В чем загадка мцыри сочинение

Обновлено: 05.07.2024

1.Чтобы читатель понял , что произошедшее не было вымыслом , чтобы он понял , что все произошло по настоящему.2.- 3.Потому что умела одна девочка , сам он заболел туберкулезом, было голодно и холодно . 4.- 5.Автор сразу понял , что этот старик не может его обмануть , про него он говорил , что его глаза сверкают добротой .

Петр 1 родился 30 мая 1672 году

Приукрашенную правду чтобы её порадовать, ни в коем случае не указывать на её недостатки(если не хочешь её обидеть), скорее наоборот на достоинства. Ведь всегда приятно, когда о тебе люди говорят хорошее.

Рассказ (Слон) вопросы: 1) Какую воду любил слон? 2) чем ещё угощали слона Томми 3) чем угощали слона в доме

Если ты читал произведения в которых рассказано о мыслях и чувствах животных, напиши, кто их создал, как они называются, перечис

Краткое сочинение по плану по рассказу Муму 1)Общее впечатление о прочитанном 2)О чем это произведение 3)Кто из героев понравилс

II. Беседа по тексту

В чём особенность лермонтовского Мцыри? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей?

Как помогает нам ответить на вопрос, поставленный в начале урока, эпиграф к поэме?

Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов. Лермонтову важен обобщающий смысл фразы. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы.

Чем необычна личность семнадцатилетнего юноши?

В чём смысл жизни

Каково отношение Лермонтова к переживаниям своего героя?

Лермонтов не уходил от современности. Он писал о том, что волновало и мучило лучших людей его поколения; их думы и чувства, их стремления он воплощал в героях своих произведениях. Действие поэмы происходит в современном времени, и герой тоже является современником, которому тяжело и трудно, так же как и Лермонтову.

Почему, по-вашему, повествование передано герою?

В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

Столкновение мировоззрений

Сила духа романтического героя в его способности пережить одиночество у монахов. Но одиночество Мцыри достигает апогея, и он бежит из монастыря.

Докажите, что бегство раскрывает внутренний мир Мцыри? Найдите признаки романтической поэмы? (Приложение 3)

Кульминацией поэмы является бегство. Для романтического героя характерно рвать связи с миром и бежать в чужую среде. Мцыри тоже покидает чуждый для себя мир и хочет вернуться на родину, таким образом в поэме ситуация бегства становится мотивом возвращения. Происходит перевёртыш. Герой не теряет свою стихию, а приобретает. Юноше нет нужды налаживать отношения с новым миром, куда он бежит, он ему близок. Зов природы призывает Мцыри вернуться туда, где он родился и жил до плена. Неслучайно в поэме много ветра и птиц. Он подобно птице, улетевшей в чужие края, инстинктивно возвращается в родовое гнездо. Но в этом мире он чувствует себя чужим. Здесь всё гармонично даже в образах: две реки, две сакли, две скалы, два куста белой акации, деревья как братья, стаи птиц летают. Только Мцыри один, лишён родства с самого детства, нет у него никого. Естественно, что образы родства и единения вызывают естественное стремление молодого человека восстановить природные связи.

Какую функцию несёт естественная среда?

Какие чувства испытывает Мцыри при встрече с девушкой?

Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. Мы не знаем, что чувствовал Мцыри, но наши переживания на его стороне. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. Неслучайно Мцыри с горечью бросает своему собеседнику:

Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.

Но вскоре юноша устаёт от природы. Ему, жителю монастыря, свобода оказалась непосильным бременем, словно он перенасытился кислородом. Мцыри за три дня пережил столько событий, сколько не было за время нахождения в обители. И он устал от переживаний, так как Мцыри – жертва цивилизации.

Как противостоит мир природы миру монастырских стен?

Мцыри сжигает страсть к воле, и поэтому добро монахов для него оборачивается злом. Замкнутое пространство монастыря для героя грозит несвободой. Лермонтов утверждает высшую ценность не покоя, а ценность борьбы, личного мужества.

Как вы думаете, возвращение в монастырь – это случайность или обречённость для Мцыри?

… прекрасна ли земля.
… для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?

Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна, человек рождается для воли, но трагедия в том, что он принужден жить в неволе. И поэт прославлял борьбу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову.

Почему поэма имеет открытый финал?

Мцыри умирает непокорённым. Автор не завершает поэму сценой физической смерти героя, а даёт возможность звучать в сознании читателя словам живого, не сломленного никакими страданиями героя.
У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого своё мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить:

Поэт ярко изобразил в своем творчестве духовный мир людей-интеллектуалов начала 19 века. В нем показаны рассуждения о предназначении человека, его личности, ее отношениях с окружающим светом. А еще хорошо раскрыта национально-патриотическая тема и история декабристов.

Постигая этот жанр, Михаил Юрьевич Лермонтов научился показывать героя как внешне, таки изнутри, его полное развитие. Поэмы Михаила Лермонтова явились чем-то средним между прозой и стихотворениями.

Самым главным событием за все действие поэмы является побег центрального героя из монастыря. Побег является классическим романтическим символом бегства от гнета. Примечательно то, что герой бежит не в мир, а попасть на родную землю. Побег Мцыри – ответ на позыв родной земли. Душа юноши смешивается с природой, которая перевоплощается из дружеской силы во враждебную. Природа, которая буквально недавно была добра, теперь кажется герою бессмысленным, лишним, молчащим миром.

А вот героизм юноши показан в сцене борьбы с барсом. Мцыри отважно показывает себя в схватке с диким зверем, как будто в схватке с самой матерью-природой.

Михаил Юрьевич Лермонтов создал поистине великое своей глубиной произведение, в котором раскрываются проблемы стремления к свободе.

2 вариант

В основном произведение напоминает рассказ или даже исповедь главного персонажа. Он словно ненавидит жизнь. Мальчика сироту из Грузии в раннем возрасте отдали в монастырь на содержание и воспитание. Его туда определил русский генерал. Все это время маленький мальчик чувствовал себя несчастливым. Он хотел быть свободным, но монастырь был для него настоящей тюрьмой. Он не имел там настоящих друзей, и ему не с кем было поговорить и рассказать о своих чувствах. Парень все держал внутри себя.

Он часто думал о побеге из монастыря. Мальчик чувствовал себя там не комфортно. С ним обращались хорошо, не обижали, не пытали, но он не мог находиться в монастыре. Он чувствовал себя в заточении. Парень хотел обрести настоящих друзей и единомышленников. Ему хотелось общаться. Мальчик был сиротой, он не знал, что такое любовь родителей и материнская ласка. Парень хочет убежать из монастыря чего бы это ему не стоило. Он даже готов потерять жизнь только что бы не находится в заточении. Он хотел быть на воле, поэтому, когда парню удавалось вырваться на свободу, он чувствовал себя самым счастливым человеком. Это моменты он помнил и считал их лучшими. Парень мог делать, что ему хочется, на воле ему нравилось тем, что никто не командует и не говорит, что ему нужно делать. Побывав на свободе три дня, мальчик начал чувствовать себя счастливо. Он теперь перестал переживать по поводу своего заточения, он был рад от того, что смог несколько дней побывать на воле.

Парень часто прокручивает в своей голове воспоминания о своем детстве, он помнит отца. Будучи свободным, он познакомился с прекрасной грузинской девушкой. После он повстречался с барсом. Юноше пришлось с ним сражаться, для него это было сложно. Потому, что в монастыре парня не обучали искусству борьбы, он совершенно не умел драться и бороться. Но, несмотря на это парню удалось побороть врага. Юноша в бою получил сильные травмы. Он был избит и обессилен. В таком состоянии он бродил три дня по городу, а в итоге вернулся в монастырь. Он чувствовал, что умирает. Он хотел, что бы его похоронили в саду, это была последняя воля юноши.

Сочинение про произведение Мцыри

Мцыри, если перевести с грузинского языка, будет означать "послушник", "пришелец" или человек, по каким-то причинам не имеющий близких.

Поэма зародилась у Михаила Юрьевича Лермонтова во время своей Кавказской ссылки, произошедшей в 1837 году. Есть сведения, что подобную историю он услышал от монаха, встреченного им в Мцхете, когда-то плененного генералом Ермоловым и заточенного в монастыре, кроме того тяжело заболевшего, впоследствии одной из попыток к бегству в горы. Это пишет биограф Лермонтова, поэт П.А.Висковатов, но нельзя точно установить правда это или вымысел, поэтому остается только принять это на веру. Но даже и это не сглаживает того значения, имеющего для нас жизнь Мцыри, смысла открывающегося нам в течении недолгих трех дней, за которые он проживает много больше, ежели многие в течение всей своей жизни. В произведении Лермонтова четко отслеживаться нить, как Мцыри постигает три главные основы: делающих человека по-настоящему живым, придающих цвет жизни каждого.

Вторая основа – это влюбленность, впервые взволновавшая ему кровь и явившаяся ему в образе грузинки, держащей кувшин над головой и узкою тропой сходящей к берегу. Она, от которой веяло его родиной, две сакли. Возможно, это напомнило ему о молодых его сестрах, а может и о матери. Никто не знает: воспоминанье тех минут умерли вместе с ним.

Самое существенное, позволившее ему не пожалеть о жизни печально прошедшей, это сражение с барсом. Жестокая схватка, из которой он смог выйти торжествующим победителем, встречавшим смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу. Именно эта победа и делает Мцыри мужчиной и позволяет полностью восполнить ту пустоту, образовавшейся в течении долгих лет заточения под сводом монастыря.

Тот, кто не проходил через битву, любовь и не смог ощутить единение своей души с природой, под конец обязательно поймет, что жизнь его оказалось неполной, что в ней не хватает каких-то ценных элементов и именно потому жизнь Мцыри "без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней"

4 вариант

На Кавказе Лермонтов обрел долгожданную свободу. Он наслаждался прекрасными пейзажами, яркой зеленью, звездами в ночной темноте и седыми вершинами гор. Так же и Мцыри сбежав наслаждался мнимой свободой.

Молодой затворник решил посмотреть, что же находится за забором монастыря. Он и не ожидал, что вкус свободы настолько силен. Он из рода горцев, гордых и бесстрашных воинов. Наконец, понял, что ему не хватало все эти годы. Да жизнь полна опасностей, но несмотря на это она очень интересна. И лучше прожить так несколько дней чем много лет в безопасности. Да здесь надо добывать пропитание самому, в лесу страшно и холодно, но это настоящая жизнь о которой мечтают все юноши.

Мцыри наконец понял, что так его манило из монастыря это жизнь полная опасностей и красоты. Оказывается он столько не знал и не понимал. И только оставшись один на один с дикой природой ему стало понятно к чему надо стремиться. Он печалится только о том что перед смертью мало что может вспомнить. Рассвет на воле, ночь полная тишины и опасности. Девушку, которая разожгла страсть в груди. Бой с диким зверем и все. А ведь он мог быть не последним воином у себя на родине. Это маленькое приключение дало Мцыри понять, что он достойный сын своего народа. И от этого ему становится спокойно на душе. Он не жалеет что сбежал. Если бы можно было вернуть время, то он совершил побег еще раньше.

Поэма интересна тем, что не поэт ведет рассказ о жизни юноши, а он сам рассказывает о своих страданиях и мечтах. Чернец слушает исповедь Мцыри не перебивая его. Молодой человек боится, что его не поймет человек, который его вырастил. Но больше не кому рассказать о своих переживаниях. Мцыри умирает счастливый. Все-таки он узнал что такое настоящая жизнь.

Также читают:

Картинка к сочинению По поэме Мцыри

Популярные сегодня темы

По Михаилу Юрьевичу Лермонтову, творчество, это не просто талант, это дар, преподнесенный Господом. И не каждому одаренному человеку удается ему соответствовать.

Произведение Антона Павловича поднимает очень актуальную для всех времен тему. Мечта. Каждый человек мечтает о чём-то, исходя из этого планирует, думает, строит. Однако, далеко не всем мечтам суждено сбыться.

Исключительно один персонаж, был изначально задуман как самый близкий по духу к Чацкому — это одна из интереснейших героинь - Софья Павловна Фамусова.

Как тонкий психолог Чехов довольно точно описывал собственных героев и давал характеристики своим персонажам. В коротком рассказе Смерть чиновника рассматривается тема зависимости

Репродукция Левитана Лесное озеро продумывалась художником тщательно и основательно. Он перепробовал сочетание различных оттенков. Смешивал различные краски и накладывал на холст.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Мцыри-загадочный герой.

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б смог.

Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся.

Закрепить навыки рассуждения на литературную тему.

помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта;

применить имеющиеся навыки работы с проектными задачами;

сопоставлять, проводить сравнения и аналогии.

показать колорит эпохи;

воспитывать активную жизненную позицию;

воспитывать нравственно-этические принципы и привычки;

воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру;

воспитывать культуру мышления, культуру речи.

Формируемые универсальные учебные действия:

метапредметные:

сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность, анализировать и обобщать факты, составлять таблицу формулировать и обосновывать выводы;

решать проектные задачи, представлять результаты своей деятельности;

проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, осваивать основы межкультурного взаимодействия в группе и социальном окружении;

осознавать свою идентичность как граждан страны;

осваивать гуманистические традиции и ценности общества;

развитие умений работы с текстом

Тип урока : урок – обобщение (комплексное применение знаний).

Формы проведения : индивидуальная, коллективно - групповая

Методы : проблемное изложение, частично – поисковый

Оборудование : текст произведения, ватман (3 шт.), лист А3(3 шт.),ножницы, клей, карандаши, фломастеры, маркер, презентация.

I .Организационный момент.

II .Слово учителя .

Доброе утро! Ребята,обратите внимание на доску(название темы урока записано).

О чем говорит эта надпись? (тема урока).О чем вам говорит слово загадка?( РУНТ)

Именно это и мы будем выяснять на сегодняшнем уроке.

II I . Беседа по тексту .

1 .Доказательства учащихся и аргументы.

Давайте попробуем выяснить , в чём особенность лермонтовского Мцыри? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей? ( Слайд № 2 )

2.Чем необычна личность семнадцатилетнего юноши?

Состояние одиночества главного героя, отчуждение в стенах монастыря обусловлено обстоятельствами в жизни Мцыри. Судьба героя – данность, которая дана читателю. Другими словами, личность Мцыри самоценна.

3. Что такое исповедь героя ? ( Слайд№3)

В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог – исповедь, позволяющая проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя. Здесь молодой человек больше говорит об увиденном, а о пережитом можно только догадываться («душу можно ль рассказать?).

Действительно, монолог Мцыри – не исповедь в ее церковном понимании, скорее это спор – диалог, хотя слов собеседника Мцыри мы не слышим ни разу.

4.Докажите, что бегство раскрывает внутренний мир Мцыри ? (Слайд№ 4)

Кульминацией поэмы является бегство. Для романтического героя характерно рвать связи с миром и бежать в чужую среде. Мцыри тоже покидает чуждый для себя мир и хочет вернуться на родину, таким образом в поэме ситуация бегства становится мотивом возвращения. Происходит перевёртыш. Герой не теряет свою стихию, а приобретает. Юноше нет нужды налаживать отношения с новым миром, куда он бежит, он ему близок. Зов природы призывает Мцыри вернуться туда, где он родился и жил до плена. Неслучайно в поэме много ветра и птиц. Он подобно птице, улетевшей в чужие края, инстинктивно возвращается в родовое гнездо. Но в этом мире он чувствует себя чужим. Здесь всё гармонично даже в образах: две реки, две сакли, две скалы, два куста белой акации, деревья как братья, стаи птиц летают.

Только Мцыри один, лишён родства с самого детства, нет у него никого. Естественно, что образы родства и единения вызывают естественное стремление молодого человека восстановить природные связи.

5.Какие чувства испытывает Мцыри при встрече с девушкой?(Слайд№ 5)

Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. Мы не знаем, что чувствовал Мцыри, но наши переживания на его стороне. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. Неслучайно Мцыри с горечью бросает своему собеседнику:

Воспоминанья тех минут

Во мне, со мной пускай умрут.

Но вскоре юноша устаёт от природы. Ему, жителю монастыря, свобода оказалась непосильным бременем, словно он перенасытился кислородом. Мцыри за три дня пережил столько событий, сколько не было за время нахождения в обители. И он устал от переживаний, так как Мцыри – жертва цивилизации.

6.Бой с барсом. Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? (Слайд № 6)

В этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно противостоять мужество.

Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову. Барс же ведёт себя как человек.

IV .Групповое задание .Друзья, мы с вами поразмышляли над образом Мцыри, а сейчас я вам предлагаю выполнить небольшой проект , как подведение итога по данной поэме.

Мотивация учебной деятельности, осознание учащимися практической значимости работы.

Проектная задача предполагает представление результатов изучения произведения согласно одной из предложенных тем или проблем. Работа проводится в группах из 5 - 6 человек. Для решения проектной задачи необходимо распределить обязанности в группе по всем заданиям в зависимости от желания и возможностей каждого участника.

Темы для решения проектной задачи :

Кто такой Мцыри?

История жизни Мцыри.

Считаете ли вы Мцыри загадочным героем? Почему?

Рисунок по теме.

Один пример описания природы.

В чем схожи барс и Мцыри?

Какова роль природы в произведении?

Рисунок по теме.

Вам предлагаются тексты, рабочий материал: карандаши, листы А 3, фломастеры, клей и т.д.Время для работы -10 минут.

По окончании работы нужно презентовать свой продукт, подготовить комментарии по оценке чужой работы.

V . Итог урока .

Почему поэма имеет открытый финал?

а).Мцыри умирает непокорённым. Автор не завершает поэму сценой физической смерти героя, а даёт возможность звучать в сознании читателя словам живого, не сломленного никакими страданиями героя. У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого своё мнение, загадочность в это даже какая то есть. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить:

«Ты хочешь знать, что делал я

б).Как вы думаете, возвращение в монастырь – это случайность или обречённость для Мцыри?

Мцыри дано было пережить несколько мгновений подлинной жизни. Эти три дня перечеркнули жизнь в монастыре. Жизнь на свободе – это пример героического поведения, жажды иной жизни, несовместимой с прошлым. Лермонтов рассказывал о трагических метаниях по кругу к обретению недостижимой цели, об обречённости героя, но, тем не менее, он с уважением относился к своему герою, к его стремлению изменить свою жизнь.

Когда Мцыри задал вопрос:

… прекрасна ли земля.

… для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы?

Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна, человек рождается для воли, но трагедия в том, что он принужден жить в неволе. И поэт прославлял борьбу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову.

В какой степени и чем был полезен для тебя урок?

Доволен ли ты тем, как прошел урок?

Какое задание урока понравилось тебе больше всего?

Читайте также: