Видит ли автор в чацком идеального героя сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Добрый день! Некоторое время назад я опубликовала текст, в котором рассказала о своем личном мнении про произведение А.С. Грибоедова "Горе от ума" . Этот мой взгляд сформировался совсем недавно, когда перечитала пьесу и засомневалась, что понимание, которое мне предлагали в школе, соответствует действительности. После внимательного анализа текста, мои подозрения подтвердились.

Но, конечно, сразу после публикации в меня полетели "тухлые помидоры" от "диванных литературоведов", а некоторое из них “снизошли” до оскорбительных "какашек" в мой адрес. Однако, я не собираюсь опускаться до их уровня и формировать симметричный ответ.

Основной упрек, который я могла бы принять от критиков, это то, что недостаточно разобралась в замысле автора, т.е. в том, что он хотел сказать. К счастью, в современной ситуации легко восполнить такой пробел, что я и сделала. Теперь, на основе сведений о жизни Грибоедова, берусь доказать, что моя точка зрения на автора и пьесу более чем состоятельна.

Александр Сергеевич Грибоедов родился в 1795 г. в дворянский семье с польским корнями. Его предок при царе Алексее Михайловиче участвовал в составлении Соборного уложения 1649 г., т.е. свода законов Русского государства. Переводя на современные реалии, он участвовал в создании Конституции. Уверена, в семье этим фактом гордились. Папа Александра Сергеевича состоял на службе в чине секунд-майора - четвертого по значимости человека в конкретном полку.

Но что нам предки, давайте поговорим о самом авторе "Горе от ума". После учёбы в Московском университете и получении степени кандидата университета по словесности и еще одной - по праву, в 1812 г., когда армия Наполеона разгуливала по территории Отечества, он вступил в Московский гусарский полк.

До 1815 г. Грибоедов служил в чине корнета.

В 1817 г. поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел.

В 1818 г. наш герой отправился в Персию в качестве секретаря при царском поверенном. Оттуда вернулся в Москву, выхлопотал возможность, а затем вывел из Персии пленных и беглых русских солдат.

В 1820 г. Грибоедов стал секретарем по дипломатическим вопросам при генерале А. П. Ермолове - покорителе Кавказа.

В 1825 г. произошло известное всем восстание декабристов на Сенатской площади и смена императора с либерального Александра I на жёсткого и консервативного Николая I. В 1826 г. Грибоедова арестовали по подозрению в причастности к заговору. Около полугода он находился под следствием. Однако, был полностью оправдан и пожалован очередным чином с выплатой дополнительного годового жалования в качестве компенсации.

По окончании русско-персидской войны, при заключении мирного договора в 1828 г., по словам главнокомандующего русскими войсками И.Ф. Паскевича, совет Грибоедова позволил получить огромную контрибуцию от персов. И именно ему доверили доставить в Петербург известие о заключении мира, после чего он был назначен послом (министром-резидентом) в Тегеран.

Перед отъездом Александр Сергеевич, оставил окончательный вариант “Горе от ума” издателю Ф.В. Булгарину, который к тому времени уже оставил свои либеральные взгляды и перешел под покровительство шефа жандармов и главы III отделения А.Х. Бенкендорфа.

По дороге к месту назначения он женится на дочери грузинского аристократа - Нине Чавчавадзе в 1828 г.

В 1829 г. был убит в результате нападения фанатиков на посольство.

Вот после этого всего вы мне хотите сказать, что чиновник и дипломат написал комедию, где главный герой громит существующий строй? Он, оправданный судом Николая I, который не погнушался, повесить пятерых декабристов, причем тех, у кого оборвалась веревка, повесили во второй раз, и выславший множество участников заговора в Сибирь, говорит от имени “свергателя основ” Чацкого? Человек, который тщательно скрывал свое родство с А. Н. Радищевым, названным Екатериной II “бунтовщиком, хуже Пугачева”, но получившим полную свободу при ее внуке - Александре I?

Это тоже самое, если бы вы предположили, что современный российский чиновник и дипломат Сергей Л., написал комедию, где высмеивает нынешние московские нравы, а главный положительный герой у него был бы Алексей Н. Кроме того, свою пьесу он показал бы известному телеведущему Владимиру С., и тот признал бы ее замечательной. А в довершение абсурда, по этому шедевру бы сняли кино и показали по всем государственным телеканалам.

Хотите сказать, что такое возможно?

А вот после смерти Грибоедова строгая николаевская цензура допустила постановку его комедии на сценах императорских театров. Январь 1831 г. - Александринский театр. Да, с купюрами, но тем не менее. Ноябрь того же года - Большой театр. Последнюю смотрел лично Николай I. Для великого актера Михаила Щепкина, чьим именем названо одно из московских театральных училищ, пьеса стала постоянной гастрольной постановкой. При жизни правителя "Горе от ума" ставилось в Малом театре в 1839 г. и в Александринском еще в 1841 и 1846 гг.

Вы всерьез думаете, что Николай I был идиотом? И все остальные русские цари после него то же? Потому что пьеса шла с неизменным успехом все дальнейшее время правления династии Романовых.

Для тех же моих критиков, которые все еще уверены, что мой анализ оторван от реальностей XIX в., я сошлюсь на мнение того, кого называют “нашим всем”. А.С. Пушкин был младше автора “Горе от ума” всего на 4 года. Он писал в письме П. А. Вяземскому: “Чацкий совсем не умный человек – но Грибоедов очень умен”.

Оставляю вас наедине с вашим критическим мышлением. Делайте выводы сами.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Статья о том, как исказили смысл "Горе от ума" в школе здесь

Другие статьи по культурологии можно выбрать для чтения перейдя на Карту канала

То что образ Чацкого появился у Грибоедова совсем не случайно сомнений не вызывает, но видит ли в нем автор идеального героя, вопрос сложный.

Прежде всего идеального героя в Чацком не видит читатель и вряд ли Грибоедов, когда писал свое произведение не мог не понимать такой реакции на своего персонажа. Ведь это даже не точка зрения современного читателя, и во времена Грибоедова образ Чацкого вызывал не мало споров. Так, Пушкин называл Чацкого неумным по той же причине, по которой так зовем его мы - он проповедовал свои взгляды Фамусову и его гостям, что конечно кажется даже смешным.

Но как относился к Чацкому сам Грибоедов?

Мне кажется образ Чацкого был для писателя действительно некоторым идеалом, как образ борца за правду, а в этой борьбе автор видел большую выгоду для государства. То есть, Грибоедов считал, что Чацкие нужны обществу именно как возмутители спокойствия, которые помогают стране разобраться со своими проблемами, узнать их, и может быть стать лучше.

Чацкий - главный герой пьесы А.С. Грибоедова "Горе от ума". Он приезжает в дом Фамусова и открыто высказывает гостям все их недостатки. Он не боится их. Это одна из сильных сторон Чацкого. Он "служит делам, а не лицам", т.е. Чацкий на первое место ставит цель деятельности. Он не прислуживается и не служит ради карьеры. Он не признает взяточничества и казнокрадства. Он истинный патриот Отечества. Он исренне любит Софью. Однако Софья предпочла Молчалина, который раболепски прислуживает Фамусову. Это его сильные стороны.

Из слабых сторон Чацкого можно назвать то, что он одинок в своих устемлениях, и он не видит, что все общество его не признает, и начинает высказывать свои передовые идеи не перед теми людьми. Можно сказать, что Чацкий даже глуп. Потому что зачем перечить тем людям, которые придерживаются совсем иных взглядов. Он же не может один изменить мир? Его оскорбляют, он отвергает их взгляды, и таким образом втягивается в спор. А он мог просто уйти из этого дома, чтобы больше не спорить. Чацкий должен был найти тех людей, которые бы его поддерживали, били с ним единого мнения. А он лишь вызывает на себя гнев свего Фамусовского общества. В этом его слабая сторона.

Фамусовское общество в произведении Грибоедова"Горе от ума" настолько опостылело, что пришло время его менять. Ведь здесь вскрывается очень много пороков: чинопочитание, барщина, раболепие и высокомерие. И все это "Барская Москва", где живет элита.

Ей нет дела до того, что происходит внутри страны, но в тоже время, предпочитает учиться светским нравам у французов. Элита не хочет ничего менять, их устраивает прежний быт и устои.

Но на сцене появляется Чацкий, который протестует против такого положения дел. Его не устраивает, что элита прогибается перед чиновниками. И не собирается менять закоренелые изжитки барского происхождения.

С одной стороны, Фамусов реакционер, враг просвещения, крепостник, коррупционер, типичный представитель российской бюрократии. С другой стороны, это любящий отец, хороший семьянин, хлебосольный и гостеприимный хозяин дома. Фамусов может быть добродушным и снисходительным. Он не глуп, в нем нет тупой прямолинейности Скалозуба. Именно поэтому Фамусов единственный из круга гостей и домочадцев понимает опасность идей Чацкого, каковые угрожают существованию уютного и комфортного фамусовского мира. Так что именно Фамусов и становится главным противником Чацкого.

Секретарем Фамусова ". При батюшке три года служит. "

Через своих персонажей, Грибоедов пытается донести до нас те моральные и нравственные понятия, которые существовали в те годы у представителей дворянства и которые нельзя отнести к их лучшим чертам .

Автор подвергает критике основы принципы общественной жизни, которые строятся на лицемерии и лжи.

Все пороки общества, которые отражает Грибоедов, способствуют деградации и искажению норм настоящего общества и взаимоотношений между людьми.

Фамусов со всем своим окружением, относится к консервативному дворянству, где не нужны новые знания, изменения взглядов. В этом обществе процветают нормы, которые не способствуют прогрессу.

Грибоедов, в своей комедии, высмеивает чинопоклонение, карьеризм, кумовство. Не остались без внимания преклонение перед всем иностранным и так называемыми "авторитетами".

Главная цель представителей фамусовского общества - это желание сделать карьеру и получить власть, по их мнению, это и дает возможность разбогатеть, стать непререкаемым авторитетом, среди себе подобных.

Комедия А. С Грибоедова “Горе от ума” является одной из самых сложных и глубоких пьес своего времени. В этом произведении очень много мелких уточняющих деталей, на которые обращаешь внимание только при детальном рассмотрении уже после первого прочтения. Именно за счет этих нюансов автор дает возможность читателю, проанализировав, расшифровать в этих высказываниях второй смысл. Эти же детали позволяют читателю определить направление этого анализа.
Ведь когда они накапливаются, начинаешь обращать внимание на картину, которая создается отдельно от происходящего действия. “Фамусов – То флейта слышится, то фортепьяно.” Прочитав эти строки во второй раз, и уже зная дальнейшее действие, мы можем остановиться на этом примере и проанализировать детали, смысл которых не очень однозначен.
Тогда мы поймем, что флейта – мужской инструмент, а фортепьяно – женский. Так мы понимаем истинный смысл слов Фамусова. Именно так и строится анализ и выявление скрытого смысла в этом произведении.
Именно потому, что направлений для такого анализа в этой комедии очень много, она и является наиболее глубокой и интересной. Одним из основных таких анализов является анализ образа Чацкого и его сопоставление образу идеального героя. Является ли Чацкий идеальным героем? Прежде чем исследовать этот вопрос, выдвинем гипотезу – Да, Чацкий является идеальным героем, который пытается изменить “Фамусовское общество”.
Начнем исследование с того, что определим наиболее важное положение образа идеального героя из его свойств. Причем, положение, необходимое для конкретного случая. Идеальный герой всегда действует так, как подсказывает ему логика, а не чувства. В этом случае это основное положение, которое может нам пригодится. Далее посмотрим, всегда ли Чацкий придерживается этого правила.
При концентрировании внимания на этом моменте во время дальнейшего прочтения, мы понимаем, что во второй половине произведения, Чацкий делает для себя вывод, что никто из “Фамусовского общества” не способен осознать его идеи для того, чтобы изменить себя. Из этого идеальный герой должен сделать вывод, что ему бессмысленно там оставаться, т. к. этим путем он не достигнет цели (изменить это общество к лучшему). Но вместо этого Чацкий остается, чтобы “спасти” от этого общества Софью, в которую влюблен. И это как бы первый момент, когда он слушается чувств, а не разума. Но, с другой стороны, мы знаем, что Софью нельзя до конца отнести к “Фамусовскому обществу”. Тогда, мы можем допустить, что Чацкий пытается “спасти” ее не из-за чувств, а из-за цели, которую он перед собой ставит, как идеальный герой. Но когда мы рассмотрим почти самый конец комедии (14-ое явление), мы понимаем, что решение “остаться и спасти” Софью не рассудком, а под влиянием чувств. Он расстраивается не из – за опровергнутых надежд на возможность “спасения”, а из-за того, что Софья все это время была влюблена в Молчалина. После чего Чацкий престает подчиняться холодному разуму, а дает волю чувствам, чего идеальный герой никогда бы не сделал. Так мы опровергли гипотезу и доказали, что Чацкий слушается сердца, а не разума, а значит, не является идеальным героем, ведь хотя бы без одного свойства у него нет полного набора качеств, присущих идеальному герою.
Но вопрос звучит “Видит ли автор в Чацком идеального героя?” А. С. Грибоедов в своей комедии использовал такой литературный прием, как “говорящие фамилии”. Молчалин – человек, который недоговаривает, умалчивает что-либо, человек с очень скрытным характером. Тугоуховские – супруг физически плохо слышит, а супруга не слышит других, не способна услышать и проанализировать мнение собеседника. А о чем говорит фамилия Чацкий? Из переписок А. С. Грибоедова мы узнаем, что значально героя звали “Чаатский”. Тут не остается никаких сомнений в том, что образ Чацкого связан с исторической личностью того времени, П. Я. Чаадаевым, с которым Грибоедов был дружен с университетских времен.
Было бы неправильно сказать, что в образе Чацкого использованы его мысли и высказывания. Грибоедов использовал некие моменты биографии Петра Чаадаева. 6 июля 1823 года Чаадаев отправляется в заграничное путешествие во время которого посещает Англию, Францию, Швейцарию, Италию и Германию. В 1826 году, по окончанию путешествия, Чаадаев приезжает в Москву. Там начинается “период отшельничества” в его биографии. В марте 1828 года, когда Грибоедов вез в Петербург Туркманчский договор, он посетил Чаадаева. Тот стоял “с выражением ужаса”, увидев, что кто-то вошел в его флигель, куда он никого не пускал. Эта встреча была описана Ю. Тыньяновым, где пишется даже о “сумасшедшем движении ускользнуть в соседнюю комнату”. То есть Грибоедов “подсмотрел” у Чаадаева, какие чувства может вызвать у образованного, думающего человека возвращение из Европы в “московское болото”.
Итак, автор берет от Чаадаева фрагмент биографии, а мысли и убеждения дает герою свои. Черты характера Чацкого полностью совпадают с чертами характера самого А. С. Грибоедова, каким его описывают его современники (Пушкин, Кюхельбекер и др.). Возможно, он также добавил черты других декабристов, но этого мы не знаем.
Подводя итог, мы можем сказать, что Чацкий является положительным, но не идеальным героем, а хотел ли его сделать идеальным автор, мы не знаем.

Проблема отражения в образе Чацкого черт его создателя, драматурга А.С. Грибоедова, обозначилась в литературоведении давно. Очень часто Чацкого называют положительным, идеальным героем, alter ego автора. А.С. Пушкин, познакомившись с комедией, сказал о том, что Чацкий провел лишь некоторое время с умным Грибоедовым, и усомнился в уме главного персонажа. Разберемся, так уж ли идеален для своего автора-создателя Чацкий.

Так же, как и Грибоедов, Чацкий интересы России ставит превыше всего. Грибоедов же не просто декларировал свою любовь к России, он ей преданно служил на дипломатическом и писательском поприще. Особенностью мировосприятия Чацкого является его критическое мышление. Автор-создатель произведения не просто критически мыслит, он думает о том, как практически приносить пользу России. Для Чацкого в фамусовском доме оказывается более важным идеологический, социальный конфликт, он противопоставляет себя всей фамусовской Москве. В отличие от своего героя Грибоедов быстро прочувствовал ущербность идей революционного изменения мира, его программа была положительной, связанной с идеей эволюционного переустройства многих институтов русской жизни.

2 вариант ответа

Грибоедов отразил в главном герое комедии черты передовых людей времени. Для Грибоедова Чацкий был идеальным героем. Убедиться в этом нетрудно.

Чацкий во все время сценического действия остался верен самому себе. Он в финале-развязке – победитель, а не жертва. Эта несгибаемость героя тоже отражает авторский идеал.

Наконец, Чацкий дорог Грибоедову своей способностью любить и дружить. У него много друзей-единомышленников, просто они находятся за пределами дома Фамусова.

Чацкий отражает многие черты авторского идеала. Личность автора во многом узнаваема в образе этого замечательного героя.

Задание С 2008 г.

Осмысляем, какие же черты являются основными особенностями персонажа, которые в совокупности выделяют его образ в отечественной литературе, делают его узнаваемым, типичным:

- ум, способность свободно мыслить

- способность глубоко чувствовать и любить

- патриотизм; борется за сохранение национальной идентичности

- склонность к кардинальному протесту, диалогу, спору

- способность быть в политическом авангарде

- осуждение социальных злоупотреблений, нравственных пороков

- искренность до наивности

- цельная, благородная натура

Выполняем несколько тестов, которые помогают повторить многообразие литературных типов 1 четверти 19 века и вспомнить содержание комедии.

Характеристика каких литературных типов содержится в цитатах :

О каких произведениях идет речь?

Это характеристика каких персонажей?

В каких произведениях даны

В системе каких пар-антитез рассматривается характер Чацкого?

Какие типичные персонажи представлены в цитатах из произведений и литературной критики?

- Ринальдо Ринальдини, Наполеон

В какой из сюжетных линий звучит тема раскола в среде русского дворянства?

- Печорин - Максим Максимыч

- взаимодействия России и Запада

- расхождения путей русской интеллигенции

- раскола в одной социальной среде

- положительный тип русской женщины

- процесс становления человека

- борьбы с инакомыслящими

Как в комедии создается образ Чацкого?

- монологи самого Чацкого

- поступки и поведение персонажей

- авторские характеристики действующих лиц

- центральное место в системе персонажей

- перечень действующих лиц с характеристиками автора

- особенности речи персонажа

В чем более всего раскрывается внутренний мир Чацкого?

- в монологах героя

- в диалогах в фамусовском доме

- характеристиках Лизы и Софьи

- в характеристиках Молчалина и Хлестовой

Авторский взгляд на современное поколение выражен в образах

- в системе персонажей

- в названии пьесы

- в особенности конфликта

- в языке и стиле

- герое – alter-ego автора

Прокомментируй характерные особенности Чацкого

- некоторые приметы декабристского мировоззрения

- способность глубоко чувствовать

Раскрытию характеров главных персонажей-типов (А- Чацкого; Б- Печорина;В –Чичикова) помогают следующие особенности произведений:

- ретроспективное повествование о детстве

- новеллы, содержащие портреты героя, данные через посредство других персонажей

- острый комедийный конфликт

На другой день рано утром кровавые зори рассвет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великого! Тут копьям поломаться, тут саблям постучать о шлемы половецкие, на реке на Каяле у Дона великого. О Русская земля, а ты уже скрылась за холмом! Вот ветры, Стрибожьи внуки веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Земля гудит, реки мутно текут; пыль степь заносит; стяги весть подают - половцы идут от Дона и от моря; со всех сторон они русские полки обступили. Дети бесовы кликом степь перегородили, а храбрые русичи преградили степь червлеными щитами.

Работа с текстом

Рассуждение = тезис + довод 1 + довод 2 …

Тезис – это основная мысль, которую надо объяснить или доказать

Доводы – это доказательства, аргументы.

Обычно каждый довод выделяется в отдельный абзац .

Тема – это круг событий и лиц, составляющих основу текста; то, о чем говорится в тексте, то, что в нем изображается. Через раскрытия темы выражается идея текста. (1-е чтение текста)

Каждая тема развивается в ряде микротем. Микротемы – это смысловые фрагменты текста. Каждая микротема по-новому раскрывает тему и основную мысль текста. Микротемы могут развиваться подробно и сжато, могут занимать часть абзаца, весь абзац или несколько абзацев. (2-е чтение текста)

Если текст состоит из нескольких абзацев, тол лучше начать с определения микротем каждого из них, а затем сформулировать общую тему всего текста.

Главная мысль (идея, тезис ) раскрывает цель текста, его смысл.

При выявлении главной мысли следует обратиться к трем сильным позициям текста ( заголовок, конец вступления, заключение ) и найти предложение, выражающее основную мысль

Если главная мысль предъявляется в начале текста, а затем развивается и доказывается – дедуктивный метод от общего к частному.


Задание 12 № 8038

12.5. Может ли просмотр кинофильма заменить чтение книги? (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы и экранизации по мотивам этого произведения.)

Чацкий одинок, а для романтиков характерно одиночество. Он в лучших традициях романтизма стремится к изменению жизни, хочет быть деятельным. Александр Андреевич противопоставляет себя окружающему обществу — тоже черта романтического героя. Его характер вспыльчив, противоречив — и этого тоже не лишены романтики. Отсюда можно сделать вывод о том, что Чацкий обладает чертами романтического героя, но нельзя забывать и о реализме образа.

Соня Ростова — это один из тех персонажей, к которым читатель остается неравнодушен. Кажется, что Толстой поступил с этой девушкой незаслуженно — вместо того, чтобы вознаградить Соню за ее доброту и бескорыстие, автор сначала одаривает её безответной любовью, а затем оставляет старой де-вой.

Соня — это человек, который живет, руководствуясь правилами. Для девушки немыслимо осознать, что эти правила могут меняться в зависимости от ситуации. Она воспринимает жизнь слишком категорично, что не позволяет ей лавировать между жизненными неурядицами и находить безболезненный выход из сложившейся ситуации. Жизнь Сони в том, чтобы приносить себя в жертву ради других Девушка настолько срослась с этой ролью, что она для нее стала естественной, а о собственной жизни, жизни настоящей она забыла. Толстому ближе Наташа с её беспокойностью, совершёнными ошибками, страданиями и заблуждениями, потому что она искреннее, она живая.

Ваш сын прекрасно болен!

У него пожар сердца.

Из некоторых источников известно, что между Маяковским и Марией встало препятствие, одно из тех, которые порождались тогдашней общественной жизнью, социальными условиями, основанными на неравенстве людей, на господстве материальных расчетов.

12.5. Может ли просмотр кинофильма заменить чтение книги? (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы и экранизации по мотивам этого произведения.)

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

Читайте также: