Сочинение на тему лики страшного мира в поэзии блока

Обновлено: 05.07.2024

Поэт-символист "серебряного века" Александр Блок создал в своих стихотворениях особую, таинственную и мистическую реальность. И эта реальность полна про­тиворечий и парадоксов. Мир, к которому стремится душа Блока, - это мир Прекрасной Дамы, мир гармонии, любви и красоты. Но мир, окружающий поэта, - это беспокойный, "переко­сившийся", больной, "страшный мир". В произведениях цикла "Лики страшного мира" зву­чат трагические ноты, преобладает настроение тоски, уныния. Мало что радует автора, скорее, неприятно по­ражает, ужасает, вызывает омерзение. Вокруг него мир сходит с ума. Истинные ценности - добро, вера, любовь, красота - подменяются напыщенными лозунгами, пус­тыми словами, грубостью, развратом, пьянством, охладением и ожесточением человеческих душ: И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух. ( "Незнакомка" ) И нет просвета никакого в этой тьме, и даже небесам уже нет дела до погибающей земли: "А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск. ( "Незнакомка" ) Поэт не видит возможности скорого избавления от гнетущей тоски и бессмысленности бытия: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет. ( "Ночь, улица, фонарь, аптека. " ) Но что это? И в этом смрадном болоте мелькает образ мечты, Ее, прекрасной, неземной. Сон это или явь? Или та самая особая реальность, которая ни то, и ни другое, и которой только и жив великий символист? И каждый вечер, в час назначенный, (Иль это только снится мне?) Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. ( "Незнакомка" ) В этом "страшном мире" даже любовь искажается. Вместо открытости, нежности, смущения, радости она об­ретает рваные, угловатые формы, ее уже принято скры­вать, маскировать под что-то другое: Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки. Так говорит Блок той, что надменно отвернулась от него, презрительно и делано-недовольно бросив: "И этот влюблен" ("В ресторане"). Поэт понимает, что это пре­зрение, холодность - это все напускное, в угоду требо­ваниям холодного, бездушного мира. И она, юная, пре­зрительная, остается все такой же нежной и прекрасной: Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка. И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка. Как видение, проскользнула она мимо поэта - и по­тонула в шуме, крикливости, суете. А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви. Вот он - голос "страшного мира": даже о любви он не шепчет, не поет, а визжит. Стихотворения из цикла "Лики страшного мира" хра­нят переживания светлой души поэта, которому чужды грубость и пошлость, заполонившая мир. Но чем урод­ливей гримасы, которые корчит этот мир, тем светлее далекий образ, божественный и ясный, к которому, как к святому источнику, припадают иссохшие губы поэта.

Тема родины, России занимала в творчестве А. Блока особенное место. Россия народная, природная, с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом, давала мужество поэту и надежду на будущее. В декабре 1908 года А. Блок напишет К. Станиславскому: ". стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь".

Образ России в лирике А. Блока многомерен. Так, в раннем стихотворении "Русь" она выглядит таинственной, сказочной и прекрасной страной:

Ты и во сне необычайна,

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна.

Ощущение завороженности, заколдованности России, неоднократно возникающее в лирике А. Блока, — не только отголосок старинных преданий, но и продолжение гоголевской традиции: "Россия, как Катерина в "Страшной мести", находится во власти колдуна".

Но не только непонятной, зачарованной, застывшей рисуется родина. Это вполне реальная "нищая" страна с "утлым" жильем и ветром в голых прутьях.

В деталях пейзажа можно узнать картины средней полосы России, Подмосковья. "Шахматовские просторы и стали колыбелью любви поэта к родине. Эти дороги, деревни, дали Александр Блок получил словно бы в наследство с детства", — писала М. Бекетова, биограф поэта, в книге "Шахматово. Семейная хроника".

Третья сторона облика России — простор и воля. Неоглядные дали и свободолюбие, вольность людей, живущих на этой земле. Поэтому Россия— "дикой вольности сестра", краса ее "разбойная", ей свойственны порыв к мятежу, бунту:

Эй, встань, и загорись, и жги!

Эй, подними свой верный молот,

Чтоб молнией живой расколот

Был мрак, где не видать ни зги!

Тема России в лирике А. Блока связана непосредственно с представлением поэта об историческом процессе. В цикле "На поле Куликовом" звучит мысль о том, что родина, ее история, ее народ могут научить поэта "быть светлым", выбрать мужественную позицию и понять, что "настал твой час".

Любовь к родине в этом цикле — самое заветное, самое глубокое чувство:

О Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь.

Жена — самый близкий человек, "половина", которая дается на всю жизнь, какой бы трудной и порой мучительной она ни была. С Россией, как и с любимой, у А. Блока связано все — "жизнь или смерть", "счастье или погибель". Образ ее одухотворен, высок — ". в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда".

Блоковское понимание России, ее прошлого, настоящего и будущего — трагическое и очень личное, лирическое. Необъятные просторы, "песни ветровые", дальние дороги — такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия.

Тема страшного мира в лирике Блока сквозная, она переплетена с проблемой отсутствия духовности и бесконечных социальных противоречий в обществе. Поэт-символист акцентирует внимание на том, что в городе преобладает стихия безнравственности и губительных человеческих пороков. Творчество автора пленит вот уже которое поколение читателей, а его герои, какими бы они ни были, становятся предметом рассуждений на страницах школьных сочинений.

Тема страшного мира в лирике блока

Мотивы цикла

Мотивы страшного мира чаще всего трактуют как олицетворение буржуазного общества. Но это лишь та часть зловещего айсберга, которая на поверхности. Есть и другая, скрытая его часть: человек, погрузившийся глубже, испытывает вредоносное влияние мира. Особенно пагубно он воздействует на общепринятые нормы нравственности и морали.

Внутреннее противостояние прекрасного и порицательного доведено в цикле до высшей точки. Автору больно осознавать причастность ко всей этой скверности. Он глубоко переживает чувство собственной греховности и душевной замкнутости.

Образы героев

  • в первом — картина бессмысленности бытия;
  • во втором — предопределение человеческой судьбы;
  • в третьем — внутренний мир личности.

 лики страшного мира в поэзии блока

Произведение представляет собой рассказ о человеке, которого гнетёт грязь окружающей его действительности.

Последующие сборники

Лики страшного мира в поэзии Блока продолжают своё существование и в его последующих работах. В них он отразил определённые события и собственные душевные переживания.

Так, в свет вышли циклы:

 страшный мир блок анализ

Блок в своём творчестве поднял животрепещущие темы, которые рано или поздно встают на пути каждого человека. Это извечные душевные переживания, когда необходимо сделать решающий выбор между такими вечными ценностями, как добро и зло, любовь и ненависть, радость и уныние. Не каждому под силу преодолеть подобного рода испытание. Вот здесь и начинается чувство неудовлетворённости жизнью, которая превращается в череду монотонных и бессмысленных дней.

Не испытав негативных эмоций и не попав в трудную житейскую ситуацию, человек не оценит ярких положительных моментов. Мир предстает перед нами многогранным. Понятия гармонии и счастья у каждого свои.

Лики страшного мира в поэзии А. А.Блока

“Страшный мир! Он для сердца тесен!” (по лирике Блока)
Александр Александрович Блок – поэт – символист. Заставляют читателя задуматься, домыслить до конца, постараться самостоятельно найти ответы на жизненно важные вопросы, которые автор задает себе и людям. Каждый смех имеет свою необычную мелодию и ритм, что помогает нам не только представить нарисованную картину, но и услышать и почувствовать все то, что хотел сказать поэт. Нет просто слов, которые ничего не значат, здесь каждая мелочь имеет смысл, без которого наше понимание было бы не совсем полным. На мой взгляд, в своих произведения Блоку важно не только нарисовать реальный мир, но и изобразить всю его глубину, сущность нашей жизни. В цикле стихов “Город” пошлость и мерзость уже не замечаются, души начинают мертветь, что страшно для поэта, который всю жизнь ищет идеал духовной красоты. Он не хочет, чтобы этот процесс продолжался, и взывает к людям, которые еще не совсем омертвели душой.
Лирический герой Блока – рыцарь, певец “Прекрасной Дамы”, идеальный герой, живущий в волшебном мире, способный любить, с пылким сердцем и широкой душой. Его цель— найти Ту, которой он будет служить. Пока это только образ, но, может быть, Она существует и в реальном мире? Проходит время, и наш герой разочаровывается, спускается с облаков на грешную землю и попадает в “страшный мир”, в котором живут сотни таких же разочаровавшихся личностей.
В цикле стихов “Страшный мир” Блок как будто снимает радужную оболочку с нашей жизни и хочет показать реальность. Ему самому больно осознавать, что под ней одна чернота, пошлость и грязь, но самое страшное – признаться, что и он сам является частью этой мерзости. Так что же такое “страшный мир” Блока? Мне кажется, что для него, самым опасным в этом мире являются “мертвецы” — люди, потерявшие самое главное в жизни — душу, они теперь живут только плотью и только для плоти , ” но надо, надо в общество втираться” и отравлять других ядом, ведь плохие поступки никогда не проходят бесследно, они обязательно задевают множество людей.
В цикле “Жизнь моего приятеля” в тридцать лет человек осознает, что сердца нет. Как же с эти жить дальше? Он не способен испытывать самого прекрасного чувства на земле – любви, так как она для него “змеиный рай – бездонной скуки ад”. В “страшном мире” — мире “мертвецов” и природа такая же. Луна, волшебная и таинственная, там – “диск большой, заливавший все в природе нестерпимой желтизной”. Желтизной, значит – враждебностью и пошлой повседневностью. Человек без сердца и без души видит окружающий мир в мерзких тонах:
Вон месяц, как палец, над кровлями громад
Гримасу корчит мне…
/Возвращаясь к стихам цикла “Жизнь моего приятеля”, нужно отметить, что здесь Блок показывает самый страшный грех – отчаяние. Он уверен, что нет ничего страшнее отчаяния. Поэту трудно признаться, что омертвение происходит и с ним, не хочется верить, что и в его жизни записан последний грех, после которого жизнь уже не жизнь.
Говорят черти: “Но толпой мы все, как ангелы чисты”. Черти считают себя ангелами, разве такое возможно в мире, где живут люди, чистые душой и умеющие любить, живущие не только плотью? Конечно, нет! Вот в этом и заключается суть страшного мира, где черти, как ангелы. Даже смерть говорит:
Я отворю. Пускай немного
Еще помучается он.
Смерть не хочет его впускать, потому что это просто “стон”, а не человеческий голос. Уже само название цикла “Страшный мир” заставляет читателя задуматься. “Пляски смерти” — бешеный вихрь, страшный танец. Почему смерть торжествует? Мертвецов все больше, царство смерти растет, ей не нужно плакать, она радуется в своих бешеных плясках. В цикле “Жизнь моего приятеля” Блок фактически рассказывает о самом себе, но, как и любому человеку, ему страшно признаваться, что его жизнь полна “мелочных забот”, а душа “безрадостная и черная”. Поэтому он и пишет о себе, как о каком-то своем приятеле, как будто не его жизнь, а чья то другая превращается в ничего и чья-то чужая душа умирает, но не его самого. Все так ужасно! Человек полностью запутался, жить без сердца просто невозможно, потому что и плоть постепенно погибает.
В “страшном мире” у человека один путь: сначала умирает душа, потом тело, значит, жить невозможно. Этот мир у Блока, на мой взгляд, уж очень ужасен, поэт слишком трагично воспринял реальный мир, увидел всю эту мерзость, и от этого его собственная жизнь стала ужасной. Тьма и грязь затмили все прекрасное. Конечно, он больше не мог видеть света и радости, и от этого, наверное, так рано умер. “Страшный мир” поглотил талантливого поэта и прекрасного человека.
Нашу жизнь можно назвать “страшным миром”, в котором много пошлости и грязи. И все-таки я думаю, что в жизни есть и много светлого, чистого. Важно только разглядеть этот свет среди мглы. Каждый человек должен увидеть свой лучик, не обращая, внимания на попытки “мертвецом” отравить ядом. Главное не потерять свои душу и сердце, тогда будут и силы, чтобы победить весть этот “страшный мир”…

Блок… “Имя твое — птица в руке.
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движение губ.
Имя твое — пять букв…”
И как бы вторя пронзительным строкам Цветаевой, звучит у Блока:
Страшный мир! Он для сердца тесен!
В нем — твоих поцелуев бред,
Темный морок цыганских песен,
Торопливый полет комет!
Наверное, эти стихи связываются с обликом неповторимого поэта России оттого, что он сумел с редкой художественной силой и убедительностью выразить в своем творчестве и себя. Личное и общественное со временем так тесно переплелись в его поэзии, что их невозможно отделить друг от друга.
В легком сердце — страсть и беспечность,
Словно с моря мне подан знак.
Над бездонным провалом в вечность,
Задыхаясь, летит рысак.
Начиная со “Слова о полку Игореве” тема любви слилась с темой родины и стала ведущей в творчестве выдающихся русских писателей. Важной она была и для Блока. Он сумел увидеть в России и тютчевскую тайну, и некрасовскую убогую деревенскую Русь, и летящую вдаль гоголевскую птицу-тройку. Но, пожалуй, ни у одного из писателей патриотическая тема так полно не сомкнулась с любовной, интимной лирикой, как у Блока. Нетрадиционным стал блоковский образ родины-невесты, жены, Прекрасной Дамы, Вечной Женственности. Не как мать любит Блок Россию, а как возлюбленную. Но ее облик постоянно меняется. Прекрасная Дама оборачивается то Незнакомкой то проституткой, являя собой новые и новые лики России. Сначала, как невеста или жена, она напоминает небесную возлюбленную. В стихах “На поле Куликовом” она охраняет спящих воинов.
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите
Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
У Блока даже в щит воина, готовящегося к битве, вместо нерукотворного Спаса вписан образ “светлой жены”. Но в лирике поэта его возлюбленная — родина — принимает и другие черты. Блок подсмотрел в ней что-то буйное, хмельное, страстное, что властно прорывается сквозь лик богоизбранной невесты, благочестивой девы.
Там прикинешься ты богомольной,
Там старушкой прикинешься ты,
Глас молитвенный, звон колокольный,
За крестами — кресты да кресты…
Только ладан твой синий и росный Просквозит мне порою иным… Hefr, не старческий лик и не постный Под московским платочком цветным! Нет, родина Блока не смиренная кроткая дева или богомольная старушка, а полная сил и страсти женщина, наделенная “разбойной красой”. Значит, Россия предстает у Блока не только поэтической, одухотворенной и прекрасной, но и нищей — с серыми избами, расхлябанными колеями, острожной тоской, унылой песней ямщика. Здесь в этой контрастности выступает острое противоречие между идеалом и действительностью, которое и порождает трагические предчувствия поэта. Но в то же время Блок верит в будущее отчизны, в то, что она преодолеет все беды и невзгоды. И обрести эту веру ему помогает Гоголь, к которому не раз обращается поэт в своей публицистике. В свое неспокойное, жестокое и противоречивое время сквозь десятилетия слышит Блок взволнованный голос великого писателя XIX века, призывающего русских людей любить не только прекрасную Россию, но и убогую, нищую, переполненную болезнями и страданиями родину. Тревожный мотив летящей птицы-тройки проходит через всю поэзию и публицистику Блока, приобретая новое неожиданное звучание. В статье “Интеллигенция и революция” поэт в “чудном” звоне колокольчика слышит тот возрастающий гул, который предвещает революцию. “Что, если тройка, вокруг которой “гремит и становится ветром разорванный воздух”, — летит прямо на нас?” — писал Блок в 1908 году. Поразителен пророческий дар писателя, который провидит грядущую трагедию России, где прямо “под ногами бешеной тройки” нашли гибель десятки тысяч русских людей. Гоголевская птица-тройка преображается у Блока в “степную кобылицу” в цикле “На поле Куликовом”.
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Остановись!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Когда читаешь эти стихи, возникает ощущение, что бешеная, захлебывающаяся скачка, которую невозможно остановить, должна завершиться катастрофой. Россия неудержимо несется к своим страшным годам. Это прозрение Блока особенно подчеркивается последними строками, которые означают уже не только человеческий бунт, но и бунт неба. Как новое пророчество о будущем, появляется у Блока новый образ Возлюбленной — России: “пьяная Русь”, “разбойная краса”, “роковая, родная страна”.
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, — Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты…
Да, любовь несовместима с жалостью, она же дает поэту твердую веру в Россию, в то, что она выстоит, не погибнет, несмотря на кровь и страдания. Пусть будет больше одной слезой, но все равно все те же “лес и поле, да плат узорный до бровей” — у России. Кровавый отсвет от дней войны и “дней свободы” не может затуманить ее “прекрасные черты”. В замечательном стихотворении “Грешить бесстыдно, беспробудно” с жестоким реализмом изображается то злое, низкое, подлое и пошлое, что есть в России. Изображено в дальнейшем и лицо, которое олицетворяет здесь эти качества, несколько раз крестится, целуя “столетний бедный и зацелованный оклад”, кладет грошик, а дома на тот же грош обсчитывает ближнего и, икнув, отпихивает голодного пса от двери, чтобы затем “на перины пуховые в тяжелом завалиться сне”. Много душевных сил и истинной любви нужно иметь поэту, чтобы и после этого сказать:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
Верно заметил Гумилев, что из некрасовских заветов любить отчизну “с печалью и гневом” Блок принял только первый. Страшная, пьяная, преступная Россия, предстающая в стихах Блока, не убивает светлых, оптимистических надежд поэта на великое будущее родной страны. Его волнуют не политические судьбы России, а спасение ее живой души. Может быть, поэтому Блок находит образ, издавна символизирующий любовь и добро, которые все-таки должны воцариться в мире. Это образ Христа — Сына .Человеческого, который так же, как и художественное воплощение Вечной Женственности, возникает в интимно-личных переживаниях поэта. Блок знал, что политическая реакция преходяща; что через нее придется выйти на путь борьбы за вселенскую идею. И тогда сквозь “тьму исторической ночи” проникнут в души людей лучи нового мира. И этот свет, означающий духовно-нравственный поиск народа, несет в себе образ Христа.
Христос! Родной простор печален,
Изнемогаю на кресте.
И челн твой будет ли причален
К моей распятой высоте?
В этом риторическом вопросе звучат и боль, и отчаяние, и надежда. Здесь появляется и развивается мотив “сораспи-нания” с родиной, которая всегда была для Блока и смыслом, и целью его поэзии. Образ России в душе поэта “светел навсегда”. Он давал ему силу, рождал волю к жизни, внушал надежду. Поэтому и сейчас по-прежнему
Горит звезда Вифлеема
Так светло, как любовь моя.

Название: Лики страшного мира в поэзии А. А.Блока
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение

Лики страшного мира в поэзии А. А.Блока

Читайте также: