Вглубь острова олег кургузов сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Папа пишет письмо

П апа сидел за столом и писал письмо тете Дусе. Стол был раздвижной, из двух половинок.
Только папа написал: "Дорогая Дуся, здр. " - как его ручка попала в щель между двумя половинками стола, и письмо прорвалось. На месте неоконченного слова "здр" оказалась самая настоящая дырка.
Папа взял новый листок бумаги и снова написал:
"Дорогая Дуся, здр. " Др-р-рык! - дрыкнула ручка и снова застряла в щели.
- Это не письменный стол, - сказал папа, - а стол для делания дырок в письмах. Очень удобно, быстро и надежно!
Потом он лег на пол и стал там писать письмо. Но в полу между досками тоже были щели. "Дорогая Дуся, - писал папа, - здр. " Др-р-рык! - дрыкнула ручка и снова проделала дырку.
Папа совсем загрустил и сидел на полу в полной растерянности.
- Не расстраивайся, - сказал я ему. - Хочешь, пиши на моей спине. Она гладкая и мускулистая.
Папа потрогал мою спину, сказал "Ого!" и начал писать на моей спине.
"Дорогая Дуся! - писал папа. - У нас дома полным-полно дырок. Поэтому все мои "здравствуй", предназначенные тебе, провалились неизвестно куда. Теперь я пишу на гладкой и мускулистой спине моего любимого сына, но боюсь утомить его. К тому же ему очень щекотно. Поэтому письмо будет очень коротким. Возвращаю по назначению все провалившиеся "здравствуй" тебе: здравствуй Дуся, здравствуй, здравствуй, здравствуй, здравствуй, здравствуй, здравствуй, здравствуй, здравствуй. До свидания, Дуся".
Скоро пришел ответ от тети Дуси. Она признавалась, что никогда в жизни не получала такого замечательного письма с таким огромным количеством пожеланий здравствовать. Теперь она чувствует себя замечательно, здравствует без конца и посылает нам с папой миллион воздушных поцелуев: "Чмок, чмок, чмок, чмок, чмок, чмок, чмок, чмок. "


Мальчик-папа

Ц елый час папа воспитывал меня. В который раз он уже повторял:
- В твоем возрасте я был серьезнее.
И тут что-то тренькнуло, грохнуло, зашипело и вспыхнуло. Когда дым рассеялся, рядом со мной стоял мальчик в коротких штанишках. Его коленки были исцарапаны, воротник рубашки наполовину оторван, а под левым глазом светился здоровенный синяк.
- Ты кто такой?! - удивился я.
Он зашмыгал носом, а потом сказал:
- Я твой папа. Только. в твоем возрасте.
- Ну и ну! - сказал я. И еще раз осмотрел его с ног до головы. - А ты в моем возрасте был меньше меня.
- Конечно, - согласился мальчик-папа. - Мы с мамой тебя в спортивную школу устроили. Ты работаешь над своим развитием. А я просто во дворе болтался.
- Зато у тебя синяк отличный! - сказал я с завистью.
- А-а-а. - махнул он рукой. - Дал тут одному по шеям.
- Пойдем погуляем? - предложил я.
- Ура! - закричал мальчик-папа и рванул на улицу.
Когда я вышел из подъезда, он уже сидел на дереве и махал мне оттуда рукой.
- Ты же запрещаешь мне лазать по деревьям, - сказал я.
- Да ла-а-адно, - протянул он. - Главное, чтоб мама нас не застукала.
Я забрался к нему, и мы стали качаться на сучке. Потом сучок обломился и мы упали вниз. Папа первый, а я второй. Прямо на него.
- А ты тяжелый, - сказал он, вылезая из-под меня. - Давай поборемся?
И мы стали бороться. Боролись мы совсем недолго. Потому что я папу сразу поборол.
- У меня просто настроения нет бороться, - сказал он грустно.
- Да ла-а-адно, - протянул я. - Не огорчайся. В другой раз ты меня поборешь.
- Ты только маме не рассказывай, - попросил он, - что победил меня.
- Ты тоже не жалуйся, - попросил я. - Ведь я тебе воротник рубашки совсем оторвал.
- Пустяки! - сказал папа и швырнул воротник в мусорную кучу. - Если мы будем держаться друг друга, то в этой жизни не пропадем.
И тут кто-то окликнул нас из подворотни.
- Эй, пацаны! Ну-ка быстро сюда!
Там стояли двое взрослых, лет по тринадцать, парней. Когда мы подошли к ним, они сказали:
- По двадцать копеек, салаги! Быстро!
Я похлопал себя по карманам и сказал:
- У меня нет денег.
- А ты попрыгай! Может, зазвенит, - приказал ухмыляясь один парень.
Тут мой папа нахмурился, пригнул голову и с криком "А-а-а!" ударил этого парня головой в живот. Это был здоровский удар. Я такого от папы не ожидал. Парень тот сразу кубарем покатился.
А я в этот момент на другого набросился. Двинул ему разок!
В общем, они убежали от нас на другую сторону улицы и завопили:
- Ну салаги, держитесь! Сейчас мы своих парней приведем!
Они не соврали. И привели еще пятерых парней. Нас стали окружать со всех сторон.
- Держись, сынок! - сказал мне мальчик-папа. - Сейчас нам придется туго.
Они уже начали нас бить, когда во дворе появилась наша мама. Их тут же как ветром сдуло. Мама едва успела им нашлепать.
Потом она отвела меня и мальчика-папу к нам домой, помазала царапины йодом и напоила киселем.
Только мама вышла из кухни, как папа говорит:
- Мы с тобой вдвоем, конечно, сила. Ну а втроем с мамой - вообще о-го-го! Давай держаться втроем?
- А ты не будешь больше говорить, что в моем возрасте был серьезнее и воспитывать меня по два часа?
Мальчик-папа посмотрел на свои царапины, синяки, изорванную рубашку, вздохнул и пообещал:
- Не буду!
Мы пожали друг другу руки. Тут опять что-то тренькнуло, грохнуло, зашипело и вспыхнуло. Когда дым рассеялся, передо мной снова стоял взрослый папа.


В глубь острова

Посвящается Валерию Роньшину

М ы с папой отдыхали летом на реке Оке. И вот мы приплыли на лодке к одному острову.
- А что такое "в глубь острова"? - спрашиваю я папу.
- Что? - не слышит он из-за плеска волн.
- Во всех книжках про путешественников и пиратов написано: "И тогда они отправились в глубь острова". Это так здорово! Давай и мы попробуем - что это такое "в глубь острова".
И мы с папой попробовали. Стали продираться сквозь густые заросли. Там было много всякого мусора: пустые консервные банки, бутылки, обрывки картона и газет.
Скоро мы выбрались на противоположную сторону. Никакого "в глубь острова" мы не почувствовали.
- Давай попробуем еще раз! - предложил папа.
И мы снова стали продираться сквозь заросли и спотыкаться о разный мусор.
И вот мы снова оказались у нашей лодки.
Это сладостное "в глубь острова" ускользало от нас, невидимое глазу.
Тогда мы с папой разожгли костер, скипятили в котелке воду и бросили туда найденные на острове листья ежевики, брусники, смородины и зверобоя. Чай получился та-а-акой пахучий!
Мы пили его, охали и причмокивали.
- Хорошо тебе? - спросил меня папа.
- Очень! - кивнул я, вытирая со лба пот блаженства.
- Вот это и называется "в глубь острова", - сказал папа.


Электронные пампасы © 2001-2010

О.Ф.Кургузов (17.12.1959-10.03.2004) родился в деревне Угрюмово Домодедовского района Московской области. Окончил дневное отделение факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова(1983). При его активном участии в Москве было создано несколько журналов для детей, благодаря которым в литературу вошло новое поколение талантливых писателей.

Член Союза журналистов и Союза писателей, член Совета по детской книге России.

2.Произведения писателя.

·“Царство людей” (Пересказ)(1994)

·“По следам Почемучки”(1995)

·“Про каплю Акву”(1996)

·“Где ты, матрац?”(2000)

·“День рождения вверх ногами: Рассказы и сказки”(2001)

·“Наш кот- инопланетянин: Рассказы маленького мальчика”(2003)

3.Обзор книг современного детского писателя.

“Рыцарь детской литературы”, “лучезарный человек”, “Самый солнечный писатель наших дней”, “тонкий лирик” - так называли Олега Кургузова коллеги по работе и критики.

“Молодой писатель” ушёл из жизни в возрасте сорока пяти лет, оставив нам произведения, наполненные теплом и светом. В его наследии детские научно-познавательные книги и рассказы и сказки.

В 1994 году О.Кургузов пересказал научно-популярную книгу немецкого учёного Ф.Готтенрота “История внешней культуры. Одежда, домашняя утварь, полевые и военные орудия народов древних и новых времён”, изданную на русском языке М.О.Вольфом в 1900 году.

Автор собрал уникальные сведения о культуре народов древних и новых времён, живших в Европе и Азии, о том, как менялся их быт, одежда, утварь, оружие, мебель, украшения, инструменты, нравы и обычаи. В новой редакции книга получила название “Царство людей. Одежда, утварь, обычаи, оружие, украшения народов древних и новых времён”.

Книжка “По следам Почемучки” впервые вышла в свет в 1995 году и с тех пор переиздавалась целых три раза. Она представлена в форме занимательных бесед мальчика с взрослыми. Самые обычные явления находят в книге самое простое объяснение.

Своеобразным продолжением “почемучек” стала выпущенная в 1996 году небольшая брошюра под названием “Про каплю Акву”. Здесь в доступной форме раскрываются все секреты воды. Читатель отправится в путешествие с царицей всех водяных капель Аквой над водой, по воде, под водой; встретится и с коварными айсбергами, и с удивительными морскими чудовищами.

Но самой главной книгой О.Кургузова, которую он писал всю жизнь, стал сборник под названием “Рассказы маленького мальчика”. Сначала была публикация трёх рассказов, потом с каждым годом появлялись всё новые и новые. Так увидела свет его книга “Солнце на потолке”. Те же рассказы, но расширенные и дополненные, составили сборник “Наш кот-инопланетянин”.

Объединяет все рассказы О.Кургузова главный персонаж- маленький мальчик, живущий в гармонии с взрослыми и со всем миром.

В рассказе “Солнце на потолке” ребёнок пытается “догнать солнечный луч”, преследуя его с предмета на предмет, желая тем самым ощутить всю его теплоту и почувствовать удовольствие. Для этого он “зависает” даже на стенке.

В рассказах О.Кургузова, как правило, в любой обыденной ситуации обязательно появляется некая “фантастическая подоплёка”. И как только она “включается”, герои начинают играть в жизнь и жить в игре. Мать и отец добровольно участвуют в таком эксперименте. Увидев, что солнышко остановилось на потолке, она предупреждает сына: “В старой рубашке на потолок не лезь!” И мальчик одевает старую, рваную… Мечтать – это когда без границ и ограничений. Мальчик выбирает мир, созданный на грани реальности и фантазий, в котором он счастлив. Ведь как здорово увидеть непостижимое и сохранить неуловимое!

Каждый новый рассказ – это “капля” мудрости, доброты, тепла. Сам писатель, обращаясь к читателям, говорил: “Попробуйте взглянуть на мои истории с разных сторон.” Мы попытаемся…Ведь даже его имя звучит по-разному: не только по-матерински - “Олег Оленча”, но и по-волшебно-таинственному- “Гело Возугрук”. Обилие звуковых словообразований,приёмы игры в слова и смыслы, сказочная реальность, добрый, лёгкий юмор –вот с чем мы встретимся на страницах его рассказов.

Нелепая, но смешная ситуация выведена в рассказе “Где ты, матрац?”. Напротив дачи мальчика на железнодорожных путях останавливается поезд. Из одного вагона виднеется непонятная штуковина, которую отец сразу окрестил “старбердан” (почему-то сразу вспоминается берданка-старое однозарядное ружьё) и приспособил для сушки двух своих матрацов. Пока рассуждали, как это здорово поместить эту конструкцию на огороде и просушить вещи, поезд тронулся. Так простились с семьёй матрацы. В итоге были слёзы и “прощальная матрацная песня”. Трудные жизненные ситуации становятся не такими уж трудными, если взять да и “обыграть” их. “Обыграть” серьёзное несерьёзно - в этом успех благополучной, счастливой семьи.

В рассказе “День рождения вверх ногами” взрослые принимают правила, предложенные сыном. Родители поздравляют его, встав на голову(в прямом смысле). “Чай с тортом все пробовали. А вот Дня рождения на голове ни у кого не было!” -с восторгом отмечает малыш. Взрослые на “одной волне” с ребёнком; понимают друг друга, поддерживают; живут одной жизнью; дают возможность почувствовать мальчику, что он особенный. А это не так уж мало.

Так и хочется разделить рассказы О.Кургузова по-особенному: не только по тематике (дружная семья, любовь, свобода), но и по видовой принадлежности: философские, реально-волшебные и юмористически-бытовые, сюжетно-словарные.

·“Душа нараспашку” всему миру, в которую “залетают” мысли и чувства, делая человека и мудрее, и сильнее. И когда он делится содержимым, то наделяет других неземной лёгкостью и возвышенностью.

·“Тепло наших чувств” можно измерить. Главное – не оставлять пустотЫ и пустОты.

·“Слова в море”, когда хорошо “просолятся”, лучше сохранятся, чем на берегу.

·“Тревожное время” не будет таким тревожным, если в доме вставить новое окно. Тогда через не затуманенное пылью стекло откроется новая, красивая, спокойная жизнь.

·“Кривой дом” Оказывается, как мало надо, чтобы увидеть “небо –небеса -нёбушко”, “облако – корабль” и любящих тебя людей.

·“Надоело летать” Иногда и спуститься не мешает…на землю. Тогда можно многое не только увидеть, но и понять.

·“Открытые двери” Не всегда надо держать двери закрытыми, иногда бывает полезно их и открыть, довериться своему чутью.

·“Сколько весит голова?”, “Мы пишем рассказ”, “Давно мы не прижимались друг к другу”…

2.Реально-волшебные и юмористически-бытовые

·“Шапка со свистом” радует, если она новая и если она твоя.

·“Батарейные куры” как особый вид выводятся в домашних условиях при наличии самих батарей, несутся, и из “батарейных яиц” вылупляются “маленькие батареи”…

·“Шкаф”, который скинули с балкона “за дело”.

·“Две лишние коробки” 6 коробок, 4 руки и 2 головы. Разгадает головоломку мама, прекратив поцелуем появившееся гудение в головах отца и сына.

·“Как мы на люстре висели” -двойной подарок для мамы, задуманный как “праздничная неожиданность”.

·“Как мы поздравляли маму” Путём сложных изысканий была выведена формула воздушного поцелуя. Сила её такова, что может человека наповал уложить, а может и поднять в воздух, даже с тяжёлыми хозяйственными сумками.

·“Папа и цыгане” Какова цена утраты какого-то костюма, если приобретена целая Песня.

·“Как мы поздравляли папу”…

·“Борщ по- флотски” будет сварен мамой для “приземлившихся” моряков.

·“Папа пишет письмо” Необычное письмо, благодаря “дрыкнутой” ручке, и ответ, наполненный миллионом “чмоков”.

·“В глубь острова” Что надо сделать, чтобы таинственное, “сладостное” не ускользало? Как почувствовать то, что невозможно понять?

·“Мы понимаем друг друга”, “Сырниковый случай”, “Во всём виноват Фарадей”, “Папа лезет в бутылку”…

Наш кот- инопланетянин” - последняя прижизненная книга вышла в серии “Город мастеров”(2003), с посвящением сыну Паше и с подзаголовком “Рассказы маленького мальчика”.

Кот Лукьян( Лукаша) тоскует о своей планете Альфа-Кошка, уставясь задумчивыми глазами в потолок(“О чём думал кот?”); плачет, когда над ним потешаются(“И кошки храпят”); злится, когда его дразнят (“Ух,котище!”); умеет любить (“Сухопутный или морской?”)… В сказочном мире ребёнка говорящее дерево “машет ветвями”(“Мы пишем рассказ”), а говорящая селёдка летает “на швабоде”(“Селёдка на свободе!”); все люди дружат между собой, а предметы одушевляются. Таким образом, всё, что окружает мальчика, существует в едином потоке жизни и подчиняется его главному закону “круговорота любви в семье”.

И последнее. Творчество О.Кургузова можно определить как “взрослые рассказы для детей и детское повествование для их родителей”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока

русского языка

в 5 классе по теме:

«Как написать

сочинение-рассуждение

Автор: Черниченко Н.И.,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ СОШ № 5

им. Ю.А.Гагарина

г. Батайска.

2014 г.

Урок русского языка в 5 классе.

Цели урока: выявить особенности написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему;

учить видеть данные лингвистические средства в тексте;

показать способы создания писателями комического эффекта в произведении;

рассказать о писателе О. Кургузове и его творчестве;

учить внимательному отношению к слову в чужих текстах и в своих собственных;

формировать умение создавать свой собственный текст по заданным параметрам.

1.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Одно ли значение этого слова даётся в толковых словарях? (нет, несколько). Какое это слово? (Многозначное)

- Слово лингвистический объясните подбором однокоренных слов (лингвистика, лингвист).

- А что такое лингвистика? (наука о языке, языковедение, языкознание).

- Правильно. Лингвистический – относящийся к лингвистике, к языку.

-Итак, сегодня мы впервые пишем сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. Мы возьмём рассказ Олега Кургузова, найдем в нём интересные языковые, лингвистические явления, объясним их роль в тексте и запишем свои мысли.

2. Работа с текстом.

1) Первичное восприятие.

-Прежде, чем познакомится с текстом Олега Кургузова, послушайте мой рассказ об авторе.

Познакомимся с самим текстом. (Чтение текста).

2) Осмысление прочитанного текста.

-Как вы думаете, для кого написан этот рассказ? Кому он будет интересен?

- А чем интересен?

-Какие эмоции вызывает рассказ?

- Благодаря чему нам становится весело?

3) Лингвистический анализ.

- Прочитайте текст самостоятельно, вдумчиво. Подумайте, какие слова, словосочетания помогают писателю вызвать смех читателя. Подчеркните эти слова.

- А теперь назовите, какие слова подчеркнули. Попытайтесь объяснить, почему именно эти слова создают юмористический эффект в тексте.

Учащиеся называют найденные ими омонимы, фразеологизмы, парадоксы, каламбуры, многозначные слова и вместе с учителем комментируют и поясняют их роль в рассказе Кургузова. Учитель записывает звучащие термины на доске, а ученики в тетради, чтобы воспользоваться ими при написании сочинения.

3. Написание сочинения – рассуждения.

- Перед вами лежат заготовки сочинений. Ваша задача вспомнить то, о чём мы говорили на уроке и вписать нужные слова и выражения в данный текст. Сколько абзацев выделено в заготовке? (5). Обратите внимание на первый абзац. В нём содержится тезис. Это обязательный элемент сочинения – рассуждения. Тезис – это та мысль, которую нужно объяснить или доказать в сочинении. Посмотрите на последний абзац. Это вывод – итог ваших рассуждений. А между тезисом и выводом то, что соединяет эти два элемента – ваши примеры и аргументы. При написании сочинения постоянно работаем с текстом. Указываем номера предложений, в котором есть интересующее нас явления, поясняем и объясняем.

Учащиеся вписывают в заготовки сочинений недостающие слова и выражения.

4. Подведение итогов урока.

-Прочитайте, что у вас получилось.

3-4 учащихся читают свои сочинения рассуждения.

- Ответим на вопрос, прозвучавший в теме урока: как написать сочинение – рассуждение на лингвистическую тематик

Домашнее задание к данному уроку:

Знать, что такое многозначное слово, омоним, фразеологизм.

Текст рассказа О.Кургузова.

Олег Кургузов.

Сухопутный или морской?

(1)Когда мыши стали ходить по нашему дому пешком, мама сказала:
- Я сомневаюсь в том, что наш кот Лукьян сухопутный!
(2) - А какой же он?! - удивился папа.
(3) - Может быть, он морской котик, - предположила мама.
(4)- Поясни мысль! - сказал папа.
(5) И мама пояснила:
(6)- Если бы он был сухопутным котом, то любил бы мышей. (7)А он без ума от рыбы. (8)Значит, он морской.
(9)Это точно: Лукьян чуял рыбу в любом конце квартиры и несся в этот конец сломя голову. (10)А мышей он не видел в упор. (11)Идет себе по квартире и упирается в мышь. (12)Или наоборот. (13)Идет себе мышь по квартире и упирается в кота. (14)И друг друга они не узнают.
(15)- Что же делать? - спросил я и посмотрел на маму и папу с надеждой. (16)- Может быть, Лукьян все-таки сухопутный?
(17)А папа сказал:
- Сейчас мы устроим ему проверочку!
(18)И тогда мы стали ловить мышей и мазать их рыбьим жиром. (19)Теперь Лукьян чуял мышь в любом конце квартиры. (20)И несся за ней сломя голову.
(21) Мыши сначала боялись Лукьяна и кричали страшными голосами. (22)А кот ловил их, облизывал и отпускал. (23)И мыши привыкли к Лукьяну.
(24) - Мяу! - сказал кот Лукьян как-то раз.
(25) И мыши побежали к нему сломя головы из разных углов дома. (26)А Лукьян стал их облизывать. (27)Просто так, без рыбьего жира. (28)А мама посмотрела на них на всех и сказала:
- Кто бы мог подумать, что эти мыши так любят ласку!
(29)- Кто бы мог подумать, что Лукьян так любит мышей! - сказал папа.
(30) А я обрадовался и закричал:
- Ура! Значит, он сухопутный!

Приложение 3.

Бланк – шаблон для написания сочинения.

Рассказ _________________ ____________________________________ - ___________________. И у детей, и у взрослых он вызывает искреннюю______, добродушный_______. Что же служит источником ________ в этом рассказе?

Добавляют юмора в рассказ _____________________: «сломя голову (предложения__ ,__ , __), __________(6), ______________(9,10,11).

Благодаря таким ______________ средствам рассказ _______________ получился___________, ____________________, _______________________. Его можно читать ____________________________________________!








Все дружны между собой — дети и взрослые, жильцы и управдом, законопослушные граждане и грабители, добродушный кот Лукьян и трусоватые мышки. У маленького мальчика замечательные родители. Они всегда готовы принять игру, если это добрая игра. Они и летать умеют, и на люстре качаются, и шкаф с балкона сбрасывают (потому что кое-кто шуток не понимает). Молния к ним в дом прилетает и картошку печет, цыгане с песнями приходят, кот Лукьян сам в дверь стучит, когда с прогулки возвращается. День рождения они празднуют вверх ногами! Когда они всей семьей жуют морковку, повсюду начинается морковный ураган! А если жизнь становится тяжелая, они отправляются в поля за трын-травой и ползают среди ромашек.

«Бум! — бумкнула меня по носу ромашка. Ух ты! У нее серединка теплая, бархатистая и вся в оранжевой пыли. Это, наверное, солнечная пыль на ромашку осела.

— Если такой ромашкой маму по щеке погладить, — говорю я папе, — она сразу про тяжелую жизнь забудет.

«– Давай полакомимся селедочкой, – предложил мне папа. И воткнул в селедочную банку консервный нож. А банка ка-а-ак бабахнет! Селедка ка-а-ак разлетится! Летает она по квартире и кричит:

На страницах его рассказов мы встретимся с обилием звуковых словообразований, приёмами игры в слова и смыслы, сказочной реальностью, добрым, лёгким юмором. Многим читателям мир героев Олега Кургузова покажется близким, они с радостью примут правила игры, опробованные еще Носовым и Драгунским. Они непременно увлекутся фантазиями маленького героя и захотят поучаствовать в экспериментах по превращению козы в сторожевую собаку или разведению батарейных цыплят-мутантов.


Борис Минаев: «Он всю жизнь писал о доме. Если вы внимательно посмотрите его рассказы, то увидите, что все они заполнены, даже переполнены, деталями этого дома. Там есть все мелочи дома, самые простые бытовые вещи — шкаф, стол, люстра, телевизор, окно, пол, потолок, домашний кот, кастрюли и холодильник. Но эти вещи не просто названы, перечислены, они в рассказах Олега живут, как его герои и персонажи. Они действуют. Они живые. Почему? А очень просто — все это части единого организма, единой планеты, мифологического живого существа, который и называется домом. Дом — это не просто люди и предметы, не просто ласковая атмосфера, не просто отношения мамы и папы, которые, конечно же, являются в доме важнейшими для ребенка, не просто игры, дыры, закоулки, тайны, события. Дом — это биосфера. Или ноосфера. Или протосфера. Дом, короче говоря, это все. Этот уникальный взгляд на жизнь, честно говоря, я больше нигде никогда ни у кого не встречал. Ни у одного писателя. Все-таки дом — лишь часть нашего существования. Есть еще природа, отношения с другими людьми, проблема выбора, добро и зло, наконец. Для Олега выше дома ничего нет. Дом божество. Высокая, высшая материя. Некая святость бытия.

. Я вспоминаю те маленькие квартиры, в которых провело детство наше с ним поколение. Хрущевские пятиэтажки — панельки, как их ласково называли, — стоявшие по всей стране, от Северного океана до южных морей, от востока до запада. В этих панельках — скрюченное, лаконичное существование, тонкие перегородки, из-за которых слышен храп отца или причитания матери, торшеры, бросающие свет в вечерние углы, наполненные тенями прошлого — коврики, фотографии в рамочках, телевизоры, книги. Но для нас, для детей, рожденных в 50-е и 60-е, это убогое в бытовом смысле пространство расширилось до невероятных пределов, — отсюда начинались все наши сказки, все наши мифы, представления о том, что есть жизнь и что есть люди, именно эти крошечные, заставленные неказистой мебелью углы противостояли всему остальному миру.



Он умудрялся делать множество разных вещей — в последний год жизни даже принимал активное участие в каком-то громком проекте Президента России, имеющем отношение к детской литературе… Член Союза журналистов и Союза писателей, член Совета по детской книге России (Национальная секция Международного совета по детской книге).








Идея родилась в 2010 году на Первых кургузовских чтениях в зале средней школы посёлка Столбовая Чеховского района Московской области. В этой школе учился Олег Кургузов, а в 2009 поселковой библиотеке, завсегдатаем которой был Олег, к 50-летию писателя присвоено его имя.


— Нет, — сказал папа и зевнул. — Кот мечтает поспать часок-другой. И чтоб ему снились красивые кошки.

— Совсем нет! — сказал я и дунул в свисток. — Он хочет сначала сыграть в одну игру, потом в другую. А потом еще пострелять из лука.

На папин день рождения собралось много гостей. Тетушки с их мужьями, дядюшки с их женами, мамины и папины сослуживцы. Они пили, ели и громко разговаривали. И вдруг папа сказал:

Он погасил свет и включил магнитофон. Из магнитофона послышалось сонное сопение и храпение. Папа зажег свет и, таинственно улыбаясь, спросил:

— Ни за что не догадаетесь! — торжествующе заявил папа и выбежал из комнаты. Вернулся он, держа на руках кота Лукьяна.

А я ушел на кухню. Там на подоконнике сидел кот Лукьян, и в глазах у него были слезы. Я забрался на подоконник, сел рядом с ним.

— Не расстраивайся, — сказал я. — Ты еще не знаешь, как храпят папа с мамой. Вот мы их запишем на магнитофон и прокрутим кому надо.

Мама говорит, что наш кот Лукьян — интеллектуал. Он самостоятельно поднимается к нам на третий этаж, самостоятельно стучит в дверь. А уж открывает ему мама.

Другие коты к нам в дверь обычно не стучатся. Но мама хочет приучить Лукьяна к порядку, поэтому она спрашивает:

Мама резала колбасу на столе. А потом повернулась спиной и стала мыть сковороду под краном. И тут Лукьяну захотелось кое-чего отведать. Он забрался на стул и потянулся к колбасе. Тянулся, тянулся и оглядывался на маму.

— Хм-м. Нас улица в свое время учила совсем другому. — И посмотрел на Лукьяна с чувством некоторого превосходства.

Это точно: Лукьян чуял рыбу в любом конце квартиры и несся в этот конец сломя голову. А мышей он не видел в упор. Идет себе по квартире и упирается в мышь. Или наоборот. Идет себе мышь по квартире и упирается в кота. И друг друга они не узнают.

— Что же делать? — спросил я и посмотрел на маму и папу с надеждой. — Может быть, Лукьян все-таки сухопутный?

И тогда мы стали ловить мышей и мазать их рыбьим жиром. Теперь Лукьян чуял мышь в любом конце квартиры. И несся за ней сломя голову.

Мыши сначала боялись Лукьяна и кричали страшными голосами. А кот ловил их, облизывал и отпускал. И мыши привыкли к Лукьяну.

И мыши побежали к нему сломя головы из разных углов дома. А Лукьян стал их облизывать. Просто так, без рыбьего жира. А мама посмотрела на них на всех и сказала:

Читайте также: