Весной мы ученики военного города ярград сочинение егэ

Обновлено: 02.07.2024

Василенко – один из самых ярких прозаиков, дебютировавших в 80-е,
неизбежно видит и пишет жизнь сквозь призму близкого конца света.
Отсюда ее сострадательная приязнь ко всему живому. Отсюда же ее
стилевые надрывы, жестокие сюжеты, больные герои. Проза Василенко
держится на грани – еще чуть-чуть, и погаснет солнце.

С детства нам внушали, что мы живем в лучшем из миров.

Как получается, что художник выдаёт своему адресату больше, чем
текст в его произведении… Волшебство? – Нет. Из-за жизнеподобия
это. Жизнь-то целостна. А в целостности бесконечное количество
сторон. Художник что-то от той бесконечности смутно ощущает. И…
передаётся это нам.

А потом удивляются, типа: как такой молодой Шолохов смог так проникнуть
в жизнь?! как некая женщина (женщина же! замученная бытом, особенно
в России), – как она смогла…

Впрочем, Светлана Василенко, – я хочу говорить о ней, – в 27 лет
окончила Литературный институт, а ещё над её школьными сочинениями
(значит, до 17-ти лет) плакали учительницы, присваивая их, так
что быт её явно не поглотил. Но напутала она основательно. Правда,
и суть схватила: прогресс – губителен. Но – неосознанно схватила.
Потому ей и пишется. Хоть аж читать не хочется: такой там неуют,
в её мире. А если и прочтёшь, то заливаешься слезами иной раз.

Это год реставрации капитализма в России.

На бывший СССР ярится Светлана Василенко?

Автор отомстил учительнице из её школы в Капустином яре за внушённый
детям восторг и ужас жертвенного избранничества: их город вместе
с ракетным полигоном будет уничтожен американцами первым, зато
в ответ наши сотрут с лица земли Америку, и остальные наши останутся
жить, а их, погибших, будут вечно чтить.

Нет. Автор отомстил самому СССР, авангарду человечества на пути
прогресса.

Не за то, что СССР оказался лжеавангардом.

И безумная вагонетка сверхпрогрессивного коммунизма понеслась
бы дальше… Осваивать Луну… Марс…

Неужели социализм всего лишь с человеческим лицом в 1973 году
(5 лет после несостоявшейся пражской весны либерализма) был идеалом
Светланы Василенко? А либеральные ценности казались не конкурентной
гонкой, а улыбкой человека человеку даже и в 1991-м.

Может быть, может быть.

Многие демократы заблуждались.

И верили в материальный прогресс.

Как верили в него и члены КПСС. (А может, члены КПРФ и теперь
верят.)

Но в 1991году, читая такой конец рассказа…

«И ещё раз посмотрел. Но уже не так: деловито огляделся и
понял – не вырваться. И обречённо залёг: берите. Главное, что
мир – цел. И закрыл глаза.

Читая такой конец рассказа, как-то плохо верится, что только повествователь
так слеп, а образ автора зряч, мол, теперь вот – в 91-м – этот
ужасный рационализм, наконец, кончится. Весь 1991 год СССР и его
общественный строй чувствовали себя так, как суслик в конце рассказа.
Так надо было ещё и бить лежачего?

Или это путь наибольшего сопротивления: бить лежачего, имея в
виду битьё стоячего?! Кто стоячий был в 1991 году? – Капитализм.
Запад.

Думала так демократка Светлана Василенко? – Нет, конечно. Но у
неё именно это и получилось, по сути.


Её идеал в 1991-м – вернуться к природе, а не прогресс; осознаёт
она это или нет. Скорее, что нет. Не хапать сусликов на шкурки.
И если и будет, мол, коммунизм (со справедливостью и улыбками
друг другу), то не на базе прогресса, а застоя. Без сусличьих
шкурок.

С таким идеалом запросто противопоставить себя большинству и озлобиться.

Отсюда и её беспощадность.

Это вовсе не сентиментализм. И не натурализм.

Проверка

И представила нам, читателям, – от первого лица рассказ, – этот
сюжет как основной. Предварив его воспоминанием, как она когда-то,
желая спасти умирающего птенца (рот парня был похож на рот того
птенца), положила его для согревания себе в подмышку и, заснув,
птенца раздавила. (Только птенца она и вспомнила, увидев в ресторане
того парня.)

И полетела к чёрту моя версия об аскетическом идеале Светланы
Василенко?

Именно строй, при котором шлаком считается естественное, в конечном
итоге убил того парня, взявшегося гонять ночью на автомобиле по
незнакомой местности от отчаяния из-за вспыхнувшей вдруг идеальной
любви. Именно из лучших чувств побуждение – спасти птенца – птенца,
в итоге, убило. Благими намерениями вымощена дорога в ад… И это
неизбывно?

Как бы на помощь той радикальной своей учительнице – окаянной
– бросается на помощь нешлаковая половина Светланы Василенко.
На помощь цельности, так не хватающей населению СССР. Сама искренность,
как и в упомянутом стихотворении, призвана была спасти терпящую
бедствие страну и строй.

Ну а заблудшая овечка Светлана Василенко, её сознание, пошла,
в итоге, направо. Подсознание же её всё заворачивает и заворачивает
налево.

Не надо особенно хапать – такой принцип нас породил, такой нас
и спасти призван от цивилизации перепотребления, чреватой обвалом
в конец света.

Кирилл Машанов

Кирилл Машанов

Кирилл Машанов запись закреплена

СВЕТЛАНА ВАСИЛЕНКО. СУСЛИК
Весной мы, пионеры военного города Ярград, выходили в степь выливать сусликов из норок. Тихо за нашим отрядом ползла поливальная машина с хлорированной водой. Крутые бока ее были мокры, как бока зверя.

В нору, черно уходящую в глубь земли, мы лили из ведер воду, и та уходила стремительно, беззвучно и насовсем. И снова налили, и снова ушла она, будто по срочному важному делу, быстро и независимо. И снова черно зиял отверстый, по-детски круглый рот земли. И уже забыв про суслика, не веря, что когда-нибудь выскочит он из норы (а если и выскочит, то в Америке, испуганно озираясь среди небоскребов, — так насквозь уходила нора), мы лили воду просто так, потом весело-бесшабашно, потешаясь над собой и этой дырой, уходящей в никуда. Потом со злостью и отчаяньем к этой глумящейся над нами, пионерами, тайне: заливали ей глотку, не давая продыху, — лили и лили, забыв, зачем льем.

И когда наша злоба и ненависть, нависнув над норой, стала огромной, молчаливой и плотной, как льющаяся тяжелой, плотной струей вода, когда воздух сгустился от этой общей злобы и стал отчетливо пахнуть хлоркой и потом — тогда вдруг из соседней норки выполз суслик.

Он выполз на божий свет мокрый, дрожащий, маленький, будто только родился у нас на глазах из чрева земли, — и застыл, очарованный.

Божий мир был цел и глядел на него.

Что ему там причудилось, в его извилистой земляной тьме, по которой, воя от ужаса, металась его детская душа и ее со всех сторон настигала наша человеческая хлорированная злоба, наша ледяная ненависть, просачиваясь во все закоулки и убежища: всемирный потоп? конец света?

Но мир был цел. Мир был целехонек. Он был даже лучше того, прежнего. Неуничтоженное солнце светило ярче, чем то, привычное. Неуничтоженное небо было голубее; и чище, серебряней звенела в спасенном мире полынь.

Подняв свою душу на задние лапы, он молитвенно сложил свои ручки на груди и, закинув голову, блаженно, подслеповато щурясь, поглядел на солнце.

Он тихо свершил свой намаз.

И только тогда поглядел он на нас, сгрудившихся над ним людей.

Он и на нас посмотрел сначала влюбленно, радуясь за нас, что мы живы, что вышли сухими из воды, целы и невредимы после такого потопа.

И еще раз посмотрел. Но уже не так: деловито огляделся и понял — не вырваться. И обреченно залег: берите. Главное, что мир — цел. И закрыл глаза.

В тот день мы, пионеры шестого класса “Б”, вылили двадцать два суслика и вышли на первое место по заготовке шкурок.

5 готовых индивидуальных сочинений для варианта №5 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов, проблема определения образа истинного героя по тексту по В. П. Катаеву.

Готовое сочинение №1

Почему человеку важно найти свое настоящее дело? Вот проблема, которую ставит в тексте В. П. Катаев.

Два примера-иллюстрации, приведенные мною, доказывают, что наводчик Ковалёв был не просто талантливым и выдающимся артиллеристом, но и гением своего дела. На мой взгляд, в этом и заключается позиция автора.

Я полностью разделяю точку зрения писателя. Как в мирной, так и в военной жизни человеку важно найти свое настоящее дело, дело, в котором он будет истинным мастером. Поражаюсь, как герой В.П.Катаева похож на толстовского капитана Тушина! Та же смелость, та же скромность, тот же героизм!

Таким образом, найти свое призвание, где проявится твой талант, сила воли и упорство, — важное условие того, что человек состоится как личность.

Готовое сочинение №2

Какими качествами должен обладать настоящий герой? Вот проблема, которую ставит в тексте В. П. Катаев.

Оба эти примера-иллюстрации, дополняя друг друга, доказывают, что истинный герой должен быть не только храбрецом, но и патриотом. В этом, на мой взгляд, и заключается позиция В. П. Катаева. Я полностью согласна с точкой зрения автора. Действительно, героической личностью мы можем назвать человека, который в трудную минуту готов проявить стойкость и мужество.

Таким образом, герой должен обладать такими качествами, как храбрость, отвага и патриотизм.

Готовое сочинение №3

Почему человеку важно найти своё настоящее дело? Наверное, каждая уважающая себя личность хочет отыскать собственное призвание, чтобы приносить пользу людям. Писатель В.П. Катаев поднимает в тексте проблему понимания человеком своего места на службе.

Кроме того, Ковалёв не пытался произвести впечатление на начальство, чтобы получить хорошую должность. На самом деле наводчик всегда отказывался от повышения, потому что его не интересовали чины и награды. Солдат не был тщеславным человеком, и таким людям, как он, просто хочется делать то, что у них получается и вызывает интерес. В годы войны приходилось выживать в непростых условиях: кто-то быстро адаптировался, а кто-то не мог смириться с реальностью. Ковалёв же не падает духом, потому что он патриот и пытается сделать всё возможное для защиты Отечества. Конкретизируя данную мысль, автор подчёркивает, что человек по-настоящему прекрасен, когда ответственно выполняет своё дело.

Итогом размышлений В.П. Катаева становится такая позиция: на службе главное не карьерный рост, а осознание пользы, которую человек может принести Родине.

Таким образом, занимаясь любым делом, человек должен оттачивать свои навыки и стремиться к совершенству. Только тогда его деятельность может стать действительно полезной для общества.

Готовое сочинение №4

Какими качествами обладает настоящий герой? Кого мы называем подлинным героем, достойным уважения и почёта? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного советского писателя Валентина Катаева.

Авторская позиция заключается в следующем: настоящий герой непременно является патриотом, готов пожертвовать собой, отдать всего себя для защиты Отечества. Он скромен, так как не пытается выставить свои достоинства на всеобщее обозрение. Ответственно относясь к своему делу на войне, он гордится, что выполняет долг перед Родиной.
Мне близка позиция автора. Действительно, героем мы можем назвать не того, кто сразу же бросается в глаза своей выправкой. Внешне этот может быть незаметный человек, но в трудную минуту он готов без слов проявить стойкость и мужество.

В заключение подчеркну, что настоящие герои всегда остаются в тени, они не заявляют громогласно о своих подвигах, скромны и неприметны, но в трудную минуту боя они проявляют неслыханные мужество и героизм.

Готовое сочинение №5

Каждый ли человек может стать героем? Какими качествами должен обладать настоящий герой? Именно эту проблему – проблему истинного героизма – и ставит автор в своем произведении. В тексте Валентина Катаева я прочитал о выдающемся наводчике по фамилии Ковалёв. Этот человек служил наводчиком еще в период Первой мировой войны, а во время Великой Отечественной ушел добровольцем на фронт, хотя по возрасту уже не обязан был это делать. Но он, как и вся его семья (жена-врач и три сына), отправился защищать Родину.

Ковалёв обладал совершенно уникальной способностью необыкновенно точно наводить орудие на врага. Автор подробно описывает хладнокровие и необыкновенную чёткость, с которой действовал наводчик во время боя.

Катаев пишет, что Ковалёв был по-настоящему гениальный наводчик и, может быть, даже лучший наводчик фронта. Однако обладать талантом еще недостаточно для того, чтобы стать хорошим воином. Автор говорит о том, что, кроме таланта в области военного искусства, Ковалёв обладал еще исключительным мужеством и горячей любовью к Родине, которые также помогали ему сражаться с врагом. Ковалёв именно в этом видел свой долг во время войны и поэтому не соглашался стать командиром.

Автор хочет нам сказать, что человек, попав на фронт, становится героем, если подчиняет все свои таланты, своё мужество и свой патриотизм главной цели — борьбе с фашизмом.

Я согласен с автором текста. Действительно, все таланты человека приходят ему на помощь, когда цель его очень важна и четко определена. В такой ситуации человек становится как бы выше самого себя.

Готовое сочинение №6

Раскрытие данной проблемы происходит благодаря мировоззрению и поступкам наводчика Ковалева. В повествовании подчеркивается, что Ковалев был гениальным наводчиком, который виртуозно выполнял нужные действия во время боя. По сравнению с умениями во время Первой мировой войны, во время Второй мировой войны Ковалев развил свое искусство и мастерство. В.П. Катаев показывает, что только развивающий свои способности человек может хорошо выполнять свою работу.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что человек может быть полезен обществу только в том случае, если он будет заниматься любимым делом, в котором он хорошо разбирается.

Сам текст из 5 варианта по которому писались сочинения начинается так:

Солдаты, расположившиеся вокруг своей пушки, были заняты каждый своим делом. Кто, пристроившись к сосновому ящику со снарядами, писал письмо, слюня химический карандаш и сдвинув на затылок шлем; кто сидел на лафете, пришивая к шинели крючок; кто читал маленькую артиллерийскую газету. Живя с разведчиками и наблюдая поле боя с разных сторон, Ваня привык видеть войну широко и разнообразно. Он привык видеть дороги, леса, болота, мосты, ползущие танки, перебегающую пехоту, минёров, конницу, накапливающуюся в балках.

Воспитательные: Воспитание толерантности, ответственности за свои поступки; формирование экологического сознания.

ВложениеРазмер
suslik.urok_.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Нравственные и экологические проблемы в современной отечественной литературе

Тип урока: беседа

Технология: развитие критического мышления через чтение текста с остановками

Время проведения : 40 минут

Образовательная: Знакомство учащихся с творчеством современного автора С.Василенко, имеющим нравственно-воспитательную и экологическую направленность;

Воспитательные: Воспитание толерантности, ответственности за свои поступки; формирование экологического сознания.

  1. Приветствие. Организационный момент- 1 минута;
  2. СТАДИЯ ВЫЗОВА- 6 минут;
  3. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ- 25 минут:
  • Чтение рассказа с остановками- 15 минут
  • Прогноз содержания и проблематики текста- 10 минут;
  1. РЕФЛЕКСИЯ- 8 минут:
  • Музыкальная минута для эмоционального осмысления финала рассказа-2 минуты
  • Итог урока. Составление синквейна- 5 минут;
  • Задание на дом-1 минута

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с произведением новейшей литературы. Как вы понимаете этот термин? Какие имена современных писателей вам знакомы? (Т.Толстая В. Пелевин, Л. Улицкая, Б.Акунин и др.)

Давайте сравним два высказывания о новейшей литературе известных писателей, наших современников:

Давайте проголосуем. Возьмите стикеры и прикрепите их к тому высказыванию, с которым вы согласны.

➢ Каких стикеров оказалось больше? Большинство из вас считает, что русскую литературу больше никогда нельзя будет назвать учебником жизни. Так ли это? К этому вопросу мы еще вернемся в конце нашего урока.

Слово учителя. Знакомство с биографией писательницы .

III. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. Чтение с остановками .

Светлана Василенко. Суслик .

А ) Весной мы, пионеры военного городка Ярград, выходили в степь выливать сусликов из норок. Тихо за нашим отрядом ползла поливальная машина с хлорированной водой. Крутые бока ее были мокры, как бока зверя.

В нору, чёрно уходящую в глубь земли, мы лили из ведер воду. И та уходила стремительно, беззвучно и насовсем. И снова налили, и снова ушла она, будто по срочному важному делу, быстро и независимо. И снова черно зиял отверстый, по-детски круглый рот земли. И уже забыв про суслика, не веря, что когда-нибудь выскочит он из норы, - мы лили воду просто так, потом весело-бесшабашно, потешаясь над собой и этой дырой, уходящей в никуда. Потом со злостью и отчаяньем к этой глумящейся над нами, пионерами тайне: заливали ей глотку, не давая продыху, - лили и лили. Забыв, зачем льем.

И когда наша злоба и ненависть, нависнув над норой, стала огромной, молчаливой и плотной, как льющаяся тяжелой плотной струей вода, когда воздух сгустился от этой общей злобы и стал отчетливо пахнуть хлоркой и потом, - тогда вдруг из соседней норки выполз суслик…

Б) Он вылез на свет, мокрый, дрожащий, маленький, будто только родился у нас на глазах из чрева земли, - и застыл очарованный.

Божий мир был цел и глядел на него.

Что ему там причудилось, в его извилистой земляной тьме, по которой, воя от ужаса, металась его детская душа, и ее со всех сторон настигала наша человеческая, хлорированная злоба, наша ледяная ненависть, просачиваясь во все закоулки и убежища: всемирный потоп? конец света?

Но мир был цел. Мир был целехонек. Он был даже лучше того, прежнего. Неуничтоженное солнце светило ярче, чем то, привычное. Неуничтоженное небо было голубее и чище.

Подняв свою душу на задние лапы, он молитвенно сложил свои ручки на груди и, закинув голову, блаженно, подслеповато щурясь, поглядел на мир.

Мир был цел. Он тихо свершил свой намаз.

И только тогда поглядел на нас, сгрудившихся над ним людей.

Он и на нас посмотрел сначала влюбленно, радуясь за нас, что мы живы, что вышли сухими из воды, целы и невредимы после такого потопа.

И еще раз посмотрел. Но уже не так: деловито огляделся и понял - не вырваться. И обреченно залег: берите. Главное, что мир – цел. И закрыл глаза…

  1. Прочитайте последнее предложение рассказа, которое по стилю напоминает сухой отчет. Почему метафорический рассказ о гибели суслика автор заканчивает строгим языком документа?
  2. Согласны ли вы с мнением литературного критика Н.Шипилова:
  • Скажите, ребята, ваше мнение о современной отечественной литературе поменялось или нет? Есть такие, кто хотел бы поменять стикер? Почему?

Вылез, посмотрел, обрадовался

И понял – не вырваться: берите

Очарованный, детская душа,

Застыл, сощурился, глядел влюбленно

Вылили двадцать два суслика

(Скобелева О. 11Б)

  1. Домашнее задание. Написать сочинение – эссе по данному произведению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие посвящено 200-летию со дня основания Царскосельского лицея.


Символы Калмыкии. Суслик

Творческая работа ученицы 11 класса Каниной Анжелики.


Урок внеклассного чтения по рассказу З. Василенко "Суслик"

урок разработан на основе технологии критического мышления.


"Загляни в СВОЮ душу". Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу С. Висленко "Суслик"

Только через умение быть неравнодушным, принятие ключевых нравственных ценностей (сострадание, милосердие, гуманность, доверие) можно стать человеком, достойным уважения.



Читайте также: