осторожность и инертность таких как рассказчик должны уступить место дерзанию и "безумству храбрых".

Итак, образ рассказчика в ранних произведениях М. Горького играет огромную роль: он создает живые и разнонаправленные связи между легендой и реальностью, прошлым и настоящим. Можно сказать, что благодаря ему в этих романтических произведениях возникает реалистическое начало.

Читайте также: